9. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое. Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая: в рождении сохраняется девство, и со смертью сочетавается жизнь. По рождении — Дева и по смерти — живая, Ты, Богородица, спасаешь всегда народ твой. Вход Господень в Иерусалим Об этом событии так повествуют евангелисты Матфей и Иоанн (по русскому переводу): ( Ин.12:1-2, 12-13 ): За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю… На другой день множество народа, пришедшего на праздник (Пасхи) , услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли на встречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! ( Мф.21:1-12, 14-17 ): И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» ( Ис.62:11 ; Зах.9:9 ). Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ, же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто это? Народ же говорил: это Иисус, пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме… И приступили к Нему в храме слепые и хромые; и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!», вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Пс.8:3 )? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

– Прошу тебя, пойдем, старче, в мою келью. Старец пошел с ним. Отец Николай сел на кровать. Лицо его просияло. Подняв глаза к небу, он пришел в своего рода исступление. Место наполнилось невыразимым благоуханием. Затем он очнулся и начал говорить: – Спасибо тебе, отче, что ты терпел мои слабости до конца и своими напутствиями вел меня в Царство Небесное. Духовник спросил его: – Ты видишь что-нибудь, отец Николай? – Вижу, старче, что пришли за мной и разорвали список моих грехов. И теперь, старче, благослови! И склонил голову. Тогда духовник благословил его рукой. Тот взял руку старца и горячо поцеловал, и прежде чем отпустить ее, поднял глаза к небу и тихо произнес: – Господи, прими мою душу… В тот момент он отдал свою душу Господу, Которому с юности служил с верой, послушанием и любовью. Он прошел путь аскезы вместе с Христом, путь божественных откровений и божественного единения, путь тайной молитвы и многочисленных слез и пережил во время бесконечного числа Божественных литургий в своей аскетической жизни литургическое преображение 491 . Каким сиянием и славой отмечает постоянно и непрерывно Торжествующая Церковь свое небесное богослужение! Как прекрасно было бы и нам в Святом Духе отпраздновать в земных храмах на протяжении Божественной литургии наше собственное литургическое преображение! Те из воинствующих верных христиан, кто победили плоть, мир и дьявола, победят и свою природу. И тот, кто побеждает свою природу (ветхого человека греха), становится «выше естества» и объединяется со своим Создателем, Спасителем Христом. Это переживается согласно слову Божию на богослужении. «Евхаристическая молитва» перестает шептать и громко кричит устами служащего иерея: «ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ ПОЮЩЕ, ВОПИЮЩЕ, ВЗЫВАЮЩЕ И ГЛАГОЛЮЩЕ…» Победная песнь, которую мы поем в час Святого Возношения воспевает победу Иисуса Христа над смертью и дьяволом. «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо  и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Это соединение Трисвятого ангельского гимна, который слышал пророк Исаия, когда Господь призвал его на пророческое поприще: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля…»,  и гимна, с которым народ израильский встретил в Святом Граде Господа, идущего «на вольную страсть»: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (который взят из 117-ого псалма и предвещает торжественный Вход Господень в Иерусалим: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня» 492 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На последнее возглашение священника: «благодарим Господа» ответом служило краткое: «достойно и праведно» без дальнейших слов. По крайней мере ни в одном из древних литургических списков не приводится полной формулы, как она читается в теперешнем служебнике. Древние толкователи литургии: Кирилл Иерусалимский , Златоуст, патр. Герман, также не знают этой прибавки. 