Нав.16:5 .  Предел сынов Ефремовых по племенам их был сей: от востока пределом удела их был Атароф-Адар до Беф-Орона верхнего [и Газары]; Южная граница удела Ефремова колена, одинаковая с описанной в Нав.16:1–3 , обозначена также, начиная с востока; на ней указаны по еврейскому тексту только два пункта: Атароф-Адар, под которым разумеется Атароф, названный в Нав.16:2 , и Вефорон Верхний (см. Нав. 10:11 ). В списках перевода LXX, а согласно с ними в славяно-русском переводе, читается затем название города Газера ( «и Газары»), перенесенное, вероятно, сюда из Нав.16:3 , где по греческому переводу оно не читается. Конечными словами описания южной границы служат, как можно думать, начальные слова Нав.16:6 : «потом идет предел к морю», причем описание границы оканчивалась бы также, как и в Нав.16:3 . Нав.16:6 .  потом идет предел к морю северною стороною Михмефафа и поворачивает к восточной стороне Фаанаф-Силома и проходит его с восточной стороны Ианоха; Нав.16:7 .  от Ианоха, нисходя к Атарофу и Наарафу, примыкает к Иерихону и доходит до Иордана; Нав.16:6–7 содержат описание северной границы Ефремова колена, которое по еврейскому тексту начинается словами «Михмефаф на севере», причем этот город назван подобно Сариду, при описании границы Завулонова колена ( Нав.19:10–12 ), как серединный город на этой границе, от которого идет дальнейшее описание ее. Место Михмефафа, однако, не определено. Из Нав.17:7 видно только, что этот город находился «пред лицем Сихема» (по буквальному переводу с еврейского), т.е. недалеко от Сихема, к северу от которого он и указывается на некоторых картах Палестины 160 . От Михмефафа граница шла на восток к Фаанаф-Силому, который у Евсевия (под именем Θηναθ) указан в 10 римских милях от Неаполиса (т.е. Сихема) к востоку, на пути к Иордану; согласно с чем местом его признается Тана как называются в настоящее время развалины на юго-восток от Наблуса. От Фаанаф-Силома граница шла к Ианоху, находившемуся на месте развалин, носящих название Ианун, в 2 1/2 часах пути на юго-восток от Наблуса. После Ианоха граница спускалась к Атарофу и Наарафу. Первый из них, отличный от Атарофа, указанного во 2-м и 5-м стихах, находился, вероятно, на склоне гор Ефремовых в направлении к Иорданской долине; но самое место его остается неизвестным. Наараф у Евсевия указан в 5-ти римских милях от Иерихона; место его в настоящее время с точностью также не установлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 к жителям Кириаф-Иарима. Город Кириаф-Иарим в других местах ВЗ называется Кириаф-Ваал ( Нав. 15,60; 18,14 ), Ваал ( Нав. 15,9 ) и Ваал Иудин ( 2Цар. 6,2 ). Глава 7 7 расположите сердце ваше к Господу... Он избавит вас. Занимающая важное место в Книге Судей последовательность отступничества, наказания за него, покаяния и избавления (см., напр., Суд. 3,7–9 ) просматривается и в событиях данной главы. В случае, если Израиль откажется от иноземных богов и всем сердцем обратите к Господу, он будет избавлен Им от всех напастей. 7 Ваалов и Астарт. См. ком. к 5,2 и Суд. 2,13 . 7 в Массифу. Город в землях колена Вениаминова. Название этого города, которое может быть переведено как «сторожевая башня», предполагает, что он располагался на выгодном возвышенном месте, и поэтому не удивительно, что такое же название в Израиле носили еще несколько населенных пунктов (см. 22,3). 7 черпали воду, и проливали пред Господом. Точный смысл этого действия не может быть прояснен каким-либо другим местом Писания, однако есть основания полагать, что оно служило выражением скорби и вместе с постом способствовало возобновлению должных отношений с Богом. С данным местом ассоциируются слова Анны (1,15): «я жена, скорбящая духом ... изливаю душу мою пред Господом» (ср. также Пс. 61,9 ; Плач 2,19 ). 