Со смертью Олава Тихого единство гос-ва оказалось под угрозой: страну разделили между собой сын Магнуса II кор. Хакон II (1093-1094), находившийся под влиянием своего родственника и опекуна, ярла Торира из Стейга, и сын покойного Олава Тихого кор. Магнус III Голоногий (1093-1103). Усобица прекратилась после внезапной смерти Хакона II и казни Торира из Стейга, пытавшегося использовать для борьбы за власть самозванца. Магнус Голоногий вел активную внешнюю политику, желая расширить свои владения. Он предпринял несколько походов на швед. земли (1094-1095, 1097). Союз Дании и Швеции остановил норвеж. короля, заставив его заключить 3-сторонний договор на р. Гёта-Эльв о соблюдении прежних границ (1100). Воспользовавшись усобицами на Британских островах, Магнус III предпринял попытку подчинить себе Англию, попутно наведя порядок в островных владениях, зависимые правители к-рых лишь номинально признавали власть норвеж. государя. Норвеж. флот разорил также побережья Ирландии и Шотландии. Последовавший за этим захват о-ва Мэн (1098) сделал остров базой для дальнейших операций норвежцев. В 1098 г. морская победа норвежцев близ о-ва Англси над вассалами Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) надолго остановила покорение Уэльса нормандцами. Далее Магнус, воспользовавшись конфликтом между Англией и Шотландией, подчинил себе Шетландские острова и сев.-вост. побережье Шотландии (Кинтайр). В 1102-1103 гг. Магнус Голоногий совершил 2-ю масштабную экспедицию в Ирландию: ему удалось взять Дублин, покорить королевства Миде и Ольстер, но попав в засаду, устроенную ирландцами, он погиб. Власть над Н. перешла к 3 его сыновьям - Сигурду, Эйстейну и Олаву. Сигурд Крестоносец (1103-1130), вернувшись с запада, вскоре по призыву папы Римского отправился в паломничество в Иерусалим (1108-1111; отсюда его прозвище), оставив страну и юных братьев на попечение магнатов. Эйстейну I (1103-1123) удалось включить в состав Н. удаленную обл. Емтланд, расширив норвеж. владения на восток Скандинавского п-ова. При нем в стране появилось неск. крупных мон-рей (Нидархольм близ Нидароса, Гимсёй близ Шиена, Мункелив в Бергене), строились церкви и епископские резиденции, росли города. Первые монашеские общины в адм. отношении были подчинены епископам своих диоцезов. (Всего до Реформации в Н. в разное время действовал 31 монастырь августинцев, бенедиктинцев, биргитинцев, антонитов, доминиканцев, иоаннитов, премонстрантов, францисканцев и цистерцианцев.)

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Во 2-й гл. (Там же. 10. С. 1260-1273) К. рассматривал подвижничество в католич. Церкви, отмечал благотворное влияние монашества на нравственный уровень христиан, на развитие просвещения и культуры средних веков. Это влияние имело очень большое значение в эпоху Возрождения, когда нравственные устои общества пошатнулись и христ. представления о смысле жизни стали подменяться языческими. Тем не менее, по словам К., «итальянские летописи, на всем пространстве периода Возрождения, полны свидетельств о массовом пробуждении пламенных порывов к аскетическому идеалу в народе, под влиянием речей и примеров такого отречения от мира, как Екатерина Сиенская, св. Биргитта, так называемые «Кающиеся Белые» (I Bianchi), св. Бернардин и, наконец,- Савонарола» (Там же. С. 1266). Однако, отмечал К., дальнейшие пути католической Церкви и ордена иезуитов в частности показали их компромиссный характер в отношении быстро меняющегося светского мира и господствующих в нем гуманистических воззрений и настроений. Третья гл. (Там же. С. 1273-1288) была посвящена обзору истории подвижничества в Византии. «...Грешная всеми страстями Византия,- писал К.,- несмотря на многочисленность и глубину своих нравственных падений, до конца жила, тем не менее, под обаянием аскетических преданий!» (Там же. С. 1273). Именно наличием строгого религ. идеала К. объяснял устойчивость и долговечность Визант. империи, несмотря на разнородность ее населения и постоянные распри в ее политической и даже религ. жизни. К. отмечал, что в Византии из-за несовместимых противоречий между идеалом внутренней подвижнической жизни и внешним миром, зачастую очень далеким от христ. нравственности, образовался совершенно особый тип благочестия, отличный от гармоничного благочестия первоначального христианства. К. писал: «Вопрос спасения личного столь решительно выдвигался на первый план, что об избавлении от зла коллективного не думалось... В этой психологической особенности характера византийского благочестия, а не в политических побуждениях, кроется главная причина огромного по историческому значению факта, что восточная Церковь, в несравненно меньшей степени, нежели западная, отдалась заботам о религиозно-нравственном упорядочении мирского строя, гражданского и государственного» (Там же. С. 1278). Не считая этот выбор вполне правильным и даже полагая, что последовательное проведение его в жизнь могло обернуться «из уклонения от зла в потворство злу», К. отмечал и положительную сторону отрешения от мирских забот гражданского устройства, к-рые вели к сращиванию гос-ва и Церкви, что было характерным для католичества.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

