Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАРИЙ [древнеперсид.   - сохраняющий добро; евр.  ;  ; греч. αρεος], имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов , а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила. Дарий I Великий (550-486 гг. до Р. Х.; Езд 4. 5, 24; 5. 5-7; 6. 1, 12-15; Агг 1. 1, 15; 2. 10; Зах 1. 1, 7; 7. 1), потомок не по прямой линии персид. династии Ахеменидов, сын Гистаспа. В 522 г. до Р. Х. Д. вступил на престол после Камбиса, сына Кира, подавив крупный политический мятеж против офиц. власти. Он нанес поражение узурпатору магу Гаумате, который, провозгласив себя Бардией (2-м сыном Кира), организовал восстание, поддержанное всеми центральными персид. провинциями. Подавив многочисленные восстания, в течение года Д. смог вернуть контроль над основной территорией империи (кроме М. Азии и Египта). К 517 г. он расширил границы империи, к-рая стала включать территории от Ливии до Индии. Т. о., в результате правления Д. границы Ахеменидской державы простирались от р. Инд на востоке до Эгейского м. на западе, от Армении на севере до 1-го порога Нила на юге. В 519 г. Д. приступил к осуществлению административно-финансовых реформ. Он разделил империю на сатрапии. На должность сатрапов при Д., как правило, назначались персы, чьи функции были разграничены с обязанностями военачальников. При Д. был создан центральный аппарат управления империей с единой канцелярией. Д. кодифицировал и привел к единообразию местные законы, установил новую систему гос. податей с фиксированными суммами (о тяжести персид. податей в эпоху Д. см.: Неем 5. 3-5), упорядочил сбор налогов и увеличил воинский контингент. Д. ввел в обращение единую золотую монетную единицу, составившую основу ахеменидской денежной системы. При Д. арамейский язык приобрел статус официального не только в зап., но и в вост. сатрапиях. Сообщения о восшествии Д. на престол и его деяниях запечатлены в Бехистунской надписи , к-рая так же, как и надпись на могиле Д. в Накши-Рустеме (близ Персеполя, Иран), дает сведения о персид. религ. воззрениях этого периода. Почитание Ахуры Мазды в эпоху Д. приобретает черты основного культа, а зороастризм становится офиц. религией, но допускалось почитание и др. богов. Попытка Д. завоевать Грецию в ходе т. н. греко-персид. войн окончилась поражением в битве при долине Марафон в 490 г. В 486 г. в Египте вспыхнуло восстание против персид. господства. Д. умер, так и не успев его подавить.

http://pravenc.ru/text/171376.html

3:3. Князья, как рыкающие львы. Аналогия, которую пророк проводит между должностными лицами Иудеи и хищными львами, сопоставима с картиной сетований в Пс. 21:14–22 , где страдальцу угрожают рыкающие львы и он молит избавить его от пасти льва (см. также: Иер. 2:30 ). В ассирийской литературе VII в. до н. э. выражение «львиный ров» встречается как метафора для обозначения жестоких и коварных царедворцев. 3:9. Уста чистые. В месопотамских религиозных обрядах очищение уст часто символизировало очищение всего человека. Это было предварительным условием, особенно для священнослужителей, которые должны были предстать перед советом богов, для того чтобы засвидетельствовать свои слова. 3:10. Заречные страны Ефиопии. Как явствует из 2:12, название Эфиопия (Куш) в Ветхом Завете может обозначать разные места. Этот библейский топоним относится не к современной Эфиопии (Абиссинии), а к области, лежащей в долине Нила, непосредственно к югу от Египта, т. е. к древней Нубии (совр. Судан). Граница между Египтом и Нубией в древности проходила либо по первому, либо по второму порогу на реке Нил. Маловероятно, что Нубия когда-либо простиралась далее шестого порога вблизи Хартума. Этот стих тем самым указывает на район Голубого и Белого Нила в Верхнем Египте. Впрочем, поскольку о поселениях израильтян в Нубии ничего неизвестно, этот стих может относиться к рекам Месопотамии (см.: Быт. 2:13 ). Книга Пророка Аггея 1:1–15 Повеление Господа построить храм 1:1. Хронология. Указание точной даты возвещения пророчества характерно для произведений послепленного времени. Упоминаемый здесь царь – Дарий I, который захватил престол в Персии 29 сентября 522 г. до н. э. Это случилось после продолжавшихся почти в течение семи месяцев волнений, которые начались в империи с восстания Гауматы 11 марта и захвата им власти 1 июля того же года – после смерти Камбиза. Неспокойная обстановка в стране продолжалась и в царствование Дария, о чем свидетельствует надпись на Бехистунской скале. Время, указанное в этом стихе, приходится