Бернанос, Жорж (1888—1948), французский католический писатель, публицист. Бернар Клервоский (1090—1153), св., монах-цистерцианец, мистик, церковный деятель. Основатель и аббат монастыря в Клерво, был вдохновителем Второго крестового похода. Из его сочинений наиболее известно толкование на Песнь Песней, давшее толчок к развитию обширной католической мистической литературы. Канонизирован Католической Церковью в 1174. Память 20 августа. Блок, Александр Александрович (1880—1921), русский поэт. Блум, Борис Эдуардович (1882—1937), отец митрополита Антония. Блум, Ксения Николаевна (урожденная Скрябина) (1889—1958), мать митрополита Антония. Бодлер, Шарль (1821—1867), французский поэт, предшественник символизма. Бонхёффер, Дитрих (1906—1945), немецкий богослов, лютеранский пастор. Участвовал в экуменическом движении, активно боролся с нацизмом. За участие в движении Сопротивления был арестован (1943) и казнен во Флоссенбурге в 1945. Создал оригинальное богословие, исходящее из убеждения, что современный мир, впитавший культурные достижения Нового времени, не нуждается в Боге, как в ответе на неразрешимые вопросы и отныне Бога можно найти не в догматах и храмах, а в гуще человеческих страданий. Его учение, изложенное им несистематически в письмах из тюрьмы, оказало огромное влияние на послевоенное христианское богословие. Борис (?—1015), страстотерпец, князь Ростовский, сын великого князя Владимира Святославича (см.). Вместе с младшим братом Глебом (см.) был убит по приказу сводного брата Святополка Окаянного. Борис и Глеб — первые русские святые; чин страстотерпцев возник впервые в русском православии. Память 2 мая, 24 июля. Брем, Альфред Эдмунд (1829—1884), немецкий зоолог, автор книги «Жизнь животных». Бригитта Шведская (Биргитта Шведская) (ок. 1303—1373), св., основательница монашеского ордена. Дочь богатого шведского землевладельца, с детства имела видения. Была выдана замуж в 13 лет, после смерти мужа (1343) всецело посвятила себя духовной жизни. Несколько раз ей открылось в видении, что она должна основать новый монашеский орден. Отправилась в Рим, где провела оставшиеся годы жизни, хлопоча об утверждении ордена. Обращалась к папе с обличениями и требованием вернуться из Авиньона в Рим. Канонизирована Католической Церковью в 1391. Память 23 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

420 Ibid. S. 98. Такое постановление не удалось обнаружить. См.: Westman К.-В. Reformationens genombråttsår. S. 427. 421 Ibid. S. 99100. Ср.: Olaus Petri. Domareregler.//Olaus Petri. Samlade skrifter. Bd. IV. S. 303. 423 Kjöllerström S. Konung och kyrkomöte (15291863). [Studier tillägnade] Gottfrid Carlsson. Lund, 1952. S. 149. 426 Vadstenadiariet. Latinsk text med översattning och kommentar. Utg. C. Gejrot. Stockholm, 1996. S. 450. 430 В оригинале швед. «palm»: также – «верба», используемая во время празднования Входа Господня в Иерусалим, иначе именуемого «Вербное воскресенье». 439 Таким образом, маловероятной является гипотеза Ч. Кумлина, согласно которой Вестеросские ордонансы были созданы в двух редакциях, причем пространная редакция предназначалась для кафедральных соборов. Итак, официальной являлась только краткая редакция Ордонансов. 450 По уставу св. Биргитты, епископ диоцеза, на территории которого расположен биргиттинский монастырь, и правитель соответствующей страны являлись покровителями обители. Таким образом, и Густав Васа, и Ханс Браск выступали патронами Вадстенского монастыря. 451 Ibid. S. 290. Лексика, которую в данном случае использовал король, та же, что в краткой шведской версии Ордонансов. 455 В принципе – традиционная (по обычаю) обязанность шведского духовенства. Однако духовные лица позднесредневековой Швеции считали своим долгом принимать на постой только короля, его свиту и должностных лиц, едущих по важным государственным делам. В других случаях требование постоя клирики считали произволом. 461 Напомним, что доходы и расходы короны, которые Густав Васа декларировал на Вестеросском риксдаге, составили 24000 и 60000 марок. 462 Это были, конечно, два разных, но взаимосвязанных процесса. Редукция ленных пожалований осуществлялась на основании шведского права, оставаясь вполне традиционной. Секуляризация церковных владений в свою очередь тоже не являлась для Швеции чем-то абсолютно новым. Принципиальное новшество заключалось в том, что после Вестеросского риксдага секуляризации подлежала любая недвижимость, проданная, подаренная и заложенная церкви – даже если собственность ранее перешла в руки духовенства законным образом, без правовых нарушений. До риксдага 1527 г. отчуждались владения, права на которые оспаривались у церкви светскими властями в каждом конкретном случае отдельно. Такой, вполне традиционной, явилась редукция Грипсхольмского замка, осуществленная Густавом Васой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