В том же 1525 г. процессы о недвижимости выиграл у церкви бонд, а также, по-видимому, некая госпожа Катерина. Попытку оспорить законность дарения дома в пользу церкви сделал в 1526 г. жестянщик, служивший королю. В Арбоге в 1525 г. была передана (возможно, продана) бургомистру усадьба, ранее пожертвованная монастырю одним из бюргеров. После риксдага масштаб секуляризации значительно возрос. Первые свидетельства тому – записи в стокгольмской городской книге – относятся к 15271528 гг. Бюргерша Биргитта на основании вестеросской резолюции о безвозмездном отчуждении тягловой недвижимости получила обратно 2 дома, пожертвованные ранее францисканскому монастырю (один – отцом, другой – ею лично). Бюргерша Сесилия продала бюргеру Хансу Эрикссону земельный участок в пригороде Сёдермальм, ранее подаренный ее матерью церкви св. Иоанна и затем, соответственно, безвозмездно отчужденный. Бюргерша Анна купила у двух жителей области Хельсингланд по полдома в Вестеросе. Дом ранее отошел пребенде св. Дионисия, затем секуляризован, поделен пополам между наследниками, которые и продали Анне свои доли 475 . Жилые дома, хозяйственные постройки, городские земельные участки отчуждались бюргерами у монастырей, кафедральных соборов, приходских церквей. Нередко за получением церковных земель следовала их перепродажа. В некоторых случаях церковь продавала владения не по принуждению, а по необходимости – для уплаты долга, для пополнения церковной или монастырской казны, для покрытия текущих расходов. Кроме того, недвижимость выставлялась на торги в связи с закрытием обителей. При такой добровольной продаже покупателями были и корона, и дворяне, но особенную активность по скупке церковной недвижимости и угодий развили бюргеры 476 . Во множестве случаев бюргеры, в первую очередь патрициат, за наличные или путем обмена получали редуцированные владения от короны, к которой те перешли на основании Вестеросского рецесса и Ордонансов 477 . В городах, как и в аграрном секторе, секуляризация собственности дала Густаву Васе возможность не только обогатить корону, но и наградить верных людей – в том числе бюргеров. Такие поощрения начались уже в 1527 г. 478 Дарственными грамотами на редуцированную недвижимость и земли богата «Регистратура» Густава I. Предметами дарения являлись каменные дома и земельные участки в Стокгольме, Уппсале, Сёдерчёпинге, Линчёпинге, Вестеросе, Скаре, Бурго, Нючёпинге, Стренгнесе, Вадстене, Кальмаре, Або 479 . Иногда оговаривались условия: в полную собственность, с освобождением от налогов на определенный период, с условием уплаты земельной подати и налога на недвижимость. Среди адресатов дарений часто фигурирует городской патрициат – бургомистры и родманы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Собор состоялся в феврале 1529 г. Под итоговой резолюцией собора подписалось 40 человек 425 , имена которых перечислены в тексте документа. В резолюции говорится, что в работе «консилиума» приняли участие «многие другие клирики». Первым в списке стоит имя Лаврентиуса Андреэ – представителя архиепископства Уппсальского и «полномочного посланника» короля. Присутствовали три епископа: Магнус Харальдссон, Магнус Соммар и Петрус Магни, настоятель городской церкви Стокгольма Иоханнес Чёкеместер, Олаус Петри, священнослужители от всех дио цезов, кроме Абовского, а также монахи: доминиканцы, францисканцы и биргиттинцы. Монахи биргиттинского ордена надеялись, что съезд в Эребру станет «совещанием против лютеран». Однако они были жестоко разочарованы и вернулись с собора «возмущенные» («perturbati») 426 . Тем не менее, они подписали итоговую резолюцию 427 . Из состава участников можно заключить, что среди делегатов присутствовали как твердые последователи Лютера, так и гуманисты – сторонники умеренных реформ. Вместе они, очевидно, составляли реформистское крыло собора. Резолюция, вероятно, являлась компромиссом, достигнутым после долгих дебатов: собор начался 2 февраля, а итоговый документ принят 7 числа того же месяца. Резолюция состояла из двух частей: 1) постановление 2) «разъяснительная» или «просветительская» часть, излагающая смысл духовных таинств 428 . Первая из них близка постановлениям Вестеросского риксдага и, особенно, – Вестеросским ордонансам. При этом вводная статья содержала подробное распоряжение о проповеди Слова Божьего. Участники заявляли: необходимо разъяснять, распространять и проповедовать Слово Божье во всех церквах и соборах, чисто и немногословно. Епископы будут следить, чтобы приходские священники читали такие проповеди или приглашали для этого сведущих в Писании людей. В кафедральных соборах проповеди о Священном Писании будут читаться ежедневно – для духовенства этих соборов, а также городских священников. В церковных школах проповеди о Писании также следует произносить ежедневно для низшего духовенства. Этих клириков обеспечат экземплярами Нового Завета на латыни. В городах священниками будут становиться ученые мужи, и пастыри сельской округи смогут обращаться к ним за наставлением в Слове Божьем. Такой городской священник временами будет посещать своих собратьев в округе, читая проповеди. В городах, где имеются монастыри, следует проповедовать после полудня, чтобы не чинить ущерб проповеди, которая в городской церкви совершается до полудня. Проповедники не должны обвинять друг друга с кафедры; им следует диспутировать вежливо, не раздражая народ. Перед проповедью и после нее необходимо читать Отче наш, Символ веры и «Ave Maria», а один или два раза в месяц – Десять заповедей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

