Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА муж. мон-рь Ясской архиепископии в митрополии Молдовы и Буковины, одна из самых древних правосл. обителей на территории княжества Молдова. Расположен на северо-востоке совр. Румынии (коммуна Виишоара, жудец Нямц). Был отстроен при молдав. господаре Александре Добром , предположительно на месте деревянной церкви, существовавшей еще в 1395 г. Работы по возведению нового храма в честь Успения Божией Матери (не сохр.) завершились до 7 янв. 1407 г., когда митр. Иосиф и Александр Добрый постановили, что Б. вместе с Нямецким мон-рем будет иметь общее управление. Александр Добрый даровал мон-рю богослужебные книги и литургические сосуды (большая часть не сохр.). В 1498 г., после победы господаря св. Стефана III Великого над польск. войском в Козьминском лесу в 1497 г., в мон-ре были построены башня-звонница и часовня во имя св. мч. Иоанна Нового из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский). Мон-рь перестраивался при молдав. господарях Петре Рареше (1541-1546), Александру Лэпушняну (1554). В 1776 г., при настоятеле архим. Иакове, были построены монастырские стены. В церкви были похоронены Александр Добрый (1432); его супруга Анна (1418); Александр (1496), сын Стефана Великого; Киажна (1542), жена господаря Стефана Лэкусты. Предполагается, что от старого мон-ря времен Александра Доброго сохранились проездная башня, внутренняя стена и часть церкви. В XV в. Б. был одним из книжных центров Молдавского княжества. В мон-ре была сделана копия наиболее полной славяно-молдав. Бистрицкой летописи, написанной при дворе Стефана Великого, составлен помянник, в к-рый внесены все господари Молдавии от Богдана I до Петра Рареша, включены имена митрополитов и епископов княжества, начиная с митр. Иосифа, первых игуменов Б. и Нямецкого мон-ря, монахов, а также бояр, павших в битве с турками при Васлуе (1475). В XVII в. Б. становится преклоненным мон-рем (подворьем) Св. Гроба Господня (Иерусалимская Патриархия), но в связи с крайним упадком этого и ряда др. мон-рей, от к-рых Иерусалимские Патриархи перестали получать доход, был возвращен Молдавской Церкви в 1705 г. (восстановил свой прежний статус в 1743, когда в Молдавию прибыл Иерусалимский Патриарх Парфений). В XIX в. произошла секуляризация имений преклоненных мон-рей. Лит.: Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Bucureti, 1908. Vol. 1. P. 68; 1909. Vol. 2. P. 75-76, 89; Grigora N. , Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova. Bucureti, 1971. P. 49-55. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149235.html

