Пророк Исаия говорит от лица Бога: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (44:3). В другом месте он говорит: «Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра» (55:1). Вся речь Исаии, в данном контексте, идет о духовных ценностях народа. Пророк Иеремия, упрекая иудейский народ за измену истинному Богу и за склонность к идолопоклонству, говорит от лица Бога: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (2:13). И ту же мысль он повторяет в дальнейших обличениях: «Оставили Господа, источника воды живой» (17:13). И вот на празднике Кущей, на который в Иерусалим должны были собираться все, Иисус Христос произнес Свою возвышенную речь о реках воды живой. Вкратце о самом празднике Кущей. Он был установлен в память сорокалетнего странствования иудеев по безводной пустыне, когда они жили там в кущах (палатках). За это время они неоднократно томились без воды. Однажды всему народу грозила гибель от жажды. Тогда Бог сказал Моисею, чтобы тот ударом жезла по скале извел из нее воду. Народ был спасен, и в память об этом был учрежден этот праздник. О чудесном событии, совершившемся в древности, упоминается в Книге Чисел (20:11), а о его установлении – в Книге Левит (23:39–43) и в Книге пророка Захарии (14:18). В продолжение праздника ежедневно утром в храме совершалась жертва возлияния воды, по ее окончании народ шел из храма вместе с очередным священником к священному колодцу Силоамскому. Священник наливал воды из этого источника в золотой сосуд и нес его при радостных кликах народа под звуки труб и кимвалов к храму. Здесь он восходил к жертвенному алтарю и совершал жертву возлияния, а народ пел под аккомпанемент музыкальных инструментов слова «Песни избавления» пророка Исайи: «Славлю Тебя, Господи!... И в радости будете почерпать воду из источников спасения...» ( Ис. 12 ). О речи Иисуса Христа на празднике Кущей читаем в седьмой главе Евангелия от Иоанна: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

16:5). С сим согласна притча и Того, Который более Соломона: всяк возносяйся смирится « (Лук. 18:14). (Филарет, митр. моск.). 154 Благочестивые обычаи наших предков во время военных событий . Отправляясь на брань, князья и их воины призывали на помощь Бога и иногда приобщались св. Христовых таин; в продолжение брани при войсках носимы были св. иконы и кресты; но окончании битв победители приносили Богу торжественные благодарения. I. Так, великий князь Андрей Боголюбский, приготовляясь к борьбе (1164 г.) с волжскими болгарами, велел священникам обносить пред войсками (такого обычая он держался всегда) чудотворную икону Владимирской Богоматери, икону всемилостивого Спаса и честные кресты, и в то время, как все взывали в Богу о помощи, лобызали иконы и кресты, сам князь, а за ним и воины, приобщились св. таин. Когда после этого Господь благословил Боголюбского знаменитою победою над неверными: то прежде всего он поспешил со всею дружиною в иконе Богоматери и все „ударили челом пред св. Богородицею с радостию великою и со слезами, воздавая Ей хвалы и песни». (Полн. Собр. Р. Лет. 1. 161, Ник. Лет. II, 160, Степ. кн. 1, 299). II. В 1170 г. князья русские, выступая соединенными силами против половцев, положились на помощь Божию, на силу честного креста и на молитву св. Богородицы, и после весьма удачного похода в землю половецкую, истребив множество неприятелей, освободив многих пленников русских и стяжав огромные добычи, „похвалили всемилостивого Бога и силу честного креста с радостию великою“. (II. Собр. Р. Лет. II. 98; сн. „Ист, рус. церкви», Макария, м. моск., т. III, стр. 265 — 66). 155 Библейские изречения об обязанностях священнослужителей по отношению к верующим. Обязанности священнослужителей по отношению к верующим. а) будет над душами верующих: и тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от меня (Прор. Иезек. XXXIII:7). — Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

