Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце; лат. Dorothea Montoviensis; нем. Dorothea von Montau; польск. Dorota z Mtowów] (6.02.1347, Монтау (совр. Монтовы-Вельки), близ Мариенбурга (совр. Мальборк, Польша) - 25.06.1394, Мариенвердер (совр. Квидзын, Польша)), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.). Почиталась как покровительница Пруссии. Д. из М. не получила школьного образования. Под влиянием матери проявила интерес к мистике. Она много путешествовала, совершала паломничества, беседовала с проповедниками и духовниками. В возрасте 17 лет Д. из М. вышла замуж, в браке родила 9 детей. Четверо из них умерли в молодости, еще 4 - во время эпидемии чумы (1383). Оставшаяся в живых дочь Гертруда впосл. стала монахиней в бенедиктинском мон-ре в г. Кульм (совр. Хелмно). В юбилейном 1390 г. супруги планировали паломничество в Рим, однако из-за болезни мужа Д. из М. отправилась одна, пешком, прося подаяние. Когда она вернулась из Рима, муж уже скончался. Оставшись вдовой, Д. из М. решила вести подвижническую жизнь. Летом 1391 г. она переселилась в Мариенвердер, центр Помезанского еп-ства, и стала послушницей при мон-ре. Спустя 2 года Д. из М. поселилась при кафедральном соборе св. Иоанна. 2 нояб. 1393 г. с согласия кафедрального капитула и руководства ордена она была замурована в келье площадью 1,5×1,5 м и высотой 2,25 м. Келья имела 3 оконца, одно из к-рых было в потолке, чтобы видеть небо, другое выходило на кладбище (через него затворница получала пищу), а 3-е, зарешеченное,- в алтарь собора, где, по прусскому обычаю, в течение всего дня можно было получить причастие. Там Д. из М. жила, следуя правилам, внушенным ей (по ее словам) Самим Иисусом Христом, всецело отдаваясь молитве. Д. из М. особенно почитала Св. Дары, к-рые она якобы получала из рук Самого Христа. По словам ее духовника, причастие «действовало на нее, как кипяток; если бы было дозволено, она бы вырвала гостию из рук священника…». Как и ее современниц Екатерину Сиенскую († 1380) и Биргитту Шведскую († 1373), Д. из М. посещали мистические видения и вещие сны; в последние годы жизни она особенно часто впадала в экстаз. Слухи о святости Д. из М. и творимых ею чудесах быстро распространялись, множество людей приходили к ней за советом или в надежде на чудесное исцеление. С 1392 г. Иоганн из Мариенвердера, духовник Д. из М., записывал ее изречения, видения и чудеса, впосл. опубликованные в 2 книгах: «Исповеди» (Confessiones) и «Явления» (Apparitiones).

http://pravenc.ru/text/180243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИРГИТТИНСКИЙ ОРДЕН [лат. Ordo Sanctae Birgittae; OSBirg], католич. монашеский орден, основанный католич. св. Биргиттой и утвержденный в 1370 г. папой Римским Урбаном V (офиц. название - орден Святейшего Спасителя; Ordo Sanctissimi Salvatoris; OSSalv). В 1378 г. деятельность ордена одобрил папа Урбан VI . Устав ордена был получен Биргиттой в одном из откровений, к-рое она диктовала по-шведски, а ее секретари, в т. ч. богослов Петрус Олави, перевели его на латынь. По этому уставу мон-ри ордена состояли из 2 частей - жен. и муж. В жен. обители, согласно уставу, находилось 60 монахинь. Муж. биргиттинское братство (curia fratrum) объединяло 13 монахов, рукоположенных во пресвитеров, 4 диаконов и 8 братьев-мирян. Во главе всего мон-ря стояла аббатиса. Руководитель братства, т. н. общий исповедник (confessor omnium), подчинялся ей, но сохранял самостоятельность в духовных вопросах. Отличительной особенностью Б. о. являлись службы (т. н. пение сестер - cantus sororum) недельного цикла, в к-рых был сделан акцент на почитании Девы Марии. Биргиттинки. Гравюра. ХХ в. Биргиттинки. Гравюра. ХХ в. Первый мон-рь Б. о. был основан в швед. г. Вадстена (освящен в 1384). Вскоре после канонизации Биргитты мон-ри, принадлежащие ордену, появились в различных регионах Европы. Большое культурное и общественное значение имела деятельность таких обителей, как Парадизо во Флоренции (утверждена в 1392), Сайон-Абби (графство Мидлсекс, Англия, основана в 1415), Мариендаль в бухте Пирита близ Ревеля (в наст. время в черте г. Таллина, Эстония, основана в 1407), Нодендаль (фин. Наантали, Финляндия, основана ок. 1440). Биргиттинские мон-ри существовали также в Дании, Норвегии, Германии, Нидерландах, Испании, Польше. Первоначальный устав Биргитты не предусматривал такого большого количества мон-рей по всей Европе. Причинами возникших внутри ордена разногласий стали значительные социально-экономические, политические и культурные различия между регионами. Попытки разрешить их делались на генеральных капитулах ордена, к-рые неск. раз созывались в 1429-1487 гг., но имели лишь частичный успех.

