Ну и, конечно, появились завистники и враги, которые преследовали его всю жизнь: гонения и лишение монашества, затем работа иконописцем в небольшой бухарестской церкви. Святой из Прислопа Могила о. Арсения (Бока) Духовная дочь батюшки носит не только его имя, она ему обязана всем. Он научил ее горячо молиться, постоянно читать Патерик и Псалтирь, утвердил ее в решимости пройти через любые испытания. Стремившуюся как можно быстрее принять монашеский постриг девушку отец Арсений направил сначала в монастырь Бистрица, чтобы она закончила там школу. Затем он предложил ей побывать в нескольких монастырях и выбрать наиболее близкое ей по духу место, следя при этом внимательно за теми знамениями, что дает Господь. Но где бы она ни оказывалась, с ней постоянно что-нибудь случалось. В олтенийском монастыре Рождества Богородицы ее покусали собаки, в Сурпателе у нее пропали деньги и ни в чем не было удачи, в Бистрице она заболела после сильного наводнения. «Куда мне теперь идти, батюшка?» – спросила она, испуганно, и ее умудренный духовник улыбнулся, что случалось с ним крайне редко: «Как и при пострижении в монахини, тебе нужно просить об этом, отталкивать ножницы, которыми тебя собираются постричь». Он благословил ее отправиться в Вифорыту, зная, что она обретет там себе пристанище до конца свой жизни. Матушка Арсения исполняет в Вифорыте великое послушание. На протяжении 44 лет все, что она делает, совершается по совету и указаниям его – великого духовника Трансильвании. В тяжелые минуты она обращается к нему с молитвой и просит помощи. Два раза в год – 8 мая, в день памяти преподобного Арсения Великого, и 28 ноября, в день кончины батюшки, – она отправляется в Прислоп, чтобы получить духовную поддержку на его могиле близ стен монастыря. Она вспоминает его слова: «Не плачьте, поскольку там, на небесах, куда я ухожу, я смогу больше помогать вам, молясь за вас». Матушка не сомневается в этой помощи, как не сомневается в чудесах, совершаемых отцом Арсением и по сей день. Даже к самым незначительным вопросам она относится очень серьезно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Престольный праздник здесь приходится на 8 ноября по юлианскому календарю. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костаманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Монастырь святых Архангелов в Косово Монастырь святых Архангелов расположен в 3 км от Призрена, в долине реки Бистрицы. Обитель является задужбиной царя Стефана Душана, который в период между 1343 и 1352 годами построил здесь большую Лавру. Первоначально монастырский комплекс включал в себя большой храм святых Архангелов, храм святителя Николая, многоэтажные братские корпуса, библиотеку, больницу и просторную трапезную. Некогда братство монастыря насчитывало более сотни монахов. В 1455 году, после захвата Призрена, турки ограбили монастырь. Подвергавшаяся постоянным притеснениям и нападениям обитель вскоре опустела, и со второй половины XVI века началось ее постепенное разрушение. В 1615 году Синан-паша построил в Призрене большую мечеть из камней монастырского храма. Восстановление монастыря началось в 1995 году. Был построен новый братский корпус с домашней церковью. Перед началом военных действий в 1999 году планировалось перенести в монастырь епархиальный центр и развивать здесь активную издательскую деятельность, но дальнейшие трагические события помешали осуществлению этих планов. После прекращения бомбардировок и ухода югославской армии монастырь довольно быстро оказался под защитой немецкого контингента КФОР, и его братия, с Божией помощью, осталась в родной обители. Но все же монастырь понес тяжелую утрату: непосредственно после прихода КФОР экстремисты из Освободительной армии Косово похитили насельника монастыря монаха Харитона (Лукича). 8 августа 2000 года обезглавленное и изувеченное тело отца Харитона было найдено в захоронении на кладбище одной албанской деревни. В кармане подрясника лежали паспорт и монашеские четки. При этом голову о. Харитона найти так и не удалось. В монастыре продолжали жить и подвизаться восемь насельников. Монахи занимались резьбой по дереву и другими монастырскими послушаниями. Время от времени оставшиеся еще в Призрене православные приезжали в монастырь на Божественную литургию. 