Съемки эти – бесценны. Со временем – тем более. Каждый делает, что может, не рассуждая о глобальном. А Бог управит. Порадовал фильм Константина Харлампидиса  «Батыры (то есть герои по-казахски) Великой Отечественной». Он повествует о подвиге и судьбе героев, водрузивших в 1945 г. знамя Победы над Рейхстагом, казахе Рахимжане Кошкарбаеве и Григории Булатове. Их внуки хранят память и рассуждают о подлинном героизме и самоотверженности дедов. Пока эта цепочка цела, судьба фашизма предрешена. Внук Кошкарбаева Даурен, тележурналист, искренне и как-то по-детски удивлялся, что нет кинохроники, где Г. Булатов стоит на плечах его деда и водружает знамя победы. Слушая этого молодого человека и вспоминая январские события в Казахстане, искренно радуешься: наш человек, воспринимающий события Великой отечественной – как общую боль и общую судьбу наших народов.  Даже его обиды на власть, что подвиг его деда какое-то время замалчивался, представляются на фоне нынешних событий такими «детскими», такими «нашими»! Так, «замалчивание» было связано с тем, что водрузили тогда не знамя (где его можно было взять?) а кусок красной материи из перины Гиммлера, она была красного цвета… Хороший, искренний фильм. Разговор о героизме, героизме вне войны, хотелось бы заключить фильмом Анжелики Кареткиной «Зиничев, за други своя». 8 сентября 2021 года в Заполярье, у водопада Китабо Орон, в 120 км от Норильска, спасая режиссера Григория Мельника,  погиб министр МЧС, генерал  Евгений Зиничев, Они оба разбились… Спасатели не смогли даже толком воспроизвести картину событий. И это не удивительно. Не удивительно и то, что автор фильма, опросив возможное число сослуживцев, не смогла нарисовать его образа. Немногословен, надежен,  человек слова, человек дела, честный служака… Вторя Лермонтову, можно было бы сказать, что в нем было нечто, ускользающее от определения, но понятное взору. А «взору» понятно было одно – такой не подведет. Его последний поступок, стоивший ему жизни, был для него естественен до рефлекторности. Он краем глаза уловил: человек в опасности. И, ни о чем не думая, ринулся… Какой-то не генеральский поступок. О таком, как Евгений Зиничев,  хочется сказать: «Се – Человек!», Бог берет себе лучших.

http://fest.radonezh.ru/2022/11/21/pridi...

На вопрос: «почему они так делают?» – большинство отвечает: «наш закон таков». Но их гелюнги объясняют: так как в Тибете, который находится на юге, живет Далай-лама, к которому из безграничного благоговения очи всех буддистов должны быть постоянно обращены, то калмыки и строят дверь на юг, чтобы чрез нее душевными очами они могли видеть великого бакшу (учителя). Вошедши внутрь кибитки, калмычка принимается за убранство её. Прежде всего она устраивает брачное ложе прямо против входа в кибитку. Это ложе называется у калмыков орон (царство). Влево от кровати находится большой баран, т.е. место, куда складываются дорогие вещи и ставятся сундуки один на другой. Сундук верхний покрывается ковром, на котором ставятся литые и лепные шутены, т.е. изображения бурханов и богов. Пред шутенами на особых столиках возлагаются различные жертвы: вода, пшеница, ароматные куренья. Посреди кибитки устроен «тулга» или железный таган, под которым почти постоянно тлеет «кизяк». Тулга находится против отверстия кибитки. Это отверстие называется «ото» и служит одновременно дымовою трубою и вентилятором. Среди кибитки приделывается особый загон, состоящий из решеток. Загон соответствует нашим дворам. Сюда калмыки на ночь и преимущественно в мятель загоняют рогатый скот. Это загон с кибитками известен у калмыков под именем «хотона» 162 . V. Условия, неблагоприятствовавшие распространению христианства среди калмыков. – Их кочевой образ жизни, их порочные наклонности И в XIX столетии образ жизни калмыков, их нравы и обычаи. Их сословия, их