9 Да она и не совсем уместна здесь. Молитвы и возглашения канона евхаристии относятся к лицу Бога Отца, как принимающего жертву, совершителем которой является Сын Божий. Возглас: «благодарим Господа» имеет тот же смысл; а потому, отвечая на него словами: «достойно и праведно», древние христиане лишь подтверждали слова благодарения и подтверждали в отношении к Богу Отцу, потому что далее в первой молитве евхаристии говорится: «достойно и праведно воспевать Тебя, славить, хвалить и благодарить, покланяться Тебе, неизреченный Боже, Отец Единородного Сына». Правда, в литургии Златоустовой приводится здесь и благодарение ко Христу и Св. Духу, но древние литургии такого тринитарного оттенка не имеют. Содержание благодарственной молитвы обращено к Богу Отцу, а о Сыне Божием упоминается, как о посредствующем лице, чрез Которое мы возносим свои молитвы. Таков именно строй первой благодарственной молитвы евхаристийного канона в литургиях Кирилла Иерусалимского , Апостольских Постановлений и, что особенно замечательно, в теперешней литургии Василия Великого , где, хотя и упоминается о Сыне Божием, но не к Нему относится благодарение и прославление. В связи с этим характером молитвы делается понятным ограничение ответной песни народа словами: «достойно и праведно». – Подобное же небольшое добавление должно отметить и в следующем гимне: «свят, свят, свят»… В древних литургиях, как и в литургии времен Златоуста, он читается без прибавления слов: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Этими последними словами нарушается целость евхаристийного канона, и опускается из вида прямое отношение этого гимна к словам священника, воспоминающего херувимское славословие. В этом прибавлении так же, как и в предшествующем, примешалось позднейшее понимание молитв канона в отношении ко всем лицам Св. Троицы, чего по общему строю канона и по его идее допустить нельзя. «Осанна в вышних»… есть обращение ко Христу и с херувимским славословием связывается лишь искусственным образом. В Пост. Апост., правда, этот гимн в целом составе читается следующим образом: «и весь народ говорит: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, полны небо и земля славы Твоея: благословен во веки» (так же этот гимн поется и в римской литургии); но это прибавление: «благословен во веки» вовсе не то, что употребляющееся в нашей теперешней литургии: «осанна в вышних»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Слава Тебе, Христе, восседающему в Вышних на престоле‚/и ныне ожидаемому с Священным Твоим Крестом/Потому веселится дочь Сиона,/радуются племена земные‚/ветви держат дети, а одежды – ученики‚/и вся вселенная научилась взывать Тебе:/" Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!» Глас 3: Прежде шести дней бытия Пасхи‚/прииде Иисус во Вифанию‚/воззвати умерша четверодневна Лазаря,/и проповедати воскресение./Сретоша же его и жены, Марфа и Мария сестры Лазаревы, вопиюще к Нему:/Господи, аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш./Тогда гл аго ла к ним:/не пре дреко х ли вам: веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет:/покажите ми, где положисте его?/И вопияше к нему Зиждитель всех:/Лазаре, гряди вон. За шесть дней до наступления Пасхи/пришел Иисус в Вифанию‚/чтобы из гроба вызвать/четыре дня назад умершего Лазаря/и тем о воскресении предвозвестить./И встретили Его жены,/Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему:/«Господи‚ если бы Ты был здесь‚/не умер бы брат наш»./Тогда Он сказал им:/»Не говорил ли Я вам прежде:/Верующий в Меня, если и умрет, жив буд/Покажите Мне, где вы положили его»./И воззвал к нему Творец всего:/«Лазарь‚ выходи!» Стихиры на стиховне, глас 8: Радуйся и веселися, граде Сионе,/красуйся и радуйся, Церкве Божия:/се бо Царь твой прииде в правде‚/на жребяти седя, от детей воспеваемый:/осанна в вышних, благословен еси,/имеяй множество щедрот, помилуй нас. Радуйся и веселись град Сион‚/ликуй и торжествуй Церковь Божия/Ибо вот, пришел Царь Твой праведный,/восседающий на молодом осле/и детьми приветствуемый в песни:/»Осанна в вышних, благословен Ты‚/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!» Прииде Спас днесь во град Иерусалим‚/исполнити Писание‚/и вси прияша в руки ваина:/ризы же подстилаху Ему‚/ведуще, яко Той есть Бог наш‚/Ему же херувими вопиют непрестанно:/осанна в вышних, благословен еси‚/имеяй множество щедрот, помилуй нас. Пришел Спаситель в сей день во град Иерусалим‚/чтобы исполнить Писание‚/и все взяли в руки пальмовые ветви/и одежды расстилали перед Ним‚/зная, что Он – Бог наш,/Которому херувимы взывают непрестанно:/" Осанна в вышних, благословен Ты,/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 . Наступали последние дни земной жизни Спасителя. Чтобы поддержать веру Своих учеников и чтобы уверить всех в будущем всеобщем воскресении, Господь сотворил