Особенное же значение придается тем вычислениям, которые детям могут встретиться в жизни. Так как крестьянским детям по возрасте часто приходится встречаться с измерением земли, то учителя знакомили детей с метрами квадратными и десятичными. В Грузинской епархии, Бакинское Кирилло-Мефодиевское братство ввело при одной церковной школе (Николаевской станицы) обучение плотничеству с объяснениями как лучше устроить рыбацкую лодку и связать сеть. 29 В Покровском уезде Владимирской губернии учитель Андреевской школы – имеющий пчельник – практически знакомит своих учеников с пчеловодством. Также пчельник имеется при Туренской школе Лидского уезда Виленской губернии, тоже при церковной школе, содержимой Александровским братством Подольской губернии 30 См. в особенности отчеты братств: Минского св. Николаевского, Пермского св. Стефана, Владимирского Александро-Невского, Смоленского св. Авраамия и др. В Пермской губернии в школе Жилинской каждый ученик имеет кровать с постельным бельем 31 Особенного внимания заслуживают в этом отношении школы в Перми; об успешности ведения преподавания в них свидетельствует Обер-Прокурор Святейшего Синода, посетивший их летом 1890 г. См. также отчет Владимирского братства 1891 г. ст.41 и след. 32 См. также отчеты братств: Вологодского Всемилостивого Спаса, Витебского св. Владимира, Калужского Иоанна Богослова, Минского св. Николаевского, Московского св. Петра митрополита и Рязанского св. Василия – за 1890 – 92 г. 33 Волынское Владимиро-Васильевское братство занято устройством образцовой церковно-приходской школы в г. Житомире, приглашая к участию в этом деле «все» Волынские братства 34 Курское братство св. Феодосия 2 февраля 1892 г. открыло церковно-приходскую школу в г. Курске. 35 Московское братство св. Петра Митрополита в 1892 г. устроило в Гуслицах церковно-приходскую школу. 37 Мы останавливаем внимание на Пустынской двухклассной церковно-приходской школе, которая в недавнее время получила правильную организацию. Архимандрит Пустынского монастыря Анатолий (стоящий во главе братства) давно сознавал крайнюю необходимость ввести в курс училища преподавание сельского хозяйства и практические занятия с учениками по этому предмету на монастырской земле, чтобы ученики, владея необходимыми для крестьян знаниями по хозяйству и будучи учителями церковно-приходских школ, не только научали учеников, но руководили и родителей их в приемах земледелия и луговодства, в осушении торфяников и болот, которых в Могилевской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Иоанна 28 марта 2016, 08:28 /ВЕЗДЕ за КАЧЕСТВО надо платить.//Павел, это мы уже давно поняли. Но получается так, что платить-то платишь, а результат - ноль-нуль. Помучились, повозили пару лет, а потом всё бросили и перевели в ближайшую школу. По крайней мере, дети не такие измотанные, плюс остаётся время и силы на спорт, музыку, да иногда надо ребёнку и просто погулять. Иоанна 28 марта 2016, 08:03 Ну что плакать о советской школе? Советская школа рухнула вместе с тоталитарным государством. Репетиторы, конечно, были - для тех, кто хотел поступать в хороший вуз. Но то, чему учили репетиторы, ложилось на прочный фундамент, который давала школа. И, если выбросить дедушку Ленина и Павку Корчагина, почему бы не оставить то, что было, хотя бы в основных чертах? Наталия 25 марта 2016, 14:00: Нет, Наталья, я больше уже не готова отстаивать своё мнение. Я подробно изложу его дома своему ребёнку, рассматривая всё вместе с ним в свете Евангелия. Я настраиваю на честное изложение своей позиции, если его спросят. Но каждый раз сражаться с учителями (а у меня трое школьников) я не в состоянии. Верующий ребёнок в нашей школе - белая ворона. Так же, как и верующий взрослый в нашем на 90% безбожном обществе. Darina 27 марта 2016, 23:22 Мы в СССР начинали образование в школе рядом с домом. Потом нормально работали, учились дальше и защищали диссертации. Для старта нам хватало только школьных уроков. У учителей и в мыслях не было давать дополнительные уроки за деньги. Во-первых, все жили вровень, зарплата у учителя и бухгалтера была примерно одинакова, а во-вторых, и это главное, в школах совесть имела постоянную прописку вплоть до развала СССР, а потом по инерции еще с десяток лет. Сейчас единственный институт, который может сказать слово " совесть " и не вызвать смеха до колик, - это, конечно, Церковь. Потому, наверное, Президент Путин и попросил Патриарха Кирилла возглавить Общество русской словесности. Однако, похоже, что у нас опять " железная дорога " . Положение в школе выправится, да вот жаль, что учиться " в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе " . Оно бы и нечего, если бы не дети. Терпеть-то мы умеем, да образование-то детям нужно сейчас. Вот и получается, что совет А.Привалова о дополнительных занятиях, к сожалению, актуален. Но следуя этому совету, мы будем поддерживать частный сектор образовательных услуг, а за государственную зарплату в школе будут работать честно только романтики.

