5 . Рыдает сердце мое о Моаве; бегут от него к Сигору до третьей Еглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик; 6 . потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени. Говоря о сердце, рыдающем по Моаве, пророк говорит о своем сердце, сердце человеческом, которое сочувствует всем страданиям. Но кроме того, судя по подобным же выражениям Ис. 21:3–4, 22:4 , он предвидит подобное же бедствие и для своего народа: „разорение дочери народа моего“. Сигор есть тот город на южной оконечности Мертвого Моря, который был как и Содом предназначен к гибели ( Быт. 19:21,30 ), но был сохранен по молитве Лота. Здесь временно остановился Лот и потом ушел с дочерьми в горы, именуемые Моавитскими, которые и были жительством народа этого имени. Город Сигор упоминается и во Втор. 34:3 . По поводу имени „Еглы“, с прибавлением слова „третьей“, мы должны упомянуть, что Славянский перевод читает: „юница бо есть трилетна“. И греческий текст говорит вместо Еглы: δμαλις и Вульгата: vitula. Так же переводит и Biblia sacra 1822 и почти все западные переводы. Так понимает и Епископ Петр в объяснении своем на пророка Исаию in loco 765 . Для объяснения этого места комментаторы указывают на сравнение употребленное Иеремией: „слышу Ефрема плачущего.... я наказан как телец неукротимый“ ( Иер. 31:18 ). В настоящем же месте Исаии бегущий народ уподобляется испуганной молодой корове, в безумном страхе несущийся по горам и равнинам. С другой стороны есть ученые, как Беван в Библейск. Словаре Смитта, sub voc. Heifer,-komopыe указывают, что нельзя отрицать, что Егла было имя и местности. Что это женское имя мы знаем; в 2Цар. 3это имя носила одна из жен Давида. Повидимому упомянутый в ст. 8 этой же главы Исаии Еглаим есть то же название Еглы в двойственном числе, и это по всей вероятности разъясняется именем Еп-Еглаим (источник двух тельцов или телиц), которое встречается у Иезекииля XLVII, 10, как имя местности повидимому близь Енгедди и берега Мертвого Моря. Но мы должны сказать, что ясных доказательств об значении Еглы и о предполагаемом городе этого имени мы не имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

т. 4, стр. 1111. 1123. Париж, 1638 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 839–840. Париж, 1631 г. 167 Св. богослов написал его в царствование Домитиана, в последнее десятилетие первого века. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5, гл. 30: твор. стр. 330, Пириж, 1710 г. 168 Об этом знаем из известий древних о пространстве Церкви в начале второго веки. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 1. Москва, 1842 г. 169 В век апостольский сильны были следующие ереси: симонианская, менандрианская, николаитская, керинфианская, евионейская, назорейская и филетианская. Филарет. Начерт. церк.-библейск. истор. стр. 591–594. Москва, 1844 г. 175 Голлац. Богосл. акроам. стр. 171–178. 185–187. Ульм и Лейпциг, 1741 г. Говорят они и то, что свящ. Предание не могло сохраниться до нашего времени при различных переворотах гражданских и церковных, при потере и повреждении древних памятников Церкви, при смешении истинных преданий с суеверными и баснословными; но нам известно, что свящ. Предание и могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в целости. Макар. Введ. в прав. богосл. стр. 285–289. Спб. 1852 г. 176 «Из древних сказаний знаем, что некоторые путешествовали по провинциям, посещали неизвестные народы, переплывали моря, чтобы лично видеть тех, с которыми познакомились из книг. Таковы были: Пифагор, Платон, Аполлоний ... Но что говорю я о людях века сего, когда апостол Павел, сосуд избран ( Деян. 9:15 ) и учитель языков ( Гал. 2:9 ), прошед Дамаск и Аравию, ходил в Иерусалим соглядати Петра и пребывал у него дний пятьнадесять ( Гал. 1:18 ), потом же, по четыринадесяти летех с Варнавою, поемь с собою о Тита, предложил апостолам благовествование свое, да не како вотще тек или течет ( Гал. 2:1,2 )? Тот же Павел хвалился тем, что изучал закон Господень и пророков при ногу Гамалиилову ( Деян. 22:3 ). Тимофея, измлада священная писания умевшего ( 2Тим. 3:15 ), он увещевал прилежать чтению и не нерадеть о благодати, данной ему с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