в эти дни величайшее из чудес, воскресив из мертвых уже четверодневного мертвеца Лазаря. В один день весть о небывалом чуде, совершившемся в Вифании, облетела всю иерусалимскую окрестность. Всем хотелось видеть великого Чудотворца и каждому взглянуть на воскресшего Лазаря. Как бы отвечая на желание народа, Спаситель Сам вознамерился идти в Иерусалим. Узнав об этом, весь народ пришел тогда в движение; многие из нетерпения скорее видеть галилейского пророка и воскресителя Лазаря вышли из города навстречу Спасителю. Собравшись в путь, Господь призвал к Себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, вы найдете молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу»( Лк.19:30,31 ). Посланные ученики пошли и исполнили повеление своего Учителя. Приведя молодого осленка, они накинули на него свои одежды и посадили Иисуса. Когда бесчисленные толпы народа, так горячо желавшие посмотреть на Иисуса, увидали Его, то из тьмочисленного народа послышался радостный крик; «Осанна, – т. е. спаси нас, – Сын Давидов, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» Многие снимали с себя одежды и постилали их под ноги Спасителю, другие резали финиковые ветви и ими устилали путь или потрясали в воздухе. Но несмотря на всю радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Он скорбел, что народ иудейский не узнал часа посещения Божия и скоро вместо «осанна» будет вопить: «Распни Его!» Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его жителей, Его святому взору ясно представилось теперь, как скоро рушатся стены этого города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибнут от меча неприятелей, и весь Израиль, как от ветра пыль, рассеется по всей вселенной. Скорбь Спасителя о грядущих бедствиях Иерусалима, а с ним и всего избранного народа, была так велика, что, не вмещаясь в Его любвеобильном сердце, вылилась в обильных слезах. Торжественный путь Господа кончился около храма. При входе в Иерусалимский храм Он, как Владыка неба и земли, изгнал из него торгующих и строго заметил, что неприлично дом молитвы обращать в дом торговли. В храме тотчас приступили к Нему слепые и хромые; Спаситель всем им преподал исцеление. Видя такие чудеса, даже младенцы, по примеру своих отцов и матерей, славили Господа и громко вопияли: «Осанна Сыну Давидову!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Этих особенно прославляет Господь. И нас учит, чтобы мы без боязни крепко стояли на страже Его Церкви, не боясь страданий и преследований, защищая ее уставы, ее установления и догматы ; мужественно переносили всякие искушения и напасти от врагов, особенно слуг князя тьмы, стойко боролись и настойчиво с грехом и со страстями своими. Таких борцов, крепких, особенно Своею милостию покрывает Господь, промышляет о них особенным вниманием, ласкою Его пользуются они. Как земной полководец заботится о своих воинах, знает каждого в лицо, знает нужду каждого, так и Господь воинств, Господь – Полководец Небесный заботится и знает в лицо каждого из Своих воинов. Все Его пророки, все апостолы Его были в то же время и воины Его. Все они вынесли тяжелую борьбу и понесли подвиг мученичества за исповедание имени Его. И какою любовию, заботою, защитою обнимал Господь всех этих служителей – воинов Своих. Вот, дорогие мои, в то время, когда поют «Свят, Свят, Свят», молитесь, чтобы Господь дал вам мужество в борьбе с грехом, чтобы укрепил вас бодро стоять на страже имени Его, мужественно прославлять Его. Когда поют эти слова, загляните в себя, посмотрите: кто вы? Воины ли Царя Небесного, смело, отважно идущие на врага, диавола и слуг его, или вы дезертиры, покинувшие поле битвы, позорно убежавшие от знамени своего полководца? Не забудьте крепко держать меч Господень – Крест Его. Знамением Креста Его поражайте врагов видимых и невидимых. Оденьтесь, по слову апостола, во всеоружие спасения. Мужественно стойте, защищая Церковь Божию и святое имя Господне. И Господь воинств, пребывающий в сонме мучеников и подвижников – борцов со страстями, ниспошлет вам Свою особую милость. Дальнейшие слова возгласа: «Исполнь небо и земля славы Твоея» понятны вполне. Они значат, что небо и земля полны славы Божией. Весь мир являет Его славу. Следующее слово «осанна» я хочу пояснить вам. «Осанна» – по-еврейски «гошианна». По-гречески «осанна» означает приветствие: здравствуй, привет тебе, пусть тебе будет хорошо – вот как можно перевести это слово. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особым восклицанием. Евреи выражали это словом «гошианна». В ветхозаветной Церкви праздновался так называемый День кущей. Когда евреи выходили в поле, устраивали палатки, убирали их зеленью и там проводили весь праздник. Дети еврейские, взяв в руки ветки, бегали по полю и при встрече помахивали ветвями и кричали друг другу: «Гошианна», т.е.: «Приветствуем вас, здравствуйте, да будет радость». Этим же восклицанием встретили дети входившего в Иерусалим Христа Спасителя. Наше пение: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» – выражает привет грядущему Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

