Д. В. Зайцев Шведский I. Дореформационные переводы. Лит. памятники XIV в. из биргиттинского ордена упоминают средневек. швед. перевод Б., к-рый не дошел до нас (Житие св. Биргитты - SFSS 2/1, 477. 617; каталог б-ки кор. Магнуса Эриксона, составленный ок. 1340 - DSu IV, Nr. 3484). Из дореформационных библейских переводов известны: парафраз исторической части Пятикнижия (1-я пол. XIV в.), сохранившийся в 2 рукописях (Cod. Holm A 1; Cod. Thott 4 4:0); анонимный вольный перевод повествования Деяний св. апостолов, прежде всего апостолов Петра и Павла (кон. XIV в.); перевод книг Иудифи, Есфири и Маккавейских, сделанный мон. Йёнсом Будде (ок. 1484). Ему же, возможно, принадлежит и дошедший до нас перевод Апокалипсиса (кон. XV - нач. XVI в.); перевод книг Иисуса Навина и Судей (ок. 1500), выполненный Н. Рагвальди († 1514). Псалтирь. Стокгольм, 1536 (РГБ). Титульный лист Псалтирь. Стокгольм, 1536 (РГБ). Титульный лист II. Постреформационные переводы. Первый НЗ был издан в 1526 г. в королевской типографии Стокгольма (Thet Nyia Testamentit p Swensko). Имя переводчика точно неизвестно, но, по-видимому, над переводом работали неск. человек, среди к-рых видные деятели швед. Реформации свящ. Олаус Петри и его брат еп. Лаврентий . В основу перевода были положены лат. перевод Эразма Роттердамского , нем. М. Лютера (1522 и нижненем. изд. 1523) и Вульгата. В 1541 г., по всей вероятности, также благодаря работе группы переводчиков под рук. архиеп. Лаврентия (Петри), появилась полная Б.- т. н. Библия кор. Густава Вазы. НЗ в этом издании был переработан по переводу Лютера 1523 г., в основу ВЗ лег перевод Лютера 1534 г., греч. и древнеевр. тексты учитывались незначительно. Это издание, подвергшееся впосл. неск. редакциям и пересмотрам, до недавнего времени оставалось основным текстом в употреблении в Шведской Церкви. Первая ревизия НЗ по изданию Лютера 1546 г. последовала уже в 1549-1550 гг.; в 60-х гг. также по инициативе архиеп. Лаврентия (Петри) был переработан ряд книг ВЗ с целью приблизить перевод к текстам оригинала. В кон. XVI - нач. XVII в. раздавались призывы максимально приблизить перевод к древнегреч. и древнеевр. текстам, однако издание 1618 г. (Библия Густава Адольфа) осталось лишь очередной ревизией перевода 1541 г., в следующий раз такая работа была проделана в 1702-1703 гг. (Библия Карла XII). Задуманный в 1773 г. кор. Густавом III пересмотр Б. (для чего была учреждена комиссия) затянулся более чем на 100 лет, новая авторизованная версия НЗ вышла в 1884 г., ВЗ - в 1917 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Между тем, дела в только что созданном «Новом поколении» шли неважно – ведь вместе с прежней «пятидесятнической крышей» Ледяев лишился прежних покровителей и спонсоров. Денег на аренду снятого для собраний помещения не хватало, а автопарк «церкви» начинался и заканчивался старой «ладой» Алексея Ледяева. Вскоре он понял, что без иностранной поддержки «Новому поколению» не развернуться. Вот тут, надо полагать, и пригодилось знакомство с Карлом Густавом Северином, который уже выступал один раз по приглашению Алексея Ледяева в палатке, раскинутой выгнанными из лютеранской церкви пятидесятниками 42 . Этот швед представлял быстро набиравшую влияние международную религиозную организацию «Слово жизни», возглавляемую Ульфом Экманом. Сам Ульф Гуннар Экман (Ulf Gunnar Ekman) родился 8 декабря 1950 года в шведском городе Гетенбург. Сразу после окончания местной средней школы, 28 мая 1970 года, он «встретился с Иисусом» и уверовал. Затем учился в университете г. Упсала, где в 1973-м получил степень бакалавра искусств по этнографии, истории и религии, а со второй половины 1973-го по первую половину 1974 года проходил службу в армии. Весной 1976-м года Экман встретил Биргитту Нильссон (Birgitta Nilsson) – дочь