Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С глубоким сожалением констатировать, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. 2. Выразить решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. 3. Отметить, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. 4. Напомнить, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». 5. Поручить Преосвященному митрополиту Волоколамскому Антонию, председателю Отдела внешних церковных связей, дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Румынский Патриархат принял решение создать три епархии на территории Молдавии и Приднестровья 29.10.2007 Духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии Московского Патриархата назвало незаконным решение Священного синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынскому Патриархату епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье). Об этом сообщили 29 октября в пресс-службе Тираспольско-Дубоссарской епархии. По данным румынского издания Romania libera, 24 октября в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынского Патриархата семи новых епископий. В частности, в Бессарабской митрополии решено возродить Бельцкую епархию (бывшую Хотинскую), епархию Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православную епархию Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии священник Костел Стойка, заявил, что эти епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года, и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих. В связи с решением Румынского Синода поздно вечером 27 октября в здании епархиального управления Тираспольско-Дубоссарской епархии состоялось экстренное совещание под председательством епископа Юстиниана, в работе которого приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности Приднестровья Юрий Сухов, сотрудники Министерств государственной безопасности и внутренних дел, заведующий кафедрой отечественной истории Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета профессор Николай Бабилунга. В ходе совещания все присутствующие разделили озабоченность епископа Юстиниана " сохранением церковного мира и единства приднестровского народа " . Было принято решение " об объединении усилий священноначалия Тираспольской епархии, представителей исполнительной власти и общественных организаций, историков, политологов, которые должны быть направлены на предотвращение возможного разделения общества по национальному признаку " . " К сожалению, характер действий Синода Румынской Церкви заставляет думать, что именно этого результата он предполагает достичь " , - уточнили в пресс-службе.

http://drevo-info.ru/news/3896.html

Потенциал для углубления наших отношений очень велик. Наиболее перспективными направлениями являются развитие взаимного паломничества верующих из Румынской Православной Церкви к святыням, расположенным на территории Московского Патриархата, а верующих из Русской Православной Церкви к румынским святыням; сотрудничество в области церковной науки и церковного искусства; обмен монашеским опытом. — В июле Вы встречались с Румынским Патриархом Даниилом . Не могли бы Вы рассказать, какие вопросы Вы обсудили? Удалось ли Вам сблизить позиции по «Бессарабской митрополии»? — Встреча с Его Блаженством, которая состоялась 19 июля в Бухаресте, носила очень позитивный характер. Мы обсудили самые разные темы, начиная от двусторонних вопросов и заканчивая повесткой современного межправославного и межконфессионального диалога. Выяснилось, что у наших Церквей близкие взгляды на процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, во многом схожее мнение относительно тех событий, которые происходят сегодня в православном мире. Что касается «Бессарабской митрополии», то мы пришли к совместному пониманию того, что в этом вопросе необходимо воздерживаться от каких-либо односторонних шагов, которые могут блокировать добрые перспективы, наметившиеся в отношениях двух наших Церквей в последние годы. Мы будем продолжать диалог с целью поиска путей разрешения этой болезненной проблемы. — У России богатый опыт в области межрелигиозного диалога. Что, по Вашему мнению, можно предпринять, чтобы люди, народы разной веры уважительно относились друг к другу? — В наши дни проблема мультикультурализма стоит особенно остро. Ученые, политики и общественные деятели ищут общую основу для развития общества, в котором представлено множество культур и религий. И некоторые из них хотели бы видеть секуляризм в качестве нейтральной основы для мирного сосуществования. Но это в корне неверно, так как подобный подход делает публичную сферу одинаково враждебной всем верующим, которые при этом не знают ничего об убеждениях друг друга, а поэтому испытывают недоверие и подозрительность.

http://patriarchia.ru/db/text/1822125.ht...