И далее мы читаем: Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге (Мф. 21, 8). Латинский отец IV века Иларий Пиктавийский пишет: «Все происходящее указывает на будущее, и в форме параболических знамений события теперешние предвосхищают события будущие. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему — а Он здесь седок! О Нем возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Всю славу свою расстилают одеждами перед Господом патриархи (их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе). Идя к Нему со всей красотой собственного достоинства и становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчили об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. Многие умерли и отдали себя на мощение пути — они, словно бы сняв одежды, устлали ими этот путь. И апостолы вслед за своими одеждами устилают дорогу срезанными с деревьев ветвями, но это не просто благочестивый человеческий поступок. Ведь может показаться, что ветви мешают идущему и затрудняют движение тому, кто спешит. Но даже в этом проявляется смысл пророчества и возвещается образ будущего. Эти ветви — не приносящие плода народы или плоды народов, не имеющих веры; эти ветви срезают апостолы, устилая путь Господу: они приготовляют приход Спасителя» . И далее мы читаем: Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). Здесь, наряду с устоявшимся приветствием из Псалтири: Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня (Пс. 117, 26), мы видим неожиданное предварение известных слов: осанна Сыну Давидову! «Осанна» (по-еврейски: ношиа на) — означает «о, спаси», но прибавление: «Сын Давидов» ( бен Давид ) — означает признание народом, что Иисус из Назарета — и Спаситель, и Мессия из Дома царя Давида (помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!).

http://pravoslavie.ru/102519.html

Мф.21:8 . «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Надо заметить, что резать пальмовые ветви и постилать их по пути шествия паломников, входящих в Иерусалим, – это была устоявшаяся на тот момент традиция. Иногда такую дорожку, посыпанную листьями, еще и поливали водой. Латинский отец IV века Иларий Пиктавийский пишет: «Все происходящее указывает на будущее, и в форме параболических знамений события теперешние предвосхищают события будущие. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается. Умы народов подчиняются Ему – а Он здесь седок (то есть восседает на осле. – О.С.) ! О Нем возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Всю славу свою расстилают одеждами пред Господом патриархи. Идя к Нему со всей красотой собственного достоинства и становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчили об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. Многие умерли и отдали себя на мощение пути – они, словно бы сняв одежды, устлали ими этот путь. И апостолы вслед за своими одеждами устилают дорогу срезанными с деревьев ветвями, но это не просто благочестивый поступок. Ведь может показаться, что ветви мешают идущему и затрудняют движение тому, кто спешит. Но даже в этом проявляется смысл пророчества и возвещается образ будущего. Эти ветви – не приносящие плода народы или плоды народов, не имеющих веры; эти ветви срезают апостолы, устилая путь Господу: они приготовляют приход Спасителя » 178 . И далее мы читаем: Мф.21:9 . «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Здесь, наряду с устоявшимся приветствием из Псалтири: «Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня» ( Пс.117:26 ), мы видим неожиданное предварение известных слов: « осанна Сыну Давидову! » « Осанна » (по-еврейски: ношиа на) – означает «о, спаси», но прибавление: «Сын Давидов» – означает признание народом, что Иисус из Назарета – и Спаситель, и Мессия из Дома царя Давида (Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Видим же собственными нашими очами сие пророчество Спасителя нашего исполняемое; ибо доселе, идеже токмо проповедуется Евангелие, то есть, по четырем частям света, в Европе, и Азии, и Африке, и Америке, тамо проповедуется и сея святое дело, и воспоминается благочестивое ее имя. Показав же Иоанн касательно сея жены, повествует и о других действиях, говоря: Ин.12:9–11 .  «Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же Архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса.» Многое множество народа Иудейского узнали, яко Иисус Христос находился тамо, то есть в Вифании; чего для пришли туда, не токмо ради Иисуса, то есть, не только для того, да слышат учение Иисуса Христа, но да и видят Лазаря, которого Он воскресил от мертвых. Архиереи же, видя, яко многие Иудеи приходили к Иисусу Христу, желая видеть и Лазаря, и узрев Лазаря, веровали в Иисуса Христа, и что Лазарь был магнитом, притягивающим к вере во Христа, совещались, да и Лазаря убиют. Несмысленные! Воскресивший умершего Лазаря ужели бы не мог, если бы восхотел, воскресить его и вами убитого? Всезлобные! совещаетесь на невозможное, совещаетесь воспрепятствовать человеческому спасению! Посем Евангелист повествует и о том, что в следующий день воспоследовало. Ин.12:12–13 .  «Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» По силе закона, ни в каком другом граде не совершался праздник Иудейской Пасхи, кроме единого Иерусалима: «не возможеши жрети Пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой дает тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» ( Втор.16:5–6 ); почему каждого года сходилось во Иерусалим многое множество людей, да празднуют «тамо Пасху». Поскольку же расславлено было по Иерусалиму преславное чудо Лазарева воскресения из мертвых, и безмерное множество народа, слыша о шествии Иисуса во Иерусалим, принимали в руки свои ваиа от финик, и вышед из града на сретение Ему, взывали: «Осанна, благословен грядый во имя Господне!» Так же поступали и взывали тогда Иудеи, думая, яко Иисус Христос есть обещанный Мессия и яко, пришед во Иерусалим, сядет на Давидовом престоле владычествовать над Израильским родом. И как дела, так и слова их были по действию Святого Духа, и являли Его Богочеловеком, ваиа же были знаками победы, знаменуя, яко Христос есть победитель диавола и смерти: осанна же еврейски значит «спаси же». Сему подобное есть пророчество Давида, предсказывавшего о Христовом пришествии: «о Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:25–26 ). Вместо же сего спаси же, говорится еврейски: осанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

(Здесь все молящиеся должны положить земной поклон). Во время пения «Достойно», священник начинает читать тайную евхаристическую молитву, берет звездицу, осеняет ею Святой хлеб и говорит вслух последние слова тайной молитвы: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:». Хор подхватывает эти слова, продолжая все ту же молитву: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». (Саваоф по-еврейски значит: «Господь Воинств», «Господь сил небесных». «Осанна» – по-еврейски значит: «спаси нас». «Осанна в вышних» – «спаси нас живущий на небесах», или «дай нам спасение на небесах». Этим восклицанием евреи приветствовали в торжественных случаях высоких лиц). Священник продолжает читать про себя тайную евхаристическую молитву, которая заканчивается словами: «даде святым Своим ученикам и апостолам рек», т. е. «дал святым Своим ученикам и апостолам и сказал» и громко произносит следующие дальше слова молитвы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»! «Приимите, ядите...» «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И после ответа хором: «Аминь», продолжает: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов». Хор опять отвечает: «Аминь». На литургии Св. Василия Великого священник произносит громко слова тайной молитвы, начиная от слов: «даде святым Своим учеником и апостолом рек». Потом перед вторым возгласом: «подобно и чашу по вечери, глаголя». В короткой тайной молитве священник вспоминает потом крест, гроб, тридневное воскресение, восхождение на небеса, седение одесную Отца и славное второе пришествие и, продолжая ее вслух, говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща, о всех и за вся», т. е. Твои Святые Дары, от Твоих людей, Тебе приносим за всех и за все. «Пийте от нея вси...» «Твоя от Твоих...» «Тебе поем, Тебе благодарим...» Хор, продолжая молитву, поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010