Надписи Кира переведены и разработаны Hagen в Beitrage zur Assyriologie II (1891); последний перерод – Weissbach в Keilinschriften d. Achameniden Vorderasiatische Bibliothek III (1911). Контракты его времени см. у Strassmeier, Inschriften v. Cyrus, Konig v. Babylon. Lpz.,1890. Легенды о Кире: Bauer, Die Kyrossage, Sitzungsberichte Венской академии. С. Schubert. Herodots Darstellung der Cyrossage. Breslau, 1890. Клингер, Сказочные мотивы в истории Геродота. Киевск. университ. изв. 1902. Мургабский барельеф, гробница Кира и надпись исследованы Herzfeld " ом. Он подверг топографическому и археологическому изучению местность Пасаргад и пришел к решительному выводу, что пред нами памятники, восходящие к великому Киру; малоазийское влияние объясняется индийским посредством, к которому посходит, может быть, и «ахеменидовсная» клинопись. Обширная статья Pasargadae. Untersuchungen zur persischen Archaologie (Klio, 1908, т. VIII). Соловейчик, О значении загадочных слов: Мани, Факел, Фарес. Журн. мин. нар. просв. 1904. Камбиз. Покорение Египта Еще отправляясь в свой роковой поход, Кир сделал соправителем Камбиза (Герод. I, 208), своего старшего сына от Кассанданы. После гибели отца последний вступил на престол летом 530 г.; младший брат его Бардия, если верить Ктесию, был назначен правителем в Бактрию. По автору последней главы Киропедии, после Кира «немедленно началась смута между его детьми, отложились города и народы, и все склонилось к худшему». Полагают, что имеется в виду смута между Камбизом и Бардием, внесшая раздвоение в поведение покоренных народов и закончившаяся гибелью младшего брата, убитого тайно, так что смерть его, очевидно, пользовавшегося популярностью и имевшего известные достоинства, осталась неизвестной даже большинству приближенных и родных царя. Геродот передает (III, 30), что Бардия (у греков Смердис) участвовал в египетском походе и был удален из Египта в Сузы по подозрению, а затем тайно убит подосланным убийцей, но Бехистунская надпись, ясно говорит, что убийство произошло до египетского похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Это недовольство Ахеменидами было причиной и того, что в данном рассказе Дарию отказывается в царском происхождении, и с этой стороны Геродот главным образом противоречит Бехистунской надписи. Мы уже видели в приведенной выдержке, что Дарий старательно подчеркивает свержение мага, как династическую заслугу своему роду. В первых строках надписи, до рассказа о Гаумате, он выражается еще определеннее: «Я – Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Вистаспа, внук Арсама, Ахеменид; мой отец – Вистасп; его отец – Арсам; отец Арсама – Ариарамн; отец Ариарамна – Теисп; отец Теиспа – Ахемен. Поэтому мы и названы Ахеменидами. Издревле мы испытаны, издревле род наш был царским. Восемь из моего рода были раньше, – я девятый. В двух линиях у нас девять царей». Это противоречие заставило некоторых ученых, особенно Винклера и Роста, отрицать единство ахеменидовской династии и считать Дария узурпатором, который для укрепления себя на престоле придумал и историю свержения самозванца и свою генеалогию, возводящую его к предкам Кира и Камбиза. Но с этим нельзя согласиться. Бехистунская надпись – первый персидский важный официальный текст – как бы нарочно составлен на трех языках для всеобщего ознакомления, на самой людной дороге царства, между двумя столицами, где он был помещен на высоте, доступной для чтения; кроме того, на папирусе он был разослан по всему государству на арамейском языке; это произошло чрез какой-нибудь десяток лет после рассказываемого события, когда все еще, как современники и очевидцы, помнили его. Едва ли узурпатор мог так бравировать сознательной ложью. Кроме того, в свите Дария мы видим таких заслуженных сподвижников Кира, как Гобрий его главной женой, имевшей на него огромное влияние, была дочь Кира – Атрсса, сначала бывшая за своим братом Камбизом. Мы не находим оснований сомневаться в принадлежности Дария к Ахеменстдам, равно как и в других показаниях Бехистунской надписи. Итак, Дарий сел на престол не по какому-либо избранию или хитрости, а по праву ближайшего родственника прекратившейся старшей линии, и его надпись составлена с целью, между прочим, сообщать подданным истинное положение дела и доказать, что сверженный Гаумата – не Бардия, убийство которого было известно лишь немногим.