7 взывать о нас к Господу. В данной ситуации Самуил оказывается лишь связующим звеном, посредником между Богом и Его народом, в то время как победа над филистимлянами всецело деяние Божие. 7 всесожжение. См. ком. к 10,8. 7 Господь возгремел... громом над Филистимлянами. Ср. со словами хвалебной песни Анны: «Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них» (2,10; 2Цар. 22,14 ). 7 под Вефхором. Местоположение Вефхора, нигде в Священном Писании более не упоминаемого, неизвестно. Существует предположение, что Вефхором здесь ошибочно назван город Вефорон, располагавшийся к западу от Массифы. 7 Авен-Езер. Не следует путать с тем, который упоминается в 4,1 (см. ком.) и 5,1. 7 не стали более ходить в пределы Израилевы. Эти слова относятся к одному определенному моменту истории и не имеют обобщающего значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Благословения и проклятия, прозвучавшие с Гевала и Гаризима, не относились к автохтонным обитателям Палестины. Они были произнесены в уши тех, кому по обетованию Божию досталась в наследие эта земля. Контекстуальное значение описываемого очевидно: строгое следование Моисееву закону привлечет Божие благословение израильскому народу, нарушение и неисполнение его привлечет на них Божие проклятие. И еще «сей торжественный обряд был повторением завета Синайского, обязывавший новое поколение сынов Израилевых к строгому исполнению закона» 349 . Битва при Гаваоне (10:1–27) Союз гаваонитян и подчиненных им городов с Израилем был вызовом расположенному всего в 9 км от Гаваона Иерусалиму. Иерусалимский царь посылает послов в аморрейские города Хеврон, Иармуф, Лахис и Еглон для того, чтобы, составив военную коалицию, противостать Израилю, а также поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10:4). Телль-амарнская переписка подтверждает, что накануне нападения хабиру иерусалимский царь обратился к царю Хеврона с просьбой оказать военную помощь 350 . Иерусалимский царь, выступающий как глава этой коалиции – Адониседек (10:1,3), qdj=ynda. Примечательно, что LXX отождествляет его с Адони-Везеком, упоминаемым в Суд. 1:5–7 . В Нав. 10 имя царя передано LXX как Adwnibezek. (Ср. qzb ynda в Суд. 1 ). Таким образом, неясно, идет ли в разных библейских книгах речь о разных лицах или об одном и том же 351 . Почему именно иерусалимский царь весьма испугался (10:2), когда узнал, что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди них (10:1)? В амарнскую эпоху Иерусалимское царства простиралось до 25 км на север, включая в себя Гаваон и Вефорон. Незадолго до описываемых в книге Иисуса Навина событий царство пережило первый симптом своего ослабления – восстание Вефорона против Иерусалима, о чем свидетельствует письмо ЕА290 телль-амарнской переписки. Оккупация Израилем Галгала, отрезавшая Иерусалим от Иордана, неповиновение Вефорона и вступление четырех открывавших вход в долину Сефела городов (Гаваона, Кефиры, Беерофа и Кириат-Иарима) в союз с Израилем не могли не тревожить иерусалимского монарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Давид и Псалмы Хотя Давид и был не безупречен, но он всегда всем своим сердцем искал Бога ( 3Цар. 11:4 ). Возможно, это лучше всего заметно в Псалтири ( 2Цар. 23:1 ). Географический и исторический фон жизни Давида усиливает понимание богословских тем, поднимаемых в Псалмах. Например, Давид помнил, что именно ГОСПОДЬ взял его от овец в пустыне и дал обеспеченную жизнь во дворце ( Пс. 22; 77:65–72 ). Военные победы Давида показали, что Яхве есть Бог над всеми ( Пс. 59; 82 ). Напрасно восстают народы против Яхве и Его помазанного Царя, названного Сыном Божьим, но все они почтят праведного Правителя, Царя Сиона, Который также является Священником ( Пс. 2; 109 ). 