http://pravenc.ru/text/149215.html

Иоанна Крестителя помещена надпись: «Illum oportet crescere; Me autem minui» (Ему надлежит возрастать; мне - умаляться). На створках - фигуры святых Себастьяна (слева) и Антония (справа), почитавшихся как защитники от чумы (возможно, до перехода мон-ря в XVIII в. в распоряжение ордена иоаннитов расположение створок было обратным). На пределле помещено «Оплакивание» - исполненная лаконизма горизонтальная композиция с простертым на фоне безжизненного пейзажа телом Христа. При раскрытии первых створок тема Страстей сменяется темой земной жизни Спасителя - от композиции «Благовещение» (левая створка) до композиции «Воскресение» (правая створка). Сцена «Прославление Марии» (иногда трактуемая как 2-частная композиция: «Рождество Христово» и «Ангельский концерт») насыщена множеством символов: Богородицы (розовый куст без шипов; возделанный закрытый сад; гора и лежащее перед ней море; венецианское стекло, пропускающее через себя свет и не преломляющее его), Христа (фиговое дерево в воспоминание грехопадения и его искупления Спасителем, венец из роз в руках Младенца и завеса - знаки Страстей) и общехрист. (киворий как обозначение Небесного Иерусалима). На дальнем плане композиции «Прославление Марии» помещена сцена благовестия свинопасам (свинья - символ ордена св. Антония) и излучающий свет образ Бога Отца. Сцена т. н. ангельского концерта по левую сторону от Богородицы с Младенцем имеет связь с Откровением св. Биргитты Шведской (1502); изображение девы в огненной короне принято соотносить (Бок, Цюльх, Фейерштейн) с образом Предвечной Марии (Maria aeterna) из видений св. Биргитты. Среди др. возможных лит. источников - «Speculum humanae salvationis» (Зерцало человеческого спасения; нем. перевод 1476) и легенда о явлении Богородицы монаху изенхаймского мон-ря в 1510 г. При раскрытии вторых створок алтаря (крайне редко) в центре оказывалась скульптурная группа с изображением прп. Антония Великого , блаженных Августина Гиппонского и Иеронима Стридонского работы Николауса фон Хагенау в обрамлении исполненных Г.

http://pravenc.ru/text/168221.html

Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии . Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания). Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу. Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII . В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским . В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому ). Сочинения

