В Ветхом Завете Осия 2:16: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь звать Меня более: «Ваали» (господин мой). Ср. 3:1–7, Ис. 54:6 : «ибо, как жену оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и (как) жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой». 62:5: «Как юноша сочетается с девой, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте так будет радоваться о тебе Бог твой». Иез. 16:7 сл.: «и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею». Иер. 2:2 : «Я вспоминаю о любви твоей, когда ты была невестой». Но, конечно, самое главное место здесь принадлежит Песни Песней, этому ветхозаветному Откровению, может быть, самой новозаветной книге во всей Библии, во всём не только Ветхом, но даже Новом Завете. Отношение между Христом и Церковью изображается здесь в полноте символических образов, не столько в отдельных текстах, сколько в самой теме и общем содержании этого гимна любви, священной поэме мистического эроса. Новозаветные книги изобилуют образами того же значения, и прежде всего Евангелия. Ученики Христовы живут в радости пребывания с ними Жениха ( Мф. 9: 14–15 ; Мк. 2:19 Лк. 5:33–35 ; Ин. 3:29 ). Сюда же относятся и приточные образы брачного пира ( Мф. 22:1–14 ; Мк. 2:19 ; Мф. 25:1–13 ). Также важны здесь тексты апостольских посланий: 2Кор. 11:2 : «я обручил вас единому мужу, чтобы, представить Христу чистою девой», и особенно Ефес. 5:25 : «мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь », «тайна сия велика есть, я говорю в отношении Христа и Церкви». Таким образом, во многих библейских текстах намечается догматическая сторона учения о мистическом браке Христа и Церкви, однако помимо применения её к истории. Напротив, в Откровении эта мысль как центральная раскрывается не только в онтологии Церкви, но также и в её истории. Здесь без новых пояснений Церковь именуется жена, а далее и невеста (21: 9) Агнца, а её соединение с Ним именуется «брак Агнца», который «наступил», ибо «жена Его приготовила себя» (7). Это приготовление осуществляется во всех судьбах Церкви до самого конца мира, которые символически изображаются в Откровении, и вся её история в своём значении определяется как это приготовление, за которым наступает и самый брак. Смысл этого приготовления выражается в словах: «и дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (8). По поводу выражения «дано» экзегетами возбуждается вопрос о догматическом его значении: одни преувеличенно подчеркивают благодатную данность добрых дел, «праведности святых», исключающую оправдание делами, 76 но, очевидно, это выражение имеет и более общее значение: «следует, задано, предстояло». Во всяком случае, здесь включается синергизм, т. е. соединение тварной человеческой свободы с благодатной помощью Божией. Именно наличием свободы определяется различие в судьбах людей, как оно утверждается в Откровении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Ветхозаветные пророки неоднократно предрекают будущее открытие нового всеосвящающего Источника, тем самым прикровенно говоря о грядущем вочеловечении Бога-Слова. Так благовествует своему народу пророк Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как и лжепророков и нечистого духа удалю с земли” (Зах 13:1–2). Многие пророки и провидцы древней “подзаконной” эры, завершившейся с Рождеством Спасителя, уже смутно предчувствовали ту полноту истинного духовного бытия, ту подлинную радость богопричастности, что еще только предстояло стяжать святым новозаветной Церкви спустя многие и многие столетия: полноту в причащении от Источника Жизни — Христа. Именно такую преизбыточествующую полноту причастия Христу прекрасно выразил позднее преп. Симеон Новый Богослов: “Его (Христа) одного достаточно взамен всего прочего источника и подателя всякого блага. Посему-то никто из сподобившися возыметь Христа не вожделевает уже ничего другого, и никто из насытившихся любовию Божиею не имеет уже позыва любить что-либо другое здесь на земле” 12 . Пока же, до пришествия Мессии, лишь ветхозаветные пророки могли предвидеть тот день, когда “горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим” (Иоил 3:18). Вместе с каждым мгновением жизни богоизбранного народа близился Брак между Женихом-Христом и Его Невестой-Церковью. Но Божественная благодать, подаваемая Святым Духом в новозаветной Церкви, только отчасти предугадывалась прозорливыми праведниками Ветхого Завета. Невеста пока еще не соединилась со Своим Женихом. “Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник”, говорится в Песни Песней (Песн 4:12). Тот всепреображающий миг “исполнения чаемого”, когда для всего человечества станут доступны “живые воды” (ср.

