Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 года) 16 июня 2013 года в 22 часа 40 минут после нескольких недель страданий и мучительных болей, обострившихся в последние часы его жизни, архимандрит Иустин (Пырву) ушел из сей преходящей жизни и преселился на небеса к святым мученикам и исповедникам, которых он так любил и с которыми так жаждал воссоединиться. Отец Иустин (Пырву) родился в селе Петру Водэ 10 февраля 1919 года, поступил в монастырь Дурэу в 1936 году, в качестве полкового священника служил на Восточном фронте во Вторую мировую войну, затем был политзаключенным с 1948 по 1964 год. В 1966 году был снова принят в монастырь и стал насельником монастыря Секу Нямецкого уезда, в 1975 году перешел в монастырь Бистрица. Осенью 1991 года положил закладной камень в основание мужского монастыря Петру Водэ, а в 1999 года начал восстановление женского монастыря Палтин. С конца марта 2013 года рак желудка, которым он втайне болел несколько лет, дал метастазы, вызвавшие осложнения, вследствие которых после мученических страданий архимандрит Иустин преселился из мира сего в мир иной, лучший. Да упокоит Господь душу его! Советы старца Иустина (Пырву) Люби нищих и сострадай им, чтобы и тебе быть помилованным Богом. Не обличай скорбящих сердцем, чтобы не быть наказанным тем же жезлом и, когда станешь искать того, кто бы помиловал тебя, не оказалось, что его нет! Помни, что ты тоже носишь бренное тело, и делай добро всем без исключения. Выше всех добродетелей рассудительность . Не укоряй никого за его прегрешение, но считай себя ответственным за всё, даже за прегрешение ближнего. Лучше быть презираемым, чем презирать самому. Лучше быть обижаемым, чем обижать самому. Не живи вместе с гордым человеком, чтобы душа твоя не лишилась благодати Святого Духа и таким образом не стала обиталищем лукавых страстей. Избегающий суетной славы мира сего ощущает в душе своей славу будущего века. Ненавидь покой и благополучное бытие, чтобы сохранить помыслы свои безмятежными. Остерегайся множества встреч и пекись о душе своей, чтобы сохранить душевное спокойствие.

http://pravoslavie.ru/62209.html

Образ Сербии. Монастыри Подврх и Добриловина Монастырь Подврх Монастырь Подврх находится неподалеку от Белого Поля около истока реки Бистрицы. На протяжении долгого времени монастырь был практически забыт. Честь его открытия принадлежит известной сербской ученой Анике Сковран. В 1958 году в качестве ассистента Союзного института охраны памятников она находилась в Белом Поле, где принимала участие в подготовке к реставрации церкви святого Петра. Объезжая окрестности и знакомясь с остатками древних церквей, Аника узнала, что в горах над рекой Бистрицей затерялся забытый монастырь святителя Николая, где раньше на Преображение Господне бывал большой народный собор. Желая увидеть древнюю святыню, Аника Сковран добралась до дома Лазаря Балшича, семья которого хранила ключ от монастырского храма и вместе с немногочисленными крестьянами из Подврха заботилась о заброшенном монастыре. Церковь и обитель были забыты во многом из-за своей труднодоступности. Надо заметить, что и сейчас последние 6 км горной дороги на пути к монастырю оказываются не самыми легкими. Надпись на одной из каменных плит свидетельствует, что монастырский храм был построен в 1606 году. Аналогичные надписи внутри церкви сообщают некоторые подробности ее сооружения. Мы встречаем здесь имена архиепископа Иоанна, игумена Кирилла, духовника Даниила и попа Познана с братией и ктиторами как наиболее потрудившихся при воздвижении храма. Сейчас о старых монастырских зданиях напоминают лишь немногочисленные каменные глыбы, а от существовавшего некогда монастырского кладбища осталось несколько могильных плит. Особый интерес представляет надгробие в виде каменного креста, надпись на котором сообщает, что здесь покоится портной Милия Радош (+1782 г.) Подврх. Новый монастырский корпус. Всенощное бдение на праздник Преображения Господня Подврх. Храм свт.Николая.1606 г. Подврх. Всенощное бдение на праздник Преображения Господня Подврх. Всенощное бдение на праздник Преображения Господня После литургии Подврх. У источника Подврх. Здесь покоится портной Милия Радош (+1782)

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery14....

