До рассказа опытной и энергичной матушки я смотрел не видя; не обратил я внимания и на то, что Арнота – единственный храм, где написаны все семь архангелов, замечательна роспись Архангельский Собор. Характерная особенность композиций - каждого ктитора и мученика сопровождает ангел. Великолепен Деисус, Причащение Апостолов… «Иди в тот монастырь, который тебя принимает, а не в тот, в который ты хочешь» Матушка Мелетия некоторое время назад была переведена в монастырь Бистрица, внизу долины, но душой она осталась здесь, в Арноте, в орлином гнезде древних пустынников. Ей нравится и ее новое послушание, ведь рядом мощи святителя Григория Двоеслова, но наплыв туристов и гостей в монастырь мешает сосредоточенности в молитве. «В душе я больше всего люблю тишину и одиночество», - говорит задумчиво матушка Мелетия. «Многие меня спрашивают, в чем причина моего стремления уйти от мира. Может это из-за гордыни, страха перед человеческими грехами? Из-за неудачи в жизни и нелюдимости? Нет. Я разрываю с миром, чтобы познать Бога, чтобы он навсегда вошел в мою жизнь. В Арноте, пройдя через монастырские ворота, я поняла слова духовника отца Софиана из монастыря Антим, произнесенные им как завещание: «Иди в тот монастырь, который тебя принимает, а не в тот, в который ты хочешь». «Арнота приняла меня с распростертыми объятиями. Она встретила меня так, словно ждала только меня. Я помню первый день, как будто это было вчера. Не успела я занести свои вещи в келью, как сразу же поднялась в монастырский сад. Он был так прекрасен, со своими яблонями, обсыпанными золотистой пыльцой соцветий, что меня наполнило чувство внутреннего покоя, настолько глубокого, что, опустившись на траву, я полностью забылась. Не знаю, сколько времени я провела там. Очнулась, когда козленок лизнул меня в лицо. Он был сама невинность, покрытый чистой сияющей белой шерстью; и по сей день мне представляется, как будто это был мой ангел хранитель, побудивший меня остаться здесь. В Арноте прошли самые чудесные годы моей жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Перед фреской установлен высеченный из мраморной брекчии сосуд для освященной крещенской воды. Ризница [ править править код ] Дечанская ризница является настоящей сокровищницей. В ней хранится множество древних икон, написанных с момента основания монастыря до позднего средневековья (до конца XVII в.). Из первоначальных алтарных икон (ок. 1340 г.) сохранилось пять редких икон Христа, Богородицы, Архангела Гавриила, св. Иоанна Крестителя и свт. Николая. Большинство образов, написанных раньше XVIII в., являются драгоценными произведениями искусства, а некоторые относятся к высшим достижениям сербской, и даже византийской иконописи. Это самая богатая коллекция икон в Сербии. Коллекция монастырской ризницы насчитывает около 160 рукописных и 17 старинных печатных книг. Большинство из них богослужебные – Четвероевангелия, апостолы, служебники, минеи и часословы, но есть также и труды святоотеческой литературы, прологи в стихах и рукописные документы, связанные с жизнью монастыря. В ризнице представлены и произведения сербского ювелирного искусства. Предметы из драгоценных и других металлов XVI-XIX вв. составляют одно из крупнейших и наиболее ценных ее собраний. Здесь также сохранилась значительная коллекция деревянных предметов, украшенных резьбой и инкрустацией, датированные XIV-XVII вв. Самым знаменитым в коллекции деревянных предметов в Дечанах является кивот святого Стефана Дечанского (1343 г.), игуменский трон (XIV в.), стасидии из XVII века, крест старца Нестора, созданный в 1565 г. и др. Скиты [ править править код ] Скит Святого Короля Дечанского находится высоко среди скал на левом берегу р. Бистрицы. Остатки средневековых скитов, в которых монахи пребывали в уединении, находятся в скалистой горной местности неподалеку от монастыря. Письменные источники сообщают, что в середине XIV в. здесь жили великий старец и подвижник Авраам, и потомок знатного рода, образованный и многоопытный великий старец Спиридон с послушником Иаковом. Позже к ним присоединился и знаменитый пустынножитель Ефрем , ставший впоследствии Патриархом Сербским.