Вторично флоты сошлись в генеральной битве лишь спустя год с лишним, 15 июля 1789 года – на сей раз у острова Эланд. К тому времени у русских оказался уже иной командующий – умелый и отважный Грейг скончался 15 октября 1788 года в Ревеле от брюшного тифа. На замену ему был назначен 62-летний адмирал Василий Яковлевич Чичагов – человек старательный, усердный, но несколько нерешительный. Именно эти особенности личности Чичагова сыграли свою роль в последующих событиях. Эландский бой, который велся примерно равными силами, носил вялый характер, после чего эскадры разошлись в разные стороны. Не прибавило шведам лавров и состоявшееся 13 августа морское сражение при Роченсальме у южной Финляндии, где русский галерный флот разбил эскадру адмирала Карла Эренсверда, потерявшего аж 39 кораблей. Кампанию следующего, 1790 года шведский командующий герцог Карл Сёдерманландский (будущий король Карл XIII) начал с набега на Балтийский порт (ныне Палдиски). Внезапно объявившись в этом порту 17 марта, «свейские супостаты» захватили городок, уничтожили тамошние береговые батареи и разграбили склады. Полтора месяца спустя шведский флот появился у Ревеля, где стоял со своими силами Чичагов. Никудышный флотоводец Карл Сёдерманландский повёл 23 своих линейных корабля и восемь фрегатов в лоб на русскую линию. На мощный бортовой огонь русских шведы могли отвечать лишь немногими своими носовыми орудиями, плюс крупная зыбь, гонимая ветром с моря, вынудила закрыть нижние пушечные порты. Военно-морской историк Сергей Махов приводит красочный эпизод баталии при Ревеле: «На линкоре " Конунг Густав III " один из убитых марсофлотов, падая в море, зацепился камзолом за шкив, и подветренный фока-барс перестал действовать. Шведский флагман потащило на 100-пушечный " Ростислав " , который неторопливо, как на учениях, всаживал в дрожавший от ядер шведский корабль залп за залпом. Контр-адмирал Нерденшельд с бутылкой рома выбежал на шканцы и в панике бегал, крича и умоляя сделать что-нибудь. Наконец шальной обломок упал на труп злосчастного марсофлота, камзол порвался, шкив освободился, и " Густав III " смог повернуть вдоль русской линии и выйти из сферы вражеского огня». Общий результат оказался для шведов плачевен: потеря двух кораблей, 51 человека убитых, 81 раненых и 520 пленных.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

В Рускеале добывали мрамор. А потом глубокий карьер со штольнями, шахтами и пещерами затопили, образовалось чистое озеро, и теперь в этом красивейшем месте, похожем на царство Снежной Королевы, устраивают экскурсии — подводные, надводные, надземные и подземные. А рускеальский мрамор использовался для строительства дворцов и соборов Санкт-Петербурга и его пригородов, отделки залов станций питерского метро. В Рускеале добывали мрамор. А потом глубокий карьер со штольнями, шахтами и пещерами затопили, образовалось чистое озеро и теперь в этом красивейшем месте, похожем на царство Снежной Королевы, устраивают экскурсии — подводные, надводные, надземные и подземные. А рускеальский мрамор использовался для строительства дворцов и соборов Санкт-Петербурга и его пригородов, отделки залов станций питерского метро. В Рускеале добывали мрамор. А потом глубокий карьер со штольнями, шахтами и пещерами затопили, образовалось чистое озеро и теперь в этом красивейшем месте, похожем на царство Снежной Королевы, устраивают экскурсии — подводные, надводные, надземные и подземные. А рускеальский мрамор использовался для строительства дворцов и соборов Санкт-Петербурга и его пригородов, отделки залов станций питерского метро. Как назывался мирный договор между Новгородской республикой и Шведским королевством, заключенный в 1323 году? Кременской мир Ореховский мир Столбовский мир Малиновский мир Первый мирный договор об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством назывался Ореховским по названию недавно построенной новгородской крепости Орешек — будущего Шлиссельбурга. Ореховский мир разделил Карелию и Финляндию. Первый мирный договор об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством назывался Ореховским по названию недавно построенной новгородской крепости Орешек — будущего Шлиссельбурга. Ореховский мир разделил Карелию и Финляндию. Невыгодный для России Столбовский мир со Швецией был заключен позже, в начале XVII века. А в 1323 году между Новгородской республикой и Шведским королевском был заключен Ореховский мир, первый мирный договор об установлении границ. Ореховским он был назван по названию недавно построенной новгородской крепости Орешек — будущего Шлиссельбурга.

