Глава VIII. Дорога от Иерусалима в Яфу «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». ( Лк 24:13–14 ) …После первой высоты Иерусалим закрывается!.. Со второй видна только вершина горы Элеонской! Через груды камней, разбросанных по дороге, спускался я в задумчивости по красной, безжизненной почве в ущелье. Вправо высилась дикая гора Самуилова; в стороне, в лощине, видна деревенька Лифта. Через час с четвертью пути мы подъезжали к селенью Салония через каменный мост, под которым едва струился ручеек; эта долина оживлена несколькими виноградниками и маслинами. В Салонии сохранился остаток любопытного древнего здания; стены сложены из искусно тесанных камней, параллелограммами, с выпуклою гранью. Значительность здания, расстояние места от Иерусалима и древний большой путь, пролегающий мимо, заставляют нас предполагать, что здесь находилось «селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус» ( Лк 24:13 ), где Спаситель по Воскресении Своем явил Себя двум ученикам при преломлении хлеба. Шестьдесят стадий составляют около 10 верст, – это именно расстояние между Иерусалимом и Салониею. Доселе ничего определительного не сказано о положении этого места, где происходило трогательное событие, рассказанное святым евангелистом Лукою. Полагают, что Клеопа, один из двух учеников, шедших от Иерусалима в Эммаус и беседовавших с Иисусом о великом событии Его Воскресения, имел дом в Эммаусе и что в этом доме произошло преломление хлеба, о котором в Деяниях Апостольских упомянуто в особенности: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян 2:42 ). Плиний и Созомен говорят об источнике в Эммаусе 109 , и это показание здесь оправдано 110 . Далее, влево, сквозь ущелье, виднелся горний град Иудов, потом, также налево, на горе, развалины, называемые Кастан. На этом месте мог быть Кариаф-иарим, куда был перенесен Кивот Господень из Вефамиса и где он пробыл двадцать лет ( Нав 18:14 ; 1Цар 7:1–2 ). Неподалеку отсюда был Вефорон верхний; Иероним определяет его на пути от Иерусалима к Никополису, в 1000 стадиях или 17 верстах от Иерусалима. Это был укрепленный пост во время войны Маккавеев, на границе колена Венияминова и Эфраимова. Здесь сражался Иисус Навин против пяти царей ( Нав 10:11 ), а Иуда Маккавей с Никанором; здесь же римлянин Цестий был разбит иудеями 111 . Оба Вефорона, верхний и нижний, были основаны Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

1. Начало восстания Хасмонеев, 167 год до Р.Х., 1 Маккавейская 2 История восстания Хасмонеев записана в 1 и 2 книгах Маккавейских и в трудах историка Иосифа Флавия. Чиновники Селевкидов пришли в Модин, город в северной части иудейской Шефелы, с целью укрепления ел- линистской политики царя. В знак своей верности евреи должны были принести жертвы греческим богам. Мат- тафия, еврей из священнического рода и патриарх семьи Хасмонеев, отказался принести жертву. Когда другой еврей осмелился сделать это, Маттафия убил и его, и царского чиновника. Это положило начало восстанию Хасмонеев. Первое время Маттафия и пятеро его сыновей, Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, укрывались в отдалённых местах пустыни и в нагорной местности на юге Самарии. К ним стали присоединяться другие евреи, недовольные политикой еллинизации. Отряд защищался от нападений греков и сам нападал на евреев, которые приняли политику еллинизации Эпифана. Восстание Хасмонеев, особенно на его начальных этапах, было борьбой иудеев, преданных Торе, с еллинизирован- ными иудеями. 2. Иуда убивает Аполлония , 1 Маккавейская 3:10–12 Примерно через год после начала восстания умер патриарх семьи Маттафия. Греческий правитель Самарии Аполлоний собрал большое войско, чтобы покончить с сопротивлением мятежников (чёрно-жёлтая стрелка). После смерти Маттафии предводителем стал его сын Иуда Маккавей (букв. «Молот»), показавший себя весьма способным военачальником (синяя стрелка). В одной из атак Иуда захватил меч Аполлония и пользовался им всю свою жизнь. 3. Битва у Вефорона, 1 Маккавейская 3:13–26 После этого греки направили армию под командованием Сирона через горный перевал Вефорон. Маленький партизанский отряд Иуды Маккавея наблюдал за большой греческой армией, поднимавшейся по этому важному маршруту, связывавшему Прибрежную равнину с Нагорной местностью. В атаке, напоминавшей о библейских победах Иисуса Навина ( Нав.10:10 ) и Ионафана ( 1Цар. 14:31 ) в этой же местности, отряд повстанцев неожиданно атаковал и разгромил греков. С этого момента к восстанию Хасмонеев стали относиться серь- ёзно. «Начал страх перед Иудой и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников» (1 Макк. 3:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний – города, построенные Соломоном ( 2Пар 8.5 ), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза ( Нав 10.12 ). Остановившись ненадолго в Гаваоне – городе, разрушенном до самого основания – она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин – не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе ( Быт 35.18 ). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис 1.3 ), да исполнится написанное у того же пророка: «блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» ( Ис 32.20 ). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, «что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк 2.15 ), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: «В начале было Слово... и Слово стало плотию» ( Ин 1.1, 14 ); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: «Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился хлеб,.. Который сходит с небес» ( Ин 6.33 )! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог ! О тебе некогда Михей пророчествовал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний - города, построенные Соломоном (2Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне - городе, разрушенном до самого основания - она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин - не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых " вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего " (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: " блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла " (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, " что там случилось, о чем возвестил нам Господь " (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: " В начале было Слово... и Слово стало плотию " (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: " Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился " хлеб, Который сходит с небес " (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: " И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

Умалчиваю о пути ее по Келесирии и Финикии (я и не предполагал писать ее путевой дневник); но назову только те места, о которых упоминается в священных книгах. Оставив за собою римскую колонию Берит и древний город Сидон, на берегу Сарептском, бывшим убежищем Илии ( 3Цар. 17 ), она посетила башенку 8 ; помолилась здесь Господу Спасителю, она через пески Тирские, на которых отпечатал свои колена Павел ( Деян. 21:5 ), достигла Акки, которая в настоящее время называется Птолемаидой, и через поля Магеддонские, бывшие свидетелями убийства Иосии ( 4Цар. 23:29 ), вступила в землю Филистимскую. Дивилась развалинам Дора, некогда могущественнейшего города; и с удивлением противоположного свойства осматривала укрепления Стратона, названного иудейским царем Иродом Цезареею, в честь цезаря Августа: здесь она видела дом Корнелия, обращенный в церковь Христову, домик Филиппа и спальные комнаты четырех дев-пророчиц 9 . Затем посетила Антипатриду, полуразрушенный городок, названый так Иродом по имени своего отца Иродова, и Лидду, переименованную Диосполисом, знаменитую воскресением и исцелением Серны и Энея ( Деян. 9:32 и след.). Недалеко отсюда видела она Аримафею, деревеньку Иосифа, который предал погребению Господа, и Номву, бывшую некогда священническим городом, а теперь – могилу убитых ( 1Цар. 22 ). Посетила также Иоппию – порт, откуда бежал Иона, и (замечу хоть нечто из басен поэтов) место, где прикована была к скале Андромеда. На обратном пути видела она Никополь, называемый прежде Еммаусом, где в преломлении хлеба дал узнать себя Господь ( Лк. 24:13 и след.) и обратил таким образом, в церковь дом Клеопы. Отправившись отсюда, посетила Вефорон нижний и верхний ( 2Пар. 8:5 ), города, построенные Соломоном, но потом разрушенные случайной войной. Повернув направо, она увидела Аглон и Гаваон, где Иисус Навин, сражаясь с пятью царями, повелевал солнцем и луной, а самих гаваонитян осудил быть водоносами и дровосеками за союз, испрошенный хитростью и лукавством ( Нав. 9–10 ). В Габае, городе, разрушенном до самого основания, она провела несколько времени в воспоминаниях о грехе города, о замужней женщине, рассеченной на части и о тридцати мужах колена Вениаминова, сохраненных ради апостола Павла 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний — города, построенные Соломоном (2 Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне — городе, разрушенном до самого основания — она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин — не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых «вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: «блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь–Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, «что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: «В начале было Слово… и Слово стало плотию» (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: «Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился «хлеб, Который сходит с небес» (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Города, отданные Хирамом. См. коммент. к 3Цар. 9:11 , где описывается, как Соломон отдал тирскому царю Хираму двадцать городов в Галилее. Если речь идет о тех же самых городах, то, возможно, Хирам, руководствуясь определенными соображениями, вернул их Соломону. Если же здесь имеются в виду другие города, то местоположение их и обстоятельства, связанные с их передачей, неясны. 8:3. Емаф-Сува. Ранее эти объекты упоминались порознь (см. коммент. ко 2Цар. 8 ), но во времена Соломона они, по-видимому, были объединены. Сува и Емаф находились на самой северной окраине Соломонова царства. Любой поход туда носил либо мирный характер, либо это была завоевательная кампания, наподобие тех, которые месопотамские цари называли походом «к морю». Емаф был известен своими прекрасными пастбищами, и позднее ассирийские цари использовали их для выпаса лошадей во время остановок в пути. Не исключено, что их использовал и Соломон, когда вывозил лошадей из Кувы (см. коммент. к 1:16). 8:4–6. Строительные проекты. См. коммент. к 3Цар. 9:15–19 о строительных проектах Соломона. Фадмор – это оазис Пальмира (около 125 миль к северо-востоку от Дамаска) на караванном пути, связывающем Палестину с Северной Аравией. Города-близнецы Верхний Вефорон (Beit Ur el-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона) и Нижний Вефорон (Beit Ur el-Tahta, в полутора милях далее на северо-запад и ниже по отметкам рельефа на 1000 футов) охраняли Вефоронский проход. Этот проход ведет в Аиалонскую долину (упоминающуюся в амарнских текстах как Ayyaluna), соединяющую холмистую область страны с прибрежными равнинами. Высказывается предположение, что Вефорон упоминается в письмах из Амарны как Bit Ninurta. Ваалаф обычно отождествляется с Кириаф-Иаримом или местечком в его окрестностях к востоку от Иерусалима ( Нав. 15:9; 18:14 ). В Нав. 15он перечисляется среди городов Иуды (Кириаф-Ваал) и обычно отождествляется с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, однако это не подтверждается археологическими находками и небиблейскими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В смежной с Рамлой стране, в древней Аримафее, находят на каждом шагу, как говорит Вольней, иссохшие колодцы, провалившиеся цистерны и огромные со сводами резервуары, которые доказывают, что в древние времена этот город имел более чем милю с половиной в окружности. Соломон построил Вефорон (Bethhoron) нижний и Вефорон верхний, укрепленные города со стенами и воротами. Две маленькие деревни, Бейт-Ур, верхний и нижний, представляют верхний и нижний Вефорон. Хотя они и были построены Соломоном, но разорены до основания. В одном фундаменты из огромных камней указывают прежнее его местоположение, в другом также находятся следы древних стен и фундаментов. Между ними есть фундаменты из огромных камней, может быть, остатки замка, который некогда охранял проход 211 . Между тем, как «основания многих родов» ожидают ещё наступление того времени, когда они снова будут воздвигнуты, города, которые славились в более близкое нам время, могут быть только восстановлены через подобную же новую постройку. В двенадцатом столетии богатство Панеады могло ещё соблазнить короля иерусалимского Балдуина III, который решился нарушить договор, чтобы уплатить свои долги, и архиепископ тирский, историк крестовых походов, что добыча в ней была так неслыханно велика, что страны крестоносцев не могли доставить подобной. Остаются ещё прочные фундаменты там, где всё уже разрушилось; есть прочные остатки древней стены, построенной из длинных косообразных камней с бастионами; вдоль оврага стоят ещё ворота, утверждены многие куски гранитных колонн, указывающие на древнейшие развалины. Длинное место, простирающееся на милю или и более от деревни, теперь усеяно развалинами, в которых находятся многие архитектурные обломки, поверженные колонны и развалившиеся алтари. Исторический, предсказанный факт, вполне подтвержденный на самом месте, без сомнения тот, что «разрушение следовало за разрушением» до тех пор, пока ничего не осталось, кроме воспоминаний, что оно совершило своё дело над одним из богатейших городов земли.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

