96 Кристи Владимир Григорьевич (1882–1946) – сын бессарабского землевладельца, московского губернатора (1902–1905); в браке с Марией Александровной Михалковой имел четырёх детей. 4 октября 1911 г. из ревности к ней застрелил своего дядю П. Н. Трубецкого. Принёс церковное покаяние и был отпущен под залог с предписанием не покидать имения Замчежье в Бессарабской губ.; через год Михалкова вышла замуж за двоюродного брата Кристи. Комиссар Временного правительства в Бессарабии (1917), директор внутренних дел в местном правительстве, затем эмигрировал (1920). 97 Беневский Иван Аркадьевич (1880–1922) – участник Христианского братства борьбы, многократный посетитель и корреспондент Л. Н. Толстого, говорившего о «его глубокой религиозности, милой доброте, особенности: придаёт значение крестному знамению» и в 1905 отмечавшего: «Беневский писал... что Иисус – Бог... что рад, что я молюсь». Считал, что «обладание землёй как собственностью несогласно с евангельским учением» (Новая Земля. 1912. 13/14; Жизнь для всех. 1912. 2. С. 349–351). В 1910 г. отказался от прав на полученное по наследству имение, передал землю сельскому обществу и организовал на ней сельскохозяйственную общину, где работали все члены его семьи; с 1915 г. там действовала колония для детей-сирот. В Семиреченской обл. искал свободной земли для общины вегетарианцев. 98 Весной 1906 г. Казанский комитет помощи голодающим учреждал бесплатные столовые, в т. ч. в особо пострадавшем Тетюшском уезде, но был закрыт полицией как не имеющий устава. 100 На I публичном заседании Московского религиозно-философского общества 5 ноября 1906 г. С. Н. Булгаков выступил с докладом «Достоевский и революция» (Полное собр. соч. Ф. М. Достоевского. СПб., 1906. Т. 1. С. III-XL). Мережковский Д. Собр. соч. Грядущий хам. М., 2004. С. 120–152. 101 Ср.: «Не Его ли ученик, сам того не ведая, тот, чьё сердце отверсто для сострадания любви? Не единственному ли Учителю, явившему в Себе совершенство любви и самоотвержения, подражает тот, кто готов жертвовать счастьем и жизнью за братьев?» (Хомяков А. Сочинения: В 2 т. М., 1994. С. 172).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

О распоряжениях правительства относительно управления имениями Молдавских монастырей Ясской митрополии и Хушской епископии дано было знать также и Новороссийскому генерал-губернатору 25 мая 1864 г. отношением за 1768, и губернатору Бессарабскому отношением генерал-губернатора от 8 июля за 249. Но впоследствии последовало секвестрование доходов с находящихся в Бессарабии недвижимых имуществ, принадлежащих Молдавским монастырям Ясской митрополии и Хушской епархии, совершенное вследствие особой записки русского посланника в Константинополе, представленной им управляющему Азиатским департаментом, в котором он выразил мысль о необходимости при настоящем положении дел в Дунайских княжествах, 30 секвестрования доходов с имений, каковую записку управляющий министерством иностранных дел действительный тайный советник Мальцов с Высочайшего соизволения 23 октября 1864 г. представил на рассмотрение комитета министров. В записке своей к управляющему Азиатским департаментом от 8 сентября 1864 г. за 268 генерал-адъютант Игнатьев довел до сведения министерства иностранных дел, что иностранные правительства продолжают поддерживать в соединенных княжествах пропаганду иезуитов с целью ослабить там влияние России. Правительство князя Кузы, с своей стороны, оказывает покровительство этому религиозному движению в пользу католицизма, и вследствие сего преследует православное духовенство в материальных его интересах, и уничижает его в нравственном отношении, лишая его тех прав и значения, которыми оно искони пользовалось в крае. Встретив сильное противодействие своим планам со стороны умершего в 1860 г. молдавского митрополита Софрония, вооружившегося всею силою духовной власти против произвольных распоряжений правительства князя Кузы относительно имуществ, принадлежащих духовенству, и опасаясь вновь возбудить опасную оппозицию со стороны лиц, стоящих на ступенях высшей духовной иерархии, и поэтому пользующихся некоторого самостоятельностью, князь Куза с намерением оставляет без духовного главы Ясскую митрополию, управляемую ныне наместником, и не замещает новыми духовными лицами вакантный должности епископов некоторых епархий. Вследствие этого, существовавший до сего времени по церковному уставу порядок назначения и посвящения на высшие иерархические степени вовсе устранен, и департамент церковных дел назначает прямо от себя преданных новому порядку лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1711 году, когда во время Прутского похода, предпринятого в союзе с молдавскими и валашскими господарями, армия Петра I подходила к Яссам, для торжественной встречи императора бояре, почетные горожане и все священнослужители «во главе с митрополитом Гедеоном вышли за город, где с великой радостью поклонились Петру, воздавая хвалу Богу, что, наконец, настало время освобождения их от турецкого ига», — свидетельствует летописец тогдашних событий И.