«Проповеди» и Мученичестве ап. Иуды-Фаддея говорится о распространении им христ. веры в Дамаске и в Месопотамии и о его кончине 2 абиба, т. е. 26 июня (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125), в эфиоп. «Проповеди» ап. Иуды-Фаддея - о миссионерской деятельности в Сирии и Дакии (вместо Дамаска) (The Contendings of the Apostles/Transl. E. A. W. Budge. L., 1901. Vol. 2: The Histories of the Lives and Martyrdoms and Deaths of the Twelve Apostles and Evangelists. P. 357-368). Мощи ап. Иуды-Фаддея хранятся в соборе св. Петра в Риме в приделе прав. Иосифа Обручника. Известно также о частицах мощей этого святого в Реймсе, Тулузе ( Peretto L. 1965. Col. 1152) и Кёльне. Мощи Фаддея, апостола от 70, к-рый в наст. время чтится в Армении как один из 12 учеников Спасителя, хранятся в Эчмиадзинском мон-ре. Перенесение в 1929 г. монахами-кларетинцами части мощей (предплечья) этого святого из Армении в Чикаго дало импульс к возрождению почитания ап. Иуды-Фаддея как помощника в безнадежных ситуациях, возникшее в средние века в Европе в результате одного из видений св. Биргитты Шведской ( Orsi R. A. Thank you, St. Jude: Women " s devotion to the Patron Saint of Hopeless Causes. New Haven, 1996). Почитание частицы мощей ап. Иуды-Фаддея, хранящейся в соборе св. Георгия во Львове, способствует в наст. время распространению его культа среди католиков и униатов Украины. 1-14 дек. 2010 г. эта реликвия привозилась для поклонения в одесский храм ап. Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, 2-6 и 10 июля 2011 г.- в Кировоград. Частица мощей ап. Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского мон-ря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), к-рый был подворьем афонского Илии пророка скита . Дни памяти Правосл. Церковь отмечает день памяти ап. Иуды-Фаддея-Леввея 19 июня. Кроме этой даты в визант. календарях иногда встречаются памяти ап. Иуды Иаковлева под 16 и 26 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 73; SynCP.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Екатериной и св. Франциском Ассизским - витраж, ок. 1238, ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан, картина XV в., Музей истории культуры, Лунд, Швеция; со св. Кларой - фреска Тибериуса из Ассизи, XV в.; с др. святыми францисканцами - триптих Дзаннино ди Пьетро, нач. XV., Городской музей, Риети; со св. Мартином Турским - фресковый цикл со сценами жития св. Мартина Турского (1322-1326, С. Мартини, капелла Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи). Изображение Е. помещали рядом с 2 аллегорическими фигурами Добродетелей - ксилография Г. Бургкмайра, ок. 1510; в цикле «9 праведных жен» (вместе с Лукрецией, Ветурией, Виргинией, Есфирью Иаилией, Иудифью, имп. Еленой, Биргиттой Шведской) - Paris. Fr. 12559. Fol. 125v, 1403-1404 гг. Важнейшие житийные циклы Е. изображены на рельефах реликвария, представляющего собой обложенный позолоченными медными пластинами дубовый ларец, повторяющий формы ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан (1236-1249, Музей ун-та, Марбург-ан-дер-Лан); на витражах (ок. 1238) 2 окон (восточные хоры) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске 1239-1242 гг. в ц. св. Екатерины в Айзенахе; на фресковом триптихе (ок. 1300), включающем сцены «Распятие», «Чудо с Распятием» и «Обретение мощей св. Елизаветы Фридрихом II фон Гогенштауфеном» в ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске П. Каваллини (ок. 1320, ц. Санта-Мария Доннареджина, Неаполь); на рисунке сер. XIV в. из Австрийской национальной б-ки (Cod. 370. P. 85v - 94r); на фреске анонимного ученика Конрада фон Зёста (ок. 1420-1430, госпиталь Св. Духа, Любек); на алтарной картине (ок. 1475, собор, Кошице, Словакия); на алтаре ок. 1486 (собор, Бардеёв, Словакия). С XIV-XV вв. в циклах, как правило, присутствовали сцены: пророчество Клингзора о рождении Е.; поездка Е.-невесты в Тюрингию; ее венчание; прощание супругов; принесение Е. нарочным кольца с известием о смерти мужа; изгнание Е. с детьми из Вартбурга; отречение Е. от мира; встреча венг. посланниками Е. и требование ими выплат; облачение Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Между тем лидеры этого движения пошли дальше и 9 марта 2014 года Ульф Экман и на воскресном богослужении в шведской неопятидесятнической церкви «Слово жизни» в Упсале пастор и его супруга Биргитта сообщили прихожанам о своем решении присоединиться к католикам. Супруги проинформировали свою общину, что данное решение стало результатом длительного процесса размышлений и молитв. В течение последних 10-ти лет они часто соприкасались с католиками в Швеции и за ее пределами, что, как они публично заявили, отразилось как на их духовных переживаниях, так и на убеждениях. В прощальном слове они сообщили следующее: «Мы любим церковь, в основание и развитие которой были вовлечены более тридцати лет. Мы полны благодарности Богу за все эти годы, проведенные в служении «Слова жизни». Тем не менее, мы ясно чувствуем, что желание предпринять этот новый шаг - от Господа. Мы совершаем его в уверенности, что движение «Слово жизни» находится в хороших руках и продолжит развиваться, принося добрые плоды в соответствии с видением, данным Богом». На самом деле это часть стратегического плана международного харизматического движения. Ушла эта культовая для многих неопятидесятников-харизматов в мире фигура не к традиционным католикам, негативно отзывающимся о таких специфических практиках, не имеющих ничего общего с традиционным христианским вероучением, а к тем, кто развивает харизматическое направление в католицизме. С помощью «третьей волны» харизматического движения, как полагают его лидеры, должны пасть последние бастионы традиционных христианских конфессий, оказавшие сопротивление двум первым волнам. Николай Каклюгин , к.м.н., врач психиатр-нарколог, руководитель общественной организации «Доброе сердце. Кубань» (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Пол ТЦ в крови: бывший муж чуть не убил девушку Стало известно что станет с тарифами за ЖКХ

