Отметим для себя, что, по мнению представителя украинских раскольников, целью Московского Патриархата во внешнецерковной области является завоевание «доминирующего положения в мировом православии». Любопытно: способны ли сторонники М. Денисенко рассматривать церковную ситуацию на Украине как-либо иначе, нежели через призму политического противостояния Киева Москве? Способны ли они задуматься над тем, что «доминирующее положение в мировом православии» — это новоизобретенный термин, которого не знает церковное Предание? Задуматься над тем, что стремление Русской Православной Церкви сохранить церковное единство может быть продиктовано таким естественным для православной традиции желанием — исполнить заповедь Христову «Да будут все едино»? Для раскольников любого толка есть только один способ уйти от прямого разговора об ответственности за разрушение церковного единства: перевод его в плоскость политических обвинений и претензий, не имеющих ничего общего ни с исторической, ни тем более с церковной традицией. Так и поступают представители и «Киевского Патриархата», и «Бессарабской митрополии». Может показаться, что они осуществляют свои планы согласованно — коль скоро даже по времени предпринятые ими шаги оказались так близки. В конечном счете, цель в обоих случаях одна: отделение части приходов (большей, как на Украине, или меньшей — в Молдове) от Московского Патриархата. Однако, судя по всему, в ближайшем будущем «соратникам по борьбе» с Русской Православной Церковью придется выяснять отношения между собой, поскольку Румынский Патриархат считает существование трех новых епархий на территории Молдовы «временным решением» и планирует вскоре переместить их центры на Украину. Если этим планам суждено сбыться, радужные прогнозы украинских раскольников в отношении создания автокефальной Украинской Православной Церкви могут оказаться под угрозой. И даже изверженный из сана и отлученный от Церкви М. Денисенко прекрасно понимает, что не может быть автокефалии там, где сосуществуют на одной канонической территории несколько параллельных церковных иерархий.

http://patriarchia.ru/db/text/318089.htm...

Такой образ действий правительства князя Кузы, по мнению посланника нашего, подвергает крайней опасности судьбу православия в княжествах. При подобном положении дел назначение митрополита в Ясскую митрополию и замещение вакантных мест епископов в некоторых епархиях делаются настоятельными. Лица эти, пользуясь самостоятельностью, находясь во главе православного духовенства, лишенного в настоящее время всякой возможности выказать какую-либо оппозицию распоряжениям правительства князя Кузы, могли бы составить надежный оплот православию против резко обнаруживающихся стремлений князя Кузы и министров его к католицизму. Посему, по мнению генерал-адъютанта Игнатьева, нам следует стараться понудить по мере возможности князя Кузу к скорейшему назначению как главы молдавской церкви, так и прочих высших иерархов. С этою целью он, генерал-адъютант Игнатьев, предполагает воспользоваться тем обстоятельством, что Ясская митрополия и Хушская епископия владеют в Бессарабии недвижимыми имениями, доходы с которых по смыслу утвержденных в 15 день мая 64 года положений об управлении Бессарабскими вотчинами молдавских монастырей, должны быть выдаваемы чрез посредство Консульства в Яссах лицам, занимающим означенные места. Но как помянутые духовные должности остаются никем не занятыми, и состоят во временном управлении назначенных департаментом церковных дел лиц, преданных правительству князя Кузы, и действующих, поэтому по указанию его, то следовало бы сделать распоряжение о невыдаче этим лицам доходов с Бессарабских имений, и о наложении на них секвестра впредь до правильного замещения помянутых должностей лицами из православного духовенства. Из донесения русского консула в Яссах правительство наше узнало, что даже и в том случае, если оно будет вручать арендные деньги с имений, находящихся в Бессарабии, чрез консульство, игуменам монастырей, все-таки доходы с помянутых монастырских имений не будут употребляться согласно желанию Русского Правительства на нужды монастырей, так как игумены, получая деньги из рук русского консула в Яссах, принуждены будут и отдавать все доходы сполна министерству юстиции и церковных дел, от