Иоанна повествуется, что Иисус Христос, вися на кресте, восклицал: жажду ( Ин.19:28 ), так как распятые на кресте обыкновенно чувствовали страшнейшую жажду (33 ст.). И вот воины, вместо воды или другого какого питья, поднесли ему уксус, который обыкновенно не утоляет, а возбуждает жажду. Это было тоже насмешкой над Господом со стороны их. Лк.23:38 . Бе же и написáние написано над ним писмены éллинскими и римскими и Еврéйскими: сéй éсть Цáрь Иудéйск. (И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.) У еванг. Матфея об этой надписи сказано так: поставили над головою Его надпись, означающую вину Его ( Мф.27:37 ). У еванг. Иоанна относительно надписи повествуется еще следующее: эту надпись читали, многие из иудеев, потому что место, где был распять Иисус, было недалеко от города, и написано было по еврейски, по гречески, по римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: царь Иудейский, но что Он говорил: Я царь Иудейский; Пилат отвечал: что я написал, то написал. ( Ин.19:19, 22 ) т. е. не стану переменять написанного. Так что по этой надписи выходило, что Иисус Христос есть действительно царь иудейский, Которого подданные или не могли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Покаяние разбойника. Лк.23:39 . Един же от обешеною злодею хýляше егó, глагóля: áще ты еси Христóс, спаси себé и нáю. (Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.) Евангелисты Матфей и Марк замечают кратко, что и распятые с Господом разбойники поносили Его; только один св. Лука говорит об этом обстоятельстве подробно и говорит несколько несогласно с сими евангелистами: они повествуют, что оба разбойника поносили Господа, а, по сказанию Луки, только один поносил, другой же уверовал в Него и покаялся. Это разногласие объясняется так: или сначала оба разбойника поносили Христа, и потом один раскаялся (Злат, и др.), или, ради краткости, факт сообщается, подробности же отпускаются и приписывается обоим разбойникам то, что делал один.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Как диавол через древо одолел ветхого Адама, так Новый Адам через Крестное древо одолел диавола: «Крестом Сына... идольская прелесть вся упразднися, и демонская крепость попрася» 223]. С большей выразительностью эта идея раскрыта на иконах типа «Процветшее древо Христа» , где Крест с Распятым Христом представлен в образе плодоносящего дерева. Кроме того на иконах этого типа Сам Христос визуально воспринимается как Спасительный Плод. В такой обработке сюжета Распятия нельзя не увидеть Евхаристический мотив. XI. Малая поперечная перекладина, расположенная в верхней части Креста, обозначает табличку или титлу, на которой были начертаны слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» . На основании решения позорнейшего иудейского судилища, Христа надлежало казнить как самозванца, за присвоение титула царя. Однако надпись была составлена таким образом, что являла насмешку над иудеями, чем и вызвала недовольство первосвященников: «Первосвященники же иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» ( Ин. 19:21–22 ). В виду того, что надпись на титле была зафиксирована на трёх языках (еврейском, греческом, римском), её могли читать и иностранцы. При этом всякий иноплеменник мог видеть в ней позор иудейского народа, допустившего предать своего Царя столь лютой и поносной смерти на публике. Сам Пилат сказал о Христе: «я никакой вины не нахожу в Нем» ( Ин. 18:38 ). Стало быть, через надпись он хотел посрамить иудеев, хотел показать, что они не достойны иметь своего царя и что они не составляют собой самостоятельного царства. В сознании же верующих, и здесь не может быть двух разных мнений, содержание надписи на титле соответствует действительному царскому достоинству Христа . А на некоторых иконах на титле так прямо и читается: «Царь Славы». Это имя соответствует словам 23-го Псалма, нередко прилагаемым в богословии к сошествию Христа во ад и победе над адом и смертью: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани» ( Пс. 23:7–8 ). XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Книга Притчей орудием наказания называет исправительную розгу: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» ( Притч. 