миссионера из Северной Индии Стена Нильссона, и на ней женился. В 1978-м году он получил степень бакалавра богословия, а в январе 1979 года начал служение в Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции, которая носит статус государственной и объединяет около 95 процентов всех жителей страны. Под ее эгидой Экман в рамках «Евангелического студенческого движения» стал заниматься духовным окормлением молодежи из Упсальского университета. Однако через какое-то время он решил, что лютеранские методы работы неэффективны и начал вводить разные новшества. Видимо, это вызвало недовольство священноначалия, тем более, что Упсальская епархия является «модельной»: ее руководитель носит титул архиепископа, «первого среди равных» (primus inter pares), председательствует на соборах, съездах и рассматривается как главный представитель Шведской церкви внутри страны и за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

Ниже хронист упоминает женитьбу Магнуса Эрикссона на графине Бланке. Невеста, сообщает автор, была высокородна, красива, умна. Несчастья, по мысли хрониста, вызваны не женитьбой короля, а смертью Матса Кетильмундсона. Королю, объясняет хронист, пришлось править самостоятельно. Ему следовало прислушаться к советам, которые Бог и Дева Мария давали через св. Биргитту, но государь не придал этим словам значения. Так, Дева Мария советовала королю взять в поход против русских только служилых людей из шведов, и не брать иноземцев. Но «глупец», как именует короля хронист, поступил иначе – взял в поход немцев и датчан. Одержав победу над русскими, король последовал совету союзников-немцев и освободил русских за выкуп. Король «окрестил» русских, сбрил им бороды и отпустил восвояси. Те вернулись с огромным войском и окружили короля. Тому еле удалось спастись. И поскольку воины-иноземцы требовали плату, королю пришлось отдать земли в залог и обременить народ податями. Этим беды не ограничились. Король возвысил некоего «своего человека» над остальными людьми. Воля этого человека исполнялась беспрекословно; пользуясь этим, он безнаказанно творил произвол. Король же нарушал вольности церкви; папа предал монарха отлучению, но тот, не обращая на это внимания, входил в церковь и срывал службу Мало того: король отказался от сожительства с супругой, стал вести себя «хуже неразумной твари», прегрешая против природы. Члены риксрода требовали, чтобы король исправился; монарх остался глух к этим прошениям. Советники Магнуса Эрикссона избрали государями его сыновей: Эрика – королем Швеции, Хакона – королем Норвегии. Тогда, продолжает хронист, король с королевой помирились. Сговорившись с супругом, королева отравила сына – короля Швеции Эрика. Королевство вновь присягнуло на верность Магнусу Эрикссону. Затем государь, в нарушение договоренности с зятем – герцогом Альбрехтом Мекленбургским, за спиной советников сосватал сыну, королю Норвегии Хакону, дочь датского короля Вальдемара – Маргарету. В связи с договоренностью о браке король Магнус, к позору для себя, отдал королю Вальдемару области Сконе и Халланд, а также грамоты на владение указанными землями. Началась распря; герцог Альбрехт вторгся в Сконе. Члены шведского риксрода обвинили короля в том, что Сконе отдана вопреки их воле. В ответ король объявил вне закона лучших людей королевства. Некоторые из них, числом 12, обрели убежище у мекленбургского герцога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Шведам не дозволялось вести на Балтике активную внешнюю торговлю на своих судах. Это были, без сомнения, беспрецедентные привилегии, носившие чрезвычайный характер. Со стороны Густава Васы и риксрода такие уступки являлись вынужденной мерой 69 . Избрание короля в Стренгнесе в июне 1523 г. ознаменовало конец Кальмарской унии. Официальным мотивом выхода Швеции из-под