А. Мазар считал, что целью Шешонка могло быть нарушение израильской и финикийской торговли с Южной Аравией и реставрация египетской гегемонии над торговлей. Примечательно, что Шешонк, в погоне за длиной списка, включил в него названия самых незначительных местностей, нигде более не встречающихся; с той же целью он из двойных наименований, например Хакель-Абрам («Поле Авраама»), делал два разных топонима и тому подобное. Далее, отождествленные имена, например Равва, Фаанах, Сунем, Беф-Сан, Рехов, Хафараим, Маханаим, Гаваон, Беф-Орон/Вефорон (Бет-Хорон), Аиалон, Мегиддо, Адам и др., указывают, что поход был направлен не только против Иудеи, но и охватил почти всю территорию царства Иеровоама I, – это подтверждается также находкой на территории Северного царства, в Мегиддо, фрагмента Стелы с именем Шешонка (см. рис. 76). Список начинался северными городами и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани: в одной карнакской надписи Шешонк вручает Амону дань Сирии и Нубии. Таким образом, как будто снова наступили времена Тутмосов и Рамсеса Второго. Последний все еще продолжал служить образцом. Шешонк нарочно поместил свой победный памятник рядом с его рельефами и над изображением Амона начертал длинную надпись (предполагаемый маршрут похода Шешонка I представлен на рис. 77). Иудейский царь Аса, внук Ровоама, пострадавшего от нашествия Шешонка, предпринял серьезные шаги для укрепления своего государства: им был заключен союз с Венададом I, царем Сирии, против Израиля (см.: 3Цар. 15, 18–20 ). Как известно, следствием этого союза было поражение Ваасы, царя израильского, и построение Асой пограничных крепостей – Гевы/Гивы Вениаминовой и Мицпы/Массифы (см.: 3Цар. 15, 22 ). Последняя была раскопана в 1927–1935 гг. в Телль эн-Насбехе – находки свидетельствовали о том, что построение крепости действительно относится к IX в. до Р.Х. (реконструкция ее представлена на рис. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В качестве подтверждения подобных выводов можно привести нижеследующие примеры. Первая группа примеров – географические названия. Так, город Бет – Хорон именуется: Бефорон (3 Цар. IX, 17), БефОрон (Нав. XVI, 3, 5; XVIII, 13; XXI, 22; 1 Пар. VI, 68; VII, 24), Вефорон (Нав. X, 10; 2 Пар. VIII, 5; XXV, 13; 1 Мак. III, 16, 24; VII, 39; IX,50) и даже Ветерон (Иудифь IV, 4). Примерами более серьёзной ошибки может служить смешение двух различных названий. Боцра в Эдоме, с которой связано известное мессианское пророчество, и Бецер, расположенный в Моаве. Оба этих города в СП именуются Восор. Вторая группа примеров – личные имена, которые СП иногда путает с географическими названиями. Так, одним словом «Вирсавия» переводится как географическое название - Беер–Шева так и имя жены Урии Хеттеянина – Бат–Шева. Тот же «Хеттеянин» (МТ - хитти) - пример использования архаического чтения, вместо «хетт». Точно так же не соответствуют общепринятому чтению имена исторических личностей: фараонов Шешонка (СП - Сусаким) (МТ – Шишак) и Априя (СП - Вафрий) (МТ - Хефра), царей Тиглатпалассара (СП - Феглаффелассар) (МТ - Тиглат Пилесер) и Пулу (СП - Фул) (МТ - Пул) и многих других. Таким образом, библейская история искусственно вычленяется из всемирной и загоняется в некое историко-культурное гетто. Имена в СП смешиваются постоянно: как два различных персонажа именуются одним и тем же именем, так и наоборот, одна и та же личность может носить разные имена – в зависимости от вкусов переводчиков различных частей Ветхого Завета. Среди примеров первого рода наиболее знаменательно смешение имён Амос (пророк) и Амоц. Последнее носил отец пророка Исаии, что часто приводит к представлению о том, что пророк Исаия был сыном пророка Амоса. Иногда личные имена появляются вследствие присоединения определённого артикля ha к определяемому слову, в результате чего младший сын (МТ - бен-наккатан) превращается в «сына Гаккатана» (Ездр.8.12), и даже дети рабов – писцов (соферов) (МТ - бней-нассоферет) становятся «сыновьями Гассоферефа» (Ездр.2,55).

