Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х. и пользовавшейся особой словесно-слоговой письменностью, т. н. клинописью , восходящей к древнейшей шумерской пиктографии. В сферу внимания А. входят также все многочисленные об-ва и культуры древности, к-рые использовали шумеро-аккад. клинопись для создания текстов на аккад. языке (к-рый одно время имел статус международного) или для записи шумеро-аккад. знаками текстов на собственных языках (Эбла III тыс. до Р. Х., ханаанские царства, Угарит и страны хетто-хурритского мира во II тыс. до н. э., Урарту, Элам и Ахеменидская Персия). История Первые находки, связанные с зарождением А., были сделаны в Персии. Еще в XVII в. европ. путешественники обращали внимание на развалины Персеполя - столицы персид. династии Ахеменидов . Первые зарисовки клинообразных знаков сделал итал. купец П. делла Валле (1621). В 1765 г. персепольские надписи изучал датчанин К. Нибур , непосредственных результатов в расшифровке клинообразных персид. надписей добился в 1802 г. нем. филолог-классик Г. Ф. Гротефенд . Полная расшифровка персид. клинописи была осуществлена к сер. 30-х гг. XIX в. благодаря трудам англичанина Г. К. Роулинсона , француза Э. Бюрнуфа, норвежца К. Лассена и ряда др. ученых. Большое значение при этом имела Бехистунская надпись Дария I, сделанная на персид., элам. и аккад. языках и найденная в Зап. Иране. Сопоставление трехъязычной надписи во многом способствовало пониманию клинописи. Поскольку подобные находки в городах древней Ассирии были обнаружены раньше, то письменность и передаваемый ею язык стали называть «ассирийскими». Анализ известных исторических фактов и ассиро-вавилонских собственных имен привел ученых к выводу, что ассир. язык - семитский. Семит. же языки - древнеевр., арам., сир., араб. и др.- были хорошо известны. Принадлежность аккад. языка к семит. семье облегчила расшифровку ассир. и вавилонских надписей.

http://pravenc.ru/text/76690.html

Разделы портала «Азбука веры» Библейская археология – направление в археологии, занятое исследованием региона библейской истории и ограниченное хронологическим периодом библейских событий. Тель-Хацор С точки зрения библейских исследований, библейская археология привлекается для подтверждения или уточнения данных библейской истории, а также для восстановления контекста библейских событий и реконструкции среды происхождения библейских книг. Нередко библейской археологией называют лишь археологию Ветхого Завета , относя эпоху Нового Завета к раннехристианской археологии. Такое терминологическое разграничение обуславливается значительным перевесом событий Ветхого Завета во времени и не является принципиальным. Становление библейской археологии Интерес к библейской археологии в европейском обществе обусловлен несколькими историческими процессами. Во-первых, это реакция на библейскую критику , возникшую в XVIII веке и ставившую под сомнение как множество положений библейской истории, так и саму достоверность библейских текстов. Во-вторых, это появление археологии как самостоятельной отрасли знаний, использующей собственные методы исследования и анализа материалов. Втретьих, это мода на ориентализм, то есть интерес к восточным культурам, возникший в Европе с XVIII века и давший толчок изучению ближневосточных письменностей и памятников среди европейских исследователей. Поначалу библейская археология совпадает с археологией Ближнего Востока, однако по мере разработки отрасли становится ясно, что область ответственности библейской археологии значительно ýже, а её основная цель – соотнесение археологических данных с библейскими. Бехистунская надпись Первым значимым прорывом в западных исследованиях региона стала расшифровка ассиро-вавилонской клинописной и египетской иероглифической письменностей в первой половине XIX века. Если говорить о знакомстве с собственно регионом Святой Земли, то первая половина XIX века ознаменована американской экспедицией протестантского библеиста Эдварда Робинсона (1794–1863) и миссионера Эли Смита (1801–1857). Они совершили путешествие по Палестине, Синаю и Петре, составив описание обнаруженных древностей и отождествив их с библейскими.