на 29 августа 520 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Авеста, будучи во многих своих частях несомненно древнего происхождения, дошла до нас записанной в позднее время. Поэтому памятниками персидской литературы, дошедшими непосредственно из эпохи Ахеменидов, за потерей нередко упоминаемых в библии и у классиков царских летописей (διφδεραι), остаются и, вероятно, навсегда останутся их надписи, начертанные клинообразным шрифтом. Вейссбах старается доказать, что инициатива их составления принадлежит Дарию. В 70-м параграфе Бехистунской надписи, сохранившемся полностью на эламском языке, и, в поврежденном виде, на персидском, он прочел: «милостью Аурамазды, стал я делать надписи иначе, по-арийски, чего раньше не было... было написано и мне прочтено... я послал эти надписи во все страны, и люди познакомились с ними». Он же привел в параллель к этому место в неподлинном письме Фемистокла к Темениду, в котором упоминаются «древние ассирийские письмена, а не те, которые ввел («написал») у персов Дарий, отец Ксеркса». С этим мнением едва ли можно согласиться уже в виду существования в Пасаргадах надписи с именем Кира, относить которую, следуя Вейссбаху, к Киру младшему нет оснований. Упоминание об арийском языке в тексте сомнительно; Герцфельд, Эд. Мейер и др. видят в нем свидетельство о введении Дарием арамейского шрифта для документов на коже и глине, для царских летописей и вообще для всего, помещаемого в царский архив. Самый упадок клинописи после Дария он ставит в связь с этим изобретением более удобного письма. Доказательство правильности этого понимания видят и в том, что действительно официальные списки надписей рассылались в провинции – так, отрывки арамейского перевода Бехистунской надписи найдены на папирусе на о. Элефантине. До сих пор не решен вопрос, какой шрифт послужил образцом для персидской клинописи. Попытки Оппера, Дееке, Сэйса вывести его из различных видов вавилонского не привела ни к чему. Гоммель находит в нем применение тех же принципов, которые послужила для составления индийского алфавита, и хочет выводить его из какого-либо западно-семитического алфавита, приспособленного для монументальных целей, к клинописи. Едва ли ему удастся доказать убедительно эту теорию. В последнее время стали раздаваться голоса в пользу мидийского происхождения этого письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Аурамазда изображался при Ахеменидах, подобно Ассуру, в центре крылатого солнечного диска; разница только в его типе, передававшем черты и головной убор персидского царя. Изображение крылатого гения в Пасаргадах носит, как известно, египетско-вавилонский характер. Культ, часто встречавшийся при Ахеменидах и позднее и нашедший себе широкое распространение, несомненно, семитического или вообще западного происхождения, это культ богини плодородия Анахиты, вполне соответствовавшей Истар, Астарте, Афродите и т. п. и имевшей тот же характер. Особенно он был распространен в Каппадокии и Армении. Это чуждый член иранской религии. О заимствовании его у семитов определенно говорит Геродот (I, 131). Тем не менее, Артаксеркс II в своих надписях говорит, что он поступал «по воле Аурамазды, Анахиты и Митры», и просит милости этих трех божеств вместе. По Беросу, этот царь и был распространителем этого культа. Уже это доказывает, что религия Ахеменидов не была монотеистической, каковой является парсизм в настоящее время. Даже Дарий I, столь торжественно исповедующий величие Аурамазды в Бехистунской надписи, в одной из персепольских говорит: «да поможет мне Аурамазда вместе со всеми божествами, да защитит он страну от злых полчищ, неурожая и лжи. Об этом молюсь я Аурамазде и всем божествам; сие да подаст мне Аурамазда вместе со всеми божествами». В другом месте он говорит «о других божествах, сколько их есть». Об отношении Кира, Камбиза и того же Дария и Ксеркса к вавилонским, египетским и греческим божествам мы уже имели неоднократно случай говорить. Они делали больше, чем позволительно для последователя реформированной религии, идущего на компромиссы из государственных соображений; терпимость, чтобы не сказать больше, Ахеменидов стоит в резком контрасте с фанатизмом Сасанидов и многих мусульманских правителей. Является большое сомнение в том, что Авеста и зороастризм в это время добились полного господства в империи и жизни; попытка прочесть слово «Авеста» в Бехистунской надписи, бывшая рискованной и раньше, в настоящее время, после сличений Томпсона и Кинга, должна быть признана окончательно неудачной.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