от √, имеющего во всех семитск. яз. одинаковое знач. – «быть разумным, мудрым», первонач. – «быть сильным разумом»; отсюда, хакáм – мудрый, мудрец. «Если в одн. местах [Библии] премудрость рисуется, как доступное людям состояние, – то в других она приписывается только Богу, единому обладателю ее от вечности. Разгадку этой двойственности нужно искать в библейск. учении о душе человеческой, как дыхании Божества ( Быт.2:7 , ср. Еккл.12:7 ). Божественное свойство премудрости, как совершенного знания, вечно и неизмеримо, но поскольку ч-к есть образ Божий, постольку и он, при известных условиях, может получить от Господа этот небесный дар –». В нек. местах «премудрость олицетворяется, ей приписывается как бы самостоятельная сила действования, хотя и в зависимости от Бога», т. е. имеется «олицетворение премудрости как творческой и промыслительной силе Божией…» (прот. А. П. Рождественский , – Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, СПб., 1911, стр. 2–3). – Ветхозаветн. учение о Софии рассматривается в: Benkenstein , – Der Begriffd. Chokhma in den Hagiographen des Alten Testaments. Inaug.-Dissert., Nordhausen, 1895. В § 58 – кое-какие лит. указ. – Вл. Соловьев , – Россия и Вс. Цер., кн. 3-я, стр. 303–451, в особ. – главы III-V, стр. 325–353. «Как справедливо во всех языках различается мудрость от разума ! Настоящая мудрость состоит в том, чтобы, признавая права разума в теории, как можно менее доверять ему на практике. А из этого противоречия следует, что безусловное значение принадлежит не умственной, а нравственной области, в кот. никакого противоречия нет, ибо правила: «не людоедствуй », или, не воруй сверх должного» – одинаково хороши и в теории и на практике» (Вл. С. Соловьев , – Письмо 9-е к A. А. Фету, 21 авг. – 6 сент. 1888 г. «Письма Вл. С. Соловьева », Т. 3., под ред. Э. Л. Радлова, СПб., 1911, стр. 118. 560 Отеческое, особ. свойствен. Григорию Нис., понятие о едином «естестве» твари разъясняется Антонием (Храповицким), Архиеп. Волынск., в «Нравств. идее догмата церкви» («Полн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

языка и словесн. Импер. Академ. Наук стр. 339–357 и в отдельных оттисках.   Сергий Архиепископ Владимирский 2 Славянская Севастьяновская рукопись южного, точнее сербского письма XV века. По содержанию сходна с Ватиканским и Мазариновым греческими списками, но есть и варианты. Первой четвертинки нет; начинается местом об определении Андрея в нотарский чин. Нет немногих листов в средине. Имели мы еще в виду отрывки из жития св. Андрея в греческом сборнике Московской Синодальной библиотеки 340 по каталогу Саввы – отрывки о Константинополе, о кончине мира и антихристе. Рукопись XVII века принесена из Афонской лавры; – отрывки замечательны своими разностями против известных нам списков греческих и славянских. Мы будем обозначать ее Греч. 340 5 Иеродиакон Троицкой Серг. лавры Зосима (1419–1422 г.), путешествовавший в Царьград и Иерусалим, написал: «и ин монастырь св. Андрей уродивый Христа ради иже и доныне бесных исцеляет», в Царьграде 7 Βροτεαν κων φσιν κα ϑλησιν, гл. XX § 161 по греческому тексту в Деяниях святых. По Севаст. земное имеет естество и хотение. В Макар. это место много полнее и сильнее против монофелитства 9 Дю-Канжа. Constantinop. christian. lib. IV, pag. 159, 160. Византия Константинополь на греч. языке А. 280 и В. 181. Но этого чуда уже не было в конце XII века. Антоний, новгородский паломник, бывший в Константинополе в 1200 году и описавший все святыни его, не говорит об этом чуде 11 Исследование библейск. хронологии Ивана Спасского (ныне архиеп. Сергия). 1854 г. Киев, стр. 40, 145 и 147 14 τελειϑη… μην Μαω εκαδι γδη ξηκοστψ κτω τεσι τν γνα κρυπτς διηγωνισμνος, Θεψ δ διεγυωσμνος. Может быть, в первоначальном тексте стояло τε или τε вместо τεσι 19 Философия была восстановляема и поощряема императором Львом Философом. Это также указывает на жизнь Епифания в X веке 21 Или для крещения или для свидания ее с Императором по крещении ее в Киеве. Голубинского, Истор. Русск. Церкви. Т. I, перв. половина, стр. 63 22 Указ же о монастырях и церквах уничтожен в 988 году новым указом Василия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феодор чтец ; «Констанций царствовал двадцать четыре года и пять дней. В его время принесены в Константинополь останки святых апостолов – Тимофея (за восемь дней до июльских календ), Андрея и Луки (за пять дней до мартовских нон), и положены в освященном им великом храме святых апостолов». Филостор. и Феодор. чтец. Истор. церк. стр. 331, 533. Спб. 1853. 