2. Правление Соломона, международные маршруты, 3 Царств 9:15–18 Джим Монсон уместно назвал свой путеводитель по Израилю «Земля Между», так как Израиль и прилегающие к нему территории действительно находятся между Африкой, Азией и Европой. Благодаря завоеваниям Давида стал возможным контроль над основными маршрутами, связывавшими цивилизации. Соломон, как преемник, пользовался плодами этого, контролируя торговлю и взимая дань. Положение Израиля как моста между континентами также оказывало влияние на другие народы или же он сам подпадал под их влияние. Божье обещание, что Израиль будет «светом народов» ( Ис. 42:6; 49:6 ), связано и с его географическим положением. Два главных международных маршрута (отмечены жёлтыми линиями): а. Большой международный путь, уже упоминавшийся в пояснении к карте 2–4, шёл из Египта вдоль Прибрежной равнины через Мегиддо и долину Изреель к Галилейскому морю, затем на север через долину Хула до Дамаска и дальше. В 3Цар. 9:15–18 сказано, что кроме Иерусалима Соломон укрепил ключевые города на этом пути: Асор, Мегиддо и Газер (обведены оранжевым). Асор охранял северные ворота, Мегиддо контролировал перевал через Кармил, а Газер – побережье и маршруты, ответвлявшиеся к Иерусалиму. Раскопки в этих трёх местах обнаружили укрепления дней Соломона, включая искусно сделанные ворота с жилыми помещениями. Раскопки подтвердили удивительную параллель с текстом в 3Цар. 9 . Нижний Вефорон и Ваалаф (Кириаф-Иарим), упомянутые в этом тексте, защищали подходы к Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

7, 1–12; 9, 15–24. Прочие строительные работы. В Иерусалиме они включали царский дворец и мило – крепость южнее храма (9, 15). Царский дворец состоял из трех великолепных зданий. Одно из них, «дом из дерева ливанского», по-видимому, использовалось также в качестве арсенала оружия (7, 2; 10, 16 сл.). Здесь был колонный зал, который мог быть хранилищем сокровищ (7, 6), и зал суда, где царь улаживал споры (7, 7). Два других здания предназначались: одно – для царя, другое – для его жены-царицы, дочери фараона (7, 8). Позднее, когда Соломой под влиянием жен-язычниц утратил ревность в служении Господу, он построил в Иерусалиме храмы для чужеземных богов, которым поклонялись его жены (11, 7–8). Великолепие и богатство Иерусалима времен Соломона описаны в 10, 14–24. Строительные работы вне Иерусалима включали города-крепости для конницы и колесниц: Гацор, Мегиддо, Газер, Вефорон, Валааф, Фадмор и др.; города для запасов на севере – в Емафе и в других местах; торговые города, порт Ецион-Гавер на юге и др. (ср. 2Пар. 8, 1–6, 17 ). Подробного перечисления священный писатель не дает, но общий размах строительных работ ясен: от Емафа до Ецион-Гавера, т. е. почти от Ефрата до Египта, от северной границы до южной. 3Цар. 9, 26 – 10, 29 . Торговля при Соломоне. Флот, построенный финикийцами (9, 26–28; 10, 11, 32), медные рудники (в Аравии) с медеплавильнями в районе порта Ецион-Гавер, в северной оконечности Акабского залива на Красном море имели важное значение для развития торговли. Основными предметами вывоза были пшеница, оливковое масло (5, 11), медь, высоко ценившаяся в то время, а также кони и колесницы, которые перепродавались Соломоном (10, 28–29). Визит царицы Савской, царство которой находилось в Южной Аравии, на территории современного Йемена, мотивировался не только ее философской любознательностью, но и торговыми соображениями. 11, 1–43. Религиозная неверность Соломона ее последствия. Подражая восточным монархам, Соломон завел огромный гарем, который свидетельствовал о могуществе царя, согласно представлениям древних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