17 марта 2004 года во время беспорядков, охвативших весь край, монастырь был захвачен и сожжен толпой албанцев. Немецкие военнослужащие КФОР просто эвакуировали монахов на свою базу, не оказав нападавшим никакого сопротивления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Одним из значительных центров ювелирного дела на Балканах был г. Чипровци. Продукция чипровских ювелиров была распространена по всей территории Балканского п-ова и отличалась разнообразием. Мастера создали ряд новых пластических принципов, архитектонических форм и орнаментальных фризов, первыми начали украшать ветви креста коваными и ажурными конструкциями в форме храма с куполом. 2-м по значению центром ювелирного дела в северо-зап. болг. землях был г. Враца, где на протяжении почти 80 лет активно работала ювелирная мастерская. Чипровские и врачанские мастера занимались гл. обр. изготовлением церковной утвари, значительная часть изделий датирована и подписана, известны имена мастеров Николы и Пала из Чипровцев, создавших оклады напрестольного креста (1611, СНИМ) и Черепишского Евангелия (1612). Сложную иконографическую программу имеет изготовленный мастером Петром Йоановым дискос из Бачковского мон-ря - одно из самых совершенных произведений чипровских ювелиров. В 1626 г. чипровские мастера изготовили для мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия) дарохранительницу в форме храма (СНИМ); по заказам серб. ктиторов работали мастера Лука (чаша, 1652), Неделко (напрестольный крест для мон-ря Хопово, 1654), Никола Неделкович (2 киота для мон-рей Врдник и Крушедол, 1705 и 1707). Ювелиром был также кнез (правитель) Франко Марканич, изготовивший оклад Евангелия для мон-ря Бистрица в Румынии (1642). Мастера из Чипровцев Яков и Марко по поручению мон-рей Тисмана и Снагов (в Валахии) создали 2 дарохранительницы и реликварий (1671, 1673-1674). Врачанские ювелиры Мавруди, Никола Янов и Костадин занимались изготовлением окладов крестов и напрестольных Евангелий на протяжении более 40 лет. Вмч. Георгий Победоносец. Икона из Тырнова. XVII в. (НХГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из Тырнова. XVII в. (НХГ) В числе лучших памятников ювелирного искусства поствизант. периода были и изделия, созданные мастерами софийской школы. Мастер Матей изготовил оклады 2 Евангелий, предназначенных для Рильского мон-ря (1577) и для ц.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Большинство из тырновских монастырей связано с ктиторской деятельностью Асеновых и их преемников. Выделяются монастыри Великая Лавра свв. 40 мучеников, монастырь св. Богородицы Путеводительницы на холме св. Гора, св. Иоанна Рыльского на холме Трапезица, св. Марка на берегу р. Янтры, св. Богородицы Темницкой напротив холма Царевец. В Еленской возвышенности к югу от Тырново возникает Капиновский монастырь св. Николы (1272 г.), Плаковский монастырь св. Илии, Мерданский монастырь свв. 40 мучеников, и др. Окрестности Софии — склоны Витоши и южные склоны Старапланины — также усеяны монастырями: Драгалевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Кремиковский монастырь св. Георгия, Урвичский монастырь св. Николы, Кокалянский монастырь св. Архангела Михаила, Кладницкий монастырь св. Николы. Позднее оформляется группа монастырей «Софийская Святая гора», которую еще называют «Малой Святой горой», объединяющая четырнадцать монастырей во главе с Бистрицким монастырем св. Георгия. Такие монастырские группы создаются и около города Сливена с центром в Сотиров-ском монастыре св. Спаса возле Асеновграда и в других местах. В Северо-Западной Болгарии был основан Клисурский (Врештицкий) монастырь святых Кирилла и Мефодия, Етропольский монастырь св. Троицы («Варовитец»), Дряновский монастырь св. Архангела Михаила, основанный в 1190 г. Асеновыми в честь победы над византийцами, достигает наивысшего расцвета во второй половине XIV b., когда здесь существует школа по подготовке литературных деятелей и переписчиков книг. Лясковский монастырь свв. Петра и Павла также основан в честь освобождения Болгарии от византийского владычества. Известны также Арбанасский монастырь св. Николая, Арбанасский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский монастырь, основанный в XIV b. при поддержке царя Ивана Александра, к концу Второго Болгарского царства превратившийся в один из важнейших духовных и просветительных центров болгарского народа, Ивановский наскальный монастырь в пещере, Аладжа — наскальный монастырь Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Чтобы избежать жестокости со стороны турок, многие люди на завоеванных территориях приняли ислам или мигрировали на север Дуная. Дружеские отношения между румынскими господарями и сербскими и болгарскими династиями, а также единство веры и общий литургический язык благоприятно способствовали