25 . День преп. Сергия Радонежского. Канун: Всенощная. Литии не было. Вместо кафизмы о. Архим. Исаакий прочел составленное Патриархом Алексием житие преп. Сергия. Акафист ему. Конец завершил о. Арх. Исаакий. Литургию совершали мы оба (я и о. Арх. Исаакий) без диакона – я в иерейской фелони; без митры, без панагии; с крестом, в коем находится частица св. мощей преп. Сергия, с непокрытой головой. Молебен с духовенством в покровении главы клобуком, кратко о преп. Сергии – «печальник» – о чем он печалился? О нас: о вере нашей; о любви к ближним, о смирении, нищелюбии. Случай посещения крестьянином его обители. Пожелание ему подражать. Чувство умиления, слезы радости, полно было сердце. Верующие плакали некоторые, видя Епископа в скромном одеянии иерея подражанием смирению преп. Сергию. Слава Богу за Его милость! 1950 год. Март. 20 . Вербное Воскресение. Народу, молящихся храм не вмещал – много стояло вне храма. Раздачи верб от руки священников не было – порядок был по прошлому году (см. за 1949). Давка была невероятная по началу – после водворился порядок. Служба была весьма торжественная, вместо кафизмы пели концерт «Осанна, осанна...» Литургий ранних было две. Приветствие и пожелание, чтобы наши частые «Осанна» не были похожи на «осанна» книжников и фарисеев, а на то «осанна, благословен грядый», каким будем встречать Господа Иисуса Христа во второе Его пришествие. Пасха Красная. 27 марта. Служба была в 3-х местах. Освящение куличей производилось в храме и вне. Народу было 20000. Порядок был образцовый. Погода тихая, чудная! В 3 час. 30 мин. все было окончено, кроме освящения куличей. 30 . Служил литургию о. Арх. Исаакий соборне. По случаю выпавшего снега крестный ход совершен по храму с мощами вмч. Пантелеимона и Варвары, коими осеняли в их пределах; у западных дверей осеняли иконой Божией Матери Скоропослушницы, с кафедры облачальной – иконой Св. Николая. Потом подходили под раки св. мощей. Впечатление было у всех приятное. Весь день идет снег – опасность, что распускающиеся деревья пострадают. Май.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Пред Божиим кивотом играл царь Давид, и пред жребятем Сына Давидова дети с ветвями в руках воспевали хвалу. Посмевалась (издевалась) над Давидом Мелхола ( 2Цар.6:4–16 ), и безрассудные старцы посмевались над детьми, и жестоковыйные начали вопиять, чтобы привести в молчание гласы хваления и восклицания сонма учеников, прославлявших пришествие Царя царей, Который уничижил Себя и воссел на убогое жребя. Царь царей вступил в Свой град при подобающих Ему хвалебных песнопениях, а отверженная синагога спрашивала: «Кто есть Сей?» и что говорят о Нем? ( Мф.21:10 ). Видела она сонмы прославлявших его с зелеными пальмовыми ветвями в руках, и зависть уязвила безрассудную, хотела она принудить детей, чтобы умолкли. Господь всей твари в смирении вступил в Сион, но этот змий, друг прелюбодеев, не воспрянул от сна своего. Благословен Оставивший на попрание высокомерную синагогу, которая не приняла Его, и Избравший Себе Святую Церковь ! И Ему восписуется хвала в восклицаниях: «Осанна!» Прииди лик пророков, провозвестников того, что исполнилось ныне, смотрите: Царь не уклонился от пути, какой проложили вы Ему! Востань Давид, взирай на Него, Давидова Сына; смотри, как предвозвестил ты о Нем: младенцы и даже ссущие (грудные) воспевают Ему: «Осанна!» Возобновлена хвала, которую исказили старцы и фарисеи, невинные дети заимствовали ее у учителей истины. Востань, посмотри на учеников своих, на прекрасный лик детей, они в простоте восклицают: «Осанна Сыну Давидову!» Старейшины отказали в торжестве, с каким должны были встретить Царя, а невинные, непорочные дети возгласили Ему: «Осанна!» Что спишь, сын Иессеев, востань сегодня, возрадуйся с нами, принеси с собой цевницу свою, воспой Святой Церкви. «Забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея» ( Пс.44:11–12 ). Поскольку презрела Его дщерь Еврейская, то приняла Его дщерь языческая. Как приятна мне песнь твоя и сладостны звуки цевницы твоей! Даже невинных младенцев научила она воспеть хвалебные песни. В Сион поспешил Давид, раздались звуки цевницы его, присоединились к нему дети, и научил он их воспеть священную песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Господь «сидел на осле, как на Херувимах». Мы тоже