Несмотря на состоятельность и логичность выше изложенной теории, она все-таки находит противников, которые подвергают сомнению приводимую аргументацию. Критику этой теории «поздней датировки Исхода» изложил в статье «Проблемы хронологии Исхода в свете данных библейской археологии» преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Юревич. Автор последовательно рассматривает все указанные факты и еще раз проверяет их согласованность со всем комплексом археологических данных и свидетельствами Священного Писания. И оказывается, что первое предположение о появлении Израиля в Египте в правление гиксосов и возвышении Иосифа при «пастушеской династии» входит в противоречие по обоим направлениям. Во-первых, в городище Тель-эль-Масхута (библейский Пифом?) было найдено семитское захоронение женщины и ее собаки, убитых боевой секирой гиксосов во время их владычества в Египте. «В свете этого свидетельства можно понять, что семиты – в том числе и евреи – были в жестоком угнетении во время правления гиксосов» 18 . Во-вторых, книга Бытия позволяет утверждать более раннее появление Иосифа, когда отмечает высокомерное отношение к евреям правителей Египта этого времени: «И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян» ( Быт.43:32 ). Не встречает подтверждения аргумент, связывающий Исход со строительством городов Пифом и Раамсес при фараоне Рамсесе II. Действительно, этот фараон построил свою резиденцию Пер-Раамсес в восточной части Дельты. Но уже Библия дает основание отрицать тождество этого города с библейским «городом для запасов» Раамсесом. «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» ( Быт.47:11 ). Понятно, что Иосиф не мог появиться в Египте при Рамсесе II, в XIII веке. «В 1963 году Дональд Редфорд опубликовал исследование, в котором показал невозможность идентификации библейского Раамсеса с египетским ПиРамессес с фонетической точки зрения. Тем более, что царская резиденция Раамсесидов никогда не упоминается в египетских источниках только с использованием имени Раамсеса, но всегда с префиксом «pr» – египетским словом, означающим «дом» или «резиденция»: ПерРамессес (PerRamesses), то есть „дом Раамсеса“» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Но мы не будем описывать отдельно, как праздновался день очищения до плена и после него. Излагая и изъясняя постановления 16 гл. кн. Левит о дне очищения, и этим указывая, как праздновался день очищения во время Моисея и после него до плена вавилонского, мы тут же будем указывать, какие произошли изменения и дополнения в праздновании этого дня после плена. Такое совместное указание празднования дня очищения до плена и после него, избавит нас от тех повторений, какие неизбежно должны быть при отдельном описании допленного и послепленного празднования дня очищения, так как то, и другое празднование в существенных своих чертах остается одно и то же. Прежде чем излагать и изъяснять постановления Моисея относительно дня очищения, необходимо сначала указать название этого праздника, и прежде всего, указать то название, какое дается ему в священных книгах Ветхого Завета. Исходя из мысли, что день очищения имеет главною своею целью очищение сынов Израилевых от грехов, чтобы сделать их пред лицом Господним чистыми от всех грехов их ( Лев.16:3034 ), писатель кн. Левит называет этот день днем очищения. «В десятый день, говорит он, седьмого месяца день очищения ( ), священное собрание да будет у вас» ( Лев.23:27 ). «И воструби трубою, пишет он в другом месте, в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения ( ) вострубите трубою по всей земле вашей» ( Лев.25:9 ). В других местах Пятикнижия, где упоминается о дне очищения, мы не находим названия этого дня. В этих местах отмечается только существенная черта этого праздника, именно, очищение от грехов ( Лев.16:3034 ; Чис.29:11 , а также Исх.30:10 ). LXX толковников перевели выражение через μρα ξιλασμου, что соответствует нашему названию «день очищений». Блаженный Иероним вышеуказанное название дня очищения перевел через dies expiationum, что собственно значить «день очищений». Такой перевод бл. Иероним сделал, несомненно, потому, что он хотел передать буквально слова подлинника, где существительное «очищение» поставлено во множественном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Однако в этой концепции можно видеть, по меньшей мере, две принципиальные ошибки. Первая - бездоказательное утверждение применимости эволюции к столь специфической стороне жизни, как религиозная. Вторая - игнорирование факта существования до настоящего времени низших форм религии и очевидной деградации религиозного сознания в наиболее развитых обществах. Современная цивилизация явно распадается духовно, и обусловлено это, прежде всего, ее религиозным вырождением. Христианство вытесняется множеством псевдорелигий, оккультизмом, магией, астрологией, то есть всем тем, что с идеологической точки зрения является