На этой фразе Биргит прогоняет с лица внезапную слезу и начинает широко улыбаться. Так, в январе 2018 года она стала мамой шестерых детей. “Дети стали мягче. Они делают или не делают что-то, чтобы не обидеть меня” А дальше начался стандартный путь адаптации, в котором и радость обретения друг друга, и слезы, и страх. Первые полгода вся троица сидела на домашнем обучении — к ним приходил репетитор по русскому и математике. Так они догоняли программу. Главный воспитательный принцип Биргит в отношении как кровных, так и приемных детей — не навязываться, пусть дети учатся самостоятельности. Вместе того, чтобы заставлять их читать книги, она подходит к книжной полке, берет том и садится читать сама, для себя. —  Иногда чувствую себя как последняя мегера, мне это очень не нравится. Не люблю кричать и заставлять их что-то делать. Помню, с Артемом должны были поехать к врачу, а он от меня убежал на улице — ну, я за ним. Или у нас есть правило — в летнее время в 22.00 все должны быть дома. Однажды мальчики пришли позже, не послушались, и я их не сразу пустила. К сожалению, приходится иногда быть жесткой. Но за эти девять месяцев дети стали мягче. Я часто вижу, что некоторые вещи они делают или не делают, чтобы не обидеть меня. Терпеть не могу, когда я что-то готовлю на обед, а они говорят: “Ой, я не голодный, я буду через час”. В детском доме же у них еда всегда стояла. А сейчас слышу: “Да, давай вместе”. Я знаю, что им особо и не хочется, но они знают, что для меня это важно. Всем потенциальным приемным родителям Биргит советует две вещи — чувство юмора и хорошую доля пофигизма. Они точно помогут, особенно в общении с подростками. Иногда Денис, Артем и Вика спрашивают о Германии, и Биргит рассказывает про свою школу и двухэтажный кирпичный дом, в котором жила в детстве, о родном городе Бремен, хорошо знакомом советским школьникам по сказке братьев Гримм. Обычно со своими немецкими друзьями, с которыми в 90-м году Биргит училась в Москве, она встречалась в Германии, когда летом приезжала на отдых с дочерьми. В этом году поездка не получилась, зато друзья приехали  в Россию и познакомились с Денисом, Артемом и Викой. А в сентябре Биргит с ребятами отправились в Испанию — на свадьбу старшей дочери Яны, где собрались все родственники. Это был их первый масштабный семейный праздник.

