И нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник. Имя обыкновенно отмечает существенные свойства личности. В Богочеловеке что есть чудного и великого, как не Его дивное и невыразимое Божество? Когда этот Ангел Завета явился родителям библейского судии Самсона и они спросили об имени Его, то Он так ответил: оно чудно ( Суд.13:18 ). Христос в Своих действиях человеческих на земле всегда являлся Божественной Личностью , и на земле Он не переставал участвовать в совете Пресвятой Троицы. В церковной песни поэтому так говорится о времени пребывания Христа во гробе: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Воистину Чуден, Советник! О, если бы наши представители народные, советники государевы, в своих совещаниях о благе истерзанного нестроениями и крамолой нашего отечества почаще обращались к наставлениям этого Чудного, Советника! Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Праведным мужам доступно было творить чудеса и воскрешать умерших, но самим восстать из гроба собственной силой ни для кого из них не дано. Христос же, неоднократно являя Свою силу над жизнью и смертью, воскрешал не только других мертвецов, но и Сам восстал из гроба. В этом наиболее познаем в Нем Бога крепкого и Владыку вселенной. Потому-то апостол Павел для вразумления маловерных воскликнул: если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:1720 ). Так, по слову того же апостола, Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ). Бог нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:57 ). В этом мы познаем во Христе Князя мира и Отца будущего века. Как драгоценны божественные обетования мира для нас, лишенных сегодня мира! Как драгоценны неложные обетования будущего века, когда нынешний век ничего не дает, кроме скорбей и страданий!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

и не падеся ветром и волнением нашедшим, и врата адова еретическия силы не одолеша ей Это место важно в двух отношениях, как внешнеполитическом, так и внутриполитическом. Здесь мы видим аллюзию одновременно на два места из Священного Писания - Мф. 7, 24-25 - (Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне) и Мф. 16, 18 - (и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее). Итак, если Россия отождествляется с Церковью, основанной Самим Христом на камни, то Швеция - с вратами адовыми. Доказательством подобной аналогии являются сопоставление Карла XII с Навуходоносором, проводимое в двух тропарях седьмой песни второго канона: Паде Навуходоносор, образ свой, аки Божий, почитати повелевающий, Падоша свеи, образы святых поругающи. Мы же, обоих нечестию сопротвоборцы, силою Вышняго победихом: Благословен Бог отец наших Равно сонному видению Навуходоносорову помышляше король свейский, И паде на него камень и здание умышления его разсыпа, И все мечтание исчезе: Благословен Бог отец наших, сотворивый тако Библейские источники этих двух тропарей понятны - сооружение нечестивым вавилонским царем Навуходоносором золотого кумира (Дан.3,1) и видение им во сне огромного кумира с золотой головой, серебряными руками, бронзовым телом и глиняными ногами (, на который обрушился камень, отсеченный без рук (2, 31-35). Соответственно, шведы уподобляются идолопоклоннику Навуходоносору, при этом Феофилакт Лопатинский, на первый взгляд парадоксально сравнивая иконоборцев-протестантов шведов с идолослужителем, на самом деле, следует византийской традиции, идущей от VII вселенского собора, на котором Навуходоносор был объявлен предтечей иконокластов, поскольку сокрушил херувимов, осенявших очистилище над ковчегом завета Однако Феофилакт идет несколько дальше отцов VII Вселенского собора, поскольку он трезво понимает, что " свято место пусто не бывает " , либо человек почитает образ Христов, либо образ кесарев, а протестантство с его слишком человеческим пониманием Церкви всегда было склонно поставить во главе Церкви земного князя и повторить опыт иконоборческого императора Льва III, заявившего: " Я царь, я и священник " . Кроме того, трудно выразить всеевропейские имперские амбиции Карла XII ярче чем через сравнение их со сном Навуходоносора, идола, который символизировавшего власть над миром.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это- суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. Еккл. 2, 15-16. - Но ведь можно сказать и иначе. Предшественники Соломона в Священной истории, праведники Ветхого Завета были лишены болезненной рефлексии. Они знали, как надо жить. Они любили жизнь. Их не угнетала ее конечность, не пугала смерть: они умирали удивительно спокойно и очень мало интересовались тем, что будет с ними после смерти, и будет ли что-то вообще. Они радовались, когда у них рождались дети, и им не приходило в голову стонать: зачем этот ребенок родился, ведь он все равно умрет. Они были здоровы в конце концов! Соломон на их фоне выглядит таким... рефлексирующим интеллигентом. Чуть ли не чеховским... - Предшественники Соломона