http://pravoslavie.ru/91773.html

Но более всего заслуживало внимания в этом отчете то место, где говорилось о влиянии этой школы на родителей учеников-старообрядцев. «В начале это отношение к школе было подозрительное и даже недружелюбное, но после, когда они увидели, что их детей насильно в школе к церкви не присоединяют, а только, как выражаются, они, «учат уму-разуму», то стали относиться к школе вполне доброжелательно и с полною охотою посылать своих детей в нее. Такое отношение родителей раскольников к школе зависело от общей постановки обучения их детей: ничего резко-обличительного, полемического, порицательного не допускается, а лишь в положительной форме обучаются эти дети всему православному религиозному учению, обрядам и богослужению, с большею лишь подробностью и требовательностью знания по общим пунктам отделения раскольников от православной церкви. Такая постановка дела благотворно влияла на раскольничьих детей; незаметно для них самих, без шума, совершается в душах их, а через них и в душах их родителей, переворот; ненависть и нерасположение к церкви и раскольническое предубеждение ко всему православному начинает исчезать; православное настроение и воззрение, как, например, о необходимости священства, всех таинств и принадлежности к церкви и т.п. сродняется с их душою. Некоторые раскольничьи дети, обучающиеся в школе, по своей доброй воле, начинают ходить в церковь и один из них подошел уже ко св. чаше, многие начинают поговаривать, что, когда они вырастут, станут большими, то непременно присоединятся к церкви, а все они начинают, некоторым образом, стыдиться своего, сектантского положения и своего попа-наставника». 669 По смерти Государя Императора Александра Александровича, Виленское св. Духовское братство, при щедром пожертвовании пр. Иеронима, в ознаменование памяти почившего царя-миротворца, построило в этом предместье города церковь , соединив ее со школой мужской и женскою. И нет сомнения, что плоды от этой церкви-школы будут весьма обильны, в смысле воздействия её в духе православия на раскольническое население здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Что касается самостоятельной богословской школы, то комиссия предложила такой проект её организации. В число воспитанников этой школы поступают, прежде всего, окончившие курс в центральной священнической школе, которым и отдаётся преимущественное пред другими претендентами предпочтение, а затем окончившие курс в других подобных священнических школах и, наконец, в великой народной школе в Константинополе. Все поступающие в богословскую школу воспитанники должны быть безукоризненного поведения и иметь хорошее здоровье, быть в возрасте не старше 22 лет и не моложе 20 и обязаны представить достаточное поручительство в том, что искренно преданы основному назначению школы и готовы, по окончании учения, посвятить себя на служение святой православной церкви. Число учащихся должно быть не больше 60 и не меньше 40 человек; они получают в школе даровое обучение, пищу, книги и одежду и должны три раза в неделю заниматься гимнастическими упражнениями. В школе преподаются богословские науки и различные отрасли философии, а также языки латинский, славянский и еврейский, как языки священные, и, наконец, немецкий язык, на котором существует богатая новейшая литература по богословским наукам. В годовых отчётах школ священнической и богословской должны помещаться проповеди , богословские сочинения и богословские «тезисы» воспитанников обеих школ, в частности оканчивающих курс, – если схоларх и преподаватели признают их заслуживающими опубликования. Разумеется, церковь , пансионерами которой являются питомцы священнической и богословской школ, будет, как попечительная мать, заботиться о возможно скором предоставлении должностей всем окончившим учение, причём воспитанников священнической школы будет определять на места законоучителей в школах, катехизаторов, иеропсалтов, иеродиаконов и пресвитеров при более состоятельных и видных приходах, соответственно их возрасту, окончившие учение в школе богословской будут назначаться на высшие церковные должности при патриархии, а именно на места третьего и второго диакона, великого архидиакона, великого протосинкелла, первого и второго секретаря священного синода, синкелла, великого екклисиарха и великого архимандрита, а равно на должности законоучителей в гимназиях и учителей в священнических школах, иерокириксов в столице и епархиях, архидиаконов и протосинкеллов при епархиальных архиереях; наконец, в зависимости от личных достоинств и по достижении канонического возраста, питомцы богословской