http://pravenc.ru/text/189615.html

композиций «Беседа св. Антония с отшельником Павлом» (св. Антонию приданы портретные черты Гвидо Гверси) и «Искушение св. Антония»; окружающий святых идиллический пейзаж сопоставлен с разрухой и хаосом. В сцене «Искушение» в нижнем левом углу Г. поместил фигуру в красном колпаке (такие колпаки носили содержавшиеся в монастырском госпитале больные), соотнеся, т. о., искушения и болезни с Божиим испытанием. Гнойные язвы на отечном теле прп. Антония написаны с достоверностью, позволяющей диагностировать болезнь, поразившую жителей Европы в нач. XIV в. вслед. употребления в пищу зараженного спорыньей зерна. Св. Антоний. Гравюра. Ок. 1515 г. (музей Альбертина, Вена) Св. Антоний. Гравюра. Ок. 1515 г. (музей Альбертина, Вена) Семантическая и символическая насыщенность характерна для алтаря «Снежное чудо Марии» (1519; центральная часть «Штуппахская Мадонна» - в церкви в Штуппахе; правая створка «Снежное чудо» - в Музее августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау), к-рый написан по заказу ашаффенбургского каноника Г. Райцмана, прилагавшего усилия к популяризации этого праздника в Германии. В центральной части алтаря представлено изображение облаченной в роскошное карминно-красное платье Марии, протягивающей Младенцу Христу плод граната. Сцена изобилует Богородичными символическими изображениями (цветы лилии, радуга, пчелиные соты и др.), истоки к-рых находят в тексте Песни Песней и в «Откровении св. Биргитты Шведской» (В. Френгер). Этот молельный образ, а также портретное изображение кард. Альбрехта Бранденбургского в образе св. Эразма (1522 или 1523, «Св. Эразм и св. Маврикий», Старая пинакотека, Мюнхен) - примеры колористического дарования, за к-рое Г. был назван «немецким Корреджо» (Й. Зандрарт). Наибольшим драматизмом отличаются поздние работы Г. на евангельские темы. Предельная экспрессия жеста достигнута в «Оплакивании» (ок. 1518 (?), монастырская церковь в Ашаффенбурге), где фигура скорбящей Богоматери обозначена лишь изображением рук, скрещенных над головой мертвого Христа. Максимально обобщенная трактовка сюжета, упрощение композиции и приглушение колорита отличают Таубербишофсхаймский алтарь (1523 или 1524, Гос.

http://pravenc.ru/text/168221.html

рассматривал мистику как науку интимного опыта, как единение с Богом через любовь; в то же время он предостерегал не путать мистическое созерцание с видениями и экстазом, выступал против экзальтированного мистицизма. Так, на Констанцском Соборе он добивался офиц. осуждения видений католич. св. Биргитты Шведской. Ж. осуждал чрезмерный аскетизм, ведя активную борьбу с флагеллантами , однако последовательно защищал от нападок братьев общей жизни , у которых мистицизм соединялся с обучением клириков и просвещением народа. В центре педагогической системы Ж. стоит фигура наставника и его личный пример, что возвращает к евангельской педагогике, ставящей успех обучения в зависимость от нравственных, духовных качеств учителя. Ж. осуждал излишние амбиции человеческого разума, особенно в области веры, считая, что человеку от рождения дана идея Бога. Он призывал заботиться о духовности священников, к-рые призваны наставлять верующих. Особое внимание придавал пастырскому окормлению простых верующих, в т. ч. женщин и детей, написал специальные проповеди и учебники для них на франц. языке. Заботясь об исправлении нравов не только студентов, но и преподавателей ун-та, пытался ограничить университетские привилегии для искоренения корыстолюбия, а также запретить «праздники дураков» и др. развлечения, к-рые, по его мнению, отвлекали от учебы. Ж. не удалось создать цельное богословское учение. Его позиция характеризуется соединением мистицизма в духе традиций Сен-Викторской богословской школы с номиналистическим отказом от метафизики, близким к учению У. Оккама. Вслед за своим наставником Пьером д " Айи Ж. защищал примат божественной воли как в сфере природы, так и в области морали: ничто не является добрым или злым само по себе, это по божественной воле дела становятся добрыми, т. к. Он желает их, и, наоборот, нек-рые дела являются злом, потому что Он запрещает их (Opera omnia. Antw., 1706. Vol. 3. Col. 13). Но Ж. в отличие от оккамистов не считал столь уж непреодолимым разрыв между объектами веры (credibilia) и объектами рационального познания (intellegibilia). С его т. зр., несмотря на то что общее как таковое получает свое бытие в разуме, т. е. существует не как реальное, но как интенциональное, или объективное, бытие (esse obiectivum), неверно было бы отрицать объективное отношение мысли к внешней действительности, поскольку универсальное создается разумом на основе реального бытия (когда тот удерживает лишь схожие для предметов данного класса признаки), объективное бытие должно соответствовать реальному и иметь в нем свое основание. Частным следствием из этого рассуждения являлся вывод, что в божественном разуме содержатся идеи как единичных, так и тварных сущностей.