которого игумены находятся в полной зависимости И что молдавские монастыри не могут воспользоваться и тем правом, чтобы строить церкви, скиты, и заводить школы в вотчинах своих бессарабских, так как румынское правительство князя Кузы не дозволяет им входить в какие-либо сношения с Россиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Румынский Даниил и митрополит Волоколамский Иларион вспомнили о проблеме с Бессарабской митрополией 19 июля, 2011. Редакция " Правмира " 18 июля митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках рабочего визита в Бухарест встретился с предстоятелем Румынской Православной Церкви, Патриархом Даниилом. 18 июля митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках рабочего визита в Бухарест встретился с предстоятелем Румынской Православной Церкви, Патриархом Даниилом. В ходе более чем двухчасовой беседы Патриарх Даниил и владыка Иларион обсудили вопросы миссии и свидетельства о Христе в секулярном мире, а также коснулись проблемы двухсторонних отношений Русской и Румынской Церквей в связи с неканоничным положением Бессарабской митрополии. Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви действует на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдавии. По словам митрополита Илариона, несмотря на наличие конфликтной ситуации, «мы должны расширять наше сотрудничество и взаимодействие в разных сферах, например, в сфере обмена студентами, в сфере культурного обмена. Мы также должны на двустороннем уровне обсуждать проблему пастырского окормления наших верующих, проживающих в разных странах». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarx-rumynskij-dan...

Для устранения этих неудобств, учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (указ. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остается и до настоящего времени. § 48. Современное устройство римско-католической церкви в России 94 В Российской Империи двенадцать епархий римско-католического исповедания: 1) архиепархия Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; подведомственные ей епархии: 2) Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Луцко-Житомирская – в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; 4) Тельшевская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 5) Тираспольская – в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской и Бессарабской, а также в Кавказском крае; 6) архиепархия Варшавская и подведомственные ей епархии: 7) Августовская (Свинская); 8) Калишская; 9) Келецкая; 10) Люблинская; 11) Плоцкая: 12) Сандомирская 95 . Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учрежденная в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С.-Петербурге. Учреждение это, соответствующее нашему Св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой – из прелатов, и заседателей, по одному от каждой епархии 96 . В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и ее имуществом 97 . Заседания римско-католической Духовной Коллегии назначаются ее председательствующим по мере надобности 98 . При Коллегии состоит прокурор и канцелярия 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Назначение вознаграждения иностранных кандидатов на пасторские должности в Закавказских немецких колониях, в покрытие их путевых издержек, определяется министром внутренних дел по соглашению с главноначальствующим гражданскою частью на Кавказе. Доходы от требоисправлений, которыми пользовались протестантские проповедники до 28 декабря 1832 года на основании законов, договоров, общественных постановлений и местных обычаев, не могут быть уменьшали по воле прихожан; но пасторам дозволяется принимать за совершение священнодействий и даяния, бывшие в обыкновении до того времени, в том самом количестве, в каком они были определены до 28 декабря 1832 года, не, смотря на положенное от казны жалованье. Однако же проповедник не вправе отказаться от совершения священнодействия или отлагать его за невзнос следующих ему даяний; но он имеет право требовать чрез консисторию о взыскании этих даяний светским начальством. Поселяне- собственники (бывшие колонисты) обязаны давать своим пасторам все то содержание, которое до 1871 года они получали от казны. Потребное для этого количество денег взыскивается с них, смотря по количеству душ, составляющих