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре Св. Саввы в Бухаресте, и ее реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севастоса Куминитиса. Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и румынском. Таковыми были школы в монастырях Св. Георгий Старый и Колця в Бухаресте, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей. Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых селах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинени и библиотека монастыря Хурези, основанная самим Константином Брынковяну. Константин Брынковяеу с сыновьями. Фреска монастыря Хурези. Брынковяну был одним из величайших ктиторов монастырей и церквей. Летом 1690 года был заложен монастырь Хурези (или Хорезу) с храмом свв. императоров Константина и Елены. Церковь украсили фрески греческого иконописца, жившего тогда в Валахии по имени Константин. Особенно замечательны сохранившиеся до нынешнего времени росписи, изображающие житие императора Константина, персонажей румынской истории, представителей двух семейств – Басарабов и Кантакузино. В пронаосе был изображен сам господарь Брынковяну вместе с четырьмя сыновьями, женой Марией и четырьмя дочерьми. Там же в пронаосе было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. Совместно со спэтаром Михаем Кантакузино господарь возвел монастырь в Рымнику-Сэрат с соборным храмом Успения Божией Матери. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште – Господарской и Св. Димитрия. В Бухаресте господарем были возведены три храма, из них до наших дней дошла лишь церковь монастыря Св. Георгия Нового в центре столицы. В этой церкви были положены в 1720 году останки святого мученика, которые были тайно доставлены сюда из Константинополя супругой Марией. Храм был расписан известным живописцем XVIII века Пырву Муту, сыном священника из Кымпулунга.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Основателем молдавского княжества считается Драяогн, бывший владетель марамошского (в Трансильвании) удела 494 . Судьба Молдавии во многом сходна с судьбою Валахии. Преемники Драгоша признавали над собою власть то Польши, то Венгрии, то Турции. Из них более замечательны были: Александр I Добрый 495 , Стефан IV Великий 496 , Петр Рареииь 497 , Василий Лупул 498 , и Кантемиры 499 . Александр I Добрый (1401– 1432 г.), избранный в господари Молдавии при содействии Польши, вскоре после избрания дал (1402 г.) присягу в верности королю Ягеллу, построил два монастыря– Бистрицы и Молдавицы, улучшил финансы, восстановил чины, существовавшие у румынов Вакараша и Марамоша, заботился об образовании духовенства и народа, учредил разные судебные места, центром которых был город Сучава, где он имел постоянную свою резиденцию. Стефан IV Вешний (1458– 1504 г.) был мужествен в опасностях, тверд в несчастии, скромен в счастии, и вообще в продолжении 46 лет с достоинством держал господарскую булаву. Удачными войнами он пытался возвратить Молдавии независимость от соседних держав и думал было соединить Молдавию и Валахию в одно государство. После счастливых войн с Польшею, он заключил (1459 г.) выгодный для Молдавии мир с польским королем Казимиром IV (1447 –92 г.), и хотел было занять и престол Валахии вместо Дракула, но султан Мухамед II (1451 – 81 г.) назначил (1462 г.) в господари Валахии Раду III. – Стефан выступил с войском против Раду III, овладел Букарестом, и, взяв в плен господарыню Марию и дочь её Войкицу, на которой, впоследствии, после смерти первой жены, женился, поручил (1473 г.) управление Валахиею Владу IV, в котором надеялся иметь своего союзника. Раду бежал в Константинополь. Вслед за тем началась война между Турциею и Молдавиею. Стефан разбил (1475 г.) турок на всех пунктах и отпраздновал эту победу четыредневным постом и молитвою Мухамед снова начал (1476 г.) войну со Стефаном. Но борьба с Венграми и страшная зараза, опустошавшая турецкия владения, заставила его оставить в покое Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Даже в самые тяжелые моменты я чувствовала себя счастливой, духовно радостной, сердце мое переполняли песнопения. Мне вспоминается, как однажды пришлось отправиться по делам в Бистрицу, и я встала в четыре часа утра. Я брела в снегу по колено, но нисколько не боялась. Наоборот, я