http://sever.foma.ru/karelija-nerusskij-...

Москвичи уже взяла несколько порубежных мест в Польше – ясный знак, что договор приводится в исполнение, хотя дело и содержится в великой тайне. Для уничтожения замыслов обоих государей одно средство у Порты: король Август – похититель чужого престола, поляки его не любят, и у него нет собственных средств держать их в страхе, держится только союзом московским; теперь Август отправляет к Порте своего посла Рыбинского: Порте стоит только отказать этому послу, объявив, что не хочет иметь никаких сношений с Августом, ибо признает законным королем польским только Станислава; вследствие этого объявления поляки станут выгонять Августа, его место займет Станислав, друг Порты, и, таким образом, упадут все замыслы царя московского и Оттоманская империя останется в безопасности и покое. Шафиров принимал свои меры; он послал сказать визирю, что шведский король если не получит от Порты требуемых денег, именно 1200 мешков, хочет занимать деньги у купцов английских и французских; и теперь шведский посланник, занимая деньги, дает по 40 и по 50 процентов; если шведский король добудет денег, то употребит их на подкупы для произведения нужных ему перемен, и прежде всего для перемены визиря; и потому царские министры советуют верховному визирю призвать английского посла и сказать ему, чтобы запретил своим купцам давать деньги взаймы Карлу XII, особенно двоим купцам, братьям Кук, которые очень склонны к шведу; по 18 июня Карл XII набрал у французских и английских купцов около 800 мешков левков, кроме того что от Порты дано ему 500 мешков и ежедневно дается по мешку: можно угадать, куда он эти деньги девал. Визирь отвечал, что посоветуется с рейс-ефенди; а рейс-ефенди сказал, что дело опасное, если султан проведает. Шафиров счел нужным подкупить бастанжи-пашу по его близости к султану: обязанный по должности своей находиться на корме судна во время султанских прогулок по воде, бастанжи-паша пользовался этим временем и подавал султану мимо визиря предложения шведского и французского послов; подкуплен был также шведский переводчик, сообщавший содержание переписки между султаном и Карлом XII и посольских конференций.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Похоронен ли шведский король на Валааме? Испокон веков военные походы шведских викингов на Русь через Приладожье сопровождались разорением и убийством местных жителей. С тех пор как в Х веке (согласно одной из версий) остров Валаам приютил первых русских монахов, соседство с беспокойными норманнами стало для них серьезным испытанием на долгие столетия. 1 Как шведский король стал валаамским схимником Согласно старинному монастырскому преданию, в 70-х годах XIV века очередная сокрушительная буря на Ладожском озере не пощадила целую шведскую флотилию. Шторм выбросил на каменистый берег Валаамского острова единственного выжившего человека. Его нашли русские монахи Спасо-Преображенского монастыря. Кораблекрушение и спасение монахами. Лицевой летописный свод Каково же было их изумление, когда спасшийся чужеземец представился шведским королем Магнусом II Смеком. Свидетельство игумена Валаамского монастыря Назария, данное в 1791 году графу А.И. Мусину-Пушкину, гласит: «Объявляем Вам, что погребен в 1374 году Шведский король именем Магнуш, во святом крещении Григорий. Жития его было в сей обители в живых 3 дня. При сем по желанию ево пострижли в схиму, таким образом и скончал жизнь свою». Все эти события увековечены на каменной надгробной плите его могилы, фрагмент которой сохранился до наших дней. Сама могила утеряна. Кроме того, валаамское предание о духовном преображении шведского монарха подтверждено его рукописным завещанием, зафиксированным в одной из летописей новгородского происхождения. Начинается оно следующими словами: «Се аз Магнуш король Свейский нареченный в святом крещении Григорием отходя сего свету пишу рукописание при своем животе а приказываю своим детям и своей братии и всей земле Свейской: не поступайте на Русь на крестном целовании занеже нам не пособляется…» Впрочем, историки сомневаются в подлинности этого «рукописания», поскольку не все указанные там сведения с точки зрения современной науки соответствуют действительности. К тому же, согласно самой распространенной версии, король Магнус погиб в Норвегии, хотя другие источники позволяют считать местом его смерти Швецию, а третьи — Финляндию. В любом случае, нигде, кроме Валаама, могилы шведского монарха не было найдено.

http://sever.foma.ru/pohoronen-li-shveds...