приход, и сбор денег раскладывается в бывших колониях с. петербургских-по домам, в бывших же саратовских, новороссийских и бессарабских-с числа работников, считая таковых от 16-ти до 60-ти лет. Сбор этот производится три раза в год-в январе, мае и сентябре-и поручается выбираемым для того ежегодно особым церковным старостам, которые, собирая определенные на это миром, по общему согласию, деньги, должны каждую треть года отдавать волостному старшине и получать от него расписки. Церковному старосте сельское начальство обязано оказывать всякую помощь, чтобы в недоимку ничего допущено не было. Для обеспечения вдов и сирот пасторов бывших саратовских колоний существует особая касса. Вдове и оставшимся без призрения детям умершего протестантского пастора, по русским законам, предоставляется на един, так называемый, „траурный год” (annus Iuctus), считая со дня кончины проповедника, жилище его и все пасторские доходы; но они обязаны давать стол и квартиру тому проповеднику, которому будет поручено исправление пасторской должности в приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Отдельная рубрика в «К. е. в.» была посвящена развитию и распространению образования в епархии, открытию и оснащению церковноприходских школ. В неофициальном отделе печатались уставы образовательных учреждений, отчеты о состоянии церковных школ, в которых наряду с историко-статистическими сведениями были приведены списки учеников, переведенных в следующий класс, сведения об их успехах. Особое внимание уделялось развитию духовных училищ и семинарии. Публиковались материалы этнографического характера, позволяющие реконструировать историю, быт и культуру Бессарабии: «Бессарабская старина» Д. Щеглова (1897. 9. С. 244-249; 10. С. 276-282), «Сказания молдавских летописцев о происхождении молдаван и об основании Молдавского княжества» свящ. Е. Михалевича (1898. 11. С. 342-347; 12. С. 380-385; 13. С. 413-420; 14/15. С. 458-465), «Молдавские похоронные причитания» свящ. А. Матеевича (1911. 38. С. 1331-1340; 39. С. 1357-1366; 40. С. 1410-1416; 41. С. 1444-1455) и др. В кон. XIX в. в Бессарабии появились многочисленные протестант. секты и течения: баптисты, штундисты, молокане. Для всех уровней бессарабской администрации серьезной проблемой была секта липован. Бессарабские противораскольнические миссионеры опубликовали в «К. е. в.» материалы об этих сектах. В 70-х гг. XIX в. на этом поприще трудился свящ. Г. Милкин, в 80-х гг.- свящ. Ф. Воловей, прослуживший в качестве миссионера более 25 лет. Его журналистское наследие - это заметки из повседневной практики духовного перевоспитания сектантов. Аналогичные материалы печатали и его коллеги: С. Маргаритов, И. Сахаров, И. Попов, Я. Матвеев, И. Софронович. Стадницкий, не будучи профессиональным миссионером, регулярно публиковал пространные статьи (напр., «Состояние раскола и сектантства в Бессарабии по миссионерским отчетам» (1888. 8. С. 321-327; 9. С. 339-349; 1889. 8. С. 347-360; 9. С. 395-417; 1890. 14/15. С. 628-654; 16. С. 683-696; 1891. 16. С. 475-493; 17. С. 505-524)). В «К. е. в.» был также опубликован «Краткий исторический очерк противораскольничьей миссии в Кишинёвской епархии с 1813 до 1910 г.» И. Пархомовича (1909. 33/34. С. 1328-1363; 35/36. С. 1403-1443; 37/38. С. 1499-1544; 39/40. С. 1576-1578).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

В представленных Синодом данных бюджетная комиссия не нашла вовсе сведений о капиталах и оброчных статьях, состоящих при центральных и местных учреждениях духовного ведомства, тогда как это были весьма значительные суммы. Так, на странице 50-й «Записки о церковных школах» бюджетная комиссия обнаружила в примечании под текстом указание, что при центральном управлении находится неприкосновенного капитала всего 981 000 рублей, а всего неприкосновенного капитала церковных школ 4 277 980 рублей. В приходно-расходной ведомости сумм, завещанных в пользу церковно-приходской школы, был пропущен капитал в 1 000 000 франков, оставленных бароном Гиршем еще при Победоносцеве. Достоверных сведений о местных средствах, находившихся целиком в распоряжении епархиальных архиереев, в Синоде не было. Представленное в Думу «Краткое расписание специальных средств хозяйственного управления при Св. Синоде» было кратким и неясным. В числе