Даже активные сторонники румынизации Бессарабии, к числу которых относился О. Гибу, признавали, что «в Бессарабии, национальная идея (панрумынская) — была несуществующей для всех слоев населения: крестьянства, духовенства, боярства... «молдаване» Бессарабии в действительности не составляют больше эффективной части румынского народа, они не чувствуют к нему никакой привязанности и не пытаются никоим образом идентифицироваться с ним... В Бессарабии мы все больше имеем дело с особым молдавским народом». В 1938 году в Бессарабии еще более усилились национальные гонения в том числе в церковной сфере. Священный Синод Румынской Церкви запретил священникам даже при исповеди разговаривать с прихожанами на любом языке, кроме румынского. Для многих верующих Бессарабии эта мера была равносильна отлучению от Церкви. Отчуждение между клиром и народом нарастало, способствуя распространению сектантства и религиозного индифферентизма. После кратковременного пребывания в 1940–1941 годах Бесарабии в составе Советского Союза, началась Великая Отечественная война, в которую Румыния вступила на стороне гитлеровского нацизма. Теперь территория, включенная в состав Румынской Церкви, оказалась гораздо обширнее. К ней добавилась (по выражению румынской стороны, « из пастырско-миссионерских соображений, учитывая сталинские репрессии против Православной Церкви в этой зоне ») румынская миссия в Заднестровье, включившая Одесскую область, часть территории Николаевской и Винницкой областей. Кроме того, в одну из румынских епархий была включена Северная Буковина. Диктатор Румынии Ион Антонеску лично давал указания, как вести миссионерскую деятельность в «Транснистрии» и как подбирать кадры миссионеров. На территории, подведомственной Рейхсминистерству Восточных земель и переданной Румынии по германо-румынскому соглашению от 30 августа 1941 года, проводились репрессии местного духовенства. Насильно вводился новый календарный стиль. Глава миссии с ноября 1942 года епископ Виссарион (Пую) был близко знаком с Ионом Антонеску и пользовался правом при решении ряда вопросов церковной жизни обращаться не к Блаженнейшему Патриарху Никодиму, а непосредственно к диктатору. «Завоевание любого народа, – размышлял епископ Виссарион в письме к И. Антонеску от 5 января 1943 года, — начинают оружием, продолжают данной ему администрацией, но оно не может быть завершено иным образом, нежели его духовным завоеванием».

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Еп. Исаакий (Положенский) учредил в 1892 г. епархиальный комитет для заведования противосектантской и противораскольнической миссией, способствовал распространению в епархии внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами. При нем количество церковноприходских школ и школ грамоты увеличилось со 151 до 243. Еп. Неофит (Неводчиков) инициировал открытие в Кишинёве отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва. Еп. Иаков (Пятницкий) ввел должности противосектантских миссионеров в каждом уезде, в 1899 г. открыл миссионерское Христорождественское братство, заменившее епархиальный миссионерский комитет, благотворительное Александро-Невское братство подчинил непосредственно епархиальной власти. В авг. 1901 г. прошел I епархиальный съезд миссионеров. На рубеже XIX и XX вв. еп. Иаков дважды ходатайствовал перед Синодом о разрешении публиковать книги на молдав. языке. В 1900 г. он инициировал издание русско-молдав. краткого молитвослова, русско-молдав. листков нравоучительного содержания. В дек. 1902 г. в Кишинёве усилиями еп. Иакова было организовано Бессарабское церковное историко-археологическое об-во, офиц. открытие которого состоялось 4 апр. 1904 г. В 1907 г. об-во создало церковно-археологический музей. В 90-х гг. XIX в. значительно выросло число церковных школ в Бессарабии, этот рост продолжился и в нач. XX ст. В 1907 г. имелось 606 церковных школ, в т. ч. 8 двухклассных, 176 школ грамоты, 408 одноклассных, 8 воскресных и 6 второклассных, а также 2 образцовые школы - при