http://bogoslov.ru/article/375197

Об экспериментальном характере двух вышерассмотренных переводов Пятикнижия приходится говорить для того, чтобы подчеркнуть такой же во многом характер и перевода Синодального, что ставит вопрос о его адекватности в передаче оригинального: перевод различных частей Ветхого Завета производился разными авторами, и впоследствии не был должным образом выверен, кроме того, переводчики не знали как многих реалий библейской эпохи, реконструируемых сейчас в контексте всей древней истории Ближнего Востока, так и значения некоторых архаичных слов и выражений, переводившихся по контексту [xxii] . Первая группа примеров — географические названия. Так, город Бет — Хорон Nrojo tyB именуется: Бефорон (3 Цар. IX, 17), Беф - Орон (Нав. XVI, 3, 5; XVIII, 13; XXI, 22; 1 Пар. VI, 68; VII, 24), Вефорон (Нав. X, 10; 2 Пар. VIII, 5; XXV, 13; 1 Мак. III, 16, 24; VII, 39; IX,50) и даже Ветерон (Иудифь IV, 4). Примерами более серьёзной ошибки может служить смешение двух различных названий. Боцра в Эдоме hr;x]B;, с которой связано известное мессианское пророчество, и Бецер rx,B,, расположенный в Моаве. Оба этих города в СП именуются Восор. Иногда ошибки возникают в связи с копированием славянского текста, который вслед за LXX даёт калькированный перевод географического названия. Так, Атрот Бет-Йоав ba;wy tyBe twrof][ " в славянском тексте именуется «Венец дома Иоавля», чему следует и СП, затрудняя понимание этого места из 1 Пар. 1, 34. Существуют и примеры прямо противоположного свойства — так выражение µynIn/[m] N/lae - алон меонним из Суд 9, 37 переведено не как «дуб гадателей по облакам», но «дуб Меонним». Следующий пример — в переводе выражения Nd,[eANg — Ган Эден , предположительно являющегося транслитерацией древнего, еще шумерского, названия местности в южной части междуречья — Ан-Эден/т.е. высокая степь/. Это выражение СП передаёт как «сад Едемский» (Быт.2,15). Во время исхода из Египта (Исх. 13-15) народ Израильский пересекает цепь пресноводных озёр, находившихся во II тысячелетии до н.э. на месте нынешнего Суэцкого канала. Так как берега их были укрыты зарослями тростника, то МТ именует их pWsAµy " ям суф  — Тростниковое (папирусное) море. Отождествление его с Красным (слав.-Чермным) морем, у солёных вод которого тростник не растёт, и нет заболоченных берегов, произошло в александрийской общине иудеев, сложившейся в эпоху персидского завоевания Египта, когда упомянутая ранее цель мелководных озёр была поглощена пустыней. Через перевод LXX это отождествление перешло и в СП, породив самые невероятные истолковательские гипотезы.

