Наконец, есть четыре важные детали в Евангелии от Иоанна. Во-первых, надпись на кресте. О ней говорят все четыре евангелиста, но только Иоанн указывает, что надпись эта была сделана на трёх языках: на иврите, на греческом и на латыни. «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин 19: 19–20). В современных переводах Евангелия от Луки тоже есть указание на то, что надпись была сделана на трёх языках. Но это поздняя вставка, которая попала лишь в византийские рукописи, — в древнейших копиях Евангелия от Луки её нет. Значит, трёхъязычность надписи известна только по свидетельству Евангелия от Иоанна. О чём она говорит? Конечно, о том, что уже в Страстную пятницу Иисус со Своей проповедью вышел за рамки Иудеи, ибо Его судьба была уже тогда интересна не только иудеям, но и грекам, и римлянам. Можно, однако, в этой надписи увидеть и нечто другое. Здесь и на языке религии — иврите — написано, что Иисус — Царь Иудейский; и на языке философии и культуры — на греческом; и на языке государства и права — на латыни. Это значит, что все аспекты человеческой жизни затронуты здесь, на Голгофе, — в нашей жизни всё связано с Голгофой, в нашей жизни всё связано с Крестом. Это первая особенность. Кроме того, только у Иоанна говорится о том, как у Креста стоит Мария и рядом с Ней — ученик, «которого любил» Иисус. Только здесь Иисус обращается к ученику со словами: «Се, Матерь твоя», — и к Матери Своей: «Се, сын Твой» (Ин 19: 26–27). Момент усыновления человечества Марией при Кресте описан только в Евангелии от Иоанна. «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19: 24). Хитон этот был не сшитый, а тканый. Такие хитоны носили первосвященники в храме. Именно такой хитон носил Иисус как подлинный Первосвященник, как истинный Архиерей, как называется Он в литургической молитве, читающейся во время Херувимской песни. Хитон этот нельзя разделить, его можно только разодрать на части, потому что Он — един, как Церковь. В будущем с хитоном Иисуса станут сравнивать Его Церковь.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

В то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, извел Его из претории к народу и сказал: " Царя ли вашего распну? " , все как один закричали: " нет у нас царя, кроме кесаря " (Ин. 19, 15). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самым делом титуловали Его Царем, сделав на Кресте надпись: " Иисус Назорей, Царь Иудейский " . И хотя некоторые из них возражали Пилату: " Не пиши: Царь Иудейский " , но когда Пилат сказал: " что я написал, то написал " , тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: " Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города " (Ин. 19, 19-22). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало Крестное таинство: Господь наш хотел показать в этом царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в Небесном Царствии. Честь Креста такова, что после времени страданий Господа крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: " Крест есть венец, а не бесчестие " . Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем пострадал добровольно Царь Славы. Святитель Димитрий Ростовский (103, 736-737). Те, кто с верой и любовью поклоняются Кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом. Святитель Иоанн Златоуст (45, 957). Слово святителя Григория Паламы О Честном и Животворящем Кресте С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов, и если бы не было силы Креста, никто никогда не смог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского преступления через древо в раю Божием грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Во-первых, в Иоан. 19:17  написано, что Иисус нес stauroV, на котором Он был распят. Но если бы это был столб, а не крест, то почти невозможно для человека нести самому столб без перекладины. С того времени как Его арестовали вечером, судили ночью и мучили, Он уже физически был изнеможен. Поэтому нести столб для Него Одного было бы невозможно, а нести крест еще было возможно. Правда, евангелист Марк говорит, что воины заставили Симона Киринеянина нести крест. Но это было по той причине, что Господь был настолько измучен, что даже не мог нести Свой крест дальше. Чтобы нести достаточно большой столб, на котором можно было бы распять человека, нужно по крайней мере два человека. А евангелист Иоанн говорит, что Иисус нес Свой stauroV (ставрос) Сам. Во-вторых, в Матф. 27:37  написано, что распинавшие «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Но если бы было так, как представляют распятие Иисуса вожди свидетелей Иеговы – с ладонями рук, прибитыми гвоздем к столбу сверху головы, – тогда евангелист Матфей должен был бы написать: «Поставили над руками Его надпись». Ведь не могли же распинающие поместить надпись между ладонями и головой! Для этого не было места. Поэтому факт того, что надпись была над головой, а не над руками, говорит о том, что Его руки были расположены иначе. Они не могли быть прибиты за Его спиной. Самый логический вывод состоит в том, что они были прибиты по обе стороны перекладины креста. В-третьих, в Иоан. 20:25  написано, что Фома, который не мог поверить, что Иисус воскрес из мертвых, сказал остальным ученикам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей … не поверю (выделено Н.