Так что же такое современное домашнее обучение и чем оно лучше обязательного школьного? Определение, данное одной из энциклопедий, звучит предельно просто: «Предпочтительное воспитание детей школьного возраста в домашних условиях в противовес обязательному обучению детей в школе».Похоже, что американские родители, поразмыслив над нынешним положением дел, пришли к выводу: «Детям спокойней дома».Что можно возразить родителям, чьи дети каждый день могут подвергнуться любому роду насилия, вплоть до потери жизни? Но главным доводом в пользу домашнего обучения стало то, что оно лучше обеспечивает творческий индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Кроме того, ребенок свободен от ненужного стресса, которому он неизбежно подвергается при конфликтных ситуациях, возникающих в школе. В середине прошлого столетия сторонники домашнего обучения вновь выдвинули давно забытый тезис о том, что классом для ребенка является весь мир. Вот что написал по этому поводу Джон Лайон, профессор Рокфордского института: «Учеба в школе в основном касается того, что происходит в школе, в то время как образование человека происходит повсюду. Везде, где природа, с которой мы родились, напитывается соками, соединяющими ее с основными корнями человечества, такими, как дом, церковь, соседи, друзья, СМИ, торговые и другие общественно-государственные организации, страна в целом… Все становится для нас образовательными университетами». Точнее не скажешь. Отвергнув современные педагогические теории, сторонники домашнего обучения твердо верят, что ребенок, обучающийся и воспитывающийся дома, а потому тесно взаимодействующий с окружающей его социальной средой, в социокультурном отношении будет более развит, чем дети, получающие нагромождение абстрактных знаний в школе и полностью оторванные от реалий дома. Американская история пестрит доказательствами в пользу этого мнения. Президент Америки Вудро Вильсон, изобретатель Томас Эдисон, художник Эндрю Уайт, писательница Перл Бак, а также отцы-основатели американской республики – все учились дома. Эти известные на весь мир люди стали своего рода пионерами в области домашнего обучения, и их жизнь служит подтверждением вышесказанного.

http://pravoslavie.ru/1385.html

Чернявским школе. – Эмигрантских детей он завлекал в школу подарками азбук, карандашей, картинок религиозного содержания, и дети мало-помалу, вместе с обучением грамоте, заучивали христианские молитвы и привыкали к христианским обрядам. В школе же они узнавали русские названия дней и месяцев, знакомились с русским летосчислением и вообще с разговорным русским языком. Но что гораздо важнее в положении эмигрантов, – в школе и чрез школу они сближались с церковью. Прежняя кошомная церковь не могла, разумеется, производить на них особенного впечатления, имея такой убогий вид; но за то внутреннее устройство церкви тем сильнее поражало их детски-любознательную душу, а церковная служба и особенно пение трогали их сердце, и эмигранты привыкли к христианскому храму, полюбили его так же, как любили они школу и начали охотно посещать его каждый воскресный и праздничный день. В 1869 году, на праздник Р. Хр. обучавшиеся в школе дети эмигрантов уже ходили по выселку «славить Христа», и замечательно – те же казаки ласково принимали их и дарили им деньги за пропетый гимн во славу Христа. – В великий пост они говели, исповедовались и приобщались св. тайн. – Чрез детей, учеников школы, христианское влияние проникло и в самые семьи эмигрантов: в семействах, дети которых обучаются в школе, уже с большим благоговением относятся к розданным им св. иконам, правильнее изображают на себе крестное знамение, а в праздники зажигают восковые свечи пред иконами. О состоянии этой школы мы имеем некоторые официальные сведения, которые считаем нужным привести здесь. Как видно из записки старшего чиновника особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе, г. Бродовского, написанной в виде отчета по поводу произведенного им в 1870 году по поручению туркестанского генерал-губернатора осмотра школ Семиреченской области, – в Сарканском выселке существовали две школы: одна для детей казаков, а другая для детей китайских эмигрантов, поселившихся в выселке. Обе эти школы были открыты в 1868 году миссионером Чернявским и существовали каждая отдельно, как по ненахождению в выселке достаточно просторного помещения для совместной школы, так и по неудобству вести одновременно обучение русских детей и детей эмигрантов, совершенно незнакомых с русскою разговорною речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Учителем этой школы состоит отставной капитан артиллерии Николай Николаевич Бирюков, весьма ревностно и добросовестно исполняющий свою обязанность и заботящийся о сближении учеников своей школы с духовной миссией. В настоящее время в русской школе обучается около 50 человек корейцев возрастом от 16 до 30 лет. Курс учения определен пятилетний; изучившие в достаточной степени русский язык получают первый гражданский чин и поступают переводчиками во дворец, в разные министерства и к частным лицам. Псаломщик Левченко, по желанию учеников, преподавал в школе нотное пение, и некоторые из них участвовали в церковном хоре. На изучение иностранных языков корейцы смотрят с чисто практической точки зрения, и та школа имеет больше учеников, знание языка которой может наверное обеспечить ему какой-либо заработок. Больше всего учеников в школе английского языка (около 120 человек), менее всего (4 человека) в немецкой школе. Было время (1897-1898), когда особенно много было учеников в русской школе. Заведующий православной Корейской в Сеуле духовной миссией архимандрит Хрисанф Текст печатается по изданию: Из журнала «Церковные Ведомости», издаваемого при Святейшем Синоде, 24, 1902 г. С.-Петербург, Синодальная типография. Амвросий (Гудко В. И., 1867—1918) — епископ Сарапульский и Елабужский, священномученик. Память 27 июля/9 августа. Николай (Алексенев, 1869—1952, Буэнос-Айрес) — архимандрит. В 1899—1904 гг. сотрудник Корейской православной миссии, в 1904—1906 г. сотрудник Пекинской православной миссиии, затем служил на Камчатке. После Гражданской войны эмигрировал в Пекин, где в 1928 г. принял католичество. После Второй мировой войны эмигрировал в Аргентину. статский советник, камергер. Ихэтуаньское, или Боксёрское, восстание (1898—1902) — восстание против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Всего в ходе восстания погибло 30 000 христиан разных конфессий. Православные китайцы, погибшие во время мятежа, почитаются как святые новомученики.