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/26/...

Все участники К. С. соглашались с тем, что перед Собором стоят 3 основные задачи: «дело единства» (causa unionis), т. е. восстановление единства католич. Церкви и прекращение схизмы; «дело веры» (causa fidei), т. е. защита католич. веры от ересей, наиболее опасными из к-рых в этот период были признаны учения Уиклифа, Гуса и их последователей; «дело реформирования» (causa reformationis), т. е. такое исправление церковного устройства, к-рое сделало бы невозможным повторение ситуации церковной схизмы и положило конец многочисленным злоупотреблениям и искажениям канонического порядка, особенно усилившимся и распространившимся в период схизмы. Однако при обсуждении способов решения этих задач и выделении первоочередной задачи между участниками К. С. обнаружились серьезные разногласия. Открывая работу Собора до прибытия в Констанц кор. Сигизмунда I и большей части участников, принадлежавших к герм., франц. и англ. нациям, Иоанн XXIII рассчитывал при поддержке своих итальянских союзников превратить К. С. в продолжение Пизанского Собора 1409 г., подтвердить свой статус законного папы Римского и тем самым исключить возможность собственного низложения. На 2-й сессии Иоанн XXIII намеревался принять соборное постановление о признании и утверждении всех решений Пизанского Собора 1409 г. Он надеялся, что Собор решит «дело единства» выгодным ему образом, низложив и отлучив от Церкви Григория XII и Бенедикта XIII; в случае принятия такого постановления Иоанн XXIII был готов пойти на уступки в «деле реформирования» и поддержать ряд адм. реформ, которые ограничивали папскую власть в пользу кардиналов и епископов (записку итал. делегации см.: Hardt. T. 4. P. 23-24). Для выполнения этой программы Иоанну XXIII требовалось закрепить свой статус как высшего духовного и канонического судьи в католич. Церкви; он полагал, что этому будет способствовать выведение в разряд первоочередных «дела веры». Руководствуясь этими соображениями, Иоанн XXIII настоял на том, чтобы в ожидании 2-й сессии кардиналы и теологи начали расследовать дело Гуса. Иоанн XXIII стремился подчеркнуть свой авторитет и внешними средствами; так, 2 февр. 1415 г. в Констанце состоялась организованная им торжественная канонизация католич. св. Биргитты Шведской (ок. 1302-1373).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

