Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис. 26:9–19 ). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского , “ясность евангельской проповеди”. У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис. 9:2 ); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше … ( Ис. 66:13–14 ). “Умное видение”, умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), “Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!” (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: “В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…” (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы ( Ион. 2:3, 4, 6-8 ) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции 11 . Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца ( Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея ( Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога ); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Равным образом и в хвалебной песни, в которой царь прославляет всемогущество и бесконечное величие Бога, пред которым «всё живущие на земле ничего не значат; по воле своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» – нельзя не признать созвучия с местами из кн. Ис.40:17 : «все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него», 43:13: «от начала дней Я тот же, и никто не спасёт от руки моей; Я сделаю и кто отменит это?», 24:21: «и будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле». Но такое знакомство царя с библейскими мыслями и выражениями легко и естественно объясняется с одной стороны тем, что Навуходоносор, находясь в близком отношении к Даниилу и, конечно, не раз выслушивая из уст сего пророка изливавшееся славословие и исповедание истинного Бога, мог усвоить и сохранить в своей памяти многие библейские мысли и выражения, а с другой тем, что, по всей вероятности, самый указ со слов царя изложен Даниилом, вследствие чего наряду с чисто языческим образом представлений, неопровержимо выступающим в указе, являются славословия в честь истинного Бога, изложенные в духе священных книг библейских (Comm. Keil, s. 112, Кранихфельд, Цокклеръ у Lang. Comm. 96). Останавливаясь далее на форме рассказа, противники подлинности обращают внимание на то, что рассказ, царя о своём сне и сумасшествии в ст. 25–30, а также и в 16 ст. из первого лица переходит в третье. «Сочинитель, – говорит Бертольд (Erin. 1550 см. пр. к Тв. св. от. 1871, 1, стр. 96), – впадает бессознательно в повествовательный тон и через сие обличает себя в том, что не Навуходоносор, а посторонний составил сие объявление». Но в 16 ст. слово царь употреблено вместо местоимения: я, но обычаю восточных царей ставит в своих царских указах вместо личного местоимения я имя царь ( 1Ездр.7:14–15 ). Что же касается до 25–30 ст., то употребление здесь 3 лица вместо 1-го выясняется вполне из самого содержания этого отделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предисловие Я помню, как взялся когда-то за чтение пророческих книг Ветхого Завета – разумеется, в Синодальном переводе. Я был молод, а в Церкви был вовсе младенцем, но читать любил, древние тексты меня, студента-филолога, скорее привлекали, чем отпугивали. Но тут… «Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин палкою. Зерновой, хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» ( Ис.28:27–29 ) Долго такое выдержать было невозможно. Невнятный ли перевод, незнание ли каких-то важных реалий того времени, собственная незрелость – я не знал, что мешало мне читать ветхозаветных пророков, но читать их подряд я мог разве что в виде епитимьи для усмирения души и тела. Я открывал для себя целый мир в Евангелии, я наслаждался поэзией Псалтири и Песни Песней, я горячо сочувствовал страданиям Иова, но я совершенно не понимал пророков (хуже дело обстояло только с Павловыми посланиями). Нет, были какие-то островки – призвание Исайя в храме, пророчество о новом небе и новом земле, где лев будет пастись с ягненком – ясные, четкие, призывные, но они возвышались, как утесы среди бурного моря непонятных образов и ненужных подробностей. И тогда мне попалась книга о. Александра Меня (тогда их еще привозили из-за границы): «Вестники Царства Божия». Я прочитал ее запоем, с восторгом; я лучше узнал, но главное, я по-настоящему полюбил этих людей и захотел прочесть их книги. И теперь я понимаю, чего мне не хватало тогда: проводника, который взял бы меня за руку и показал, что