Оденьтесь, по слову апостола, во всеоружие спасения. Мужественно стойте, защищая Церковь Божию и святое имя Господне. Господь воинств, пребывающий в сонме мучеников, подвижников, борцов Его со страстями, пошлет особенную милость. Дальнейшие слова: " Исполнь небо и земля славы Твоея " понятны вполне. Они значат: небо и земля полны славы Твоей, весь мир являет славу Божию. Следующее слово " осанна " я хочу пояснить вам. " Осанна " — по-еврейски " гош-и-она " , по-гречески " осанна " — значит приветствие: " здравствуй, привет тебе " , " пусть тебе будет хорошо " . Вот как можно перевести эти слова. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особенным восклицанием. Евреи выражали свои чувства этим словом " гош-и-она " . В ветхозаветной Церкви праздновался так называемый праздник кущей, когда евреи выходили в поле, устраивали палатки, убирали их зеленью и там проводили весь праздник. Дети еврейские, взяв в руки ветви, бегали по полю и при встрече помахивали друг другу и кричали " гош-и-она " , то есть " приветствуем вас " , " здравствуйте " , " да будет вам радость " . Этим же восклицанием дети (главным образом) встретили входившего в Иерусалим Христа Спасителя. Наше пение: " Осанна в вышних, благословен грядый… " выражает привет грядущему Христу. Серафимы, видя Его бесконечную любовь к людям, видя Грядущего Его на жертву, с трепетом приветствуют Его, и весь мир вторит им, вся природа, все окружающее восхваляет Его. За что же весь мир приносит хвалу Господу? Разъясняет это нам тайная молитва священника. Когда в храме поют " Свят, Свят, Свят " — песнь серафимовскую, священник молится: " С сими и мы блаженными силами… " и заканчивает: " Приимите, ядите… " Вот то величайшее благо, которое даровал нам Господь, — Божественная литургия. Вот почему слетаются в храм тьмы тем трепещущих серафимов, трепещущих потому, что эти силы всегда предстоят близко Престолу Господню, находятся в состоянии трепета, восторга любви. А мы, люди, которым дается это благо, мы уходим от него, нам некогда пойти на литургию, мы меняем ее на рынок, на заботы земные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Осанна в вышних . — Так как прямой смысл (historia) ясен, то мы постараемся открыть духовное значение. Толпы, вышедшие из Иерихона и последовавшие за Господом и учениками Его, после того, как они увели отвязанного осленка — который был прежде привязан — и украшенного одеждами апостолов, и сидящего на нем Господа, побросали одежды свои и забросали дорогу ветвями деревьев. И когда все это закончили делать (opere fecissent), то и голосом подали свидетельство: предшествуя и следуя Ему, они не кротким и тихим исповедованием, но весьма громко заявляют (plenissimo clamore): Осанна сыну Давидову, благословен Тот, Который идет во имя Господа. Осанна в вышних А слова евангелиста: Толпы же, которые шли вперели и которые следовали позади показывают, что и тот, и другой народ, то есть и те, которые веровали в Господа прежде Евангелия, и которые веровали после Евангелия, единогласно и согласно в исповедании восхваляют Иисуса, и согласно примеру, показанному в выше приведенной притче о делателях различных часов, получают одинаковую награду за веру свою. Далее что значат следующие слова: Осанна Сыну Давидову, это, — сколько я помню, — я сказал за много лет раньше в кратком послании к Дамасу, в то время Римскому епископу, и теперь кратко коснусь. В Сто семнадцатом псалме, который несомненно написан относительно пришествия Христова, между прочим мы читаем также и следующее: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! И непосредственно затем присоединяется: О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня, и прочее . Вместо того, что имеется у Семидесяти толковников Κριε, σσον δ, то есть о Господи, спаси же, в еврейском мы читаем: аппа Adonai [lehova] osianna ( ), что более ясно перевел Симмах словами: Умоляю усердно, Господи, спаси, умоляю усердно. Итак, пусть никто не думает, что это слово составлено из двух слов, — именно: из еврейского и греческого; оно все вполне еврейское и имеет то значение, что пришествие Христово есть спасение для мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