власти датской короны была жестокость Кристиана II, которая, по заявлениям шведов, – исключительна 70 . Вопрос об обстоятельствах восшествия Густава Васы на престол остается сложным. В сохранившихся документах отсутствуют сведения о приготовлениях к провозглашению его королем; есть лишь данные о переговорах касательно привилегий. Вероятно, в скорейшем избрании Густава Эрикссона были заинтересованы сторон ники Стуре, которые надеялись, что новый король станет преемником регентов, будет проводить ту же политику. Есть и другая версия: ключевую роль в избрании сыграли представители Любека, заинтересованные в гарантиях привилегий и уплаты долга. Не менее значим и внешнеполитический фактор: в Дании к тому времени свергли Кристиана II; к власти пришел новый король – Фредерик I. Возможно, шведы, уже зная об этом перевороте, стремились закрепить успех, добившись полной независимости от Дании 71 . Таким образом, в начале 1520-х гг. Швеция окончательно вышла из неравноправной для нее унии с Данией и добилась полной независимости. В стране сложились политические предпосылки формирования централизованного государства с сильной королевской властью. Такому типу государства соответствовала национальная церковь , независимая от папы римского, иноземных прелатов и светских правителей. Миссию создания национальной церкви взяли на себя реформаторы. § 2. Первые шаги Реформации Еще за несколько лет до указанных событий в Швецию начали проникать сведения об учении Лютера. Одним из первых извещений такого рода (и первым, сохранившимся до наших дней) являлось письмо шведского прелата Петруса Магни (Педера Монссона) монахам биргиттинского Вадстенского монастыря от 30 сентября 1518 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Согласно католич. учению, есть 2 вида откровений. 1. Всеобщее О. (revelatio publica), к-рое содержится в Библии и в апостольском Предании Церкви. Ему обязаны верить все. 2. Личные, частные откровения (revelatio privata), к-рые постоянно происходят среди христиан. Когда католич. Церковь подтверждает частные О., она заявляет только то, что в них нет ничего противоположного вере и нравственности и что они могут быть восприняты без опасности или даже с пользой. При этом на верующих не налагается обязательство верить им. Говоря, напр., об откровениях Хильдегарды Бингенской (частично одобренных папой Евгением III ), Биргитты Шведской (одобренных папой Римским Бонифацием IX ) и Екатерины Сиенской (одобренных папой Римским Григорием XI ), папа Римский Бенедикт XIV указывал, что их следует с осторожностью воспринимать скорее как вполне вероятные и достойные благочестивой веры, чем в качестве во всем согласных с католич. учением ( Benedictus XIV, papa. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. III 53// Idem. Opera in duodecim tomos distributa. R., 1749. T. 3. P. 307-311). Когда предметом О. являются исторические факты, к-рые необходимы или полезны в качестве основы для религ. жизни, оно сопровождается доказательствами, гарантирующими его подлинность. Однако в частных О. вполне могут встречаться незначительные неточности во вторичных деталях при строгой верности сути. Поэтому не стоит думать, что святые могли обманываться в своих видениях. Разумный подход заключается в том, что человек не должен ни верить им, ни отрицать их, если нет достаточных оснований для этого. В освещении природы, предмета и различных аспектов всеобщего О. в совр. католицизме произошли изменения. В то время как в догматической конституции Ватиканского I Собора «Dei Filius» под О. гл. обр. понимается «вероучение, которое Бог открыл», «священные догматы» как «божественный залог», вверенный учительству Церкви для хранения, распоряжения и непогрешимого провозглашения в неизменном смысле (sensus perpetuo est retinendus) ( Denzinger.

