В 359 г. к власти пришел Артаксеркс III, правление которого также было отмечено восстаниями в разных сатрапиях. При поддержке Египта добились независимости финик. города, однако уже в 345 г. Артаксерксу удалось отвоевать Сидон ( Diodor. Sic. Bibliotheca. XVI 45. 1-9), а затем были возвращены и остальные части финик. побережья. В наст. время недостаточно исторических данных для выяснения вопроса о том, принимала ли пров. Иудея участие в восстании финик. городов. Сообщения Евсевия Кесарийского ( Euseb. Chron. S. 112) и Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Contr. Ap. II 134) можно понять как доказательства участия иудеев в таком восстании в правление Артаксеркса III, в результате чего многие из них были высланы из Палестины в Гирканию. Политическое положение Иудеи В Персидской империи Палестина входила в сатрапию Аварнахара (  , букв.- за рекой - 1 Езд 4. 10 слл.; название восходит к ассир. Ebir- Nâri - ср.: 3 Цар 4. 24). В правление Кира в эту сатрапию были включены все завоеванные территории, в т. ч. и Вавилон ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 78), однако впосл., в процессе реорганизации адм. системы при Дарии I, Вавилон вместе с Ассирией составил отдельную, 9-ю сатрапию, а Аварнахара (ставшая 5-й сатрапией), по-видимому, объединила Финикию, Сирию, Палестину и Кипр ( Herod. Hist. III 91). Имеется историческая проблема, заключающаяся в том, что эти данные основываются лишь на более поздних источниках и не находят подтверждения в немногочисленных документах того времени ( Бехистунская надпись и др.). По этой причине делаются предположения о том, что список сатрапий, приводимый Геродотом, может отражать адм. деление империи в более позднюю эпоху, возможно в правление Ксеркса I (486-465). При завоевании вавилонской территории Персия унаследовала и, по-видимому, поначалу использовала адм. деление, существовавшее прежде в Вавилоне и Ассирии. Иудея и Самария вошли в Персидскую империю как отдельные адм. единицы, о чем косвенно свидетельствуют библейские наименования Шешбацара «князем Иудиным» (1 Езд 1. 8) и Зоровавеля «правителем Иудеи» (Агг 1. 1). В то время как положение Иудеи и Самарии в персид. период оказывается достаточно ясным, мнения исследователей относительно адм. устройства остальной части Палестины расходятся; окончательное решение вопроса невозможно из-за недостаточности источников (подробнее см. в: Avi-Yonah. 1966). Согласно одной из распространенных т. зр., Палестина делилась на провинции (  ), во главе каждой из них стоял правитель, обычно из местных аристократических династий. Правители, вероятно, располагали воинскими отрядами и содержали небольшой двор, подражая в этом сатрапам.

http://pravenc.ru/text/293912.html

В том же 1823 году выдающийся датский лингвист Расмус Раск, один из основоположников сравнительного языкознания и индоевропеистики, доказал, что авестийский язык родственен как санскриту, так и древнеперсидскому языку. Обосновав этот тезис, Раск уточнил чтение нескольких букв древнеперсидского алфавита и исправил ряд ошибок Гротефенда. Опираясь на достижения Сен-Мартена, Раска и, разумеется, Гротефенда, немецкие и французские ученые завершили расшифровку древнеперсидского письма к концу 1830-х годов. Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями». Поразительно, что во второй половине 1830-х годов древнеперсидскую клинопись удалось самостоятельно расшифровать еще одному человеку, Генри Роулинсону, невероятно одаренному лингвисту и искателю приключений, офицеру на британской службе в Индии. Роулинсон, чья биография читается как авантюрный роман, ничего не знал о трудах Гротефенда, Раска и Сен-Мартена. Он совершенно самостоятельно взялся прочитать монументальную трехъязычную надпись, оставленную на скале в месте под названием Бехистун. Даже скопировать этот гигантский текст было крайне трудно, но Роулинсон придумал, как это сделать, использовав примитивное альпинистские оборудование. По странному совпадению английский исследователь в точности повторил логические шаги Гротефенда, не зная о них: выделил предположительно алфавитную запись, установил, где в ней встречается царский титул, и нашел последовательность Гистасп-Дарий-Ксеркс. Таким образом, он сумел прочесть первые строки Бехистунской надписи. Впоследствии, вернувшись в Лондон, Роулинсон узнал о трудах своих предшественников и современников и убедился в правильности своей работы. В дальнейшем он участвовал в дешировке и эламского, и аккадского письма, проделал гигантскую работу по каталогизации и изданию клинописных надписей, стал популярнейшим лектором и любимцем публики. В самом конце XIX века, когда археологи и лингвисты открыли для публики целый новый мир древней Передней Азии, настало время для написания истории новых дисциплин: ассириологии, иранистики и так далее. Тогда-то о Гротефенде вспомнили и с тех пор уже о нем всегда говорят как о первопроходце в деле расшифровки клинописи. Библиография