22, 15 ). В Ветхом Завете глупцом считался тот, кто пренебрегал дисциплиной, кто ненавидел обучение. Глупцом был тот, кто высмеивал Бога, кто был сварливым, непослушным и злым. Этот стих говорит нам о том, что такого рода глупость привязалась к сердцу ребенка. Но теперь посмотрим решение проблемы: исправительная розга удалит ее от него. Удалит что? Удалит глупость, тяготение к бунту и непослушанию. Бог мог бы указать родителям на любой другой метод, но наказание, которое применяется правильно и последовательно, удалит глупость из жизни ребенка. Чем пагубно воспитание ребенка без розги? В притчах описан человек, воспитанный без помощи розги: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» ( Притч. 3, 19 ). Может быть, у вас есть сын или дочь, которая сегодня не интересуется духовными вопросами. Возможно одна из причин заключается в том что не была последовательно и справедливо применена розга, когда это было нужно. В результате ребенок отверг все, что касается Бога. Перед ним не было образца того, что правильно. В чем положительное воздействие розги на душу ребенка? «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет» ( Притч. 23, 13 ). Возможно, он будет плакать, как будто умирает, но он не умрет. Если ты пользуешься розгой и обращаешься с ребенком правильно и последовательно, то таким образом ты спасаешь душу его от преисподней. В доме с хорошей дисциплиной основное орудие наказания – это розга. В одной семье был длинный прут, который висел под небольшой надписью, его написала мать: «Я так в тебе нуждаюсь». Сын, подрастая в семье, не знал, относилась ли эта надпись к Господу или к розге. Но когда этой розгой неоднократно воспользовались, наказывая его на протяжении целого ряда лет, он понял, что надпись относилась и к розге, и к Господу. Каждый раз, когда пользовались розгой, надпись напоминала ему, как он сильно нуждался в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но, с другой стороны, через эту надпись Пилат, сам того не зная, провозглашал высочайшую истину. Ведь Иисус Назарянин - был именно Мессией, Царем Израильским, Сыном Божиим. Впрочем, составляя надпись, римский прокуратор мстил упрямым иудеям за то, что они своим открытым противоречием оскорбили его самого. Называя Иисуса Царем Иудейским, Пилат теперь, в свою очередь, оскорблял их. А для того, чтобы это оскорбление и этот позор были ощутимее, Пилат сделал эту надпись не на одном языке, а на трех, самых распространенных в тогдашней Иудее - еврейском, греческом и римском. Итак, Крест был готов. Господа вывели из пещеры, в которой Он находился. Он ожидал Своей казни на том месте, где должен был вознестись Его Крест. Осужденным на распятие, по обычаю, перед казнью должны были дать вино. Этот обычай родился из чувства человеколюбия и сострадания. Соломон, среди других своих наставлений, оставил и следующее: " Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании " (Притч. 31, 6-7). Благочестивые из иудеев строго соблюдали это завещание Премудрого по отношению к больным и несчастным; особенно ревностно они исполняли его по отношению к осужденным на казнь преступникам. Поэтому на место казни всегда приносили вино, смешанное со смирной и другими ароматическими веществами. Это вино не только подкрепляло на какое-то время силы, но еще и помрачало сознание. При ужасах смертной казни вино притупляло страх смерти и невыносимые страдания. Кроме вина, давали осужденным еще и уксус. И вино, и уксус поднесли теперь Господу. Впрочем, Его ненавистники не удержались от нового глумления над Ним: уксус еще и смешали с желчью. Когда Иисусу подали уксус с желчью, Он, " отведав, не хотел пить " (Мф. 27, 34). Вина же не захотел и пригубить. Даже если бы это вино подавала Господу рука сострадательного и доброго человека, чтобы подкрепить Его силы и притупить чувство крестных страданий, то и тогда Господь вряд ли порадовался бы этой чаше, вряд ли принял бы ее. Потому что Он хотел с полным сознанием испить чашу скорбей и страданий за род человеческий. Ведь именно ради человека " Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни " (Ис. 53, 3). К тому же еще за день перед тем Он сказал своим ученикам: " Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего " (Мф. 26, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