3. Гимн Богоявления (3). Основная мысль книги сводится к тому, что человек перед лицом испытаний может найти опору только в полном доверии к Богу. Как бы долго ни длилось время невзгод, Бог совершил Свой суд и дарует верным спасение. Гимн пророка Аввакума положен в основу ирмоса 4-й песни канона утрени. Память пророка празднуется Церковью 2 февраля. 7. Сомнения пророка. Торжество веры. Книга открывается сетованием Аввакума, который скорбит о состоянии народа после смерти Иосии: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, Буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу и суда правильного нет; Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. (1,2-4) Пророк Аввакум ставит вопрос о страдании невинного, и в этом его книга перекликается с Кн. Иова. Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия. Ответ Бога поначалу малоутешительный: Он указывает пророку на новые бедствия — появление халдеев (1,5-11). Это повергает Аввакума в еще большее отчаяние. Он знает, что враг послан «для наказания», но такой ответ его не вполне удовлетворяет (1,12-17). Аввакум поднимается на башню, ожидая иного Откровения (2,1), «чтобы пророческими очами узреть решения изыскуемого» (бл. Феодорит), и там он получает ответ, для поверхностного взгляда несколько загадочный: Вот, душа надменная не успокоится, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ. (2,4) В буквальном переводе первая строка означает: «Вот душа в нем поднимается клубами неправо». Смысл изречения в противопоставлении человека, который полагается на себя, и человека, целиком вручившего себя Богу. Господь не объясняет Своих замыслов. Он лишь призывает верных возложить на Него все свое упование. В этом сущность библейской веры. Праведность, которая определяется доверием к Богу, ориентирована не на внешнюю действительность. Она стоит, как на камне, на знании, что Бог есть Добро и что на Него можно положиться. Следуя по пути Авраама, пророк «поверил Богу». Он обретает жизнь, ибо только вера дает ее. В новозаветном Откровении слово «жизнь» равнозначно понятию «спасение, участие в Царстве Божием». Продолжая мысль пр. Аввакума, Павел учит, что спасение даруется человеку верой в Бога, воплощенного в Иисусе Христе (Гал 3,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

454 Авраам – см. коммент. к апокрифам о Давиде. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников ( Быт. 18, 20–33; 19, 15–38 ). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 455 ...дрво оста при рц Мерстй. – Мерра, в переводе «горечь». В Библии Меррой названа не река, а местность: «Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя Мерра» ( Исх. 15:23 ), «И расположились станом в Мерре» ( Чис. 33, 8–9 ). По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного моря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Товаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 456 ...Да егда изведе Моиси израильтны... – Моисей – пророк. Его биография изложена в библейских книгах – Исход, Числа. По библейской традиции он считается автором Пятикнижия. Моисей вывел еврейский народ из Египта, где тот находился в рабстве, 40 лет водил его по пустыне, прежде чем достиг Палестины. 457 ...не имшя что пити ... и усладися вода от дрва. – Сюжет о ослаждении (опреснении) воды есть в Библии: «Моисей возопил к Господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх. 15:25 ). Использован он и в «Речи философа» в Повести временных лет. 460 Соломонь – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета. 461 ...дом Божий святый Сионь... – Сион – гора, на которой Давид построил основное укрепление Иерусалима. У пророков Сион означает царство Божие, место жительства Бога на небесах; земной Сион – церковь Божия (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1884. Т. 4. С. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49:4 «А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего». Этот стих можно рассматривать как переходный ко второй части данной песни Слуги, где говорится о спасении верующей части Израильского и языческих народов. Слуга Ягве, скорбя о тех, кто так и не уверовал в Него, словно задаёт вопрос: «не напрасно ли Я трудился? Не зря ли я истощал Свою силу?». Но несмотря на отвержение Его частью иудейского и языческих народов, Он исполнил Свою миссию и получил заслуженную честь от Небесного Отца. 481 49:5 «И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратит к Нему Иакова и чтобы Израил собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя». Прежде всего Мессия посылается к дому Иакова и Израиля, и лишь после этого – к язычникам. Слова Слуги Ягве «Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя» повторяют указанное в 1–3 стихах высокое призвание Слуги и Его особые отношения с Ягве. 482 В Великом свитке Исаии имеется незначительное смысловое разночтение: в 1-ой строке 41-го столбца 6-ое слово вместо масоретского слова («образовавший Меня») даёт чтение («образовавший Тебя»). 483 Это чтение следует признать неосновательным, поскольку оно нарушает смысл библейского повествования: начиная с 3-го стиха идёт диалог между Господом и Его Слугой, поэтому логично (как это и стоит в масоретском тексте), что в 5-ом стихе вновь Господу отвечает Его Слуга, от имени Которого и звучат слова «образовавший Меня». 49:6 «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Как указывает И. Ф. Григорьев, Синодальный перевод «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» является в данном случае неточным. Более правильным переводом еврейской фразы будет выражение текста Семидесяти: " чтобы быть Тебе во спасение даже до концов земли». 484 Такой перевод, будучи грамматически верным, более богат смыслом, поскольку в данном случае можно указать на параллель между приведённым в первой части фразы символом Мессии как света язычников и символом Мессии как спасения . 485 Выше (в §6.5.2, с. 173–174) было отмечено, что это не противоречит библейскому пониманию: Мессия назван Спасением в Ис. 51:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