до Р. Х. О своих деяниях Дарий велел сделать монументальную запись на высокой скале в Бехистуне. В Бехистунской надписи, составленной от имени самого царя на персидском, нововавилонском и эламском языках, сказано, что он убил самозванца мага Гаумату, разрушенные им святилища восстановил и вернул народу его «пастбища, имущество, жилища, которые маг Гаумата у него отнял» (цит. по: Авдиев, цит. изд., с. 543), и затем он одержал победу над всеми, кто восстал против законной власти: «Пока я был в Вавилоне, следующие области от меня отложились: Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргиана, Саттагидия, Скифия… Вот что я совершил по воле Ахурамазды в течение одного года. После того как я стал царем, я дал 19 сражений. По воле Ахурамазды я разбил (противников) и взял в плен 9 царей» (цит. по: Авдиев, цит. изд., с. 542–543). На Бехистунской скале помещено также рельефное изображение Дария и перед ним одного поверженного и 9 связанных самозванцев и неудачных претендентов на власть. Дарий расширил пространство своей империи, покорив народы Средней Азии, западной Индии, греков, обитавших на малоазийском побережье Эгейского моря и на некоторых островах Архипелага, а также фракийцев на Балканах. Его столицей был город Сузы. Поблизости от Пасагард он построил новый город Персеполь. При Дарии приняты были меры по упрочению среди подвластных ему иранских племен введенного Заратустрой культа Ахурамазды. Во многих надписях подчеркиваются благодеяния Ахурамазды царю. В одной из них сказано так: «Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: «Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша, от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом» (цит. по: Авдиев, цит. изд., с. 555). При этом иные народы: иудеи, вавилоняне, египтяне, лидийцы, греки – пользовались при Дарии религиозной свободой. Дарий провел ряд реформ, направленных на укрепление единства его мировой державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Главной частью их была знаменитая ахеменидовская колонна с колоколообразной базой, орнаментированной в вертикальном направлении листьями, и капителью в виде идущих в разные стороны передних частей двух быков или фантастических единорогов, помещенных частью непосредственно на канеллированном столбе, частью на промежуточной части колонны из завитков. Эта колонна самая высокая и тонкая в древнем искусстве, в ней отношение диаметра к высоте 1 : 12 (в аттич. – ионийск. 1 : 7 или 91/2); она первоначально была деревянной; ее происхождение – туземное иранское, равно как и различные орнаментальные ее элементы находят себе предшественников в древнем Иране и аналогии в Малой Азии; хеттам искусство Персии обязано и представляющим развитие того же bit hilani, уже в свое время заимствованного ассирийскими царями, через Ассирию проникшего в Иран. Открытые Ападаны, занимавшие пространство в 5–7 тысяч квадратных метров и расположенные на высоких эспланадах с далеким видом, были наилучшим выражением идеи всемирного величия царя, сидящего на троне в виду всех подданных, в великолепном, невиданном дотоле сооружении, и созерцающего все свои страны. Недаром Ксеркс назвал персепольские пропилеи «Висадахью» – «назначенными для всех народов», «всемирными». На стенах и на лестницах все говорило о том же: шествия царедворцев и гвардейцев к трону, представители всех народов, изображенные в национальных одеждах и с национальными чертами, несут туда же разнообразную дань или поддерживают высокий трон своего повелителя. Последний изображается под заимствованным из Египта иероглифом неба, с опахальщиком и оруженосцами за троном, иногда под зонтиком, как на ассирийских барельефах. Образ Аурамазды неизменно парит над ним. На гробничном барельефе в Накши-Рустаме Дарий изобразил себя в молитвенной позе перед священным огнем, а над Бехистунской надписью попирающим самозванца и изрекающим приговор девяти бунтовщикам. Идея этой сцены навеяна древними барельефами, имеющимися поблизости Анубанини или находящимися на скале Сарпуле, но она не изображает реального факта – она символически представляет победу Дария при помощи Аурамазды.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Главный источник информации о войне К. В. с Лидией - сведения, приведенные Геродотом (Ibid. I 69-91). Из описания Геродота следует, что захват Сард произошел между окт. и дек., однако точного года историк не называет. Согласно вавилонской хронике, в нисане (марте или апр.) 9-го года правления Набонида (547 г. до Р. Х.) К. В. пересек р. Тигр под Эрбилем. В ияре (апр. или май) он вступил в Лидию. Текст хроники поврежден, и чтение «Лидия» принимается не всеми исследователями (скептическую позицию по этому вопросу занимает Дж. Каргилл - см.: Cargill. 