П.). А Сторожевая Башня в своих публикациях всегда иллюстрирует распятого Христа на столбе, руки Которого прибиты поверх головы одним гвоздем. Конечно, для того чтобы прибить ладони рук поверх головы, лучше всего сложить их вместе и прибить одним гвоздем. Но дело в том, что Фома видел, что Его Господь и Бог был распят на кресте, и Его руки были прибиты не одним гвоздем . Поэтому, его слова показывают, что именно крест, а не столб был орудием казни Иисуса. Как воскрес Христос: телесно или только духовно?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Если Он скажет, что противозаконно платить налог, они могли сообщить об этом римлянам и арестовать Его, как революционера. Они, должно быть, были уверены, что устроили Иисусу ловушку, из которой вообще нет выхода. Но Иисус не дал Себя уловить! Вопрос Он решил не на теоретическом уровне, а не практическом: «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мк.12,15–17 ). Итак, Иисус сказал: «Принесите Мне динарий». Мы можем, кстати, отметить, что у Него самого не было ни одной собственной монеты. Потом Он спросил, чье на монете изображение; это было изображение Тиберия, портрет царственного императора. То есть деньги, которыми пользовались фарисеи с иродианами, принадлежали, – о чем свидетельствовала и надпись на них, – «Тиберию, кесарю, божественному Августу, сыну Августа». А на обороте динария был еще титул «Верховный первосвященник римского народа». Ввиду того, что на монете было изображение кесаря и его надпись, считалось, что она является его личной собственностью. Посему Иисус как бы ответил: «Пользуясь монетами Тиберия, вы признаете в Палестине его политическую власть. Но независимо от этого, монеты – его собственность, потому что на ней его изображение и его надпись. Отдавая ему эту монету, вы отдаете ему лишь то, что и так принадлежит ему». Обладая полным правом на то, что ему принадлежало, кесарь при этом никак не затрагивал прав Господа Бога, Которого Иисус никогда не забывал, и о Котором упомянул и в данной ситуации. «Отдавайте это кесарю, но помните, что существует сфера жизни, которая принадлежит Богу, а не Кесарю». Притязания кесаря, то есть государства, и притязания Бога располагаются не на одной плоскости, не на одном уровне! Их даже нельзя сопоставлять! Это один из важнейших принципов жизни в государстве, потому что в нем признается как светская, так и религиозная власть. В словах Иисуса Христа одновременно было признаны права государства и свобода совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Как о Царе о нем благовествует Ангел Господень, когда, обратившись к Марии, сказал: «И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 33 ). Царя разыскивают и мудрецы восточные. Придя в Иерусалим, они расспрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2, 2 ). Царем смиренно признает Его и Нафанаил, муж праведный, в котором, по словам Спасителя, «несть лукавства», когда он говорил Ему: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев» ( Ин. 1, 49 ). Царем Его признал и народ, бывший свидетелем чудесного насыщения 5000 человек и постоянно собиравшийся слушать Его проповеди. Наконец, и язычник Понтий Пилат, соглашаясь на казнь Спасителя, сознает, что предает смерти Царя, о чем говорит составленная им надпись. С того времени эта надпись пред всем светом и во все времена обвиняет Израиля. Это они почувствовали и сами, ибо стали просить Пилата изменить надпись, но тот их не послушал. Они не поверили предсказаниям своих пророков, и это будет их вечным грехом. Возмутившись против Помазанника Божия, неблагодарно и упрямо отрекшись от Царя, воочию явившего им свое величие и оказавшего им столько благодеяний, они совершили великое и тяжкое преступление и навсегда запятнали себя ужасным злодеянием. «Не хотим, чтоб Он царствовал над нами» ( Лк. 19, 14 ). «Возьми, распни Его» ( Ин. 19, 15 ), – неистово кричали они. Час возмездия мятежному и ожесточенному народу не замедлил пробить. Их храм превратился в груды развалин, столица их царства разрушена, страна опустошена, сами они изгнаны из наследия отцов своих, а головы их окружает стыд и позор и сотни лет со всею строгостью тяготеет над ними проклятие Божие. Никакие утверждения и доказательства их должников не в состоянии доказать их правоты. Их поступок навсегда остается непреодолимым препятствием на пути к спасению. Строгому Суду Божию подвергнутся они, когда исполнится пророчество Иосии: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» ( Ос. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Мф.22:17 . итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? «Как Тебе кажется?» «Посмотри, как они коварно действуют; не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, но – «как Тебе кажется». Того только они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении верховной власти» (Злат.). – «Позволительно ли давать подать»? В законе еврейском ничего о сем не было сказано; но законники утверждали, что так как еврейский народ – Богом избранный народ и только Бог есть истинный царь их, то Ему только они и должны приносить дань, а чужеземным царям, их поработителям, не следует платить податей. Известно, что на этой мысли основывалось восстание Ииуды Гавлонита (Флав. Ant. 18,1). – «Кесарю»: т.е. римскому императору. Со времен Юлия Кесаря имя Кесарь усвоено было всем римским императорам, как имя Фараон – царям египетским. Кесарем в то время был жестокий и развратный Тиверий, сын Октавиана Августа. Мф.22:18–21 . Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображе­ние и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. «Видя лукавство их»: уразумев хитрое и злое намерение, с которыми они предложили вопрос о платеже или неплатеже дани Кесарю. – «Что искушаете Меня»: зачем лукаво испытываете, силитесь поставить Меня в затруднение лукавым вопросом? – «Покажите Мне монету, которою платится подать»: подати государственные иудеи платили римскою монетою, а подати на храм – своею, народною. – «Динарий»: см. прим. к Мф.18:28 . – «Изображение и надпись»: на римских монетах с одной стороны чеканилось изображение царствующего императора, с надписью имени его. «Он спрашивает их не потому, что не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его – «чье это изображение и надпись» – отвечали: «Кесаревы», Он сказал им: «итак отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу». Ибо платить дань не значит давать, но отдавать должное; в подтверждение же сего Он указывает на изображение и надпись. А дабы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям, присовокупляет: «а Божие – Богу». Ибо и людям надобно подавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны... Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте Кесарево Кесарю», – разумей под сим только то, что ни мало не вредит благочестию, ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк дьяволу » (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нижний придел римской базилики Животворящего Креста освящен во имя святой Елены (capella di Sant " Elena). Он устроен в том самом помещении, которое некогда служило царице жилищем. Под выложенным мрамором полом, как об этом сообщают путеводители , находится та самая земля с Голгофы, которую привезла святая Еленой из Палестины. В годы своей земной жизни святая царица обогатила базилику Честного и Животворящего Креста Господня несколькими ценнейшими христианскими святынями и реликвиями, среди которых, как свидетельствует предание, и большой фрагмент титла с Креста Господня. Когда в Римской империи осужденного вели к месту казни, на его грудь вешали табличку с указанием вины. Иногда это титло несли перед осужденным, как это изображено на картине Аэрта де Гельдера «Шествие на Голгофу» . О практике вешать на осужденного титло свидетельствует и римский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок.140): у него есть рассказ о том, как раба, укравшего во время всенародного угощения серебряную накладку с ножа, направили к палачу; отрубленные палачом руки повесили вору на шею вместе с надписью, объяснявшей, в чем вина осужденного, и так водили мимо всех пирующих . В Евангелии от Иоанна читаем: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22). На титле надпись была выполнена на нескольких языках по той причине, что древнееврейский являлся языком местного населения, греческий в то время был своеобразным межнациональным языком общения, а на латинском в Палестине, тогда римской провинции, говорили римляне. Неизвестно, прикрепили ли эту надпись (титло) над головой Иисуса сами воины, но, по всей видимости, они. Так считает известный толкователь Священного Писания А.П. Лопухин и добавляет, что это могло быть сделано воинами уже после того, как распяли Иисуса .