http://bogoslov.ru/article/385577

Спустя много лет, разбойник этот был пойман вместе с другим товарищем и осужден на крестную смерть. Посреди их повешен был и вмененный с беззаконными Господь наш Иисус Христос. Благоразумный разбойник, вися на кресте одесную Спасителя, тронутый терпением невинного Страдальца, не последовал примеру другого распятого, хулившего Господа, но, раскаявшись, исповедал: «или ты не боишься Бога? мы достойное по грехам своим восприемлем, Сей же ни единого зла сотвори». Осиянный лучом веры, вздохнув из глубины души, он воскликнул: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» и получил в ответ: «днесь со Мною будеши в раи» (Ч.-Минеи под 26 декабря). Еммаус – Никополь. На северо-восток от Латруна, в стороне от дороги, лежит не значительное селение Амоас, древний Еммаус (1Макк.3:57), названный во II в. по Р. X. Никополем. Здесь Иуда Маккавей одержал блистательную победу над Горгием, полководцем сирийским. В христианские времена здесь была епископская кафедра. И поныне здесь сохраняются остатки храма, воздвигнутого в память семи Маккавейских братьев и матери их Соломонии, мученически пострадавших при Антиохе Епифане за 168 лет до Р. Хр. Вефорон и долина Аиалонская. Далее встречаются не в дальнем расстоянии одно от другого три небольшие селения: первое из них – древний Вефорон, лежавший прежде на главной дороге от Иерусалима к морю и сильно укрепленный. Здесь Иисус Навин, истребил пять царей аморрейских ( Нав.10:12 ), и Иуда Маккавей одержал блистательную победу над Никанором, вождем сирийским (1Мк.7:39). Второе стоит в древней долине Аиалонской, над которой, по слову Иисуса Навина, остановилась луна в то время, когда солнце остановилось над Гаваоном. Третье – незначительное селение, стоящее у подошвы скалы, есть деревня Намва, бывшая городом левитов. Здесь первосвященник Ахимелех встретил Давида, убегавшего от Саула, и дал ему хлебы предложение и меч Голиафа; считая Ахимелеха соумышленником Давида, Саул велел умертвить не только первосвященника и 85 священников, живших в Номве, но и всех жителей и даже животных ( 1Цар.21 и 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back 2) свидетельствует св. Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана. ( < < back 1) ( < < back 2) бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки, Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола целительный «каллурий», т. е. лекарственную примочку от глазной болезни. ( < < back 1) ( < < back 2) Артемий скончался мученическою смертью при императоре Юлиане Отступнике; память его — 20-го октября. ( < < back 1) ( < < back 2) мощей св. Луки Церковь воспоминает 22-го апреля. ( < < back 1) ( < < back 2) Андрей Первозванный, — апостол из лика 12-ти. — Святой Тимофей, апостол из лика 70-ти, был епископом в г. Ефесе (в Малой Азии). ( < < back 1) ( < < back 2) Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, взывает к Ней так в своих песнопениях: «Первее написавшейся твоей иконе, Евангельских таин благовестником, и к тебе; Царице принесенней, да усвоиши Тя, и сильну соделаеши спасти чествующыя Тя, и порадовалася еси, паки сущи милостива, спасения нашего содетельница». (Стихира из службы Казанской иконе Богоматери, 22 октября). — В Москве, в Успенском соборе, хранится (Владимирская) икона Божией Матери, которую, по преданию церковному, написал также св. Лука. ( < < back 1) ( < < back 2) Житие преподобного Иулиана эта простиралась от Парфянской страны до берегов реки Евфрата. Юлиана последовала в 363 г. православных было тягостным главным образом потому, что на императорском престоле в то время был арианин Валент (364–378 г.), который старался разными стеснительными мерами распространить арианство. Иулиан скончался в конце IV века Память святого пророка Иоиля называет себя сам пророк Иоиль (Иоил.1:1). колена Гадова или Рувимова. (Беф-Орон) — город на границе колена Ефремова и Вениаминова служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т. е. к 868–843 годам до Рождества Христова. (по славян. Сущий) — одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая». В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие. «Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их». Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение. Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