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Ветхозаветные пророки неоднократно предрекают будущее открытие нового всеосвящающего Источника, тем самым прикровенно говоря о грядущем вочеловечении Бога-Слова. Так благовествует своему народу пророк Захария: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как и лжепророков и нечистого духа удалю с земли» ( Зах 13:1–2 ). Многие пророки и провидцы древней «подзаконной» эры, завершившейся с Рождеством Спасителя, уже смутно предчувствовали ту полноту истинного духовного бытия, ту подлинную радость богопричастности, что еще только предстояло стяжать святым новозаветной Церкви спустя многие и многие столетия: полноту в причащении от Источника Жизни – Христа. Именно такую преизбыточествующую полноту причастия Христу прекрасно выразил позднее преп. Симеон Новый Богослов : «Его (Христа) одного достаточно взамен всего прочего источника и подателя всякого блага. Посему-то никто из сподобившися возыметь Христа не вожделевает уже ничего другого, и никто из насытившихся любовию Божиею не имеет уже позыва любить что-либо другое здесь на земле» 12 . Пока же, до пришествия Мессии, лишь ветхозаветные пророки могли предвидеть тот день, когда «горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим» ( Иоил 3:18 ). Вместе с каждым мгновением жизни богоизбранного народа близился Брак между Женихом-Христом и Его Невестой-Церковью. Но Божественная благодать, подаваемая Святым Духом в новозаветной Церкви, только отчасти предугадывалась прозорливыми праведниками Ветхого Завета. Невеста пока еще не соединилась со Своим Женихом. «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник», говорится в Песни Песней ( Песн 4:12 ). Тот всепреображающий миг «исполнения чаемого», когда для всего человечества станут доступны «живые воды» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Возьмите, так вот просмотрите, что говорит Девора, что говорит Сарра, что говорит Рахиль, что говорит вот эта Анна или, понимаете, Мариам, сестра Моисея. А Божия Матерь! Сколько дал Господь им! «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог вдения» ( 1Цар. 2:2–3 ). Знание – наше знание – отражает собой Божие всевдение, является отражением Божия всевдения. Поэтому к знанию стремиться, тем более религиозному знанию, необходимо. И чем больше вы будете заниматься этими вопросами, всем, что связано с Церковью, тем больше это будет вас образовывать и менять как личность. И вы сами не заметите, как под какой печатью, и лик- то внешний будет меняться. Вот я встретился сейчас с человеком, который закончил несколько лет назад курсы эти и преподаёт в школе, так у него и лик-то изменился. Я говорю: «Посмотри-ка, какой ты стал духовный человек. Вид-то какой у тебя просветлённый». Он говорит: «Вот, перенёс инфаркт, и, если бы не Господь, я не выжил бы, и Он дал мне выжить и силу дал, и я преподаю и не оставляю этого дела». А это происходит помимо уже : это невидимое действие благодати, которая преображает человека, изменяет его. Вот когда мы говорим о Преображении Господа, там никакого изменения быть не может – преображение относительно Христа мы должны понимать так: это открытие того, что доселе было невидимо Апостолам. Вот что такое Преображение Господне. Относительно нас – это изменение, изменение вплоть до внешности, когда человек вроде и тот же, а в то же время он другой – и тот, и в то же время другой. И у Апостола Павла сказано об этом, что, взирая не в зеркало, а на лик Христов, мы постепенно впитываем в себя Его черты, вот они передаются нам. Христоносным, богоносным становится и сам человек. Посмотрите, и вообще-то вот как верующих людей, по чему можно отличить от других? Всё это действие благодати. Дальше она говорит, что (6-й стих): «Господь умерщвляет и оживляет, низводит – во ад – в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает», – всё это «богатящиися отпусти тщи» – вот это всё перекликается с ней . И конец этой песни: «Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему [в оригинале Христу Своему] и вознесет рог помазанника [Христа в оригинале] Своего» ( 1Цар. 2:10 ), – вот эти слова считают мессианским пророчеством, относящимся не к царю, а ко Христу – к Помазаннику с большой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте песню о том, что Иисус любит нас, и некоторые другие песни. Затем помолитесь: «Спасибо, Бог, за то, что Ты любишь нас. Помоги нам быть терпеливыми дома и в Церкви. Во имя Иисуса. Аминь.» БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Петр и петух Петр любил Иисуса. Из всех помощников Иисуса Петр был первым, кто сказал о своей вере и любви. Петр был первым, кто пообещал сделать все, о чем бы ни попросил Иисус. Однажды вечером Иисус был со Своими учениками. Иисус сказал: «Сегодня ночью каждый из вас потеряет свою веру в Меня.» «Только не я,» – сказал Петр. «Петр, — сказал Иисус, — в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» «Я никогда не сделаю ничего подобного!» – сказал