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В мае месяце 521 г. произошла ожесточённая битва, в ней пало 35 тысяч мидийцев и ещё 18 тысяч оказались в плену, среди них и Фравартиш. Он был приведён к Дарию, который лично расправился с побеждённым: отрезав ему нос, уши, язык и выколов глаза. После этого лже- Фраорта отвезли в Экбатаны и посадили там на кол. Сюда же были доставлены и заключены в крепость ближайшие помощники Фравартиша, с которых затем содрали кожу. Мидия, до сих пор находившаяся на равных правах с Персией, была низведена на положение одной из рядовых провинций. В самой Персии под именем сына Кира Бардии выступил некий Вахьязата (второй лже-Смердис), нашедший среди народа большую поддержку. Ему удалось захватить восточно-иранские области вплоть до нынешнего Афганистана. Лишь 16 июля 521 г., после пяти битв, царская армия разбила Вахьязата. Последний был взят в плен и вместе с 52-мя своими ближайшими сподвижниками посажен на кол. Воспользовавшись тем, что главные силы персов оказались на окраине империи, в августе месяце 521 г. вновь восстали вавилоняне. Некто Арахта выдал себя за царевича Валтасара. Он захватил Вавилон, Борсиппу, Сиппар, Урук и провозгласил себя царём. Дарий I послал против него армию во главе с персом Виндафарной. 27 ноября 521 г. мятежники были разбиты. Арахта оказался в плену и кончил свою жизнь как и все другие предводители мятежников – был посажен на кол, а город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя. Теперь, через год с небольшим после захвата власти, Дарий I смог упрочить своё положение и вскоре после этого восстановил державу Кира и Камбиза в её прежних границах. В память о событиях этой тяжёлой борьбы и была высечена бесценная для последующих поколений Бехистунская надпись, помещённая на скале над изображением самого Дария I, который, придавив к земле ногой лже-Смердиса, поверженного в прах, видит перед собой восставших против него царей в различных одеяниях. Все они скованы между собой одной цепью, у всех руки скручены за спину. Надпись называет каждого из этих «лжецов» по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Эти алфавиты были консонантными, то есть отражались только согласные звуки. Позже стали с помощью некоторых согласных, стали отображать гласные звуки, долгие гласные, только в начале и в конце слова. В общем, алфавит оставался согласным. Полностью вокализовали его, пожалуй, только греки, когда переняли его от финикийцев. Такое свойство обусловлено самой структурой семитских языков, когда корень составляют согласные, а гласные вставляются в него по мере изменения форм слова. Поэтому такой алфавит привился у семитоязычных народов и долго не менялся. Впоследствии формы букв, разумеется, изменились, но принцип остался тот же самый. Каков был материал для письма? Ну, самое разумеется прочное – это буквы, выбитые на камне. Бывало, что выбитые в камне буквы заливались металлом, скажем, заливались свинцом после этого. Например, такова Бехистунская надпись царя Дария – один из первых примеров текста на персидском языке. Как мы знаем, клинопись – это письмо, написанное на глиняных табличках, которые после этого обжигались. Это конечно тоже очень долговечно, если эта табличка не разобьется и ничего не отколется, то обожженная керамика собственно так и сохраняется, лежи она в земле, или где угодно. В качестве блокнотов использовали, по крайней мере в позднейшее время – металлические таблички на которых писали свинцовой палочкой, или же таблички, покрытые слоем воска. Такие таблицы могли складываться в стопку, соединяться вместе, впоследствии в подражание этому была разработана книжная форма кодекса, которая заменила прежнюю форму свитка. Кодекс – это фактически форма современной книги. Но это уже произошло на рубеже нашей эры в Александрийском Египте. Первоначально же формой книги был свиток. На чем писались книги? На папирусе, вы знаете, папирус – это был тростник, который рос в Египте, климат с тех пор изменился и сейчас в Египте почти не осталось папируса. То, что продают туристам – это большей частью плетенки, сделанные из пальмовых листьев. Кстати говоря, на пальмовых листьях писали, но совсем в другом регионе – в Южной Азии.

http://academy.foma.ru/tag/vethij-zavet-...