—591— вместе песнь Моисея раба Божия и песнь Агнца, выражающую умственное и деятельное стремление с одной стороны все человеческое и естественно-мирское или житейское, направить и возвысить прямо в свет Христов, а с другой созерцать и свет Христов в истинном духе и направлении сошедшего с неба на землю Спасителя грешных и погибающих – воспевают и силу неотступных требований и взысков правды, как строгого закона, всемилующую благодать Агнца. Содержание этой многосложной, чудной пред самыми небожителями, песни, которую можно петь и внутренно и внешним образом – словом и делом, умом и сердцем, есть именно следующее: велики и чудны дела Твои. Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь Святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един Свят: яко ecu языцы приидут и поклонятся пред Тобою поскольку суды Твои открылись (см. Апок.15:2–4 ). Во всем этом нельзя не приметить духа и характера эпохи торжественной реставрации царств и успокоения народов после Наполеоновских войн и кары над миром, – эпохи всеобщего сознания и ощущения совершившейся строгости судов неподкупной правды и Христовой обновительной для мира милующей благодати; эпохи пробуждения в мире христианском [Ред.] уснувших было христианских воззрений и стремлений; – эпохи «Священного союза» чрезвычайного усиления Библейских обществ и пр. и пр. Для углубления присем нашего взора в открываемую далее тайну того, что совершается в мире, надо взять во внимание и рассуждение следующее: Господь, так сказать, не может не только не стоять за свою истину и благодать, созерцаемую прямо в ее существе и силе, но и отрещися от своего же света, касающегося и всякого человека грядущего в мир, – света, светящегося и во тьме морской и житейской, не можешь напр. отрещися от человеческого разума, как восприятого Им Самим вместе со всем человечеством в собственную Свою личность нас ради человеков, и ни от чего человеческого, кроме греха, Им же впрочем взятого на Себя. Ни люди не отчуждаются от Христовой благодати и истины ни о чем таком, в чем они не только прямо и сознательно держатся Христа, но и безотчетно бывают верны Его же свету, светящемуся и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 Подразумеваемое место в Писании (Иер 17:13) в соответствующем виде находится только в Септуагинте и в Вульгате: “Господи, все те, кто Тебя покинул, да посрамятся; поскольку они отпали, их должно написать на земле, потому что они оставили источник жизни, Господа”. — Прот. П. П. Приведём, однако, соответствующий стих из церк.-слав. Библии и из Синодального перевода, так как в обоих этих изводах данный смысл также содержится: Чаяние Израилево, Господи! Вси оставляющие Тя да постыдятся, отступающие (от Тебе) на земли да напишутся, яко оставиша источник живых вод, Господа; Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. “Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой”. Комментарий к этому стиху в Толковой Библии Лопухина скуп: «Как легко изглаживается написанное на песке, так быстро исчезает благополучие отступников от Иеговы». Приходилось встречать и иное толкование страха обвинителей прелюбодейки: слова кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:7) напомнили им о том, что по закону участвовать в ритуальной казни — побивании камнями — имеет право только неповинный в том грехе, за который казнят, а среди них не было неповинных в супружеской измене. — Пер. 7 Буквально это звучит так: “Один из них вернулся, когда увидел, что был исцелён, восклицал громким голосом Господи, пал на лицо своё к Его ногам и благодарил Его” (Лк 17:15 и сл.). Тем самым по моему мнению нивелируется существенная интенция засвидетельствования библейского текста. — Прот. П. П. Отец Пётр приводит здесь свой собственный перевод, в свою очередь переведённый нами с немецкого и существенно отличающийся от помещаемого в так наз. лютеровской Библии. — Пер. 8 Чудо в стране Гадаринской. В Синодальном переводе: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. В одном из новых немецких переводов, называемом “Новым женевским”, этот текст приводится в очень близком варианте, но отец Пётр приводит стих, близкий к лютеровой Библии и в буквальном переводе звучащий так: «“Возвращайся домой и расскажи, чтó великое сотворил тебе Бог”. И тот пошёл и оповестил весь город о том, что сотворил ему Иисус». Нем. Gott Großes an dir getan hat Бог сотворил тебе великое’ напоминает яко сотвори Мне величие Сильный из Песни Богородицы. — Пер.

