Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии?/Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню,/но воскреснет всяко спасти зовущия:/благословен грядый во Имя Господа Спаса нашего. Что вы соблазны при пути/нам кладете, непокорные?/Ноги ваши скоры/на пролитие крови Владыки;/но несомненно Он воскреснет/для спасения восклицающих:/“Благословен Грядущий во имя Господа,/Спасителя нашего!” Светильна же не глаголем, но абие: Свят Господь Бог наш. Трижды, на глас 4. Светильна нет, но возглашаем: Свят Господь Бог наш: трижды, на 4 глас. На хвалитех поставим стихов 6, и поем стихиры самогласны 4, повторяюще два. Глас 4: На “хвалите” стихиры на 6, глас 4, преподобного Космы Маиумского Множество народа Господи,/постилаху по пути ризы своя:/друзии же резаху ветви от древес, и ношаху./Предыдущии же и последующии, зовяху глаголюще:/осанна Сыну Давидову,/благословен еси пришедый,/и паки грядый во имя Господне. [Дважды.] Великое множество народа, Господи,/расстилало по дороге одежды свои;/а иные резали ветви с деревьев и держали их в руках;/впереди же идущие и за Тобою следовавшие/восклицали, говоря:/“Осанна Сыну Давидову!/Благословен Ты, Пришедший/и вновь Грядущий во имя Господне!” (2) Хотящу Тебе внити во святый град Господи,/ветви садов людие ношаху,/Тебе поюще всех Владыку:/и зряще Тя на жребяти седяща,/якоже на херувимех зряху./Сего ради сице вопияху:/осанна в вышних,/благословен еси пришедый,/и паки грядый во имя Господне. [Дважды.] Когда предстояло Тебе войти/во святой город, Господи,/ветви растений держали люди,/воспевая Тебя, Владыку всего;/видя Тебя сидящим на молодом осле,/как Восседающего на Херувимах созерцали/и потому взывали так:/“Осанна в вышних!/Благословен Ты, Пришедший/и вновь грядущий во имя Господне!” (2) Изыдите языцы, изыдите и людие,/и видите днесь Царя Небеснаго,/яко на престоле высоце,/на жребяти худе во Иерусалим входяща./Роде иудейский неверный и прелюбодейный, прииди и виждь,/Егоже виде Исаиа во плоти нас ради приити имуща,/како уневещает Себе, яко целомудренный новый Сион,/и отлагает осужденную сонмицу:/яко в нетленном же браце и нескверном,/несквернии стекошася благохваляще, неискусозлобнии дети./С нимиже и мы поюще возопием песнь ангельскую:/осанна в вышних,/Имущему велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Наступила Лазарева суббота, но я не мог в день сей, по обычаю христиан иерусалимских, слушать литургию на Элеоне, близь места Вознесения, и оттоле идти поклониться упраздненному гробу Лазаря. Мне воспрепятствовал мятеж арабский, ибо все селение Вифании восстало на Мусселима за казнь одного из тамошних жителей в Иерусалиме. Градоначальник повесил его за покражу, заключив несколько других в темницу, чтобы заставить селение выплатить законную подать паше Дамасскому. Подобные возмущения очень часты, ибо Мусселим, не имея других средств собрать подати, по малочисленности своей стражи, ловит на торжищах жителей непокорного селения и тогда уже никто не отваживается выходить из стен города. Племя узников старается со своей стороны захватить кого-либо из иерусалимлян, чтобы потом поменяться пленными; но, зная что Мусселим не вступится горячо ни за кого из своих всадников, арабы более ловят поклонников или монахов, и угрозами казни заставляют единоверный с ними монастырь внести за выкуп всю требуемую от них дань, которую не стыдится принять градоначальник. Многие поклонники заключились на ночь в храм Воскресения, чтобы там отслушать вербную утреню и быть свидетелями шумного плетения ваий из финиковых ветвей. Пальмы сии, с которыми одни только поклонники, по возвращении на родину, имеют право стоять на утрени вербной, в знак своего странствия, дали им с давних, времен красноречивое название пальмников или паломников. Но главное торжество совершается только после поздней литургии и тогда архиерей и все духовенство трижды обходят с пальмами и хоругвями часовню Св. гроба и однажды великий собор, громко воспевая: «Днесь благодать Святого Духа нас собра и все, взявши крест твой глаголем: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»! Вслед за ними и другие вероисповедания совершают свои крестные ходы. Только вечером мог я идти с вербой в руках по той дороге, где некогда в сей торжественный день раздавались клики: «Осанна, осанна сыну Давида!» но не далее купели Силоамской, которая находится у подошвы Сиона, под юго-восточным углом стен Иерусалима, ибо опасно было по смутам арабским отдаляться от крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Аминь. 