http://azbyka.ru/biblejskaya-arxeologiya

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ трехъязычный клинописный текст на скале Бехистун в 30 км от Керманшаха (совр. Иран). Один из важнейших источников по политической истории державы Ахеменидов , отражающий события 522-519 гг. до Р. Х. Б. н. была высечена по приказу персид. царя Дария I (522-486) на древнеперсид., эламском и вавилонском языках. Дешифровка систем письменности Б. н. заложила основы научного исследования древней Передней Азии. Надпись, сопровождаемая рельефными изображениями, высечена в искусственном углублении на поверхности выступа конечной части Загросского хребта с левой стороны караванного пути, соединявшего Вавилон и мидийскую столицу Экбатаны (совр. Хамадан), на высоте примерно 105 м. Высота надписи составляет 7 м 80 см, ее длина - 22 м. В центре, под рельефами, располагаются 5 столбцов древнеперсид. текста, слева от него, на одном уровне, помещен эламский вариант, над последним находится вавилонский текст. На рельефе изображен Дарий I, попирающий левой ногой Гаумату, своего главного политического противника. Правая рука царя поднята в молитвенном жесте, в левой он держит лук. За спиной Дария стоят 2 воина, как предполагают ученые, копьеносцем является Гобрий, лучником - Аспатина. Оба воина ниже Дария, но значительно выше 9 мятежных правителей, изображенных слева от фигуры Дария. Они идут шеренгой, связаны длинной цепью за шеи, их руки скручены за спиной. Только вождь скифского племени тиграхауда выделяется благодаря своей высокой остроконечной шапке. Надо всей этой группой изображена парящая фигура Ахура Мазды . Божество представлено в человеческом облике, на голове корона с рогами, оно выступает из солнечного диска, похожего на птицу, с крыльями, хвостом и лапами. Левой рукой оно протягивает кольцо Дарию, что символизирует обряд вручения царской власти, правой благословляет Дария. Средняя высота всей скульптурной группы - 3 м, длина - 5 м 48 см. Помимо основных Б. н. имеет еще 11 малых надписей на 3 языках, они находятся над изображением лиц или под ступнями.

http://pravenc.ru/text/149093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАРИЙ [древнеперсид.   - сохраняющий добро; евр.  ;  ; греч. αρεος], имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов , а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила. Дарий I Великий (550-486 гг. до Р. Х.; Езд 4. 5, 24; 5. 5-7; 6. 1, 12-15; Агг 1. 1, 15; 2. 10; Зах 1. 1, 7; 7. 1), потомок не по прямой линии персид. династии Ахеменидов, сын Гистаспа. В 522 г. до Р. Х. Д. вступил на престол после Камбиса, сына Кира, подавив крупный политический мятеж против офиц. власти. Он нанес поражение узурпатору магу Гаумате, который, провозгласив себя Бардией (2-м сыном Кира), организовал восстание, поддержанное всеми центральными персид. провинциями. Подавив многочисленные восстания, в течение года Д. смог вернуть контроль над основной территорией империи (кроме М. Азии и Египта). К 517 г. он расширил границы империи, к-рая стала включать территории от Ливии до Индии. Т. о., в результате правления Д. границы Ахеменидской державы простирались от р. Инд на востоке до Эгейского м. на западе, от Армении на севере до 1-го порога Нила на юге. В 519 г. Д. приступил к осуществлению административно-финансовых реформ. Он разделил империю на сатрапии. На должность сатрапов при Д., как правило, назначались персы, чьи функции были разграничены с обязанностями военачальников. При Д. был создан центральный аппарат управления империей с единой канцелярией. Д. кодифицировал и привел к единообразию местные законы, установил новую систему гос. податей с фиксированными суммами (о тяжести персид. податей в эпоху Д. см.: Неем 5. 3-5), упорядочил сбор налогов и увеличил воинский контингент. Д. ввел в обращение единую золотую монетную единицу, составившую основу ахеменидской денежной системы. При Д. арамейский язык приобрел статус официального не только в зап., но и в вост. сатрапиях. Сообщения о восшествии Д. на престол и его деяниях запечатлены в Бехистунской надписи , к-рая так же, как и надпись на могиле Д. в Накши-Рустеме (близ Персеполя, Иран), дает сведения о персид. религ. воззрениях этого периода. Почитание Ахуры Мазды в эпоху Д. приобретает черты основного культа, а зороастризм становится офиц. религией, но допускалось почитание и др. богов. Попытка Д. завоевать Грецию в ходе т. н. греко-персид. войн окончилась поражением в битве при долине Марафон в 490 г. В 486 г. в Египте вспыхнуло восстание против персид. господства. Д. умер, так и не успев его подавить.