http://pravoslavie.ru/30088.html

Среди неописуемых страданий Господь не оставался совершенно безмолвным: Он семь раз говорил с креста. Первыми Его словами была молитва за распинателей, вторыми словами Своими Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства, третьими словами — поручил Свою Пречистую Матерь св. Ап. Иоанну, четвертые слова Его — возглашение: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», пятое слово — «Жажду,» шестое — «совершилось,» седьмое — «Отче, в руки Твои предаю дух Мой.» Первыми словами Господа была молитва за распинателей, которую приводит св. Лука (23:34): «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят.» Никто из распинавших Христа не знал, что Он — Сын Божий. «Ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8), говорит св. Ап. Павел. Даже и иудеям св. Ап. Павел говорил в своей второй проповеди при исцелении хромого: «Вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению» (Деян. 3:17). Римские воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия; осудившие на смерть Господа иудеи до такой степени были ослеплены в своей злобе, что действительно не думали, что они распинают своего Мессию. Однако, такое неведение не оправдывает их преступления, ибо они имели возможность и средства знать. Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит нам примером, чтобы и мы не мстили своим врагам, но молились за них Богу. «Пилат же написал надпись...» Св. Иоанн свидетельствует о том, что по приказу Пилата написана была дощечка с указанием вины Господа, как это было обыкновенно принято (Иоан. 19:19-22). Желая еще раз уязвить членов синедриона, Пилат приказал написать: «Иисус Назарянин Царь Иудейский.» Так как члены синедриона обвиняли Господа в том, что Он присвоил Себе царское достоинство, то Пилат и приказал написать эту Его вину, в посрамление синедриону; царь иудейский распят по требованию представителей народа иудейского. Вопреки обычаю, надпись была сделана на трех языках: еврейском местном, национальном, греческом — тогда общераспространенном и римском — языке победителей. Цель этого была та, чтобы каждый мог прочесть эту надпись. Не думая о том, Пилат исполнил этим высшую промыслительную цель: в минуты самого крайнего Своего унижения Господь Иисус Христос на весь мир был объявлен Царем. Обвинители Господа восприняли это, как злую насмешку, и требовали, чтобы Пилат изменил надпись, но гордый римлянин резко отказал им в этом, дав почувствовать им свою власть.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Также и в то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, вывел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?» – как один все закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин. 19:15 ). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самим делом титуловали Его Царем, ибо на Кресте была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «Что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул, и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» ( Ин. 19:19–22 ). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало крестное таинство: Господь наш хотел показать в том царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в небесном царствии. Честь Креста такова, что после страданий Господа Крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем добровольно пострадал Царь славы. Кроме этого, царским титулом на Кресте Господь показал и воздаяние за страдания, воздаяние царское, ибо каждый страждущий в жизни сей и несущий ради любви Христовой свой крест с терпением и благодарностью получит царский титул и венец в небесном царствии. Еще в Ветхом Завете это было прообразовано в лице прекрасного Иосифа, а исполнилось в лице Самого Христа и в Кресте Его. Посмотрим, какую ступень предназначил Господь прекрасному Иосифу, желая возвести его на царский престол в Египте и увенчать голову его царской диадемой: не ступень ли крестную? Не ступень ли страдания: внезапную напасть от любодейцы, мрачную темницу, тяжкие узы, наготу, голод и скудость? Тяжким был этот крест – долговременное узничество: «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс. 104:18 ). Но посмотрим, что последовало за всем этим: не титул ли царский? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на царский престол, от рубища взошел к порфире, от уз к золотому ожерелью, от рабства к господству: «Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» ( Пс. 104:21 ), – из уз на свободу, от нищеты к богатству, от бесчестия к славе. Одним словом, его крест и страдальчество сделались для него венцом царским, страдания его вознаградились ему славой и честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феофил.). Этим было сказано всё, произнесён был приговор над всей дальнейшей историей народа еврейского, и Пилат предал, наконец, Его им на распятие. Некоторые подробности об этом предании передаёт ев. Матфей ( Мф. 27:24–25 ), которыми здесь и нужно дополнить сказание Иоанново. – И взяли и повели: т. е. обвинявшие, чрез посредство своих рабов и римских солдат, которые должны были совершить казнь. 17. Ин. 19:17 . И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Мф. 27п. 18. Ин. 19:18 . там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Мф 27п. Неся крест: сначала Сам нёс, а потом Симон Киринеянин (ср. Мф. 27 и парал.). – Голгофа: см. прим. к Мф. 27:33 . – Распяли Его: см. прим. к Мф. 27:35 . – По ту и по другую сторону: см. прим. к Мф. 27:38 . 19. Ин. 19:19 . Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф. 27п. 20. Ин. 19:20 . Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Лк. 23:38 . 21. Ин. 19:21 . Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Ин 19:15, 12, 18:39 . 22. Ин. 19:22 . Пилат отвечал: что я написал, то написал. Сказания краткие первых евангелистов Иоанн восполняет некоторыми частными чертами относительно надписи на кресте. – Написал, т. е. приказал написать, надпись и поставил на кресте: по римскому обычаю осуждённый на распятие нёс во время пути к месту казни дощечку с надписью на ней той вины, за которую он осуждён на распятие; по распятию эта дощечка прибивалась к верхнему рогу или концу креста. Этим обычаем воспользовался Пилат, чтобы ещё раз уязвить членов Синедриона. Так как они обвиняли Господа в том, что Он присвоил Себе царское достоинство, то Пилат и приказал написать эту Его вину, в посрамление Синедриону: Царь Иудейский распят по требованию представителей народа иудейского! – Надпись сделана была, вопреки обычаю, на трёх языках: еврейском – национальном, местном; греческом – общераспространённом, и римском – языке победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010