можем присоединиться к воспеванию Ему «осанны». С слове «На веткви пальмовые», приписываемом свт. Иоанну Златоусту «Осанна» понимается как прославление Спасителя, предельно истощившего Себя ради нашего спасения: «С ними же (то есть с отроками. – иг. Дионисий) возопием и мы: Благословен от Бога Бог , Царь славы, обнищавший в принадлежащем Ему без обнищания ради нас, дабы обогатить нас Его благостью; благословен Грядущий во смирении и снова грядущий во славе» 34 . Свт. Кирилл Александрийский именует всех встречавших «недостойными». Встреча повторится с ними в момент страдания: «…(Господь) снова возвратился в Иерусалим, тогда воссел на дитя осла, а многочисленные людли и несовершеннолетние отроки, раскинув завесы из пальм, шли впереди, прославляя и говоря: Осанна сыну Давидову, благословен грядущий во им Господне. Оставив недостойных, Он снова тогда явится им, как Он говорит, когда наступит время страдания. Тогда Он взошел снова в Иерусалим и вступал в него, получая похвалы; и в то время ради нас претерпел спасительное страдание» 35 . Свт. Кирилл Александрийский определяет «Осанну» как «подобающее Богу песнословие»: «Иудеи вознегодовали, потому что зримый человек принимал подобающее Богу песнословие» 36 . С точки зрения богословия это означает, что «Осанна» воссылалась Богочеловеку как носителю Божественной природы. А в деяниях Третьего Вселенского Собора отроческое пение «Осанны» названо «боголепным славословием» 37 . Носители пальмовых ветвей подходили к древу, приносили пальмы Тому, Кто Сам Древо-Пальма: «…они познали свет истинный и, тотчас срубив части пальм, с ветвями, которые каждый имел в руках, приникли к Истинной Пальме жизни, источающей сладость благочестия миру» 38 . Пение «Осанны» сопровождалось излиянием чувств радости, согласно поэтическому описанию св. Романа Сладкопевца : «Распростерли одеяния народы, ветви и ваии руками своими удерживая, встретили Того, Кто в пустыне прежде им Сорок лет давал манну, и, гласами воспевая, стали кричать: Осанна сыну Бога Всевышнего и Давида. Воспевая, они говорили: Радость произошла со всеми нами, доброе присутствие и пришествие, всем предоставляющее Божественное отпущение» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  Вот, дорогие мои, в то время, когда поют эти слова: «Свят, Свят, Свят...», молитесь, чтобы Господь дал вам мужество в борьбе с грехом, чтобы укрепил вас бодро стоять на страже имени Его. Когда поют эти слова: «Свят, Свят, Свят...», загляните в себя, посмотрите, кто вы, воины ли Царя Небесного, смело, отважно идущие на врага, диавола и слуг Его, или вы дезертиры, покинувшие поле битвы, позорно убежавшие от знамени своего полководца. Не забудьте правильно, крепко держать меч Господень – крест Его. Знамением креста Его поражайте врагов видимых и невидимых. Оденьтесь, по слову апостола, во всеоружие спасения. Мужественно стойте, защищая Церковь Божию и святое имя Господне. Господь воинств, пребывающий в сонме мучеников, подвижников, борцов Его со страстями, пошлет вам особенную милость. Дальнейшие слова: «Исполнь небо и земля славы Твоея» – понятны вполне. Они значат: небо и земля полны славы Твоей, весь мир являет славу Божию.   Следующее слово «осанна». Я хочу пояснить вам: «осанна» по-еврейски «гошианна»; по-гречески «осанна» значит приветствие: «здравствуй, привет тебе», «пусть тебе будет хорошо». Вот как можно перевести эти слова. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особенным восклицанием. Евреи выражали свои чувства этим словом – «гошианна». В Ветхозаветной Церкви праздновался так называемый праздник Кущей, когда евреи выходили в поле, устраивали палатки, убирали их зеленью, и там проводили весь праздник. Дети еврейские, взяв в руки ветви, бегали по полю и при встрече помахивали друг другу и кричали’ «гошианна», осанна, то есть «приветствуем вас», «здравствуйте», «да будет вам радость». Этим же восклицанием встретили дети (главным образом) входившего в Иерусалим Христа Спасителя.   