1959. P. 45, 50, 57, 62). В Бистрицкой летописи описано, как после победы над турками в Васлуйском сражении (10 янв. 1475) св. Стефана III с войском «как победоносца» встретили перед Сучавой митрополит с Евангелием в руках и иереи, к-рые кричали: «Да живет царь!» (Ibid. P. 9, 18). Последние исследования подтверждают высказанное в более ранней историографии предположение о том, что с именем митр. Феоктиста I связано начало летописания в Молдове. По мнению ученых, первым был составлен летописный свод митрополичьей редакции (утрачен, как и весь архив М. м., вывезенный в XVII в. митр. Молдавским свт. Досифеем). Однако следы этого свода есть в Бистрицкой и обеих Путнянских летописях, имеющих общий протограф ( Mure an. Teoctist I. 2008). Также инициативой митрополита считается введение в Молдавском княжестве в качестве образца церковного права «Алфавитной синтагмы» иером. Матфея Властаря (наиболее ранняя из 6 известных рукописей, содержащих перевод на слав. язык, датирована 1464 г.). Этот документ сыграл значительную роль в канонической организации Молдавской Церкви и в ее отношениях с господарской властью, к-рые были выстроены по аналогии отношений Византии с К-польской Церковью. Митр. Феоктист I скончался 18 нояб. 1478 г. и был похоронен в притворе Успенской ц. мон-ря Путна. Дата сохранилась на его могильной плите, заказанной самим господарем. По мнению некоторых историков, особое влияние митрополита в правление св. Стефана III и Петру III Арона, как и захоронение его в господарской церкви-усыпальнице, могут свидетельствовать о его родственной связи с правящей династией. Митр. Феоктист II. Роспись митрополичьего собора во имя вмч. Георгия в Сучаве. 1534 г. Митр. Феоктист II. Роспись митрополичьего собора во имя вмч. Георгия в Сучаве. 1534 г. Следующим митрополитом Молдавским стал Георгий I, очевидно, до этого являвшийся Романским епископом (в 1473 еп. Тарасий упом. в документах в последний раз). Его влияние на господаря было менее значимым, его имя гораздо реже отмечается в документах, и только в тех, к-рые имеют отношение к Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Гонение Отец Клеопа (Илие) и отец Иоанникий (Бэлан) были слишком сильными, слишком чистыми, и их слова были слишком любимы в народе, чтобы органы безопасности оставили их вместе. И их разлучили. Отца Иоанникия (Бэлана) изгнали из монастыря Сихастрия и отправили в монастырь Бистрица неподалеку от города Пятра-Нямц, чтобы стукачам было легче за ним следить. Туда же был отправлен и отец Иустин (Пырву) , у которого за плечами было 7 лет тяжелейшего тюремного заключения. Однако коммунисты, сами того не зная, совершили дело Божие. Здесь, в Бистрице, отец Иоанникий (Бэлан) продолжил работать над своими книгами, в которых спас от забвения и увековечил всех великих румынских святых. Монастырь Бистрица — Стоило ему выйти из монастырских ворот, как сотрудники безопасности проникали в его келлию и всё обшаривали. Как-то у него отобрали одну рукопись. А потом возвращали с огромным трудом, хотя в ней ничего политического не было. Он совсем не занимался политикой, но все-таки его проповеди, которые очень любили в народе, были пощечиной режиму. Так что его перевод в Бистрицу был от Бога, и батюшку там очень любили. К нему шли из города Пятра-Нямц и всех окрестных сел. Как и к отцу Иустину (Пырву), который в Бистрице просто утопал в толпе народа. Ему некогда было даже пойти в храм на Святую литургию, так его искали люди. Его тоже очень любили, потому что он был очень кротким и прошел через тюремные страдания. Книга с востока Составитель «Румынского патерика» архимандрит Иоанникий (Бэлан) Она с детских лет ходила в монастырь Сихастрия к своему брату отцу Иоанникию, но призвание к монашеству созрело не сразу: — Помню, как-то батюшка привел меня в маленькую монастырскую библиотеку. «Смотри, — говорит, — с восточной стороны я расставил священные книги, а с западной — все остальные. Выбери себе одну и почитай!» Я глянула на названия и говорю ему: «Мне бы одну с запада!» — «Нет, сестренка, прошу тебя: возьми и одну священную книгу, с востока. Вот, я даю тебе послушание прочитать Деяния Апостолов».

http://pravoslavie.ru/157232.html

(Модоран) [румын. Climent Modoran] (ок. 1685, с. Пьетрари-де-Жос, Валахия - 31.01.1753, там же), еп. Рымникский в 1735-1749 гг. В раннем возрасте осиротел, воспитывался в мон-ре Бистрица. Был пострижен в мон-ре Хурези. Поставлен настоятелем мон-ря Половраджи, находившегося под управлением монастыря Хурези. Позднее возглавлял монастырь Бистрица (письменное упоминание о его настоятельстве относится к 1734). 28 июня 1735 г. выборное собрание архиереев и бояр предложило 3 кандидатуры, в т. ч. К., для занятия вакантной Рымникской и Новосеверинской епископии (см. Рымникская архиепископия ), 1 окт. 1735 г. венский двор остановил свой выбор на К. Поскольку Рымникская епископия в период австр. владычества (1718-1739) находилась в юрисдикции серб. Белградско-Карловацкой митрополии, К. был хиротонисан во епископа Рымникского 12 апр. 1737 г. митр. Карловацким Викентием (Йовановичем). В начале управления епархией К. также духовно окормлял верующих Брашова и обл. Цара-Бырсей в Трансильвании (до 1739). В 1737 г. началась австро-тур. война, и осенью того же года австр. войска оставили Олтению. Большую ее часть захватили турки с союзниками татарами. К. был вынужден покинуть резиденцию и искать прибежища в горах Лотру. После подписания 21 сент. 1739 г. в Белграде мирного договора между Австрией и Османской империей и возвращения Олтении в состав Валахии К. вновь занял Рымникскую кафедру, вошедшую в состав Унгро-Влахийской митрополии. Первое, что сделал К., было восстановление кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (1739-1749), епископской резиденции и адм. помещений, разрушенных во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Он также построил больницу с ц. Успения Пресв. Богородицы (1745) на территории кладбища епископии. На свои денежные средства при содействии братьев и др. родственников построил на территории совр. жудеца Вылча скит Пэтрунса в с. Бэрбэтешти с церквами вмц. Параскевы (это имя носила мать К.) и свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (1740), скит в с. Пьетрари-де-Жос с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1742-1743) и скит Колник с ц. Рождества Божией Матери в с. Моштени (1752), возвел церкви в селах Бодешти и Горану (ныне в черте г. Рымнику-Вылча) и др.