Участники международной межконфессиональной встречи в Уппсале обсудят проблему изменения климата 28 ноября 2008 г. 10:58 Межконфессиональная международная встреча по климату пройдет в шведском городе Уппсала 28-29 ноября. В ней примут участие 30 религиозных лидеров из, Великобритании, Индии, Кении, Китая, Мексики, Норвегии, США, Таиланда, Японии. Среди участников встречи, в частности, священники, тесно связанные с экологической деятельностью, руководители центров межрелигиозного сотрудничества, а также ученые, содействующие межрелигиозному диалогу. «Подобная встреча с участием священников и активистов самых разных религий проводится впервые. Одним из ее итогов станет подписание Уппсальского манифеста», — сообщил РИА «Новости» пресс-секретарь Шведской Церкви Томас Экелунд. По его словам церемония подписания Манифеста состоится в Уппсальском кафедральном соборе в пятницу вечером, 28 ноября. В рамках форума в Уппсале пройдет также ряд семинаров, которые коснутся вопросов экологии и изменения климата. Участие в дискуссиях примет около тысячи человек. «Вопросы климата касаются каждого из нас, независимо от того, в какой части земного шара мы находимся. Поэтому, нам представляется вполне естественным, что различные религиозные сообщества, независимо от своего вероисповедания, могли бы объединиться в вопросах климата», — сказал архиепископ Шведской Церкви Андерс Вейрюд, ставший одним из инициаторов проведения встречи и слова которого цитирует пресс-служба Шведской Церкви. Организаторы Уппсальского форума отмечают, что проведением встречи они хотели бы выразить поддержку той международной работе, которая ведется для решения проблем изменения климата. В пресс-службе Шведской Церкви поясняет, что, к примеру, в 2012 году, истекают сроки действия обязательств по стабилизации и сокращению выбросов парниковых газов, записанных в Киотском протоколе. Предполагается, что этот документ заменит новое соглашение, которое планируется к подписанию в Копенгагене в декабре 2009 года на встрече участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Очередные переговоры по этому вопросу — вопросу глобального потепления — пройдут в первой половине декабря 2008 года в польском городе Познань. Поэтому участники встречи в Уппсале планируют передать свой Манифест представителям ООН во время дискуссий, планируемых в Польше. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/495069.htm...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Турецкие хакеры отомстили шведам за карикатуры 09.10.2007 10:57 Версия для печати Стокгольм, 9 октября. За прошедшую неделю турецкие хакеры атаковали более 5 тыс. шведских сайтов в ответ на публикацию в одной из шведских газет карикатур на пророка Мухаммеда. По данным наблюдательного института Proinet, кибератаки были осуществлены с турецких доменов. Хакеры взламывали системы безопасности шведских сайтов, удаляли с них все содержимое и размещали свои послания. Напомним, что 19 августа в одной из шведских газет была повторно опубликована карикатура на пророка, сделанная художником Ларсом Вилксом в прошлом году. Это повлекло за собой резкий протест со стороны мусульманских общин в европейских странах и со стороны религиозных организаций в государствах исламского мира. Один из лидеров международной террористической сети «Аль-Каэда» Абу Омар аль-Багдади назначил награду в размере 100 тыс. долларов за смерть художника, сообщает «Утро. Ру» . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 19.10.2020 10:30 Франция почтила минутой молчания память учителя Самюэля Пати, убитого исламистом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«О сыне печали у меня нет, – повторял и после Нащокин, – дело это положил я на суд божий, а о поимке его промышлять и за то деньги давать не для чего, потому что он за неправду и без того пропадет и сгинет и убит будет судом божиим». В апреле начались съезды у Нащокина с шведскими послами, но не повели ни к чему: еще в феврале умер король Карл Х Густав, и шведские послы объявили, что не могут заключить вечного мира, потому что от нового короля нужна им полномочная грамота новая. Эту новую грамоту они обещали привезти в июне месяце; но в мае заключен был у шведов мир с поляками в Оливе, совершенно переменявший отношения ко вреду Москвы: обе державы теперь, и Швеция и Польша, особенно последняя, получили возможность усилить свои требования относительно Москвы, которой приходилось, чтоб успешно воевать и заключить выгодный мир с одной из них, уступить все другой. Прошел