27 Похвала святому и всехвальному апостолу Андрею. Patrol. curs. compl. t. CV. p. 53–80. Paris. 1862. 28 Сказание о снятом апостоле Христовом Андрее, между учениками первозванном. Combefis. Biblioth. patr. concionator. tom. VI. pag. 44–50. Paris. 1662. Снес. Fabric. Biblioth. graec. vol. IX. pag. 54. Hamburg. 1737. 30 Зилот и Кананит суть проименования одного и того же Симона ( Мф. 10:4 ; Лк. 6:15 ), апостола из двенадцати, а то и другое проименование означает ревнителя и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть, до апостольства (Филарет. Начерт. церковно-библейск. истор. стр. 587. Москва. 1844 г.). Так как другого Симона, прозываемого Зилотом или Кананитом, нет и в числе семидесяти апостолов (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. лист. 45–52. Москва. 1856 г.); то надобно полагать, что таковой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, отличный от Симона, Зилота же или Кананита, что из двенадцати, был из числа тех апостолов, о которых говорит Евсевий: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратишь внимание на свидетельство Павла, который говорит, что по воскресении из мертвых Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братиям единою ( 1Кор. 15:6 ), из которых иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жила в то время, когда он писал это» (Евсев. Истор. церк. кн. 1, гл. 12, стр. 49. Спб. 1848 г.). К числу таковых апостолов принадлежат например: Лазарь четверодневный, Максимиан, Иосиф аримафейский, Никодим, Гамалиил и проч. (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. л. 52 на обор.–54. Москва. 1856 г). К числу таковых же апостолов, надобно, говорим, полагать, принадлежал и другой из Симонов Зилотов или Кананитов, раздельно упоминаемых под этими проименованиями в настоящем сказании. 33 О перенесении мощей св. ап. Андрея, также Луки и Тимофея, Артемием, по повелению Констанция, в Византию говорит Метафраст и в описании мученичества Артемия. Метафр. Opp. t. II р. 1164. Paris. 1864. Снес. Никифор. каллист. Ecclesiast. histor. lib. II cap. 43 p. 142. Francof. 1588. Смотр. также выше. 34 О жизни, деяниях и кончине святого всехвального первозванного апостола Андрея. Patrolog. curs. compl. t. CXX. p. 216–260. Paris. 1864. 35 Т. е. при Константине Копрониме, которого называли в свое время предтечею антихриста. Кедрин. Histor. compendium; орр. t. 1 p. 868. Paris. 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Паисий (Величковский) , преп. Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания: О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса: Тип. «Русск. речи», 1910. Паисий Святогорец . Слова. В 4 т. Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта. Суроти-Салоники: М-рь св. ап. Иоанна Богослова – М.: Изд. дом «Святая гора», 2002–2004. Пастернак Б. Собр. соч. В 5 т. М.: Худ. лит-ра, 1989–1992. Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское библейск. об-во, 1994. Платон (Левшин) , митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...»: Автобиография, избр. проповеди, письма. М.: Паломник, Русский дом, 1996. Помазанский М., протопресвитер. Православное догматическое богословие: В сжатом изложении. (Поправленное и пополненное автором в 1981 г.). (СА)]: St. Негтап of Alaska Bromherhood Press, 1992. Порфирий Кавсокаливит . Житие и слова. Малоярославец: Изд. СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО Черноостровского женск. м-ря, 2006. Прутков Козьма. Соч. М.: Худ. лит-ра, 1976. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1956–1962. Пушкин А.С. Соч. В 8 т. М.: Худ. лит-ра, 1967–1970. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Худ. лит-ра, 1973. Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира: Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М.: Солвент – Изд-во Локид-Пресс, 2004. Симеон Новый Богослов , преп. Творения. В 3 т. [Сергиев Посад:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репринт). [ Симеон Солунский ]. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб.: Тип. Королева и Комп., 1856. Скабалланович М. Толковый Типикон, или Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1–3. Киев: Тип. Императорск. ун-та, 1910–1915 (репринт: Вып. 1. М.: Изд. Донского м-ря при участии ТОО «Светлячок», 1993; Вып. 2–3. [Б.