особенно остро все ощущала, созерцая над собой небо, усеянное звездами, которые светились подобно сказочным светлячкам и отражались в зеркале снежного наста, и, без всякого усилия, зазвучал мой голос - то были псалмы благодарения... Едва дождалась той минуты, когда поднимусь снова вверх, и в тиши кельи напишу стихи, в которых излию благодарение Богу. В Арноте я познала сладость молитвы и смысл поэзии». Матушке Мелетии было у кого учиться правилам истинно монашеского жития. Образцом была для нее престарелая настоятельница из Быстрицы, которая в преклонном возрасте удалилась в пустынный скит, ведя самую строгую и простую жизнь, отказавшись от готовой пищи и от малейших удобств, которые позволяли себе другие сестры: бани и печи в келье. Примером была матушка Мафтидия, поистине святая старица, имевшая особый дар молитвы. По рассказам сестер, когда она, больная и слабая, молилась во время литургии, ее окружали сонмы ангелов, воспевавших славу иконе Пречистой Богородицы. Старица была удивительно добра по отношению ко всем. В самые холодные зимы сестры, просыпаясь утром, вдруг обнаруживали у дверей кельи охапку другую хвороста. Матушка не разводила у себя огня. Она хотела защитить от холода молодых сестер, чтобы они утешались жаром пылающего в печи огня и приятным смолистым запахом горящего дерева. Подвижнице было уже 96 лет, и она не выходила из монастыря ни на один день, даже во времена гонений на Церковь после принятия декрета 1959 года. Ее защитил святитель Григорий - святой обратился к ней с иконы, сказав: «Не тревожься. Не уходи. Позаботься о монастыре и о его святынях». В ту ночь, когда умерла старица Мафтидия, матушка Мелетия внезапно проснулась и, с удивлением, услышала ее голос, произнесший: «Да любим друг друга, что мы и исповедуем в нашей душе».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Самым известным является скит Пресвятой Богородицы в месте Белае находящийся в двух часах ходьбы от монастыря, высоко среди скал на левом берегу Бистрицы. Пещера крайне труднодоступна, ее внутреннее пространство было обтесано и приспособлено под часовню, на стенах которой сохранились остатки фресок большой художественной ценности. В прилегающих к часовне кельях переписывались и украшались книги; некоторые из которых хранятся в монастырской ризнице. Посмотреть коллекцию предметов из монастырской ризницы , фрески и совершить виртуальную экскурсию по монастырю часть 1 , часть2 Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Ее мощи находятся в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Престольные праздники [ править править код ] Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, король, мученик - 24 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово Проезд: Если вы путешествуете на собственном автомобиле, то для автомобилей с сербскими номерами нет необходимости платить пошлину при въезде в Косово и Метохию. При въезде из центральной Сербии лучше всего добираться со стороны Косовской Митровицы (90 минут в пути) или через пограничный переход в Мердаре (120 минут в пути). Со стороны Черногории от пограничного перехода Кула до монастыря дорога займет около 60 минут. Из Белграда отправляются регулярные рейсы до Гораждеваца, недалеко от Печи. Оттуда до монастыря можно доехать на такси за 10 евро. Подробнее на карте Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Официальная страница в Фейсбук Инстаграм Паломнику [ править править код ] Время посещений: Богослужения: Устав обители включает полный круг дневных богослужений, которые начинаются в шесть часов утра с полунощницы, часов и Литургии, и заканчиваются в конце дня вечерней службой и повечерием. Особенно торжественны всенощные бдения накануне воскресения и великих праздников; они продолжаются по несколько часов, а храм в это время освещен десятками свеч, которые зажигаются на знаменитом дечанском хоросе. Наиболее великолепны праздничные и воскресные Литургии, когда служит игумен монастыря архимандрит Савва в сослужении иеромонахов. Пение братии и церковное благолепие на этих службах производят особенно сильное впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Слева от главной двери – большой мраморный саркофаг, где почивает