http://pravmir.ru/prikinte-u-menya-volon...

Оценка состояния души при паранормальной деятельности в свете учения святых отцов Церкви Продолжение, начало см. здесь> > Мученик Исидор изгоняет беса " В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит и тьма не объяла его " . (Ин. 1,4) " И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу ? Спрашивают ли мертвых о живых? (Ис. 8, 19) Иеромонах Серафим (Роуз) пишет о шведском мистике Эммануиле Сведенборге следующее: " Сведенборг с детства практиковал одну форму медитации, включающей расслабление и сильное сосредоточение. Со временем он начал видеть во время медитации пламя... Это подготовило его к общению с миром духов... Наконец, духи стали являться к нему в состоянии бодрствования. Он был открыт общению с воздушным царством падших духов " . ( " Душа после смерти " , С.88-91.) Архиепископ Феофан (Полтавский) пишет, исходя из святоотеческого учения: " Не всякая радость есть радость Божия, есть радость и в прелести бесовской происходящая. Она-то и вводит неопытных в заблуждение " . Эти слова архиепископа Феофана имеет смысл соотнести, например, с такими высказываниями медиумов: " Я лично верю, что в нас заключены мощные стремления радости, которые могут быть высвобождены путем медитации, наводняя личность небывалой радостью, которая исходит неизвестно откуда ... " ; " Это состояние превыше всего - видения, слышания, прикосновения, обоняния и вкушения - превыше всякого думания и чувствования. Это состояние непроявленного, абсолютного, чистого сознания Сущего и есть наивысшее состояние жизни ... Когда человек развил в себе способность переводить это состояние на уровень сознания на перманентном основании, про него говорят, что он достиг космического сознания, цели всех, кто медитирует... " (взято из книги иеромонаха Серафима Роуза " Святое православие: XX век " . - С.128,138.) Подобных высказываний у них много. Однако, иеромонах Серафим (Роуз) обращает внимание, говоря про разные медиумические учения, что " внетелесные состояния " реальны и их нельзя отбросить, как " галлюцинации " , однако ясно и то, что это опыт не духовный; попытки интерпретировать его как духовный опыт только служат увеличению духовной неразберихи у современного человека. ( " Душа после смерти " , глава " Выход из тела в оккультной литературе " ).