25 марта 1865 г.     18. Слово в неделю Ваий (Что значит быть как дети? – Начинать работать Господу с юных лет, как только осознаем свои обязательства, данные в крещении. В дела Богоугождения предать все сердце с детскою верою и простотою)   Воспоминаемое ныне событие торжественного Входа Господня в Иерусалим было, можно сказать, последним вразумлением неразумной синагоге. Начальники иудейские давно положили предать смерти Господа. Но вот Он, смиренно входя в Иерусалим на осляти, потрясает весь град, всеми велегласно приветствуется, показывая тем, что достаточно одного Его хотения, чтобы уничтожить все их замыслы, и что если Он предается на смерть, то предается добровольно. Тут же напоминает им сбывающееся пророчество: «се Царь твой грядет» (Зах.9,9), чтоб образумить их, и самым событием предлагает новое пророчество о призывании вместо их язычников, чтобы устыдить их и раздражить ревность их. Ослепленные не вняли вразумлению. Господь провидел сие — и пролил слезы о погибающих. Торжество вокруг, а у Самого Господа — слезы!… Что могло утешить Его?.. Разве только хвалебные гласы детей. Видел Господь, что этот народ, взывающий теперь: «осанна», чрез четыре дня будет кричать: «распни, распни Его» (Ин.12,13;19,15)… Но эти дети и все, прилепившиеся к Нему с детскою простотою, неизменно верными пребудут Ему. Пролита будет кровь Его, — и увлажит землю сию, и породит на ней новое поколение — свежее и полное жизни, как ваии (ветви) от финик, и с неразмышляющею верою преданное Ему, как дети, взывающие: «осанна»… Так, братие, кровь Господня уже пролита и принесла плод свой. Вместо одного народа все уже народы взывают: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21,9), — вместо одного храма в одном священном граде сколько истинных храмов воздвигнуто на земле и сколько градов пребывают верными Господу! Но закон утешений и надежд Господних один. Только на тех почивает Дух Его, кои, как ваий, полны жизни и, как дети, обращены всем сердцем ко Господу. Мы читаем сей закон в словах Господа: «оставите детей приходити ко Мне и не браните им: таковых во есть царствие Божие» (Лк.18,16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Он посетит свой храм Малахия 3 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. Псалом 69 [Мессия говорит:] ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня. Матфей 21 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. Иоанн 2:15–17 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Он торжественно войдет в Иерусалим Захария 9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Псалом 8 Из уст младенцев и грудных детей Ты [Бог-Отец] устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Матфей 21:7–16 [Апостолы] привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он [Иисус] сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Всеоружием веры опояши мене, Благодатная,/и смиренномудрием укрепи десницу мою,/да, яко страж, пребуду, воспевая имя Твое,/и, аще поможеши ми, не подвижуся даже до смерти. Огнезрачный жезл Твой, яко пламень чист,/и сим ведеши, Путеводительнице, люди Твоя,/да соблюдутся от бед христианы. Ярость адова и та не возможет на ны,/зане свят есть храм Твой/и о семени Твоем клятся Давид,/непрестающа хвала Твоя и Держава Твоя до скончания века. Светилен: Ублажат Тя, Богородительнице, вси роди,/яко смирение Твое паче всех предукрасися,/и увенчася имя Твое,/и прослави Тя Бог , яко Матерь Свою. На хвалитех, стихиры, глас 5: Седящаго на Херувимех носила еси/матерними объятии,/и Той сотвори Державу Твою,/и, сему радующеся, поем Ти:/осанна, Мати Христа. Приснодевство Твое, яко столп недвижим,/и глава его превыше небес,/и сотвори Ти величие Сильный,/днесь мирови Владычица Ты еси, и поем Ти:/осанна, Мати Христа. Слава, и ныне, глас тойже: Воистинну Богородица Ты еси,/неизреченна есть слава Твоя,/и того ради величаем Тя,/со Херувимы и Серафимы зовуще:/осанна, Мати Христа. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я, на восемь. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол к Филипписием, зачало 240. Аллилуия, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения прииму: Молитвы зри ниже. Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы «Державныя» ВЕЧЕР На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко велика сущи Царица и Мати/на Небеси превысоких сил Царя,/пречистыя Твоя руце простерши,/молебно за ны предстоиши,/и на земли, яко Державная Помощница,/Божественною Твоею иконою и духом с Твоими рабы пребываеши,/и весело спасаеши,/и избавляеши от всякия напасти/благочестно Богородицу Тя исповедающия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неделя 6-я, ваий Вход Господень в Иерусалим Утреня Мф, 83 зач., 21, 1—11 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!» Сегодня мы радостно празднуем наше вступление в эти святые и великие дни. Вход Господа в Иерусалим открывается как пророчество. И как всякое пророчество, он обнажает все. Умы и сердца тех, кто участвует в нем, еще далеко не ясно и чисто воспринимают происходящее. Потребуется целый ряд событий, чтобы они обрели ясность и чистоту. «Осанна Сыну Давидову»! — приветствует Господа народ. Этими восклицаниями собираются во Христе все чаяния Ветхого Завета, все обетования Божии. Царь Давид для народного предания и для самой подлинной веры Израиля остается непоколебимым знамением исполнения Божиих обетований. Духом Святым Давиду было возвещено, что его царству не будет конца.

