Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРРУА Барроуá [франц. Barrois] Жорж Огюстен (1898, Шарлевиль, Франция - 1957), теолог, специалист в области археологии библейской . Учился в Лёвене (Лувене), принял сан священника и вступил в орден доминиканцев (1924). В 1925 г. был прикомандирован к Библейской и археологической школе в Иерусалиме , где провел 10 лет. Вместе с Ф. М. Абелем и др. он руководил раскопками 1926-1927 гг. в Найрабе (под Алеппо), в Сирии, где открыл некрополь нововавилонского и ахеменидского периодов, а также группу табличек с клинописными текстами; работал на памятниках Сев. Сирии (1929); участвовал в экспедиции Гарвардского ун-та на Синай (1930). На его счету открытие таких памятников археологии христианской , как погребальная церковь в мон-ре св. Евфимии в Иудейской пустыне; синагог в Бет-Альфе и Герасе ; могильников в Иерусалиме и его окрестностях. Им написаны работы по археологии ряда важнейших памятников ( Беф-Сана , Кесарии , Мегиддо ), публиковавшиеся в журналах «Revue biblique» и «Syria» в 1927-1939 гг. Основным стал труд, где Б. стремился охватить всю область исследований,- двухтомный учебник библейской археологии, популярный во франкоязычных странах в сер. XX в. В 1935 г. Б. вернулся во Францию и получил кафедру ВЗ на Доминиканском фак-те в Сольшуаре. В 1939 г. эмигрировал в США, где преподавал теологию во мн. ун-тах, в т. ч. Принстонском, и в правосл. Владимира св. семинарии в Крествуде (шт. Нью-Йорк). Свои познания в археологическом и историко-культурном контексте древней Палестины Б. применил в работах «Jesus Christ and the Temple» (Crestwood, 1980) и «The Face of Christ in the Old Testament» (Crestwood, 1974). Он является автором исследования о литургическом применении Свящ. Писания «Scripture Readings in Orthodox Worship» (Crestwood, 1977). Соч.: Thureau-Dangin F., Barrois A.G., et al. Arslan-Tash. P., 1931. 2 vol. (Biblioth. archéol. et hist.; 16); Precis d " archéologie biblique . P., 1935; Manuel d " archéologie biblique . P., 1939-1953. 2 vol.; Anatomy of Tradition//SVTQ. 1969. Vol. 13/4. P. 187-197; Critical Exegesis and Traditional Hermeneutics: a Methodological Inquiry on the Basis of the Book of Isaiah//Ibid. 1972. Vol. 16/3. P. 107-127; Orthodox Conference on Hermeneutics, May 1972//Ibid. P. 153-157; Notion of Historicity and the Critical Study of the Old Testament//GOTR. 1974. Vol. 19. P. 7-22; Women and the Priestly Office According to the Scriptures//SVTQ. 1975. Vol. 3. P. 174-192. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли

http://pravenc.ru/text/77586.html

1960-1980-е годы стали временем оживления интереса к вопросам библейской археологии и в остальных европейских странах, однако здесь уже четко прошло размежевание между светскими исследователями древнего Востока и теологами. Среди них следует особо отметить итальянцев, прославившихся в послевоенное время раскопками не только знаменитой Эблы, но и других памятников библейского ареала - например, Иерихона. Чрезвычайно разносторонним ученым, принадлежавшим к европейской школе библейской археологии, был Ролан де Во, французский монах, проживший большую часть своей жизни во Святой Земле и посвятивший эту жизнь археологическому подтверждению Священного Писания. Как исследователь он был чрезвычайно многогранен: раскапывал Иерусалим и многие другие поселения в Святой Земле, был в числе первых ученых - кумрановедов, как администратор занимался организацией систематических археологических исследований Палестины, кроме множества публикаций в периодических изданиях, в 1971-73 годах выпустил двухтомник Histoire ancienne d " Israel, где подвел итог многолетним археологическим трудам, принимал деятельное участие в развернувшихся в 1970-80-х годах бурных дебатах о будущем библейской археологии, как самостоятельной науки. К американской школе принадлежат библейские археологи всей Северной Америки, не только США, но и Канады. Сформировалась эта школа в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма, и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию. Несмотря на существование в США светских археологии и востоковедения, созданные в 1900 году американские школы Восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. После Второй Мировой войны одним из главных направлений в американской библейской археологии стало исследование рукописей Мертвого моря. Из наиболее известных американских кумрановедов следует назвать М. Берроуза и Ф.М. Кросса-старшего. Особое внимание библейские археологи из США уделяли теме, столь долго разрабатывавшейся В.Ф.