этой миграции. Вынужденные покидать свою страну, беженцы брали с собой свои культурные сокровища: рукописи, облачения, иконы. На новые территории пришли монахи-славяне, проживавшие в духовной атмосфере горы Афон, и, при денежной поддержке румынских господарей, основали крепкие каменные монастыри, ставшие вскоре настоящими культурными центрами. Наиболее известный среди этих монахов — Никодим, который, по прибытии в Валахию, основал два монастыря: один в Водите на Дунае, другой, который существует и сейчас, в Тисмане. Сербское влияние не ограничилось Валахией, некоторые из учеников Никодима добрались до Нямца и Бистрицы (Молдавия и Трансильвания), где они основали новые монастыри. В Трансильвании религиозное сообщество румын выжило вопреки политике окатоличивания, проводимой королями Венгрии. Сохранению своей веры помогало существование ряда православных монастырей в XI–XIV веках: некоторые из них закрылись, некоторые существуют до сих пор. Между государством и Церковью была своеобразная «симфония», в византийском духе. В XIV–XVIII в.в. Церковь в Валахии и Молдавии играла важную роль в политической жизни этих княжеств и целиком определяла их культурную и социальную деятельность. Замечательно, что язык, который использовался обеими Церквами, был славянский. Румынские господари защищали свою веру перед лицом турецкого нашествия и были глубоко втянуты в церковную политику своего времени, сами назначали епископов; таким был Стефан Великий на территориях, завоеванных им в Трансильвании, и Михай Храбрый, который планировал создать союз Румынских Церквей из трех провинций — Трансильвании, Валахии и Молдовы. Они были основателями церквей, монастырей, также весьма щедро жертвовали на монастыри, скиты или храмы Афона, Константинополя, горы Синай или Иерусалима. Новые церкви, часовни, сторожевые башни были построены с помощью румын. Румынская Православная Церковь помогала другим христианским Церквам в печатании книг на греческом, арабском и грузинском, особенно тем, которые находились под османским правлением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В сент. 1726 г. выборное собрание бояр и настоятелей мон-рей предложило митр. Белградско-Карловацкому Моисею (Петровичу) 3 кандидатов, из к-рых на утверждение императора он выдвинул настоятеля мон-ря Говора игум. Стефана. Интронизация состоялась в марте 1727 г. в присутствии еп. Тимишоарского Николая (Дмитриевича), делегированного митр. Моисеем, однако из-за занятости митр. Моисея хиротония откладывалась, и Стефан скончался в церкви 20 авг. 1727 г. (есть мнение, что он был отравлен). Выборное собрание в сент. 1727 г. вновь предложило 3 кандидатов, по рекомендации местных австр. властей император 11 мая 1728 г. утвердил кандидатуру настоятеля мон-ря Брынковени игум. Иннокентия. Он был хиротонисан в Белграде митр. Моисеем и поставлен на престол в Рымнике еп. Тимишоарским Николаем (Дмитриевичем). 27 апр. 1729 г. был издан имп. декрет, согласно к-рому следовало детально изучить положение преклоненных и непреклоненных мон-рей (имущество первых должно было перейти в ведение налоговых органов); священники освобождались «от поклона» архиерею, но облагались налогами, как и остальное население; епископ должен был платить 1/3 своих доходов в имперскую казну; генеральному коменданту Трансильвании, исполнявшему обязанности обер-директора Олтении, надлежало следить за численностью православного клира и не допускать прироста числа священников и диаконов. Еп. Иннокентий и 14 настоятелей монастырей направили в кон. 1729 г. имп. двору меморандум-протест; многочисленные меморандумы были направлены также генерал-коменданту Ф. А. фон Валлису в Сибиу. В 1733 г. еп. Иннокентий посетил двор в Вене и вручил жалобы паствы лично. Значительное внимание еп. Иннокентий уделял издательской деятельности епископии, проявлял заботу о православном населении Брашова и Страны Бырсы (Цара-Бырсей), которые по решению генерал-коменданта и обер-директора Олтении К. Тиге 20 янв. 1728 г. были переведены в юрисдикцию Рымникской епископии (см. в ст. Николая святителя церковь в Шкей-Брашове ). Еп. Иннокентий скончался 1 февр. 1735 г., оставив все свое личное имущество мон-рю Гура-Мотрулуй. Из 3 кандидатов, выдвинутых выборным собранием 28 июня 1735 г., по рекомендации генерал-коменданта Валлиса 1 окт. венский двор утвердил настоятеля мон-ря Бистрица игум. Климента (Модорана). Он был хиротонисан в апр. 1737 г. митр. Викентием (Йовановичем) в Белграде и поставлен на престол австр. администрацией Крайовы, т. к. делегированному митрополитом епископу был запрещен въезд в Олтению. Рымникская епископия в составе Унгро-Влахийской митрополии Константинопольского Патриархата (30-е гг. XVIII в.- 1864)