Некульча. В ответ на призыв господаря в русскую армию вступили тысячи жителей Молдовы. Прутский поход закончился неудачей, однако он положил начало совместной вооруженной борьбе России и Молдавии против Османской империи. Во время австро-турецкой войны 1716-1718 годов с просьбой освободить Молдавию от османского владычества к российскому императору обращались Димитрий Кантемир, высшее молдавское духовенство и представители рода Стурдза. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов валашские бояре направили посланцев в Россию, прося организовать поход в направлении Днестра и Дуная, обещая всевозможную поддержку. В то же время они выступили ходатаями и за молдаван, так как в силу географического положения Валахия не могла перейти под протекцию России без освобождения от османского владычества Молдавии. Документы того времени свидетельствуют, что когда в 1739 году военные действия были перенесены в Молдавию, «не проходило дня, чтобы в штаб не являлись валашские и молдавские офицеры с солдатами, объявляя о желании вступить в русскую армию». После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов в Санкт-Петербург из Молдавии и Валахии прибыла представительная делегация во главе с епископом Хушским Иннокентием и митрополитом Унгровлахийским Григорием, которые обратились к императрице Екатерине II с очередным выражением всенародного желания молдаван присоединиться к семье народов, населяющих Российскую империю. 16 сентября 1770 года вопрос о судьбе Дунайских княжеств обсуждался на заседании Государственного совета. Россия была готова отказаться от контрибуции со стороны турок, если Молдавия и Валахия получат независимость. Вмешательство в русско-турецкие переговоры 1772–1773 годов западных держав заставило Россию отказаться от данного требования. Тем не менее, она всячески пыталась отстоять в договоре особые условия для Молдавии и Валахии, дававшие княжествам право пользоваться внутриполитическим суверенитетом в составе Османской империи.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Известный политолог и религиовед Виктор Жосу в комментарии на своём портале traditia.md охарактеризовал три стороны, заинтересованные в углублении разделения в Молдавской Церкви, каждая из них действует в своих интересах. Во-первых, это Румынский Патриархат, который ставит акцент на «свободе выбора у священников» (словно нет священнической присяги и словно каждый иерей не клялся перед Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием) и на то обстоятельство, что, по мнению представителей Румынской Церкви, «более 82 % граждан Республики Молдова являются этническими румынами». При этом румынские братья предпочитают игнорировать очевидную истину: подавляющее большинство этих «более 82 %» идентифицирует себя этническими молдаванами – нравится это кому-то или нет. Во-вторых, это румынский политический класс, для которого «Бессарабская митрополия» является, как любят выражаться господа из Бухареста, «первой институцией Республики Молдова по объединению румынского рода». И в-третьих, это Государственный департамент США, который уже много лет преследует цель подорвать единство Русской Православной Церкви, в чьей канонической юрисдикции продолжает пребывать Митрополия Кишинева и всея Молдовы. Коллективный Запад уверен, что Кремль и Московский Патриархат сейчас настолько слабы в связи с ситуацией на Украине, что ничего не смогут противопоставить церковной экспансии на канонической территории Русской Православной Церкви. Свой интерес есть и у президента Майи Санду, которая явно хочет нанести максимальный удар Москве и заработать максимум очков в Вашингтоне, Лондоне и Варшаве. Ключевым объектом атаки является митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (на фото), сильный и волевой управленец, который в течение трёх десятков лет благодаря своему влиянию, дипломатическим способностям удерживает каноническую структуру митрополии от расколов и нестроений. Уже в течение двух лет идёт давление на него с целью вынудить его пойти на разрыв с Русской Православной Церковью. От Синода Молдавской митрополии не будут требовать многого – будет достаточно проведения некоего собора, аналога скандального сборища Украинской Православной Церкви в Феофании, ставшего актом капитуляции перед богоборческим режимом подонка Зеленского.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/buhare...

