П. далее приводит сведения о христианизации Швеции, опираясь на традицию, основу которой составляют древние памятники: Житие св. Ансгария (см. ст. Ансгар ), хроника Адама Бременского. П. подчеркивал, что Швеция становилась христ. страной постепенно, а не одномоментно в правление какого-то одного короля. В хронике также рассказывается о жизни норманнов, о возникновении и ранней истории швед. городов, приведены сведения из истории монетного дела. Повествуя о королях и регентах Швеции, П. приводит примеры благочестивых государей. К ним он относит кор. Эрика Святого - небесного покровителя Швеции. П. высоко оценивает тот факт, что св. Эрик, согласно источникам, правил для блага народа, посвятил жизнь заботе о подданных. В ряде случаев П. подвергает сомнению сведения, приведенные у более ранних авторов. Так, он сомневается в справедливости критики в адрес кор. Магнуса Эрикссона (XIV в.), противники которого (в частности, св. Биргитта) обвиняли его в распутстве и содомии. Олаус предполагает, что истинной причиной обвинений стала политика короля, которая привела к конфликту с гос. советом. Хроника в числе прочего содержит ценные сведения о политической истории Швеции XV - нач. XVI в. П. создал несколько произведений, посвященных правовой тематике. В т. н. Комментарии к Стадслагу разъясняются положения шведского городского законоуложения - Стадслага и средневековых законов о Церкви для швед. обл. Уппланд. В сочинении «Правила для судей» (Domarregler) П. рассуждает об обязанностях судьи и о его ответственности перед Богом, а также приводит собственные мнения относительно судопроизводства. В частности, он подвергает критике распространенный в средние века обычай подтверждать виновность или невиновность клятвами, а также считает недопустимым вынесение приговоров на основе признаний, полученных с применением пыток. Наблюдения относительно древних обычаев и законов содержатся и в «Шведской хронике» П. В частности, там цитируется древнее установление о поединках - т. н. Языческий закон.

http://pravenc.ru/text/2580462.html

Тогда же, в 1987-м, произошло событие, которое в корне изменило религиозную тактику Экмана. Вместе с женой Биргиттой он совершил свою первую туристическую поездку в Израиль, после которой стал христианским сионистом. Эта доктрина имеет элементы внешней схожести с обычным сионизмом: культивирует Израиль как государство «избранных», выступает сторонником скорейшей репатриации, высказывается за сохранение и укрепление национальной культуры, активно обыгрывает различные мифы, направленные на выработку комплекса вины других народов перед евреями. В то же время, превознося «землю обетованную», христианские сионисты заявляют, что иудаизм здесь должен быть замещен «верой в Иисуса». По их учению, именно в Израиле вновь появится христианский Мессия, и именно отсюда пойдет «духовное пробуждение» всей планеты. Вскоре у «Слова жизни» появились связи с еврейским агентством «Сохнут» 45 , отвечающим за содействие репатриации, главным образом, из СССР. В 1989 году оно отправило первую партию советских евреев численностью около 100 человек в Израиль через Швецию. «Эти репатрианты должны были находиться там несколько дней перед посадкой на самолет в Тель-Авив, и пастор Экман разместил некоторых на это время в домах членов своей церкви», – сообщает сайт «Слова жизни». Параллельно швед стал направлять людей в СССР для содействия тем, кто намеревался совершить «исход». Одновременно, в 1989 году, Экманом была основана «Русская внутренняя миссия» (Russia Inland Mission), куда, как сообщают официальные биографы евангелиста, «Господь приказал вложить 40 миллионов шведских крон (4 млн. долларов)». Официально она представлялась административным и руководящим центром для «распространения Евангелия в СССР». Первым шагом миссии стали пожертвования на 100 редких тогда видеомагнитофонов для русских пасторов и лидеров молитвенных групп. «Это позволило обеспечивать верующих библейским учением, способствующим росту и укреплению новых церквей», – отмечено на сайте «Слова Жизни». Проповедники также проводили семинары и конференции, привлекая туда всё новых участников, которые, в свою очередь, «основывали новые церкви в разных городах».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