м.:] Изд. Свято-Успенск. Псково-Печерск. м-ря при участии Т-ва «Светлячок», 1994). Сказки и повести древнего Египта. СПб.: Наука, 2004. Соболевский С.И. Древнегреческий язык: Учебник для вузов. (Фототипич. изд.). СПб.: Алетейя, 2002. Софроний (Сахаров) , архимандрит. Письма в Россию. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вып 2. Нью-Йорк: Издательский Комитет при Свято-Николаевском Кафедральном Соборе, 1924. С. 76–77). «В конце Октября ездил я в Чикаго, а оттуда в Висконсин (соседний штат), где присутствовал на посвящении епископа Америк, епископальной церкви; там «высокая» церковь , ритуалисты; при посвящении епископы ихние (8) и старокатолический Козловский (из Ломжи родом) были в облачениях и в митрах, за что и посыпались на них нарекания со стороны «широкой» и «низкой» церкви» [письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 8 декабря (ст. ст.) 1900 г. (Письма святителя Тихона. С. 76)]. Из дневника преосвящ. Николая (Касаткина): «Затем Джефферис развернул принесенный им номер американского религиозного журнала «The Living Church, November 17, 1900» и показал статью о посвящении «Bishop Weller’s, Coadjutor’a к Bishop’y of Fond du Lac» и приложенную к ней картину бишопов, участвовавших в церемонии посвящения. В этой картине под номером двенадцатым значится «The Rt. Rev. Tikhon, Russian Bishop of the Aleutian Islands», и стоит нарисованный он сам в архиерейской мантии, с четками, в клобуке, а за ним – иеромонах и священник, в крестах. В статье же говорится, что он следовал в процессии между другими бишопами. В числе бишопов был также старокатолик Козловский. Но при посвящении руки полагали только семь англиканских епископов, здесь же нарисованных, три из коих – сидя, как главные. Меня немного передернула эта картина – к чему это Тихон в архиерейской мантии затесался сюда?» [Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая, Архиепископа Японского по его своеручным записям: Святитель Николай, Архиепископ Японский, об инославии и экуменизме, ноябрь 1900 года – январь 1904 года. СПб.: Северо-Западная Библейск. Комис., 1996. С. 9. (Также см.: Дневники святого Николая Японского /Сост. К. Накамура: В 5 т. T. IV. СПб.: Гиперион, 2004. С. 381.)] «Где догмат – там нам нельзя ни на йоту уступать или мирволить ни протестантам, ни католикам. Не следовало бы и Преосвященному Тихону, в Америке, являться в мантии на ординации епископального бишопа, как он фигурирует ныне в рисунках по Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3 См. все эти доводы и в «Библейских чтениях о настоящей истине» 20: «Два Закона» и 19: «Закон Божий». 4 Иногда сектанты стараются все места о субботе, обличающие их лжеучение, применить не к «субботе Господней», т. е. не к седьмому дню в каждой неделе, а к субботе, как вообще к празднику ( Лев.23:24–32 ). Но во всех таких случаях необхо­димо разобрать каждое место в контексте речи и снести его с дру­гими, такими же местами, и тогда ложь сектантов ясно обнаружится. 6 Нижеприведенные пророчества цитируются в защиту субботы и в «Библейск. чтениях» 22 и 24, а равно и в других адвен­тистских изданиях. 9 Точнее: при исходе восьмого дня, так как явление было, без сомнения, вечером (ср. Ин.20:19, 26:19 ). Подобно выра­жению: «после восьми дней» понимается всеми и выражение: «при наступлении дня пятидесятницы» ( Деян.2:1 ), когда имеется в виду здесь самый день пятидесятницы – его начало, а не конец дня перед пятидесятницей. 10 Св. Феофил Александр, († 385 г.) свидетельствует, что именно воскресный день именуется в Св. Писании и «первым» и " осьмым» (пр. 1-е). 11 Иногда сектанты, пытаясь отнять от собраний Апостолов праздничный или священный характер, говорят, что данное первое вечернее собрание Апостолов и бывших с ними вызвано было не вестями о воскресении Христа и, следовательно, было не священным, а Апостолы просто укрывались от иудеев. Но Св. Писание ясно го­ворит, что из опасения иудеев ученики только двери дома запер­ли ( Ин.20:19 ) а что самое собрание вызвано было и посвящено было именно разговорам о воскресении и явлении Христа, о чем возвес­тили жены мироносицы и Ап. Петр (ср. Лк.24:9–14, 33–36 ; Ин.20: 18–19 ). 13 Павел отбыл из Троады «в последующий» за первым днем недели день (Дн.20:7), т. е. в понедельник, а пробыл в Троаде семь дней. Ясно, что прибыл он в Троаду в поне­дельник. 