Со смертью Олава Тихого единство гос-ва оказалось под угрозой: страну разделили между собой сын Магнуса II кор. Хакон II (1093-1094), находившийся под влиянием своего родственника и опекуна, ярла Торира из Стейга, и сын покойного Олава Тихого кор. Магнус III Голоногий (1093-1103). Усобица прекратилась после внезапной смерти Хакона II и казни Торира из Стейга, пытавшегося использовать для борьбы за власть самозванца. Магнус Голоногий вел активную внешнюю политику, желая расширить свои владения. Он предпринял несколько походов на швед. земли (1094-1095, 1097). Союз Дании и Швеции остановил норвеж. короля, заставив его заключить 3-сторонний договор на р. Гёта-Эльв о соблюдении прежних границ (1100). Воспользовавшись усобицами на Британских островах, Магнус III предпринял попытку подчинить себе Англию, попутно наведя порядок в островных владениях, зависимые правители к-рых лишь номинально признавали власть норвеж. государя. Норвеж. флот разорил также побережья Ирландии и Шотландии. Последовавший за этим захват о-ва Мэн (1098) сделал остров базой для дальнейших операций норвежцев. В 1098 г. морская победа норвежцев близ о-ва Англси над вассалами Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) надолго остановила покорение Уэльса нормандцами. Далее Магнус, воспользовавшись конфликтом между Англией и Шотландией, подчинил себе Шетландские острова и сев.-вост. побережье Шотландии (Кинтайр). В 1102-1103 гг. Магнус Голоногий совершил 2-ю масштабную экспедицию в Ирландию: ему удалось взять Дублин, покорить королевства Миде и Ольстер, но попав в засаду, устроенную ирландцами, он погиб. Власть над Н. перешла к 3 его сыновьям - Сигурду, Эйстейну и Олаву. Сигурд Крестоносец (1103-1130), вернувшись с запада, вскоре по призыву папы Римского отправился в паломничество в Иерусалим (1108-1111; отсюда его прозвище), оставив страну и юных братьев на попечение магнатов. Эйстейну I (1103-1123) удалось включить в состав Н. удаленную обл. Емтланд, расширив норвеж. владения на восток Скандинавского п-ова. При нем в стране появилось неск. крупных мон-рей (Нидархольм близ Нидароса, Гимсёй близ Шиена, Мункелив в Бергене), строились церкви и епископские резиденции, росли города. Первые монашеские общины в адм. отношении были подчинены епископам своих диоцезов. (Всего до Реформации в Н. в разное время действовал 31 монастырь августинцев, бенедиктинцев, биргитинцев, антонитов, доминиканцев, иоаннитов, премонстрантов, францисканцев и цистерцианцев.)