июнь, прошло лето, морской ход минулся, а шведские уполномоченные не являлись на съезд. Между тем дела шли худо в Белоруссии, еще хуже – в Малороссии: испуганный этим, царь писал Нащокину, чтоб заключал вечный мир с шведами, выговорив из завоеванного города два или хотя один и давши за них деньги, чтоб мир был сколько-нибудь честен. «На черкас надеяться никак невозможно, – писал государь, – верить им нечего: как трость ветром колеблема, так и они: поманят на время, а если увидят нужду, тотчас русскими людьми помирятся с ляхами и татарами». «Выговорить два города или один и ими как владеть? – возражал Нащокин. – Ото Пскова будут далеко, около них все будут шведские города, шведские люди; поляки станут приходить на псковские места и разорять, а шведы им не воспрепятствуют. Теперь, пока перемирье с шведами не вышло, надобно поскорее промышлять о мире с польским королем через посредство курфюрста бранденбургского и герцога курляндского; с польским королем мир гораздо надобен, нужнее шведского, потому что разлились крови многие и уже время дать покой. А не уступивши черкас, с польским королем миру не сыскать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В этой связи уместно вспомнить, что один из первых читателей «Шведской хроники» – король Густав Васа, рассудил иначе: по его мнению, хронике, напротив, не хватило «истинного евангельского духа». Если сравнить «Шведскую хронику» с другими произведениями Олауса, легко убедиться, что хроника существенно отличается от трудов, созданных «местером Улофом» для духовных целей. В религиозных штудиях «местера Улофа» мы видим проповедь идей, заимствованных, прежде всего, у Лютера; в «Шведской хронике» этой проповеди почти нет. Олаус в данном случае ничего не пишет об оправдании и спасении. Тема Реформации затронута (да и то косвенно) только в рассуждении об основателях монастырей. Но и там, как верно заметил король Густав I, Олаус скорее оправдывает древние представления о благочестии, нежели осуждает их. В религиозных трудах Олаус Петри постоянно обращается к Библии. А в «Шведской хронике» библейских цитат почти нет; небольшая, хотя и важная отсылка к Библии в конце предисловия и еще одна цитата в основном тексте – это, в сущности, все, что есть на сей счет в историческом труде «местера Улофа». Обращение к читателю тоже не может служить «ключом» к хронике – ведь словосочетание «salighetens kunskap» – результат исправления, возможно, ошибки. К тому же подобные посвящения в трудах Олауса Петри носят отвлеченный характер и подчас не вполне связаны с произведением. Так, полемические «Ответы» Паулюсу Элиэ предварены посвящениями, в которых Олаус желает читателю «мира и покоя». Сами же «Ответы» очень эмоциональны, в них присутствует бурная полемика, хлесткие выражения, язвительные реплики. Показательно, что и Ферм, сравнивая Олауса-историка с Меланхтономисториком, пришел к выводу, что Петри относится к истории менее предвзято; история у «местера Улофа» – не служанка религиозной пропаганды. Олаус мог бы использовать исторические события, чтобы иллюстрировать свои религиозные взгляды. «Местер Улоф» этого почти не делает. В «Шведской хронике», конечно, есть рассуждения на религиозные темы – прежде всего, промысла Божьего и воздаяния по заслугам. Темы эти – традиционные, общераспространенные, вопрос в том, как они раскрыты в данном случае. Ферм утверждает, что, по «местеру Улофу», Бог иногда вмешивается в ход земных событий. Это неверно: если бы Олаус так рассуждал, он не был бы реформатором и последователем Лютера. Представления «местера Улофа» являлись иными: Бог творит все. На свете все совершается по воле Господа. Но Божественный разум намного превосходит разум человеческий; воля Бога труднопостижима. Человеку остается уповать на Бога, и, поступая так, стараться жить праведно. С этим связана идея чуда. Пути Бога неисповедимы, Его деяния чудесны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