А что будет тогда с младенцами! С теми крошками, которые совсем Тебя, Господи, не знали и не знают? Им никто про Тебя не сказал. Их никто к Тебе не подвёл. Они – настоящие сироты: невинные, бедные, несчастные, малютки! Как они? Что с ними будет? Какое место их покоя? О Владыка Вселенной! Трудно всем нам! Тяжело идти Твоим путём! Тяжело! Но мы идём, мы верим, что Ты – «путь, истина и жизнь». Идём, падаем, слабеем, плачем, вновь идём, вновь падаем, вновь незримо поднимаешь нас, как малых младенцев...И мы... во все минуты нашей горькой жизни непрестанно Тебя благодарим и любить не перестанем, и любя Тебе вопием: «ОСАННА! ОСАННА! БЛАГОСЛОВЕН грядый ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!...» (Господи! Гряди же скорее, ждём!) Аминь. Жизнеописание архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона. 75 Блажен человек, иже обрете премудрость (притчи Соломона) В Московскую Духовную Школу (тогда она располагалась в зданиях Московского Новодевичьего монастыря, и называли её «Богословские курсы») Василий Петрович Агриков приехал в 1946 году. Как и многие другие фронтовики, он был в военной форме: тёмная шинель с петлицами танкиста, армейская фуражка, китель, офицерские брюки и солдатские сапоги; в одной руке чемодан, а в другой сетка с огромнейшим волжским арбузом – угощение для московских студентов. Начальное 4-х классное образование не помешало ему поступить в Семинарию, особенно помогла рекомендация архиепископа Филиппа. В первое время Василий учился слабовато – не было способностей заучивать наизусть, особенно нелегко давался русский язык. Трудно приходилось не только ему, но и другим фронтовикам. Молодым было проще – у них хорошая память, а они, «старички», все-таки уже потрёпанные, а надо заучивать разные спряжения, склонения. Преподаватели при опросе иной раз делали им снисхождение. На первых порах Василий был одним из последних учеников. Но благодаря своей усидчивости и любви к изучаемым предметам он не отставал от других, а преуспевал в познании премудрости Божией. Господь наделил его способностью хорошо писать сочинения, на которые в Духовных Школах обращали сугубое внимание – он всегда писал их на пятёрки. Не только сам писал, но помогал и товарищам: диктовал им, а они записывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

А священник во время этого пения пред Святыми Дарами – самим Телом и Кровию Христовою молится о всех усопших и о всех живых, из живых особенно за высших пастырей и учителей в Церкви; молится об умерших – тайно, а о живых возглашает так: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального архиерея), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». На что на клиросе поют: «И всех и вся». Наконец совершение Таинства заключается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», а на клиросе пением на это: «Аминь». Переложите на русский язык слова: «Благодарим Господа» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства Святого Причащения. … Священник: Благодарим Господа. Певцы: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. По-русски: Возблагодарим Господа. Достойно и справедливо поклоняться (то есть с чувством благодарения) Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной. Прежде чем началось само совершение Таинства, священник приглашает молящихся, по примеру Самого Христа Спасителя, возблагодарить Господа за благодеяние Его к людям, – возглашает: «Благодарим Господа» – а молящиеся ответствуют, что достойно и справедливо сделать это: «Достойно и праведно есть…» Переложите на русский язык слова: «Победную песнь…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства. … Священник: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Певцы: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. По-русски: Песнь победы воспевая, возглашая, взывая и говоря: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Небо и земля полны Твоей славы. Осанна в вышних, благословен, Приходящий во имя Господа! Осанна в вышних.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Симмах перевел слово «осанна» словами: умоляю усердно. В связи с праздничным характером данного события (Вход Господень в Иерусалим), в христианской среде слово «осанна» чаще ассоциируется с превозношением и прославлением. Но как объяснить, что толпа, приветствовавшая Христа, всего через несколько дней поведет себя противоположным образом? Очевидно, что их представление о Христе (Мессии) не всегда формировалось в русле пророческого откровения. То есть они (жители Иерусалима) видели в Иисусе из Назарета Мессию-Воина, Мессию-Освободителя, Который свергнет железное иго римлян-язычников и освободит Израиль. Но в Книге Захарии (в 1-й главе) на конях восседают апокалипсические вестники смерти, а не смиренный Мессия, страждущий Мессия, кротко восседающий на