семинарии и жен. уч-ще. К 1914 г. в К. е. насчитывалось 663 церковные школы (13 двухклассных, 617 одноклассных, 33 школы грамоты). В апр. 1904 г. еп. Иаков одобрил предложение кишинёвского Христорождественского братства ходатайствовать перед Синодом об издании богослужебных книг на молдавском языке. Реализация этой инициативы началась при Кишинёвском еп. Владимире (Синьковском) . Епархиальный съезд духовенства в нояб. 1905 г. принял решение об учреждении молдав. церковной типографии и о введении молдав. языка и молдав. церковного пения в качестве необязательных предметов в Кишинёвской ДС и в духовных училищах, что и было исполнено в 1906 г. В окт.-нояб. 1905 г. в Кишинёвской семинарии происходили революционные волнения, занятия прекратились. В основном протест имел политическую направленность, студенты выступали за «демократизацию» учебного процесса, выдвигалось также требование преподавания молдав. языка и по желанию - болгарского. После возобновления занятий в янв. 1906 г. в учебную программу семинарии был введен молдавский язык.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

622 . Евангелическо-Лютеранские церкви, состоящие при них и не отдаваемые в наем здания, а равно и здания принадлежащих к ним богоугодных заведений, и дома духовных лиц сего исповедания, ими самими занимаемые, свободны от постоя и всяких полицейских и городских повинностей, кроме, однако ж, починки мостовой, наблюдения за ее чистотою, и содержания уличных фонарей. Примечание 1. Те церкви, коим до 28 Декабря 1832 года были дарованы особенные в сем отношении права, сохраняют оные на прежнем основании (а). Примечание 2. В С.-Петербурге здания и другие недвижимые имения, принадлежащие церквам иностранных исповеданий Христианских, изъяты от платежа городского оценочного сбора (б). Отделение второе. О управлении церковными имуществами 623 . Управление имуществами Евангелическо-Лютеранских церквей в С.-Петербурге, Москве и вообще во всех городах Империи, за исключением токмо трех Прибалтийских губерний и города Нарвы, а равно и управление имуществами церквей Св. Иакова в Риге и Вышегородской в Ревеле, зависит непосредственно от существующих при каждой из них так называемых Церковных Советов, Коллегий или Конвентов. Имением всех прочих Евангелическо-Лютеранских церквей заведывают непосредственно находящиеся при оных Церковные Попечители (Kirchen-Vorsteher), которые в Митаве, Бауске, Гольдингене и Виндаве состоят под надзором тамошних Церковных Инспекций, в Либаве, Дерите, Пернове, Аренсбурге, Нарве, Риге, кроме церквей Св. Иакова, и в Ревеле, кроме церквей Вышегородской, под наблюдением Магистратов сих городов, в Евангелическо-Лютеранских колониях Саратовской губернии, под надзором Саратовской Конторы Иностранных Поселенцев, а в колониях Новороссийского края и Бессарабской области, под надзором Попечительного Комитета о иностранных поселенцах южного края; во всех прочих городских и сельских приходах сии Попечители подчинены Главным Церковным Попечительствам (Ober-Kirchen-Vorsteher- Aemter). Примечание. Главных Попечительств в Лифляндской губернии четыре, в Эстляндской четыре, в Курляндской пять, в С.-Петербургской (Ингерманландии) одно, в губерниях Виленской и Гродненской одно, на острове Эзеле одно. Разделение оных в Лифляндской губернии остается на прежнем основании, в Эстляндской соответствует округам уездов, а в Курляндской округам Обер-Гауптманских Судов (а). Шавельский Евангелическо-Лютеранский Церковный Конвент состоит вне зависимости местного Главного Церковного Попечительства; в выборе четырех членов сего Конвента участвуют и филиальные приходы, или же кроме них от каждой филиальной церкви состоит в нем по одному депутату, с правом голоса во всех важных делах и определениях (б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В.