«Он вышел на место, называемое Лобное». Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам, и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест, как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал пророк: «к злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были ко крестам, однако же никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом диавол не только не повредил славе креста, но и не мало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни. «Пилат же написал и надпись» ( Ин.19:19 ) – для того, чтобы с одной стороны, отомстить иудеям, а с другой – защитить Христа. Так как они предали Его, как преступника, и старались подтвердить это мнение распятием Его вместе с разбойниками, то, чтобы никто уже впоследствии не имел права возносить на Него злобных обвинений и осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного царя, положил, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает величественный голос и возвещает Его победу, и провозглашает царство, хотя и не всецелое. И это Пилат объявил не на одном, но на трех языках. Так как естественно было предполагать, что между иудеями, по случаю праздника, много было иноплеменников, то, чтобы ни один из них не оставался в неведении об оправдании Его, Пилат возвестил о неистовстве иудеев на всех языках. Между тем, иудеи завидовали и тогда, как Он был распят. Но какой мог произойти для вас вред от этой надписи? Никакого. Ведь если (Христос) был смертен и немощен, и должен был исчезнуть, то чего вы боитесь надписи, которая говорит, что Он – царь иудейский? И что они говорят? Скажи, что Он сам (это) сказал ( Ин.19:21 ), потому что теперь (эта надпись выражает судебный) приговор и общее мнение, а если прибавлено будет: «Он говорил», в таком случае это припишется Его собственной дерзости и наглости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поставлено было три креста, из которых средний был крест Иисуса Христа. Приступая к исполнению ужасного злодеяния, воины сняли с Него одежды, приподняли на крест, распростерли руки и стали прибивать их гвоздями. Кровь полилась из ран на землю, но никто не услышал ни стона, ни вздоха; слышно было только, как Христос молился за Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают . Другие воины распинали в то же время разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону; и сбылось (говорит Евангелист) предсказание Пророка Исайи: и к злодеям причтен . Надпись на кресте Иисуса Ко кресту Иисуса, выше головы Его, прибили воины составленную Пилатом надпись: Сей есть Царь Иудейский (Л к. 23, 28). Написано это было на трех языках: еврейском (арамейском), греческом и римском (латинском); и поступил так Пилат для того, чтобы и иностранцы, съехавшиеся к празднику в Иерусалим, могли прочесть, что распят Царь Иудейский, чтобы могли понять, как евреи поступают со своими царями. Прочтя эту надпись, первосвященники поняли, что Пилат зло надсмеялся над ними, и потому сейчас же отправили к нему некоторых из своих единомышленников сказать: «Зачем ты написал – Царь Иудейский? Напиши то, что Он Сам говорил; напиши так: Я Царь Иудейский ( Ин. 19, 21 ) тогда всякий поймет, что Он так называл Себя, но что мы не признавали Его своим Царем». Пилат не мог простить первосвященникам, что они довели его до рабского подчинения их упрямству, и потому теперь резко ответил им: «Не ваше дело вмешиваться в мои распоряжения! Что я написал, то так и останется написанным!» Воины делят одежды Иисуса Когда осужденные были распяты, воины взяли одежды Иисуса и по установившемуся обычаю стали делить их между собой. По свидетельству Иоанна, делили одежды на четыре части, из чего следует, что воинов, распинавших Иисуса, было четыре. Всех воинов было, конечно, значительно больше, но другие, вероятно, были заняты распятием разбойников и охраной их, а остальные – поддержанием порядка на месте казни. Верхнюю одежду Иисуса разодрали на четыре части, а нижнюю, хитон, не стали разрывать, потому что в нем не было швов, он был весь тканый; и согласились бросить о нем жребий, чтобы узнать, кому он достанется. Так и поступили. И в этом исполнилось пророчество Давида: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Праведник шел на Голгофу не один - с Ним вели двух злодеев-разбойников. Так " сбылось слово Писания: и к злодеям причтен " (Мк. 15, 28). Кем были эти злодеи - известно