14 Если бы мы и допустили, вопреки ясному смыслу Св. Писания, что данное собрание было под воскресенье, то опять-таки и по еврейскому счету им святился бы первый день недели... А из того, что ап. Павел отправился в путь, как думают сектанты, на рассвете воскресенья, нельзя заключить, что воскресенье было днем рабочим. Ведь ап. Павел отправился опять-таки на проповедь, а не на жи­тейскую работу, и спешил в Иерусалим к Пятидесятнице ( Деян.20:13–16 ). Подобными же путешествиями не нарушалась и суббота ( Мф.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Новом Завете: именно Сам Господь Иисус Христос говорит: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика... не потеряет награды своей» ( Мф.10:42 ). Поэтому холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к Нему Самому: «странником был, – говорит Он, – и не приняли Меня; наг был, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25:43 ). Апостолы прямо внушают верным эту добродетель ( Рим.12:13 , 1Тим.1:3 , 2Тим.1:8 , 1Пет.4:9 ). «Принимать странников и умывать ноги святых» ( 1Тим.5:10 ), по словам ап. Павла, есть одно из существенных качеств, требуемых от вдовицы, для внесения ее в список вдов, назначаемых на служение Церкви. Пример милосердного самарянина, представляя собою приложение основной заповеди христианства: «любить ближнего, как самого себя», будет служить для всех времен образцом христианского человеколюбия и гостеприимства. На востоке и доселе высоко ценится гостеприимство, особенно между арабами и даже хищниками-бедуинами (из кн. «Библейск. энциклопед.», сост. архимандр. Никифором, выпуск I, стр. 169). Приведем теперь библейские примеры гостеприимства, потом библейские изречения о нем и, наконец, примеры из жизни святых этой высокой добродетели а) Библейские примеры гостеприимства. Авраам: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного, хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» ( Быт.18:3–8 ). Лот: «И сказал (Лот): государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру, и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели» ( Быт.19:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Свой долг я исполню, а там будь, что Богу угодно!» В другой раз он сказал: «Господь лучше знает, как устраивать мир; что касается меня, то если Богу угодно завтра положить конец моей жизни, а готов». 11 Сказано по поручению Совета Епархиального миссионерского духовно-просветительного Братства в г. Тифлисе в нед. крестопоклонную во 2-й Тифлисской миссионерской церкви. При составлении настоящего чтения автор пользовался следующими пособиями: Иннокентий, архиеп.Херсонск.: «Последние дни жизни Господа Иисуса Христа». Сочинения, посвященный жизнеописанию Спасителя: протоиер. Буткевича, прот. Иванова, архиеп. Филарета (Гумилевского) , прот. Е, Попова, Фаррара, Дидона, К. Гейкн. Лопухин «Библейск, История», m.III (Нов. Зав.). 13 Есть мнение, что сад Гефсимания принадлежал тому же хозяину, вероятно, тайному ученику И. Христа, в доме которого была совершена и тайная вечеря (см. прот. Попова «Жизнь Христа»). Сад этот сохраняется доныне, и среди многовековых деревьев его, может быть, и ныне еще есть немые свидетели молитвы и мук Богочеловека (см. Лопухина Библ. истор. Нов. Завета). Англ. ученый Гейкли в сочинении «Св. Земля и Библия», напротив, решительно отвергает это. См. Хождение Трифона Коробейникова и Юрия Грекова (XVIb.), казанского купца Василия Гагары с его слугою Гаранькою, черного диакона Ионы Маленького, Арсения Суханова , Сергия Черкашенина и друг. Как пример тогдашних известий, например, о Кавказе, приводим рассказ вышеупомянутого Гагары о Тифлисе: «Близ тое реки Куры есть гора, а на ней просечены четыре окна большие, а жил в той горе людоед, а ел на всякой день по человеку». У самого Тифлиса оказываются знаменитые Гог и Магог, которыми ваша летопись интересовалась еще с XIbeka. «Да в той же грузинской земле меж горами высокими снежными и в непроходимыхместах есть щели земные, а в них загнаны изаключены дверьми железными цари (в другом варианте: дикие звери) Гог и Магог, а загнал их в древнем законе царь Александр Македонский. И мнози мне о тех зверех поведоша, что де недавно те звери было, тот Гог и Магог, на тех щелей вон выдралися, и дадианский де царь приходилсо своею грузинскою землею, в те щели велел камением заваляти сверху гор; а кои были у тех щилей двери железные, те двери в землю ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010