http://moral.ru/седмица-6-я-великого-пос...

На сии то святопокланяемые и ни с чем несравненные совершенства Триипостасного существа Божия взирая серафимские воинства, непрестанно вопиют с восторгом Божественным: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, а им подражая, воспевает сию же самую песнь Церковь при совершении Литургии, потому что и она зрит в то время пред собою в таинственных дарах Евхаристии Господа славы, окруженного невидимо чины ангельскими. Песнь сия называется победною: победную песнь поюще, и проч. возглашает священник, называется же так потому, что она возносится, подобно кликам победным на брани, к славе, чести и благодарении Господа Саваофа, т. е. Господа воинств небесных, который, как изъясняется в Литургии Евангелиста Марка, превыше всякого начальства и власти и силы и господства. Замечательно также в возгласе священника умножение слов почти тождезначущих: поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Оно допущено, по разумению святого Германа Патриарха для изображения многоочитых четырех животных, окрест престола славы Господней парящих и возглашающих песнь сию, из коих первое, по откровению Иоанна Богослова было лице человеческое, второе лице львово, третье лице тельчее и четвертое орлиное. К серафимской песни Церковь от времен Апостольских присоединила торжественное приветствие, которым еврейские дети с финиковыми ветвями в руках сретили Иисуса, грядущего во Иерусалим на вольное страдание, радостно возглашая: осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! В сем приветствии слово, осанна, есть еврейское и означает на нашем языке: спаси, умоляю тебя. Оно употреблялось у Евреев и в виде победного клика при встрече победителей, и в виде торжественного воззвания при сретении царей. Соответствующего ему и совершенно равносильного приветствия в новейших языках нет. Дух Святой, предвозвещая устами пророка израилева грядущее пришествие в мир Богочеловека Христа и торжественное сретение Его обрадованным Израилем, влагает в уста Израилю, торжествующему сие приветствие, именно это, а не другое какое приветствие .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Наступило, наконец, время пострадать, и Ему следовало не укрываться, но предать Самого Себя за спасение мира. Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест. Народ, услышав, что идет Иисус, встретил Его со славой, без сомнения, ради чуда над Лазарем, воздавая Ему честь большую, нежели какая приличествовала простому человеку. Ибо принимали Его уже не за пророка, потому что кому из пророков отцы их воздавали такую честь? Посему-то и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы уразумеваем, во-первых, что Он Бог; ибо «осанна» значит: «спаси». Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (ст. 25). Ибо на еврейском языке читается: «осанна», на греческом же: «о, Господи, спаси!» Спасать — свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: «спаси нас, Господи Боже наш!» Из всех мест Писания всякий узнает, что спасение приписывается Писанием только одному Богу. Итак, восклицавшие Христу словами Давида этим показывают, во-первых, то, что Он Бог; потом, что Он — Бог в собственном смысле. Ибо говорят: «грядущий», а не ведомый. Последнее нечто рабское, а идти — самовластное. Словами: «во имя Господне» выражают то же самое, что Он есть истинный Бог. Ибо не говорят, что Он идет во имя раба, но во имя «Господа». Еще и то представляют, что Он не противник Богу, но пришел во имя Отца, как и Сам Господь говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, а иной придет во имя свое» (Ин. 5, 43). Называют Его и Царем Израилевым, может быть, в мечтах о чувственном царстве; ибо ожидали, что восстанет какой-то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян. Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: «отвязав, приведите ко Мне» (Мф. 1 21, 2; Мк. 11, 2; Лк. 19, 30). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: «Иисус, нашел молодого осла».