Кесария – это была сначала бедная пристань, в 31-й миле на север от Яффы, доколе Ирод Великий не построил здесь город, достойный величия Римской империи, сделал его резиденцией правителя и назвал Кесарией Августовой, в честь Римского императора, в 13 г. до Р. X., город служил центральным местом для Римских войск. Кесария Филиппова (Павея или Павеада), близ главных источников Иордана. Здесь Ирод Великий воздвигнул кесарю Августу храм, который Филипп расширил и назвал его по имени царствующего императора (Тиверия Августа), с прибавлением собственного имени. На пути, в этом городе, апостол Петр исповедовал Христа Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ), за шесть дней до Его славного Преображения. Колоссы – важный город Фригии и одна из областей в Римской Азиатской местности. Город этот служил местом для одной из тех христианских первенствующих церквей, к одной из которых апостол Павел написал особое Послание (к Колоссянам). В долине реки Ликуса, где находились Колоссы, лежали, также, города Лаодикия и Иераполис. Коринф – столица Ахайской области, место апостольских трудов Павла и Аполлоса. Здесь существовала, некогда, цветущая Коринфская церковь , для которой апостол Павел написал два Послания, одно из Ефеса, другое из Македонии. Лаодиния – важный город в Малой Азии на р. Ликусе, место одной из 7 Малоазийских церквей ( Откр. 3:14 ). Левитские города ( Нав. 21:13–39 ): – Хеврон, Ливна, Иаттир, Ештемо, Холон, Давир, Айн, Ютта, Беф-Шемеш (в колене Иудином); Гаваон, Гева, Анафос, Алмон или Аллемеф (в колене Вениаминовом); Сихем, Гезер, Кивцаим, Беф-Орон (в колене Ефремовом); Елфеке, Гивефон, Аиалон, Гаф-Риммон (в кол. Дановом); Фаанах, Гаф-Риммон, Голан, Беештера (в кол. Манассиином); Кишион, Давраф, Иармуф, Ен-Ганним (в кол Иссахаровом); Мишал, Авдон, Хелкаф, Рехов (в кол. Асировом); Кадес, Хамоф-Дор, Карфан (в кол. Нефеалимовом); Иокнеам, Карфа, Димна, Нагалал (в кол. Завулоновом); Бецер, Иааца, Кедемоф, Мефааф (в кол. Рувимовом); Рамоф Галаадский, Манахаим, Есевон, Иазер (в кол. Гадовом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

  Цэдэв Н.Х.  Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии//Народы и религии Евразии. 2017. 3–4 (12–13). С. 130.  Там же.  Хн ам, орон сууцны 2020 оны улсын ээлжит тооллогын нэгдсэн дн (Хураангуй). Улаанбаатар хот: ндэсний статистикийн хороо, 2020. Х. 5.  Тр, см хийдийн харилцааны тухай Монгол Улсын хууль. 1993 оны 11 дгээр сарын 11-ний др [Закон Монголии «Об отношении государства и религиозных организаций»]//Эрх зйн мэдээллийн нэгдсэн систем. URL:  http://www.legalinfo.mn/law/details/485  (дата обращения: 06.07.2021).   Дашковский П.К.  Влияние государственной политики на этнорелигиозные процессы в Монголии (по результатам социологических исследований)/П.К. Дашковский, Е.А. Шершнева, Ц. Наваанзоч//Мир Большого Алтая. 2017. 3 (3). С. 425;  Цэдэндамба С.  К вопросу изучения религиозности монгольских буддистов//Социальные и политические вызовы модернизации в XXI в.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 6-11 авг. 2018 г. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. С. 253.  На сегодняшний день в Монголии через издание ряда указов последовательно всеми президентами страны сформирован список из «12 гор государственного поклонения» [См.: Трийн тахилгат уулс//Монголын тхийн тайлбар толь. URL:  http://mongoltoli.mn/history/h/44  (дата обращения: 07.07.2021)].   Галимов Т.Р.  Еще раз к вопросу о христианской миссии Сарайской епископии (XIII – начало XIV вв.)//Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Вып. 4. 2015. С. 139.  Там же. С. 147.   Сизова А.А.  Консульская служба России в Монголии (1861–1917). М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2015. С. 58.  Там же. С. 213.   Ринчинова Б. П.-Д.  Русская Православная Церковь в Монголии: основные вехи//Вестник Бурятского университета. 2012. 14. С. 167;  Трубач А. , прот. История и современное положение Православия в Монголии//Православие и дипломатия в странах азиатско-тихоокеанского региона: материалы межд. науч.-прак. конф. (Улан-Удэ, 29-30 января 2015 г.). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. С. 8–9;  Цыбикова А.Т.-Ж.  Буддийские и христианские религиозные практики в современной России и Монголии//Россия и Монголия: историческая и социокультурная динамика: материалы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 30 сентября 2016 г.)/науч. ред. Д.В. Дашибалова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. С. 213–220.