http://pravoslavie.ru/54443.html

Значит, религиозное воспитание и руководство детей не должно прекращаться дома и во время обучения их в школе, и вполне успешным оно может быть не иначе, как только тогда, когда продолжается в родительском доме. Теперь посмотрим, каким образом родители могут продолжать религиозное воспитание своих детей в то время, когда они находятся в школе, или как родители могут содействовать школе и Церкви в этом деле. Религиозное наставление школы родители должны поддерживать в особенности тем, чтобы не дозволять своим детям пропускать уроки Закона Божия в школе, давать им время для приготовления этих уроков, прослушивать заученное ими, что особенно нужно в отношении к детям малоспособным, и, наконец, тем, чтобы расспрашивать и говорить с ними о том, что происходило в школе на уроках по Закону Божию. Ваши дети, братия, тогда только будут находить удовольствие и интерес в религии и изучении предметов ее, когда они увидят, что и вы заинтересованы этим предметом. Если же вы никогда не говорите с ними о религии, нисколько не заботясь о том, знают ли они что-либо о предметах веры, изучают ли катехизис, то откуда же ваши дети приобретут интерес и расположение к этим предметам и поверят ли они в этом случае священнику, если он им скажет, что религия, вера есть самое важное на свете, что катехизис есть незаменимая книга и изучение предметов веры есть самое необходимое знание? Религиозное воспитание школы родители могут и должны поддерживать еще тем, если они детей своих будут побуждать и приучать к прилежному посещению церковно-общественной молитвы, хотя бы в воскресные и праздничные дни, и давать им время на то. К этому обязывает вас, христианские родители, уже четвертая заповедь, которая повелевает, чтобы не только вы сами проводили свято, то есть посвящали на служение Богу и на богоугодные дела воскресные и праздничные дни, но приучали к этому и детей ваших. Что пользы от того, если священник или учитель будут увещевать ваших детей не пропускать праздничных и воскресных богослужений, а вы не будете обращать внимания на то, пойдут ли они в церковь или же все время богослужения пробегают по улицам или вокруг своей школы? На вашей же обязанности лежит не только побуждать детей к хождению в церковь, но и заботиться о том, чтобы они не шалили в церкви, стояли не рассеянно, но со вниманием и благоговением слушали все, что читается и поется там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4108...