религиозные верования и руководители остались те же, что были и раньше, в первое время перекочевки их в пределы России; поэтому продолжали существовать и прежние условия, неблагоприятствовавшие распространению христианства среди них. Кочевой образ жизни калмыков немало препятствует успешному распространению среди них христианства. А, между тем, придерживаться этого образа жизни побуждают их и характер местности степей, по которым они кочуют, и главное, почти единственное, их жизненное занятие – скотоводство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Non omnis moriar, multaque pars mei Witabit libitinam, usque ego posterâ Crescam laude recens. Horat in Odis. Статья VI. Боги и отношения их Буддизм, допуская богов и богинь, полубогов и гениев, делит их не только по личному и самостоятельному значению, но и по отношению к классам других существ. Отсюда происходит, что каждый Будда, каждый Бодисад и Тенгерин отнесены к одной из четырех категорий: мира, учительства, власти, силы – аморлингой, делгеренгой, эрке, докшин. И это разделение известное под именем Дурбен ундусу – четыре корня, имеет приложение ко всей феософии и иерархии. Наивысшими считаются Боги венца – титемун бурхан: Абида, Амога сиди, Бирюзана, Очир – садова, и наконец, Радна – самбоба. 60 Пятерица, служа символом таинственности, служит вместе и предметом глубокого благоговения. Притом она удерживает за собою то исключительное преимущество, что четыре корня поставляются в одинаковом к ней отношении, и даже выводятся из нее, как из своего начала. Но право первенства остается за Абидою; ему принадлежат и все божеские совершенства. 61 Как свет огня тысячами подобных себе светов отражается в кристаллах вод, так существо (быи) Абиды, при единичности божеской натуры – гакца чинар, способно проявлять себя в бесконечном множестве своих Хубилганов, не изменяя тождеству, а тем более, не нарушая своего покоя – аморлингой, невозмущаемость которого составляет неотъемлемый и вечный удел божества. В слове Абиды заключается источник жизни; чрез него же судьбы и повеления божеские распространяются – делгерулху бой, по всему миру, переходят из рода в род, из века в век. Мысль (сеткил) Абиды в полном смысле всемогущая. К чему ни обратится, чего ни коснется, все ей покорствует, над всем владычествует она – эрке баримой. Ум Абиды всеобъемлющий. Отец богов все видит, все знает в настоящем, прошедшем и будущем. И направляя ход мировых событий к высоким целям своим, дает всюду чувствовать безмерную премудрости своей силу – цагласи угей эрдем билигун докшин. 62 Во внимание к таковым достоинствам Абиды, а равно и к тому, что все обители блаженства – Сукавадин орон, находятся в непосредственном его распоряжении, Буддисты, несмотря на множество богов своих, в важнейших обстоятельствах жизни к нему одному молитвенно обращаются. Так при похоронах унывно поется стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

7. Альбин и Гессий Флор Первый из них, Альбин, управлявший с 62 по 64 г. по Р. X. совершил много зла и жестокостей по отношению к Иудеям, именно, усилил в высшей степени народные пошлины и налоги, и, хотя разоренная страна стенала под невыносимым игом, но обогащался только он один, да первосвященник Анна. Второй правитель, Гессий Флор (64 – 66 г. по Р. X.), управлял Иудеей еще хуже и еще жесточе; его тирания и деспотизм были до такой степени неограниченны и необузданны, что народ с сожалением вспоминал даже о времени правления Альбина. Он грабил в свою пользу не только частных лиц, но даже целые общества. Многие города и селения были совершенно разграблены и опустошены, и когда Сирийский правитель однажды посетил Иерусалим, то три миллиона бедствующих Иудеев горячо умоляли его о защите и помощи, между тем как Флор, стоявший рядом с ним, нагло смеялся над их жалобами. Таким образом чаша народных бедствий переполнилась до самых краев, и нужна была только одна искра для того чтобы сразу воспламенить весь горючий материал, скоплявшийся столь долгое время. 