В. Виноградов Прах ПРАХ. Вырванное из контекста языка слово представляется узлом сплетения или фокусом пересечения разных значений, внутренняя связь и историческая последовательность которых устанавливаются в силу общих культурно-исторических убеждений или предубеждений иследователя, а чаще просто по субъективной догадке. Например, проф. Л. П. Якубинский в своей «Истории древнерусского языка», исследуя распространение церковнославянизмов в народно-областных говорах из разговорной речи книжных людей, приводит такое лексическое гнездо: прах, как эвфемизм черта: прах те возьми, какой прах тебя взял (вятск.), прах его секани (смоленск.); у раскольников – прашиться – «предаваться мирским забавам, плясать» (в связи с значением слова прах – «пыль, персть» и с вытекающим отсюда употреблением его в качестве образа всего бренного, земного, суетного, мирского). Сюда же прах – бранное слово, «баловень, игрун, резвый мальчик» (казанск.); ср. праховый – «плохой, дрянной, негодный» (напр., архангельск.); ср. также в говоре терских казаков: прибежал весь в праху – «разозленный». С употреблением слова прах в значении «баловень, игрун» Л. П. Якубинский готов связать и литературное вертопрах, даже не вникнув в его морфологическую структуру в семантические условия зарождения и распространения этого слова. Параллельно с этой линией семантического развития слова прах в народно-областных говорах идет другая: праховый «рыхлый, сдобный, рассыпчатый» (олонецк. и др.: «замесить тесто попраховее»). У Даля (восточн.): праховый – «порошистый, рыхлый, мелкий, и сухой»: праховая земля, дожди не держатся, вода уходит; праховый снег; праховенький хлеб – «рыхлый, мягкий»; праховый холст – «реденький, плохой»; праховенькая одежонка (см. сл. Даля 1909, 3, с. 998). Проховый (праховый) – «рыхлый, жидкий, мягкий, рассыпчатый, слабый, непрочный»: проховый хлеб – рыхлого печенья; проховенькое полотно – реденькое (там же, с. 1372). Ср. также прашевать (кукурузу) – окучивать землей (бессарабск.) (там же, с. 999). Печатается по рукописи. – В. П. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В том же 1861 году в ноябре 29 числа на имя архимандрита Иеронима пришло письмо от Варфоломея Усаневича, священника с. Мачихи Брацлавского уезда Подольской губернии. В письме священник рассказывал о своей дочери следующее. Когда она достигла пятимесячного возраста, ей привили оспу. Как известно по опыту, процесс созревания оспы совершается от 9 дней до двух недель. Однако с его дочерью случилось совершенно иначе. Оспенные пузырьки не засыхали больше 7 недель и воспаление от них продолжало усиливаться. Ребенок мучился и сильно исхудал. На восьмой неделе ручка дитяти вся покрылась краснотой, вызванной сильнейшим воспалением. Священник обращался за советом и помощью к различным врачам, но те не могли ослабить страданий его дочери, и воспаление стало распространяться далее по плечам и груди младенца. Наконец, врачи отказались продолжать лечение и объявили, что они не могут понять свойства этой болезни. Ребенок отказывался уже от материнской груди, и священник со своей супругой стали ожидать кончины дочери. В этом тяжелом положении родители вспомнили о чудотворной Гербовецкой иконе Богоматери, список которой они имели в своем доме. Они пали на колени перед образом и умоляли Владычицу Небесную о помиловании их и исцелении их дочери от лютого недуга. Не успели они окончить свою молитву, как их дитя, не спавшее в течение целых суток, стало быстро засыпать. С ужасом взирали родители на свою дочь: казалось, она кончается, потому что не было заметно ее дыхания. Но то был исцеляющий сон: через час ребенок проснулся, стал двигать больной рукой, которая находилась без движения целую неделю, и принял свойственную его возрасту пищу. На третий день после этого дочь священника совершенно выздоровела без всяких медицинских пособий. София, жена служащего в Бессарабском приказе общественного призрения Д. И. Сурачана, долгое время так страдала от боли в ногах, что совершенно не могла ходить. В августе месяце 1860 г. она прибыла в Гербовецкую обитель, приложилась к чудотворному образу Заступницы рода христианского и через непродолжительное время получила совершенное исцеление от своего недуга.