Между тем, сообщает далее хроника, «король Вальдемар с благословения короля Магнуса вторгся на Готланд, истребил множество людей, разорил город (Висбю – А.Щ.) и сельскую округу. Тем временем герцог Мекленбургский и изгнанники-шведы обратились к королю Магнусу с просьбами: явить милость изгнанникам, править страной достойно и вернуть Сконе». Король не внял просьбам; тогда шведские аристократы присягнули сыну герцога Альбрехта. Началась война; короля Магнуса взяли под стражу. Впоследствии он был освобожден и уехал в Норвегию, где провел остаток жизни. Об этих событиях рассказывает и хроника Эрикуса Олаи, созданная примерно в 1460-е гг. – т.е. спустя небольшое время после «Связующей поэмы». Работая над хроникой, Эрикус Олаи использовал «Связующую поэму», откровения Биргитты и «Книжицу о короле Магнусе Эрикссоне». «Доктор Эрик» присоединился к критике монарха, но сделал ряд оговорок. Магнус Эрикссон имел в глазах «доктора Эрика» определенные достоинства: это был король-швед – а значит, все-таки лучше, чем иноземец. Не случайно хронист подробно воспроизвел описание выборов короля, почерпнутое из «Хроники Эрика» и подчеркнул, что избрание было единодушным. По средневековым представлениям, это свидетельствовало о том, что через собравшихся действовал Святой Дух. Король Магнус был, таким образом, избранником Божьим. Все же правление и нравственный облик этого короля Эрикус Олаи описал, используя негативные характеристики. Хронист воспроизвел прозвище короля, данное св. Биргиттой: «Коронованный осел». «Доктор Эрик» присоединился к обвинениям в мужеложстве и предположил: вероятно, в противоестественную связь с королем вступали высшие духовные лица. Эрикус Олаи осудил политику, которая привела к территориальным потерям и разорению страны. Осуждению подверглись и отношения с магнатами. Король Магнус, по версии «доктора Эрика», ненавидел советников, вступил в сговор с королем Вальдемаром, чтобы истребить государственных советников и в Швеции, и в Дании. Как и автор «Связующей поэмы», Эрикус Олаи заключил: король Магнус пренебрег даром Божьим и потому сбился с пути. Вину Эрикус Олаи возложил на датского монарха – Вальдемара Аттердага: этот король уподобился развратнице, соблазнившей неопытного юношу. Посулами, угрозами, лестью он выманил Сконе у короля Магнуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

рассматривал мистику как науку интимного опыта, как единение с Богом через любовь; в то же время он предостерегал не путать мистическое созерцание с видениями и экстазом, выступал против экзальтированного мистицизма. Так, на Констанцском Соборе он добивался офиц. осуждения видений католич. св. Биргитты Шведской. Ж. осуждал чрезмерный аскетизм, ведя активную борьбу с флагеллантами , однако последовательно защищал от нападок братьев общей жизни , у которых мистицизм соединялся с обучением клириков и просвещением народа. В центре педагогической системы Ж. стоит фигура наставника и его личный пример, что возвращает к евангельской педагогике, ставящей успех обучения в зависимость от нравственных, духовных качеств учителя. Ж. осуждал излишние амбиции человеческого разума, особенно в области веры, считая, что человеку от рождения дана идея Бога. Он призывал заботиться о духовности священников, к-рые призваны наставлять верующих. Особое внимание придавал пастырскому окормлению простых верующих, в т. ч. женщин и детей, написал специальные проповеди и учебники для них на франц. языке. Заботясь об исправлении нравов не только студентов, но и преподавателей ун-та, пытался ограничить университетские привилегии для искоренения корыстолюбия, а также запретить «праздники дураков» и др. развлечения, к-рые, по его мнению, отвлекали от учебы. Ж. не удалось создать цельное богословское учение. Его позиция характеризуется соединением мистицизма в духе традиций Сен-Викторской богословской школы с номиналистическим отказом от метафизики, близким к учению У. Оккама. Вслед за своим наставником Пьером д " Айи Ж. защищал примат божественной воли как в сфере природы, так и в области морали: ничто не является добрым или злым само по себе, это по божественной воле дела становятся добрыми, т. к. Он желает их, и, наоборот, нек-рые дела являются злом, потому что Он запрещает их (Opera omnia. Antw., 1706. Vol. 3. Col. 13). Но Ж. в отличие от оккамистов не считал столь уж непреодолимым разрыв между объектами веры (credibilia) и объектами рационального познания (intellegibilia). С его т. зр., несмотря на то что общее как таковое получает свое бытие в разуме, т. е. существует не как реальное, но как интенциональное, или объективное, бытие (esse obiectivum), неверно было бы отрицать объективное отношение мысли к внешней действительности, поскольку универсальное создается разумом на основе реального бытия (когда тот удерживает лишь схожие для предметов данного класса признаки), объективное бытие должно соответствовать реальному и иметь в нем свое основание. Частным следствием из этого рассуждения являлся вывод, что в божественном разуме содержатся идеи как единичных, так и тварных сущностей.