немного. Точнее, известно лишь об одном. В нашей Церкви существует древнее предание, что на пути в Египет, во время бегства Святого Семейства, на него напали разбойники, чтобы ограбить. Но один из них, увидев удивительную красоту Младенца Иисуса, изумился и сказал: " Если бы Сам Бог принял на Себя образ человеческий, Он не мог бы явиться прекраснее этого Младенца! " . После этого он запретил своим товарищам хоть как-то оскорбить путников. Тогда Пречистая Матерь ответила разбойнику: " Знай, что этот Младенец за то, что ты сегодня сохранил Его, заплатит тебе великой наградой! " . Вот этот-то благоразумный разбойник и шел теперь вместе с Иисусом... Но вот наконец Страстной путь был пройден, Иисус и разбойники возведены были на Голгофу. Спасителя посадили в пещеру, находившуюся в скале Голгофы, и стерегли. Исполнители же казни занялись приготовлением ее. Одни на самой вершине Голгофы рыли яму для водружения Креста, другие готовили сам Крест. Крест, на котором готовились распять Господа Иисуса Христа, был, в главных существенных частях своих, четырехконечным и состоял из прямого столба и перекладины. Каковы были размеры Креста - сейчас достоверно не известно. Судебный порядок римлян требовал, чтобы на распинаемого на кресте была возложена надпись. В ней обозначались имя, происхождение и состав преступления приговоренного. Надпись эту ставили на кресте поверх головы распятого. Так было сделано и сейчас. На белой дощечке черными чернилами была написана вина Иисуса. " И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский " (Лк. 23, 38). Вина, выставленная Иисусу его обвинителями, была совершенно невинной. Впрочем, иначе не могло и быть. Ведь если судить по самому строгому (но беспристрастному) суду человеческому, то какую вину можно было найти в Сыне Человеческом, Который " не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его " ? (1 Петр. 2, 22). Ведь даже сам язычник Пилат, как ни был глух ко внушениям истины, неоднократно пытался оправдать воплощенную Истину и других склонял к тому же. Он не мог не видеть, что первосвященники и фарисеи клеветали на Иисуса, что Подсудимый абсолютно невиновен и не заслуживает наказания. Потому Пилат и не мог ничего сказать о Спасителе, кроме того, что сказал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

Разделивши одежды Иисуса Христа, воины сели стеречь Его там. На верхнем конце креста, над головою Иисуса Христа, прикреплена была дощечка с надписью: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Такая надпись была сделана по приказанию Пилата, для изображения вины Распятого. Эту надпись читали многие из Иудеев (и из пришельцев): потому что место распятия было недалеко от города; а написано было и по-Еврейски, и по-Гречески, и по-Римски. Первосвященники Иудейские возражали Пилату: «не пиши: – Царь Иудейский; – но, так, как Он Сам говорил: – Я Царь Иудейский». – (В первом виде надпись показывала истину, открывала невинность Иисуса, и изобличала измену народа Иудейского своему Мессии; а в том виде, как хотели бы ее изобразить члены Синедриона, она говорила бы, что распят самозванец). Пилат отвечал на их возражения: «что я написал, то написал». 3-я четверть дня – полдень. Осмеяние; и исповедание разбойника. Усыновление Иоанна Богоматери. Тьма. (Лк. 23:35, 39–43; Μф. 27:39–44; Мк. 15:29–32) На Голгофе толпился народ. Сходились смотреть на распятого Иисуса, кто из праздного любопытства, кто с тем, чтобы отягчить еще больше Его страдания язвительным злословием. Проходя мимо, кивали головами своими, и говорили: «э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий – сойди с креста». Подобно тому и первосвященники с книжниками и старейшинами, с насмешливостью, говорили между собою: «других спасал; а Себя Самого не может спасти. Если Он Христос, Царь Израиля; пусть теперь сойдет с креста, при наших глазах: тогда поверим Ему. (Видите), Он уповал на Бога: – пусть теперь избавит Его, если Он, как Избранный Божий, угоден Ему. Он же говорил: – Я Сын Божий». – Между прочим, и один из повешенных с Ним злодеев, с ругательством говорил Ему: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой унимал его: «Бога ты не боишься; (говоришь такие речи,) когда и сам осужден на ту же казнь. Но мы осуждены справедливо; и несем то, что заслужили своими