http://pravenc.ru/text/1841363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь . В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица , в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского , что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев. Лит.: Istoria Moldovei în date/Elaborata: V. Sati. Chiinu, 1998; P curariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii i a neamului românesc. Jai, 1993. В. П. Беспалко Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской

http://pravenc.ru/text/64356.html

Мы продолжаем публиковать воспоминания архимандрита Йована (Радосавлевича) – друга, собеседника и сомолитвенника Патриарха Сербского Павла. Свои воспоминания отец Йован опубликовал в книге «Мемоари. изданной в монастыре Рача в 2018-м году. Несколько эпизодов из этой книги – грустных и радостных, печальных и вызывающих улыбку – рассказывают о жизни Сербской Церкви и сербского народа в конце ХХ века – до начала открытой войны в 1999-м году и во время её. Их мы предлагаем в пересказе сегодня. Патриарх Сербский Павел Обычное дело в Косово Однажды я пошел провожать владыку Павла на автобусную станцию в Призрене. Как только мы вышли за ограду, к нам подскочила довольно большая группа молодых шиптаров, лет по 15–17. Встали перед владыкой Павлом и начали кривляться, кричать, в буквальном смысле слова лаять на него и сквернословить. Владыка грустно сказал: «И деды ваши были такими же». Мы прошли дальше, к мосту через Бистрицу, – там нас ждала такая же безумная, беснующаяся группа албанских девушек: так же кривлялись, гавкали и сквернословили. Павле прошел мимо них, не столько гневаясь, сколько скорбя о духовном состоянии – что их самих, что их родителей: потом стало известно, что те учили своих детей – от самых малых до юношества – так вести себя по отношению ко всем взрослым сербам, особенно к епископу и священникам. Какой человек – хороший? Во время разговоров с владыкой Павлом иногда кто-нибудь говорил: «Вот такой-то человек – хороший!» А Павле переспрашивал: – Что значит, по-твоему, «хороший человек»? Хороший – потому что молод, красив, умеет вести беседу, улыбается вовремя, когда слышит шутку, хорошо поёт, добродушен и т.д.? Но ведь ты не знаешь как следует его душу, его духовные свойства! Бог – совершенное добро, источник добра. Человеку поставлена задача быть образом Божиим Что говорит Христос богатому юноше, который назвал Его «учителю благий»? Христос отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ кроме одного Бога» (Мф. 19, 16–17). Прежде всего, юноша должен понять, что все люди – грешные, а грешный человек не может быть хорошим в полном смысле этого слова. Он ведь смотрит на Христа как на учителя, обычного человека, а не как на Сына Божия, Бога. Потому Господь ему так и отвечает. Бог – совершенное добро, источник добра. Человеку поставлена задача быть образом Божиим, быть совершенным, как Бог. И всеми силами человек должен стремиться понять это и трудиться над образом Божиим в себе – как святые. Вот тогда можно сказать, что он – хороший человек, по мысли владыки Павла.

http://pravoslavie.ru/133380.html

Архимандрит Иустин (Пырву) – известный румынский духовник, по милости Божией уже перешагнувший 90-летний рубеж. Родился он 10 февраля 1919 года в Нямецком уезде. В 17 лет поступил в монастырь Дурэу. Учился в трех богословских семинариях: монастыря Черника и городов Рымнику-Вылча и Р о ман. В 1940 году принял монашеский постриг и спустя год был рукоположен в иеромонаха. После Второй мировой войны продолжил обучение в Р о манской семинарии, которую закончил в 1948 году. Тогда же он был арестован коммунистическими властями и приговорен к 12 годам заключения «за политические взгляды». Свой срок отец Иустин отбывал в тюрьмах, отличавшихся крайне суровыми условиями содержания заключенных (Сучава, Вэкэрешть, Жилава, Герла, Периправа и Аюд). Когда в 1960 году срок заключения закончился, отца Иустина приговорили еще к четырем годам тюрьмы – за то, что он не отрекся от веры. Выйдя на свободу в 1964 году, батюшка вынужден был трудиться рабочим в лесничестве. В 1966 году иеромонах Иустин был принят в братство монастыря Секу и в течение восьми лет нес здесь послушание духовника. Затем он был переведен в монастырь Бистрица – с запретом покидать стены монастыря; здесь под бдительным надзором он провел 15 лет: с 1974 года и до свержения коммунистического режима в 1989 году. В 1976 году по милости Божией отцу Иустину разрешено было посетить Святой Афон. С падением коммунистического режима 70-летний иеромонах Иустин возвратился в монастырь Секу с желанием посвятить остаток своей жизни молитве в отшельничестве. Однако он был направлен в село Петру Водэ Нямецкого уезда, где основал монастырь во имя архангелов Михаила и Гавриила, посвященный румынским мученикам, пострадавшим в коммунистических тюрьмах. На некотором отдалении от монастыря отец Иустин основал женский скит, преобразованный затем в монастырь Пресвятой Богородицы. Открыты были также приют для престарелых, детский дом и больница, составившие впоследствии благотворительный комплекс «Петру Водэ». В 2003 году батюшкой был основан журнал «Голос монахов» («Glasul Monahilor»), а в 2008 году по его благословению начал выходить журнал «Позиции» («Amimudini»). Отец Иустин руководил также и духовной жизнью нескольких скитов.