http://pravenc.ru/text/182229.html

1966. P. 259-270). На теологов и мистиков более позднего времени повлияли идеи, выраженные в сочинении Убертино да Казале «Древо распятой жизни» (Arbor vitae crucifixae, 1305). Образ И. О. все чаще фигурировал в духовной литературе, распространявшейся членами монашеских орденов (в «Размышлениях о жизни Христа», приписываемых францисканцу Иоанну из Сан-Джиминьяно (1-я четв. XIV в.); в соч. «Жизнь Иисуса Христа» Лудольфа Картузианца († 1377/78)), упоминался в трудах мистиков (напр., католич. св. Биргитты Шведской - Birgitta. Revelaciones. VI 58-59; VII 21-22, 25). Особо И. О. почитался кармелитами . В XV в. к образу И. О. часто обращались популярные католич. проповедники Винсент Феррер, Бернардин Сиенский, Бернардин из Фельтре и др. Началось составление агиографических сочинений, посвященных И. О., на народных языках. Так, в основу франц. поэмы Жана Раммессона «Похвала и привилегии господина св. Иосифа» (Dictier des loenges et privileges de monseigneur saint Joseph) положена лат. поэма П. Поке. В кон. XV в. Жития И. О. на фламандском языке были составлены Пьером Дорланом (Gent. Universiteitsbibliotheek. MS 895) и Филиппом ван Мероном (Die historie van den heiligen patriarch Joseph. Gouda, В XVI-XVII вв. жизнеописания И. О. выходили на лат., испан. и др. языках. Особо почитала И. О. католич. св. Тереза Авильская , к-рая назвала в честь святого основанный ею в 1562 г. 1-й мон-рь босоногих кармелитов в Авиле (Испания), а затем ряд др. обителей. В 1590 г. И. О. был провозглашен покровителем босоногих кармелитов в Испании. Почитание святого быстро распространилось в Новом Свете: И. О. почитался как покровитель вице-королевства Нов. Испания (Центр. Америка) (с 1555) и Нов. Франции (Канада) (с 1624). В XVI-XVII вв. почитание И. О. получило распространение во Франции, где его поддержали кард. Пьер де Берюль, католич. св. Франциск Сальский, а также иезуиты . Испан. теолог иезуит Франсиско Суарес в соч. «О таинствах жизни Христовой» (De mysteriis vitae Christi, 1592) приводил И. О. как пример наиболее совершенного типа христ. служения, превосходящего даже служение апостолов ( Su á rez Fr. Opera omnia/Éd. Ch. Berton. P., 1866. T. 19. P. 125). И. О. объявили покровителем кармелитов во Франции, вернувшихся к строгому соблюдению устава («кармелитов старой обсервации»; франц. Grands-carmes). В 1-й пол. XVII в. появились особые католич. конгрегации, посвященные И. О.: пресвитеров св. И. О. (иозефитов; Рим, ок. 1620), дочерей св. И. О. (Бордо, 1638), госпитальеров св. И. О. (Ла-Флеш, 1643), сестер св. И. О. (Ле-Пюи-ан-Веле, ок. 1650). Во 2-й пол. XVII в. И. О. был провозглашен покровителем ряда стран в составе империи Габсбургов - Богемии (1665), Австрии (1675) и Испанских Нидерландов (1689), а также Мексики (1678), образовалась конгрегация госпитальеров св. И. О. (Монреаль, 1694).