http://pravenc.ru/text/171376.html

А. б., с одной стороны, почти полностью совпадает с ходом археологического изучения Ближ. Востока, с др.- характеризуется попытками богословов применить и осмыслить полученные археологией знания. 2-я пол. XVIII - 1-я треть XIX в. является границей донаучного и научного этапов в истории открытий в сфере А. б. Научный этап подразделяется на период XVIII в.- 20-х гг. XX в., когда доминировали исследования в Египте и Месопотамии, и сиро-палестинский период, когда раскопки велись в М. Азии, Сирии, Иордании и Св. земле (его начало приходится на рубеж XIX-XX вв.). Донаучный этап Интерес к памятникам тех событий, о к-рых рассказывает Библия, отмечен с эпохи поздней античности у иудеев, христиан, а по возникновении ислама и у мусульман. Он отражен в попытках создания историко-географических сводов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, «De situ et nominis locorum hebraicorum» блж. Иеронима, «Ономастикон» Евсевия Кесарийского) и в паломнической лит-ре (итинерариях, хождениях и т. п.). В ряду последних выделяются тексты ранневизант. эпохи и сочинения таких путешественников XII в. по Востоку, как рус. игумен Даниил , испан. раввин Вениамин Тудельский и пилигримы-католики, хлынувшие в Св. землю вслед за крестоносцами (см. Паломничество ). С эпохи Великих географических открытий XV-XVI вв. начинается развитие библейской географии на основе трудов европ. путешественников (Ф. Шмида, Л. Раухвольфа и др.). В XVII-XVIII вв. делаются первые попытки фиксации памятников. К. Нибур систематически описал древности Месопотамии, А. Роланд - Палестины. В 1805 г. У. Зеетцен открыл места Кесарии, Аммона, Герасы , в 1812 г. И. Л. Буркхардт посетил Петру и др. Начало научного изучения. Месопотамо-егип. период Главным шагом к научному изучению вост. древностей в 1-й пол. XIX в. стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и егип. иероглифического письма . Одновременно европ. дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как Вавилон , библейский Аскалон , гробницы фараонов и храмы Египта, Бехистунская надпись, Ниневия (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, а затем и Нимруд.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