Чтобы при открытии домовой церкви не нарушить российское законодательство, нужно учесть следующее: 1 . Домовая церковь при школе возможна и как отдельно стоящее здание, и как пристрой к школе. Это может быть как помещение для воскресной школы или для системы дополнительного образования. Создавать ее необходимо с благословения правящего архиерея по желанию учителей, детей и родителей (не обязательно всех: кто не желает, могут ее не посещать). Строится домовая церковь на внебюджетные средства; 2 . Не следует юридически регистрировать приход или передавать эти помещения на баланс епархии, иначе это будет уже религиозная организация; 3 . Настоятель домовой церкви не должен быть назначен указом правящего архиерея. Богослужения совершает по благословению архиерея священник (желательно законоучитель школы или преподаватель воскресной школы). Если у него имеется высшее светское образование, то может быть принят в штат школы учителем или на другую подходящую должность; 4 . Богослужения совершаются по желанию учителей, детей и родителей во внеучебное время. Посещение богослужений только добровольное. В городе Самаре уже имеется домовая церковь в честь Царственных Мучеников при муниципальной школе 54 «Воскресение». – Как школа может вести детей к Богу? – Школа всей своей деятельностью должна вести детей к Богу. Потому что если она не к Богу их ведет, то куда? Ответ на этот вопрос очевиден. – Как следует преподавать Закон Божий в школе? – Закон Божий можно изучать в школе во внеурочное время на занятиях воскресной школы, которая открывается по письменной просьбе родителей. Предметы «Православная культура», «Христианская нравственность», «История Церкви», «Церковное искусство» и другие могут быть включены в государственный стандарт как региональный компонент или же проводиться как факультативные занятия. – Что такое православная культура? – Говоря о православной культуре, нужно отметить, что она основывается на двух началах. Первое – это Божественное Откровение. Большинство людей до конца не осознают, что такое Священное Писание . Читая Новый Завет, они не задумываются, что это Господь разговаривает с людьми на языке самих людей. Значит, человеческий язык может выражать Божественное Откровение, основу Божественного бытия. Культура – это когда человеческими средствами выражается Божественное. Православная культура – это тот духовный опыт внутреннего богообщения, который мы можем выразить человеческими средствами: в виде музыки, живописи, в слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Подробное изложение событий, несомненно, является достоинством исторического исследования, и можно было бы присоединиться к оптимистичному выводу автора о том, что описанный в его материале опыт «может найти применение и в современной образовательной практике», если бы не оценка этого опыта самим проф. В.В. Зеньковским, обнародованная в этюде «О Церкви и школе», включённом в первый выпуск сборника «Вопросы религиозного воспитания и образования», изданного возглавляемым им Религиозно-Педагогическим Кабинетом. Суть проблемы, сохраняющейся и в нынешней светской школе, нетрудно выявить из следующего его фрагмента: «Если педагогическая мысль пребывала до сих пор на позиции полуотрицания религии, то это неизбежно создавало и в тех школах, где оставалось преподавание Закона Божия, глубочайший и педагогически весьма опасный дуализм. Я так отчётливо вижу это, когда оглядываюсь на свои гимназические годы, когда я впал на несколько лет в неверие. У нас было очень хорошее преподавание Закона Божьего, мы все обязательно ходили в церковь, и в первые годы своей гимназической жизни я оставался верен тому религиозному одушевлению, которое было у меня с детства. Когда на 15-м году жизни я утерял веру, то причины этого, как мне это ясно теперь, лежали в той глубокой двойственности, которая духовно окружала меня в школе, хотя и не сознавал её. Официально школа была верна религии, но, по существу, всё то, что шло в душу от школы и благодаря ей, уводило душу на пути внерелигиозного миропонимания. Не школа создавала этот дуализм, пронизывающий всю духовную жизнь нового времени, но для детей школа была сильнейшим проводником этого дуализма и этим, конечно, совершенно подтачивала сами корни религиозной жизни. То, что сделала со мной школа в несколько лет, то мне пришлось долго залечивать, и я отчётливо сознаю, что именно в школьный период совершенно невыносим и пагубен разрыв Церкви и школы, религии и современности. Вся ненормальность религиозного воспитания до последнего времени заключалась в том, что оно соединялось в школе с тем внерелигиозным, а зачастую и откровенно антирелигиозным жизнепониманием, которым проникнута новейшая культура» (В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Изд. Свято-Владимирского Братства, М., 1993. С. 159-160).