действительно не похожи на него. Они жили верой и любовью к жизни, которая вполне их устраивала, и они не были философами. Философское восприятие мира вообще не свойственно древнему Израилю. Книги Ветхого Завета- это не философские, это исторические и пророческие книги. Экклезиаст являет собой некое исключение. Он как будто и впрямь принадлежит иной культуре. Это и дало библейской критике основания сомневаться в его тождественности Соломону. Экклезиаст, Когелет, а по нашему убеждению Соломон- это человек, у которого не было, может быть, глубокой религиозности. В Песни Песней не упоминается Творец, а Соломоновы Притчи при легкой редакции могли быть использованы атеистами. Бог там упоминается, но Он не в центре, и не Он все определяет. Соломон в этом смысле последователен, он таков, и иным быть не может. Вы не случайно провели параллель между ним и русским интеллигентом конца XIX века. В том веке у нас был святитель Филарет Московский, были Оптинские старцы, Феофан Затворник был и, в конце концов, Гоголь и Достоевский, которые- пусть не ровно, не гладко, но вели своих читателей по пути православной веры. Однако же и Лев Толстой был, и очень трудно ответить на вопрос, чего этому графу в Православии не хватило, за что он так его невзлюбил. В отношении Когелета можно сказать, что Бог его использует- кстати, Бог и Льва Николаевича использовал. Я знаю многих людей, которые читали Толстого в советские времена, потому что он был вполне доступен, и через него задумались над глубинными духовными проблемами. И это послужило толчком, в конечном итоге эти люди пришли к Православию. Напротив, я не знаю ни одного православного человека, который начитался бы Толстого и ушел из Церкви в толстовство. Знал бы это Лев Николаевич!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

И там он излил свои чувства в молитве, сохраненной библейским повествованием и состоящей из двух частей, из благодарности за обетование и из прошения о его исполнении. Преобладающим чувством в нем было торжественное удивление; он изумлялся, что Бог избрал столь ничтожного и малоизвестного человека, каким он был, для вечного царства и для исполнения на нем Своих великих обетований, и вследствие этого он молился, чтобы все это исполнилось в надлежащее время. „Что я, Господи, мой Господи, молился Давид, И что такое дом мой, Что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи, мой Господи; Но ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. По всему велик Ты Господи, мой Господи! Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, По всему, что слышали мы своими ушами. И Ты укрепил за Собою народ Свой Израильский, Как собственный народ, на веки, И ты, Господи, сделался его Богом. И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, И исполни то, что Ты изрек. И ныне начни, и благослови дом раба Твоего, Чтобы он был вечно пред лицом Твоим, Ибо Ты Господи, мой Господи, возвестил это, И благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным, Чтобы быть ему пред Тобою во веки 76 . Годы спустя после этого, уже на склоне своей жизни ко гробу, Давид глубоко сознавал все эти надежды, и они послужили предметом для его последней речи, для последней лебединой песни боговдохновенного царя-псалмопевца 77 . Глава 13. Грех и его последствия Ряд одержанных Давидом побед возвел его на вершину могущества и славы. Дворец его блистал роскошью и богатством и походил на дворцы других великих царей древнего востока. Враги кругом смиренно покорились ему, платили дань и обогащали его казну. Внутри народ благоденствовал, и вполне наслаждался благами мудрого и справедливого управления. Царю и народу, видевшим, как все это величие и благоденствие было создано всемогущею помощью Иеговы, совершившего на их глазах столько необычайных дел в пользу своего избранного семени, оставалось бы только смиренно благодарить Бога и добрыми делами доказывать, что они достойны подобного беспримерного благоволения Божия. Но природа человеческая испорчена и греховна, и потому такое счастливое положение скорее всего способно ослаблять смиренное упование на Бога и пробуждать чувства самонадеянности и самовластия, с неразлучными от них падением нравственной жизни, столь естественным особенно при расслабляющей роскоши восточной придворной жизни. Такого искушения не избег и Давид, и с этого времени начинается новый период его жизни, который представляет историю его нравственного падения с неразлучными бедствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:20–27) Свернуть Песнь 4 Четвертая песнь начинается с упоминания ветхозаветного патриарха Иакова, о котором говорилось в четвертой песни понедельника. У Иакова был старший брат Исав, который продал ему свое первородство и связанные с этим привилегии за чечевичную похлебку. Сравнивая себя с Исавом, преподобный оплакивает свое греховное падение: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси окаянная, деянием и разумом, темже ныне покайся» (Подражая