школы будут рукоположены в сан епископов и возводится в достоинство митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Простите, если я окажусь не права. Владимир 1 сентября 2011, 13:43 Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Мф 22:21) - учит нас Господь. Если следовать его заповеди проблем в школе не будет. Константин 1 сентября 2011, 07:10 очень интересно! Спасибо за статью! Скоро и нам в школу Евгения 31 августа 2011, 16:53 Спасибо! Ваша дочка просто умница (это о фразе в конце статьи). Надеюсь, дети вырастут хорошими православными людьми, несмотря ни на что. Спаси Господи! Юлия 30 августа 2011, 21:51 Простите, но по-моему автор статьи идеализирует, и свои представления о " православном " поведении делает общецерковными. К примеру тот же вопрос о сдаче - бывает так, что со смирением, но все же - необходимо что-то сказать или сделать. Грань между человекоугодием и смирением (в данном случае мнимом) часто бывает не заметна. И детей мучают их же родители. Представьте (пример гиперболизирован), будут избивать и насиловать вашу жену. Вы (по смирению) на помощь не придете, а если следовать логике статьи, то и жена отбиваться не должна - пусть терпит. Получается, если ребенка эмоционально и физически обижают, это насилие не так заметно - то пусть и будет. Но поверьте, далеко не каждая детская психика это перенесет без серьезных последствий. И второе - нарочитое формирование " особости " , оно и делает детей одинокими: " ты не такой, как все " , " им тебя не понять " и тд. Говорю это из собственного опыта в школе и из уже сегодняшней позиции матушки и мамы. Марина 30 августа 2011, 20:29 С содроганием вспоминаю учёбу младшего сына в последние школьные годы...И крик двух учительниц, одной помоложе, другой постарше, физички и химички, что церковь отделена от государства, и нечего насаждать религию в школе, до сих пор стоит в ушах. С одноклассниками никогда не было никаких проблем в этом плане, но поведение и высказывания учителей на этот счёт и сейчас вызывает недоумение. Это действительно подвиг для ребёнка - учиться в современной обычной школе. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48355.html

   Значит, религиозное воспитание и руководство детей не должно прекращаться дома и во время обучения их в школе, и вполне успешным оно может быть не иначе, как только тогда, когда продолжается в родительском доме. Теперь посмотрим, каким образом родители могут продолжать религиозное воспитание своих детей в то время, когда они находятся в школе, или как родители могут содействовать школе и Церкви в этом деле.    Религиозное наставление школы родители должны поддерживать в особенности тем, чтобы не дозволять своим детям пропускать уроки Закона Божия в школе, давать им время для приготовления этих уроков, прослушивать заученное ими, что особенно нужно в отношении к детям малоспособным, и, наконец, тем, чтобы расспрашивать и говорить с ними о том, что происходило в школе на уроках по Закону Божию. Ваши дети, братия, тогда только будут находить удовольствие и интерес в религии и изучении предметов ее, когда они увидят, что и вы заинтересованы этим предметом. Если же вы никогда не говорите с ними о религии, нисколько не заботясь о том, знают ли они что-либо о предметах веры, изучают ли катехизис, то откуда же ваши дети приобретут интерес и расположение к этим предметам и поверят ли они в этом случае священнику, если он им скажет, что религия, вера есть самое важное на свете, что катехизис есть незаменимая книга и изучение предметов веры есть самое необходимое знание? Религиозное воспитание школы родители могут и должны поддерживать еще тем, если они детей своих будут побуждать и приучать к прилежному посещению церковно-общественной молитвы, хотя бы в воскресные и праздничные дни, и давать им время на то. К этому обязывает вас, христианские родители, уже четвертая заповедь, которая повелевает, чтобы не только вы сами проводили свято, то есть посвящали на служение Богу и на богоугодные дела воскресные и праздничные дни, но приучали к этому и детей ваших. Что пользы от того, если священник или учитель будут увещевать ваших детей не пропускать праздничных и воскресных богослужений, а вы не будете обращать внимания на то, пойдут ли они в церковь или же все время богослужения пробегают по улицам или вокруг своей школы? На вашей же обязанности лежит не только побуждать детей к хождению в церковь, но и заботиться о том, чтобы они не шалили в церкви, стояли не рассеянно, но со вниманием и благоговением слушали все, что читается и поется там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4108...