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

В 540 г., удалившись от дел, он основал в своем роскошном поместье в Брутии, на берегу моря, монастырь под названием Vivarium (от бассейна с рыбами, который там был устроен), а при монастыре школу 315 . Здесь любознательные монахи – fratres studiosi имели от богатого магната все удобства для учебных занятий и в том числе богатую библиотеку как церковных, так и классических авторов 316 . В качестве учителя этой школы Кассиодор составил для неё два учебника – один по богословию, а другой «свободным наукам» (Institutiones divinarum et saecularium litterarum или lectionum) 317 , каковые и дают нам представление о характере школы Кассиодора. Что касается богословского курса школы Кассиодора, то здесь заслуживает быть отмеченной только одна характерная особенность, касающаяся отношения этой школы к восточному типу. Уже в школе Августина можно было заметить черты, сближающие её со школами восточного типа; однако, имело ли здесь место непосредственное влияние со стороны востока, или дело объяснялось некоторым сходством в национальных характерах, сказать трудно. Несомненно то, что в VI в. на западе появляется сильное тяготение к школе Низибийской, хотя в это время она была уже еретической. Около 530 г. африканец Юнилий, состоявший министром при имп. Юстиниане, познакомился в Константинополе с Павлом Персом, учеником Низибийской школы и автором принятой в этой школе учебника по исагогике 323 . Он заинтересовал этим богословом своего друга Примазия, еп. Адруметского (в Африке) и по просьбе последнего в 551 г. перевел руководство Павла на латинский язык 324 . В 535 или 536 г. папа Агонит и Кассиодор, намереваясь открыть в Риме богословскую школу, имели в качестве образца школу Низибийскую 325 . Теперь, в школе Кассиодора, влияние Низибии становится несомненным фактом: в числе руководств по исагогике, которые должны были изучаться в школе Кассиодора, указывается и переводный труд Юнилия 326 ; кроме того, и основное руководство по исагогике, составленное самим Кассиодором, носит следы зависимости от того же восточного источника 327 . В связи с этим и в самой постановке науки Св. Писания обнаруживается новая черта: Кассиодор придает большое значение внешней стороне текста, – интерпункции, орфографии и каллиграфии, т. е. тому самому, что в Низибии было предметом особой кафедры 328 . Это была наиболее сильная сторона школы Кассиодора. Что касается собственно экзегетики, то её не удалось поставить на надлежащую высоту и ему: здесь дело сводилось к механическому собранию возможно большего количества святоотеческих толкований, почти исключительно латинских, причем, установлена была особая система знаков, связывающих текст с толкованием 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Особенно детям полюбилось пение и церковное, и светское – русские песни. Учитель занимался успешно, особенно пением при помощи скрипки. Владыка пожертвовал для школы образ Спасителя и свой портрет. Стены увешаны картинами из священной и русской истории. Вид довольно уютный. И отношения детей установились на первых порах добрые, товарищеские. Грубых проступков не было. 13 ноября 1900 года Владыка сам посетил церковно-приходскую школу и пробыл около двух часов; ласково разговаривал с детьми, слушал чтение по-славянски и по-русски. Дети пропели несколько песнопений и русских народных песен. Архипастырь был очень тронут тем, что дети, недавно не говорившие по-русски, теперь довольно свободно объясняются и охотно поют церковные и народные песни. Свое удовольствие от виденного и слышанного в школе Его Высокопреосвященство выразил в следующей записи в школьной книге почетных посетителей: «1900 г. 13 ноября был в школе и с удовольствием слушал ответы по Закону Божию и русскому чтению, а также пению церковному. Благодарение Богу за все; спасибо труженикам школы; да пребудет на них и детях благословение Божие. Архиепископ Иероним». Узнав, что дочь оружейного мастера Серафима Попова добровольно занимается в школе обучением детей рукоделию, Владыка выдал ей из своих средств пособие. Высокопреосвященный до конца дней не переставал благодетельствовать школе, ежегодно жертвуя по 25 р., а в 1901 году даже 35 р. на школьную елку в праздник Рождества Христова. Так как учащиеся по большей части – дети бедных родителей, то Владыка не раз давал им на завтраки по 10–25 рублей. Последнюю сумму передал заведующему школою незадолго до своей кончины. Никогда в Варшавской церковно-приходской школе не умрет память о ее приснопамятном учредителе и покровителе. Протоиерей П. Каллистов. Труды архиепископа Иеронима по Варшавскому Св.-Троицкому Братству В ночь на 2 ноября 1905 г. почил сном праведных Высокопреосвященный Иероним, архиепископ Варшавский и Привислинский, попечитель Варшавского Православного Свято-Троицкого Братства и почетный председатель братского Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Со своей стороны, органы опеки и попечительства лишили по ряду формальных признаков права опеки монахиню Георгию. Кроме того, в скором времени епархиальные власти констатировали, что монастырь не в состоянии привести свои помещения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, предусмотренными для проживания детей. В связи с этим дети, не имеющие законных попечителей, были помещены в Камешковский детский дом, 34 несовершеннолетних, проживавших в монастыре без родителей, по заявлению последних были переведены в епархиальную школу-пансионат в Михалях г. Суздаля. В порядке исключения, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, пять девочек старшего школьного возраста были оставлены при родителях (или при одном из родителей), работавших монастырей. 25-26.05.2010 г. комиссия Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетила Боголюбский монастырь. Комиссия констатировала, что большинство рекомендаций, данных осенью 2009 года комиссией Московской Патриархии в отношении оставшихся при родителях в обители пяти воспитанниц, не исполняются. Соответствующие замечания были направлены во Владимирское епархиальное управление. Кроме того, комиссия Синодального отдела посетила епархиальную школу-пансионат и выразила удовлетворение в связи с условиями пребывания здесь детей, переведенных из Боголюбского монастыря. Во время пребывания комиссии в епархиальной школе-пансионате находящиеся здесь дети не обращались к членам комиссии с жалобами на условия своего бывшего проживания в Боголюбской обители. К 01.09.2010 г. большинство детей (27 из 34), ранее переведенных из Боголюбово в школу-пансионат по заявлению их родителей, не вернулись в школу с каникул. По имеющимся сведениям, они были размещены родителями либо в кадетском корпусе в г. Радужном Владимирской области, либо на правах экстерната в Новосельской школе Суздальского района. К этой школе до 2009 года были приписаны дети, проживавшие в Боголюбском монастыре. По всей вероятности дети, зачисленные летом 2010 года на экстернат Новосельской школы, поселились вместе с родителями в окрестностях Боголюбова. По сообщению епархиального управления Владимирской епархии, " родители объяснили свое решение передать детей в иные образовательные учреждения неудовлетворительным состоянием учебно-воспитательной деятельности в означенной школе [школе-пансионате в Михалях г. Суздаля] " .