http://pravmir.ru/iz-naslediya/

   3. «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе».     Великий прокимен, гл. 8: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее».     Стихи:    1. «Помощь Твоя, Боже, да восставит меня».    2. «Увидят это страждущие и возрадуются».    3. «Оживет сердце ваше, ищущие Бога» (Пс. 68:18-19, 30, 33). В понедельник 1 недели Великого поста.     На утрени — седален, гл. 2:(после 2 кафизмы). «В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прийми нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — Один, Легкоумилостивляемый».     Стихира на стиховне, гл. 5: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас».     Библейские песни, разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числа тропарей, но не более 12 стихов, (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий Толковый Типикон М. Скабалланович в. II стр. 256—265— Киев, 1913 г.).     Песнь 1: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь — крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военноначальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Нет такого текста, который бы невозможно было прочесть «навыворот», совсем не так, как он был задуман. И не в том даже дело, что авторская мысль бывает выражена ясно, а бывает – не очень. Тут другое. Читая книгу, каждый из нас становится как бы соавтором прочитанного, вплетая в смыслы и образы любого текста свой личный опыт, замешивая на одной палитре краски, предложенные автором, и свою собственную цветовую гамму. Из этих двух компонентов – авторской идеи и читательского восприятия – и складывается то, что принято называть прочтением. Хотя, конечно же, существуют общие культурные коды, позволяющие людям, воспитанным в одной традиции, читать написанное без существенных расхождений в понимании. Но уж если эти коды не совпадают, если нужно прочесть текст, родившийся в иной культурной среде, тут возможны самые неожиданные смысловые развороты. Почему так настойчиво звучит в Церкви призыв читать Библию непременно с толкованиями святых отцов? Да потому что ее тексты были написаны в обстоятельствах, которые отличались от нашего сегодняшнего мира едва ли не сильнее, чем отличались бы от него самые смелые выдумки писателей-фантастов. Другая культура, другой быт, другие отношения между людьми, другой набор ценностей, образов, метафор, сравнений. Но самое главное – эти тексты были написаны в совсем другом духе. Есть в Библии красивое выражение – ходить перед Богом. То есть – жить, постоянно сознавая присутствие Божие в мире и каждый свой поступок, каждое слово и даже мысль соотнося с этим Божественным присутствием. Так вот, те, кто писал Библию, ходили перед Богом. И правильно прочесть написанное ими тоже могут лишь люди, живущие в присутствии Божьем, любящие Бога, знающие Его. У меня был в жизни пример, когда много лет подряд я читал одно место в Евангелии абсолютно неправильно как раз по причине несовпадения библейских культурных кодов и моего духа. Вот эти слова Спасителя: …Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее (Мф 11:16-19).

http://pravoslavie.ru/103411.html

– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)? – Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость. – Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7). – Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство. – Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице? – Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010