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Римский прибыл в аэропорт Таллина, где его встретила президент Эстонии 25.09.2018 10:57 Версия для печати Таллин, 25 сентября. Папа Римский Франциск, завершая апостольский визит в страны Балтии, прибыл во вторник в аэропорт Таллина, где его встретила президент Эстонии Керсти Кальюлайд, передает РИА Новости . По красной дорожке с почетным караулом Франциск проследовал в здание аэропорта, где его встретил детский хор, исполнивший религиозную песню «Mu süda, ärka üles». Франциск поприветствовал каждого из участников хора и вместе с Керсти Кальюлайд отправился в президентский дворец. Франциск стал вторым Папой Римским, который приезжает в Эстонию, в сентябре 1993 года республику посетил Иоанн Павел II. Эстонское телевидение вело прямую трансляцию прибытия Папы в Таллин. В президентском дворце в таллинском парке Кадриорг пройдет его встреча с президентом Эстонии, членами правительства, представителями общественности и дипломатического корпуса. Затем состоится экуменическая встреча с молодежью различных христианских направлений в церкви Каарли, обед в монастыре Святой. Биргитты, встреча с сотрудниками Дел церковного милосердия в кафедральном соборе Святых апостолов Петра и Павла. Кульминацией визита станет Святая Месса, которую Папа проведет на площади Свободы в центре Таллина. Вечером самолет понтифика покинет Таллинский аэропорт и возьмет курс на Рим.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ч. Джованни да Фьезоле (см. Фра Анджелико ), Иоанн Дунс Скот , кард. Альфредо Ильдефонсо Шустер , Римские папы Пий IX и Иоанн XXIII, экзарх рус. католиков визант. обряда пресв. Леонид Фёдоров , Тереза Калькуттская и др.). Апостольским посланием «Divini amoris scientia» от 19 окт. 1997 г. папа присвоил титул Учителя католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae ) католич. св. Терезе из Лизьё (Терезе Младенца Иисуса и Св. Лика). 31 дек. 1980 г. апостольским посланием «Egregiae virtutis» И. П. провозгласил небесными покровителями Европы наряду с прп. Венедиктом Нурсийским святых Кирилла и Мефодия , а 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» назвал небесными сопокровительницами Европы католич. святых Биргитту Шведскую, Екатерину Сиенскую и Терезу Бенедикту Креста. Motu proprio «E sancti Thomae Mori» от 31 окт. 2000 г. католич. св. Томас Мор был объявлен небесным покровителем гос. и политических деятелей. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 90-е гг. XX в. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 90-е гг. XX в. Уделяя внимание священническому служению в совр. католич. Церкви, в канун Великого четверга папа ежегодно издавал послания пресвитерам всего мира, в к-рых рассматривал различные стороны их призвания и связанные с ним насущные проблемы. В 1-м послании, от 8 апр. 1979 г., где в т. ч. была подтверждена неизменность католич. учения о целибате духовенства, папа негативно оценил увеличение числа священников, желавших сложить с себя сан, подчеркнув жертвенность священнического служения и связанную с этим необходимость следовать принятым обетам до конца жизни. По поручению И. П. 14 окт. 1980 г. префект Конгрегации вероучения кард. Франьо Шепер обнародовал циркулярное письмо о диспенсации от целибата и нормах утраты статуса клирика, согласно к-рому значительно усложнялась процедура сложения сана. В постсинодальном апостольском обращении «Pastores dabo vobis» папа обратил внимание на важность качественного всестороннего образования пресвитеров, от которого, с его т. зр., зависит готовность принятия рукоположения и обдуманность этого шага. Пути преодоления кризиса монашеских призваний и обновления монашеской жизни И. П. изложил в апостольских обращениях «Redemptionis donum» от 25 марта 1984 г. и «Vita consecrata», предложив понимание монашества как искупительного и милосердного служения по освящению всего мира, призыва к его совершенствованию. Одобряя возникновение новых форм посвященной жизни, в т. ч. особых миссионерских и пастырских структур, 28 нояб. 1982 г. папа учредил 1-ю личную прелатуру для Священнического братства Св. Креста (см. «Opus Dei» ). В 1982 г. для проведения реформы в ордене иезуитов И. П. сместил генерального настоятеля пресв. П. Аррупе-и-Гондра и добился избрания его преемником пресв. П. Х. Колвенбаха, при к-ром целью деятельности ордена было провозглашено служение Церкви в деле экуменизма и межрелигиозного диалога, работа с неверующими и защита прав человека.

http://pravenc.ru/text/471418.html

Биргитты Шведской во внутренней часовне Ватиканского дворца, но на следующий день присутствовал в соборе св. Петра при совершении торжественной мессы. Александр VII (1655-1667) настаивал, чтобы беатификация проходила там же, где и К., т. е. в соборе св. Петра (ut ibi fieret beatificatio, ubi fit canonizatio - Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 36// Benedicti XIV Opera. 1748. T. 3. P. 229). Бенедикт XIII (1724-1730) после торжественного освящения Латеранской базилики в 1729 г. совершил в ней ради экономии средств К. чешского свящ. мч. Иоанна Непомуцкого († 1393) и беатификацию Фиделия Зигмарингенского († 1622), т. к. Латеранская базилика уже была должным образом украшена для такого события. Климент XII в 1737 г. совершил в Латеранской базилике К. Венсана де Поля († 1660) и беатификацию Иосифа Леонесского († 1612). Бенедикт XIV 13 дек. 1741 г. выпустил декрет, согласно которому чин К. и беатификации, если папа присутствует в Риме, должен совершаться исключительно в соборе св. Петра. Этот декрет, однако, строго не соблюдался. При папе Льве XIII (1878-1903) вследствие сложных политических событий 1870 г. и последующих годов (объединение Италии и ликвидация Папского гос-ва) К. 1881 и 1888 гг. происходили в Зале благословений, над атриумом (притвором) базилики св. Петра; только с 1897 г. К. вновь стала происходить в самом соборе. Поскольку начиная с XVII в. все чаще имели место случаи К. неск. лиц в течение одной церемонии, возник вопрос, в каком порядке провозглашать их святыми. При Григории XV (1621-1623) зафиксирован первый случай К. сразу 5 святых одновременно: Исидора Землепашца († 1130), Игнатия Лойолы († 1556), Франциска Ксаверия († 1552), Терезы Авильской († 1582) и Филиппа Нери († 1595). При этом церемония К. следовала хронологическому (по дате смерти) порядку святых (кроме Игнатия Лойолы, который был учителем Франциска Ксаверия, хотя умер позже его). Папа Климент X (1670-1676) пожелал узнать мнение по этому вопросу известного знатока канонического права Джованни Батисты Де Лука.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии . Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания). Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу. Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII . В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским . В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому ). Сочинения