http://pravoslavie.ru/196.html

Как видно каждому, кто, подобно мне, не живет в пещере, сегодня христианский фундамент радикально подрывается, если не сказать, что яростно уничтожается. Если немного отвлечься и посмотреть на общую картину, то все становится ясным. Что общего между такими разными явлениями, как эпидемия детской порнографии, насилие в отношении женщин, половая неопределенность (транссексуальность), гей-браки, аборты, эвтаназия, неприятие традиционного благочестия в публичном пространстве и школах, а также всё учащающиеся случаи насилия с применением огнестрельного оружия? Общим у них является неприязнь к традиционным христианским ценностям. Все перечисленное не есть ключевая проблема, а ее плоды. Они – признаки разрушения Западной цивилизации. Запад, по сути отвергнув традиционную христианскую веру, теряет и построенную на ней цивилизацию. Это не должно никого удивлять. Любой архитектор знает, что здание настолько прочно, насколько прочен фундамент, на котором оно стоит. Господь сказал то же самое: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7: 24, 26). Божественное учение есть тот прочный камень, на котором устоит дом. Кто-то может поспорить и сказать, что мое недовольство нашим нынешним положением связано с тем, что я живу в крайне секулярном канадском обществе, да еще и на более секуляризированном Западном побережье Канады. Это грустная правда, что Канада очень далеко ушла в своем антихристианском секуляризме . В нашей стране нет правых – есть только левые, еще более левые, радикально левые и партия «Зеленых». (Думаю, партия «Марихуана» уже распалась после легализации этого наркотика в Канаде. Ее сторонникам придется найти что-то новое, против чего протестовать. Может быть, глобальное потепление? Пригласят шведских детей!) Мы все здесь очень «антитрадиционные» – или «прогрессивные», как любим себя называть, – так что ни один политик в Канаде не посмеет поднять голос против однополых «браков» или абортов. Некоторые могут заявить, что этот необоснованный пессимизм объясняется моим местоположением и что мне надо чаще куда-то выезжать.

http://pravoslavie.ru/127462.html

Иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло» потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло (ст. 5-6). Поясняя эти слова, Господь прибавляет: посе­ янное на каменистом месте означает тех, кото­ рые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непо­ стоянны; потом, когда настанет скорбь или го­ нение за слово, тотчас соблазняются (ст.16-17). Тип, широко распространенный и достаточно нам знакомый. В этих людях есть несомненное стремление и любовь к добру, и слово Божие на­ ходит в них живой и быстрый отклик, но оно не захватывает их настолько сильно, чтобы ради осуществления его в жизни они нашли в себе достаточно силы и решимости трудиться над со­ бою, бороться с препятствиями и побеждать враж­ дебные течения. Услышав евангельскую пропо­ ведь о правде, любви, самоотвержении, они заго­ раются сразу, как шведская спичка, но так же скоро гаснут. Эти вспышки мимолетных увлече­ ний бывают очень сильны, как вспышки магния, и в этот миг эти люди способны даже на подвиг, но пройдет момент — и все кончилось, и, как после магния, остается лишь дым и копоть — досада на свою трусость и дряблость или же, на­ оборот, сожаление о своем увлечении. К суро­ вой, упорной, длительной работе эти люди не­ способны, и непреодолимую преграду пред­ ставляет для них закон вступления в Царство Божие, данный Господом: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою бе­ рется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. XI, 12). На каменистой почве может расти только мел­ кая травка, так и эти люди при обычных услови­ ях спокойной жизни способны лишь на очень маленькие дела, не требующие усилий. Им нельзя отказать в чувствительности: вы увидите их иног­ да в церкви молящимися со слезами умиления на глазах, их воодушевляет хорошее пение, тро­ гают изречения и возгласы Божественной служ­ бы, полные возвышенного смысла; с чувством повторяют они вместе с другими: «Возлюбим друг друга…», «Друг друга обымем, рцем: братие!» Но когда наступает минута, когда от хороших слов надо перейти к делу, вы сразу увидите, что слез­ ное умиление и религиозный подъем не смягчи­ли их холодной души, что то был лишь фосфо­ рический блеск, не дающий тепла, простая сен­ тиментальность или ложная чувствительность, а не настоящее чувство.

http://pravmir.ru/smysl-pritchi-o-seyate...