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Глава VIII. Дорога от Иерусалима в Яфу «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». ( Лк 24:13–14 ) …После первой высоты Иерусалим закрывается!.. Со второй видна только вершина горы Элеонской! Через груды камней, разбросанных по дороге, спускался я в задумчивости по красной, безжизненной почве в ущелье. Вправо высилась дикая гора Самуилова; в стороне, в лощине, видна деревенька Лифта. Через час с четвертью пути мы подъезжали к селенью Салония через каменный мост, под которым едва струился ручеек; эта долина оживлена несколькими виноградниками и маслинами. В Салонии сохранился остаток любопытного древнего здания; стены сложены из искусно тесанных камней, параллелограммами, с выпуклою гранью. Значительность здания, расстояние места от Иерусалима и древний большой путь, пролегающий мимо, заставляют нас предполагать, что здесь находилось «селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус» ( Лк 24:13 ), где Спаситель по Воскресении Своем явил Себя двум ученикам при преломлении хлеба. Шестьдесят стадий составляют около 10 верст, – это именно расстояние между Иерусалимом и Салониею. Доселе ничего определительного не сказано о положении этого места, где происходило трогательное событие, рассказанное святым евангелистом Лукою. Полагают, что Клеопа, один из двух учеников, шедших от Иерусалима в Эммаус и беседовавших с Иисусом о великом событии Его Воскресения, имел дом в Эммаусе и что в этом доме произошло преломление хлеба, о котором в Деяниях Апостольских упомянуто в особенности: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян 2:42 ). Плиний и Созомен говорят об источнике в Эммаусе 109 , и это показание здесь оправдано 110 . Далее, влево, сквозь ущелье, виднелся горний град Иудов, потом, также налево, на горе, развалины, называемые Кастан. На этом месте мог быть Кариаф-иарим, куда был перенесен Кивот Господень из Вефамиса и где он пробыл двадцать лет ( Нав 18:14 ; 1Цар 7:1–2 ). Неподалеку отсюда был Вефорон верхний; Иероним определяет его на пути от Иерусалима к Никополису, в 1000 стадиях или 17 верстах от Иерусалима. Это был укрепленный пост во время войны Маккавеев, на границе колена Венияминова и Эфраимова. Здесь сражался Иисус Навин против пяти царей ( Нав 10:11 ), а Иуда Маккавей с Никанором; здесь же римлянин Цестий был разбит иудеями 111 . Оба Вефорона, верхний и нижний, были основаны Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

1. Начало восстания Хасмонеев, 167 год до Р.Х., 1 Маккавейская 2 История восстания Хасмонеев записана в 1 и 2 книгах Маккавейских и в трудах историка Иосифа Флавия. Чиновники Селевкидов пришли в Модин, город в северной части иудейской Шефелы, с целью укрепления ел- линистской политики царя. В знак своей верности евреи должны были принести жертвы греческим богам. Мат- тафия, еврей из священнического рода и патриарх семьи Хасмонеев, отказался принести жертву. Когда другой еврей осмелился сделать это, Маттафия убил и его, и царского чиновника. Это положило начало восстанию Хасмонеев. Первое время Маттафия и пятеро его сыновей, Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, укрывались в отдалённых местах пустыни и в нагорной местности на юге Самарии. К ним стали присоединяться другие евреи, недовольные политикой еллинизации. Отряд защищался от нападений греков и сам нападал на евреев, которые приняли политику еллинизации Эпифана. Восстание Хасмонеев, особенно на его начальных этапах, было борьбой иудеев, преданных Торе, с еллинизирован- ными иудеями. 2. Иуда убивает Аполлония , 1 Маккавейская 3:10–12 Примерно через год после начала восстания умер патриарх семьи Маттафия. Греческий правитель Самарии Аполлоний собрал большое войско, чтобы покончить с сопротивлением мятежников (чёрно-жёлтая стрелка). После смерти Маттафии предводителем стал его сын Иуда Маккавей (букв. «Молот»), показавший себя весьма способным военачальником (синяя стрелка). В одной из атак Иуда захватил меч Аполлония и пользовался им всю свою жизнь. 3. Битва у Вефорона, 1 Маккавейская 3:13–26 После этого греки направили армию под командованием Сирона через горный перевал Вефорон. Маленький партизанский отряд Иуды Маккавея наблюдал за большой греческой армией, поднимавшейся по этому важному маршруту, связывавшему Прибрежную равнину с Нагорной местностью. В атаке, напоминавшей о библейских победах Иисуса Навина ( Нав.10:10 ) и Ионафана ( 1Цар. 14:31 ) в этой же местности, отряд повстанцев неожиданно атаковал и разгромил греков. С этого момента к восстанию Хасмонеев стали относиться серь- ёзно. «Начал страх перед Иудой и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников» (1 Макк. 3:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010