88 В 1764 г. Новая Сербия была переименована в Новороссийскую губернию; из нескольких полковых местечек образованы были города, а шанцы названы были военными поселениями. 89 Каждой семье переселенцев, независимо от числа состоящих в ней душ, было дано по 30 дес., из коих полагалось 15 дес. пашенной, 5 сенокосной, 5 лесных угодий и 5 усадебной, огуменной, огородной и выгонной, при чем определялось удобные для поселения места располагать так, «чтоб некоторую часть как из пашенной, так из прочих угодий оставлять впусте для будущих детей, дабы оныя, пришедши в возраст и женясь, сами хозяевами быть могли». 90 В 1763 г. в Петербурге учреждена была «канцелярия опекунства иностранных», которой присвоены были: «власть и преимущества равныя против государственных коллегий», т. е. права особого министерства, сносившегося непосредственно с высшей властью. В 1766 г. открыто было в г. Саратове местное для колонистов управление, под названием «контора канцелярии опекунства иностранных». С 1797 г. были учреждены отдельные главные местные управления для колоний Херсонской, Екатеринославской и Таврической губернии, Бессарабской области и др. мест. – Манифест 1763 г. послужил основой для развития последующих законоположений относительно иностранной колонизации, которые, в виде особого устава о колонистах вошли во 2-ю часть XII т. Св. Зак., изд. 1857 г. 91 В Херс. губ. выселялись немцы большею частью из Виртемберга и вел. герц. Баденского (Энц,. Слов. Березина, III, 446). 92 «Сектаторы-колонисты в России» А. Клауса. «Вестн. Евр.» 1868 г., т. I, стр. 256–271. Продолжение этой статьи находится во II, III и IV тт. того же журнала. 93 Менониты – умеренные анабаптисты. Название свое они получили от Симонса Мено, родившегося в 1505 г. в Витморзуме, фрисляндской деревне, недалеко от Франекена. До 1535 г. он был католич. священником, а потом перешел на сторону анабаптистов. Вскоре, по их просьбе, он принял на себя звание старейшины или епископа. Мено объединил, насколько возможно, общины анабаптистов, рассеянных по всей Германии, Нидерландам и Голландии, дав им более или менее однообразное учение и церковное устройство. („Странн.», 1879, кн. 7 – 8, стр. 87–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В издание свода законов 1835 г. было внесено (в т. III, кн. I, ст. 5, 7 и 8) из положения о канцелярских служителях гражданского ведомства 14 октября 1827 г. (полн. собр. зак. 1469) запрещение принимать в гражданскую службу церковнослужителей и их детей, кроме тех из них, которые по образованию получат право на классный чин. Но в том же издании помещена была статья (74) основанная на указе правительствующего Сената 23 декабря 1813 года (полн. собр. зак. 25506), по которой детям церковнослужителей предоставлялось право поступать на гражданскую службу по окончании семинарского курса, наравне с детьми священнослужителей, без ограничения этого права разрядом выпуска. Такое противоречие скоро обратило на себя внимание. Государственный Совет в постановленном пред новым изданием свода законов 1842 года мнении (24 декабря того же года) заметил, что «статья 74, как вошедшая в свод по явной ошибке тогдашних редакторов и притом неимевшая и немогшая никогда иметь, по противоречию с прочими статьями, действительного исполнения, должна быть непременно соглашена с существующими по настоящему предмету узаконениями». При этом заграждение церковнослужителям и их детям доступа к гражданской службе мотивировалось во-первых тем соображением, что определение в гражданскую службу собственно по праву происхождения допускалось и допускается не иначе, как с допущением определяемого в один из трех существующих разрядов канцелярских служителей; а так как церковнослужители ни в одном из этих разрядов не поименованы, то и принятие их на службу, очевидно, не может иметь места, и во вторых тем, что это ограничение относится только к второразрядным и третьеразрядным ученикам семинарии, едва ли способными к занятию даже низших должностей, и не касается лучших воспитанников. Разбирая приведенные основания, преосвященный находит, что первое из них, несправедливо ставит церковнослужителей и их детей вне трех общих разрядов канцелярских служителей. Если к третьему разряду причисляются питомцы воспитательных домов, исключенные в 1849 году из горного ведомства нижние чины уральских, алтайских и нерчинских горных заводов, сыновья однодворцев Бессарабской области (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕЛИН [наст. фам. Хуца (Гуца)] Юрий Иванович (22/23.04.1802, с. Тибава (Вел. Тибава), ныне Закарпатская обл., Украина - 25/26.03.1839, Москва), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист. Сын правосл. священника из русско-румын. семьи. Учился в гимназии в Унгваре (совр. Ужгород), получив стипендию - в семинарии в Сегеде (Венгрия). В 1822 г. был студентом Львовского ун-та. В 1823 г. воспитатель духовной семинарии в Кишинёве. Благодаря общению с наместником Бессарабской обл. ген. И. Н. Инзовым и болг. беженцами заинтересовался историей и языком болгар. В 1825 г. переехал в Москву и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та, к-рый окончил в 1829 г. Изучал гуманитарные науки. В Москве вошел в круг славянофилов, общался с М. П. Погодиным и С. Т. Аксаковым (готовил его сына Константина к поступлению в ун-т). В 1829 г. В. опубликовал одно из самых значительных своих произведений - 1-й т. соч. «Древние и нынешние болгары в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам», в к-ром доказывал исконно слав. происхождение болгар и их родство с русскими, отрицая тюрк. этническую принадлежность (прото) болгар-кочевников, давших свое имя стране и совр. народу. Будучи самоучкой в вопросах истории и филологии и романтиком по воззрениям, не владея критическим методом, В. следовал здесь (как и в позднейших сочинениях) в русле позднесредневек. «сарматской», или «скифской», теории, относя к славянам большинство позднеантичных и раннесредневек. кочевников, включая скифов, гуннов, авар, хазар, а также этрусков и ряд др. италийских народов. В этом сочинении он отмечал совр. активное использование болг. наречия, несмотря на долгий период тур. ига, и его родство с церковнослав. и древнерус. языками, хотя его мнение, что болг. язык является наречием русского, было безусловной ошибкой и не получило признания в науке. На основе предложенных гипотез о древности и самостоятельности народа В. сделал вывод, что болгары имеют такое же право на независимость от тур. господства, как и греки, освобождением к-рых тогда были озабочены ведущие европ. гос-ва. По замечанию И. В. Ягича, в книге «о современных болгарах было сказано очень мало... но теплые выражения искреннего сочувствия подкупали болгарских и неболгарских читателей».

http://pravenc.ru/text/150229.html

·       С точки зрения внешнего церковного управления оставить Афон в ведении Константинопольского патриарха, а для русского монашества учредить специальную епископскую кафедру. ·       Провести ряд реформ во внутреннем управлении Св. Горой:          Либо изменить состав Протата пропорционально национальному составу афонского монашества,      либо изъять русских иноков из ведения этого органа.           Изъять из ведения Протата гражданско-административные дела.          Внутреннее самоуправление русских обителей оставить без изменений. ·       Вернуть русскому Пантелеймонову монастырю все незаконно захваченные у него земли и возвести его в ранг Лавры. ·       Возвести русские Андреевский и Ильинский скиты в ранг монастырей, обеспечив их землей и предоставив возможность построить пристань. ·       Оградить от посягательств греческой армии метох (имение) Андреевского скита около г. Кавала, а часть доходов от бессарабских имений Св. Горы направить на поддержку русской общины. ·       Возвести крупнейшие русские келии в ранг скитов, предоставив им возможность приобретения необходимого количества земли. ·       Русские подзависимые обители вывести из-под юрисдикции господствующих над ними монастырей ·       Ограничить вывоз леса с Афона, урегулировать пользование водными источниками, снять ограничения на пользование камнем и песком. ·       Защитить имущественные права русских келлиотов и калливитов. ·       Разрешить вопрос о строительстве пристаней для русских обителей, а центральную пристань Дафна сделать доступной для всех афонских обителей. ·       Предоставить русским обителям возможность построить общий склад и освободить их от таможенных пошлин. ·       Дать возможность русским обителям организовать духовную школу для молодых иноков. ·       Регламентировать взимание налогов. ·       Сохранить на Афоне русскую почту, а греческую почту и телеграф поставить под общий контроль. Русское правительство не признавало фактического присоединения Афона к Греции и вплоть до Октябрьской революции принимало меры по урегулированию юридического статуса Афона.