http://pravenc.ru/text/1470695.html

При К. в папскую капеллу были приняты выходцы из северофранц. городов (Аррас, Турне, Нуайон), с деятельностью к-рых связывается распространение франц. многоголосия. К. отменил запрет папы Иоанна XXII использовать многоголосное пение в богослужении; он оказывал покровительство композитору и теоретику музыки Филиппу де Витри (1291-1361), автору трактата «Новое искусство» (Ars nova), которого в 1351 г. назначил на епископскую кафедру Мо. При дворе К. жил известный хирург Ги де Шолиак. В 1348 г. папа одобрил основание кор. Карлом IV ун-та в Праге. Огромные расходы на содержание папского двора и на политическую деятельность (прежде всего субсидии франц. королю) привели к усилению налогового гнета в Папском гос-ве и увеличению выплат в Римскую курию. Сторонники возвращения папы в Рим, гл. обр. итальянцы (в т. ч. Петрарка), критиковали К., пожелавшего перестроить резиденцию в Авиньоне. Противники папы (францисканец Уильям Оккам , католич. св. Биргитта Шведская и др.) осуждали его политическую позицию, попытки сосредоточить церковные доходы в распоряжении Римской курии (это привело к разрастанию бюрократического аппарата курии), покровительство, к-рое понтифик оказывал французам в ущерб итальянцам и представителям др. народов. К. обвиняли не только в пристрастии к роскоши, но и в содержании любовниц и незаконнорожденных детей (эти обвинения не были подтверждены). Соч.: Acta Clementis VI, Pontificis Romani (1342-1452)/Ed. L. Klicman. Pragae, 1903; Acta Clementis PP. VI (1342-1452)/Ed. A. L. Tàutu. Vat., 1960; Lettres closes, secrètes et curiales se rapportant à la France/Éd. E. Déprez, J. Glénisson, G. Mollat. P., 1901-1961. 4 vol.; Lettres closes, patentes et curiales intéressant les pays autres que la France/Éd. E. Déprez, G. Mollat. P., 1960-1961; Fran ç ois de Meyronnes, Roger P. Disputatio (1320-1321)/Éd. J. Barbet. P., 1961. Ист.: Aegidius li Muisis. De domino papa Clemente sexto//Corpus chronicorum Flandriae/Ed. J. J. de Smet. Brux., 1841. Vol. 2. P. 307-312; Baluze É . Vitae paparum Avenionensium/Éd. G. Mollat. P., 1914. Vol. 1. P. 241-308; 1927. Vol. 2. P. 335-453; Cesaroli J. Clemente VI e Giovanna I di Napoli: Documenti inediti dell " Archivio Vaticano (1343-1353)//Archivio storico per le province napoletane. Napoli, 1896. Anno 21. P. 3-41, 227-264, 427-475, 667-707; 1897. Anno 22. P. 3-46; Die Ausgaben der apostolischen Kammer unter Benedikt XII., Klemens VI. und Innocenz VI./Bearb. K. H. Schäfter. Paderborn, 1914; Die Einnahmen der Apostolischen Kammer unter Klemens VI./Hrsg. L. Mohler. Paderborn, 1931; Le suppliche di Clemente VI/A cura di T. Gasparrini Leporace. R., 1948; MGH. Const. T. 8.

