к. ( Constantiniu, Papacostea. 1964. P. 1129-1140). В 1420 г. Александру I отбил атаку турок на крепость Четатя-Албэ. В конце правления он поддержал Литовского вел. кн. Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича , выступавшего за разрыв унии с Польшей. Войдя в союз с Литвой, Александру I попытался возвратить М. к. обл. Покутье. Однако молдо-литов. коалиция потерпела поражение. Битва у Баи в 1467 г. Гравюра из «Хроники венгров» Яноша Туроци. 1488 г. Молдав. митрополит как глава Церкви был 2-м после князя лицом в гос-ве. Он принимал участие в выборе господаря и его коронации (помазании), а также в осуществлении законодательной и судебной власти. После митр. Иосифа I К-польская Патриархия назначала в М. к. митрополитов-греков, занимавших до этого другие митрополичьи кафедры. Поскольку митрополиты, особенно в условиях готовящегося Ферраро-Флорентийского Собора , больше внимания уделяли проблемам К-поля, чем М. к., главную роль в развитии Церкви и монашества в молдавском обществе играл господарь. Самым древним известным в М. к. является Нямецкий в честь Вознесения Господня монастырь (Нямц), построенный митр. Иосифом I во время правления Петру I Мушата. К 1398 г. относятся сведения о мон-ре Пробота (Пояна), а к 1402 г.- о мон-ре Молдовица . В первые годы правления Александру I был построен муж. мон-рь Бистрица - буд. некрополь господаря. В период правления Александру I были также основаны мон-ри Хумор , Кэприана , Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского и др., ставшие главными духовными и культурными центрами страны. Широкое распространение в М. к. того периода получила разножанровая письменная культура на слав. языке. При Александру I крупным культурно-духовным центром стал Нямецкий мон-рь. В монастырском скриптории переписывались религиозные, юридические, исторические тексты; рукописное искусство развивалось в нескольких аспектах (каллиграфия, декоративное искусство - оформление фронтисписов, виньеток, инициалов, изобразительное искусство - миниатюры). Известен каллиграф мон.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ [болг. Доротей], архиеп. Охридский (не ранее 1451/52 г.- не позднее окт. 1466). Нижняя граница управления Д. Охридской кафедрой отсчитывается от упоминания его предшественника, архиеп. Николая, в утраченной в наст. время надписи о росписи ц. Всех святых в с. Лешани близ Охрида (из-за ошибочного копирования надписи, сделанной В. И. Григоровичем , в литературе долгое время считалось, что предшественника звали Никодимом; см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. 21. С. 213-233). Причины султанской опалы на Д. и его высылки из Охрида неясны. Димитрий Кратовец туманно упоминает «некоторую крамолу междоусобную». В апр. 1466 г. молдав. правитель (воевода) Стефан Великий направил Д. послание с просьбой прислать полномочных представителей для поставления нового митрополита (по всей видимости, Романского) вместо скончавшегося Виссариона. Обращение молдав. господаря в Охрид было вызвано тем, что при Д. (либо его непосредственном предшественнике) епархии Молдавии и Валахии перешли (вероятно, в 1459) под юрисдикцию Охридской архиепископии (с 1439 и до полного завоевания Сербии турками эти епархии, не признавшие Ферраро-Флорентийской унии, находились под главенством Сербского патриарха); в обращении Стефан титулует Д. среди прочего «Дакийским». В окт. 1466 г. Д. ответил на эту просьбу, сообщив о высылке его с рядом охридских бояр и клириков в Стамбул, и благословил избрание нового митрополита на «законных правилах» местными епископами с участием митр. Угровлахии Макария. Оба послания сохранились в совр. событию списке, обнаруженном Григоровичем в 1845 г. в б-ке одного из валашских мон-рей (в Бистрице?) (РГБ. Григор. 27.II/М. 1707.II), восходящем, судя по ресавскому правописанию, к материалам архиепископского архива. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия от падането и подъ турците до нейното унищожение, 1394-1767. София, 1932. Т. 2. С. 15, 42-43, 183-184, 256-257, 308, 378, 386, 391, 397-398. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180265.html