начальной стадией развития религиозного сознания у человека на низших ступенях его существования. На лицо очевидная инволюция, а не эволюция религии. Христианский взгляд основывается на свидетельстве Библии, которая с первых же строк прямо говорит об изначальности монотеизма. Заповедь о почитании единого Бога стоит первой среди десяти основных заповедей Моисея и повторяется многократно и настойчиво в различных вариантах и ситуациях на протяжении всего как Ветхого, так и Нового Заветов. Объективным основанием к принятию библейского свидетельства является тот факт, что достоверность Библии как одного из древнейших исторических письменных источников подтверждается множеством научных и, прежде всего, археологических исследований Поэтому можно с достаточным основанием говорить о монотеизме как древнейшей религии человечества, который лишь позднее в силу ряда причин привел к появлению других религиозных форм. Назовем некоторые из этих причин. 9. Многообразие религий Библия в качестве основного фактора, обусловившего угасание монотеизма и возникновение различных религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Так, апостол Павел писал: " Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца " (Рим. 1:21-25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Однако речь идет не о происхождении четырехколончатой классической формы портика вообще и не об унаследовании ее христианской традицией, а об устойчивости восприятия такой формы на протяжении всего средневековья как образа идеальной алтарной преграды, отделяющей Святая Святых христианского храма от наоса. Об этом свидетельствуют даже совсем поздние, поствизантийские изображения храма и древнерусские рукописи, фронтисписы которых зачастую украшались символическим образом Соборной Церкви или Города-Храма Небесного Иерусалима, представленным в виде разреза трехчастного храма и четырех столпов, отделяющих три алтарные пространства 110 . Кажется очевидным, что сохранившиеся до настоящего времени древние алтарные преграды и их реконструкции, воссоздаваемые по археологическим остаткам, большой иконографический материал – воспроизводит ли он реальный памятник или изображает образ идеальной алтарной преграды, зачастую понимаемой как образ-икона идеального храма, – убеждают в устойчивости архитектурной формы преграды и существовании в восприятии средневековья ее определенного архитектурного клише. В основе этого образа должна была также лежать некая конструкция, представляющая собой какую-то идеальную модель. На наш взгляд, конструкция алтарной преграды, состоящая из колонок и архитрава, восходит к архитектурному облику входа в Святая Святых ветхозаветной Скинии. Она точно повторяет вид сквозной преграды, отделяющей Святая Святых – самую сокровенную часть Скинии, место хранения Ковчега завета, от помещения «Святого» – передней части Скинии. Библейское описание ее создания ( Исх. 25–27; 36–38 ) и выполненные на его основании реконструкции 111 свидетельствуют, что вход в Святая Святых был оформлен в виде четырех деревянных колонн, обложенных золотом, и образуемого ими тройного прохода, пролеты которого были тщательно завешены ткаными завесами, украшенными изображениями херувимов: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого–святых» ( Исх. 26:31–33 ). И далее: «А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов дня нее четыре и подножий к ним четыре» ( Исх. 27:16 ). Сходное устройство стены – т.е. тканых завес, плотно натянутых между столпами, – отделяющей Святая Святых от Святого, сохранялось в Иерусалимском храме, построенном Соломоном и перестроенном Иродом. По-видимому, оно повторялось и на фасаде всего сооружения 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Они изображены как стражи перед престолом Бога. На это указывает то, что у каждого по шесть крыл (символ скорости? прикрытия?), а еще больше то, что они исполнены очей, от которых ничего не укроется. У Иезекииля каждое из четырех животных четырехлико. Здесь каждое животное имеет одно лицо. Одно похоже на льва, второе на тельца, третье на человека, а четвертое на орла. Со II века благодаря св. Иринею Лионскому эти фигуры стали символизировать четырех евангелистов (лев – Марка, телец – Луку, человек – Матфея, орел – Иоанна) 2 . Но изначально образы взяты из древней вавилонской астрологии, в которой небо делилось на четыре зодиакальных сектора под знаками льва (лето), тельца (весна), орла (зима) и скорпиона с человеческим лицом (осень). Некоторые экзегеты предполагают, что эти ближайшие к Богу фигуры – ангелы-хранители всего тварного бытия, так как число четыре – число всего мира. Семь церквей Кому написана книга Откровения? Она сама сообщает об этом: «семи церквам, находящимся в Асии» (1,4). Несколько далее эти семь церквей перечисляются: «что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (1,11). Это семь городов римской провинции Азия (Асия), расположенных по