ненавиденному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся). Еще один библейский персонаж — праведный Иов, которого еще называют Многострадальным. Это был богатый и очень благочестивый человек, имевший много детей и обладавший большим состоянием. Дьявол, желая опорочить праведника перед лицом Бога, сказал Творцу, что Иов ведет богоугодный образ жизни лишь из-за своего благосостояния и видного положения в обществе. Тогда Бог, чтобы посрамить диавола и испытать Иова, попустил случиться большим несчастьям: Иов лишился богатства, дети его умерли, а сам он заболел проказой. Видя страдания мужа, жена Иова даже стала уговаривать его похулить Бога и умереть, чтобы положить конец мучениям. Однако праведник назвал это безумием и заявил, что от Бога следует принимать не только хорошее, но и плохое.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Игры Игры . Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети евреев, как видно из указания кн. пр. Захарии ( Зax.VIII, 5 ) и ев. Матфея ( Mф.XI, 16 ), забавлялись и играли на улицах. И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. Из кн. Иова ( Uob.XL, 24 ) видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения. Но кому уподоблю род сей? – говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не лясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали ( Mф. XI, 16, 17 ). Для взрослых евреев считались забавой и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками ( Uep. XV, 17 ): Не сидел я в собрании смеющихся, говорит пророк о себе, и не веселился… – и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона ( Cyд. XIV, 10–14 ). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян. Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска ( I Mak. I:14 ; IIMak. IV:12–14 ); потом – Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бег на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этой их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, напр., метафорическое выражение: когда я боролся со зверями в Ефесе ( I Kop. XV, 32 ) указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. Ибо телесное упражнение мало полезно ( I Tuм. IV, 8 ), и если же кто и подвизается ( II Tuм. II, 5 ) – указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительной диетой воздерживались от всего и порабощали тело свое ( I Kop. IX, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

иеромонах Иов (Гумеров) Все ветхозаветные люди праведные и грешные до искупительной жертвы Спасителя и сошествия Его в ад (во время Крестной смерти) находились в шеоле (преисподней). Подвиг Иисуса Христа, взявшего на себя все грехи людей, уничтожил власть диавола над человеческим родом. Сойдя в ад Господь вывел ветхозаветных праведников и тех, кто откликнулся на Его проповедь: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» ( 1Пет.3:18–20 ). Святые ветхозаветные пророки и праведники сейчас находятся в Царстве Небесном. Почему в наше время празднуется Обрезание Господне? иеромонах Иов (Гумеров) До начала проповеди Царствия Небесного Господь, как происшедший по плоти из семени Авраама, прошел через все ветхозаветные обрядовые установления, утверждая единство библейской Священной истории. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 . Все события земной жизни Спасителя имеют для христиан особую значимость. Обряд обрезания включал наречение имени. В этот восьмой по рождении день совершилось наречение спасительного и сладчайшего имени Иисус. О величии этого имени предсказывали пророки ( Мф. 12:21 . Сам Спаситель сказал: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Поэтому в день праздника в Церкви поётся: «Придите, Владыки преславная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь» (Припев на 9-й песни канона в день Обрезания). Установление праздника Обрезания Господня имело также значение для борьбы с древней ересью докетов, которые отрицали Боговоплощение, ложно утверждая, что тело Иисуса было не реальным, а призрачным. Почему душу человека сравнивают с сосудом?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Рог (евр. кэрэн – первонач. «острие»; греч. – керас) являлся символом силы и власти ( Втор.33:17 ; Мих.4:13 ). Так как рога служили средством защиты многих зверей, то на библейском языке сломить рог какого-либо царя или народа значило умалить их власть и укротить. Напротив, когда Бог возвышал чей-нибудь рог, то этим усиливал его могущество. Св. пророк Иеремия, глядя на разрушенный халдеями Иерусалим, говорит: Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих ( Плач. 2:17 . Рог как символ незыблемого могущества упоминается в мессианских пророчествах. В песни св. прав. Анны, матери пророка Самуила, воспевается победа Христа над всеми Его врагами: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего ( 1Цар. 2:10 . В апокалипсическом видении св. апостола Иоанна Богослова Агнец Божий (Мессия) имеет семь рогов как знак полноты Его