В Молдавии состоялась канонизация митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони) 6 сентября 2016 г. 16:13 3 сентября 2016 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в Каприянском Успенском мужском монастыре. За богослужением, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года ( журнал 68 ), состоялось прославление в лике местночтимых святых митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони; †1821). Память святителю Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, Синод постановил совершать 30 марта (12 апреля) в день его преставления ко Господу. Его Высокопреосвященству сослужил сонм архиереев и духовенства из Молдавии, России и Украины, сообщает сайт Православной Церкви Молдовы . Вместе с тысячами верующими за Литургией молились представители правительства Республики Молдовы. Прямую трансляцию праздничного богослужения вели десятки телевизионных каналов Молдавии. В ходе Божественной литургии была совершена последняя панихида перед мощами митрополита Гавриила, после чего был торжественно зачитан Томос о канонизации и краткое житие прославляемого святого. После того как впервые были пропеты тропарь, кондак и величание святителю Гавриилу, глава Православной Церкви Молдовы вместе с собором архиереев совершил славление перед ракой с его мощами. Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Бистрице в Трансильвании, которая в то время входила в Австро-Венгерскую империю. Григорий Бэнулеску-Бодони учился в Семиградской учительской семинарии, затем в духовных школах Греции. В 1779 году он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1781 году рукоположен Молдавским митрополитом Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил в Ясской митрополии. В 1782 году по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переехал в Полтаву, был преподавателем, затем инспектором в Славянской духовной семинарии. Затем по причине болезни пребывал в Яссах. В 1788 году стал ректором Екатеринославской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/4606678.ht...

Мужской монастырь Липле Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Липле (серб. Манастир – монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположен на границе общин Теслич и Котор-Варош Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Содержание История [ править править код ] У подножия горы Борье, вдоль реки Бистрицы, в 25 км к западу от Теслича находится монастырь Липле. Народное предание приписывает основание монастыря Стефану Немане и святому Савве . Над западным входом написано, что обитель была основана в 1219 году, но сама надпись была сделана только в 1879 году. Поселение Липле упоминается в 1273 году, но сам монастырь был упомянут только во второй половине XV века в помяннике монастыря Добрун , где были перечислены имена липлянских монахов. Сам помянник утрачен 6 апреля 1941 года в ходе немецких бомбардировок Белграда. В 1576 году упомянуто рукоположение в сан священника липлянского монаха Илии. В XVII в. монастырь был дважды разрушен: в начале века – в результате наводнений, а в конце века – после поражения Австрии в войне с турками, когда он был полностью опустошен. Во время Второй Мировой войны монастырь пострадал от немецких бомбардировок. Монастырская церковь первоначально была посвящена Святому Николаю Чудотворцу. В начале XVII века в Липле действовала мастерская по переписи книг – скрипторий. Согласно записи писца Даниила, в 1615 году монастырь переживает наводнение, разрушившее его до основания. В воде погибли десять монахов и четыре дьякона, сумели спастись только трое монахов. Возможно, что эта запись относится не к самому монастырю Липле, а к его подворью в каньоне реки Бистрица, потому что это бы значило, что монастырская церковь построена после 1615 года, что в свою очередь противоречит данным научных исследований. Такую точку зрения разделял профессор Светозар Душанич. В конце XVII века, в ходе Великой турецкой войны, монастыри Липле и Ступле были уничтожены турками. Их братия бежала в славонский монастырь Ораховица . Они перенесли в Ораховицу также и книги из своих монастырей, где те хранились вплоть до войны 1991 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Изображения события Обретения Креста равноап, императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с Патриархом Макарием, а чин Воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе. В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне свт. Иоанн Златоуст . Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета. Обряд Воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху 121 . См. роспись монастыря Святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494 год. В русских иконах XV-XVI столетий изображение Воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV века). Другой вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений св. равноап. Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии). 121 Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 171. Читать далее Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание)/Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воздвижение Креста Господня: иконы Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. 26 сентября, 2011 Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв. Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др. Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве. Иконы Воздвижения Креста Господня