Петр. «Я лучше умру, чем сделаю так!» Поздно ночью пришли солдаты. Они были вооружены дубинками и мечами. Воины схватили Иисуса и повели Его. Ученики Иисуса испугались и убежали. Петр долго шел за ними. И когда они завели Иисуса в дом, Петр ждал снаружи. «Этот человек был с Иисусом,» – сказала одна девушка. Она указало прямо на Петра. «Я не был. Не знаю, о чем ты говоришь.» Петр боялся сказать правду. Еще одна служанка сказала: «Этот человек был с Иисусом. Я знаю это, потому что я видела их вместе!» И она указала прямо на Петра. «Да я даже не знаю этого Человека. Я никогда даже не слышал об Иисусе!» Петр снова испугался сказать правду. Затем еще несколько человек показали на Петра и сказали: «Ты друг Иисуса. Ты даже говоришь, как Иисус!» «Я не знаю Иисуса!» – сказал Петр. (Прокукарекайте, как петух.)  «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Вдруг Петр вспомнил, что сказал Иисус: «Петр, в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» Петр так сожалел и ему было так стыдно, что он заплакал. Но Иисус все равно любил Петра. Иисус был терпеливым. Он простил Петра за то, что он сделал и помог ему стать одним из тех, кто больше всего потрудился для Иисуса. ИСТОРИЯ: Кто такой пациент? «Таня пациент! Таня пациент! Ха-ха-ха! Таня пациент!» «Нет, я Таня. Я не пациент, я маленькая девочка.» Таня начала плакать.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

Все это может быть отнесено и к Господу Иисусу Христу. Таким образом, Екклесиаст, наставляющий читателя правильно относиться к земной жизни, может считаться прообразом Христа. Помимо синодального перевода книги Екклесиаст существуют переводы: И. М. Дьяконова (в кн. «Поэзия и проза Древнего Востока». – М., 1973), Э. Г. Юнца «Вопросы философии». – 1991. – 8), и А. Э. Графова (в сб. «Притчи. Книга Екклезиаста. Книга Иова». – Российское Библейское общество, 2001). 5. Песнь Песней Соломона 5.1. Обзор содержания Книга Песнь Песней Соломона невелика по объему – всего лишь восемь глав (сто семнадцать стихов). Однако она резко выделяется из числа остальных библейских книг своим необычным содержанием. Песнь Песней – любовная поэма, отражающая состояние двух влюбленных при различных обстоятельствах. Влюбленные 71 – это царь Соломон и его возлюбленная Суламифь. Книга содержит выражения взаимной любви, заверения в верности, описание красоты и очарования каждого из влюбленных. Некоторые места текста представляют соблазнительные порой образы плотской любви. Для Песни Песней характерны внезапные переходы от третьего лица ко второму. Книгу Песнь Песней можно разделить на пролог, семь поэм и эпилог. 1 . Пролог. Пролог содержит выражение сильнейшей любви, которой проникнута вся книга. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих – имя твое как разлитое миро 72 ; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (1, 2 – 4). 2 . Первая поэма (1, 5 – 2, 7). Возлюбленная выражает сильное желание видеть своего Возлюбленного. Жители Иерусалима советуют ей идти к шатрам пастухов. Затем идет диалог между Возлюбленной и Возлюбленным, в котором они превозносят красоту друг друга. 3 . Вторая поэма (2, 8 – 3, 11). Вторая поэма начинается с монолога Возлюбленной. Она грезит о своем Возлюбленном и от преизбытка любви встает ночью с ложа и идет искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Глава 4 1–7. Похвалы царя своей новобрачной. 8–15. Признание царя в своих чувствах к ней и новые похвалы ей. 16. Ответное слово невесты. Песн.4:1 .  О, ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, ты пре­красна! глаза твои голубиные под кудрями тво­ими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; Песн.4:2 .  зубы твои – как стадо выстрижен­ных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними; Песн.4:3 .  как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими; Песн.4:4 .  шея твоя – как столп Давидов, сооружен­ный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; Песн.4:5 .  два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Песн.4:6 .  Доколе день дышит прохладою, и убегают те­ни, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.: Для изображения красоты невесты священный поэт соединяет в один образ многочисленные и разнообразные черты и штрихи природы, причем последние решительно преобладают над чисто человеческими чертами и отнюдь не суть puncta comparandi, а именно принадлежат образу невесты, как особенно видно из ст. 12–15, где штрихи природы без посредства сравнительной частицы прямо представляются предикатами невесты. Здесь именно, как и в других частях книги, оправдывается воззрение проф. Олесницкого, что центр тяжести содержания Песни Песней лежит не в изображении человеческой личности и ее фигуры, а в изображении палестинской природы в библейский период, период обилия естественных благ и развития материальной и духовной культуры в стране обетованной. «Если доселе обетованная земля изображалась только в ее отношениях к солнцу и в неясных еще чертах, то теперь, в период полного ее летнего цветения, она описывается сама для себя, и притом в чертах неприкровенных. Красота изображаемой здесь невесты состоит в стадах коз лучшей галаадской породы, в стадах многоплодных овец, в садах гранатовых дерев и всяких благовонных кустарников, и получивших теперь особенную прелесть источниках живых вод, текущих с гор; невеста дышит медом и молоком и благоухает благоуханием Ливана и запахом благословенных Богом полей, прибавляет мидраш (IV, 11) на основании Быт 27:27 » (проф. Олесницкий, с. 373).