http://pravenc.ru/text/1841387.html

Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Лит. наследие Б.- это записи ее мистических откровений в форме поучений и бесед о борьбе Бога и диавола за души людей, о справедливом суде и милости Бога, заступничестве Богородицы за грешников, необходимости духовного совершенствования и праведной жизни. В ряде откровений она объявляла себя «невестой Христа», избранной Им для восстановления пришедшего в упадок благочестия, др. содержали осуждение нравов католич. духовенства и мирян, особенно критике подвергались социальные верхи общества. Часть текстов наполнена политическим содержанием: поддержка военного похода на Русь под предлогом борьбы с язычеством и Православием (в 1348 швед. кор. Магнус предпринял «крестовый поход» на Русь, потребовал от новгородцев принять католич. веру, пытаясь насильно крестить местное население); идеологическое обоснование восстания аристократов против кор. Магнуса Эриксона (1363); требование возвращения папы из Авиньона в Рим; заявление о необходимости прекращения Столетней войны между Англией и Францией. В Швеции и отдельных областях соседней Норвегии массовое почитание Б. началось еще при ее жизни; с кон. XV в. ее почитают также в Финляндии, входившей в состав Шведского королевства, и в ряде др. регионов Европы, в особенности северных. Традиция приписывает Б. множество исцелений, изгнаний нечистой силы и др. Согласно источникам, она занималась религ. просвещением и активно боролась с пережитками язычества. После канонизации Б. стала одной из наиболее почитаемых в Сев. Европе святых, в Швеции ее причислили к небесным покровителям страны; ей приписывалась чудодейственная помощь в борьбе с внешними врагами королевства. В позднее средневековье почитание Б. способствовало развитию национального самосознания жителей Швеции и росту международного престижа страны. Но в период Реформации в Скандинавских странах (с 20-х гг. XVI в.) почитание Б. почти прекратилось. Причин было неск.: отрицательное отношение реформаторов к почитанию святых вообще, антилютеран. позиция биргиттинского ордена, пропаганда Б. учения об индульгенциях и традиц. римско-католич. догматики в целом. Лидер швед. последователей М. Лютера , О. Петри , поставил под сомнение истинность откровений Б., объявив их плодом ее воображения.

http://pravenc.ru/text/149213.html

Иоанна Крестителя помещена надпись: «Illum oportet crescere; Me autem minui» (Ему надлежит возрастать; мне - умаляться). На створках - фигуры святых Себастьяна (слева) и Антония (справа), почитавшихся как защитники от чумы (возможно, до перехода мон-ря в XVIII в. в распоряжение ордена иоаннитов расположение створок было обратным). На пределле помещено «Оплакивание» - исполненная лаконизма горизонтальная композиция с простертым на фоне безжизненного пейзажа телом Христа. При раскрытии первых створок тема Страстей сменяется темой земной жизни Спасителя - от композиции «Благовещение» (левая створка) до композиции «Воскресение» (правая створка). Сцена «Прославление Марии» (иногда трактуемая как 2-частная композиция: «Рождество Христово» и «Ангельский концерт») насыщена множеством символов: Богородицы (розовый куст без шипов; возделанный закрытый сад; гора и лежащее перед ней море; венецианское стекло, пропускающее через себя свет и не преломляющее его), Христа (фиговое дерево в воспоминание грехопадения и его искупления Спасителем, венец из роз в руках Младенца и завеса - знаки Страстей) и общехрист. (киворий как обозначение Небесного Иерусалима). На дальнем плане композиции «Прославление Марии» помещена сцена благовестия свинопасам (свинья - символ ордена св. Антония) и излучающий свет образ Бога Отца. Сцена т. н. ангельского концерта по левую сторону от Богородицы с Младенцем имеет связь с Откровением св. Биргитты Шведской (1502); изображение девы в огненной короне принято соотносить (Бок, Цюльх, Фейерштейн) с образом Предвечной Марии (Maria aeterna) из видений св. Биргитты. Среди др. возможных лит. источников - «Speculum humanae salvationis» (Зерцало человеческого спасения; нем. перевод 1476) и легенда о явлении Богородицы монаху изенхаймского мон-ря в 1510 г. При раскрытии вторых створок алтаря (крайне редко) в центре оказывалась скульптурная группа с изображением прп. Антония Великого , блаженных Августина Гиппонского и Иеронима Стридонского работы Николауса фон Хагенау в обрамлении исполненных Г.