В октябре 1879 г. в центральной священнической школе на Халки начались занятия. Воспитанников было принято 20 человек, преподавателями состояли преимущественно дидискалы богословской школы, а схолархом был назначен преподаватель Фессалоникской гимназии Константин Иконому; внутренний в школе порядок был установлен применительно к уставу 1875 года, действовавшему в священнической школе Мухлия; из последней поступила в школу и уцелевшая от пожара библиотека, а равно различные вещи 67 . Школа лишь нуждалась в материальных средствах. Поэтому священный синод постановил обносить две кружки для сбора пожертвований на её нужды за богослужениями в храмах столицы, о чём 27 сентября 1879 г. и оповестил духовенство и народ, прося прийти на помощь полезному церковному учреждению 68 . Затем в епархии Константинопольского патриархата были отправлены специальные таксидиоты, которые и должны были производить по книжкам сбор пожертвований на нужды школы в городах и сёлах турецкой империи 69 . Наконец, в мае 1880 г. синод постановил взимать из доходов монастыря св. Николая на Принкипо 40 лир ежегодно в пользу священнической школы 70 . Тогда же патриарх и синод обратились к архиереям вселенного престола с окружным посланием, в котором извещали всех об открытии восьмиклассной центральной священнической школы и предлагали присылать в неё воспитанников для обучения. При этом сообщалось, что в первый год в школу были приняты воспитанники родом из столицы и окрестностей, а потом они будут приниматься по очереди из других епархий, дабы, по окончании учения, могли посвящать себя на служение церкви в этих именно епархиях. При поступлении в школу предпочтение будет отдаваться детям священников, которые и будут занимать вакансии пансионеров. Остальные же вакансии будут замещаться пансионерами частных лиц и кинотов 71 . Своевременно (в июле 1880 г.) в школе были произведены экзамены, в присутствии патриарха Иоакима III и членов синода, давшие удовлетворительные результаты 72 . Во второй учебный год (1880–81) в священническую школу принимались воспитанники преимущественно из фракийских епархий 73 . Школа по-прежнему нуждалась в материальных средствах, которые и изыскивались различными способами: то патриарх Иоаким обращался с письмами к частным лицам, известным своим покровительственным отношением к просвещению, и просил не забыть своей помощью и священническую школу на Халки 74 , то ефория школы пред Пасхой рассылала различным лицам свечи из чистого воска, напоминая этим и о школе 75 , или прямо располагала тех или других филантропов к пожертвованиям 76 . И второй год деятельности центральной священнической школы благополучно завершился экзаменами в июле месяце 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Сверх 17 девочек духовного звания в числе приютянок Алексеевского монастыря воспитывались также и бедные девочки – четыре или пять одновременно, – присылавшиеся на попечение матушки Елизаветинским благотворительным обществом, состоящим под покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны. По прошествии нескольких лет существования школы в монастыре, замечено было несоответствие между количеством монастырских стипендий в Филаретовском училище и числом девочек, годных к переводу из школы в епархиальное училище. Поэтому игуменьею Антониею в 1896 году было испрошено разрешение епархиального начальства вносить ежегодно из неокладных сумм монастыря кроме прежних 1000 рублей в Филаретовское училище еще 600 рублей в Мариинское епархиальное училище. Таким образом с 1896 года вносится в Московские епархиальные училища на содержание окончивших в школе Алексеевского монастыря бедных девочек духовного звания ежегодно 1600 рублей. Нечего уже говорить о том, что школа, открытая игуменьей Антонией, процветала под ее попечением во всех отношениях. Помещение под школу отведено было просторное, сухое, теплое и с обилием света. Чистота помещения и всей обстановки были поразительны. Многочисленные посетители монастыря из высокопоставленных духовных и светских лиц и из именитого купечества весьма часто приглашались матушкой на осмотр ее школы-приюта и выносили из нее наилучшие впечатления. Выпускные экзамены в школе производились обычно под председательством какого-либо из преосвященных Викариев и при участии инспектора классов и начальницы Филаретовского училища. Кроме того Владыки-Митрополиты при посещении монастыря заходили в школу и производили краткие экзамены. Из всех таких испытаний приютянки Алексеевского монастыря выходили с честью, доставляя этим большое утешение горячо любимой ими матушке. Обучение рукоделью велось весьма успешно уже потому самому, что в Алексеевском монастыре уже издавна существовали рукодельные мастерские и искусные мастерицы. На то, как высоко было поставлено игуменьею Антониею в школе учебно-воспитательное дело, указывает, между прочим, особое отношение