власти: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю ( Откр. 5:6 . На великой вечерни во время литии священник или диакон возносит прошение: «Спаси Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя…». Нужно ли повеление Спасителя «проповедуйте на кровлях» понимать буквально? иеромонах Иов (Гумеров) В Палестине кровля (крыша) активно использовалась как часть жилого дома. Крыши были плоскими. Они имели очень небольшой склон для стока дождевой воды. Иногда в центре делалось некоторое возвышение. Еще до завоевания Обетованной земли пророк Моисей повелел делать специальные перила: Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него ( Втор. 22:8 . На крышах во время праздника Кущей строили шалаши и спали в них ( Неем. 8:16 . Поднимались на крыши по лестнице: либо по внутренней (из верхней комнаты), либо по внешней (со двора).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из них названные в библейских книгах, суть следующие: 1. Саронская и Сефела, 2. Ездрелонская или Изреелъская, 3. Иорданская и 4. колена Рувимова. Саронская равнина и Сефела составляют части той обширной западной равнины Святой Земли, которая лежит между горами Ефремовыми и Иудиными с одной стороны и Средиземным морем с другой и простирается с севера на юг от Кармила до потока Египетского – крайнего южного предала Палестины. Равнина Саронская находится на юге от Кармила между Кесариею Палестинскою и Лиддою (древним Лудом) 201 . Иероним, в толковании на Псалмы 202 , причисляет к ней также всю страну, лежащую между Лиддою, Яффою 203 и Ямшею. В длину она имеет около 50 верст, в ширину до 15-ти. В библейские времена в Саронской равнине находились самые тучные пастбища Палестины, и потому крупный скот царя Давида пасся именно на ее лугах 204 ; ее цветы отличались особенною красотою, и потому Соломон сравнивает с нарциссом Саронским прекрасную невесту Песни Песней 205 ; вообще по своим природным свойствам она считалась одною из великолепнейших местностей Палестины, и потому пророк Исайя 206 , возвещая о процветании в будущем сухой пустынной страны, говорить, что ей дастся великолепие Кармила и Сарона; пророчествуя об имеющем некогда наступить полном благоденствии для лучших Израильтян, замечает, что мелкий скот этих избранных рабов Иеговы будет пастись в Сароне. Возвеселится пустыня и сухая земля, говорит пророк, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать: слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона. «Так говорит Господь: произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор моих, и наследуют это избранные мои и рабы мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец... народа моего, который взыскал меня». Когда же пророк извещает о совершенном опустошении Святой Земли за грехи Израиля, то, дабы нагляднее изобразить это опустошение, говорит, что в бедственные дни грозного суда Божия даже Сарон обратится в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Израиль быль святыней Господа, начатком плодов Его». Такое же отречение от родства и привязанностей земных должны были испытать для сочетания с Богом для рождения духовного: Авраам ( Дeяh. VII, 3 ), Иосиф ( Nc. CIV,17–24 ), Давид и все апостолы ( Mф. XIX, 27 ). Многими, призываемыми к Богу, это духовное рождение пастырское соединено было с такими муками отречения от жизни, что они усиленно от него отрекались, как Моисей и Иеремия, жаловавшийся Богу на мучительность этого духовного прозрения; но в этих самых жалобах мы видим и проявление второго элемента пастырства, той снедающей любви, которая в самых исповеднических муках находит наслаждение и потому не дает человеку возможности отречься от своего призвания: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении; потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нем, и не буду более говорить во имя Его: но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» ( Иер. ХХ, 7–10 ). Уничижение, и позор, и мука предваряют проповедь о Боге «в собрании великом» по смыслу псалма XXI-ro, где эта проповедь является непосредственным плодом мучения. Тот энтузиазм религиозной любви, который является плодом посвящения себя Богу, описан всего картинней в книге Песни Песней. Только жалкая неспособность понимать духовную жизнь и скудость в библейской начитанности возбуждали подозрения против духовного характера этой книги. Кто был хотя один день пастырем Церкви, тот понимает, с какой художественной жизненностью переданы там оттенки церковно-религиозного чувства: – тот увлекающий восторг, то забвение всего, кроме богопреданных духовных чад, та бесконечная нежность, тот опасливый трепет за души ( Uak. IV, 5 ), та неспособность на миг отделиться душой от своей таинственной обручницы – Церкви, одним словом все те чувства, которые испытывает пастырь во время самого посвящения и первых шагов пастырской деятельности, пока не затмил дара благодати священства, полученного в хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010