Наше пение «Осанна в вышних, благословен Грядый...» выражает привет грядущему Христу. Серафимы, видя Его бесконечную любовь к людям, видя грядущего Его на жертву, с трепетом приветствуют Его, и весь мир вторит им, вся природа, все окружающее восхваляет Его. За что же весь мир приносит хвалу Господу? Разъясняет это нам тайная молитва священника. Когда в храме поют «Свят, Свят, Свят...» – песнь Серафимскую, священник молится: «С сими и мы блаженными Силами...» – и заканчивает: «Приимите, ядите...» Вот то величайшее благо, которое даровал нам Господь,– Божественная литургия. Вот почему слетаются в храм тьмы тем трепещущих серафимов – трепещущих потому, что эти силы всегда предстоят так близко престолу Господню, находятся в состоянии трепета восторга любви. А мы, люди, которым дается это благо, мы уходим от него, нам некогда пойти на Литургию, мы меняем ее на рынок, на заботы земные. Други мои, бойтесь этого, бойтесь потерять благо дарованное. Потеряем его – потеряем все, потому что оно – источник нашей жизни. Ось, на которой вращается колесо нашей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: «Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей» (Лук. 19:37), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, «начаша все множество ученик, радую-щеся хвалити Бога гласом велиим» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса — «о всех силех, яже видеша». К этому добавляет св. Иоанн: «Народ мног, пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик и изыдоша в сретение Ему» (Иоан. 12:12-13). Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое от Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей этой народной массы, который вылился в радостных и громогласных кликах: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» «Осанна» в буквальном переводе с древне-еврейского языка значит: «Спаси же», «даруй спасение». Это восклицание употреблялось, как выражение радости и благословения на подобие нынешнего: «Да здравствует». «Осанна в вышних» — пожелание чтобы и на небе было принесено в дар Царю Израилеву, Сыну Давидову, то же радостное восклицание «Осанна». «Благословен грядый во имя Господне» — значит: «достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его (сравни Иоан. 5:43). Еванг. Марк присоединяет к этому еще восклицание: «Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида». Царство Давида должен был восстановить Мессия, Которого престол должен был пребывать вечно и власть должна была распространиться на все народы. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово. Св. Лука передает еще одно восклицание: «Мир на небеси», в смысле: «снисходят с небес все истинные духовные блага и вечное спасение».

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

В сей день, вещает Пророк, водимый Духом Божиим, в псалме 117-м, в тот день мы будем торжествовать и веселиться. Осанна Иегова (Осанна в вышних) благословен грядущий во имя Господне (ст. 25. 26). Посему неудивительно, что еврейские дети, увидев Иисуса шествующего во Иерусалим, сретили Его по непонятному для них самих побуждению, сим же самым приветствием: они управляемы были тем же Духом Святым, который вращал и языком пророка. Фарисеи и книжники не понимали сего события и досадовали на детей возглашающих будущему победителю смерти и ада песнь победную; но Иисус Христос разрешил их недоумение и обличил несправедливость досады, сказав им: несте ли чли николиже в писании, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Отсюда понятно также и то, почему церковь Христианская, воспевая тому же победителю торжественную песнь Серафимов, присовокупляет и сии торжественный клики еврейских отроков. Она подобно сим отрокам сретает и приветствует в нем своего Искупителя, грядущего не от Вифании во Иерусалим, но от небес во храм – сей таинственный град мира и святыни, принести Себя на святой трапезе, как и на алтаре крестном, в жертву Богу. Отцу за искупление всего мира. Смысл и намерение ее приветствия и воззвания может быть выражен следующими словами, по указанию святого Григория Двоеслова : осанна в вышних! превечный Боже, в превыспренних небесах обитающий! Се мы, возсылая теперь должное Тебе благодарение за все оказанные Тобою роду человеческому благодеяния, и воспевая вместе с Серафимами славе Твоей трисвятую песнь, зрим очами веры разверзающияся на глас наш небеса, и Единороднаго Твоего Сына Спасителя нашего во исполнение вечных советов Твоих о спасении нашем предуставленных, созерцаем духом от небес грядущаго к нам в сей святый храме, на сию страшную трапезу. И потому молим Тебя усердною нашею верою: Осанна, благословен грядый во имя Господне! Сотвори, да