главное, что второстепенное, который научил бы меня языку этих людей. Отчасти таким проводником стал о. Александр, но он лишь наметил какие-то основные вехи, он ввел меня в этот мир, а дальше надо было искать других проводников. Один такой проводник – перед вами, и для кого-то первым станет именно он. Эта книга построена по иному принципу, чем книга о. Александра: она отталкивается не от личностей, а от явления. Что такое пророчество? Сегодня так популярны прогнозы и предсказания, от научно-технической футурологии до прикладной астрологии, но библейское пророчество совсем не об этом. И. Я. Гриц начинает именно с этого, главного вопроса: «предсказание говорит, каким может стать человек или группа людей в будущем, пророчество же возвещает, какими их хочет видеть Бог». Иными словами, это выход в иную систему координат, попытка – как ни дерзко это звучит – взглянуть на мир глазами Бога.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

С особенной силой, экспрессией, наглядностью выражается боль, пронизывающая собой каждую строку Плача; метафоры, ее выражающие, — натуралистичны, «телесны». При внимательном чтении они ощущаются и переживаются «как свои», как конкретные, реальные, физическое муки «моего тела»: Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц (Плач 2 :11); изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа (Плач 2 :19); измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою (Плач 3 :4–5); Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им (Плач 4 :4). Однако именно потому, что Бог «Авраама, Исаака и Иакова» — Живой Бог, видящий сердца и дела иудеев, в Плаче, сквозь горестную пелену боли и сокрушения, постоянно просвечивается робкая, а иногда и страстная надежда на то, что Господь не до конца оставил иудеев, что Он, увидев глубокое раскаяние, избавит их от пленения и позволит им восстановить разрушенный храм и Иерусалим: Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле (Плач 5 :21). Так в конце концов и случилось: через 70 лет иудеям позволили вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный Навуходоносором храм. Мировой плач Плач Иеремии стал камертоном скорби, вневременным образцом лирического плача. Многие последующие поколения обращались к этому тексту в эпохи страшных катастроф и бедствий. Отталкиваясь от его поэтики, ритмики, образов, они создавали собственные горестные песни над пепелищами своих домов, над могилами родных и близких. Слове о погибели Русскои земли В русской православной литературной традиции известно сразу несколько плачей, текстологически перекликающихся с библейской книгой, — например, в «Слове о погибели Русской земли», которое посвящено трагедии монголо-татарского нашествия в XIII веке, или же в «Повести о нашествии Тохтамыша», написанной по случаю страшного разорения Москвы в 1382 году полчищами хана Золотой Орды. Автор этого текста, как и пророк Иеремия, видит в бедствиях, обрушившихся на город, Божье наказание за грехи людей: «Си вся приключишася на христианском род от поганых за грхы нашя».

http://foma.ru/sovershil-gospod-gnev-svo...

«С тобой я буду» И в заключение вернемся к теме сиротства советской интеллигенции, на сей раз – на более глубоком уровне. В фильме подспудно ощущается тоска по Богу и прежде всего – в песнях и стихах, которые выполняют функцию хора в античной трагедии. Песни и стихи комментируют события, словно хор в античной трагедии, и в них ощущается тоска по Богу Это – и пастернаковское «Никого не будет в доме» с явлением рождественского чуда, и цветаевское «Благословляю Вас на все четыре стороны». Однако наиболее интересной с религиозной точки зрения представляется «Баллада о прокуренном вагоне», автор которой Александр Кочетков был близок к религиозно-философским кругам, в частности – к Вячеславу Иванову. Самое ее начало является удивительно библейским: – Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, – Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана – Прольется пламенной смолой. – Пока жива, с тобой я буду – Душа и кровь нераздвоимы, – Пока жива, с тобой я буду – Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду – Ты понесешь с собой, любимый, – Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. Что это, как не библейское учение о браке и единстве любящих? Разве это не созвучно словам книги Бытия: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24). И это стихи о молитве, способной спасти от беды и погибели: – Но если я безвестно кану – Короткий свет луча дневного, – Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? – Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Эти пронзительные строки, по мнению ряда литературоведов (Кукулина и других), легли в основу знаменитого военного стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», в особенности – эти:

http://pravoslavie.ru/126796.html

Св. Григорий Палама говорит, что противники исихазма становятся богоборцами. Они своими речами о возможности только рационального, а не опытного богопознания стремятся отвлечь от Бога опытно Его не знающих и,       более того, стремятся переучивать и тех, кто явно наделен благодатью и имеет благодатное знание. Вдобавок к безумию он [человек душевный, противящийся Духу Божию в исихии. – Г.Ф.] будет еще и богоборцем, при­нимая за Велиарово, увы! действие и благодать доброго Духа и борясь против принявших Дух от Бога, чтобы через Него узнать нам от Бога дарованное 358 . Но лишь наследником горя станет он за нанесенный доверчивым слушателям вред; потому что, как говорит пророк, горе тебе, пояще­му своего брата мутным развращением 359 » 360 . Необходимо быть осторожным, чтобы не впасть в состояние прелести; но следует и бояться Бога, чтобы Духа Божия от другого человека не ото­гнать и своим критицизмом не напоить мутным напитком ближнего своего, отравив в нем токи чистой живой воды Божией благодати. Такое бывает. ПЯТОЕ ГОРЕ Над империей Навуходоносора, над царством надменного человека рас­катами грома после удара молнии звучит пятикратное пророческое горе. Вслушайся всякий ищущий Божию правду на земле. Первое горе обогащающему себя не своим. Второе горе устрояющему гнездо свое на высоте. Третье горе строящему город на крови. Четвертое горе подающему ближнему своему питье с примесью злобы. И звучит пятое горе, потерявшему живого Бога и беседующему с дере­вом и камнем, полагающемуся на свое произведение, учащемуся у того, в ком дыхания нет. 2.18–20 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Ягве – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его! По содержанию слова восемнадцатого и девятнадцатого стихов можно поменять местами, что и сделали издатели Bible de Jerusalem (английское издание Иерусалимской Библии). Такой порядок слов соответствует и всем четырем предыдущим провозглашениям горя «Насмешливой песни» Авва­кума. Мы построим наши рассуждения в той последовательности, которая имеется в Библейском тексте оригинала и его переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стих Авв. 3, 2 звучит следующим образом: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости». Следует заметить, что данный стих представляет определенную трудность для понимания. Варианты текста различаются между собою. При этом, согласно мнению А.П. Лопухина , общая мессианская мысль стиха сохраняется, и он, «во всяком случае, содержит пророческое предощущение Грядущего Мессии. Следующее Богоявление, стих 3 и далее изображает самое пришествие Его в будущем» 38 . Привести полный обзор толкований песни пророка Аввакума в Авв. 3, 2–19 , имеющей мессианское значение, в рамках настоящего исследования не представляется возможным. В связи с этим автор счел нужным остановиться на некоторых ее стихах. Так, можно обратить особое внимание на Авв. 3, 10–11 : «Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих». Выше упоминалось о том, что библейские события могут иметь и буквальный (исторический), и таинственный смысл. Соответственно, и понимать их надлежит двояко. Читая толкования на книгу пророка Аввакума, автор настоящего исследования обратил внимание на следующий интересный момент: таинственный смысл библейских событий также может иметь не одно значение. Так, например, иеромонах (позднее – архиепископ) Варфоломей (Ремов) , автор диссертации на тему: «Книга пророка Аввакума», толкует солнце, о котором говорится в Авв. 3, 11 , в двух значениях – Евангелия и Христа. «Под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление Евангельских изречений, а под луной меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова, ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце Правды… Но можем принять здесь и другой смысл… Солнцем мы называем, и вполне справедливо, Еммануила; ибо Он так именно и назван – и это истинно» 39 . Под святыми стрелами автор диссертации понимает святых апостолов