http://radonezh.ru/analytics/afon-v-gody...

Митрополит по запросу Общецерковного суда представляет отзыв относительно тех рассматриваемых в этом суде дел, к-рые касаются должностных лиц или учреждений М., без формального судопроизводства рассматривает жалобы на епископов М., при невозможности решить вопрос в границах своих полномочий направляет дело на рассмотрение Патриарха, прилагая к нему собственное мнение (Там же. 13м). По запросу органов высшего церковного управления митрополит осуществляет формальное расследование по делам, относящимся к М. (Там же. 13л). Что касается др. Поместных Православных Церквей, то деление на М. сохранилось только в Румынской Церкви. Прежние М. древней и визант. эпохи исчезли в османский период, ввиду закрытия большинства епархий остались лишь немногие кафедры, их правящие епископы именуются митрополитами, но М. у них нет, а только свои епархии, так что в вост. Церквах митрополит - это правящий архиерей. В Румынской Православной Церкви епархии объединены в М. На территории самой Румынии существуют следующие М.: Мунтении и Добруджи, Молдовы и Буковины, Трансильвании (Ардяльская), Олтении, Баната. Зарубежные епархии в Германии и Центр. Европе объединены в М. с центром в Регенсбурге. Др. зарубежные епархии состоят в прямом подчинении Патриархии. В 1992 г. образована Бессарабская М. в составе Румынского Патриархата на канонической территории Русской Православной Церкви. Это образование носит поэтому антиканонический характер. Статус румын. М. приближается по степени самостоятельности к самоуправляемым Церквам в составе Русской Православной Церкви. В Римско-католической Церкви М., иначе называемая провинцией , - церковная область, включающая несколько диоцезов (епархий) и одно архиеп-ство, в отдельных случаях - более одного архиеп-ства. Во главе М. стоит митрополит, «являющийся архиепископом управляемого им диоцеза». Должность митрополита связана с епископской кафедрой, утвержденной Римским папой (CIC. 435). Его кафедра служит центром как всей М., так и ее главного диоцеза, именуемого архиеп-ством. Четыре католич. архиепископа-митрополита лат. обряда носят титул патриарха: патриархи Венеции (кафедра этого города преемственно связана с древней патриаршей кафедрой Аквилеи), Лиссабона, Иерусалима и Гоа.

http://pravenc.ru/text/2563402.html

   Что такое бессарабско-молдаво-валашские церковные имущества, «преклоненные» Св. Гробу, Афону и пр. (инклинаты)? Когда они появились? Почему они появились именно в этих странах, а не других, например в Болгарии, Сербии или богатой и щедролюбивой России? Указанные бессарабо-молдаво-валашские имущества суть поместья и угодья с монастырями, пожертвованные Св. Гробу, Афону и прочим в тех самых странах, которые находились под управлением греческих господарей — в Молдавии (куда до 1812г. принадлежала и наша теперешняя Бессарабия) и Валахии. Эти имущества с течением времени составили замечательное богатство: в 60-х гг. нынешнего столетия румынское правительство предлагало их собственникам 82 млн. турецких пиастров в качестве выкупа этих имений из посторонних рук, но церковные власти Востока нашли эту сумму недостаточной, отказались от сделки — и совсем потеряли их: имущества были конфискованы. Подробная история происхождения этих «преклоненных» имуществ нам лично неизвестна. Греки, конечно, никогда не расскажут ее нам: она представляет так мало назидательного. Появление этих имуществ обязано главным образом ревности и усердию греческих господарей. До времени господарства греков-фанариотов в Молдаво-Валахии было много церковных имуществ; но только самая незначительная часть доходов с них, согласно воле жертвователей, шла в виде милости ко Св. Гробу и на Афон. Господари же эти устроили так (как они устроили — это дело их совести), что большая часть многомиллионных национальных церковных имуществ очутилась приписанной Св. Гробу и пр. Значительная часть их принадлежала этому последнему. Замечательно, что фанариоты-господари, заботясь об интересах Иерусалимской патриархии, по-видимому, совсем в этом случае обошли своим вниманием интересы своей родной церкви — Константинопольской: ни одного имения не было записано на имя Константинопольской патриархии. Даже всякое вмешательство в управление этими имениями со стороны патриарха Константинопольского положено рассматривать как некоторого рода преступление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010