http://bogoslov.ru/article/293744

Однако итальянское востоковедение в послевоенное время твердо стало на позиции светской науки, что хорошо видно по общему направлению публикаций в таких изданиях, как «Annali dell’Istituto orientale di Napoli», «Vicino Oriente», «Oriens antiquus». Чрезвычайно разносторонним ученым, принадлежавшим к европейской школе библейской археологии, был Р. де Во, директор (1945–1965) французской Библейской школы в Иерусалиме, проживший большую часть своей жизни на Святой Земле и посвятивший эту жизнь археологическому подтверждению Священного Писания. Как исследователь он был чрезвычайно многогранен: раскапывал Иерусалим и многие другие поселения на Святой Земле, был в числе первых ученых-кумрановедов, а как администратор занимался организацией систематических археологических исследований Палестины; кроме множества публикаций в периодических изданиях, в 1971–1973 гг. выпустил двухтомник «Histoire ancienne d’lsradl» (см.: Vaux R. de. Histoire ancienne d’Israel: En 21. P., 1971–1973), где подвел итог многолетним археологическим трудам; принимал деятельное участие в развернувшихся в 1970–1980-е гг. бурных дебатах о будущем библейской археологии как самостоятельной науки (см.: Vaux R.de. On Right and Wrong Uses of Archaeology//Near Eastern Archaeology in the Twentieth Century: Essays in Honor of Nelson Glueck/Ed.: J. Sanders. Garden City, 1970. P. 64–80). К американской школе библейской археологии принадлежат ученые всей Северной Америки, не только США, но и Канады, исследователи которой ведут свою работу в русле традиций, выработанных американской школой. Сформировалась эта школа в начале XX в. под сильным влиянием американского протестантизма и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию . Несмотря на существование в США светской археологии (см.: «American Journal of Archaeology») и востоковедения (см.: «Journal of the American Oriental Society»; «The Journal of Near Eastern Studies»; «Near Eastern Archaeology»; «American Oriental Series»), созданные в 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

276 В.Д. Кудрявцев-Платонов, черниг., 1-й маг. XVIII к. Моск. акад. (1852), 1852 – бак. библейск. ист. и греч. языка, 1854 – бак. метафиз. и истор. древн. философ., 1858 – орд. проф., 1861 – препод. философии Государю Цесаревичу Николаю Александровичу, 1873 – докт. богосл. 278 Прот. Ф. А. Сергиевский, моск., 2-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. библейск. ист. и греч. яз., 1856 – бак. логики и истор. средней и новой философ., 1857 – нравств. богосл. и пастырского, 1860 – экстраорд. проф., 1865 – орд. проф., 1874 – рект. Вифан. сем. 279 А. Ф. Лавров-Платонов, ярослав., 1-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. церк. законоведения, 1864 – экстраорд. проф., 1878 – мон. и еп. Можайский, У архиеп. Литовский. Не получил степени доктора богословия (хотя более, чем кто-либо, был ее достоин), потому что не представил сочинения, а не представил, как он сам заявил мне, потому, что «боялся критики». Тогда же в разговоре (это было в Петербурге, вскоре после его хиротонии) он сообщил мне, что принял монашество по настоянию Преосв. Михаила (Лузина) , его товарища по студенчеству и друга. «Не будь его влияния, не был бы я монахом», – прибавил Преосв. Алексий. 281 Дм. Фед. Голубинский, вифан., 5-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. геометрии и физики, 1864 – орд. проф., 1870 – сверхштатный препод. «естественно-научной апологетики». 282 В.Н. Потапов, моск., 1-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. логики и истор. нов. философ., 1864 – экстраорд. проф., 1870 – истор. древн. и новой философии. 283 П. И. Горский-Платонов , вифан., 2-й маг. XXI к. Моск. акад., 1858 – бак. библейск. ист. и евр. яз., 1867 – экстраорд. проф., 1870 – библейск. археол. и еврейск. яз., 1878 – инспект. Моск. акад. Был потом градским головою Троице-Сергиева Посада. 284 Н.К. Соколов, костр., 3-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. рус. церк. истории, 1861 – за границей в командировке, 1863 – бак. новой общей церк. истор. (вновь открытой кафедры), 1865 – экстраорд. проф., 1867 – проф. Моск. универ. по кафедре церк. права, † 1874 (орд. Профессором Моск. унив.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Полный церковно-славянский словарь /Сост. свящ. Г. Дьяченко. М.: Изд. отд. МП, 1993. Репр. 1900). Триодь постная : В 2 ч. Ч. 2. М.: Изд-е Московской патриархии, 1992.   