http://pravenc.ru/text/182229.html

Однако более поздние упоминания о том, что Ж. д " А. «была пастушкой», скорее всего являются вымышленными: эти легенды выстроены по аналогии с рассказами о ветхозаветных героях-пастухах (Иакове, Моисее, Давиде), к-рые были избраны Господом для великих свершений. Согласно показаниям односельчан, собранным в ходе процесса по реабилитации Ж. д " А. в 1455-1456 гг., ее особая набожность проявилась очень рано. Уже в детстве она старалась присутствовать на каждой церковной службе, совершала паломничества в расположенную близ родной деревни часовню Богоматери (Нотр-Дам-де-Бермон), часто исповедовалась. В Домреми Ж. д " А. слышала голоса арх. Михаила, святых Екатерины и Маргариты (предположительно великомучениц Екатерины Александрийской и Маргариты Иерусалимской ), к-рые призвали ее оставить семью, отправиться к франц. королю и помочь ему освободить страну от англ. захватчиков. Со слов Ж. д " А. современники рассказывали, что святые стали являться девушке весной 1425 г., когда ей было ок. 13 лет. Согласно материалам судебного процесса 1431 г., тогда же она дала обет безбрачия. Видения Ж. д " А. долгое время оставались историографической проблемой. Мн. атеистически настроенные исследователи пытались объяснить данный феномен психическими отклонениями, состоянием истерии. Ее поведение, однако, полностью укладывалось в традиции средневек. католич. визионерства, в подавляющем большинстве это было свойственно женщинам (см., напр., статьи Анджела из Фолиньо , Биргитта Шведская , Екатерина Сиенская ). Важным отличием видений Ж. д " А. был военно-политический характер предсказаний, а также желание лично их исполнить. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. В янв. 1429 г. Ж. д " А. смогла встретиться с капитаном крепости Вокулёр, расположенной недалеко от Домреми, Робером Бодрикуром и убедить его в необходимости отправить ее в Шинон к франц. дофину Карлу (буд. кор. Карл VII).

http://pravenc.ru/text/182197.html

Одним из важнейших политических и религ. событий той эпохи было «Авиньонское пленение пап» . Мн. известные люди в Европе прилагали усилия к тому, чтобы убедить пап вернуться из Авиньона в Рим. Более всего в этом преуспела католич. св. Биргитта Шведская, популярность и влияние к-рой в Европе к кон. 60-х гг. XIV в. были чрезвычайно велики. Со смертью Биргитты в 1373 г. политическая деятельность Е. С. приобрела европ. размах. Вдохновленный ее письмами папа Римский Григорий XI послал к ней Альфонсо ди Вальдатерра, бывшего исповедника Биргитты, прося молитв за себя и за всю католич. Церковь. Е. С. отправилась во Флоренцию, пытаясь примирить враждующие кланы друг с другом и с папой Римским. Там с согласия доминиканского ордена она получила нового исповедника - Раймонда Капуанского, к-рый стал не только ее духовником, но также секретарем и биографом. В 1375 г. Е. С. посетила Пизу и Лукку, пытаясь убедить городские власти не вступать в антипапскую коалицию и проповедуя крестовый поход против турок. Как сообщает Раймонд Капуанский, в Пизе в ц. св. Кристины 1 апр. 1375 г. Е. С. получила невидимые для других стигматы . Крестовый поход, реформа католич. Церкви и возвращение ее главы в Рим стали главными темами ее посланий к папе Григорию XI, но основной целью было примирить понтифика с флорентийцами. В этот период отношения традиционно гвельфской Флоренции с папой, находившимся за пределами Италии, в Авиньоне, ухудшились. Экономические трения с папскими легатами-французами привели к началу «войны 8 святых» (1375-1378), в ходе к-рой папа Григорий XI наложил на город интердикт (1376). 18 июня 1376 г. Е. С. в сопровождении Раймонда Капуанского и группы учеников приехала в Авиньон. Она добилась разрешения на возобновление богослужений во флорентийских храмах, а также укрепила папу в принятом им решении вернуться в Рим (13 сент. 1376 Григорий XI покинул Авиньон). Несмотря на возвращение папы в Рим, конфликт между папством и Флоренцией был улажен уже при следующем папе, Урбане VI . По его приглашению (Урбан VI рассчитывал на поддержку Е. С. в начавшейся после его избрания на Папский престол схизме против антипапы Климента VII ) Е. С. отбыла в Рим (кон. нояб. 1377). Там она вела активную переписку, стараясь привлечь на сторону папы новых союзников. В кон. июля 1378 г. ее стараниями был подписан мирный договор папы Римского с Флоренцией.