Хотя мидянам удалось создать могущественное гос-во, простиравшееся от Сев. Месопотамии до Бактрии, информация о них весьма скудна, поскольку не найдено надписей и монет той эпохи, по к-рым можно было бы судить об истории Мидии. Последние раскопки мидийских городищ Бабаджан-Тепе, Годин-Тепе и Тепе-Нуше-Джан не намного расширяют сведения о мидянах. Считается общепринятым мнение, что их религия была сосредоточена на почитании Ахура Мазды . Согласно Геродоту, мидяне не строили храмов, не поклонялись изображениям богов, а молились под открытым небом на возвышенностях (холмах) под руководством магов, которые в Мидии представляли отдельное племя или сословие, ответственное за исполнение жреческих функций. Отсутствие у мидян храмов опровергается данными археологии - раскопками храма огня с алтарем (городище Тепе-Нуше-Джан). Не существует единого мнения о том, были ли мидяне уже зороастрийцами, или они исповедовали одну из форм дозороастрийской религии ариев. Даже приняв зороастрийскую реформу индоиран. религии, маги сохранили за собой положение жрецов и влияли на эволюцию ритуалов зороастризма. В эпоху переселения индоиранцев на земли древних гос-в часть племен двинулась на юг и заселила пров. Персида и примыкающие территории. Ахемен, предок-эпоним династии местных правителей Ахеменидов , согласно тексту надписи Дария I, будучи вассалом царя Мидии, создал на эламской территории Аншана в Персиде свое царство. Вассалами мидийского царя оставались и преемники Ахемена до Кира II Великого, который, бросив вызов Астиагу, овладел Экбатаной и возложил на себя венец обоих царств. Судя по частым изображениям мидян на рельефах в Персеполе, поражение Астиага и победа Кира знаменовали скорее передачу державной власти от одного к другому, нежели уничтожение победителем побежденного. Знать Мидии влилась в правящий класс новой Иранской империи и наравне с персидской аристократией заняла привилегированное положение в государстве, особенно в армии. Бехистунская надпись царя Дария. VI в. до Р. Х. (пров. Керманшах)

http://pravenc.ru/text/673877.html

873. Пьянков И. Ктесий о Зороастре. — «Материальная культура Таджикистана», вып., 1, Душанбе, 1968. 874. Рагозина 3. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения персидской державы. СПб., 1903, с. XVI + 522. 875. Струве В. Надпись Ксеркса о «дэвах» и религия персов. — «Изв. АН СССР», Инст. истории и филос., т. 1, 1944, V, с. 128-148. 876. Его же. Родина зороастризма. — «Советское востоковедение», V, 1948, с. 5-34. 877. Его же. Восстание в Магриане при Дарии I. — ВДИ, 1949, с. 10-29. 878. Его же. Датировка Бехистунской надписи. — ВДИ, 1952, с. 26-48. 879. Терапиано Ю. Маздеизм, 1968. 880. Тревер К. Отражение в искусстве дуалистической концепции зороастризма.— «Труды института культуры и искусства Востока Гос. Эрмитажа», Л., 1939, т. 1, с. 71-86. 881. Фрай Р. Наследие Ирана. Пер. с англ. М., 1972, с. 468. 882. Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству, т. 1. СПб., 1873, с. 487-639. 883. Barthelomae Ch. Die Gathas des Avesta. Strassburg, 1905. 884. Duchesne-Guillemin J. Zoroastre. Paris, 1948. 885. Duchesne-Guillemin J. The Hymns of Zaratustra. London, 1952. 886. Honning W.B. Zoroaster, Politician or Witch-Doctor? Oxford, 1951. 887. Herzfeld E. Zoroaster and his world, v. 1-2. Princeton, 1947. 888. Klima 0. Zaratustra. Praha, 1964. 889. Moulton J. H. Early Zoroastrianism. London, 1913. 890. Sacred Books on the East, vv. 5, 13, 24, 37, 47. London, 1880-1897. 891. Sidor K. Bogowie, Magiwie i nafta. Warszawa, 1967. 892. Varenne J. Zaratustra et la tradition mazdeenne. Bourges, 1966.   21. АТЛАСЫ 893. Атлас по истории древнего мира, сост. А. Бокщанина, под ред. А. Мишулина. М., 1952, 20 лист. карт. 894. Атлас по истории культуры и искусства древнего Востока, под ред. И. Лурия. Л., 1940, с. 104. 895. Березкин Д. Библейский атлас. СПб., 1911, с. 12 + 14 + 19 + 17 лист. илл. + 15 карт. 896. Гунгер И., Ламер Г. Культура древнего Востока в картинах. Пер. с нем. М., 1913, с. 68 + 198 рис. 897. Дьяков В., Абрамович А. Древний мир в иллюстрациях. М., 1961, с. 265.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