Научная литература Антонини Б. Экзегезис книг Нового Завета. М., 1995. Бергман С. Дух, освобождающий природу: Тринитарная космология Григория Назианзина в свете экологической теологии освобождения/Пер. с нем. Архангельск, 1999. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы вечной жизни»: Размышления над Священным Писанием/Пер. с нем. Е.М. Верещагина. М.: Мысль, 1992. Бальтазар Г.У. Целое во фрагменте: Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и жизнь, 2001. Барбур И . Религия и наука: История и современность. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. Грильмайер А. Христос в христианском предании//Леонтий Византийский: сб. исслед./[ред. А.Р. Фокин]. М.: Центр библейск.-патрол. исслед.: Ипериум Пресс, 2006. – С. 459–552. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2006. Давыденков О., иерей . Христологическая система Севира Александрийского: Догматический анализ. М.: ПСТГУ, 2007. Давыденков О . Афтартодокетизм: Христология и антропология//Ежег. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1999. Дионисий (Шленов), иером . Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника//Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. Комментарий. М., 2004. С. 339–378. Евдокимов П. Православие. М., 2002. Иларион (Алфеев), митр . Православие. В 2 т. Т. 1. М: Сретенский монастырь, 2011. Иларион (Алфеев), митр. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М.: СФПХИ, 2006. Кюнг Г . Во что я верю. М.: Изд-во ББИ, 2013. X, 274 с. (Серия «Современное богословие»). Леонтий Византийский: сб. исслед./[ред. А.Р. Фокин]. М.: Центр библейск.-патрол. исслед.: Ипериум Пресс, 2006. – 672 с. Лосский В.Н. Догматическое богословие// Он же. Боговидение. М.: АСТ, 2003.

http://bogoslov.ru/article/6192568

Наконец, диаконы с кадилом предшествуют входу с Евангелием, со Святыми Дарами на литургии, – несению креста, Плащаницы. С кадилами встречают и архиерея при входе в храм для священнослужения, и тому подобное. 2 Литургия, самое важное Богослужение, совершается только в освященном храме (Извест. учит. в Служебн.). Равным образом, только в храме совершаются таинство брака и таинство священства. 4 В молитвах при освящении храма и престола взывается к Господу: «Удовли... освящение совершити храма сего, к Твоему славословию созданнаго, во имя святаго (имя рек) (молитва 1-я). Иже и сему храму благоволил еси во имя создатися (святаго или святыя имя рек) ко славе Своей и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго Твоего Духа» (молитва 2-я). 5 Храмы в честь Пресвятыя Богородицы дозволено строить только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников (Полн. Собр. Законов 1722 г. апреля 29 .Ν° 3991. Полн. Собран. Постановл. и распоряж. Ведом. Правосл. Исповед. 587). 6 Рисунки храмов – в Археологическ. Атласе Голубинскаго при Чтен. Имп. Общ. Ист. и древн. 1906 г. кн. 2. На вопрос: можно ли посвятить один и тот же придел двум святым, празднуемым в разное время? Ответом служит указание на многие созданные храмы, посвященные двум или более святым (Церк. Ведом. 1897 г. 3, стр. 112). 7 Записка для обозр. русск. древн., см. в Записках Импер. Археол. Общ., т. I, 1857 г., стр. 21. Сн. Поли. Собр. Лет. III: 108. Акты Истор. 1. 108. 8 Крест на церкви ставится иногда осмиконечный, иногда четырехконечный. Четырехконечный крест поставлен на главе Московского Благовещенского собора, построенного при Великом Князе Иоанне Васильевиче в 1488 году, и во Владимире на соборной церкви, построенной Андреем Боголюбским в 1161 году (См. рисунки сих и других четырехконечных крестов на церквах в книге: «Истинно древняя и истинно правосл. Христ. Церковь ». Москва 1859 г., ч. 2-я, стр. 29, 30). Раскольники же, не имея возможности отвергнуть того, что в древности были на храмах четырехконечные кресты (в «Поморских Ответах», ответ 65-й), и допуская существование их в древности, называют это простотою, желая чрез то выразить, что до Патриарха Никона не умели понять, какой крест есть истинный, и от этого будто бы допустили быть на церквах крестам несовершенным, каковыми раскольники признают кресты четырехконечные. Очевидно, мысль раскольников неправая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сергеев Василий. 1771 г. обучался в аналогии. Серебряков Владимир Петров. 1771 г. обучался в аналогии. 1780 г. – священ, в Нижний-Ландех (Арх. Суз. кон. 1780 г., 449). Серебряков Герасим. В 1766 г. обучался в школе инфимы и вскоре вышел из семинарии. Симонов Никита. 1787 утверждено место льячка в с. Дубакине (Арх. Суз. кон. 1787 г., 335 описи). 