окружной дороге, начинавшейся и заканчивавшейся в неформальной столице, городе Ефесе. Все перечисленные здесь города в наше время уже не существуют, канули в археологическое прошлое. Но тогда они были известными и многонаселенными городами. Во 2-й и 3-й главах излагаются пророческие оракулы от имени Иисуса Христа семи названным церквам. Каждая из них при этом описывается в ее специфической ситуации конца I века РХ. Однако, можно задаться вопросом, имел ли в виду автор книги Откровения Иоанн и других читателей. Почему семь церквей? Ведь в Азии было больше семи церквей, и автор, очевидно, ожидал, что и в других церквах прочтут его книгу. Вся книга убеждает нас в том, что Иоанн уверенно ставит себя на вершину пророческого библейского предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Они, так или иначе, служат для выражения акта очищения от грехов. Но день, в который совершалось очищение от грехов, был посвящен Богу. Это была суббота покоя, т. е. праздник. У израильтян в этот день должно было быть священное собрание ( Лев.23:27 ; Чис.29:7 ). В этот день они должны были воздержаться от всякой работы (16:29, 23:28; Чис.29:7 ). Если же день очищения был праздником, в который полагалось священное собрание, то понятно, что в этот день должны были приноситься обычные праздничные жертвы. И мы действительно видим, что в день очищения, кроме жертвоприношений, совокупность которых составляла единый акт очищения от грехов, которые (жертвоприношения) так или иначе служили делу очищения, приносились еще жертвоприношения, которые были общи всем праздникам. Жертвоприношения эти не указаны в 16 гл. кн. Левит. Здесь указаны только жертвоприношения, имеющие такое или иное отношение к делу очищения от грехов. Праздничные жертвоприношения, приносившиеся в день очищения, указаны в книге Чисел, где мы находим подробное изложение постановлений относительно праздничных жертв. «И в десятый день сего седьмого месяца.... – читаем в 29 гл. кн. Чисел, – приносите всесожжение Господу в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на одного овна, и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, одного козла в жертву за грех, сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения, и сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его и возлияния их» (ст. 711). Указание на праздничные жертвы находим в 27 ст. 23 гл. кн. Левит. Когда приносились эти жертвоприношения, в тексте ясно не указано. По мнению толковников, жертвоприношения эти приносились по совершении всех церемоний, предписанных в 16 гл. Мнение это нужно признать справедливым, так как оно находит себе подтверждение не только в самой идее этих жертвоприношений, но и в иудейском предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Осаждавшие прекрасно понимали, что им не взять город штурмом, что тараны и стенобитные машины бессильны против мощных 24-х метровых городских стен, имевших, к тому же, толщину 10 метров. И тогда участь Ниневии была решена с помощью военной хитрости: нападавшие решили, что вместо них будет действовать мощная река, на протяжении многих веков надёжно защищавшая город от врагов. В результате трёх сражений, о которых повествует хроника, союзникам, по-видимому, удалось овладеть системой плотин на реке Коср-Су (Хоср), что позволило сбросить её воды в городские рвы и по руслу, через «речные ворота» ( Наум 2:6 ), прорваться в город. По другой версии, запрудив Тигр, союзники заставили его изменить течение и воды реки хлынули в город. Мощный поток, пробив городскую стену, открыл широкую брешь осаждающим. Это подтверждают археологические раскопки, обнаружившие наличие песка и гальки в холме Куюнджик. Таким образом, река стала «врагом города», разрушила часть оборонительных укреплений и дала возможность неприятелю ворваться в город и разграбить его. На улицах Ниневии начались ожесточенные бои, но силы оказались неравными. Слишком велика была ненависть, веками копившаяся против «города крови» и «логовища львов», чтобы ожидать какую-либо пощаду или снисходительность со стороны победителей. «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нём грабительство. Слышны хлопание бича и стук крутящихся колёс, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несётся конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это – за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими – племена». Таким живым и образным языком описывал пророк Наум необузданную мощь врагов Ассирии (3:1–4). Подобно дуновению палящего тропического ветра, они убивали и сжигали всё, что попадалось им на пути. «Там пожрёт тебя огонь, посечёт тебя меч...» ( Наум 3:15 ). Жилые дома, царские дворцы, храмы и стены Ниневии превратились в груды развалин. Ассирийская знать, попавшая в руки победителей, была умерщвлена или закована в цепи и уведена в плен. «Решено: она будет обнажена и отведена в плен» ( Наум 2:7 ). Впрочем, добыча столь несметна, что её хватает на всех: «Расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца запасам всякой драгоценной утвари» ( Наум 2:9 ). В отчаянии ассирийский царь Син-шарру-ишкун запирается в своём величественном дворце и поджигает его. Среди этого разбоя и пожара сохранились лишь «глиняные книги» из библиотеки Ашшурбанипала, которые не представляли для варваров-завоевателей никакой ценности. Они уцелели, погребённые под грудами развалин царского дворца. Огонь не повредил их, хотя многие из них разбились на куски при падении с полок. Они пролежали в земле 2500 лет, пока в середине века их не обнаружил Генри Лэйярд.