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Роберт Женевский участвовал в нескольких дипломатических миссиях, гл. обр. в Италии. Еще при Урбане V делались попытки вернуть Папский престол из Авиньона в Рим; мн. известные люди прилагали усилия к тому, чтобы убедить понтификов сделать это, в т. ч. католич. святые Биргитта Шведская и Екатерина Сиенская . Однако за время «Авиньонского пленения пап» влияние папы в Италии существенно ослабло, часть земель Папского гос-ва вышла из-под контроля курии. Папе было необходимо восстановить былое влияние на Апеннинском п-ове; этому противились итал. города во главе с Флоренцией и Миланом, которые не желали лишиться свобод и привилегий, приобретенных во время отсутствия пап в Италии. Кроме того, в итал. гос-вах было велико недовольство политикой папских легатов, назначаемых гл. обр. из числа французов. После того как Роберт Женевский успешно выполнил неск. дипломатических поручений в Сев. Италии (1374), Григорий XI назначил его легатом в Романье и Анконской марке (27 мая 1376). В это время конфликт Папской курии с коммунами перешел в вооруженную борьбу, «войну 8 святых» (1375-1378). Роберт Женевский собрал войско из бретонских наемников, которые принимали участие в сражениях Столетней войны (1337-1453), но в связи с кратковременным затишьем пребывали в бездействии. Во главе армии он выступил из Прованса, перешел через Альпы, добился от Милана разрешения на беспрепятственный проход через Ломбардию и прибыл в Эмилию. Целью был захват Болоньи, где 20 марта 1376 г. началось восстание против папы Римского. Болонья присоединилась к возглавляемой Флоренцией антипапской коалиции. На помощь Роберту Женевскому должно было прийти находившееся к тому моменту в Италии папское войско под командованием английского наемника Дж. Хоквуда. Войска окружили Болонью и начали грабить городские окрестности (4 июня 1376). Положение города осложнялось тем, что во время начала осады в нем оказался Роберто да Камерино, главнокомандующий армией антипапской коалиции. Роберт Женевский попытался спровоцировать в Болонье переворот, в результате к-рого к власти должны были прийти пропапские силы, но когда заговор был раскрыт, осаду ужесточили.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце; лат. Dorothea Montoviensis; нем. Dorothea von Montau; польск. Dorota z Mtowów] (6.02.1347, Монтау (совр. Монтовы-Вельки), близ Мариенбурга (совр. Мальборк, Польша) - 25.06.1394, Мариенвердер (совр. Квидзын, Польша)), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.). Почиталась как покровительница Пруссии. Д. из М. не получила школьного образования. Под влиянием матери проявила интерес к мистике. Она много путешествовала, совершала паломничества, беседовала с проповедниками и духовниками. В возрасте 17 лет Д. из М. вышла замуж, в браке родила 9 детей. Четверо из них умерли в молодости, еще 4 - во время эпидемии чумы (1383). Оставшаяся в живых дочь Гертруда впосл. стала монахиней в бенедиктинском мон-ре в г. Кульм (совр. Хелмно). В юбилейном 1390 г. супруги планировали паломничество в Рим, однако из-за болезни мужа Д. из М. отправилась одна, пешком, прося подаяние. Когда она вернулась из Рима, муж уже скончался. Оставшись вдовой, Д. из М. решила вести подвижническую жизнь. Летом 1391 г. она переселилась в Мариенвердер, центр Помезанского еп-ства, и стала послушницей при мон-ре. Спустя 2 года Д. из М. поселилась при кафедральном соборе св. Иоанна. 2 нояб. 1393 г. с согласия кафедрального капитула и руководства ордена она была замурована в келье площадью 1,5×1,5 м и высотой 2,25 м. Келья имела 3 оконца, одно из к-рых было в потолке, чтобы видеть небо, другое выходило на кладбище (через него затворница получала пищу), а 3-е, зарешеченное,- в алтарь собора, где, по прусскому обычаю, в течение всего дня можно было получить причастие. Там Д. из М. жила, следуя правилам, внушенным ей (по ее словам) Самим Иисусом Христом, всецело отдаваясь молитве. Д. из М. особенно почитала Св. Дары, к-рые она якобы получала из рук Самого Христа. По словам ее духовника, причастие «действовало на нее, как кипяток; если бы было дозволено, она бы вырвала гостию из рук священника…». Как и ее современниц Екатерину Сиенскую († 1380) и Биргитту Шведскую († 1373), Д. из М. посещали мистические видения и вещие сны; в последние годы жизни она особенно часто впадала в экстаз. Слухи о святости Д. из М. и творимых ею чудесах быстро распространялись, множество людей приходили к ней за советом или в надежде на чудесное исцеление. С 1392 г. Иоганн из Мариенвердера, духовник Д. из М., записывал ее изречения, видения и чудеса, впосл. опубликованные в 2 книгах: «Исповеди» (Confessiones) и «Явления» (Apparitiones).