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Календарь Материалы 6 октября 2006 г. [Интернет-журнал/Общество] А. Самарина Труды Русской Православной Церкви за рубежом для всего русскоязычного православия мы оценили уже в начале 1980-х годов, когда у нас появился пятитомный «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Позднее, когда при храмах стали открываться воскресные школы, этот труд клирика Зарубежной Церкви стал главным учебником для первых преподавателей-подвижников. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Антоний (Храповицкий) Мы сказали, что это восстановленное Христом единство естества верующего человечества и есть Церковь. И как первое богозданное единство естества было не отвлеченным понятием, а реальной живой силой, которая постоянно давала себя чувствовать в человеческом сердце, во множестве святых, так и Церковь не есть просто сумма множества отдельных людей, ни правовое или правительственное учреждение, но прежде всего та основанная Христом жизнь, благодатная и святая, которая нерушимо и непоколебимо будет существовать на земле до Второго Пришествия Его. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Монастырь Подврх находится неподалеку от города Бело Поле около истока реки Бистрицы. Надпись на одной из каменных плит свидетельствует, что монастырский храм был построен в 1606 году. На протяжении долгого времени монастырь был практически забыт. Честь его открытия принадлежит ученой Анике Сковран. Благодаря прекрасным фрескам и резному иконостасу монастырский храм относят к наиболее значимым памятникам средневековой культуры в этих краях. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор автро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Глупость и ум Новости 6 октября 2006 г.

http://pravoslavie.ru/archive/061006

Дата памяти святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) определена 12 апреля по новому стилю 5 сентября. ПРАВМИР. В Молдавии причислили к лику святых Митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони), который первым возглавил молдавскую православную церковь после вхождения этого края в состав Российской империи. Как сообщается на сайте Православной Церкви Молдовы канонизация святого прошла в Каприянском Успенском мужском монастыре. Торжественное богослужение возглавил глава Православной Церкви Молдовы Высокопреосвященный Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. Ему сослужили архиереи из Молдовы, России и Украины. В ходе Божественной литургии была совершена последняя панихида перед честными мощами Митрополита Гавриила, после чего был торжественно зачитан Томос о канонизации и краткое житие прославляемого святителя. В завершении торжественного богослужения, с архипастырским словом ко всем присутствующим обратился Митрополит Владимир, в котором призвал всех верующих молиться и прославлять Господа и Спаса Иисуса Христа за дарование Церкви нового угодника Божия. Дата памяти святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) определена 30 марта (12 апреля по новому стилю), в день его преставления ко Господу. Митрополит Гавриил (в миру Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в Бистрице, Трансильвания, умер в 1821 году в Кишиневе. Был епископом в составе Константинопольского Патриархата, впоследствии перешел в Российскую Православную Церковь. Был митрополитом Екатеринославским и Херсоно-Таврическим, Киевским и Галицким, Кишиневским и Хотинским. Благодаря ходатайству Бэнулеску-Бодони столицей Бессарабской области стал Кишинев. Бодони является учредителем двух храмов в Тирасполе до революции — Покровской единоверческой церкви и Николаевского собора. Оба они были разрушены в XX веке. По настоянию Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-moldove-prichislili-...