И далее: «Главная религиозная революция современности заключается не в утрате веры в Бога, а в обретении веры в человека» . И эта новая религия вообще не связана с Богом: в будущем людей ждут «дивные новые религии, которые никак не связаны с Богом, а связаны исключительно с технологиями» . Но знакомство с творчеством Харари было бы неполным без его книги «21 урок для XXI века». Это книга размышлений о вызовах и проблемах будущего и настоящего. «В отличие от Homo Sapiens и Homo Deus эта книга представляет собой не исторический нарратив, а выборку вызовов, проблем и вопросов, не имеющих простых ответов и решений» . Лично мне она показалась интересней остальных: в ней больше внимания уделено анализу реальных проблем человечества и меньше восторженных криков о грядущем бессмертии. В своих книгах Харари рассматривает важные проблемы современного общества: миграцию, взаимоотношения культур, национализм, развитие информационного общества, терроризм, биотехнологии и многое другое. Действительно, Харари пишет «на злобу дня». Быть может, это один из секретов успеха его книг. И нельзя сказать, что он не прав во всем. Многие его оценки и замечания справедливы и правдивы. Терроризм основан на страхе – абсолютно справедливое заключение. Или прекрасная мысль про невозможность в наше время глобальной войны: «Атомная бомба превратила победу в мировой войне в коллективное самоубийство» . Жаль только, что с этими справедливыми мыслями перемешаны, как плевелы, необъективные мысли о религии. И еще немного похвалю Харари. Его книги, возможно, популярны потому, что автор – интеллектуал и пишет весьма интересные работы. Он легко апеллирует такими малоизвестными историческими понятиями и фактами, как «Миссисипский финансовый пузырь», «Бехистунская надпись» и многое другое. Весьма свободно он цитирует Библию, классическую и современную литературу. Например, он указывает на помазание ног Христа миром, правда, называя его елеем , упоминает валаамскую ослицу, цитирует евангельское «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…» (вновь не совсем верно утверждая, что христианство считает приобретение богатства чем-то плохим) . Но представления Харари о религии зачастую несправедливы. Давайте это разберем.

http://pravoslavie.ru/132862.html

Б. н. содержит офиц. версию истории начального этапа правления Дария I: его приход к власти через свержение узурпатора Гауматы, первые шаги по ликвидации политического наследия предшественника, подавление вспыхнувших вскоре многочисленных мятежей в различных частях Персидской державы. Дарий I утверждает, что ему удалось справиться с мятежниками в течение «одного года». Ввиду недоступности надписи для чтения снизу и быстрого забвения древнеперсид. клинописи достоверные знания о надписях Дария пресеклись еще в древности: ни средневек., ни совр. иран. традиции не знают содержания Б. н. Первые же удовлетворительные описания рельефов появляются не ранее Нового времени (путешественника 2-й пол. XVII в. А. Бембо, отчеты Ж. Оттера и Ж. Оливье, ок. 1734 г., Р. Гарданна, кон. XVII в.). Выдвигавшиеся путешественниками гипотезы были далеки от истины: напр., по Гарданну, Ахура Мазда с лучами света - это крест, а фигуры под ним - 12 апостолов. В 1810 г. Дж. Киннэр утверждал, что рельеф Б. н. синхронен скульптурным изображениям из Персеполя. После пребывания в Персии во 2-й пол. 1810-х гг. Р. Портер составил подробный и лучший на то время отчет о рельефе, но при этом ошибочно утверждал, что в виде царя на нем изображен правитель Ассирии Салманасар III, а сам памятник посвящен ассир. завоеванию Израиля. В 1835 г. брит. офицер Г. К. Роулинсон , служивший военным советником в Персии (1835-1839), впервые скопировал, транслитерировал и перевел 200 строк древнеперсид. текста. После трехлетнего перерыва, вызванного афган. войной, он возобновил изучение древнеперсид. клинописи и в 1844 г. завершил копирование персид. части надписи (414 строк), а затем перешел к эламскому варианту, что было сопряжено с большим риском для жизни, т. к. под ним не было подходящего для размещения выступа. В 1847 г. Роулинсон обратился к аккад. тексту, высеченному на семиметровой поверхности, к-рый смог исследовать только благодаря помощи курдского мальчика. В 1845 г. Роулинсон отправил из Багдада в Англию свое исследование о клинописи и персид. текст Б. н. Появившаяся в печати его работа (The Persian cuneiform inscription at Behistun. L., 1846-1849) содержала литографическое воспроизведение древнеперсид. надписей, их транслитерацию и транскрипцию, перевод древнеперсид. слов на лат. язык, англ. перевод древнеперсид. текста, очерк о клинописи вообще и подробный анализ персид. варианта Б. н. Роулинсон сравнивал древнеперсид. слова с санскр., авест., пехлевийскими, а также со словами на др. индоевроп. языках, определяя степень родства этих языков. Он самостоятельно расшифровал почти все знаки древнеперсид. клинописи: в его силлабарии 1847 г. помещены 37 слоговых знаков - все, за исключением 2, были установлены верно. Большой вклад в изучение и дешифровку древнеперсид. письма внесли исследования Г. Ф. Гротефенда (1802, 1805), К. Лассена (1836, 1844), Э. Бюрнуфа (1836), Э. Хинкса (1847).