26 марта уже вступил в Россию Полководец Шведский, Иаков Делагарди, сын Понтусов, юный, двадцатисемилетний витязь, ученик и сподвижник славного Морица Нассавского в долговременном кровопролитном борении за свободу Голландской Республики. На границе встретил союзников Воевода Ододуров, высланный Князем Михаилом, и 2300 Россиян, которые в первый раз увидели себя под одними знаменами с Шведами и наемниками их, Французами, Англичанами, Шотландцами, Немцами и Нидерландцами. Сии 5000 разноземцев, большею частию людей без отечества и нравственности, исполненных любви не к ратной чести, а к низкой корысти, шли спасать преемника Монархов, ославленных в Европе и в Азии несметными их силами! Союзникам указали стан близ Новагорода, куда звали Делагарди и Генералов его для свидания с Князем Шуйским... Там сии два Полководца, оба юные, приветствовали друг друга с ласкою, с уважением взаимным. «Князь Михаил, – пишет современный Шведский Историк, – имел 23 года от рождения, прекрасную душу, ум не по летам зрелый, наружность, осанку приятную, искусство в битвах и в обхождении с иноземным войском. Делагарди сказал ему, что Королю известны все ухищрения Ляхов; что он прислал рать и готовит еще сильнейшую для вспоможения России, желая благоденствия Царю и народу ее, а врагам их желая гибели. Князь Михаил, кланяясь, опустил руку до земли; изъявлял благодарность; уверял, что Россия усердна к Царю и волнуема только малым числом изменников, коих легко одолеть единодушным действием союзников! Рассуждали, как действовать и с чего начать. Делагарди требовал вперед жалованья войску: Князь Шуйский обещал немедленно выдать 8000 рублей, 5000 деньгами и 3000 соболями; утвердил (4 Апреля) Выборгский договор и сам проводил Делагарди до ворот крепости». Грязи и разлитие рек мешали походу. Шведский Военачальник хотел ждать просухи, и для безопасного сообщения с Ливониею и Финляндиею, заняться прежде всего осадою Копорья, Иванягорода и Ямы, где Царствовала измена: Князь Михаил имел другую мысль. Еще до прибытия Шведов Воевода Осинин ходил из Новагорода с Детьми Боярскими и Козаками к мятежному Пскову, разбил тамошних злодеев в поле и надеялся взять город; но Скопин велел ему возвратиться, чтобы не тратить времени в предприятиях частных, и склонил Делагарди немедленно идти к Москве. Воевода Чулков и Шведский Генерал Эверт Горн вступили в Русу, гнали изменников и Ляхов до уезда Торопецкого, одержали (25 Апреля) победу над Керносицким в селе Каменках, взяли 9 пушек, знамена и пленников. Порхов, Торопец сдалися мирно – и Торжок другому Воеводе, Чоглокову. Узнав, что Пан Зборовский и Князь Григорий Шаховской с тремя тысячами изменников и Ляхов идут из Твери на Чоглокова, Князь Михаил отрядил туда Головина и Горна: имея не более двух тысяч воинов, они сразились с неприятелем; Чоглоков сделал вылазку, и Зборовский, после дела кровопролитного, отступил к Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

28 июня 1709 года, не предчувствуя, что происходило накануне под Полтавою, Толстой писал в донесении Головкину: «Опять Порту возмутили пуще прежнего татары, прислали письмо за многими печатями от всех крымских, ногайских и кубанских татар, что царь пришел в Азов для похода на Крым и что множество судов больших и малых на Азовское море вышло; просят татары Порту с великим усердием, чтоб немедленно подала им помощь и чтоб позволила вместе с шведами и поляками стать против войск царских. С великим трудом и с немалою дачею едва успел я удержать, что не дали татарам позволения соединиться со шведами». Тут же Толстой доносил, как французский посол сошел с ума: «Посол французский, здесь пребывающий, обезумел, тому причина есть сия: когда оный получил от двора французского указ, чтобы с визирем всеконечно примирился, тогда оный по всякой возможности искал примирения и едва возмог иметь с визирем свидание, которое последовало ему великим несчастием, ибо визирь огорчил его тяжким словом, назвал его скотиною, а не человеком, от чего, возвратяся к себе в дом, обезумел скоро и ныне пребывает без ума». Только 22 июля получил Толстой от Головкина известие о преславной виктории с ее следствиями и потребовал от визиря, чтоб немедленно был послан к Юсуф-паше указ задержать шведского короля и Мазепу под стражею, чтоб не ушли в другие места и не последовало от того неприятство. Визирь велел отвечать, чтоб посол не сомневался, будет все исправлено приятельскою мерою, но что с русской стороны поступлено нехорошо: русские войска, преследуя шведского короля, вошли в турецкие владения; при этом визирь хотел выведать у Толстого, какие будут его требования насчет шведского короля и Мазепы; Толстой отвечал прямо, что он потребует немедленной их выдачи. «Домогаюсь, – писал Толстой, – чтобы короля шведского и Мазепу отдали в сторону царского величества: но о короле не чаю, чтоб отдали ни по какой мере, разве только вышлют его вон из своей области; а о Мазепе боюсь, чтоб оный, видя свою конечную беду, не обусурманился, а ежели сие учинит, то никак не отдадут его по своему закону».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010