и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Страшные картины возможного уничтожения семьи, беспрестанные попытки разгадать, кто именно из ближайшего окружения плетет против него интриги, привели к тому, что Саул постоянно пребывал в самом мрачном настроении и у него развился маниакально-депрессивный синдром. Приступы ярости царя сменялись периодами меланхолии, когда он либо часами молчал, погрузившись в себя, либо, опустившись на колени, бился в рыданиях, умоляя Бога простить его. Чтобы облегчить его состояние, придворные стали искать искусного музыканта, который смог бы своим пением и игрой на арфе отвлечь царя от дурных мыслей. Историки медицины подтверждают, что в те времена приятная, успокаивающая музыка считалась главным средством исцеления от психических заболеваний. Да и сегодня есть психиатры, которые верят в эффективность так называемой музыкотерапии, так что этот библейский рассказ выглядит вполне достоверным. Когда поиски были начаты, один из оруженосцев Саула, родом из Вифлеема, вспомнил, что в его родном городе живет пастух, удивительно хорошо играющий на различных инструментах, да к тому же и сам сочиняющий песни: «И сказали слуги Шаула ему: видно же, что злой дух от Бога стращает тебя. Пусть же прикажет господин наш стоящим перед тобою слугам своим, чтобы отыскали человека, умеющего играть на гуслях, и будет, когда настанет на тебя злой дух от Господа, заиграет он рукою и станет привольнее тебе. И сказал Шаул слугам своим: высмотрите мне человека, хорошо играющего, и приведите ко мне. И отозвался один из отроков и сказал: вот видел я сына у Ишая Бейт-Лехемского, умеющего играть, молодца бравого и воинственного, смышленого и миловидного, и Господь с ним. И отправил Шаул послов к Ишаю, и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который у овец. И взял Ишай осла с хлебом и мех вина и козленка одного, и послал с Давидом, сыном своим, к Шаулу. И пришел Давид к Шаулу, и представился ему; и сей возлюбил его очень, и стал тот у него оруженосцем. И послал Шаул к Ишаю сказать: пусть состоит Давид при мне, ибо он нашел благоволение в глазах моих. И бывало, когда находил дух от Бога на Шаула, то брал Давид гусли и играл рукою, и стало привольно Шаулу, и становилось ему лучше, и дух злой отступал от него» ( 1Цар. 16:15-23 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Таким образом, псалмы и библейские песни это “тканевая основа” всего строя православного богослужения. Столь полное и систематическое использование псалмов в христианском богослужении является преображением боговдохновенной практики ветхозаветного Храма; псалмы оказываются главными пророческими текстами, в которых прогревалось, а ныне осуществилось спасение верных во Иисусе Христе посредством покаяния и благодарения, являющихся основной темой псалмов. Начало богослужебного употребления библейских песен можно относить к XVI веку до Рождества Христова – времени Исхода Израиля из Египта, а псалмов, по крайней мере, к X веку до Рождества Христова – времени жизни царя-пророка Давида. Следовательно, культовое действо, сопровождаемое воспеванием псалмов и им подобных гимнов имеет более чем трехтысячелетнюю практику. II.4. Молитвы Собственно говоря, все богослужение в целом можно рассматривать как единую молитву – покаянную ли, хвалебную ли, просительную ли. В то же время молитвой по преимуществу следует считать ектении с призывами “Господу помолимся” и ответы народа на эти призывы “Господи, помилуй”. В чинопоследованиях богослужений, содержащихся в Апостольских постановлениях и в древних списках Литургии, молитвами называется то, что теперь мы называем ектениями. Впервые молитва в означенном виде прозвучала из уст Соломона по окончании строительства Храма: “Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля... услышь и помилуй; ... при всякой молитве, при всяком прошении... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего и помилуй...” ( 3Цар.8:22–53 ). Всю молитву Соломона можно свести к семнадцати прошениям, обращенным к Богу: “Услышь и помилуй”. Кстати, на службе христианской вечерни ектения “Рцем вси” в соединении с ектенией “Исполним вечернюю” тоже содержат семнадцать прошений. Таблица 8. Молитва Соломона: 1 Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу;... Господи..., исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: „не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010