будет Божественное Его к нам пришествие благопоспешно, плодотворно и спасительно! Да воцарится Он в душах наших таинствами страданий своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И хотя Он, наш Господь, снова на Кресте, снова поносится и оплёвывается нынешними «книжниками и фарисеями», снова Его высмеивают и говорят зло: «Если Ты действительно Сын Божий, сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя...», однако Он, милосердный, обращается вновь милостиво к грешным нам – современному разбойнику – и тихо говорит: «Днесь со Мною будеши в Раи». «Осанна» Тебе, Господи, «осанна», наш Владыко. Ибо Ты возвратил нам потерянный Рай. б) пробуждение Востока Как всякая душа пробуждается к духовной жизни после многих нравственных мук и терзаний, т.е. ищет потерянный Рай души – и ищет его слёзно и мучительно, – так и все народы Востока, в сердце которого был первоначальный Рай (потом потерянный), пробуждаются от своего многовекового сна и, соединяясь воедино, стремятся как бы вновь создать уже своими человеческими силами свой Рай, свою счастливую жизнь, свой Эдем на месте утерянного Божьего Эдема. Святые отцы: блаженный Феофилакт Болгарский , св. Иоанн Златоуст , св. Василий Великий , митрополит Филарет Московский , о. Иоанн Кронштадтский и другие в один голос говорят, что Восток, как раньше на заре человечества, так и при закате всего человечества, должен выполнить свою великую роль. На Востоке началась история, на Востоке она и закончится. На Востоке возгорелась первая цивилизация, там она должна и погаснуть. На Востоке был создан Богом земной Рай, на Востоке люди создадут начало ада. При слиянии двух великих рек Тигра и Евфрата, у Персидского залива развиваются события, которые удивят и устрашат весь мир. Восток пробуждается! Но не для того пробуждения, чтобы сказать Богу «осанна», а чтобы злобно и ненавистно ещё раз (и, видимо, уже в последний) настойчиво потребовать у всего мира казни Богу: «Распни, распни Его». Веди меня десницей верной, Хранитель-Ангел! В тишине Дай свет любви нелицемерной, Дай веры каплю! Вот при мне Ни мира нет на орошенье, Ни ароматов дорогих, – Но ты внуши в замену их Боголюбезное смиренье!.. Среди подавленных рыданий Слеза невольная идёт,

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

епископ Илия Минятий Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев (Ин.12:13) Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день вошел в Иерусалим, весь город был потрясен известием о таком великом чуде и приближении такого Чудотворца. " Кто это такой? " – спрашивали они друг друга. Весь многочисленный народ, собравшийся на праздник Пасхи, как бы движимый Божественным мановением, с великим торжеством принимает Его, как Царя Израилева. Одни идут впереди, другие сзади, одни срезают ветки, другие бросают их на землю, иные постилают свои одежды на пути, и все в один голос – даже малые дети – восклицают: Осанна, благословен Грядый во имя Господне! Три обстоятельства я отмечаю в нынешнем цветоносном торжестве: во-первых, одежды, постилаемые на земле; во-вторых, ветви фиников, знамения победы; и в-третьих, радостное восклицание: Осанна, благословен Грядый. Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн. Во-первых, с истинным раскаянием сбросить одежды греховные, которые мы носили столько времени, оставить прежние дурные привычки, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его (Кол.3:9). Во-вторых, по совершенном обращении, поднять победные ветви, поправ трех великих наших врагов – плоть, мир и дьявола; а затем с духовной радостью и весельем сердца сокрушенного приблизиться к святой трапезе Хлеба животного со словами: Осанна, благословен Грядый во имя Господне. Поэтому я буду ныне беседовать о святом Причащении, полагая, что слово об этом необходимо для готовящихся в эти святые дни причаститься пречистого Тела и Крови Господа нашего. Во-первых, я хочу показать вам, что эта великая тайна есть одно из величайших дел Божественной силы, премудрости и благости. Во-вторых – сказать о том, какое приготовление необходимо для желающего причаститься, дабы это причастие было ему не в суд или в осуждение, но в оставление грехов и спасение. Скажу все это вкратце ввиду торжественности сегодняшнего праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/253/...