25:6. Сто талантов серебра. Талант был самой большой единицей веса на Ближнем Востоке. Он приравнивается к 3 тыс. сиклей в Алалахе, в Угарите и в Ветхом Завете ( Исх. 38:25,26 ). Сто талантов серебра весили около 3,25 тонны. Очевидно, это была общая сумма, истраченная на наемные силы, из расчета один талант на одно воинское подразделение. Эта цена вполне приемлемая и составляла лишь «чистое жалованье», тогда как реальную плату составляли трофеи. 25:11. Соляная долина. Соляную долину отождествляют с вади el-Milh, к востоку от Вирсавии (Беэр-Шевы), в 3 милях к югу от Мертвого моря. В этой местности есть много скал, достаточно высоких, чтобы «низринутые» с них разбились насмерть. 25:11. Сеир. «Сеир» – это библейское название части Эдома, часто использующийся как синоним Эдома. Таким образом, «сыны Сеира» – это просто другое название эдомлян. Сеир встречается как топоним в письмах из египетской Амарны (XIV в. до н. э.). 25:12. Виды казни. Сбрасывание военнопленных со скалы как вид казни упоминается только в этом отрывке. Это было удобнее всего в гористой местности. В 67 г. н. э. во время иудейской войны с Римом тысячи евреев из Гамлы кончали жизнь самоубийством, бросаясь вниз с утесов, чтобы не попасть в руки римлян. 25:13. От Самарии до Вефорона. Вефорон расположен на подъеме из Аиалонской долины в нагорную область, примерно в 12 милях к северо-западу от Иерусалима. Отсюда войска начинали свой марш по главной дороге домой от Арада до Хеврона, где она поворачивала немного на запад, а затем следовала на север через Шфелу. От Арада до Вефорона по этой дороге около 50 миль. Самария находилась более чем в 60 милях к северу от Вефорона и была столицей Северного царства, поэтому не могла быть городом, подразумевающемся в этом отрывке. Либо в Иудее была другая «Самария», не упоминающаяся в других местах Писания, либо первоначально в тексте стояло слово, читающееся как «Хеврон». Поскольку большая часть дохода наемников добывалась грабежами, это был их способ заработка. 25:14. Боги Сеира. Вероятно, это были изваяния эдомских богов. Национальным богом эдомлян был Кос. Не было ничего необычного в поклонении богам поверженных врагов. В Дане были найдены истуканы вблизи капища, непосредственно вблизи городских ворот, а также явные следы связанных с ними жертвоприношений. Существует мнение, что это были статуи богов городов, которые были захвачены Израилем. Жертвоприношения, вероятно, были совершены по обету этим богам (возможно, в благодарность за помощь в овладении городом, который израильтяне стремились завоевать).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Дворец стоял на Сионе и соединялся с храмом подземным ходом. В одной из построек дворцабыло особое помещение для гордой дочери фараона, не хотевшей жить совместно с другими женами царя. Вместе с тем Соломон воздвиг и несколько других дворцов вне Иерусалима, как напр. летний дворец на Ливане. Для увеличения роскоши этих дворцов Соломон развел повсюду великолепные сады и виноградники, среди которых происходят многие события, описываемые в книге «Песнь песней». По окраинам государства он устроил несколько укрепленных замков или городов для запасов (Фадмор, верхний и нижний Вефорон, Ваалаф и др.). В самом Иерусалиме произведены были капитальные перестройки, сооружены новые стены и устроен дорогой водопровод, дававший возможность продовольствовать огромные массы народа, стекавшегося на годовые праздники, и выдерживать продолжительные осады. По окончании всех главных работ Соломону во второй раз явился Господь 201 и возобновил с ним завет, в котором обещаны благодеяния и нескончаемость царствования за преданность Богу, хотя при этом высказана и угроза жестоким наказанием за отступления от Него. «Если вы и сыновья ваши отступите от Меня, говорил предостерегающий голос Божий, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я осветил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий прохожий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им, – за это навел на них Господь сие бедствие». На все произведенные Соломоном работы требовались громадные средства, и они доставлялись быстро развивавшейся торговлей. В это время царство Израильское сосредоточивало в себе, можно сказать, всю мировую торговлю. Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вскоре, революционеры испытали первое столкновение с римскими легионами и вспомогательными к ним отрядами Агриппы, Антиоха, Архелая, Соема и некоторых союзных городов, под начальством самого Сирийского наместника Цестия Галла. Как ни старается Иосиф смягчить позор этого столкновения с Иудеями, как ни старается представить в маневрах Цестия обычное «отступление» по всем правилам, военного искусства, истина дела ярко проскальзывает даже между его строк, и – volens nolens – приходится констатировать, что первое столкновение Цестия с Иудеями сопровождалось полным его поражением , и его отступление после этого поражения было выполнено по всем правилам панически беспорядочного бегства. Вот вкратце обстоятельства этого столкновения. Двинувшись из Антиохии с указанными огромными силами, Цестий «огнем и мечем» прошел через Птолемаиду, Кессарию (где соединился с ним Галл, посланный для усмирения Галилеи и возвратившийся после того, как «не нашел мятежа» там), Антипатриду, Лидду (здесь он был в дни Кущей, след.,==Октябрь, Tischri), Вефорон – к Гаваону, в 50 стадиях от Иерусалима, и здесь стал лагерем. В Иерусалиме, по случаю праздника Кущей, не была недостатка в отважных и способных к войне храбрецах, которые сразу же дали себя знать весьма удачной вылазкой с тылу, в то время, как густые толпы Иудеев, нарушая по необходимости покой праздника, прорвали самый фронт римских войск и нанесли ему большие потери. 1157 Не взирая на это, Цестий рискнул подойти к самому Иерусалиму, поставил свой лагерь на т.н. Скопос, в 7 стадиях от города, и отсюда сделал несколько безуспешных приступов к горе храма. В описании этих приступов у Иосифа и причин их безуспешности выступает на вид – странная какая-то скрытность. По его представлению, когда Римляне, сделав из своих щитов черепаху, без всякой для себя опасности подкапывали спокойно стены и готовы были зажечь ворота самого храма, «мятежники» в ужасе и отчаянии разбежались, так что, если бы хотя «немного» Римляне продолжили осаду, город был бы взят, отворенный для «благодетелей-Римлян» освободившимся от терроризма «мятежников» народом. Но если так, то чего же и в самом деле зевал Цестий? Он, видите ли, «не знал» об отчаянии осажденных и о доброжелательстве к нему «народа», и «сверх чаяния» отступил от города, не получив никакого урона, по которому бы можно было в надежде отчаиваться. А если справиться с судьбами Божьими, то «конечно, Бог для сих злодеев и святыми (то есть, теми, кто готов был отворить ворота-то врагу!) возгнушавшись, не допустил в сей день войны окончить».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

59 См. первую заповедь ( Исх. ХХ, 2–5 ) и Второз. VI, 13 «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (см. Mamф. IV, 10 ). Культ Моисея существовать по-видимому позже среди Идумеев, ибо как указывает Фл. Иосиф (Древности XV, 11) среди их чтилось божество Козас или Хозас (видящий, пророк), которое по многим признакам (Dom Calmet) напоминает Моисея. О культе Моисея в каменной Аравии говорит и св. Епифаний в книге о ересях, § 56. 68 Вефорон, или по зап. чт. Бет-Хорон (Иис. Нав. Х ) лежал на С. Зап. от Иевуса (Иерусалима). На этом самом месте Иуда Маккавей разбил войско Антиоха (I Макк. III, 16, 24 и сл.); здесь же Иудеи разбили Цестия Галла, наступавшего на Иерусалим при Нероне, и который был заменен Веспасианом. 69 Имя Иавина означает мудрый, так как то же имя встречается гораздо позже в книге Судей, IV, 2, то вообще полагают, что Иавин было не имя, а титул северных Ханаанитских царей. Воды Меромские, при которых раз­бит был Иавин Иисусом Навином, суть озера, лежащие близь истоков Иордана. 71 Так Библ. Слов.: (Smith’s Bibl. Dict. Sub. Voc. Ieshua). Стенли в Jewish Church; Отто Герлах Das alte Test. и др. Но западные произносят Иошуа или Джошуа, и пишут: Ioshua. 