http://pravoslavie.ru/49710.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался один из самых известных румынских духовников архимандрит Иустин (Пырву) 18.06.2013 16 июня 2013 года в 22 часа 40 минут после нескольких недель страданий и мучительных болей, обострившихся в последние часы его жизни, отошел ко Господу архимандрит Иустин (Пырву) , один из самых известных духовников Румынской Церкви . Архимандрит Иустин (Пырву) родился 10 февраля 1919 года в Нямецком уезде. В 17 лет поступил в монастырь Дурэу. Учился в трех богословских семинариях: монастыря Черника и городов Рымнику-Вылча и Роман. В 1940 году принял монашеский постриг и спустя год был рукоположен в иеромонаха. После Второй мировой войны продолжил обучение в Романской семинарии, которую закончил в 1948 году. Тогда же он был арестован коммунистическими властями и приговорен к 12 годам заключения «за политические взгляды». Свой срок отец Иустин отбывал в тюрьмах, отличавшихся крайне суровыми условиями содержания заключенных (Сучава, Вэкэрешть, Жилава, Герла, Периправа и Аюд). Когда в 1960 году срок заключения закончился, отца Иустина приговорили еще к четырем годам тюрьмы – за то, что он не отрекся от веры. Выйдя на свободу в 1964 году, батюшка вынужден был трудиться рабочим в лесничестве. В 1966 году иеромонах Иустин был принят в братство монастыря Секу и в течение восьми лет нес здесь послушание духовника. Затем он был переведен в монастырь Бистрица – с запретом покидать стены монастыря; здесь под бдительным надзором он провел 15 лет: с 1974 года и до свержения коммунистического режима в 1989 году. В 1976 году по милости Божией отцу Иустину разрешено было посетить Святой Афон. С падением коммунистического режима 70-летний иеромонах Иустин возвратился в монастырь Секу с желанием посвятить остаток своей жизни молитве в отшельничестве. Однако он был направлен в село Петру Водэ Нямецкого уезда, где основал монастырь во имя архангелов Михаила и Гавриила, посвященный румынским мученикам, пострадавшим в коммунистических тюрьмах.

http://drevo-info.ru/news/15401.html

Быстрица. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1888. Адрес: Украина, Львовская область, Дрогобычский район, Дрогобычская городская община, село Быстрица (укр. Бистриця) Координаты: 49.471152, 23.44487 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Предыдущая деревянная церковь была возведена в 1811 году. В 1886 году ее уничтожил пожар. На этом же месте в 1888 году построили существующую деревянную церковь, которая в 1958 - 1989 годах была закрыта, использовалась как сельский музей. После 1989 года переосвящена с Воздвижения на Св. Пантелеймона. Церковь в пользовании общины УГКЦ. Стоит на пологом склоне у дороги в западной части села. Удлиненная в плане, трехсрубная, одноверхая церковь. Центральный квадратный в плане сруб нави завершен широким световым восьмериком, который укрывает шоломова баня с фонарем и куполом. Узкий граненый алтарь с пристроенными ризницу прилегает к нави с востока, а бабинец - с юго-запада. К бабинцу пристроен равноширокий присенок. Церковь окружена навесом. Стены под галереей складываются из открытых брусьев сруба, над галереей, а также ризниц - вертикально шалеваны досками и наличниками, стены преддверия преимущественно вертикально шалеваны досками. К югу от церкви сохранилась деревянная двухъярусная колокольня, покрытая палаточной пирамидальной крышей, к северо-западу расположена новая каменная колокольня, покрытая баней. Литература: В. Слободян " Церкви Украины. Перемышльская епархия " . - Львов, 1998. - 864 с. Источник: " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/bystrytsia.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58624

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010