Звучали голоса, среди тех же специалистов в области канонического права, которые предупреждали о негативных последствиях такого шага, в том числе о неизбежном обострении отношений с Русской Православной Церковью. Увы, вверх взяла пресловутая «политическая целесообразность», выражающаяся в необходимости возрождения «духа румынизма» на «оккупированных румынских территориях». В Молдавии функционирование «Бессарабской митрополии» отнюдь не случайно напрямую связывают с деятельностью бывшего «Народного фронта», ныне Христианско-демократической народной партии (ХДНП), и ее лидеров Юрия Рошки и Влада Кубрякова. Последний — не только «митрополичий» советник (входящий в данном качестве в состав делегации иерархов Румынского Патриархата на переговорах с Московским Патриархатом), но лидер парламентской фракции ХДНП, что позволяет ему весьма успешно лоббировать интересы «подведомственной митрополии» в различных инстанциях, в том числе в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), где молдавское правительство проиграло иск, поданный в связи с отказом в регистрации этой церковной структуры. Столь явная связь «Бессарабской митрополии» с названным тандемом позволяет не только наиболее ярым ее противникам, но даже вполне толерантно относящимся к ней людям считать эту митрополию филиалом ХДНП, отмечает Ava.md. Нынешнее обострение отношений между Русской и Румынской Православными Церквами, обернувшееся новым ударом по единству и без того не слишком сплоченного православного мира, можно считать своеобразным ответом (еще одним!) на воссоединение Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей , пишет Ava.md. Подписание 17 мая 2007 года в московском Храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви в Отечестве и за границей далеко на всем пришлось по вкусу и в Вашингтоне, и в Брюсселе, отмечает издание. Вот и последовал ответный удар — возможно, не последний — в рамках глобального цивилизационного конфликта между миром Православия и антихристианским миром секулярных ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/334074.htm...

Описания Подольской, Оренбургской и Смоленской епархий и отдельные части описаний Вятской и Рязанской епархий, также оставшиеся в архиве Синода, были тем не менее полностью или частично опубликованы по др. спискам (раздел вятского описания «Иерархия Вятской епархии» с незначительными текстуальными изменениями и дополнениями опубл. в 1863 отдельной книгой; разделы рязанского описания «Историческое исследование о начале и постепенном распространении христианской веры в пределах епархии Рязанской» и «Начало учреждения епархии Рязанской» вошли в состав «Сборника церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии»). В РГИА (Ф. 834) хранятся рукописи описаний 6 епархий: «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии» иером. Иоасафа (Гапонова) (1853. 2 ч.); «Сведения или Описания церквей Могилёвской епархии, учиненные калужского кафедрального собора прот. Симеоном Зверевым» (1832); «Церковное историко-статистическое описание Оренбургской епархии» (1857); «Историко-статистическое описание Подольской епархии» П. А. Глищинского (1854); «Историко-статистическое описание Полоцкой епархии» К. А. Говорского (1853-1854. 2 ч.); «Историко-статистическое описание Смоленской епархии» (50-е гг.) XIX в.; отдельные составные части описаний епархий Вятской («Иерархия Вятской епархии» прот. Г. А. Никитникова (ок. 1857)); Кишинёвской («Исторические и статистические сведения о монастырях и скитах Бессарабской области или Кишинёвской епархии с предварительным обозрением оных» архим. Кассиана (1854); «Опыт церковно-исторического и статистические описания Кишинёвской епархии. Статья 1-я: О начале и распространении христианства в пределах Кишинёвской епархии» буд. архиеп. Неофита (Неводчикова) (1855); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии часть III-я» прот. В. В. Пуришкевича (1857); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии статья 2. Время учреждения самой епархии [и статья 3 о епархиальной иерархии]» прот.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