73 Cyд. III, 8 . По западному чтению Кушан-Ришатаим. Роулинсон и другие думают, что это был царь не Ассирии, а северной Месопотамии, народа Наири, который до XIII века до Р. Хр. боролся с Ассирией, но позже порабощается ею. 75 Т.е. Иерихоном. Cyдeй III, 13 . Комментаторы предполагают, что вследствие заклятия, произнесенного на Иерихон Иисусом Навином (Иис. Hab. VI, 25 ) имя этого города – не произносилось, а назывался он городом Пальм. Мы думаем еще, что заклятие положено было на укрепленную часть только Иерихона, так как город – Иерихон упомянут в Иис. Hab. XVIII, 21 , в уделе Вениамина. Иерихон, как крепость, – восстановлен лишь при Ахаве (Ср. 3 Ц. XVI, 34). 77 См. статью Оргера, в Smith« " s Dict, of the Bible, принимая во внимание и 3 Царств. VI, I. Полагают еще, что и некоторые судьи могли быть одновременно в разных частях Палестины, напр. Фола и Иаир. (Rev. Edm. Orger» " s paper. Jndge s).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

467 Время этого события писатель 1 Ездры не указывает. Но из сопоставления 1 Ездры 4и Неем. 1следует, что событие имело место между прибытием в Иерусалим Ездры и более поздним прибытием Неемии, т. е. между седьмым и двадцатым годом Артаксеркса I-ro Лонгимана (458–445). 468 Winckler, Altorient. Porschungen. Reihe II, S. 229–232. Schlatter, Zur Topographie Palest. 1893. S. 52–61. Bertholeth, I. c. 50. 470 Klostermann, Geschichte V. I. 1896. S. 263. С именем Харрана сближает слово Хоронит и Чейн, но имеет в виду, при этом, Харран в северной Аравии. Encycl. bibl. IV, 4281. 471 Название Вефорона носили два города, из которых один назывался верхним, а другой нижним. Города эти находились на дороге из Иерусалима в Лидду, в расстоянии 5 часов пути от Иерусалима. Эти города отождествляются с нынешними Beit-ur-el-foka и Beit-ur-el-tachta. Riessel , S. 145. Buhl , 169. 472 Шульц полагает, что Санаваллат избрал Вефорон местом жительства для того, чтобы ему удобнее было следит за всею страною и держать в руках дорогу к морю. Lange, Bihelwerk, IX, 109 485 Изменяя библейский текст. Чейн полагает, что противниками Неешии были не отдельные лица, а племена северной Аравии: „Неваиотиты, Хараниты, Тубалиты. Иерахмеелиты, Кушавиты, Арабы». Encyclop. bibl. IV, 4281. 487 Весьма вероятно, что Санаваллат был участником и в том протесте против действий иудеев, который был поддержан Рехумом и Шимшаем. 488 Неем. 4:2 : „при братьях своих и при самарийских военных людях“ (vechel schimron). Братья Санаваллата – Товия аммонитянин и Гешем, а потом и другие единомышленники. Chel schimron -„войско самарийское”, – т. е. или персидский отряд, стоявший в Самарии, или какое-либо местное войско, бывшее в распоряжении Санаваллата. 489 Hajaazbu lahem – выражение не ясное. У LXX оно оставлено без перевода. В Вульгате указанным еврейским словам соответствует предложение: num dimittent eos gentes, неужели им дозволят народы, – мысль, сходная с мыслью нашего русского перевода. Но ни откуда не видно, чтобы при hajazbu был другой субъект, а не предшествующий hajehudim, иудеи. Поэтому, новейшие комментаторы читают вместо lahem – haelohim и мысль подлинника передают так: „неужели они (иудеи) предоставляют себя Богу“, т. е. неужели, взявшись за непосильное для них дело, они надеются, как и прежде, что Бог совершит его за них. Bertheau, S. ,172. Siegfried, 85. Bertholeth, 58. Мысль эта более соответствует контексту, чем та, которую дает наш русский перевод: в речи Санаваллата содержится насмешка над несбыточностью иудейского предприятия; между тем в указанном выражении по нашему тексту получается угроза и опасение за то, что предприятие может осуществиться. С указанной мыслью вполне гармонирует и дальнейший вопрос: „неужели будут они приносить жертвы»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010