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Молдавское правительство несколько лет отказывалось регистрировать Бессарабскую митрополию. Этому в немалой степени способствовала жесткая позиция Московского Патриархата по поводу недопустимости наличия румынской церковной структуры на канонической территории РПЦ. Раскол, произошедший в церковной жизни страны, в известной степени был обусловлен и политическим разделением молдавского общества. Так, активным лоббистом Бессарабской митрополии выступила молдавская оппозиция в лице Христианской Народно-Демократической партии (ХДНП) и ее председателя Юрия Рошки. ХДНП известна своими прорумынскими настроениями. Вопреки протестам РПЦ 30 июля 2002 года Министерство юстиции Молдавии зарегистрировало Бессарабскую митрополию. До сих пор Бессарабская митрополия, пользующаяся политической поддержкой со стороны Румынии, является камнем преткновения в отношениях между РПЦ и РумПЦ. Возникновение новой церковной структуры в Молдавии повлекло за собой усиление различных сепаратистских настроений в приднестровской Тираспольско-Дубосарской епархии и среди православных гагаузов на юге республики. Кроме того, острый конфликт между РПЦ и РумПЦ на территории Молдавии привел к возникновению имущественных споров между двумя Церквами. Переговоры двух поместных Православных Церквей пока что не привели ни к каким конкретным результатам. В частности, со стороны Московского Патриархата предлагались различные компромиссные варианты, например, наделение Бессарабской митрополии статусом представительства РумПЦ в Молдавии. Однако это предложение было отвергнуто Бухарестом. Состоявшийся визит Алексия II в Кишинев скорее всего является попыткой РПЦ заручиться гарантиями руководства Молдавии. В Московской Патриархии надеются, что власти республики вопреки растущим амбициям прорумынски настроенных политиков впредь не будут поддерживать церковных раскольников. Стоит заметить, что встреча Патриарха и молдавского президента едва ли может значительно поспособствовать урегулированию приднестровской проблемы. Однако, несмотря на это, РПЦ продолжает играть серьезную роль в развитии церковно-политической ситуации в Молдавии. Сложившиеся отношения между Алексием II и Ворониным скорее всего свидетельствуют о том, что в обозримом будущем РПЦ может рассчитывать на значительное преимущество в деле отстаивания своих интересов в республике. Однако в церковном противостоянии между Москвой и Бухарестом последнее слово еще не сказано.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Примечание. По существующим узаконениям, недвижимые имения, сколько бы они малозначительны ни были, не иначе могут быть приобретаемы церквами, как по особому на то каждый раз ВЫСОЧАЙШЕМУ разрешению. (Опред. 11 Апреля 1835 г. 64.) Монастыри и архиерейские дома не могут ни владеть населенными, недвижимыми имениями, ни вновь такие приобретать. Это запрещение распространяется на все вообще способы приобретения населенных недвижимых имений, а потому они не могут не только покупать такие имения, но и брать их в вечный поминок, или принимать в дар. В случае нарушения этого запрещения, имение отбирается безденежно в казну. (Ст. 392 там.) Примечание. Монастыри и архиерейские дома в Бессарабской губернии состоят на особых положениях. (Там.) Леса, приобретенные духовным ведомством, архиерейскими домами, монастырями и церквами посредством покупки дара или завещания от разных лиц, принадлежат к общественным лесам, т. е. к тем, которые составляют собственность общества и разных установлений. (Ст. 8, 9 п. 1 Т. 8 ч. 1 Уст. Лесн. изд. 1876 г.) Леса духовного ведомства православного исповедания, приобретенные этим ведомством в собственность посредством покупки, дара завещания и т. п., состоят в распоряжении этого ведомства и не подлежать надзору Управления казенными лесами. (Ст. 131 п. 541 там.) Примечание. Недвижимые имения и леса, принадлежащие св. местам и монастырям на Востоке, и преклоненным св. местам Молдавским и Бессарабским