http://pravmir.ru/tsari-tsaryam-tsaryami...

Б. н. содержит офиц. версию истории начального этапа правления Дария I: его приход к власти через свержение узурпатора Гауматы, первые шаги по ликвидации политического наследия предшественника, подавление вспыхнувших вскоре многочисленных мятежей в различных частях Персидской державы. Дарий I утверждает, что ему удалось справиться с мятежниками в течение «одного года». Ввиду недоступности надписи для чтения снизу и быстрого забвения древнеперсид. клинописи достоверные знания о надписях Дария пресеклись еще в древности: ни средневек., ни совр. иран. традиции не знают содержания Б. н. Первые же удовлетворительные описания рельефов появляются не ранее Нового времени (путешественника 2-й пол. XVII в. А. Бембо, отчеты Ж. Оттера и Ж. Оливье, ок. 1734 г., Р. Гарданна, кон. XVII в.). Выдвигавшиеся путешественниками гипотезы были далеки от истины: напр., по Гарданну, Ахура Мазда с лучами света - это крест, а фигуры под ним - 12 апостолов. В 1810 г. Дж. Киннэр утверждал, что рельеф Б. н. синхронен скульптурным изображениям из Персеполя. После пребывания в Персии во 2-й пол. 1810-х гг. Р. Портер составил подробный и лучший на то время отчет о рельефе, но при этом ошибочно утверждал, что в виде царя на нем изображен правитель Ассирии Салманасар III, а сам памятник посвящен ассир. завоеванию Израиля. В 1835 г. брит. офицер Г. К. Роулинсон , служивший военным советником в Персии (1835-1839), впервые скопировал, транслитерировал и перевел 200 строк древнеперсид. текста. После трехлетнего перерыва, вызванного афган. войной, он возобновил изучение древнеперсид. клинописи и в 1844 г. завершил копирование персид. части надписи (414 строк), а затем перешел к эламскому варианту, что было сопряжено с большим риском для жизни, т. к. под ним не было подходящего для размещения выступа. В 1847 г. Роулинсон обратился к аккад. тексту, высеченному на семиметровой поверхности, к-рый смог исследовать только благодаря помощи курдского мальчика. В 1845 г. Роулинсон отправил из Багдада в Англию свое исследование о клинописи и персид. текст Б. н. Появившаяся в печати его работа (The Persian cuneiform inscription at Behistun. L., 1846-1849) содержала литографическое воспроизведение древнеперсид. надписей, их транслитерацию и транскрипцию, перевод древнеперсид. слов на лат. язык, англ. перевод древнеперсид. текста, очерк о клинописи вообще и подробный анализ персид. варианта Б. н. Роулинсон сравнивал древнеперсид. слова с санскр., авест., пехлевийскими, а также со словами на др. индоевроп. языках, определяя степень родства этих языков. Он самостоятельно расшифровал почти все знаки древнеперсид. клинописи: в его силлабарии 1847 г. помещены 37 слоговых знаков - все, за исключением 2, были установлены верно. Большой вклад в изучение и дешифровку древнеперсид. письма внесли исследования Г. Ф. Гротефенда (1802, 1805), К. Лассена (1836, 1844), Э. Бюрнуфа (1836), Э. Хинкса (1847).