к этой школе родителей девочек, обучавшихся в пей. Бывали случаи, когда родители, после того, как их дочка была уже приготовлена к переводу ее для продолжения образования в женское епархиальное училище, просили матушку вместо перевода оставить девочку в монастырском приюте еще на несколько лет для воспитания и обучения рукоделью. В глазах этих родителей настолько было ценно воспитание, получаемое в монастырской школе,. что ради него они готовы были отказаться от диплома домашней учительницы, который могла получить их дочь в епархиальном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Да, с одной стороны, это подростковый возраст. С другой — пресыщение, формирующее лицемерие, которое поддерживается, к сожалению, и родителями, и учителями. Поэтому, преподавая в школе этот предмет, нужно быть очень деликатным, аккуратным. И действовать по принципу «лучше меньше, да лучше». Лучше по чуть-чуть детям открывать какие-то истины духовной жизни, чем напичкать их массой знаний, построить, чтобы они все красиво крестились, дружно ходили в храм, четко и правильно отчеканивали церковные истины или произносили слова молитвы, или же осуждали тех, кто поступает неправильно. Здесь нужно понимать, что мы были оторваны от духовной традиции, знаний, и то, что сейчас приобретаем, должны впитывать аккуратно и постепенно, чтобы не было аномалий. «Я был против того, чтобы вводился один обязательный курс Христианской этики для всех школ» — Расскажите, пожалуйста, о процессе работы над курсом христианской этики. Может быть, были какие-то трудности, препятствия при составлении и реализации этого курса учебных материалов. Ведь еще совсем недавно в учебных заведениях, когда студенты поднимали на занятиях тему о том, что неплохо было бы изучать в школе азы православия, преподаватели были категоричны: Церковь у нас отделена от государства, и этого никогда не будет; в нашей стране есть люди разного вероисповедания, потому невозможно преподавать такую дисциплину в общеобразовательной школе. Кроме того, как к этой идее отнеслось Министерство образования? — Очень долгое время наши церковные педагоги, священнослужители, которые понимали всю необходимость преподавания духовной дисциплины в школе, поскольку школа — это не только обучение, но еще и воспитание, и воспитывать нужно «разумное, доброе, вечное», всячески пытались ввести предмет с духовной составляющей. Очень долгие годы мы слышали отказ именно в той форме, которая прозвучала в вашем вопросе. Говорили, что у нас поликонфессиональное общество, и невозможно преподавать один предмет для разных детей. Я считаю, что на самом деле это очень удобная отговорка, которая в какой-то мере, конечно, имеет основание. Но, с другой стороны, она недостаточна для того, чтобы действительно аргументировать отказ от преподавания в школе духовных дисциплин. Причиной является, скорее всего, духовная лень и духовное невежество тех людей, которые стоят во главе этого процесса или просто участвуют в нем.

http://pravmir.ru/igumen-longin-chernuxa...

По штатному расписанию при церкви был псаломщик и священник. Жалования они не получали, а содержались за счет кружечных доходов, которых в 1916 году было до 450 рублей. При церкви была усадебная земля вместе с погостом церковным площадью 2 десятины 720 квадратных саженей, пахотная земля — 32 десятины 980 квадратных саженей, сенокосная — 473 квадратных сажени, мелкого леса — 2 десятины 947 квадратных саженей на расстоянии полуверсты от церкви, всего — 37 десятин. Церковь с земель получала в среднем ежегодно до 7 рублей дохода. На церковной усадебной земле располагались деревянные дома для священнослужителей и церковнослужителей, причем к дому священника была пристроена кирпичная кухня, — все эти строения были построены в 1906 году на средства помещицы М. Н. Чижовой. При церкви располагалась также церковная караулка, построенная в 1909 году. В приходе церкви находились три земские школы: 1) школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М. Н. Чижовой; 2) в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и 3) в деревне Банных Выселках, в наемном доме крестьянина. Церковно-приходской школы при церкви не было. С 1903 года в земской школе села Сахаровки преподавала дочь священника села Солодилова Манефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда, один год в деревне Могучине Богородицкого уезда, один год в частном доме купца Чухрова и один год в Ефремовском уезде у помещика Кудрявцева. С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии; до 1916 года она преподавала в селе Кузовке Богородицкого уезда. С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию; до 1911 года она три года преподавала в Морковщинской сельской школе и два года при станции Караси Сызрано-Вяземской железной дороги.

http://sobory.ru/article/?object=22341

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010