Такое решение было принято на очередном заседании Синода Молдавской Церкви 21 октября. ПРАВМИР. Синод Православной Церкви Молдовы одобрил переименование Кишиневской духовной семинарии в честь святителя Гавриила Бэнулеску-Бодони, митрополита Кишиневского и Хотинского. Такое решение было принято на очередном заседании Синода в Епархиальном Управлении Кишиневско-Молдавской Митрополии под председательством главы Православной Церкви Молдовы Высокопреосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. Кроме того, Синод принял решение удостоить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в связи с празднованием юбилейной даты  — 70-летия со дня рождения, высшей церковной наградой Православной Церкви Молдовы – «Орден Митрополии». Был заслушан доклад Высокопреосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о состоявшихся важных для Православной Церкви Молдовы событий – канонизации святителя Гавриила Бэнулеску-Бодони, Митрополита Кишиневского и Хотинского, и блаженной Агафии Маранчук, насельницы Кушеловского Успенского женского монастыря. Митрополит Гавриил (в миру Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в Бистрице, Трансильвания, умер в 1821 году в Кишиневе. Был епископом в составе Константинопольского Патриархата, впоследствии перешел в Российскую Православную Церковь. Был митрополитом Екатеринославским и Херсоно-Таврическим, Киевским и Галицким, Кишиневским и Хотинским. Благодаря ходатайству Бэнулеску-Бодони столицей Бессарабской области стал Кишинев. Бодони является учредителем двух храмов в Тирасполе до революции — Покровской единоверческой церкви и Николаевского собора. Оба они были разрушены в XX веке. По настоянию Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений. В начале сентября 2016 года митрополит был причислен к лику святых. Дата памяти святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) определена 30 марта (12 апреля по новому стилю), в день его преставления ко Господу.

http://pravmir.ru/kishinevskaya-seminari...

Святой Никодим упокоился о Господе 26 декабря 1406 года, а после его кончины его ученики, монахи-пустынники Софроний, Пимен и Силуан, ушли из монастыря Тисман на север Молдавии и поселились у речки Нямц (название ей было дано из-за обитавших там немцев), где впоследствии был основан нынешний монастырь Нямц, посвященный Вознесению Господню. Первую каменную церковь в Нямце воздвиг молдавский князь и воевода Петр Мушат (1375–1391), ему последовали и другие ктиторы, великие воеводы и правители Молдавии: Александр Добрый (1400–1432) и Стефан Великий (Штефан чел Маре, 1457–1504, который воздвиг стоящий поныне большой соборный храм монастыря Нямц). Они устроили многочисленные и прекрасные молдавские и буковинские монастыри: Бистрицу, Молдовицу, Сучевицу, Путну, Воронец, Пробот и другие – и живописно украсили их снаружи и внутри. На прекрасных фресках этих монастырей были изображены святые лики молдавских исихастов, бывших духовниками тех правителей и епископов, что воздвигали и украшали эти монастыри. Монастырь Синая При этом и сами Цареградские патриархи XIV и XV веков: святитель Каллист, святитель Филофей и их преемники, известные как ревностные подвижники-исихасты и распространители православного исихазма, – неизменно поддерживали исихастскую жизнь в Молдавии и Валахии, назначая туда клириков- и епископов-исихастов. Так прилив греческих и славянских исихастов со Святой Горы и с Балкан в Румынию никогда не прекращался, что означает, что и в самой Румынии исихастская жизнь и подвижничество никогда не гасли. (Вспомним в доказательство тому приход в Румынию святогорского исихаста святого Нифонта, патриарха Цареградского (XV–XVI вв.), и хиландарского сербского подвижника святого Рафаила Банатского (XVI–XVII вв.), и подвижничество монахов-святогорцев во времена валашского воеводы Нягоя Басараба (XVI в.), и затем святогорского русского старца-исихаста Паисия Величковского (XVIII в.) и других.) Кроме того, духовной жизни сестринской Церкви Румынской содействовали и другие православные Восточные патриархи и Сербские патриархи из Печи, особенно Арсений III Черноевич; способствовало этому и переселение сербов через Савву и Дунай в Банат и Ердель .