http://pravenc.ru/text/149093.html

После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал царю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ничем иным, как городом Екбатаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. – Прим, пер.) ( 1Езд. 5, 7, 13; 6, 1–3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6, 12). После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства из царской казны ( 1Езд. 6, 7, 8 ). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть приблизительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообщений (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочисленные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, поддерживал различные вероисповедания не только в Палестине, но и в Малой Азии, и в Египте». 476 Сам Дарий был известным персидским царем, и свидетельство о его победе над врагами в Персидском царстве сохранилось в знаменитой пространной надписи, высеченной на Бехистунской скале (западная Персия). Эту надпись с огромным трудом и опасностью для жизни (поскольку она находится очень высоко) скопировали англичанин сэр Генри Роулинсон (1835–1845 гг.), «отец ассириологии», и доктор Джордж Камерон, известный ассириолог. 477 Именно Дарий первым построил канал, соединяющий Средиземное море е Красным. 478 Эго тот самый Дарий, который предпринял поход в Грецию, но потерпел поражение в известной Марафонской битве 490 года до Р. X. Археологи обнаружили сделанные по его приказу постройки в Вавилоне, Сузах и Персеполе. Различные тексты, найденные во время археологических работ, подтвердили, что царь Дарий получал часть огромной противозаконной, прибыли ростовщиков, которые жестоко обирали народ. Намеки на это мы видим и в книге Неемии (5, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

19:20. Кожа около зубов. Некоторые усматривают здесь иронию, поскольку зубы, как и ногти, лишены кожи. Другие же считают, что здесь говорится о деснах и подразумевается, что все зубы выпали. 19:24. Резец железный с оловом. Предполагают, что здесь описывается железный резец, которым вырезали буквы, заливавшиеся свинцом. Бехистунская надпись Дария I в Иране, вероятно, была инкрустирована свинцом. Известно также, что свинцовые таблички использовались хеттами, а также греками и римлянами. 20:1–29 Вторая речь Софара 20:8. Улетающий сон. Глагол «летать», «улетать» обозначает смерть (напр., в Пс. 89:10 ). В других текстах враги изображаются как призраки из сновидений (Пс. 72и Ис. 29:7 ). В месопотамской традиции сновидения давались богами через бога Закику, чье имя происходит от слова, которое означает дух или дыхание. 20:24. Оружие железное/лук медный. Железо и медь считались символами силы ( Иов. 40:13 ). Слово, переведенное здесь как «оружие», является общим понятием, использующимся для обозначения любых средств нападения и защиты (см.: Иез. 39:9 ). Необходимо отметить, что родственное угаритское слово обозначает метательное копье. Что касается лука, то его главным достоинством является гибкость, поэтому не следует думать, что лук был сделан из меди. Археологи находят медные модели луков, которые, вероятно, предназначались для посвящения, но боевые луки с металлическими деталями не обнаружены. 21:1–34 Шестая речь Иова 21:12. Тимпан, цитра, свирель. Здесь перечислены типичные музыкальные инструменты того времени. Их изображения на рельефах и в живописи, а также упоминания в текстах древнего Ближнего Востока встречаются уже с 3-го тыс. до н. э. Цитра – разновидность лиры; этот струнный инструмент был переносным и имел деревянный корпус. Судя по изображениям на древних рельефах, тимпан представлял собой небольшой бубен (из кожи, натянутой на обруч), но, в отличие от современных инструментов этого типа, он не издавал резких металлических звуков. Духовой инструмент, название которого переведено как «свирель», – это, по-видимому, двойная дудочка из бронзы или тростника. 22:1–30 Третья речь Элифаза