св. Данило Второй, архиепископ Сербии с 1324 по 1337 год, писатель. На саркофаге его икона и горящая серебряная лампада из синего стекла. Сестры поют... Звенят патриаршие колокола... Отдается эхо в долине реки Бистрицы, разносясь по Руговской долине... Потом читается Акафист Пресвятой Богородице Печской – читает монахиня Ирина. Сестра Ирина пишет красивые иконы. Она редко выходит из своей кельи – только по делам и на обед. Однако, если приезжает зарубежная делегация, сестра Ирина помогает общению – «работает» переводчицей, хотя большинство монахинь знают иностранные языки. Потому что необходимо говорить правду о Сербской Голгофе всем тем, кто приезжает с Запада, особенно им. Потому что сегодня они не услышат, отвернут от нас головы, не увидят нас, не узнают, что мы живем и существуем. Затем эти люди с Запада, без сердца и доброты, приходят в наши прекрасные святилища, которые они предпочли бы передать шиптарям (нежелательная на официальном уровне славянизированная форма обозначения албанцев. – Б.Ж.). Западники помогают отнять у нас самое святое, что осталось у нас в Косове, – наши древние монастыри, наше море сербских бриллиантов, из-за которых и Бог радуется, и мир восхищается ими. Мысли бурлят, молитвы льются. Мати Харитина и сестричество заканчивают утреню и ждут священника. Каждое утро священники из окрестных сербских деревень, где почти нет сербов, сменяют друг друга, но священники там ради старых и оставленных, ради Бога и ради тех, кто придет. Здесь священник и молитвенник, и витязь. Рано утром каждый день они уходят на службу в Печскую Патриархию и не знают, когда прибудут и вернутся ли домой живыми. Это – о. Сладжан (Павлович), служащий в церкви Усекновения Главы Св. Иоанна и протоиерей-ставрофор Ранджел Денич из Печской митрополии, расположенной примерно в пяти километрах от Печской Патриархии. Здание митрополии и церкви в Пече недавно были восстановлены с нуля. Возродились и восстали из пепла. Регулярно по благословению служит молодой священник о. Никола (Станич). Он приехал со своей семьей из д. Лешка два года назад.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/06/noch_v...

Следуя древнему правилу, которое он применял к каждому вновь рукоположенному, отец Клеопа направил его служить сорок Литургий в Рарэу, уединенный скит монастыря Слатина, расположенный высоко на горе Рарэу, возвышающейся над Кымпулунг Молдовенеск 65 . У скита этого одно из самых чудесных месторасположений из всех румынских монастырей. Воздвигнут он на гористом берегу Бистрицы, называемом Румынским скатом, на том берегу, где отшельничал авва Сысой 66 , когда австрийцы оккупировали Буковину, ибо сначала он подвизался на другом склоне. Прямо из скита открывается вид на горный хребет за Бистрицей, начиная с Барнара и кончая Чахлэем. Справа, поднимаясь, словно спина гигантского медведя, целуется с небом Джумалэу, а сзади высится вершина горы Рарэу с Камнями Госпожи, Камнем Зубра и Попов Рарэу, а за ней следуют горы Тодиреску, спускающиеся вниз к Слэтиоре. Из Рарэу видны и горы Адам и Ева над Пожорыцей, где в те времена еще был действующий скит с несколькими монахами. Чтобы добраться из Слатины в Рарэу, нужно целый день идти пешком, 40 километров, надо пройти через Гэинешть, через Стулпикань и затем от Слэтиоры подняться вверх на горы Тодиреску, где тебя может ожидать радость встречи с медведями, поэтому лучше никогда не оказываться в одиночестве, когда тебя настигнет эта радость! С Тодиреску поднимаешься прямо в скит под Камнем Зубра за полчаса. В скиту жило тогда десять старых пустынников и один-единственный священник, авва Кассиан игумен, так что священник, присланный из Слатины, освободил его от служб, особенно от утомительного полунощного богослужения. Но авва Кассиан все же приходил в храм, только не так уставал, как когда совершал службу. Спустя недели две после отправления аввы Иоиля в Рарэу авва Клеопа был разбужен одним пустынником из Рарэу, который с посохом и котомкой спустился с гор, чтобы принести чудную весть. – Меня послал игумен Кассиан известить тебя, что авва Иоиль, которого ты прислал служить, говорит, что ночью на утрене, в алтаре, свечи на престоле загораются сами. Он их тушит, а они загораются опять!