http://pravenc.ru/text/168221.html

Биргитты Шведской, который вошел в Ordo Romanus XV (cap. 153; см.: Mabillon. 1724. P. 535-538=PL. 78. Col. 1359-1362). Этот чин содержал следующие нововведения: после провозглашения К. прокуроры просили папу составить официальный нотариальный акт К. Во время пения «Te Deum laudamus» присутствующим раздавались светильники различного веса и величины, в зависимости от социального положения человека, для которого они предназначены; совершалось торжественное шествие к Ватиканскому дворцу, где в особой часовне произносилась молитва новому святому и объявлялась индульгенция. Во время мессы, после чтения Евангелия, 3 кардинала, члены комиссии по К., выходили из ризницы собора св. Петра с приготовленным для совершения Евхаристии хлебом и вином. Один из них нес 2 больших позолоченных светильника; 2-й - 2 хлеба, покрытые платом с изображением гербов 3 кардиналов и канонизируемого святого; 3-й нес 2 позолоченных бочонка с вином с теми же гербами. За ними следовали 5 прокуроров и адвокат процесса К. Каждый из них нес зеленую корзинку с 2 белыми голубями и 2 голубками. В случае К. св. Биргитты папа даровал индульгенцию в форме юбилея, т. е. полную индульгенцию. Согласно более поздним источникам, 3 кардинала-комиссара выбирались из 3 степеней священства: кардинал-диакон, кардинал-пресвитер и кардинал-епископ. В свою очередь они назначали себе помощников из числа епископов, аббатов или др. клириков, обладавших необходимыми знаниями и опытом для участия в процессе. При К. Бонавентуры впервые в практику было введено пение литаний, обращенных к святым. По случаю К. Франциска из Паолы в 1519 г. знаменитый папский церемониймейстер Парис де Грассис († 1528) пересмотрел использовавшийся до этого чин К. В основных чертах он сохранялся неизменным до литургической реформы II Ватиканского Собора. С кон. XIV в., после возвращения пап из Авиньона, главным местом совершения чина К. являлась по преимуществу базилика св. Петра в Риме. Папа Бонифаций IX (1389-1404) по причине своего недомогания совершил К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Иво Кермартенского († 1303), бретонского юриста, ставшего защитником несправедливо осужденных бедняков, вдов и сирот, канонизировал 26 июня 1347 г. в Авиньоне папа Климент VI (1342-1352). Поводом для К. стала история о том, как Иво смог накормить сотни человек одним ломтем хлеба ( Perarnau J. La Bulla de canonitzacio de Sant Iu (16 de juni de 1347) i les altres de terra francisca del Vat. Lat. 6772//Estudios Franciscanos. Barcelona, 1980. Vol. 81. N 369. P. 355-370); 19 сент. 1351 г. он провел К. Роберта († 1067), настоятеля аббатства Ла-Шез-Дьё ( Straeten J. S. Robert de la Chaise-Dieu: Sa canonisation, sa date de fête//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 37-56). Папа Урбан V (1362-1370) 15 апр. 1369 г. в Авиньоне причислил к лику святых своего крестного отца Елеазара из Сабрана (Франция) († 1323 или 1325), графа Ариано, кард.-еп. Кьети. Булла о его К. была опубликована преемником Урбана V Григорием XI (ActaSS. Sept. T. 7. P. 526). Это была последняя К., совершенная в средние века вне Рима. При папе Григории XI (1370-1378) был инициирован процесс К. Карла Блуа-Шатильона, герцога Бретонского, погибшего в сражении при Оре 29 сент. 1364 г. Процесс был начат в Анже в 1374 г. и затем должен был продолжиться в Авиньоне, но папа, как раз в это время возвращаясь в Рим, решил канонизировать Карла в Марселе в день, предшествующий своему отправлению, к-рое произошло 2 окт. 1376 г. Однако формальная К. Карла Блуа не состоялась, он был беатифицирован лишь в 1904 г. ( Boulet N. M.-D. La canonisation de Charles de Blois//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1942. Vol. 28. P. 217-224). К. Екатерины Шведской († 1381), первой настоятельницы Вадстенского монастыря (Швеция), главного аббатства ордена бригиток, дочери св. Биргитты Шведской, основательницы этого ордена, приписывают папе Урбану VI (1378-1389), однако этому нет документальных подтверждений. В 1488 г. папа Римский Иннокентий VIII разрешил чтить Екатерину как местночтимую святую в Швеции. 21 марта 1512 г. папа Лев X установил день ее памяти 25 июня (в наст.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010