И далее: «Главная религиозная революция современности заключается не в утрате веры в Бога, а в обретении веры в человека» . И эта новая религия вообще не связана с Богом: в будущем людей ждут «дивные новые религии, которые никак не связаны с Богом, а связаны исключительно с технологиями» . Но знакомство с творчеством Харари было бы неполным без его книги «21 урок для XXI века». Это книга размышлений о вызовах и проблемах будущего и настоящего. «В отличие от Homo Sapiens и Homo Deus эта книга представляет собой не исторический нарратив, а выборку вызовов, проблем и вопросов, не имеющих простых ответов и решений» . Лично мне она показалась интересней остальных: в ней больше внимания уделено анализу реальных проблем человечества и меньше восторженных криков о грядущем бессмертии. В своих книгах Харари рассматривает важные проблемы современного общества: миграцию, взаимоотношения культур, национализм, развитие информационного общества, терроризм, биотехнологии и многое другое. Действительно, Харари пишет «на злобу дня». Быть может, это один из секретов успеха его книг. И нельзя сказать, что он не прав во всем. Многие его оценки и замечания справедливы и правдивы. Терроризм основан на страхе – абсолютно справедливое заключение. Или прекрасная мысль про невозможность в наше время глобальной войны: «Атомная бомба превратила победу в мировой войне в коллективное самоубийство» . Жаль только, что с этими справедливыми мыслями перемешаны, как плевелы, необъективные мысли о религии. И еще немного похвалю Харари. Его книги, возможно, популярны потому, что автор – интеллектуал и пишет весьма интересные работы. Он легко апеллирует такими малоизвестными историческими понятиями и фактами, как «Миссисипский финансовый пузырь», «Бехистунская надпись» и многое другое. Весьма свободно он цитирует Библию, классическую и современную литературу. Например, он указывает на помазание ног Христа миром, правда, называя его елеем , упоминает валаамскую ослицу, цитирует евангельское «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…» (вновь не совсем верно утверждая, что христианство считает приобретение богатства чем-то плохим) . Но представления Харари о религии зачастую несправедливы. Давайте это разберем.

http://pravoslavie.ru/132862.html

Война была неизбежна. Поводом к ней Геродот выставляет опять тех же скифов, искавших защиты у Аллиата против Киаксара (1, 73). Обе державы располагали почти равными силами и средствами, а потому борьба длилась, целых пять лет с переменным успехом. Наконец, на шестом году, во время сражения произошло солнечное затмение, предсказанное Фалетом Милетским. На сражающихся напал суеверный страх, и они прекратили битву, а затем был заключен мир при посредстве Свеннесия, царя Киликии, и «Лабинета» вавилонского. Этот интересный рассказ Геродота, любопытный по легко установимой дате события (солнечное затмение, видимое в М. Азии в нач. VI в., по вычислению Цеха, – 28 мая 585 г.) и первому свидетельству о греческой науке, имеет вполне правдоподобный вид и, вероятно, заимствован из лидийских летописей. Интересен он и для истории дипломатии. Вмешательство царей указывает, что политическому равновесию в Азии грозила опасность и что для постороннего наблюдателя становилась очевидной более или менее близкая победа Киаксара и распространение Мидии до берегов Эгейского моря. Этого не мог допустить ни, пока что, союзник Мидии – вавилонский царь, ни потомок хеттов, каким-то чудом уцелевший от ассириян и скифов – киликийский. Последнему торжество Киаксара прямо грозило поглощением. Таким образом был, при их содействии, заключен мир и даже союз, скрепленный браком Астиага, сына Киаксара, с дочерью Аллиата Ариэной. Само собою разумеется, что вавилонский царь, которого имеет в виду Городот, – Навуходоносор, а не Набонид («Лабинет»). Имя Навуходоносора почему-то везде Геродот заменяет другими. В этом же 585 г. умер Киаксар, названный у Эсхила «основателем владычества над Азией». Какого характера было это владычество и как была организована индийская держава, нам неизвестно, но есть полная вероятность допустить, что она мало чем отличалась от Ассирии и едва ли была шагом вперед в смысле государственности. Упоминаемые в абухаббском цилиндре Набонида цари, помощники индийского царя, могут говорить в пользу того, что у последнего были вассалы, как и у ассирийских. Косвенно подтверждает это и Бехистунская надпись, рассказывая о самозванцах у эламитян и сагартиев и прибавляя, что эти претенденты объявляли себя потомками туземных династий, вероятно, прекративших свое существование лишь при персидском господстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Здесь культурные области (Мерв, Марканда, Хорасмия) были оазисами среди