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

18 июня 1693 г. епископом Рымникским стал настоятель мон-ря Бистрица Иларион. При нем была завершена перестройка скита Добруша, перестроен скит Езер , господарь мч. Константин Брынковяну построил скит Маму, придел и больничную церковь монастыря Хурези, иером. Паисий начал перестройку монастыря Говора. По инициативе и на средства еп. Илариона учитель Александр осуществил 1-й перевод на румынский язык Постной и Цветной Триодей и Толковой Псалтири. В марте 1705 г. по обвинению в схизме (еп. Иларион разрешил католикам построить церковь в Рымнике и хоронить усопших на кладбище епископии), выдвинутому патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой , и с одобрения мч. Константина Брынковяну Собор Унгро-Влахийской митрополии сместил еп. Илариона с кафедры и лишил сана. Очевидно, это решение было результатом интриг местных греч. клириков. Решения Собора в отношении еп. Илариона не были полностью исполнены: в более поздних документах он в сане епископа упоминается как настоятель монастыря Снагов, 29 июня 1707 г. принял участие в освящении ц. св. Георгия Нового в Бухаресте как «проин [бывший] епископ Рымника». 16 марта 1705 г. на Рымникскую кафедру был избран настоятель мон-ря Снагов сщмч. Антим Ивиряну (через 3 года переведен на Унгро-Влахийскую кафедру). Он успешно занимался хозяйственными делами епископии, покупая или получая в дар поместья, виноградники, леса, мельницы и др. Следует отметить его заботу о реставрации многих церквей и обителей, особое значение имели реставрация и росписи церквей монастырей Козия и Говора, в которых сохранились его ктиторские портреты. Сщмч. Антим также известен книгопечатной деятельностью: при нем вышли в свет билингвальные (на слав. и румын. языках: Анфологион, 1705; Малый Октоих, 1705; Служба на Успение Пресв. Богородицы с параклисом, 1706), а также румыноязычные (Евхологий в 2 т.: Служебник и Молитвослов) тексты богослужебных книг. Рымникская епископия в составе сербской Карловацкой митрополии (1719 -30-е гг. XVIII в.) «Не рыдай Мене, Мати». Роспись алтаря Троицкой ц. мон-ря Сурпателе. 1706–1707 гг. Фото: свящ. Силвиу Клуч

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Святой Никодим упокоился о Господе 26 декабря 1406 года, а после его кончины его ученики, монахи-пустынники Софроний, Пимен и Силуан, ушли из монастыря Тисман на север Молдавии и поселились у речки Нямц (название ей было дано из-за обитавших там немцев), где впоследствии был основан нынешний монастырь Нямц, посвященный Вознесению Господню. Первую каменную церковь в Нямце воздвиг Молдавский князь и воевода Петр Мушат (1375–1391 годы), ему последовали и другие ктиторы, великие воеводы и правители Молдавии: Александр Добрый (1400–1432) и Стефан Великий (Штефан чел Маре, 1457–1504, который воздвиг стоящий поныне большой соборный храм монастыря Нямц). Они устроили многочисленные и прекрасные молдавские и буковинские монастыри: Бистрицу, Молдовицу, Сучевицу, Путну, Воронец, Пробот и другие и живописно украсили их снаружи и внутри. На прекрасных фресках этих монастырей были изображены святые лики молдавских исихастов, бывших духовниками тех правителей и епископов, что воздвигали и украшали эти монастыри. При этом и сами Цареградские патриархи XIV и V веков святой Каллист, святой Филофей и их преемники, известные как ревностные подвижники-исихасты и распространители православного исихазма, неизменно поддерживали исихастскую жизнь в Молдавии и Валахии, назначая туда клириков- и епископов-исихастов. Так прилив греческих и славянских исихастов со Святой Горы и с Балкан в Румынию никогда не прекращался, что означает, что и в самой Румынии исхаст-ская жизнь и подвижничество никогда не гасли. (Вспомним в доказательство тому приход в Румынию святогорского исихаста святого Нифонта, Патриарха Цареградского (XV–XVI век), и хиландарского сербского подвижника святого Рафаила Банатского (XVI–XVII век), и монашествование монахов-святогорцев во времена Валашского воеводы Нягоя Басараба (XVI век), и затем святогорского русского старца-исихаста Паисия Величковского (XVIII век) и так далее.) Кроме того, духовной жизни сестринской Церкви Румынской содействовали и другие православные Восточные патриархи и Сербские патриархи из Печи, особенно Арсений III Черноевич, способствовало этому и переселение сербов через Савву и Дунай в Банат и Ердель 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010