композиций «Беседа св. Антония с отшельником Павлом» (св. Антонию приданы портретные черты Гвидо Гверси) и «Искушение св. Антония»; окружающий святых идиллический пейзаж сопоставлен с разрухой и хаосом. В сцене «Искушение» в нижнем левом углу Г. поместил фигуру в красном колпаке (такие колпаки носили содержавшиеся в монастырском госпитале больные), соотнеся, т. о., искушения и болезни с Божиим испытанием. Гнойные язвы на отечном теле прп. Антония написаны с достоверностью, позволяющей диагностировать болезнь, поразившую жителей Европы в нач. XIV в. вслед. употребления в пищу зараженного спорыньей зерна. Св. Антоний. Гравюра. Ок. 1515 г. (музей Альбертина, Вена) Св. Антоний. Гравюра. Ок. 1515 г. (музей Альбертина, Вена) Семантическая и символическая насыщенность характерна для алтаря «Снежное чудо Марии» (1519; центральная часть «Штуппахская Мадонна» - в церкви в Штуппахе; правая створка «Снежное чудо» - в Музее августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау), к-рый написан по заказу ашаффенбургского каноника Г. Райцмана, прилагавшего усилия к популяризации этого праздника в Германии. В центральной части алтаря представлено изображение облаченной в роскошное карминно-красное платье Марии, протягивающей Младенцу Христу плод граната. Сцена изобилует Богородичными символическими изображениями (цветы лилии, радуга, пчелиные соты и др.), истоки к-рых находят в тексте Песни Песней и в «Откровении св. Биргитты Шведской» (В. Френгер). Этот молельный образ, а также портретное изображение кард. Альбрехта Бранденбургского в образе св. Эразма (1522 или 1523, «Св. Эразм и св. Маврикий», Старая пинакотека, Мюнхен) - примеры колористического дарования, за к-рое Г. был назван «немецким Корреджо» (Й. Зандрарт). Наибольшим драматизмом отличаются поздние работы Г. на евангельские темы. Предельная экспрессия жеста достигнута в «Оплакивании» (ок. 1518 (?), монастырская церковь в Ашаффенбурге), где фигура скорбящей Богоматери обозначена лишь изображением рук, скрещенных над головой мертвого Христа. Максимально обобщенная трактовка сюжета, упрощение композиции и приглушение колорита отличают Таубербишофсхаймский алтарь (1523 или 1524, Гос.

http://pravenc.ru/text/168221.html

Однако более поздние упоминания о том, что Ж. д " А. «была пастушкой», скорее всего являются вымышленными: эти легенды выстроены по аналогии с рассказами о ветхозаветных героях-пастухах (Иакове, Моисее, Давиде), к-рые были избраны Господом для великих свершений. Согласно показаниям односельчан, собранным в ходе процесса по реабилитации Ж. д " А. в 1455-1456 гг., ее особая набожность проявилась очень рано. Уже в детстве она старалась присутствовать на каждой церковной службе, совершала паломничества в расположенную близ родной деревни часовню Богоматери (Нотр-Дам-де-Бермон), часто исповедовалась. В Домреми Ж. д " А. слышала голоса арх. Михаила, святых Екатерины и Маргариты (предположительно великомучениц Екатерины Александрийской и Маргариты Иерусалимской ), к-рые призвали ее оставить семью, отправиться к франц. королю и помочь ему освободить страну от англ. захватчиков. Со слов Ж. д " А. современники рассказывали, что святые стали являться девушке весной 1425 г., когда ей было ок. 13 лет. Согласно материалам судебного процесса 1431 г., тогда же она дала обет безбрачия. Видения Ж. д " А. долгое время оставались историографической проблемой. Мн. атеистически настроенные исследователи пытались объяснить данный феномен психическими отклонениями, состоянием истерии. Ее поведение, однако, полностью укладывалось в традиции средневек. католич. визионерства, в подавляющем большинстве это было свойственно женщинам (см., напр., статьи Анджела из Фолиньо , Биргитта Шведская , Екатерина Сиенская ). Важным отличием видений Ж. д " А. был военно-политический характер предсказаний, а также желание лично их исполнить. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. В янв. 1429 г. Ж. д " А. смогла встретиться с капитаном крепости Вокулёр, расположенной недалеко от Домреми, Робером Бодрикуром и убедить его в необходимости отправить ее в Шинон к франц. дофину Карлу (буд. кор. Карл VII).