1977; Dandamaev. 1993. P. 518). Мавзолей Кира II Великого в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. Мавзолей Кира II Великого в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. Согласно Геродоту, К. В. поручил своему полководцу Гарпагу наступление на города Передней Азии, а сам стал готовиться к походу на восток и север. Геродот не сообщил подробности завоевательной деятельности К. В. в этом направлении, но косвенные свидетельства вост. похода К. В. содержатся в Бехистунской надписи царя Дария I. Среди областей, входивших в персид. державу, Дарий называет Дрангиану, Арию, Хорезм, Бактрию, Согдиану, Гандхару, Саттагидию и Арахосию ( Malbran-Labat Fl. La version akkadienne de l " inscription trilingue de Darius à Behistun. R., 1994. P. 93-94, 107-108). Камбис II, предшественник Дария, не вел войн на востоке. Исходя из этого, можно заключить, что держава Ахеменидов достигла сев.-зап. рубежей Индии уже при К. В. Об этом свидетельствует и название укрепленного города в Согдиане - Киресхата, «город Кира» (Кирополь в греч. традиции). Плиний сообщил, что К. В. разрушил г. Капису (на территории совр. Сев. Афганистана), Арриан в кн. «Поход Александра» писал о попытке К. В. вторгнуться «в землю индов» ( Arrian. Anab. VI 24. 3) (вероятно, имеется в виду обл. Гандхара) и об участии в боевых действиях К. В. народа ариаспов у сев. границы Дрангианы (Ibid. III 27. 4). Согласно Геродоту и вавилонскому историку Бероссу, поход К. В. на восток состоялся после победы над Лидией (547 г. до Р. Х.), но до вторжения персов в Ассирию (т. е. Вавилонию) в 539 г. до Р. Х. ( Dandamaev. 1993. P. 518).

http://pravenc.ru/text/1840129.html

Последним военным мероприятием К. В. был поход против массагетов, кочевых племен в Ср. Азии, представлявших угрозу для сев.-вост. границ империи К. В. ( Briant. 2002. P. 49). В 530 г. до Р. Х. армия К. В. совершила переправу через р. Аракс ( Herod. Hist. I 201, 205, 208-209, 211; имеется в виду р. Амударья - Dandamaev. 1993. P. 520) и начала победоносное наступление, однако в решающей битве с массагетами К. В. погиб, а его армия потерпела поражение. Завоевательную деятельность К. В. успешно продолжил его сын Камбис II. Династия К. В. Династический брак с мидийской царевной Амитис (имя засвидетельствовано только в греч. варианте Αμυτις; вероятно, оно соответствует иран. (реконструируемая форма для авест. Humaiti - «имеющий благие мысли»; Schmitt. 1989)) имел для К. В. большое значение как легитимация его царского статуса после захвата власти, однако наследником К. В. стал его первенец Камбис II, рожденный от персиянки Кассанданы, принадлежавшей, как и сам К. В., к роду Ахеменидов ( Mallowan. 1972. P. 7; Dandamaev. 1993. P. 517). Династия К. В. пресеклась во 2-м поколении. Согласно офиц. версии, изложенной в Бехистунской надписи, Камбис II убил своего брата Бардию (причины убийства остаются неясными), что спровоцировало гос. переворот. Камбис погиб, не вернувшись в резиденцию в Сузах, а власть захватил маг Гаумата, выдав себя за Бардию. На 3-й год правления Гауматы его сверг Дарий, представитель одного из 7 знатных персид. родов, и стал основателем новой царской династии. Национальная и религиозная политика К. В. На покоренных территориях (Вавилонии, Сирии и Финикии, а также в греч. городах М. Азии) К. В. сохранял традиц. методы управления и местную администрацию ( Dandamaev. 1993. P. 519). Так, после захвата Вавилона К. В. принял все меры к тому, чтобы его власть воспринималась как союз с вавилонянами, а не насильственное подчинение их. Он исполнил вавилонский царский ритуал при восхождении на трон, принял титул «царь Вавилона, царь стран», что означало признание Вавилона одним из главных городов империи. К. В. стремился восстановить в Месопотамии стабильное экономическое положение и сохранил практически без изменения прежнюю администрацию. Отмена религиозной реформы Набонида (централизации культа в Вавилоне) - возвращение статуй вавилонских богов на их прежние места, восстановление местных святилищ - встретили всеобщее одобрение. Тем не менее Вавилон не стал постоянной царской резиденцией и управлялся наместником (аккад.     - «начальник области»), что в адм. отношении ставило Вавилонию в одинаковое положение с др. завоеванными странами.