пустыни, по которой кочевали разбойничьи племена, грозившие безопасности государства и не раз делавшие опустошительные набеги на Переднюю Азию (скифы). Желая подчинить их и таким образом обезопасить границы, Кир погиб в Закаспийской области. Дарий продолжал его дело и подчинил Закавказье, образовав из него две сатрапии, уже самый объем которых, по своей незначительности, указывает на позднее происхождение и военную важность. Далее, он называет в своей надгробной надписи в числе подданных «Сака Хумаварка» и «саков с острыми шапками», «саков концов земли» – в суэцком иероглифическом тексте. Наконец, известен его поход на европейских скифов (512), о котором в древности существует столько рассказов и который несомненно имел целью не столько завоевание само по себе, сколько опять-таки устранение набегов. Незнакомство с географическими условиями было причиной его неудачи, но все же главная цель была достигнута – больше мы не слышим о скифских нападениях, и Дарий имел основание считать это победой, о чем он и повествует в своих надписях. Так, помещенный в конце Бехистунской надписи на одном персидском языке рассказ, повидимому, имеет в виду этот поход. К сожалению, именно здесь надпись пострадала; можно прочесть лишь следующее: «...я двинулся на землю Сака... (перешел) Тигр... к морю... переправился... убил; другого взяли в плен и привели ко мне связанным; я убил его... по имени Скупка, которого взял в плен... Другого поставил начальником, как и была моя воля. Страна стала моей». В связи со скифским походом стоят предприятия Дария на европейской северо-западной границе, развившиеся в мировое событие – греко-персидские войны. Возвращаясь после скифского похода домой, Дарий подчинил чрез Мегабиза фракийцев и греческие колонии во Фракии. Македонский царь Аминта сам покорился ему. Еще ранее был присоединен остров Самос (Геродот III, 139–149). Затем Отан подчиняет Византию, Халкидон, Антандр, Лемнос и Имброс с помощью лесбийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в административной столице Ахеменидской державы – Сузах, где, как известно, происходили события, описанные в Книге Есфири. Указ царя Кира II о восстановлении Иерусалимского Храма, данный в первый же год его вавилонского царствования, т. е. в зиму, следовавшую за коронацией царя, и имеющий обычную преамбулу персидских указов, вполне соответствовал религиозной политике персидских правителей: разрушение храмов непокорных народов и покровительство храмам покорных. Так, когда вавилоняне подняли против Персии восстание, Ксеркс I разрушил главный храм Вавилона Эсагилу и приказал увезти в Персию золотую статую Мардука – разрушение храмов противника было обычным делом на Древнем Востоке (см. рис. 109). Когда греки начали оказывать сопротивление вторгшимся персам, Ксеркс стал разрушать греческие храмы. Во время же греческого похода, по свидетельству Геродота, персы приносили жертвы греческим богам по «эллинскому обычаю», с помощью местных жрецов, даже когда воевали с греками на их же земле. Персы, будучи в Греции, считали, что небесными покровителями этой страны являются эллинские, а не иранские боги, которые отнюдь не всесильны в чужой стране. В покоренном Эламе на царские средства содержался храм местного бога Хумбана. Точно так же к храмам других народов относился и царь Дарий I (см. рис. 110), оставивший знаменитую надпись на Бехистунской скале и давший повеление закончить Храм (см.: 1Езд. 6 ). Свидетельство такого отношения видим в найденной в 1889 г. около Магнезии надписи, в которой Дарий укоряет своего сатрапа: «За то, что ты не принимаешь во внимание моего отношения к богам, за это, если ты не будешь поступать иначе, заставлю тебя когда-нибудь почувствовать мой гнев». Точно так же один египтянин сообщает в своей надписи: «Царь Дарий, да живет он вовеки, повелел мне, чтобы я… отправился в Египет, и снова восстановил число священных храмовых писцов, и оживил все то, что пришло в упадок… И царь приказал, чтобы им было оказано все хорошее за то усердие, с которым они исполняли свои работы… Царь сделал это потому, что он знал, что подобное дело было бы самым лучшим для восстановления всего пришедшего в упадок, дабы сохранить имя всех богов, их храмы и порядок их праздников вовеки». Нам также известен еще один манифест Кира, говорящий о возвращении богов в их города, причем не обойдены даже древний Ашшур и затигрские города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010