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Особенности принесения этих жертв в настоящий день состояли в том, что все решал один первосвященник, между тем, как в другие дни в принесении этих жертв участвовали священники, а также лицо, приносившее жертву, которое должно было возлагать руку и затем убивать животное ( Лев.1:34 ). Кроме того, в день очищения вместе с жертвами всесожжения сожигался тук жертвы за грех. О сожжении тука жертвы за грех, автор 16 гл. делает только краткое замечание: «а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике» (25). Один ли только тук сожигался, или с ним сожигалось еще что-нибудь, автор не указывает. Но руководясь другими местами кн. Левит (4:89, 8:16, 9:10; Исх.29:13 ), а также иудейским преданием, можно думать, что вместе с туком сожигались почки. 279 Остатки жертвы за грех сожигались вне стана. «А тельца за грех и козла за грех, – читаем в 16 гл. ,– которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их» (ст. 27). В книге Левит находим двоякого рода постановления относительно остатков жертвы за грех. В одних случаях здесь предписывается, чтобы остатки жертвы за грех съедались священниками, в других же случаях предписывается, чтобы они сжигались вне стана на чистом месте. При жертвах за грех отдельного человека остатки обыкновенно съедались священниками «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). При жертвах же за грех первосвященника и всего общества, остатки обыкновенно сжигались «вне стана на чистом месте» ( Лев.4:12, 21 и др). Почему так происходило, различные толковники говорят различно. Одни, напр., утверждают, что священник мог есть остаток жертвы за грех, раз только эта жертва не за него приносилась, а за другого человека. 280 Но если бы такое объяснение было верно, то первосвященник мог бы есть остатки жертвы за грех общества, между тем, они сожигались ( Лев.4:21 ). Наиболее вероятным нужно признать то мнение, по которому сожигались остатки той жертвы за грех, кровь которой вносилась во святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

По сути дела, анализом и комментированием этих текстов занимается особая дисциплина под названием «библеистика». О ее возникновении и развитии автору уже доводилось писать в отдельной книге достаточно будет привести один небольшой пример – описание битвы при Гиве Вениаминовой в 20-й главе Книги Судей: «И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю… и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч… Сыны Вениаминовы выступили против народа и отдалились от города, и начали, как прежде, убивать из народа на дорогах, из которых одна идет к Вефилю, а другая к Гиве полем, и убили до тридцати человек из Израильтян» (20:21–31). Сначала цифры потерь составляют десятки тысяч в день, и вдруг особо оговаривается потеря тридцати бойцов! И дальше точно такая же нелогичность: «Израильтяне отступили с места сражения, и Вениамин начал поражать и поверг Израильтян до тридцати человек и говорил: “Опять падают они пред нами, как и в прежние сражения”» (20:39). Тут гибель тридцати человек выглядит как явная победа, и это после многотысячных потерь. А исход боя решила засада в десять тысяч человек (20:34), которую устроили израильтяне: когда войско вениамитян увлеклось преследованием, эти воины неожиданно напали на город. Но как могло такое множество остаться незамеченным? Здесь напрашивается простое предложение: убрать слово «тысячи». Тогда все выглядит очень логично и реалистично: в сражении участвовало 400 израильских воинов, а со стороны Вениамина было только 26 бойцов, зато к ним присоединились еще 700 пращников (20:15) – может, именно потому израильтяне и несли тяжелые потери, пока пращники обстреливали их с городских стен, оставаясь неуязвимыми. Эти потери составляли 22, 18 и, наконец, 30 человек – действительно, существенный урон для отряда в 400 бойцов! В засаде тогда могли быть всего лишь десять самых умелых воинов, которые в нужный момент могли нанести решающий удар в тыл вениамитянам. Так это или нет, мы не можем знать наверняка, но что библейский текст не является протокольной записью произошедших событий, стало ясно, как только к этому тексту в принципе стали применяться методы рационального анализа. Археологические данные

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010