http://religare.ru/2_80598.html

Имеют место отдельные факты, когда родители и бабушки возражают против вступления детей в пионерскую организацию. В школе 522 Кировского района мать Батульская запретила девочке носить пионерский галстук. После вызова в школу заявила: «Ну, что же, галстук одень, а в душе в бога верь». На мать и ученицу оказывает влияние монашенка, живущая во дворе. Во 2 классе 627 школы этого же района одна девочка хотела вступить в пионеры, узнав об этом, бабушка пришла в школу и категорическим стала протестовать: «Я ее в церковь вожу и причащаю. До моей смерти не позволю быть пионеркой». В Коминтерновском районе в школе 186 при принятии в октябрята несколько мальчиков заявили, что «мама возражает против вступления в пионерскую организацию». При беседе с родителями оказалось, что возражения основываются на религиозных убеждениях родителей. Директор 379 школы Сокольнического района рассказала о таких случаях в школе. В ленинские дни принимали в пионеры учениц 3-го класса. Мать одной ученицы позвонила директору и заявила, что она категорически протестует, чтобы ее дочь была пионеркой, так как вся их семья верующая, и она не желает в доме иметь пионеров. Не ограничившись телефонным звонком, мамаша явилась в школу и устроила скандал. В результате девочка заколебалась, и от приема ее в пионеры пришлось воздержаться. В этой же школе имел место и такой случай. В 8 класс поступила дочь священника Расторгуева. Вскоре Расторгуева подружилась с секретарем комсомольской организации школы, и они часто бывали в семье Расторгуевых. Здесь весьма часто обсуждались вопросы воспитания в школе и семье. Расторгуев, окончивший 3 высших учебных заведения, критиковал советскую систему воспитания, утверждал, что Бог есть, что молодежь должна быть религиозна. Последние события в русской церкви он толковал как открытую уступку со стороны советской власти. В результате такой «дружбы» секретарь школьной комсомольской организации стала плохо учиться, забросила комсомольские дела, ко всему стала относиться скептически, и в результате исключена из комсомола. Указанные факты влияния церкви не исчерпывают того, что есть на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010