8. Кестий Галл Роковое пламя вспыхнуло наконец в 66 году по Р. X., в Кесарии, в которой языческое народонаселение выгнало Иудеев из города, вследствие указа Нерона, осуждавшего их на лишение прав Римских граждан. Последовавшее за сим возмущение распространилось всюду, и вот Кестий Галл, во главе 10.000-го Римского войска и 13.000 союзников, выступил из Антиохии для подавления мятежа в Иудее. После тщетных усилий взять приступом гору Сион, на которой возвышался Иерусалимский храм, для чего Кестий выдвинул все войска, Иудеи стремительно напали на него, в проходе Беф-Орон, и нанесли ему решительное поражение. Нерон, получив эту печальную весть, поручил главное начальство над всеми войсками в Иудее Веспасиану, который после успешной войны сам был провозглашен по смерти Нерона императором в 68 г. по Р. X., и потому отправился в Рим, поручив своему сыну, Титу, окончание военных действий в Иудее. 9. Тит Во главе 4-х Римских легионов и нескольких вспомогательных войск, Тит расположился пред стенами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Курган Тель-Дан является восточной частью заповедника на севере Израиля, где в библейскую эпоху существовал одноименный знаменитый древнейший город Дан, именовавшийся также Лаиш или Лашем (что в те времена означало камень какой-то определенной породы, который мы сегодня, к сожалению, не можем идентифицировать). Тель (в арабском языке и иврите – «курган или холм, образовавшийся на месте древнего поселения») относится к позднему Ханаанскому периоду, хотя люди здесь жили, начиная еще со времен неолита. Лаиш был крупнейшим торговым центром своего времени. Помимо изготовления бронзы, он также сохранял за собой монополию на торговлю оловом во всём Ханаане. Площадь города в период поздней бронзы – около 220 акров! В XVIII в. до P. X. здесь правит монарх Орон-ав, который возводит вокруг города мощную оборонительную стену (высота 30 м), с контрфорсами из грязевых кирпичей. Во время археологических работ на этом месте были обнаружены двойные двухъярусные южные ворота с трехарочными проемами. На сегодня это самая древняя арочная постройка в мире! Когда под предводительством Иисуса Навина израильтяне пришли в Святую Землю, колену Дана по жребию досталось восточное побережье Средиземного моря, но в то время оно было заселено филистимлянами. Это послужило причиной того, что даниты ушли на север, и заняли территорию в Верхней Галилее и частично, Голанские высоты, захватывая города, среди которых был и древний Лаиш (Лашем) ( Нав. 19:47 ). Позднее, в период Судей Лаиш-Дан стал одним из крупнейших еврейских центров, подтверждением чему является наличие многочисленных артефактов этого периода. В это же время наблюдается очень тесное экономическое сотрудничество города с греко-микенским портом Сидон, а обнаруженное здесь, совершенно типичное «микенское» захоронение, говорит о том, что у Лаиша-Дана были тесные культурные связи с микенской культурой. 24 При археологических раскопках были найдены по-своему уникальные артефакты – совки для жертвенного пепла и другая храмовая утварь, причем аналогичная инструментарию Иерусалимского Храма. Это было воспринято как подтверждение того, что после распада Объединенного царства, и образования Северного самостоятельного государства, Израиль (930 г. до P. X.) в Дане, как и в Вефиле (Бейт-Эль), царем Иеровоамом действительно были построены, упомянутые в Священном Писании, еврейские храмы. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