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х. и пользовавшейся особой словесно-слоговой письменностью, т. н. клинописью , восходящей к древнейшей шумерской пиктографии. В сферу внимания А. входят также все многочисленные об-ва и культуры древности, к-рые использовали шумеро-аккад. клинопись для создания текстов на аккад. языке (к-рый одно время имел статус международного) или для записи шумеро-аккад. знаками текстов на собственных языках (Эбла III тыс. до Р. Х., ханаанские царства, Угарит и страны хетто-хурритского мира во II тыс. до н. э., Урарту, Элам и Ахеменидская Персия). История Первые находки, связанные с зарождением А., были сделаны в Персии. Еще в XVII в. европ. путешественники обращали внимание на развалины Персеполя - столицы персид. династии Ахеменидов . Первые зарисовки клинообразных знаков сделал итал. купец П. делла Валле (1621). В 1765 г. персепольские надписи изучал датчанин К. Нибур , непосредственных результатов в расшифровке клинообразных персид. надписей добился в 1802 г. нем. филолог-классик Г. Ф. Гротефенд . Полная расшифровка персид. клинописи была осуществлена к сер. 30-х гг. XIX в. благодаря трудам англичанина Г. К. Роулинсона , француза Э. Бюрнуфа, норвежца К. Лассена и ряда др. ученых. Большое значение при этом имела Бехистунская надпись Дария I, сделанная на персид., элам. и аккад. языках и найденная в Зап. Иране. Сопоставление трехъязычной надписи во многом способствовало пониманию клинописи. Поскольку подобные находки в городах древней Ассирии были обнаружены раньше, то письменность и передаваемый ею язык стали называть «ассирийскими». Анализ известных исторических фактов и ассиро-вавилонских собственных имен привел ученых к выводу, что ассир. язык - семитский. Семит. же языки - древнеевр., арам., сир., араб. и др.- были хорошо известны. Принадлежность аккад. языка к семит. семье облегчила расшифровку ассир. и вавилонских надписей.

http://pravenc.ru/text/76690.html

Область, примыкавшая к ассиро-вавилонской культуре с севера – Ванское царство, – появилась на горизонте историков с 1840 г., когда был издан отчет об экспедиции француза Шульца в Армению в 1827 г., с приложением 42 найденных здесь клинообразных надписей. С тех пор мало-по-малу делались известными новые надписи, и теперь их в распоряжении ученых более сотни. Так как они написаны на туземном языке, то чтение их потребовало подготовительных работ и была облегчено существованием ассиро-ванской двуязычной надписи. После первых неудачных попыток, их стал удовлетворительно объяснять Guyard (1880), потом англичанин Сэис. В 1894 г. Московское археологическое общество снарядило экспедицию под руководством М. В. Никольского в русское Закавказье для отыскания новых и проверки старых надписей, а также для изучения древней географии и топографии области Ванского царства. Экспедиция с успехом исполнила эти поручения, и результатом ее работ был, между прочим, прекрасный том – сборник надписей, найденных в русской Армении, c фототипическими воспроизведениями как текстов, так и видов мест их находок (5-й т. «Материалов по археологии Кавказа»). К сожалению, ее деятельность ограничилась только русской Арменией, а потому результаты снаряженной в 1898–1900 гг. немецкой экспедиции Лемана и Белька, обследовавшей как русскую, так и главным образом турецкую и персидскую Армению, были несравненно богаче. В 1911–12 г. И. А. Орбел и был командирован Академией наук в Ванскую область, между прочим, для изучения ванской старины. Результаты командировки из памятников клинописи и искусства, сделавшись предметом изучения Н. Я. Марра и Б. В. Фармаковского, выяснили важность изучения ванской старины, между прочим, и для понимания археологического прошлого нашего Юга. Все это привело Русское археологическое общество и Академию наук к убеждению в необходимости систематического изучения Ванской области. Война ускорила начало этого дела, временно отдав последнюю в наши руки. Уже с начала войны стали с фронта приходить известия и письма о находках клинообразных надписей, затем и самые надписи в фотографиях, эстампажах и натуре. Зимняя экспедиция 1915 г. в Ван С. В. Тер-Аветисяна дала, между прочим, фотографии 20 клинообразных надписей, большею частью найденных в свое время немцами и до сих пор не изданных. В конце мая 1916 г, отбыла из Петрограда экспедиция во вновь занятые местности, снаряженная по почину Археол. общества (Н. Я. Марр и И. А. Орбели). Проработав в Ване до конца июля, экспедиция открыла, между прочим, три больших клинообразных надписи, составляющих одно целое в 100 строк, повествующих о постройках и 23 походах ванского царя Сардура II. Это – одна из самых больших и важных ванских надписей: ее значение может быть сравнено с тем, какое имеют карнакские анналы Тутмоса III, Бехистунская надпись и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