Но наше нынешнее положение определяется тем, что мы отвергли нашего Создателя и отпали от Него в грех . Именно грех и является той катастрофой, из-под обломков которой мы пытаемся выкарабкаться все эти столетия мучительной человеческой истории. Человеческая злоба и жестокость, алчность и безответственность происходят из одного корня – мы отпали от Бога и глубоко повредили саму нашу природу. Мы не можем исправить себя сами. Мы можем сделать себя праведными не больше, чем мы могли бы сделать себя бессмертными. Но и то и другое, праведность и бессмертие, может дать нам Тот, Кто нас создал – Бог . И чтобы встретить этого Бога, нам точно не стоит изобретать собственную религию. Нам стоит осмотреться в поисках того, где и как Он открылся людям. И как только мы это сделаем, мы обнаружим уникальную Личность – Иисуса Христа. Бог сошел на землю в лице Иисуса Христа Довольно часто Иисуса пытаются поставить в один ряд с почитаемыми фигурами других религий – Мухаммедом, Заратустрой или Буддой. Но такое восприятие Иисуса как «одного из» держится до тех пор, пока мы не откроем Евангелие и не ознакомимся с Его словами. Евангелисты (и Апостолы) рассказывают нам о Человеке, в отношении которого даже его противники вынуждены признать: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Иоан.7:46 ) Иисус говорил, что Он сошел с небес. Что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что Он придет судить все народы в последний день. Что Он есть Истина. Не глашатай и не вестник истины – а Истина как таковая. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Иоан.14:6 ). Если пророки Ветхого Завета произносили торжественные и пугающие слова: «Так говорит Господь», то Иисус постоянно произносил их от первого лица – «Я говорю вам». Его притязания носят настолько уникальный характер, что мы можем либо принять их, либо отвергнуть. Мы не можем просто вежливо кивнуть и поставить Евангелие на одну полку с другими книгами. Я попробую привести пример. В романе шведского писателя Яна Гийу «Путь в Иерусалим» действие разворачивается в Швеции XII века. Страна охвачена гражданским конфликтом между двумя претендентами на престол. К одному из мелких землевладельцев в гости приезжает один из претендентов, и тот оказывается перед вопросом – признавать ли его в качестве законного короля? Да или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   Quia qui docet, bis docetur — кто учит, вдвойне учится.    Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem — особенно враги мои в этом находят повод к клевете на меня, когда я там живу.    Никандр Алексееич — сын помещика вышепомянутого села Липовки и Ксизова, Бехтеев.    Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил.    Подлинное, собственноручное письмо святителя, поднесено владельцем Ея Величеству Государыне Императрице Марии Александровне. На самом письме не означено, к кому и когда оно писано. Как замечает по этому поводу первый издатель «без сомнения» «письмо это вышло из-под пера святителя под влиянием современных ему событий». То был период, блистательной славы Императрицы Екатерины П. Но, как известно, этот период не был чужд искушений, которыми Промыслу Божию благоугодно было испытывать веру, закалять мужество и очищать нравы возлюбленной Ему России. Турецкая, Польская и Шведская войны, страшная язва, поглотившая в одной Москве более 130000 человек, Пугачевский мятеж, — все эти обстоятельства могли вызвать святителя Задонского к словам пастырского утешения, как вызывали и к словам пастырского обличения.    В г. Ливнах, Орловской епархии, существовала богадельня, основанная святителем Тихоном. В письме к о. Стефану речь идет об устройстве этой богадельни. Отец Стефан был одним из местных священников, и на него было возложено смотрение за постройкой этого здания.    Шалун (устар.) — сума, мешок.    В подлиннике оторван уголок письма.    Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте (Прем 5:14).    К написанию этого пастырского «увещания», как называет его святитель, он был возбужден дошедшим до него слухом, что «некоторые из следовавших прежде его наставлениям, лишенные в последние годы его жизни (по его болезни) личной беседы с ним, начали ослабевать в вере и оскудевать в добродетелях» (Записки Ивана Ефимова). Святитель пишет, лежа на одре болезни, это послание, на которое мы можем смотреть, как на последнее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010