28 Вот собственные слова Мани Гамбума: Абида бурхан, ике урушиенгуй-бер амитану туса уйлетку, кемеку диана текши ороцахой, барагун нидун-еце ниген цаган герыл цацораксан-еце уран аргату Манджушири, ике негулесекчи Ариаболо хоири хобилгагат, т. е. Божественный Абида, по великому милосердию своему, обращая мысль свою к благу существ, испустил из правого глаза своего белый свет, и таким образом произвел мудрого Манджушири и многомилостивого Ариаболу. 29 Облако, из которого произошла водная сфера – осун-мандал, названо в Монгольских книгах осун джирюкету т. е. водосердечным; равно и вода, из которой вышла золотая земля, носит название златосердечной – алтан джирюкету осун. И это на том основании, что земля в первобытном своем состоянии походила на сердце; такое же подобие имело и первое облако, как вместилище земли, долженствовавшей из него родиться. 30 Элдеб орон тегусексен эгулен-еце... хура орон, гадагаду далайги токтоган, тегуни Сансарун кей хотхуксань-ер маши улемджи Агула кигет, дологан алтан агула, ценгелун долон далай, дурбен тиб болон, учигукен найман тиб кигет, гадагаду тумур курие луге селте токтогацахой… Tepe метубер дотогаду Саба иртынцу болон, гадагаду Шими иртынцуйн орони улам улам токтогацахой. М. Гамб. гл. 1. л. 10 и далее. 31 В 3-й главе кайба джумнейн даг-ик о составе стихийного мира между прочим говорится: саба иртынцу-дор дорадо делекей болон, орошиксан-ану: кейн мандал, шоройн мандал бугет, тегундор шитуксен орон-ану Сумбер агула, дурбуль-джин дурбен уиту...Сумберун думдагура наран, сара бой. Мысль та, что органический мир, состоя из трех сфер – воздушной, водной и земной, имеет в центре 4-угольную и с 4-мя ярусами гору Сумбер, около которой совершают течение свое солнце и луна. 32 В Чихула кереглекчи (л. 35) довольно пространно изображено падение Тенгеринов. Сущность же сказаний заключается в следующих пунктах: 1) Геген герылту Тенгеринер-еце тачиакчи дзаримут-ану газартор балун амтан-дор адали, цаган унгету Аршиану Шиме нерету идегени идексендор, быин герыл угей бологат, хаб харанхой болбай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Поэтому и замечено, что Соломон построил «стену иерусалимскую» 482 , т. е., очевидно, к старым укреплениям присоединил новый пояс укреплений, охвативший новые части города с восточной и северной стороны Сиона. Но недостаточно было укрепить один Иерусалим, нужно было преградить самый доступ к нему для сильного врага. Сильный враг мог подступить к Иерусалиму с моря или с береговой низменности по нынешней дороге из Яффы в Иерусалим. Для борьбы с врагом на этой дороге Соломон сильно укрепил Вефорон верхний и Вефорон нижний 483 и далее на береговой низменности – Газер Ваалаф 484 . Армия подвергнута была Соломоном значительному преобразованию, как по своему составу, так и по расположению в стране. Замечательно, что победоносная армия Давида состояла из одной пехоты, и хотя после войны с Адраазаром Давид взял себе 100 коней, отнятых у врага, но и последующими победами своими он, конечно, обязан не этой скромной коннице. Между тем Соломон, почти совсем не воевавший, нашел нужным усовершенствовать армию образованием сильной конницы. Он имел 1400 боевых колесниц 485 с потребным для них количеством коней (4000 стойл) и 12000 всадников 486 . Таким образом, его армия была поставлена на одну ногу с армиями соседних народов, хотя гористая Палестина не нуждалась в этом, и побуждение к такому нововведению в армии едва ли не заключалось, главным образом, в тщеславии Соломона, который не желал никому уступить в блестящей обстановке и внушительном величии царского могущества. В расположении военной силы у Соломона была та особенность, что она не была сосредоточена в одном Иерусалиме, как при Давиде, а распределена по разным стратегическим пунктам, так что и на случай внешнего нападения, и на случай внутреннего возмущения он мог употребить ее в дело немедленно. Под именем упоминаемых дееписателем «колесничных городов», по которым была распределена конница Соломона 487 , очевидно, нужно разуметь укрепленные города, важные в стратегическом отношении. Внешней безопасности государства содействовало и оживление торговли, которой Соломон покровительствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010