А. б., с одной стороны, почти полностью совпадает с ходом археологического изучения Ближ. Востока, с др.- характеризуется попытками богословов применить и осмыслить полученные археологией знания. 2-я пол. XVIII - 1-я треть XIX в. является границей донаучного и научного этапов в истории открытий в сфере А. б. Научный этап подразделяется на период XVIII в.- 20-х гг. XX в., когда доминировали исследования в Египте и Месопотамии, и сиро-палестинский период, когда раскопки велись в М. Азии, Сирии, Иордании и Св. земле (его начало приходится на рубеж XIX-XX вв.). Донаучный этап Интерес к памятникам тех событий, о к-рых рассказывает Библия, отмечен с эпохи поздней античности у иудеев, христиан, а по возникновении ислама и у мусульман. Он отражен в попытках создания историко-географических сводов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, «De situ et nominis locorum hebraicorum» блж. Иеронима, «Ономастикон» Евсевия Кесарийского) и в паломнической лит-ре (итинерариях, хождениях и т. п.). В ряду последних выделяются тексты ранневизант. эпохи и сочинения таких путешественников XII в. по Востоку, как рус. игумен Даниил , испан. раввин Вениамин Тудельский и пилигримы-католики, хлынувшие в Св. землю вслед за крестоносцами (см. Паломничество ). С эпохи Великих географических открытий XV-XVI вв. начинается развитие библейской географии на основе трудов европ. путешественников (Ф. Шмида, Л. Раухвольфа и др.). В XVII-XVIII вв. делаются первые попытки фиксации памятников. К. Нибур систематически описал древности Месопотамии, А. Роланд - Палестины. В 1805 г. У. Зеетцен открыл места Кесарии, Аммона, Герасы , в 1812 г. И. Л. Буркхардт посетил Петру и др. Начало научного изучения. Месопотамо-егип. период Главным шагом к научному изучению вост. древностей в 1-й пол. XIX в. стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и егип. иероглифического письма . Одновременно европ. дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как Вавилон , библейский Аскалон , гробницы фараонов и храмы Египта, Бехистунская надпись, Ниневия (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, а затем и Нимруд.