http://pravenc.ru/text/149093.html

В том же 1823 году выдающийся датский лингвист Расмус Раск, один из основоположников сравнительного языкознания и индоевропеистики, доказал, что авестийский язык родственен как санскриту, так и древнеперсидскому языку. Обосновав этот тезис, Раск уточнил чтение нескольких букв древнеперсидского алфавита и исправил ряд ошибок Гротефенда. Опираясь на достижения Сен-Мартена, Раска и, разумеется, Гротефенда, немецкие и французские ученые завершили расшифровку древнеперсидского письма к концу 1830-х годов. Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями». Поразительно, что во второй половине 1830-х годов древнеперсидскую клинопись удалось самостоятельно расшифровать еще одному человеку, Генри Роулинсону, невероятно одаренному лингвисту и искателю приключений, офицеру на британской службе в Индии. Роулинсон, чья биография читается как авантюрный роман, ничего не знал о трудах Гротефенда, Раска и Сен-Мартена. Он совершенно самостоятельно взялся прочитать монументальную трехъязычную надпись, оставленную на скале в месте под названием Бехистун. Даже скопировать этот гигантский текст было крайне трудно, но Роулинсон придумал, как это сделать, использовав примитивное альпинистские оборудование. По странному совпадению английский исследователь в точности повторил логические шаги Гротефенда, не зная о них: выделил предположительно алфавитную запись, установил, где в ней встречается царский титул, и нашел последовательность Гистасп-Дарий-Ксеркс. Таким образом, он сумел прочесть первые строки Бехистунской надписи. Впоследствии, вернувшись в Лондон, Роулинсон узнал о трудах своих предшественников и современников и убедился в правильности своей работы. В дальнейшем он участвовал в дешировке и эламского, и аккадского письма, проделал гигантскую работу по каталогизации и изданию клинописных надписей, стал популярнейшим лектором и любимцем публики. В самом конце XIX века, когда археологи и лингвисты открыли для публики целый новый мир древней Передней Азии, настало время для написания истории новых дисциплин: ассириологии, иранистики и так далее. Тогда-то о Гротефенде вспомнили и с тех пор уже о нем всегда говорят как о первопроходце в деле расшифровки клинописи. Библиография

http://pravmir.ru/tsari-tsaryam-tsaryami...