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(Из книги «Сеятель Благочестия» протоиерея В. Нордова ) 569. Праздник входа Господня в Иерусалим в Церковных песнопениях Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во имя Господне! Изыдите, языцы (народы), изыдите и людие, и видите днесь Царя Небеснаго, яко на престоле высоце, на жребяти худе во Иерусалим входяща... Приидите, уготовим Господеви к сретению, ветви добродетелей носяще Ему. Тако бо Его приимем в душе нашей, как во граде Иерусалиме покланяющеся и поюще Его. Яко из горы Елеонския, от высоты милостыней, секуще ветвие добродетелей, приидите, людие, уготовим к нам мысленно пришествие Христово, поюще, благословяще Его и превозносяще во вся веки. Принесем, братие, ваиа (ветви) добродетелей Христу Богу, волею грядущему нас ради человечески пострадати, Божества крепостию всем бессмертие даровати. Прежде шести дней Пасхи глас Твой услышася, Господи, во глубинах адовых: темже и Лазаря четверодневна воздвигл еси; дети же еврейския взываху: осанна Боже наш, слава Тебе. Честное воскресение Твое прообразуя нам, повелением Твоим, Блаже, из гроба воздвигл еси умершаго, бездыханнаго Лазаря друга, четверодневна, смердяща, темже и на жребя восшед образно (знаменовательно), как на колеснице носим, языки (народы) укротевая, Спасе; сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих (грудных) и младенец незлобивых, зрящих Тя, Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи. Камень ожесточения отвали, Господи, от моего сердца; умерщвленную страстьми воздвигни душу мою, Благий, во умилении принести Тебе ваиа добродетелей, яко Победителю ада, Владыко, сподоби; яко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу и благоутробие Твое, едине Человеколюбче. Се, предвозгласил еси, Иисусе, взыдем ко граду святому, и руками убийц воистинну предамся кресту, убитися плотию. Пророков проповедания исполняя, в пророкоубийственный град, Христе щедрый, пришел еси убиен быти волею, убиенна мя тлею спасая. Со страхом пою Твое страшное смотрение, еже осанна взываю Тебе: мене бо грядеши спасти, благословенный Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вход Господа в Иерусалим Вот настает Страстная Неделя. Церковь в Богослужении этой недели поведет нас вслед за Христом, вплоть до Голгофы, и до Его Гроба. События последних дней земной жизни, поскольку они происходили здесь на земле, — конечно отошли в прошлое. Смолкли крики толпы, будь-то " осанна " , будь-то " распни! " Стих плач мироносиц. Умер Пилат. Умерли иудейские первосвященники. Но не умер Христос: как Богочеловек, Он жив и поныне. И вот почему Церковь в течение всей Страстной Недели, скорбно вспоминая об Его страданиях, в то же время радостно прославляет Его, как вечно живого Победителя смерти. Дело спасения, совершенное Христом, оно — живо и поныне. Оно не есть дело прошлое: оно — дело бывшее, но не минувшее! Ведь Христос и теперь, как в Иерусалиме, входит в наше грешное сердце. И это, усталое от греха, сердце трепетно ждет Его всеисцеляющего приближения, ждет своего очищения, обновления, и радостно, по-детски, поет оно Христу свое ликующее " осанна " . Но проходит немного времени, иногда даже очень немного, и в этом же сердце радостное " осанна " сменяется злобным " распни " . И человек своими грехами, своими страстями, вновь распинает Живого Христа. И вот почему в Богослужении Страстной Недели, наряду с прославлением Господа слышатся мольбы о помиловании, о прощении, слышатся призывы к бодрствованию и трезвению, чтобы не постигла человека участь иссохшей смоковницы, или раба, скрывшего в землю талант свой, чтобы не постигла человека участь Иуды-предателя, или нераскаявшегося разбойника. Подвиг Христа, он имеет значение не только для настоящего, но и для будущего. И вот почему, зарей, иногда зловещей зарей последних дней мира светятся церковные воспоминания о последних днях жизни Христа на земле. Все это наполняет Богослужение Страстной Недели трепетом современности, дает ему силу жизненности и глубину. Пусть же оно, все эти дни, будет звучать для нас, как один неумолкающий и вдохновляющий возглас " Гор е имеем сердца! " Великая Пятница Вы слышали, как один безумец в светлый полдень с фонарем в руках выбежал на площадь и закричал — " я ищу Бога, где Бог? " А когда люди стали над ним смеяться, он снова закричал — " да, да я ищу Бога, но я знаю, где Бог. Мы, вы и я, мы его убили... Но что мы теперь будем делать? Где теперь найдем мы себе утешенье? Ведь самое Святое Существо, которое когда либо существовало в мире, Оно истекло кровью под нашими мечами — мы убили Его " . Так писал, так говорил в прошлом веке властитель дум того времени, не утративший своего влияния и в наши дни. " Люди убили Бога! " Сколько тоски, сколько смертельного ужаса в этих страшных его словах! Недаром же душа мыслителя не выдержала, и заболела острым безумием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010