1788 г. обучался в школе информатории. Сиротинский Алексей. 1783 г. обучался в школе инфимы. Сиротинский Андрей. 1788 г. обучался в школе риторики. 1793 г. из богословии – свящ. Христорождественской церкви г. Переславля (Арх. Суз. кон, 1793 г. Сиротинский Гавриил. 1788 г. обучался в риторике. 1790 г. за ним утверждено место дьячка в с. Кндекше (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 51), Сиротинский Николай. 1779 г. взят в семинарию, 1780 г. по прошению определён в певчие с темь, чтобы обучаться латинскому языку (Арх. Суз. кон. 1780 г„ 433). Сиротинский Пётр. 1777 г. обучался в школе риторики. Сиротинский Стефан. 1766 г. обучался в философии. Сиротинский Фёдор. В 1788 г. обучался в школе грамматики. 1791 г. из риторики – свящ, в с. Щербово, Ковр. окр. (Арх. Сз у з. кон. 1791 Оп. 1; 293). Скабовский Афанасий Степ. В ведомости за 1794 г. о нём замечено: «honestam vitam coliet et diligenter operam confert ad studia»1766 г. из философии – свящ. в Гаврилову непашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1766г., 198). Скабовский Иван. 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовлении в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. κοн. 1785 г. 58). Скабовский Михаил. Поступил в семинарию 1782 г. 1793 г. из богословии – в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1793 г., 163). Скворцов Никанор. В 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Скворцов Стефан. 1771 г. обучался в школе аналогии. Скворцов Фёдор. 1788 г. обучался в школе информатории. Слезкин Алексей. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. числился в той же школе и был в бегах. см. выше, стр. 187. Смирнов Алексей Степ. Поступил в семинарию 1756 г. 1769 г. из философии – произведён диаконом Суздальского собора (Арх. Сузд, кон. 1769 г., 172), 1773 г. – священником того же собора. Умер протоиереем Суздальского собора 1799 г. См. История Владимирской дух. семинарии. Вып. 1, стр. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я долго не писал Вам, т. к. был в Италии. Музеев не видел. Каждый день выступал с проповедями и лекциями — от Милана до Рима. Хотя время мое сейчас очень насыщено, я благодарю за это Бога. Тут нет ничего моего. Я ощущаю себя почти что инструментом. И хочу, чтобы Он говорил через меня. […] Январь 1990 г. …Я погружен в свои обычные труды, Вам известные: храм, писание, школа, институты, воскр. школа, больницы, Библейск. об–во, издательск. дела и пр. Теперь меня спокойно публикуют в разных органах — «Огонек», «Наше наследие», «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Лат[инская] Америка» и т. д., включая газеты. За все слава Богу. От лекций отдыхаю до 1 сентября. А с сентября сокращу до 10 в месяц. Веду постоянные передачи по радио. Приходят сотни писем, даже из тюрем. Сам не пойму, как успеваю отвечать, хотя бы на часть. Во всем и всегда вижу Промысел Божий. Даже в случайных встречах. «Случайно» удалось побывать в «Жизни с Богом»… Лето 1990 г. …уровень жизни катастрофически падает. Прямо не знаешь, за что взяться. Всюду — беда. Организовали вторую группу милосердия, на сей раз уже в Пушкино. Скоро начинаем занятия с детьми в воскресной школе. Страшновато. Опыта нет. Учебников нет. Но в приходской библиотеке кое–что собрали. Если кто сможет, мы за все (присланное на церковь) будем благодарны. Много Евангелий идет для заключенных. Теперь им разрешается получать. Из тюрем мне пишут, что у них начались молитвенные собрания и общение. Все это уголовники. Пишут мне большие письма, порой очень волнующие. Словом, настало время работы в полную силу. А время ограничено. Ваша помощь и помощь верующих, которых Вы «пробудите», окажется неоценимой. Я воспринимаю это время как Суд Божий. Теперь мы все узнаем, кто на что способен. Думаю, что сделать что–то можно лишь с помощью свыше. Обычных сил недостаточно. Конец августа 1990 г. [Из писем В. Л. Леви] Неизвестно, сколько все это продлится. [Имея в виду открывшуюся только в последний год жизни возможность свободно выступать перед широкой аудиторией. — В. Л.