этих средств значился «типографский доход в 1 021 406 рублей от процентов с типографского капитала», размер которого не обозначен, от продажи книг и доходов от сдачи в наем помещения. Этот доход расходовался весь целиком, но на долю самих типографий падало 762 981руб., а остальные 258 425 руб. расходовались, как сказано в «Кратком расписании», на предметы, «до действий типографии не относящиеся», а именно: содержание духовной миссии в Иерусалиме, содержание синодской церкви, синодского контроля, бухгалтера и казначея хозяйственного управления и проч. Бюджетная комиссия отметила, что под этим «и прочее» скрывается большая сумма в 253 413 рублей, назначение которых оставалось неизвестным. Ни в смете, ни в «Кратком расписании специальных средств» не были упомянуты доходы от имений, принадлежавших единоверческому духовенству в Бессарабской губернии. Доходы с этих 161 имения площадью в 171 827 десятин, находившихся в ведении Министерства внутренних дел, исчислялись в 1 500 000 рублей ежегодно, и 2/5 этой суммы, т. е. 600 000 рублей, должны были поступать на содержание церковных школ 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Таким образом, через земства можно было решить, по крайней мере, 3 задачи: 1. Найти дополнительный источник средств на материальное обеспечение причтов (денежные оклады, натуральные выплаты, строительство домов и т. д.). 2. Установить контроль над начальной школой земств, заняв ключевые позиции в преподавании. 3. Укрепить собственный авторитет и постоянно держать в фокусе внимания общества проблемы духовенства, участвуя в выборах в земские органы и работая в них. Посмотрим, как земства попали в поле зрения Главного Присутствия, как складывались взаимоотношения земства и Церкви и каковы оказались результаты. Вспомним, что земская реформа началась введением «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. Однако важно иметь в виду, что Положения к 1870 г. распространились только на 34 губернии России и Землю войска Донского, вводились поэтапно, да и то с большими задержками. Земская реформа так и осталась незавершенной. Изначально предусматривалось, что земские учреждения не будут созданы в западных губерниях, Прибалтике, Сибири, на Кавказе, Царстве Польском, Финляндии, Архангельской и Астраханской губерниях, Бессарабской области, Земле войска Донского, что ставило деятельность Главного Присутствия по отношению к земству в строго определенные рамки. Уже зная, что именно П. Валуев инициировал и направлял церковные реформы, нельзя упускать из виду одну очень важную деталь: с 1861 г. он возглавил специальную комиссию при МВД по разборке проекта земских учреждений. 26 мая 1863 г. П. Валуев внес проект на обсуждение в Государственный Совет. Вопреки мнению Г. Фриза, земские учреждения привлекли внимание властей не в 1866 г., а гораздо ранее, в 1863 г., на завершающем этапе планирования земской реформы 1013 . Заметим, что не оставалось в стороне и духовенство, воодушевленное обнародованной программой церковных реформ и прямым обращением Главного Присутствия за достоверной информацией и предложениями к причтам. В Петербург стали поступать как от имени причтов, так и от отдельных клириков пожелания вывести духовенство «из отчуждения от дел общественных», в котором его держат почти 150 лет. Любопытно отметить, что при этом ссылались на опыт Англии и других государств Запада. «Почему бы не иметь священнику и сильного даже голоса и влияния при деревенских выборах?» – спрашивал сельский протоиерей Евстафий Истомин 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житомире. Депутат III Гос. Думы от Волынской губ., секретарь фракции правых, член комиссий бюджетной, согласительной, по народному образованию; докладчик комиссий. По окончании Киевской духовной академии состоял учителем женского епархиального училища, потом учителем женской гимназии г. Житомира. С 1900 г. казначей епархиального училищного совета. Член «Союза русского народа», член «Патриотического общества», участник 3-го съезда монархистов в Москве. По окончании работы в Думе вернулся в г. Житомир. – 343 Благонравов Захарий Михайлович (1855–18.12.1917) – преподаватель Пермской духовной семинарии. Депутат IV Гос. Думы от Пермской губ., нац., председатель вероисповедной комиссии. Окончил Казанскую духовную академию. Представитель канцелярии пермского губернатора. Редактор «Пермских губернских ведомостей». – 349, 350 Блажевич Митрофан Викторович (1869–после 1917) – священник. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., нац., выбран на место умершего о. Никоновича. По окончании в 1891 г. Витебской духовной семинарии 2 года служил псаломщиком. В 1893 г. рукоположен во иерея к церкви с. Кисели Себежского уезда Витебской губ. Начав служить в одном из заброшенных сел губ., через несколько лет о. Митрофан сделал село одним из самых культурных и духовно-нравственных уголков губернии. Построенное им здание церковно-приходской школы стало центром, около которого группировалась культурная и общественная работа прихода, село поднялось и в экономическом отношении, стали быстро богатеть и духовно крепнуть киселевские крестьяне. Авторитет о. Митрофана среди населения стоял очень высоко. Светские начальствующие лица в уезде нарочно приезжали к о. Митрофану, чтобы получить от него совет и указания по разным вопросам сельской жизни. – 320 Блажиевский Григорий Михайлович (1856–24.04.1926) – полковник в отставке. Депутат IV Гос. Думы от Бессарабской губ., центр. Окончил военное училище. Белецкий городской староста. Гласный уездного земства. Скончался в Бессарабии. – 346 Блосфельдт Г. – авт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Среди священников «Бессарабской митрополии» произошел раскол 9 июля 2008 г. 11:45 Группа из 44 священников «Бессарабской митрополии», неканонической структуры, учрежденной на территории Молдавии Румынской Православной Церковью, требует отставки «митрополита» Петра Пэдурару. Об этом заявил 8 июля 2008 года на пресс-конференции в Кишиневе представитель «Бессарабской митрополии» «протопоп Кишиневский» Анатолий Гончар, передает корреспондент ИА Regnum . Гончар зачитал заявление священников «Бессарабской митрополии», в котором утверждается, что митрополит Петр Пэдурару способствует политизации деятельности митрополии и не готов к диалогу со священнослужителями. По словам Гончара, священники уже ставили перед Пэдурару вопрос о реструктуризации и улучшении административной структуры епархиального руководства и об устранении лиц, которые отрицательно и деструктивно влияют на деятельность митрополии. «Однако этот диалог до сих пор не состоялся. Более того, руководство Бессарабской митрополии обвинило авторов заявления в нападках на митрополию и попытке вести политическую борьбу. В то время как мы, напротив, требуем вывести митрополию из-под влияния какой бы то ни было партии, поскольку Церковь должна быть выше партий и идеологий», — отметил Гончар. По словам священников, 3 июля в митрополии состоялось секретное заседание, на котором сторонники Петра Пэдурару поделили руководящие должности. «Мы узнали об этом постфактум. Это свидетельствует о том, что в митрополии не существует прозрачности, равно как и заинтересованности в конструктивном диалоге. К сожалению, митрополит Петр не готов выслушать совет, предложения, а это ведет к плохому управлению митрополией», — подчеркнул Гончар. По его словам, отставка Пэдурару послужила бы решению проблемы, тем более что «на протяжении многих лет он неоднократно заявлял о своей неспособности руководить и желании уйти в монастырь». Стоит отметить, что Петр Пэдурару — бывший епископ Бельцкий Русской Православной Церкви, запрещенный в служении и в нарушение церковных канонов назначенный Румынским Патриархатом главой «Бессарабской митрополии», — является одним из активных сторонников расширения влияния Румынской Православной Церкви на территории, находящиеся в юрисдикции Московского Патриархата. Так, в январе 2005 года Пэдурару подписал «указ о создании благочиния Бессарабской митрополии в Москве». 1 ноября 2007 года, комментируя решение Синода Румынской Православной Церкви об учреждении трех новых неканонических епархий «Бессарабской митрополии» с резиденциями в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах, Пэдурару заявил, что это решение временно. «Когда сложится благоприятное время, резиденции Бельцкой и Кантемирской епархий переместятся в украинские города — Хотин, Измаил, Белгород-Днестровский», — заявил он.   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433620.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010