http://pravenc.ru/text/189615.html

Одним из важнейших политических и религ. событий той эпохи было «Авиньонское пленение пап» . Мн. известные люди в Европе прилагали усилия к тому, чтобы убедить пап вернуться из Авиньона в Рим. Более всего в этом преуспела католич. св. Биргитта Шведская, популярность и влияние к-рой в Европе к кон. 60-х гг. XIV в. были чрезвычайно велики. Со смертью Биргитты в 1373 г. политическая деятельность Е. С. приобрела европ. размах. Вдохновленный ее письмами папа Римский Григорий XI послал к ней Альфонсо ди Вальдатерра, бывшего исповедника Биргитты, прося молитв за себя и за всю католич. Церковь. Е. С. отправилась во Флоренцию, пытаясь примирить враждующие кланы друг с другом и с папой Римским. Там с согласия доминиканского ордена она получила нового исповедника - Раймонда Капуанского, к-рый стал не только ее духовником, но также секретарем и биографом. В 1375 г. Е. С. посетила Пизу и Лукку, пытаясь убедить городские власти не вступать в антипапскую коалицию и проповедуя крестовый поход против турок. Как сообщает Раймонд Капуанский, в Пизе в ц. св. Кристины 1 апр. 1375 г. Е. С. получила невидимые для других стигматы . Крестовый поход, реформа католич. Церкви и возвращение ее главы в Рим стали главными темами ее посланий к папе Григорию XI, но основной целью было примирить понтифика с флорентийцами. В этот период отношения традиционно гвельфской Флоренции с папой, находившимся за пределами Италии, в Авиньоне, ухудшились. Экономические трения с папскими легатами-французами привели к началу «войны 8 святых» (1375-1378), в ходе к-рой папа Григорий XI наложил на город интердикт (1376). 18 июня 1376 г. Е. С. в сопровождении Раймонда Капуанского и группы учеников приехала в Авиньон. Она добилась разрешения на возобновление богослужений во флорентийских храмах, а также укрепила папу в принятом им решении вернуться в Рим (13 сент. 1376 Григорий XI покинул Авиньон). Несмотря на возвращение папы в Рим, конфликт между папством и Флоренцией был улажен уже при следующем папе, Урбане VI . По его приглашению (Урбан VI рассчитывал на поддержку Е. С. в начавшейся после его избрания на Папский престол схизме против антипапы Климента VII ) Е. С. отбыла в Рим (кон. нояб. 1377). Там она вела активную переписку, стараясь привлечь на сторону папы новых союзников. В кон. июля 1378 г. ее стараниями был подписан мирный договор папы Римского с Флоренцией.