Монастырь на орлиных высотах (версия для печати)/Православие.Ru Монастырь на орлиных высотах Православие.Ru , 18 июля 2006 г. Монастырь Арнота / Арнота Арнота – это румынский Афон, высокая гора, по склонам которой монашеские скиты и пещеры поднимаются большими, постепенно суживающимися, концентрическими кругами все выше и выше к вершине. У подножия лежит монастырь Бистрица, с неприступным и суровым обликом, хранящий самое большое сокровище Вылча – мощи святителя Григория Двоеслова. Выше по склону горы расположены скиты и кельи, вырубленные некогда неизвестными пустынниками в податливых скальных породах. Крутой и утомительный путь наверх приводит, наконец, к вздымающейся вертикально скале, венчаемой орлиным гнездом – Арнотой. Там спит вечным сном Матей Басараб, великий исторический деятель и ктитор многих церквей Валахии и Афона. Мунтенийский господарь взирает на свою страну и народ, избрав своим последним троном суровые пики Арноты, с которых в редкие ясные дни можно видеть внизу петляющую серебряную ленту реки Олт и, там, вдали, окрестности Сибиу в сердце Трансильвании. Руины на вершине горы Дорога к монастырю все поднимается и поднимается вверх, изобилуя поворотами, предательски раздваивается; какой-либо указатель отсутствует. Езда по такой дороге тяжела и утомительна, даже путешествуя в такой мощной машине как наша. Вокруг, как нам кажется, нет ни одной живой души; царит полная заброшенность. Без матушки Мелетии, которая нас сопровождает, мы наверняка бы заблудились. Проходит какое-то время, пока не оказываемся на месте. Словно выросший из массивных горных пород, посеревший от дождей, монастырь непоколебимо стоит на скальном отроге. Здесь конец света. В Арноте останавливаются все. Дальше можно подниматься только в небо. С монастырского двора зима, казалось, никуда не уходила. Холодная сырость и пятна снега на земле говорят о погоде переменчивой и коварной. Вид совсем не идиллический открывается нашему взору. Пребывая в запустении на протяжении десятилетий, почти все постройки в Арноте пришли в бедственное состояние – кельи, церковь, особенно ее фундамент.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церковь сильно пострадала от землетрясений, потрясших Крайову в XIX веке, особенно в октябре 1802 г. и январе 1838 г., когда рухнули башни и своды и обрушилось крыльцо. Ремонт включал замену двух стенных башен одной из досок. Состояние церкви снова ухудшилось, потребовался новый ремонт. В 1855 году, во время правления Барбу Штирбея, с помощью святого Калиника, епископа Рамничского и Северина, сапожник во главе с аббатом Петку построил колокольню, закрыл крыльцо и отремонтировал церковь без башен и внутренних сводов и построил деревянную башню, покрытую оловом над нартексом. Оригинальная фреска была написана в 1788 году художником Попой Георге по старой фреске церкви, образцы которой до сих пор хранятся в притворе. В 1855 году он был покрыт слоем извести, на котором художник Крайовы Костаче Петреску сделал новую роспись маслом (тот, кто также расписал в Крайове церковь Мантуляса и церковь Св. Иоанна-Геры). В 1883 и 1903 годах роспись была отмыта и частично отреставрирована. В период 1987-1994 годов, среди других работ в церкви Святых Апостолов Петра и Павла, была проведена реставрация оригинальной росписи, которая была дополнена новой росписью в тех местах, где она отсутствовала. Роспись была отреставрирована художником Даном Неаму - держателем контракта и координатором, который реставрировал все росписи (он также реставрировал роспись в Крайове церквей вмч. Георгия (Sfantul Gheorghe cel Nou), Мынтуляса (Mantuleasa) и собор вмч. Димитрия) вместе с профессором художником Теодорой Янкулеску Спэтару ( восстановил роспись в алтаре), профессор Думитру Будицэ (отполировал иконостас), художник Адриан Баница (расписал в башне с притвора и крыльца под руководством художника Дана Няму). Церковь Святых Апостолов сильно пострадала в результате землетрясения в ноябре 1940 года. Согласно Ежегоднику церкви Олтенияская митрополия - церковная жизнь в Олтении за 1941 год, приход церкви Святых Апостолов насчитывал 322 семьи и 1145 человек и имел приходскую библиотеку с 164 томами. Ремонтные работы по проекту архитектора Янку Л. Атанасеску начались только в 1957 году. Со временем Атанасеску принимал участие в проектировании и реставрации многих церквей и монастырей в Олтении (Козия, Корнет, Говора, Динтр-ун-Лемн, Половраги, Гура-Мотрулуй, Топольница, Хорезу, Арнота, Бистрица, Мофлени, Джитиану, Садова и др.), а также реализация проектов по реставрации нескольких гражданских исторических памятников (дом Глоговяну, дом Бэний, пристройка Дворца Правосудия - сегодня Университет Крайовы). Ремонт церкви Святых Апостолов был завершен в 1959 году, расходы на него взял на себя районный народный совет Крайовы.

http://sobory.ru/article/?object=54169

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010