http://pravenc.ru/text/182197.html

1854). С почитанием Пресв. Богородицы связано и развитие почитания Ее родителей (см. Иоаким и Анна ). Праздник св. прав. Анны был установлен папой Урбаном VI в 1386 г., хотя праздник св. прав. Иоакима папа Римский Юлий II утвердил только в нач. XVI в. Объектами паломничеств становились места хранения богородичных реликвий - предметов Ее одежды (напр., покров Пресв. Богородицы в Шартре), а также дома Св. Семейства, чудесным образом перенесенного из земель неверных в одну из христ. стран: дом в Лорето (почитание оформилось в кон. XIII в.), его воспроизведение в Уолсингеме (графство Норфолк). С почитанием Страстей Христовых было тесно связано почитание Богоматери Скорбящей. Именно этот образ чаще всего воспроизводился в позднесредневек. живописи, скульптуре и позднее на гравюрах. Важной формой почитания Пресв. Богородицы было и распространение благочестивой практики молитв розария , т. е. цикла Ave, Maria , количество к-рых обычно подсчитывали при помощи четок. Сосредоточенность на Страстях Христовых была важной частью католич. практик мистического союза с Богом. При сохранении мистической традиции, подразумевавшей полное самоотрицание и принятие непознаваемости и неограниченности Бога, позднесредневек. мистики (особенно в сочинениях, адресованных мирянам) предпочитали аффективную традицию, предполагавшую эмоциональную вовлеченность и стремление к почти или полностью физическому ощущению сопричастности Страстям Христовым при помощи воображения и задействования всех органов чувств. Сочинения позднесреднев. мистиков - Иоанна Экхарта , Ричарда Ролле, Юлианы Нориджской, Екатерины Сиенской , Биргитты Шведской и др.- распространялись за пределами монашеских общин и оказывали большое влияние на благочестивые практики мирян. На рубеже XV и XVI вв. в Европе, как среди церковных служителей, так и среди мирян (чаще всего знатного происхождения или принадлежавших к состоятельным горожанам), появились группы людей, религ. жизнь к-рых определялась как благочестивыми практиками, сосредоточенными на почитании Христа и Его Страстей, так и стремлением к покаянию, глубокому осознанию собственной греховности и значения Жертвы Христа, а также знакомством с основами католич.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

е. несущественной для веры и спасения, однако позволительной христианам и разрешенной в церкви. Почитание святых не связывается с их особым заступничеством перед Богом, а лишь имеет педагогическое значение. Литургически почитание святых никак не проявляется: им не возносятся молитвы, их останки не почитаются как мощи. Любая община может изменять список почитаемых святых по своему усмотрению, если сочтет это полезным и назидательным. Помимо ряда новозаветных святых (гл. обр., апостолов) в календаре Евангелическо-лютеранской церкви той или иной страны присутствуют дни памяти нек-рых святых I тыс. (напр., свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Нисского, прп. Антония Великого, прп. Пахомия Великого, святых Кирилла и Мефодия), нек-рых католич. святых и известных личностей (напр., Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, Николая Коперника , Екатерины и Биргитты Шведских, Екатерины Сиенской, Римского папы Иоанна XXIII), в т. ч. полемизировавших с протестантизмом (Роберта Беллармина ), а также дни памяти выдающихся протестантских богословов, пасторов или миссионеров (напр., Мартина Лютера , Филиппа Меланхтона , Джона и Чарлза Уэсли , Дитриха Бонхёффера , Жана Кальвина , Яна Гуса , Сёрена Киркегора и др.), церковных музыкантов (Иоганна Вальтера, Иоганна Себастьяна Баха) или художников (Альбрехта Дюрера , Микеланджело Буонарроти, , Лукаса Кранаха Старшего). Термин «святой» традиционно используется только в отношении библейских персонажей или нек-рых католич. святых, за к-рыми исторически закрепился этот титул (напр., св. Франциск Ассизский). Согласно учению лютеран. церквей, термин «святой» в применении ко всякому верующему означает «оправданный верой во Христа» ( Zellweger. 1987. P. 366). Списки почитаемых святых значительно разнятся в зависимости от страны пребывания лютеран. церкви. Напр., календарь Евангелическо-лютеранской церкви в Америке фактически не содержит имен ветхозаветных святых, а также святых, почитаемых в лютеран.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010