http://pravenc.ru/text/189615.html

Память И. и А. под 9 сент. впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.), отчасти отражающем вост. литургическую практику. С XIV в. память А. появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля (PL. 124. Col. 299-302). Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не ранее XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают основания для утверждения о том, что речь идет о матери Пресв. Богородицы. Распространение культа А. во 2-й пол. XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С 1-й пол. XIV в. известны ранние лат. гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона - Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 360-361) и секвенции в честь А. (Ibid. P. 370-371). Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание А. 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку кор. Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 дек.- день Зачатия прав. А. Пресв. Богородицы. В XIV в. культ А. получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности св. Биргитты Шведской († 1373). Не позднее нач. XV в. в доминиканской среде был составлен 1-й известный рифмованный оффиций А. (Ibid. P. 351-352). В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503-1513) учредил 20 марта особый день памяти И. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535), а затем из Бревиария папы Пия V (1568) по той причине, что тексты, сообщающие об И., были признаны апокрифическими. Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание И. 20 марта, а 26 июля отмечался день успения А.; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кард. Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.) (MartRom. Comment. P. 104, 306). Полная служба праздника в честь И. 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV , а в 1623 г. он придал празднику в честь А. статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе имп. Карла VI перенес празднование в честь И. на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресв. Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь И. до двойного 2-го класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенес празднование И. на 16 авг. Общий праздник в честь И. и А. (26 июля) стал отмечаться только после реформ II Ватиканского Собора. tab