3:3. Князья, как рыкающие львы. Аналогия, которую пророк проводит между должностными лицами Иудеи и хищными львами, сопоставима с картиной сетований в Пс. 21:14–22 , где страдальцу угрожают рыкающие львы и он молит избавить его от пасти льва (см. также: Иер. 2:30 ). В ассирийской литературе VII в. до н. э. выражение «львиный ров» встречается как метафора для обозначения жестоких и коварных царедворцев. 3:9. Уста чистые. В месопотамских религиозных обрядах очищение уст часто символизировало очищение всего человека. Это было предварительным условием, особенно для священнослужителей, которые должны были предстать перед советом богов, для того чтобы засвидетельствовать свои слова. 3:10. Заречные страны Ефиопии. Как явствует из 2:12, название Эфиопия (Куш) в Ветхом Завете может обозначать разные места. Этот библейский топоним относится не к современной Эфиопии (Абиссинии), а к области, лежащей в долине Нила, непосредственно к югу от Египта, т. е. к древней Нубии (совр. Судан). Граница между Египтом и Нубией в древности проходила либо по первому, либо по второму порогу на реке Нил. Маловероятно, что Нубия когда-либо простиралась далее шестого порога вблизи Хартума. Этот стих тем самым указывает на район Голубого и Белого Нила в Верхнем Египте. Впрочем, поскольку о поселениях израильтян в Нубии ничего неизвестно, этот стих может относиться к рекам Месопотамии (см.: Быт. 2:13 ). Книга Пророка Аггея 1:1–15 Повеление Господа построить храм 1:1. Хронология. Указание точной даты возвещения пророчества характерно для произведений послепленного времени. Упоминаемый здесь царь – Дарий I, который захватил престол в Персии 29 сентября 522 г. до н. э. Это случилось после продолжавшихся почти в течение семи месяцев волнений, которые начались в империи с восстания Гауматы 11 марта и захвата им власти 1 июля того же года – после смерти Камбиза. Неспокойная обстановка в стране продолжалась и в царствование Дария, о чем свидетельствует надпись на Бехистунской скале. Время, указанное в этом стихе, приходится на 29 августа 520 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Таков рассказ официального документа. Приблизительно 70 лет спустя, Геродот записал известие об этом перевороте в том виде, в каком оно ходило тогда по Азии, а может быть и согласно передаче Зопира, правнука участника события – одного из семи вельмож, сподвижников Дария. Впоследствии Ктесий сообщил еще одну версию, еще более далекую. Геродот (III, 61–87) самозванцем называет тоже мага, одного из двух братьев, оставленных Камбизом для управления дворцом и бывших в числе весьма немногих, знавших об убиении Бардии. Самозванец также назывался Бардией (Смердис) и был похож на него лицом; брат его Патизиф был главным виновником бунта, – он посадил лже-Бардию на престол и разослал повсюду глашатаев, особенно к войскам, с приказом присягать самозванцу. Слухи уже дошли до Камбиза («видел вещий сон»), который двинулся назад и находился в каких-то сирийских Экбатанах (может быть, Хамате), где ему было якобы предсказано найти себе смерть. И сюда явились глашатаи от имени самозванца. Камбиз допытывается у Прексаспа, которому было поручено убить Бардию, затем ловит глашатая, и у него узнает, что он самого Бардии не видал, а послан Патизифом. Прексасп и Камбиз догадываются, в чем дело. Камбиз яростно вскакивает на коня, чтобы ехать в Сузы, но при этом ранит себя в бедро и через 20 дней умирает. В этом рассказе многое вполне совпадает с документальными данными. И в Бехистунской надписи и у Геродота лже-Бардия назван магом; и там и здесь дело начинается во время египетского похода Камбиза, который по обоим источникам «сам убивает себя» (по Геродоту нечаянно, но и надпись не дает более точных указаний). Убийство Бардии оба источника считают тайным. Дарий вполне мог назвать себя главным виновником гибели самозванца, так как и у Геродота он настоял на решительных действиях «после того, как прибыл». Слова «с немногими людьми» могут указывать на заговор, а даты Бехистунской надписи дают почти ровно 7 месяцев царствования лже-Бардии. Наконец, подчеркивание индийского происхождения мага и характеристика смуты, как индийской реакции против персидского владычества, противоречащие данным надписи, которая говорит о появлении его в Персиде и признании со стороны персов, может находить себе объяснение как в том, что сам Геродот называет магов в числе индийских племен, так и в том, что, согласно надписи, самозванец имел резиденцию и нашел себе смерть в крепости индийской области Нисайя. Заметим еще, что у Юстина событие передается согласно Геродоту, но кроме того, из какого-то хорошего источника сообщается имя самозванца в форме Коматис, близкой к персидской Гаумата. Имена семи участников заговора приводятся в конце Бехистунской надписи те же, что и у Геродота.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010