А когда успех намерениям не соответствовал, то Ракчиса пришла к той мысли, что она не довольно красива, и потому снарядивши себя, как можно лучше – чимегь-ер чимексен удзескуленту ниген хатон хубилан , повторила с особенным искусством все проделки и довела наконец Шара-бычина до того, что он исподлобья – нидуну унцугь-ер, взглянул на нее. А этого на первый раз и довольно было для Ракчисы. Она поняла, что дело подается вперед, а потому поближе подошла (дергеде ирегет) к Шара-бычин-хану, распространилась в объяснениях, и, наконец, достигла желанной цели. 42 Ракчиса, угрожая Шара бычин хану, говорила, что ежели не исполнится ее желание, то она, родившись по воле судьбы Ракчисою, принуждена будет, наконец, вступить в брачный союз с подобным себе существом. И тогда горе живущим тварям! Все они сделаются жертвою ненасытной алчности Ракчисского племени. Собственные слова Ракчисы, выражающие эту мысль с разными подробностями, так читаются: Би заягану куцунь-ер эме ранчись-ен дзуйл турун, тачиангойн эрке-бер чимадор шинун, тачияксану куцунь-ер чимадор эргин дзалбаримой. Би чима-луга гырун хани эсе болбасу, эцусе ракчис-луга нукуцен, эдур тутум тумугет амитани алан, урулуге бури мингагат, амитани иден, ракчись-ен кугеси цагласи угей туругет, цасоту орону дзук эдегери ракчиьс-ен орон болган, баса дзамбу тиб букуни ракчис идеку. По истощании же всего того, что может поддерживать жизнь, Ракчисы и сами должны будтут умереть и низринуться во ад: тегу-бер енде укун, заягану куцунь-ер тестеши-угей тамойн орона унаху. 43 В Мани Гамбуме ответ Абиды так читается: тере маши саин! Чи гырун хани бол; дзеткер улу болон, нукуцел болою; эцусе цасоту орона (в снежных странах) чину ачи кубегуну ундусену аймак делгерен кумун больджу, ном делгерен, манлай болою. Что же касается до Дары, принимавшей участие в судьбе Мандзы, то на нее Буддизм смотрит, как на Тенгерина женского пола, равняющегося достоинством с Ариаболо и Уран Манджуширином. Она и произошла в один с ним период из голубого света правого глаза Абиды: Дзегун нидун-еце куку герыл цацарулаксан-еце укин тенгерин дурибер ногон цаган Дара экей-ги хубилган.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

– Нужно подождать следующего извержения, чтобы определить периодичность, – предложил Ордин. – Что ж, подождем, а пока сварим чай. Выбрали удобное место, развели огонь и повесили чайник. Горохов, захватив двустволку, стал подкрадываться к стайке уток, плававших по соседству вблизи берега. Вскоре раздался выстрел, после которого утки взлетели, оставив двух на месте. Но затем послышался второй выстрел и вслед за ним крик Горохова: – Скорее сюда, помогите! Все трое, схватив ружья, побежали к месту происшествия, но тростник и кусты задержали их немного, и когда они добрались, то увидели Горохова, лежащего на брюхе возле воды, по которой расходились большие круги, словно туда только что погрузилось крупное тело. – Что такое? В чем дело? – Эх, опоздали, милые! – огорченно сказал Горохов, поднимаясь на ноги. – Она ушла! – Кто она? Рыба, что ли? – Нерпа, настоящая нерпа! – со вздохом ответил промышленник. – Не может быть! – заявил Костяков. – В пресной воде нерпа не живет. Это, вероятно, была речная выдра. – Ну вот еще что скажете! – возмутился якут. – Мало я добыл нерп на своем веку! – Где же она была? – Вон здесь, между кочками. Когда я пальнул в уток, она приподнялась из травы и глядит на меня, словно очумелая. Я не утерпел и утиным зарядом в нее бухнул. Она завертелась – я к ней, навалился и заревел вам. Да покуда вы бежали, она вырвалась из рук – скользкий зверь ведь, не за что уцепиться. – Что же, большая она была? – Нет, поменьше наших: может быть, молоденькая. – Как же очутилась нерпа в озере? – недоумевал Костяков. – Не верится мне все-таки. – Вы ошибаетесь, Павел Николаевич! – сказал Ордин. – Вспомните, что в Байкале, тоже пресном, водится особый вид нерпы, Phoca sibirica. Говорят, что она живет и в озере Орон, составляющем расширение реки Витима между двумя его порогами. А здесь, так близко от Ледовитого моря, ее присутствие еще более понятно. – Но как она могла проникнуть в это сравнительно маленькое озеро? – Это доказывает что озера Санниковой Земли прежде были больше и имели более свободное сообщение с морем. В то время нерпы и забрались сюда; может быть, вся эта земля представляла морской залив и имела соленую воду, а затем отделилась, и залив, превращенный в озеро, постепенно опреснился, так что нерпы мало-помалу, может быть в течение целых поколений, приспособлялись к пресной воде.