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Данная трактовка, как и любая другая, должна была опираться на соответству­ющие богослужебные тексты, прежде всего на ветхозаветные чтения Святой Пяти­десятницы, ранее не рассматривавшиеся в литературе по данной теме. Действитель­но, особая характеристика Бога Отца включена в паремии из книги пророка Исаии, которые принято было читать в навечерие, накануне праздника Преполовения Пятидесятницы: Послушайте Меня... и вкушайте благо. ...и дам вам завет вечный... (Ис. 55, 2-3) и далее: слово Мое, которое исходит из уст Моих,– оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал е го (Ис. 55, 10-11). Именно эти пророчества, вероятнее всего, послужили основой для наделения фигуры Бога Отца учительным свитком, символизировавшим Завет и в то же время пророчество о воплощении, а также крестчатым нимбом в знак Отече­ского замысла об искупительной жертве Сына. Особенно наглядно данная тема проиллюстрирована на золоченых клеймах (около 1230 года), украшающих врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Ес­ли на южных вратах изображена традиционная композиция «филоксении», то на западных вратах представлен совершенно иной иконографический извод Святой Троицы без Авраама и Сарры. Среди особенностей последнего нам впервые уда­лось выявить наличие свитка в левой руке не только у центрального, но и у пра­вого ангела, а главное – в чаше вместо Агнца помещены пробитые гвоздями кисти рук( илл. 2). В состав Паремийника, древнейший список которого датируется XII веком (РГБ, собр. Григ., 2/М 1685), входят паремии в Неделю Пятидесятницы, кото­рые относятся к истолкованию данного сюжета: И будет после того, излию от Ду­ха Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). В службе Пятидесятницы этому посвящен тропарь 7-й песни 2-го кано­на: «…возгремел имевший видения Иоиль, сказав: Я им, как Слово, Богоначальнейшего изолью Духа Моего, – совзывающим: Естество тривещанное светлое, благо­словенно Ты». В связи с данным толкованием глубоко закономерным оказывает­ся помещение данного сюжета именно на западные врата храма, символизирую­щие в чинопоследовании пасхального крестного хода затворенный вход Гроба Господня.

http://bogoslov.ru/article/2602946

И вот, когда счастливая Анна прибыла в Силом, то опять благоговейно остановилась пред святилищем, но уже не удрученная горем, как это было два года тому назад, но сияющая радостью, которую она и изливала в благодарственной молитве. Она привела своего ребенка к первосвященнику Илие, и обратилась к нему с пламенными словами: «о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! Я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу: о сем дитяти молилась я; и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу, на все дни жизни его, служить Господу». Первосвященник благосклонно принял ее предложение; в память этого принесены были установленные торжественные жертвы, и юный Самуил сделался служителем святилища. При этом благодарственная молитва Анны выразилась в восторженной песне, замечательной тем, что отдельные звуки ее впоследствии с такою же восторженностью вырвались из уст благословенной Приснодевы, когда она возликовала о своей великой радости. Анна молилась и говорила: Эта восторженная песнь служить одним из тех проявлений внутренней религиозной ревности, какие не раз вырывались из вдохновеннейших уст в ветхом завете. Таковы именно были торжествующая песни Мартами при переходе чрез Чермное море, Моисея на границах земли обетованной и Деворы после торжества над врагами избранного народа. В виду особой восторженности этих песен, они заключают в себе вместе возвышенно-пророческий и мессианский смысл. Таков именно внутренней смысл и восторженной молитвы Анны. Своим духовным оком она видела далеко за пределы настоящего, и, в благодарность за оказанную ей милость, она признавала божественное домостроительство в управлении миром и обетование будущего благоволения не отдельным только лицам, но и всему ее народу. Тот, Кто имел попечение о бедных и нуждающихся и возводил униженных в высокое положение, будет покровителем Израиля и возвысит Свой подавленный в это время народ. Та милость, которая выпала ей лично на долю, послужит залогом милости Божией и для всего Израиля; ее собственное избавление от удручавшего ее горя было для нее прообразом спасения, совершаемого Богом в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010