осле, о чем пишет пророк Захария уже в 9-й главе. Иларий Пиктавийский восклицает: «То ли это множество народа, которое с одобрением кричать будет: да будет распят (Мф. 27, 22)? Как же милость Его превратилась в их ненависть? Даже сами слова их указывали на силу искупления. Осанна” на еврейском языке означает искупление дома Давидова. Потому они призывают Сына Давидова, что в Нем признавали наследие царства вечного. Затем исповедуют благословенность в имени Господнем. Но вскоре их крики да будет распят превратятся в богохульство» . Настроение толпы всегда непредсказуемо и переменчиво... А какого Мессию (Христа) ожидаем мы, православные христиане? Может быть, подобно древним иудеям, мы ожидаем Мессию-Воина, Который уничтожит всех наших врагов и поставит нас царями и священниками над всеми народами (языками)? Пусть каждый сам в эти дни ответит на этот вопрос… Толпа кричала все громче и громче: «Осанна Сыну Давидову!.. Осанна!». Святитель Иоанн Златоуст учит: «И здесь, когда, по-видимому, они говорили нечто высокое, их мысль была земная, самая низкая, пресмыкающаяся. Впрочем, Христос делал это не из тщеславия, но для того, чтобы, как я сказал, и пророчество исполнить, и преподать назидательное наставление, а вместе с тем и утешить учеников, сетующих о Его смерти, давая и то знать, что Он все это терпит добровольно. Ты же подивись тому, с какою точностью все предсказано пророками: иное Давидом, а иное Захарией» .

http://pravoslavie.ru/102519.html

Слово в день Входа Господня во Иерусалим. (О Святом Причащении). Святителя Илии Минятия Кефалонитского Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев ( Ин. 12:13 ). Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день Он вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. «Кто это такой?» спрашивали они друг друга. Весь этот многочисленный народ, собравшийся туда на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут спереди, другие сзади; одни срезывают ветки, другие бросают их на землю, оные постилают свои одежды на пути и все в один голос – даже малые дети – восклицают: осанна, благословен грядый во имя Господне! Три обстоятельства отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых – одежды, постилаемые на земле; во-вторых – ветви фиников, знамения победы; а в-третьих – радостное восклицание: осанна, благословен грядый. Существуют три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Таин. Во-первых – с истинным раскаянием сбросив одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлещись ветхаго человека с деяньми его ( Колос. 3:9 ). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправши трех великих наших врагов – плоть, мир и диавола; а затем с духовной радостью и веселием сердца сокрушенного приблизиться к св. трапезе Хлеба животного со словами: осанна, благословен грядый во имя Господне. Поэтому я желаю ныне беседовать о св. Причащении, полагая, что слово (об этом) очень необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых – я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце в виду торжественности сегодняшнего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Что значит: осанна в вышних? – спаси (осанна по-еврейски и значит – «спаси»). Осанна в вышних, то есть как вверху спасение, так внизу человеколюбие… Народ, получив свыше откровение, восклицал ко Господу это. «Мы знаем ИМЯ» (как бы так говорит народ фарисеям). «Это имя освободило нас от Египта, дало возможность перейти Чермное море и жить в пустыне и поселило нас на земле, текущей медом и млеком, и научило пророка взывать: да познают, яко имя Тебе Господь» ( Пс. 82:19 ). «Празднуя ныне пришествие Царево, верные, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать… …Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь!.. Явился Тот, Кто хочет помиловать всех… С погибшими – Спаситель… Приходит… в образе раба, тихий, как жених; кроткий, как агнец… как овца – на заклание и как агнец незлобивый, ведомый на жертву…» Его «кровь искупила и освятила целый мир…» «Можно было видеть в Сионе, как небесные и земные взаимно восклицают и приветствуют друг друга. Горние говорят: – Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк. 2:14 ). Дольние отвечают: – Мир на небесах и слава в вышних ( Лк. 19:38 ). Ангелы сказали: на земли мир. Человеки воскликнули: мир на небеси. Почему? – Потому, что явился Тот, Кто всем вопиет: мир вам ( Лк. 24:36 ); о Котором пророк молился так: Господи Боже наш, мир даждь нам ( Ис. 26:12 ), то есть пошли Сына Твоего