http://pravenc.ru/text/180243.html

ч. Джованни да Фьезоле (см. Фра Анджелико ), Иоанн Дунс Скот , кард. Альфредо Ильдефонсо Шустер , Римские папы Пий IX и Иоанн XXIII, экзарх рус. католиков визант. обряда пресв. Леонид Фёдоров , Тереза Калькуттская и др.). Апостольским посланием «Divini amoris scientia» от 19 окт. 1997 г. папа присвоил титул Учителя католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae ) католич. св. Терезе из Лизьё (Терезе Младенца Иисуса и Св. Лика). 31 дек. 1980 г. апостольским посланием «Egregiae virtutis» И. П. провозгласил небесными покровителями Европы наряду с прп. Венедиктом Нурсийским святых Кирилла и Мефодия , а 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» назвал небесными сопокровительницами Европы католич. святых Биргитту Шведскую, Екатерину Сиенскую и Терезу Бенедикту Креста. Motu proprio «E sancti Thomae Mori» от 31 окт. 2000 г. католич. св. Томас Мор был объявлен небесным покровителем гос. и политических деятелей. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 90-е гг. XX в. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 90-е гг. XX в. Уделяя внимание священническому служению в совр. католич. Церкви, в канун Великого четверга папа ежегодно издавал послания пресвитерам всего мира, в к-рых рассматривал различные стороны их призвания и связанные с ним насущные проблемы. В 1-м послании, от 8 апр. 1979 г., где в т. ч. была подтверждена неизменность католич. учения о целибате духовенства, папа негативно оценил увеличение числа священников, желавших сложить с себя сан, подчеркнув жертвенность священнического служения и связанную с этим необходимость следовать принятым обетам до конца жизни. По поручению И. П. 14 окт. 1980 г. префект Конгрегации вероучения кард. Франьо Шепер обнародовал циркулярное письмо о диспенсации от целибата и нормах утраты статуса клирика, согласно к-рому значительно усложнялась процедура сложения сана. В постсинодальном апостольском обращении «Pastores dabo vobis» папа обратил внимание на важность качественного всестороннего образования пресвитеров, от которого, с его т. зр., зависит готовность принятия рукоположения и обдуманность этого шага. Пути преодоления кризиса монашеских призваний и обновления монашеской жизни И. П. изложил в апостольских обращениях «Redemptionis donum» от 25 марта 1984 г. и «Vita consecrata», предложив понимание монашества как искупительного и милосердного служения по освящению всего мира, призыва к его совершенствованию. Одобряя возникновение новых форм посвященной жизни, в т. ч. особых миссионерских и пастырских структур, 28 нояб. 1982 г. папа учредил 1-ю личную прелатуру для Священнического братства Св. Креста (см. «Opus Dei» ). В 1982 г. для проведения реформы в ордене иезуитов И. П. сместил генерального настоятеля пресв. П. Аррупе-и-Гондра и добился избрания его преемником пресв. П. Х. Колвенбаха, при к-ром целью деятельности ордена было провозглашено служение Церкви в деле экуменизма и межрелигиозного диалога, работа с неверующими и защита прав человека.