http://pravenc.ru/text/189615.html

Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Лит. наследие Б.- это записи ее мистических откровений в форме поучений и бесед о борьбе Бога и диавола за души людей, о справедливом суде и милости Бога, заступничестве Богородицы за грешников, необходимости духовного совершенствования и праведной жизни. В ряде откровений она объявляла себя «невестой Христа», избранной Им для восстановления пришедшего в упадок благочестия, др. содержали осуждение нравов католич. духовенства и мирян, особенно критике подвергались социальные верхи общества. Часть текстов наполнена политическим содержанием: поддержка военного похода на Русь под предлогом борьбы с язычеством и Православием (в 1348 швед. кор. Магнус предпринял «крестовый поход» на Русь, потребовал от новгородцев принять католич. веру, пытаясь насильно крестить местное население); идеологическое обоснование восстания аристократов против кор. Магнуса Эриксона (1363); требование возвращения папы из Авиньона в Рим; заявление о необходимости прекращения Столетней войны между Англией и Францией. В Швеции и отдельных областях соседней Норвегии массовое почитание Б. началось еще при ее жизни; с кон. XV в. ее почитают также в Финляндии, входившей в состав Шведского королевства, и в ряде др. регионов Европы, в особенности северных. Традиция приписывает Б. множество исцелений, изгнаний нечистой силы и др. Согласно источникам, она занималась религ. просвещением и активно боролась с пережитками язычества. После канонизации Б. стала одной из наиболее почитаемых в Сев. Европе святых, в Швеции ее причислили к небесным покровителям страны; ей приписывалась чудодейственная помощь в борьбе с внешними врагами королевства. В позднее средневековье почитание Б. способствовало развитию национального самосознания жителей Швеции и росту международного престижа страны. Но в период Реформации в Скандинавских странах (с 20-х гг. XVI в.) почитание Б. почти прекратилось. Причин было неск.: отрицательное отношение реформаторов к почитанию святых вообще, антилютеран. позиция биргиттинского ордена, пропаганда Б. учения об индульгенциях и традиц. римско-католич. догматики в целом. Лидер швед. последователей М. Лютера , О. Петри , поставил под сомнение истинность откровений Б., объявив их плодом ее воображения.

http://pravenc.ru/text/149213.html

Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Роберт Женевский участвовал в нескольких дипломатических миссиях, гл. обр. в Италии. Еще при Урбане V делались попытки вернуть Папский престол из Авиньона в Рим; мн. известные люди прилагали усилия к тому, чтобы убедить понтификов сделать это, в т. ч. католич. святые Биргитта Шведская и Екатерина Сиенская . Однако за время «Авиньонского пленения пап» влияние папы в Италии существенно ослабло, часть земель Папского гос-ва вышла из-под контроля курии. Папе было необходимо восстановить былое влияние на Апеннинском п-ове; этому противились итал. города во главе с Флоренцией и Миланом, которые не желали лишиться свобод и привилегий, приобретенных во время отсутствия пап в Италии. Кроме того, в итал. гос-вах было велико недовольство политикой папских легатов, назначаемых гл. обр. из числа французов. После того как Роберт Женевский успешно выполнил неск. дипломатических поручений в Сев. Италии (1374), Григорий XI назначил его легатом в Романье и Анконской марке (27 мая 1376). В это время конфликт Папской курии с коммунами перешел в вооруженную борьбу, «войну 8 святых» (1375-1378). Роберт Женевский собрал войско из бретонских наемников, которые принимали участие в сражениях Столетней войны (1337-1453), но в связи с кратковременным затишьем пребывали в бездействии. Во главе армии он выступил из Прованса, перешел через Альпы, добился от Милана разрешения на беспрепятственный проход через Ломбардию и прибыл в Эмилию. Целью был захват Болоньи, где 20 марта 1376 г. началось восстание против папы Римского. Болонья присоединилась к возглавляемой Флоренцией антипапской коалиции. На помощь Роберту Женевскому должно было прийти находившееся к тому моменту в Италии папское войско под командованием английского наемника Дж. Хоквуда. Войска окружили Болонью и начали грабить городские окрестности (4 июня 1376). Положение города осложнялось тем, что во время начала осады в нем оказался Роберто да Камерино, главнокомандующий армией антипапской коалиции. Роберт Женевский попытался спровоцировать в Болонье переворот, в результате к-рого к власти должны были прийти пропапские силы, но когда заговор был раскрыт, осаду ужесточили.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

  001     002    003    004    005    006