http://pravoslavie.ru/49077.html

/ Треть древнейшей фрески, на которой изображена Богородица со Христом и корзиной с хлебами, соскоблена так, что видна голая стена! При дальнейшем передвижении через Призрен, сразу бросается в глаза полностью сожженный сербский квартал, видны закопченные окна и двери церкви Христа Спасителя (но сам храм не разрушен). Видны купола церкви Св. Пантелеимона над семинарией. Заметно, что церковь жгли. Соборный храм сожжен, кров разрушен, остались только высокие стены. Из него албанцы выносят то, что осталось. Разрушен и Епископский двор, а входные его ворота с улицы завалены. Мы слышали, что сожжены и остальные церкви в Призрене, но не смогли их посетить. Глядя с болью на семинарию свв. Кирилла и Мефодия, мы убедились в страшных последствиях пожара. Остались только стены, где-то менее, где-то более обрушившиеся. 17 марта 2004 года в здании семинарии сгорел серб Драган Неделькович (55 лет), а в подвале семинарии обнаружен обугленный труп женщины (сербки-?), личность которой еще не установлена. / Мы заезжали в монастырь Святых Архангелов и видели ужасающие результаты пожара и разорения. С западной стороны у монастырского комплекса сгорели все деревянные постройки (старая стена со стороны реки Бистрицы цела). Крыша в основном провалилась, но купол параклиса Свт.Николая Жичского и Охридского стоит. Внутри параклиса все сломано, разрушено и сожжено. Мы нашли только части латунного паникадила и взяли несколько кустков с собой. Сожжена монастырская мастерская во дворе. Немцы сейчас утроили число солдат и военных машин у Святых Архангелов, но какая сейчас от этого польза? / С Средску мы заехали повидать монахов из Святых Архангелов и застали там игумена Германа и о. Мирона. Отцы чувствуют себя хорошо, но они сказали нам, что разрушены две наши церкви в Средачской жупе. До Стрпче мы добрались уже в темноте и встретились около церкви Свт. Николая со священниками и людьми из кризисного штаба. Они рассказали нам, что в селе Драйковце убиты отец Борко Столич и его сын Добро. Их убили в среду 17 марта 2004 года в доме, где они жили (ранее они бежали из Урошевца). Сербы на своей территории всюду выставили охрану.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Кроме того, сохранились краткое Житие Г. Д. (описание рукописей в российских б-ках см.: Муретов. С. 2-3) и переработка Жития Симеоном Метафрастом (опубл. мон. Агапием Ландом в Νος Παρδεισος; пер. на рус. язык см.: Избранные жития святых. С. 232-246), заметка в Синаксаре К-польской Церкви и служба Г. Д. (ркп. в Иерусалимской б-ке, описание см. у Пападопуло-Керамевса: Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 257-258). О жизни и подвигах Г. Д. известно и из др. источников, в частности из Жития прп. Иосифа Песнописца (пам. 4 и 3 апр.), составленного его учеником Феофаном (BHG, N 944). Согласно исследователю Жития Е. Томадакису, Иосиф в сер. 30-х гг. IX в. прибыл в Фессалонику, где стал учеником Г. Д., позже вместе с ним отправился в К-поль. В это время в столице (837-839) усилились позиции иконоборцев, и Г. Д. отправил Иосифа в Рим за помощью к папе. Но миссия Иосифа не удалась: он был схвачен пиратами, отправлен на Крит и сумел освободиться и вернуться в К-поль только после смерти учителя. Впосл. близ стен К-поля он основал мон-рь, где в ц. свт. Николая Чудотворца поместил мощи Г. Д. вместе с мощами др. его ученика, прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского) (пам. 18 апр.). В наст. время известно о пребывании мощей Г. Д. в румын. мон-ре Бистрица - дар господаря Константина Шербана в сер. XVII в.,в Благовещенском соборе московского Кремля (рука Г. Д., привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу - Христ. реликвии в московском Кремле. М., 2000. С. 114). Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона (с 1991 хранится в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). В греч. рукописной традиции Г. Д. считается автором т. н. Sermo Historicus (в рус. традиции - «Историческое сказание весьма полезное и во многих отношениях сладостное о видении, которое, увидев однажды, некий сарацин уверовал, сделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа»). Первое издание сказания с переводом на лат. язык было сделано в 1642 г. неким Исидором в Риме. Наиболее доступным в наст. время является воспроизведенное в Patrologia Graeca (PG. 100. Col. 1199-1212) издание А. Галланди (Bibliotheca veterum Patrum. T. 13. P. 13). Этот текст с точно таким же разделением на параграфы был опубликован в 1894 г. С. Д. Муретовым; к публикации прилагался рус. перевод и вступительная статья ( Муретов. С. 5-20). Существует слав. вариант сказания, к-рый не является букв. переводом греч. текста, опубликованного в PG. Он помещен в Пролог под 26 нояб. (день освящения ц. вмч. Георгия Победоносца в Киеве), в большинстве рукописей сказание бытовало без указания автора. Текст из Пролога с разночтениями по 2 академическим рукописям приводится в статье Муретова (Там же. С. 21-25).

http://pravenc.ru/text/166830.html

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Казначейская башня, выстроенная по приказу Стефана Великого Единственным сохранившимся целиком сооружением времен Стефана Великого является Казначейская башня. Чтобы закончить печальную страницу истории Путны, следует вспомнить, что за свою пятивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году, в 1691 году ляхами Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками). Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. А с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации. С самого своего основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь страны. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Во время оккупации, несмотря на все притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын. На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим. Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955–1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой. Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.