http://pravenc.ru/text/471418.html

время - 24 марта) «до тех пор, пока не произойдет ее канонизация» (Sanctity in the North: Saints, Lives, and Cults in Medieval Scandinavia/Ed. T. A. Dubois. Toronto, 2008. P. 271-306). Похожий случай имел место при К. Петра, гр. Люксембургского († 1387), на могиле к-рого в Авиньоне происходили многочисленные чудеса. В возрасте 15 лет он получил сан кардинала и епископа Меца от антипапы Климента VII (1378-1394), по инициативе к-рого и был начат процесс его К. 16 июня 1389 г. на заседании коллегии кардиналов известный философ и богослов Петр д " Айи по поручению кор. Франции Карла VI произнес защитительную речь в пользу К. Петра Люксембургского. Вновь назначенная комиссия кардиналов в 1390 г. начала 2-й процесс на основе не менее чем 280 пунктов, но в связи с политической смутой он не был завершен. В 1433 г. папа Евгений IV назначил 3-й процесс, и Базельский Собор в 1435 г. учредил новую комиссию по К., но и на этот раз К. не состоялась. Только 7 апр. 1527 г. Петр был беатифицирован папой Климентом VII, формальной К. его не было, позволено было почитать его блаженным «до тех пор, пока не произойдет канонизация» (ActaSS. Iul. T. 1. P. 451). Биргитта Шведская. Гравюра К. и Т. Галле. 1634 г. Биргитту Шведскую († 1373) канонизировал 7 окт. 1391 г. папа Бонифаций IX (1389-1404), причем процесс ее К. начался еще в 1377 г. (ActaSS. Sept. T. 7. P. 468-472). Папа Мартин V (1417-1431) причислил к лику святых отшельника Себальда Нюрнбергского (VII-VIII или X-XI вв.) (Akten des 7 farb. Alphab. fasc. 88: Kopie der Bulle P. Martins v. vom 26 März 1425 betr. Heiligsprechning St. Sebalds mit Bemerkungen Konhofers// Weigel M. Dr. Conrad Konhofer (1452)//Mitteilungen des Vereins für Geschichte der Stadt Nürnberg. Nürnberg. 1928. Bd. 29. S. 271-274) и Иоанна Твинга Бридлингтонского († 1379) ( Purvis J. S. St. John of Bridlington//J. of the Bridlington Augustinian Society. Bridlington, 1924. Vol. 2. P. 31-37). Этот же папа назначил комиссию по расследованию в рамках процесса К. Ядвиги, кор.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Биргитты Шведской во внутренней часовне Ватиканского дворца, но на следующий день присутствовал в соборе св. Петра при совершении торжественной мессы. Александр VII (1655-1667) настаивал, чтобы беатификация проходила там же, где и К., т. е. в соборе св. Петра (ut ibi fieret beatificatio, ubi fit canonizatio - Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 36// Benedicti XIV Opera. 1748. T. 3. P. 229). Бенедикт XIII (1724-1730) после торжественного освящения Латеранской базилики в 1729 г. совершил в ней ради экономии средств К. чешского свящ. мч. Иоанна Непомуцкого († 1393) и беатификацию Фиделия Зигмарингенского († 1622), т. к. Латеранская базилика уже была должным образом украшена для такого события. Климент XII в 1737 г. совершил в Латеранской базилике К. Венсана де Поля († 1660) и беатификацию Иосифа Леонесского († 1612). Бенедикт XIV 13 дек. 1741 г. выпустил декрет, согласно которому чин К. и беатификации, если папа присутствует в Риме, должен совершаться исключительно в соборе св. Петра. Этот декрет, однако, строго не соблюдался. При папе Льве XIII (1878-1903) вследствие сложных политических событий 1870 г. и последующих годов (объединение Италии и ликвидация Папского гос-ва) К. 1881 и 1888 гг. происходили в Зале благословений, над атриумом (притвором) базилики св. Петра; только с 1897 г. К. вновь стала происходить в самом соборе. Поскольку начиная с XVII в. все чаще имели место случаи К. неск. лиц в течение одной церемонии, возник вопрос, в каком порядке провозглашать их святыми. При Григории XV (1621-1623) зафиксирован первый случай К. сразу 5 святых одновременно: Исидора Землепашца († 1130), Игнатия Лойолы († 1556), Франциска Ксаверия († 1552), Терезы Авильской († 1582) и Филиппа Нери († 1595). При этом церемония К. следовала хронологическому (по дате смерти) порядку святых (кроме Игнатия Лойолы, который был учителем Франциска Ксаверия, хотя умер позже его). Папа Климент X (1670-1676) пожелал узнать мнение по этому вопросу известного знатока канонического права Джованни Батисты Де Лука.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010