http://pravenc.ru/text/2578355.html

О том, как греч. митрополиты руководили церковной жизнью М. м., практически ничего не известно. Исследователи предполагают, что они довольно мало времени проводили в Молдавском княжестве, оставаясь в основном в К-поле, особенно в период, когда шли дебаты об унии. Управление М. м. осуществляли протоиереи, к-рые имели полномочия, аналогичные полномочиям прот. Петра в кон. XIV в. Внутренние документы свидетельствуют об их высоком социальном положении (это были выходцы из среды боярства), а также о значительных пожалованиях им со стороны господарской власти. Так, прот. Драгий, по имени к-рого назван г. Дорохой, был сватом одного из самых влиятельных бояр времени правления Александру I Доброго - Михаила из Дорохоя. Сын прот. Юги Михаил (Миху) начал карьеру писарем в господарской канцелярии и к сер. XV в. был известен как самый влиятельный молдав. боярин, занявший высшую сановную должность в государстве - великого логофета. В составе молдав. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе вместе с митр. Дамианом присутствовал и прот. Константин, также подписавший акт о принятии унии ( Сильвестр Сиропул. 2010. С. 62). В результате слабо проявлявшегося на местах авторитета митрополитов в данный период значительно возросла роль мон-рей, поддерживаемых господарской властью. Помимо обширных владений и господарских пожалований крупнейшие мон-ри этого времени (Бистрица, Нямецкий, Молдовица, Пробота) были наделены юрисдикционными полномочиями по управлению клиром, что зафиксировано в грамотах (DRH. A. Moldova. 1976. Vol. 2. Р. 7-8). Церковь вмч. Георгия в Хырлэу. 1492 г. Опорными в определении даты основания Романской епископии (в документах названа также митрополией) являются 2 грамоты: о дарении Александру I сел ц. вмц. Параскевы в Романе (буд. епархиальной церкви) от 16 сент. 1408 г., в которой епископия не упомянута, и грамота от 30 сент. 1445 г., в к-рой бенефициарием пожертвования господаря Штефана II является «митрополит, кир Каллист Романский». Считается, что Романская епископия была основана в рамках данного периода: по мнению некоторых исследователей - при Александру I Добром (т. е. до нач. 1432), по мнению других - после его смерти, во время разделения страны между его сыновьями Ильяшем и Штефаном II на Верхнюю (на севере) и Нижнюю (на юге). В таком случае инициатором образования епископии можно считать владетеля Нижней страны - Штефана II.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

К древнейшим мон-рям относятся Тисмана , Водица , Козия , Агапия , Хурези , Снагов , Секу и др. в Валашском княжестве; Богдэнешти, Путна , Воронец , Нямецкий , Пробота , Молдовица , Бистрица (мужской), Хумор , Вэрзэрештский и др.- в Молдавском княжестве. На территории Трансильвании первые правосл. мон-ри и скиты возникли в XI-XII вв. (Месеш, Ходош-Бодрог, Кенез и др.), нек-рые были основаны греч. монахами. Однако они не имели поддержки у знати, разобщенной и стремящейся найти опору в католичестве (позже - в протестантизме). Наиболее значительные трансильванские обители были созданы в XIV в.- Рымец , Прислоп , Плоска. С XIV в. в Молдавском и Валахском княжествах получило распространение отшельничество, наиболее известен прп. Даниил Пустынник (2-я пол. XV в.). Монахи селились в пустынных местах, гл. обр. в горной местности, в скальных пещерах. Позже на месте некоторых пустыней возникли мон-ри (Агапия и др.). С XV в. на румын. М. стала оказывать влияние афонская традиция: многие румын. монахи становились насельниками афонских мон-рей и образовали одну из наиболее многочисленных этнических общин Афона; афонского монахи также приезжали в румын. княжества; это обеспечивало духовную связь румын. и афон. мон-рей. Богослужение во мн. румын. мон-рях стали вести по афонскому уставу, в нек-рых мон-рях монахи получили право выбирать игумена, как это было принято на Афоне (до этого настоятелей назначал господарь). С нач. XV в., особенно после падения К-поля, тесные связи установились с к-польским Студийским мон-рем, откуда присылали богослужебную лит-ру на греч. и слав. языках. С именем афонита прп. Никодима Тисманского († 1406) связаны появление в румын. М. общежительного монастырского устава и возрождение монашеского делания на основе исихазма. В период правления в Молдавском и Валашском княжествах господарей-фанариотов (XVIII в.), к-рых назначало османское правительство, в среде румын. М. еще более возросло греч. влияние. Греч. духовенство устанавливало свои порядки не только в преклоненных мон-рях, но и в обителях, находившихся в юрисдикции Молдавской и Унгро-Влахийской митрополий.