В 1904 г. приступлено к устройству нового помещения на средства Государствен. КазначействаРаньше было 2 маленьких крайне неудобных комнаты, холодные, сырые и опаные в пожарном отношении.Постройка не кончена. Пожар 1815 г.В нижнем этаже К-рии, холодное; средняя стена с арками и столбами села, грозит падением. Копии с метрич. книг, по указу Св. Синода 16 ноября 1893 г. хранятся в башне Спасо-Казанского м-ря.В 1904 г. ремонт.Много отрыков старых дел. Удобное, обширное, сухое, безопасное от огня, с каменными сводами.В половине 60-х годов опустошено до 1850 г. Епархия открыта в 1880 г.Хранит ненужные книги (28) Епархия открыта в 1707 г.Полное собр. указов Св. Синода. Обыскные книги в 1831 г. Епархия открыта в 1555 г.В архиве имеются формуляры с 1815 г.Хранятся ненужные книги с 1876 г. (27) Епархия открыта в 1799 г.С 1900 г. при семинарии – церковно-археологическое общество и древлехранилище. Кишеневская Киевская Протоколы С 1848 г 170 кн. Журналы С 1809 г. 153 кн. С 1790 г. 1009 кн. Докладные реестры С 1808 г. 273 кн. С 1793 г. 348 кн. С 1808 г. 123935 дел С 1731 г. 195610 д. Распределение дел По столам и уездам. 15 разрядов. Метрические книги С 1810 г. 4625 кн. С 1796 г. 4742 кн.и униатская с 1701 г. 943 кн. Исповедные ведом. С 1812 г. 2060 кн. С 1737 г. 3403 кн. Клировые ведом. С 1812 г. 1528 кн. С 1737 г. 1853 кн. Описи делам Алфавиты Входящ. и исход. журн. С 1808 г. 172 кн. С 1792 г. 228 кн. Ведомости о суммах С 1723 г. 368 кн. Ревизские сказки. С 1835 г. 42 кн. С 1795 г. 71 кн. Описи церк. имуществ С 1741–1855 гг. 43 кн. Дела других учреждений Помещение архива В нижнем и верхнем этажах К-рии; безопасно от огня, удобно и сухо. В верхнем и нижнем этажах К-рии, удобно, сухо и безопасно от огня. Дела давних лет – на башне особого каменного помещения близь К-рии. Дела XVIII ст. о монастырях бывшего польско-литовского государства отобраны в музей церковно-археологического общества.Об архиве старых дел, см. «Киевская Старина» 1905 г. 2. Особые замечания Епархия открыта в 1813 г.Монастырские ведомости 1812 г.Бессарабское церковно-историч.-археологич. общество.(Кишинев. епарх. вед.1905 г. 8).Есть отд. оттиск устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Видя, что не может ничего добиться, Дубэу пришел в неистовство, стал кричать на братию, топать на нее ногами, угрожать, что все изгнаны будут из монастыря, без жалости наказаны, как предатели отечества и «руссолатры». Но братия наотрез отказалась подписать акт правительства и не подписала. Один только слабохарактерный архимандрит Тимофей, испугавшись угроз Дубэу, подписал от своего имени, а не от имени собора этот подложный акт правительства. На основании этого акта, подписанная одним архимандритом Тимофеем, министерство исповеданий отправило Феодосию Ароняну полномочие такого содержания: «Соединенные княжества. Министерство церковных имущества, и публичных учебных заведений в Молдавии по гражданскому отделению. Стол судебный. 2120 9 марта 1861 г., Яссы. Г-н Аронян! Молдавское министерство церковных имуществ и публичных учебных заведений, управляющее между прочим имениями монастырей Нямецкого и Секского: Немценами и Мироштами Кишиневского уезда, Валя-Руссулуй Ясского уезда, владениями Ватра-Язулуй (с катом угловым местом из Ватра-Язулуй Оргеевского уезда), Високого с частью из Телешова, Кричкоуцами с Пеленею, Котовою с половиною Бурдужани Сорокского уезда, Варатиком и Пугоем в Бендерском уезде состоящем, о которых заведены разные дела, уполномачивает вас быть общим поверенным по всем таковым делам, касающимся означенных имений, как доселе существующим, так и впредь могущим возникнуть, прося вас в силу на стоящего уполномочия принимать вызовы, являться и ходатайствовать во всех Бессарабских инстанциях исполнительных, и судебных межевых, и во всех других комиссиях выслушивать решения, апеллировать, подавать прошения во все инстанции исполнительные и судебные в Бессарабии и в даже Его