По словам Блаженного Иеронима, «осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 890 Блаженный Августин пишет: «Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто» 891 . Действительно, ко временам Иисуса Христа этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула 892 . «Осанна» – один из трех еврейских литургических возгласов, вошедших в христианское богослужение в своем изначальном звучании, без перевода. Однако если возгласы «аллилуйя» и «аминь» стали частью литургического языка Церкви, перейдя в него из ветхозаветного богослужебного культа, то возглас «осанна» присутствует в литургических текстах только как аллюзия на возгласы толпы, встречавшей Спасителя (в частности в Литургии, а также в богослужебных текстах праздника Входа Господня в Иерусалим). Продолжение анафоры является как бы комментарием на ангельское славословие, к которому присоединяются молящиеся в храме: С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя… Вместе с этими блаженными силами и мы, о человеколюбивый Владыка, восклицаем и говорим: Ты – Свят и Пресвят 893 , – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты – Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя… Молитва начинается прославлением святости и славы Божией. По отношению к Богу употреблен термин «пресвятой» (πανγιος), буквально: «всесвятой»; этот же термин в богослужебных текстах используется по отношению к Богородице. Приставка «пре-», как уже говорилось, соответствует греческому περ-, означающему «сверх-». Бог не просто свят: Он сверх-свят, то есть обладает абсолютной святостью, с которой несопоставима никакая человеческая святость. В ареопагитском трактате «О божественных именах» говорится, что святость «есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Бог же обладает «превосходящей святостью», а потому и воспевается как «Святой святых» 894 . На человеческом языке нет такого понятия, которым можно было бы описать святость Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если слава Его иная, чем у Отца, тогда признаем, что и песнь принадлежит только Ему. Если же славословие едино и общее для всей Святой Троицы, то и песнь единая и общая. Ибо говоря «Свят, Свят, Свят», они славословят Сына, но не Сына только, а одного из Святой Троицы, посреди Отца и Духа. (10) Затем Златоуста, на Благословенного 154 , коего начало: «От чудес к чудесам»: «Днесь Царь славы пророчески прославляется на земле, и жителей ее провозглашает сообщниками небесного пиршества, дабы показать, что Он Господь и земли, и неба, ибо от обоих согласно воспевается. Поэтому горние, возвещая спасение на земле, пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его», дольние же, сопразднуя небесному ликованию, восклицали: Осанна в вышних, Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:9 )». Кто же, будучи в здравом уме, скажет, что Сын Давидов отлучен от трисвятого восхваления? Ибо Он, один из Троицы, славословится вместе с Отцом и Духом, но Трисвятое не относится только к Нему. Ибо серафимы, говоря «Свят, Свят, Свят», знаменуют не только Отца, или только Сына, или Духа Святого, но триипостасное Божество как единое трисвятое Господство. Значит, Один и Тот же был славословим на небесах со Отцом и Духом, причем серафимы воспевали Его не одного, но вместе с Отцом и Духом, вопия: Свят, Свят, Свят. И Его же воспевали на земле: Осанна в вышних, Осанна Сыну Давидову, едва ли не доказывая песнью, что Он – одна из вышних ипостасей Божества, хотя и именовался Сыном Давидовым. (11) А если и говорит богоносный отец, что «горние пели, возвещая спасение на земле», то сказал он это прекрасно и по вдохновению. Ведь мы знаем, что небо и земля всегда полны Божественной славы. Ибо все дела Господни благословляют Господа ( Пс. 102:22 ) и проповедуют славу Его ( Пс. 18:2 ). Но так как на небесах ангелы знали славу сущего Бога, человеческая же природа, получившая в удел землю, впала в заблуждение и славу нетленного Бога изменила в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим ( Рим. 1:23 ), богоносный отец говорит, что земля исполнилась Божественной славы, когда познали оную насельники земли, и это – и ничто другое – стало им спасением. Божественная же слава, разумеется, есть Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо так и неложный Господь говорил Отцу: Отче, Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… открыл имя Твое ( Ин. 17:4–6 ), и также: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса ( Ин. 17:3 ). Таким образом, как природа, так и слава общая у трех ипостасей Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010