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Монастырь с 2005 года входит в список национальных памятников Боснии и Герцеговины. Монастырь славится своими фресками. Адрес: 75450 Шековичи, Дони Бирч Проезд: Монастырь находится в 2 км к северу от города Шековичи. Телефон: +387 56 653 063 Подробнее... Монастырь Медна [ править править код ] Монастырь Медна – онастырь Сербской Православной Церкви епархии Бихачско-Петровацкой в селе Медна в общине Мрконич-Град Республики Сербской. Посвящен преподобномученикам Медлянским. Чудо обретения мощей трех монахов связано с именем Петры Топич (Тегельтия) – благодаря ей началось проведение раскопок по обнаружению святых мощей. Ей, еще в семилетнем возрасте, впервые явились монахи Серафим, Мардарий и Аввакум. Согласно ее видению, они пришли сюда из Петропавловского монастыря близ Требине и впоследствии приняли мученическую кончину. Строительство монастыря Медна началось недалеко от места обретения мощей. Осенью 2011 года епископ Бихачско-Петровацкий Хризостом со священством освятил новопостроенный храм в честь преподобномучеников Медлянских. Адрес: Медна 70267, Босния и Герцеговина Телефон: +387 50 483 111 Подробнее... Монастырь Липле [ править править код ] У подножия горы Борье, вдоль реки Бистрицы, в 25 км к западу от Теслича находится монастырь Липле. Народное предание приписывает основание монастыря Стефану Немане и святому Савве. Над западным входом написано, что обитель была основана в 1219 году, но сама надпись была сделана только в 1879 году. Поселение Липле упоминается в 1273 году, но сам монастырь был упомянут только во второй половине XV века в помяннике монастыря Добрун, где были перечислены имена липлянских монахов. Сам помянник утрачен 6 апреля 1941 года в ходе немецких бомбардировок Белграда. В начале XVII века в Липле действовала мастерская по переписи книг – скрипторий. В монастыре также находится небольшая библиотека старинных книг. Монастырь Липле является одним из северных боснийских средневековых религиозных памятников. Адрес: Проезд: монастырь расположен в деревне Липле, у слияния ручья Млиечница и реки Быстрица, между Котор-Варош и Тесличем, в Республике Сербской

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Начатое при Богдане III, в 1514 г., строительство новой митрополичьей ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве по неизвестным причинам было прервано, когда здание было доведено до уровня выше окон и достроено по образцу Вознесенской ц. Нямецкого мон-ря лишь в 1522 г., при Штефане IV Молодом. Основные изменения происходят в эволюции притвора. В ц. во имя Всех святых в Пэрхэуци (1522) и в Успенской ц. в Бае (1535-1538) притвор был дополнен 2-м этажом, на котором устроены колокольни. В Никольской ц. монастыря Пробота (1530) окна притвора были вытянуты на значительную высоту. В Успенской ц. мон-ря Хумор (1530) притвор стал открытым, вместо зап. стены появились 3 столба, объединенные арками. В мон-ре Молдовица (1532-1537) их стало 4, с 3 арочными проемами. В сходной конструкции Димитриевской ц. в Сучаве (1534-1535) в проемы были вставлены окна, и притвор снова приобрел вид, похожий на притвор церкви в Проботе. При господаре Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) была построена новая церковь в мон-ре Бистрица по образцу кафоликона Проботы, а также основан монастырь Слатина с церковью, в которой ощущается влияние архитектуры Возрождения. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. С восшествием в 1574 г. на молдав. престол господаря Петру VI Хромого, происходившего из валашской правящей династии, в молдав. церковную архитектуру был внесен ряд элементов, характерных для валашского зодчества. Напр., в кафоликоне мон-ря Галата была возведена 2-я глава над нартексом, фасадная пластика разделена на 2 регистра кирпичным поясом, арочная колоннада отделила неф от усыпальницы. Из валашского зодчества (напр., церковь Ароняну близ Ясс, 1594) был заимствован тип открытого притвора на колоннах, который встречается также в церквах мон-рей Хлинча (1587) и Секу (1602). Однако при строительстве кафоликона мон-ря Сучевица (1582-1586) братьями Мовилэ наблюдался временный возврат к архитектурной концепции молдав. стиля. Особенно в тот период выделяется ц.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010