делами; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу Христу: «вспомни меня, Господи! когда придешь на царство Свое!» Иисус Христос дал ему ответ: – «истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Распяв Иисуса Христа, распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. Так исполнилось пророчество Исаии, что Христосе к злодеям причтен ( Ис.53:12 ). Потом над главами распятых, по обычаю, прибиты были выбеленные дощечки с надписью имени и преступления распятого. Но над главою Господа, вместо объяснения вины было написано – на Латинском, Греческом и Иудейском языках: – Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Это было сделано по приказанию самого Пилата. Так как по этой надписи выходило, что распят действительно Царь Иудейский, то Первосвященники поспешили было к Пилату с просьбою переменить ее. «Не надобно», говорили они, писать: Царь Иудейский, а написать, как Он Сам (Иисус Христос) говорил: «Я Царь Иудейский» ( Мф.27:37–38 ; Мк.15:26–28; Ин.19:19–22 ). Но Пилат отвечал: «что я написал, то написал». Надпись осталась та же, и Первосвященники со стыдом и досадою возвратились на Голгофу. Так язычник Пилат, составляя в досаду Первосвященникам надпись, послужил, сам того не зная, орудием Всевышнего Промысла, торжественно чрез ту надпись провозгласившего в слух всех народов, что Сей Распятый есть действительно Царь Иудейский, и что между тем как народ Иудейский будет отвергаться сего царства Христова, все народы языческие, один за другим, признают Его своим Царем, Спасителем и Господом. LXI. Раздел одежды, насмешки над распятым Господом и покаянная молитва распятого разбойника Окончив распятие, воины начали делить между собою одежды распятых. Верхнюю одежду и прочее одеяние Иисуса Христа они разделили между собою на четыре части, каждому воину по части. Еще оставался хитон, или нижняя одежда; он был несшитый, а весь тканый сверху донизу. Воины сказали друг другу: «не станем раздирать его, a бросим о нем жребий, чей будет», и бросили жребий. ( Ин.19:23,24 ). Так буквально исполнилось пророчество:      «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросили жребий ( Пс.21:19 ). Между тем проходящие злословили Иисуса Христа, покивая головами своими и говоря: уа! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий; сойди со креста.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рис. 15 17-я сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 17: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр. 17, 1, 3). 18-я сцена: Падение Вавилона (Откр. 18, 1-24) В верхнем левом углу изображается ангел, летящий направо и проповедующий «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Этим царям Бог вложит в сердце исполнить Его волю и они «...возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17, 16). На фреске можно различить город, преданный четырем огням, выходящим из зданий. Под ним второй ангел бросает в Евфрат большой камень, который уже выскользнул из его рук. В нижней части на первом уровне изображены 5 человек - один из них царь, а остальные 4 торговцы или купцы, которые богатели вместе с Вавилонскою блудницей. Они оплакивают разрушение города. Их движения направлены в разные стороны, а товары или пожитки брошены на земле. Это кара Божия, составляющая начало грозного суда над развратившимся миром. Надпись 18: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; И воскликнул он: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (Откр. 18, 1,2,11) 19-я сцена: Победа всадника на белом коне (Откр. 19, 11-21) Изображается столкновение двух групп всадников со шлемами: по цвету одежды они делятся на красных слева и белых справа. Во главе второй группы стоит ангельский воин (как гласит надпись, «Слово Божие»). Он появляется с драгоценным венцом на голове и держит длинный обоюдоострый меч, который исходит из его уст. Это ангельское воинство обращает в бегство противника Бога и ввергает его в озеро с огнем и серой, а белые хищные птицы, которых ведет ангел над облаками, падают с неба, чтобы разорвать побежденных (трупы воинов Антихриста). Во время столкновения двух армий семиглавый дракон с рогами получает от белого всадника смертельный удар, и, побежденный, низвергается на скалы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010