http://pravoslavie.ru/41392.html

– Да как же ты выжил, добрый человек? А он шел, сияя улыбкой, и с нетерпением ждал, когда ему дадут какой-нибудь снеди и он поднимется назад. Говорит, что в следующие зимы он не чувствовал ни лишений, ни одиночества. Что сидел там, в своей землянке, как в ином, райском измерении, о котором только подозревал, что оно существует, но никогда оно не было так доступно. – Говорю вам, я был над миром. Видел зрелища, чарующие своей красотой. Забывал о голоде, холоде. Эти горы… Красота чистая, идеальная. Я уже знал всех зверей, ставших моими соседями, смотрел через запылившееся окошко землянки и видел косуль, кабанов, волков, медведь проходил прямо возле моей хибарки и олень вслед за ним. Я ничего не боялся, звери были для меня друзьями. И мне удавалось молиться Богу… – не знаю, как вам сказать, – с радостью! Безо всяких усилий, без труда. Я мог заключить в свои объятия все горы! Радость, какой не испытывал даже в детстве. Безымянная монахиня Настоящей молитве он научился у женщины. У одной пустынницы, которая невидимо обитала в лесах Джумэлэу и которую в окрестных монастырях считали «совершенно исключительной». Однажды настоятель монастыря Пожорыта послал за Иоанном, чтобы он спустился к ним со своей горы. – Брат Иоанн, – сказал он, – мне известно, что ты знаешь эти горы лучше нас, монахов. Нам очень нужна одна монахиня, мы хотим увидеть ее, чтобы она сказала нам слово на пользу души, ибо времена сейчас очень тяжелые для монастырей. У нее нет имени. Ты не хотел бы пойти поискать ее, сказать ей, что мы зовем ее сюда? Долина реки Бистрица в горах Джумэлэу А что оставалось сказать Иоанну? Сказал: «да», не возроптал. Стояла поздняя осень, середина Рождественского поста. На выходе из монастыря к нему подошел духовник и сказал: – Смотри, если тебе не дано найти ее, ты не найдешь эту матушку. Даже если будет рядом с тобой, ты ее все равно не увидишь. И надо отправляться в путь с постом, много помолясь. Да сподобит тебя Бог, ибо не каждому открывают себя эти исихасты неземной жизни.

http://pravoslavie.ru/156663.html

«Не рыдай Мене, Мати». Роспись алтаря Троицкой ц. мон-ря Сурпателе. 1706–1707 гг. Фото: свящ. Силвиу Клуч В 1708 г., после избрания сщмч. Антима на Унгро-Влахийскую кафедру, на Рымникскую кафедру был перемещен еп. Бузэуский Дамаскин (Даскэлул). В первые годы его архипастырства увеличилось имущество епископии, при нем была расписана церковь скита Езер, построен скит Пэпуша. После того как Олтению заняли австр. войска, еп. Дамаскин в февр. 1717 г. возглавил посольство в Вену, где выдвинул меморандум из 10 пунктов, содержавший прошение о сохранении прав Церкви и об избавлении мон-рей от расквартировки в них австр. войск. 30 мая имп. Карл VI подписал соответствующий декрет, однако австр. части продолжали располагаться в монастырях. Согласно австро-тур. мирному договору (Пожаревац, 21 июля 1718), Олтения отошла Австрии. 22 февр. 1719 г. император издал декрет об обустройстве Олтении, была объявлена свобода культов и протекция православной конфессии. Рымникская епископия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в подчинение Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. Были запрещены преклонения монастырей обителям Св. земли и Афона, а также связи с ними. Административно мон-ри подчинялись австр. правительству, к-рое утверждало настоятелей и разрешало привилегии. 29 нояб. 1719 г. еп. Дамаскин, настоятели Иоанн (мон-рь Хурези), Стефан (мон-рь Бистрица), Стефан (мон-рь Арнота) и Пахомий (мон-рь Говора) выдвинули венскому двору меморандум из 11 пунктов с просьбой повысить статус Рымникской епископии до митрополии (апеллируя к статусу Северинской митрополии) и перевести ее в юрисдикцию К-польского Патриархата; даровать епископу право контроля над мон-рями; открыть епархиальную школу в Рымнике под патронатом епископа и на средства епархии и мон-рей и др. Однако австр. власти сохраняли сложившееся положение вещей. В Рымнике с отъездом сщмч. Антима в Бухарест печатная деятельность прекратилась, еп. Дамаскин активно занимался переводами. К концу архипастырства он смог добиться согласия властей и возродить книгопечатание: в 1724 г. были изданы Часослов и «Учение о семи таинствах», в 1725 г.- Псалтирь. Бóльшая часть переводов еп. Дамаскина осталась в рукописях (перевод Толкований на Евангелия свт. Феофилакта Болгарского и др.), однако впосл. некоторые были изданы в епархиальной рымникской типографии его преемниками. Еп. Дамаскин умер, выходя из церкви, 5 дек. 1725 г.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010