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Церковь указывает ему, чем он может пользовать приходящих в храм на богослужение людей, если настоятельная нужда заставляет его на время остановить служение литургии. Тем возможнее занять ему чем-либо полезным детей, у него учащихся, если он не может быть с ними в час, назначенный для его учительской беседы с ними. Мы впрочем говорим о педагогических занятиях священника в школе или дома, не как о чем-либо обязательном и необходимом для него, а как о деле, в высшей степени приличном для него. Пусть он, соображаясь с обстоятельствами и с мерою времени, находящегося у него в распоряжении, берет на себя из педагогического дела то, что для него наиболее сподручно и менее затруднительно. Может быть, для него неудобно брать на себя обучение грамоте, – чтению, письму, арифметике и другим подобным предметам мирского свойства, входящим в курс народной школы. Но Закон Божий, религиозное обучение – это его предмет, и он не должен бы допускать, чтобы преподавание этого предмета переходило от него к другим учителям. Пусть на этом предмете он сосредоточить свое внимание, пусть им одним ограничится: тогда не потребуется от него столько времени, сколько его нужно для учителя, занимающегося с детьми по всем другим предметам, и окажется для него вполне возможным совместить с исполнением пастырского долга и исполнение долга религиозного учителя в школе. Это религиозное обучение он может брать на себя в школе народной, в школе частной или домашней и в школе церковно-приходской. Устроение последней лежит ближе всего к его заботам. Нельзя требовать, чтобы священник непременно сам занимался в этой школе. Он может иметь, он должен искать сподручных помощников себе для занятий в этой школе. Такими сподручными помощниками ему в этом деле могут быть подчиненные члены клира, – дьяконы (где они есть) и псаломщики, члены семьи священника или кого-либо из его причта, – могут быть и приглашенные отинуду, в особенности из лиц, готовящихся к священническому служению. Но сам он отнюдь не должен стоять в стороне от этой, близкой ему, школы. Ему должно принадлежать самое бдительное наблюдение за ходом, направлением и успехами обучения в этой школе; ему должно принадлежать главное руководство всем педагогическим делом, какое ведется в этой школе, и для придания ей большего авторитета в глазах прихожан, для более благотворного влияния на учащихся ему следовало бы самому являться в ней в качестве учителя и сообщать детям то, что им необходимее знать с точки зрения религиозно-воспитательной, и что способно воспитать в них дух веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Один из самых острых вопросов, которые пытался решить Государственный комитет - преподавание Закона Божия в школе. Среди общих тезисов, сформулированных для направления работы проектируемого комитета, был и тезис «Религия в школе». Согласно тезису частные лица и организации получали право открывать учебные заведения светского характера, родители могли не обучать своих детей Закону Божию в школе, а после шестнадцатилетнего возраста такое право предоставлялось самим учащимся независимо от вероисповедания . Оживлённое обсуждение тезиса о религии в школе состоялось 24 мая. В.А. Герд (ВУС) уточнил, что комиссия не считала своевременным предоставить право создавать светские школы общественным организациям, поскольку Церковь ещё не отделена от государства. Решение вопроса придётся отложить до Учредительного собрания. Редактор журнала «Русская школа» Я.Я. Гуревич, развивая мысль Герда, дополнил, что по политическим условиям момента ещё опасно дать земствам и городам право открывать школы без Закона Божия. Однако такая осторожная точка зрения вызвала возражения у значительной части участников комиссии, и предложение предоставить органам местного самоуправления право открывать «светские» учебные заведения прошло. М.Д. Шишкин (Совет Всероссийских кооперативных съездов) возразил против второй части тезиса, где указывался шестнадцатилетний возраст учащихся, дающий право самостоятельно оказываться от обучения Закону Божию. По его мнению, довольно трудно установить одинаковый возраст для самоопределения юноши. Проголосовали за исключение из тезиса упоминания шестнадцатилетнего возраста . По поручению комитета Н.Н. Иорданский (ВУС) составил расширенные тезисы о преподавании религии в школе . Констатировалось, что данный вопрос связан с прояснением отношений Церкви и государства и может быть разрешён только Учредительным собранием. Вместе с тем, оговаривалось, что с социально-психологической и педагогической точек зрения преподавание религии в школе не должно носить обязательного характера. Закон Божий сохранялся в программе школ всех ступеней как необязательный предмет с правом родителей не обучать своих детей Закону Божию в школе, а после шестнадцатилетнего возраста такое право получали и сами учащиеся. Предлагался следующий порядок преподавания Закона Божия в школах:

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010