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Эгерелун орон босот-тор угей болай, нигулескуй-бер удоридун соирха, лама Абида! то есть: Божественный Абида! по милости своей, наставь на путь усопшего: ибо у тебя одного место упокоения. В капищах изображения Абиды занимают почетнейшее место. Огневидный Будда восседает на престоле, быв полуприкрыт багряною хламидою. На голове у него черная скуфья – ракчи, а в руках чаша – бадар аяха, служащая эмблемою блаженства, которое вкушает он и которого удостаиваются все приходящие к нему. 63 После богов венца, следуют мироправители, и в особенности те из них, которые уже приходили и правили дольним миром в определенные эпохи. К числу сих последних принадлежат: Шиги, Бисваво, Диван-гара, Гана-гамони, Гарга-сонди, Гашиб, Шигемуни. Образцом молитвенного к богам сим воззвания может служить следующий тибетский стих: Санджей намшик дзукдор тамджитжан, Корба джикден сертуб отсрундан, Шакджи туба годам лхаилхо: Санджей баво дунла чакцало. К стиху этому, содержащему эпитеты помянутых богов, монголы придают заключение: Долон тегунчилен ирексен-дор мургумой биде – этой седмерице, уже пришедшей покланяемся. Встречаются также в Буддийском каноне песнопения и молитвы равно прилагаемые к каждому из богов, пришедших и имеющих еще прийти. Для примера приводим: Иладжу тегус нукчиксен, Тегунчилен ирексен, Даини дароксан, Унен тегус тогулаксан Бурхан Шигемуни-дор мургумой биде. Смысл слов такой: Покланяемся богу Шигемуни, который пришедши в мир, одержав над врагами своими решительную победу и низложив их, достиг истинного совершенства. О Шигемуни, как ныне царствующем Будде, желали бы мы сообщить положительные сведения. Но, к сожалению, жизнь его и деяния, основные начала его теории и практики, а тем более правила, побуждения и цели первых адептов Буддизма полны противоречия, омрачены и искажены самыми нелепыми вымыслами. Итак, не полагаясь на мнения и суд Буддистов, обращаемся к ученым ориенталистам, и водясь их взглядами, представляем читателям следующие апотегмы: 1) Шигемуни не есть лицо чисто баснословное. Он существовал; и существовал лет за тысячу до Рождества Христова. По крайней мере, начало Буддийского летосчисления, ведомого от Шигемуни, падает на этот период времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

70 О горе Сумбер (Сумеру, мэру) часто приходится нам упоминать, буддисты называют ее царем гор – агуласун хан, и горою средиземною. Но существует ли она в мире и под каким именем? Толков об этом предмете множество. Кайба джумнейн – даг-ик (гл. 111) сообщает о Сумбере следующие сведения: 1.Сумбер находится во втором мировом отделе, или иначе в мире стихийном – хоир догар саба иртынцу – дор… шитуксен орон – ану Сумбер агула... 2. Гора эта в вышину 100 т. беров и на 80 т. погружена в бездну вод. 3. Она четырехсторонняя и со стоит из 4-х ярусов – дурбульджин, дурбен уиту. 4. Около Сумбера совершают течение свое солнце и луна – сумберун думдагура наран сара бой. 5. В первом ярусе Сумбера обитают Якчисы, держащие в руках своих сосуды – тебши барикчи; во втором Якчисы с четками – эрике барикчи, в третьем Якчисы, вечно пьяные – насода соктокчи; в последнем четыре Махаранзы – дурбен махаранзойн тенгеринер; наконец, на самой вершине горы живет Хормусда с 33-мя избранными Тенгеринами. Выслушавши такой рассказ, нельзя, кажется, сомневаться, что Буд. Олимп существует лишь в воображении. Впрочем, Fr. Paullinus гору Сумбер считает за одно с Гамалаем и в подтверждение мысли своей говорит: Montem Merum fere medio inter fontes Indi atque Gangis spatio sitam esse. Syst. Brach. p. 130. А Ламы, с которыми случалось мне вступать в ученую беседу, держатся той мысли, что под именем Сумбера, в смысле поэтическом, разумеется вся наша планета; окружающие же гору сию тибы, суть не иное что, как страны света. 