Единородного, чтобы Ты через Него примирился с нами, видя, что наша природа через Него соединилась с Тобою. Сей-то мир видя, горние лики воззвали (при рождестве Христа): Слава в вышних Богу, и на земли мир, то есть совершенное примирение Бога с врагами. Тот мир познавши, и отроки воскликнули: осанна! мир на небесах, и слава в вышних! Ибо некогда враждебное ныне соделалось братским; небесные и земные приносят Небесному и земному Христу единое исповедание Богом и поклонение». Удивительно тонкое сближение… Рождество и шествие на страдание… Одни и те же слова… Поразительно… Связь рождества и Голгофы была выяснена на праздник Рождества (начало и конец искупления). «Ныне, други, ближайшее нам спасение… Это изрек и Павел, благовествуя: Господь близ: ни о чемже пецытеся ( Флп. 4:5–6 )…»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ибо своим крещением от Иоанна, Христос, по выражению св. Златоуста, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» (Бесед. на Матф. XII:3), — тому крещению, в котором мы действительно очищаемся от всякого греха, тому крещению, в котором на каждого человека действительно нисходит Дух Святый и все люди действительно соделываются сынами Отца небеснаго, чадами Божиими.    Можно ли после этого, братие, не торжествовать нам тот день, когда с такою славою явился миру наш Спаситель и когда в лице Его и мы все крестились во Иордане и прияли Духа Святаго, «Духа сыноположения, о Немже вопием» к Богу: «Авва Отче» (Рим. 8:15)? Да будет же ныне радость наша сознательна и разумна. Да будет она вместе — чистая и святая, какая прилична только-что крестившимся и удостоившимся принять Святого Духа. Аминь. Слово в неделю Ваий, сказанное в Предтеченской церкви архиер...     «Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан. 12:3).    Торжествен был последний вход нашего Спасителя в Иерусалим. Он шествовал, как Царь, сообразно древним пророчествам, седя «на жребяти осли». Безчисленное множество народа, пришедшого на праздник в св. град, услышав о приближении Иисуса, взяли ваии от финик и вышли в сретение Ему. И потом одни предшествовали Ему, другие сопутствовали; одни в восторге снимали с себя одежды и постилали пред Ним, другие резали ветви от дерев и бросали на Его пути, и все не только взрослые, но и самыя дети взывали к Нему: «осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних» (Матф. 21:8—9). Не дивно ли после сего замечание Евангелиста, что Христос, когда приблизился к Иерусалиму, то, «видев град, плакася о нем» (Лук. 19:41)? Что бы это значило? Отчего, когда все вокруг Спасителя радовалось, Он один плакал? Ужели Ему не угодны были эти ликования иудеев, это живое сочувствие к Нему, эта торжественная встреча?    Иудеи встречали Его, как своего Царя... Но они не разумели Его: их понятия о Мессии-Царе были превратныя, чувственныя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин.12:9–11 ). Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа Торжественный вход Господень в Иерусалим Мф.21:1–17 ; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–48 ; Ин.12:12–19 . На другой день (после вечери в Вифании) ( Ин.12:12 ), когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Вифагию 446 , к горе Елеонской, Иисус послал двух учеников, сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если, кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» ( Мф.21:1–3 ). Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: «Зачем отвязываете осленка?» Они отвечали: «Он надобен Господу» ( Лк.19:32–34 ). Привели ослицу и молодого осла ( Мф.21:7 ) и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса ( Лк.19:35 ). Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой, се, Царь твой грядет к тебе Кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной 447 448 ( Мф.21:4–5 ). И когда Он ехал, постилали одежды 449 свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: «Благословен Грядый во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» ( Лк.19:36–38 ) Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви 450 , вышли навстречу Ему и восклицали ( Ин.12:12–13 ): «Осанна Сыну Давидову 451 ! благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ) благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» ( Мк.11:10 ) И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: «Учитель! запрети ученикам Твоим!» Но Он сказал им в ответ: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют!» ( Лк.19:39–40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010