монастырям, а также составляющие собственность Молдавских церквей и монастырей, состоят в Бессарабской губернии, в ведении особого учреждения в г. Кишиневе, по Министерству Государственных Имуществ, а на Кавказе – в ведении Управления местного гражданского начальства. За означенными монастырями и церквами сохраняются предоставленные им Русским Правительством права собственности на эти имения. Но к рубке лесов в принадлежащих к заграничным монастырям и церквам имениях в Бессарабской губернии, допускаются лишь те из заключивших контракты, условия и сделки по данному предмету лица, которые предъявят надлежащие доказательства не только прав рубки, по совершенным с монастырями и церковными поверенными сделкам, но и безусловного права монастырей и церквей как на неограниченное пользование имуществами, так и на отчуждение лесов на сруб сплошными массами 150 . (Ст 541 прим. там.).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Но тех, которые скажут, что должны объявить ему нечто особенное, он оставляет при себе в кирке, и беседует с ними. Потом пробст требует от проповедника, церковных служителей и крестьянских церковных старост обстоятельного и точного сообщения о том, как они исправляют свою должность, в каких они отношениях между собою и с приходом, а равным образом-о религиозной и нравственной жизни прихожан, о состоянии школ и богоугодных заведений, о числе и поведении кандидатов духовенства, проживающих в том приходе, о праздновании воскресных и других торжественных дней, о порядке богослужения и совершения таинств, о погребениях и вообще обо всем, касающемся церковной жизни. Требует он также сведения и о том, вносятся ли аккуратно следующие проповеднику и церковнослужителям даяния; подом осматривает церковные (т. е., метрические) книги, церковную хронику, приходской архив и находящуюся на руках проповедника церковную утварь. Наконец, пробст может, если признает нужным, потребовать от проповедника все концепты или предначертания (Dispositionen) его проповедей. Советами и увещаниями он обязан исправлять найденные им при визитации упущения и непорядки, а о тех, которых исправить или прекратить таким способом не может, доносит консистории. Всему, что происходит на визитации, он должен вести протокол, который подписывается им, проповедником и, в виде, свидетелей, некоторыми из присутствовавших при визитами церковных попечителей или других лиц. Протокол этот остается в архиве кирки и служит основанием для следующей визитации; копию же с него и концепт проповеди, произнесенной при этом случае приходским пастором, пробст представляет в консисторию. В приходах, не подчиненных пробкам, визитации производятся генерал-супер-интендентом; а в случае весьма большой отдаленности их от местожительства генерал- супер-интендента, консистории поручают сделать визитации одному из проповедников. При объезде своих округов пролеты получают от приходов подвод?. Двум пробстам в селениях прселян-собственников (бывших колонистов) Екатеринославской, Херсонской, Таврической и Бессарабской губерний отпускается от подлежащих приходов через каждые три года по 142 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По отношению к болгарам тоже не сумели себя поставить. Могучий царь Симеон (893–927 гг.), основатель церковной автономии Болгарии учреждением шестого патриархата, не хотел больше терпеть монопольной эксплуатации своего царства кучкой византийских крупных торговцев. Византия прибегла тогда к старому испытанному средству дипломатической борьбы: она подняла венгров против болгар. С помощью византийского флота они ворвались в Болгарию. Симеон с трудом оборонялся от них в своих крепостях. Зато по уходу нагруженных добычей грабителей, болгары преследовали их, и разгромили их в их бессарабских степях. Теперь можно было свести счёты с греками. Вслед за блестящей победой, одержанной Симеоном над последними при Болгарофиге, тяжёлую руку его пришлось испытать и мадьярам. В союзе с днепровскими печенегами он, пока мадьяры были в походе, напал