http://pravenc.ru/text/1840129.html

Так же как и в большинстве противоречий в цифрах, проблема заключается в записи десятков. Стоит отметить, что условные знаки, использовавшиеся еврейскими поселенцами в Элефантинских папирусах, написанных в 5м веке до н.э. во времена Ездры и Неемии, к которым и восходят эти отрывки, относятся к наиболее ранней знаковой системе. В этой системе одна горизонтальная черточка с направленным вниз крючком на правом конце представляла собой десятки (таким образом две такие черточки, записанные одна над другой означали 20). Вертикальные черточки использовались для обозначения всего, что меньше десяти. Таким образом, цифра восемь выглядела бы так I III III, а цифра восемнадцать писалась бы как  I III III c добавленной рядом горизонтальной чертой с крючком справа. Похожим образом, цифра двадцать два выглядела бы как  I c двумя горизонтальными крючками, а цифра сорок четыре выглядела бы как  I c двумя наборами горизотальных крючков 3 (простите, пожалуйста, ограниченные возможности моего компьютера, который отличается от того, что использует доктор Арчер). Если текст изначального манускрипта, с которого делалась копия был запачкан или размыт, то один или несколько условных знаков, обозначавших десятки, могли быть пропущены переписчиком. Маловероятно, что переписчик случайно увидел дополнительную черту, обозначавшую десяток, и которой не было в оригинале. Более вероятно то, что он не заметил такую черту, если она была размытой. В Новой Международной Версии (NIV) Библии такие исправления были внесены в текст. Однако, для сохранения ясности, в сноске внизу страницы упоминается, что ранние еврейские манускрипты содержали ошибку переписчика, в то время как в манускрипте Септуагинты и в сирийских манускриптах, так же как и в одном еврейском манускрипте записаны правильные цифры. Исправлять цифры стоит только в том случае, если ошибка переписчика была замечена. Это, тем не менее, никак не умаляет ни достоверности, ни авторитета Писания, которое мы имеем. Ошибки переписчиков такого рода встречаются и у различных языческих авторов. Например, в Бехистунской записи, сделанной Дарием 1. Абзац номер 38 на Вавилонской колонне указывает цифру в 55243 убитых из армии Фрада, и 6572 пленных. Копии этой записи, найденные непосредственно в Вавилоне, дают цифру 6973. Однако в арамейском перводе этой записи, найденном в Элефантине в Египте количество пленных составляет 6972.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Теперь действительно конец «В 530 году Кир погиб во время похода в Среднюю Азию против массагетов − персы впервые столкнулись с народом, который не желал быть покоренным, и потерпели поражение. Камбиз, старший сын Кира, вступив на персидский престол, наследовал также титул царя Вавилона. Ни о каких выборах вавилонского царя никто даже не заикнулся. Камбиз не обладал политическим тактом отца и вообще не считал нужным маскировать персидское господство. Недаром покоренные называли его деспотом, а не отцом, как Кира». Но это были еще цветочки. Вскоре в походе на Египет погиб и Камбиз. В Персии вспыхнул мятеж лже-царевича Гаутамы, мага Бардии. По подавлении мятежа и убийства Бардии царем стал Дарий, сына Гистаспа, также принадлежавшего к царскому роду Ахеменидов. Барельеф Дария Великого на Бехистунской надписи Пока Дарий вел борьбу с мятежниками в других концах огромной империи, в Вавилонии началось новое восстание. Восстание организовала вавилонская олигархия, разочаровавшаяся в персах. Она успела признать царем Бардию, который по ее достаточно основательному мнению стал бы управляемой марионеткой на Вавилонском престоле. Дарий взял Вавилон и сурово наказал восставших. Самостоятельность Вавилона была ликвидирована, права олигархии сильно поурезаны. Кроме того, инфляция, неизбежно сопровождающая ростовщическую экономику, при Дарии резко возросла. «В обращении [у персидских аристократов, чиновников и солдат] оказалось слишком много денег, тогда как производство товаров падало … в результате грабежей и насилий, чинимых завоевателями. Это и привело к стремительному росту цен при Дарии. Инфляция в сочетании с другими причинами нанесла вавилонскому гражданству смертельный удар… Вавилонская олигархия, возлагавшая надежды на персов, просчиталась и на этот раз жестоко и непоправимо». Конец ее был такой. «В ноябре 486 года скончался царь Дарий, и на персидский престол вступил его сын Ксеркс (486-465 гг.). Расправившись с восстанием в Египте, он начал готовить грандиозный поход против Эллады.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010