71 Тенгерины разделяются: 1) по различию миров и стран, к которым они принадлежат; 2) по внешнему виду и внутренним свойствам; 3) по степени блаженства, коим пользуются они и по отношениям своим к другим тварям. Таковы, например: a) Тенгерины амарамакские. b) Тенгерины, имеющие вид определенный – дурсуту, c) Тенгерины, не имеющие определенного вида – дурсу угей. Эти три рода вновь подразделяются: первый на шесть классов (аймак), вторые на семнадцать, а третей на четыре. И такому дроблению нет числа. Но среди легионов сих, первое место в стихийном мире занимают те 33 героя, которые на Сумбере подвизаются вместе с Хормуздою. В эту последнюю категорию входят: а) эдун найман тенгери, т. е. восемь начальников, или архонитов: б) нарану арбан хоир кубегун – 12-ть сынов солнца: в) арбан ниген докшин– 11-ть грозных; г) Асованин хоир дзалагу кубегун – двое юных сынов Асовани. См. Кайба гл. 111. л. 35. Косм. г. Ков. § 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

61 О совершенствах Абиды дают понятие приписываемые ему Буддийскими книгами эпитеты, каковы например: 1) Теригулеши угей – безначальный; 2) Дагере угей дегеду бурхан – всевышний Бог; 3) Хамок иртынцуйги хубилгаксан – зиждитель всех миров: 4) Тоголаши угей галабуди убур деген хуриаксан – вмещающий в себе бесчисленные века; 5) Хамок айладакчи, хамоги уйледукчи бугет – всевидящий, вся действующей; 6) Буини цацаргу-лакчи, хамоги болбасоргулакчи – насадитель добра и виновник всякого бытия; 7) Хотолойги барикчи, хамоги эркедор-ен хуриакчи – все содержаний и всевластно своею объемлющий и проч. К тому, для доставления понятия о Боге, делаются разные применения к зримой природе. Манин намтар особенно изобилует ими. Там встречаем следующие апотегмы: Легче исчислить звезды небесные, нежели определить свойства Божие – бурхану чинари тоголан улин улу чидаю. Удобнее по атому разложить всю землю – ниджигет, ниджигет-ер цум бурине, нежели постигнуть премудрость Божию – бурхану эрдем билыги. Можно перечесть капли 12– летнего дождя – арбан хоир джилдор ороксан хурейги, но не достанет ни у кого сил, чтобы определить меру благотворительности хотя одного из шести священных слов – мани еце ниген усугун ачи ту-сейги тоголаху. Кто в состоянии исчерпать воду морскую, всбросить на воздух капли ее и перечесть их – гадагаду далайн осуй-ги цум бурине дегекшиде цацогат, ниген осун дусул болган тоголан чидаю? Но пусть и найдется такой исполин; однако же и ему не удастся никогда определить свойства Шакшабадов. См. Мани Гам. и Манин нактар. 62 Читателям, желающим поверить сказания наши об Абиде и его свойствах, рекомендуем: 1) Абидейн шингот, 2) Абидейн намтар, 3) Дотогаду ном. Последняя из сих книг считается таинственною и Буддисты очень дорожат ею. 63 В Манин намтар, между прочим сказано: Абида бурхан хорин табун тариалангун орон убур деген хуриан т. е. вмещает в себе самом 25-ть райских мест. 64 . Г. Васильев, из сочинения которого заимствуем сказание о Шигемуни, говорит: «слово Будда в первоначальном своем значении не имеет в себе ничего божественного», это просто значит – мудрый (Кит. шэн), и ни при жизни, ни в ближайшая времена после смерти, Шакьямуни, при всем почете, которым он пользовался, на мог иметь бòльших претензий. Будд. ч. 1. стр. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010