http://pravenc.ru/text/468935.html

420 Ibid. S. 98. Такое постановление не удалось обнаружить. См.: Westman К.-В. Reformationens genombråttsår. S. 427. 421 Ibid. S. 99100. Ср.: Olaus Petri. Domareregler.//Olaus Petri. Samlade skrifter. Bd. IV. S. 303. 423 Kjöllerström S. Konung och kyrkomöte (15291863). [Studier tillägnade] Gottfrid Carlsson. Lund, 1952. S. 149. 426 Vadstenadiariet. Latinsk text med översattning och kommentar. Utg. C. Gejrot. Stockholm, 1996. S. 450. 430 В оригинале швед. «palm»: также – «верба», используемая во время празднования Входа Господня в Иерусалим, иначе именуемого «Вербное воскресенье». 439 Таким образом, маловероятной является гипотеза Ч. Кумлина, согласно которой Вестеросские ордонансы были созданы в двух редакциях, причем пространная редакция предназначалась для кафедральных соборов. Итак, официальной являлась только краткая редакция Ордонансов. 450 По уставу св. Биргитты, епископ диоцеза, на территории которого расположен биргиттинский монастырь, и правитель соответствующей страны являлись покровителями обители. Таким образом, и Густав Васа, и Ханс Браск выступали патронами Вадстенского монастыря. 451 Ibid. S. 290. Лексика, которую в данном случае использовал король, та же, что в краткой шведской версии Ордонансов. 455 В принципе – традиционная (по обычаю) обязанность шведского духовенства. Однако духовные лица позднесредневековой Швеции считали своим долгом принимать на постой только короля, его свиту и должностных лиц, едущих по важным государственным делам. В других случаях требование постоя клирики считали произволом. 461 Напомним, что доходы и расходы короны, которые Густав Васа декларировал на Вестеросском риксдаге, составили 24000 и 60000 марок. 462 Это были, конечно, два разных, но взаимосвязанных процесса. Редукция ленных пожалований осуществлялась на основании шведского права, оставаясь вполне традиционной. Секуляризация церковных владений в свою очередь тоже не являлась для Швеции чем-то абсолютно новым. Принципиальное новшество заключалось в том, что после Вестеросского риксдага секуляризации подлежала любая недвижимость, проданная, подаренная и заложенная церкви – даже если собственность ранее перешла в руки духовенства законным образом, без правовых нарушений. До риксдага 1527 г. отчуждались владения, права на которые оспаривались у церкви светскими властями в каждом конкретном случае отдельно. Такой, вполне традиционной, явилась редукция Грипсхольмского замка, осуществленная Густавом Васой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Деньги народа король потребовал на пользу подданных. Так поступали, когда возникала нужда, и ветхозаветные цари. И в Писании они за это не порицаются. А христианнейшего государя, который ныне сделал то же самое, именуют теперь святотатцем. А если биргиттинцы считают, что в трудах Лютера содержится какое-то новое, не во всем правильное учение, они должны подтвердить свое мнение, опираясь на Библию . Но вряд ли им это под силу. Лютер более велик, чем простые люди: он вооружен Священным Писанием, а не биргиттинскими сочинениями 161 . В дальнейшей полемике с королем (15251526 гг.) Браск напомнил о древности и незыблемости привилегий светского и духовного фрельсе. Нарушение этих исключительных прав, подтвержденных королевскими дипломами, приведет к ослаблению короны 162 . Между тем государь продолжал наступление на церковь . Иноземные наемники остались в Швеции; для их содержания Густав I потребовал большую часть церковной десятины. Монастыри должны принять этих наемников на постой, выполняя, таким образом, повинность постоя-кормления – бурглэге 163 . Браск заявил, что король таким образом вводит в стране иноземное право, вопреки собственной присяге, шведским законам и привилегиям церкви 164 . Епископ, тем самым, обвинил короля в нарушении одной из основополагающих статей Ландслага, согласно которой в стране запрещалось вводить и применять иноземные правовые нормы 165 . В принципе Браск признавал возможность таких повинностей, если между короной и монастырем существуют отношения патроната 166 . Однако, указал он, корона никогда не являлась патроном тех монастырей, от которых Густав I потребовал выполнения бурглэге. Напротив, свобода этих обителей от повинностей подтверждается многими старинными грамотами 167 . Новым поводом для претензий Браска к королю стала женитьба Олауса Петри 168 . Епископ заявил, что дети от такого брака будут приравнены к незаконнорожденным. Когда же «лагманы и другие духовные и светские судьи не захотят судить против закона», дело передадут на суд короля, и тот будет поставлен перед выбором: либо признать незаконное происхождение детей, либо пойти одновременно против римского 169 , канонического и шведского права.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Собор состоялся в феврале 1529 г. Под итоговой резолюцией собора подписалось 40 человек 425 , имена которых перечислены в тексте документа. В резолюции говорится, что в работе «консилиума» приняли участие «многие другие клирики». Первым в списке стоит имя Лаврентиуса Андреэ – представителя архиепископства Уппсальского и «полномочного посланника» короля. Присутствовали три епископа: Магнус Харальдссон, Магнус Соммар и Петрус Магни, настоятель городской церкви Стокгольма Иоханнес Чёкеместер, Олаус Петри, священнослужители от всех дио цезов, кроме Абовского, а также монахи: доминиканцы, францисканцы и биргиттинцы. Монахи биргиттинского ордена надеялись, что съезд в Эребру станет «совещанием против лютеран». Однако они были жестоко разочарованы и вернулись с собора «возмущенные» («perturbati») 426 . Тем не менее, они подписали итоговую резолюцию 427 . Из состава участников можно заключить, что среди делегатов присутствовали как твердые последователи Лютера, так и гуманисты – сторонники умеренных реформ. Вместе они, очевидно, составляли реформистское крыло собора. Резолюция, вероятно, являлась компромиссом, достигнутым после долгих дебатов: собор начался 2 февраля, а итоговый документ принят 7 числа того же месяца. Резолюция состояла из двух частей: 1) постановление 2) «разъяснительная» или «просветительская» часть, излагающая смысл духовных таинств 428 . Первая из них близка постановлениям Вестеросского риксдага и, особенно, – Вестеросским ордонансам. При этом вводная статья содержала подробное распоряжение о проповеди Слова Божьего. Участники заявляли: необходимо разъяснять, распространять и проповедовать Слово Божье во всех церквах и соборах, чисто и немногословно. Епископы будут следить, чтобы приходские священники читали такие проповеди или приглашали для этого сведущих в Писании людей. В кафедральных соборах проповеди о Священном Писании будут читаться ежедневно – для духовенства этих соборов, а также городских священников. В церковных школах проповеди о Писании также следует произносить ежедневно для низшего духовенства. Этих клириков обеспечат экземплярами Нового Завета на латыни. В городах священниками будут становиться ученые мужи, и пастыри сельской округи смогут обращаться к ним за наставлением в Слове Божьем. Такой городской священник временами будет посещать своих собратьев в округе, читая проповеди. В городах, где имеются монастыри, следует проповедовать после полудня, чтобы не чинить ущерб проповеди, которая в городской церкви совершается до полудня. Проповедники не должны обвинять друг друга с кафедры; им следует диспутировать вежливо, не раздражая народ. Перед проповедью и после нее необходимо читать Отче наш, Символ веры и «Ave Maria», а один или два раза в месяц – Десять заповедей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010