в Бессарабии на их семьи. Они были частью перебиты, частью уведены в плен, и мадьяры были окончательно принуждены основать своё варварское государство между Дунаем и Тиссой. С греками болгары теперь соблюдали мир. Византийско-христианская культура и литература могучим потоком вливались в страну и оказывали благодетельное влияние на суровый народ. Эпоха Симеона считается золотым веком болгарской литературы. В этих событиях всемирно-исторической важности императорское византийское правительство держалось совершенно безучастным зрителем. Тем больше двор занят был брачными делами императора. Хилый Лев был женат три раза; вполне понятно, конечно, что знаменитая жена его св. Феофано не любила своего жалкого супруга. К тому же он жил со своей фавориткой Зоей, от которой, к его безграничной радости, у него родился сын. По смерти своей третьей супруги, он хотел сделать свою любовницу императрицей, чтобы узаконить сына. Однако духовенство, во главе с патриархом Николаем I Мистиком, энергично воспротивилось четвёртому браку, выказав при этом бесконечно больше мужества, чем их русские духовные собратья XVI века. Николай был низложен, и на первую кафедру империи возведён услужливый прелат Евфимий, впрочем, личность вообще почтенная. Согласие восточных патриархов было без труда получено; их легаты, бедные монахи, давно уже привыкли за денежное подношение стоять то за Фотия, то за Игнатия. Печальнее было, что Рим, клонящийся уже к упадку, в лице своих легатов также выразил согласие. 6-го января 906 года состоялось также торжественное крещение наследного принца Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В противном случае патриарх столицы всегда мог изгнать из Константинополя своего младшего сотоварища, так как приезд и срок пребывания этого последнего в столице зависели исключительно, как мы знаем, от Константинопольского патриарха.  Все это, впрочем, может показаться не совсем ясным, если мы не прибавим еще следующего: патриархи Иерусалимские жить в Иерусалиме не любили, а любили жить в столице.  Понятно, почему: Иерусалим — скучный город, без надлежащего общества, не имеет ни роскошных бань, ни других принадлежностей восточного комфорта, там нельзя было жить в свое удовольствие; а главное — там всегда отстанешь от текущих новостей — политических и всяческих, от которых часто зависит счастливая или несчастливая перемена в судьбе патриарха: нужно держать ухо востро. На Востоке без политики ни на час нельзя оставаться. Вот почему патриарху Иерусалимскому нужны были деньги — и немалые, и вот почему, если он желал жить в свое удовольствие,  то должен был братски делиться доходами со столичным иерархом, иначе он рисковал бы, что его безвозвратно ушлют в Иерусалим. Вот то немногое, что мы сочли нужным сказать о бессарабско–молдаво–валашских имуществах, принадлежавших Св. Гробу и Афону (увы, большей частью теперь конфискованных), для характеристики фанариотского господарства, созданного по инициативе Оттоманской Порты. Можно ли было бы подумать, что между поселением, вероятно, не особенно многочисленного остатка византийских дворянских фамилий, малоизвестных по их именам, сначала на одной стамбульской вершине (при Магомете II), а потом в низменном квартале Фанар, с одной стороны, и конфискацией церковных имуществ, не принадлежащих господствующей нации в какой-то Молдаво–Валахии, — конфискацией чуть ли не в наши дни, — есть прямая связь? А ведь это так и есть на деле. Если с 20–х гг. XIX столетия турецкая власть совсем перестала назначать греческих христиан на высокие политические посты (вроде великих драгоманов и господарей), то это потому, что в последнее время и сама она перестала владеть собой: почти по очереди, как хотят, ее поворачивают при посредстве политики в ту или другую сторону — русские, французы, англичане, немцы, обращаясь с турецким правительством, как с манекеном, фигурирующим, однако же, в дипломатических документах с именем Блистательной Порты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010