http://pravenc.ru/text/76476.html

Бехистунская надпись царя Дария. VI в. до Р. Х. (пров. Керманшах) Закрепив за собой бывш. мидийские владения на западе Иранского нагорья, Кир захватил Парфию и Гирканию. Из войска выделились конница и пешее ополчение свободных общинников (древнеперсид. «кара» означало как «войско», так и «народ»). В 547/6 г. до Р. Х. персы покорили лидийцев, затем ионийские города М. Азии и утвердились на побережье Эгейского м. Между 545 и 539 гг. до Р. Х. они подчинили Саттагидию, Дрангиану, Маргиану, Согдиану (Согд), Гедросию, Арахосию и Гандару. Когда границы державы Кира Великого расширились до верхнего течения Инда и берегов Сырдарьи, царь в 539 г. до Р. Х., после длительной подготовки, захватил Вавилон, где, продолжая шумеро-аккад. традиции, принял титул «царь мира». Персам покорились и все прямо или косвенно зависевшие от Вавилонии земли Вост. Средиземноморья. Сын Кира Великого, Камбиз II (Камбуджиа), который взошел на престол в 530 г. до Р. Х., после гибели отца в походе против массагетов, в 525 г. до Р. Х. направил войска на Египет, взял Мемфис и короновался как фараон. В 522 г. до Р. Х. Камбиз, получив весть о появлении самозванца, к-рый выдавал себя за убитого им брата Бардию, двинулся в обратный путь, но по дороге умер при невыясненных обстоятельствах. Власть сначала в Мидии, а затем в Персиде захватил маг Гаумата, к-рый короновался в Пасаргадах. В сент. против него выступили старейшины 7 знатнейших персид. родов, среди к-рых вскоре первенствующее положение занял Дарий (Дараявануш) - представитель младшей ветви Ахеменидов, организовавший убийство Гауматы и занявший престол. Почти все иран. области (помимо Элама), Мидия, Саттагидия, Маргиана и даже Персида, отреагировали на переворот Дария восстаниями во главе с самозванцами. Немного больше года потребовалось Дарию, чтобы восстановить империю Кира и Камбиза в прежних границах. Активной была и внешняя политика Дария. В 517-516 гг. до Р. Х. он покорил Сев.-Зап. Индию, Эгейские о-ва, фракийцев, эллинские полисы сев. побережья Эгеиды и Юж. Причерноморья и Македонию, а в 514-513 гг. до Р. Х. предпринял неудачный поход за Дунай против «заморских скифов». В этой ситуации назрело противостояние персов с городами-гос-вами Ионии и Ср. Греции.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Разделы портала «Азбука веры» Библейская археология – направление в археологии, занятое исследованием региона библейской истории и ограниченное хронологическим периодом библейских событий. Тель-Хацор С точки зрения библейских исследований, библейская археология привлекается для подтверждения или уточнения данных библейской истории, а также для восстановления контекста библейских событий и реконструкции среды происхождения библейских книг. Нередко библейской археологией называют лишь археологию Ветхого Завета , относя эпоху Нового Завета к раннехристианской археологии. Такое терминологическое разграничение обуславливается значительным перевесом событий Ветхого Завета во времени и не является принципиальным. Становление библейской археологии Интерес к библейской археологии в европейском обществе обусловлен несколькими историческими процессами. Во-первых, это реакция на библейскую критику , возникшую в XVIII веке и ставившую под сомнение как множество положений библейской истории, так и саму достоверность библейских текстов. Во-вторых, это появление археологии как самостоятельной отрасли знаний, использующей собственные методы исследования и анализа материалов. Втретьих, это мода на ориентализм, то есть интерес к восточным культурам, возникший в Европе с XVIII века и давший толчок изучению ближневосточных письменностей и памятников среди европейских исследователей. Поначалу библейская археология совпадает с археологией Ближнего Востока, однако по мере разработки отрасли становится ясно, что область ответственности библейской археологии значительно ýже, а её основная цель – соотнесение археологических данных с библейскими. Бехистунская надпись Первым значимым прорывом в западных исследованиях региона стала расшифровка ассиро-вавилонской клинописной и египетской иероглифической письменностей в первой половине XIX века. Если говорить о знакомстве с собственно регионом Святой Земли, то первая половина XIX века ознаменована американской экспедицией протестантского библеиста Эдварда Робинсона (1794–1863) и миссионера Эли Смита (1801–1857). Они совершили путешествие по Палестине, Синаю и Петре, составив описание обнаруженных древностей и отождествив их с библейскими.

http://azbyka.ru/biblejskaya-arxeologiya

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010