Императорскому Величеству, в пределах узаконяемых на предмет таких просьб; получить от г. статского советника Войцеховского 1705 р. серебром посессионных денег, следуемых с него за прошлый год с вотчины Нугой; заботиться о соблюдении посессорами кондиции, заключенных с ними контрактов, протестовать таковые, и просить местное начальство о взыскании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выгода греков, не говоря о личном обогащении господарей, состояла в том, что целые массы греческого народа среднего и низшего классов отправились на жительство в Молдаво–Валахию, как в землю обетованную.  Недаром греческий историк Папарригопуло (свидетельство приведено выше) замечает, что Румыния в XVIII веке обратилась в греческую колонию. Все невыгоды греческого господарства пали лишь на местное народонаселение — молдаван и валахов. Наш отечественный историк с чувством негодования говорит: «С первых годов XVIII столетия настали для румын истинно бедственные и несчастные времена: период правления господарей–фанариотов был периодом истинного и буквального грабительства, и господари, за весьма немногими изъятиями, были ничем иным, как истинными и действительными разорителями несчастного народа…» «Началось ужасное господство господарей–фанариотов».  Не лучше отзывается и другой историк–иностранец: он находит, что румынам под властью фанариотов жилось много хуже, чем под управлением турецкого паши.  Но, разумеется, любя греков, Порта ни во что не ставила шалости своих возлюбленных. Турция была слепа по собственной воле. Что такое бессарабско–молдаво–валашские церковные имущества, «преклоненные» Св. Гробу, Афону и пр. (инклинаты)? Когда они появились? Почему они появились именно в этих странах, а не других, например в Болгарии, Сербии или богатой и щедролюбивой России? Указанные бессарабо–молдаво–валашские имущества суть поместья и угодья с монастырями, пожертвованные Св. Гробу,  Афону  и прочим в тех самых странах, которые находились под управлением греческих господарей — в Молдавии (куда до 1812г. принадлежала и наша теперешняя Бессарабия) и Валахии. Эти имущества с течением времени составили замечательное богатство: в 60–х гг. нынешнего столетия румынское правительство предлагало их собственникам 82 млн. турецких пиастров в качестве выкупа этих имений из посторонних рук, но церковные власти Востока нашли эту сумму недостаточной, отказались от сделки — и совсем потеряли их: имущества были конфискованы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Как не преследуемые за мнения о вере, раскольники, «на основании изданных о них постановлений», могли «спокойно исполнять принятые ими обряды» 370 . На донесение пермского губернатора об определении уголовной палаты «по делу о совершенных между тамошними старообрядцами браках, крещении детей их и погребении умерших неизвестными попами», комитет министров разъяснил, что «местным начальствам не должно входить ни в какие исследования о таковых старообрядцах» 371 . В другой раз, по поводу просьбы екатеринбургских старшин, чтобы «венчанные старообрядческими священниками между сословием их браки не были подвергаемы, по требованиям местного духовного начальства, расторжению», губернаторам и архиереям сделано было секретное предписание, чтобы «людей сих ни местные полиции, ни духовные начальства не тревожили понапрасну» 372 . Правительство не придавало лишь религиозным действиям раскольников законного значения. Не будучи «тревожимы в исполнении их обрядов» раскольники, по словам одного указа: «не должны, однако же быть к тому ободряемы, и нельзя им даже давать вида, что действия их правильны» 373 . У рижских раскольников, при крещении детей, по установившемуся порядку, присутствовал полицейский чиновник. Этот порядок Высочайше отменен был, как могущий раскольникам дать «повод предполагать, что совершаемый ими обряд крещения – чрез их наставника, есть законный» 374 . По той же самой причине правительство не давало раскольникам формального разрешения на совершение их духовных треб. О таком разрешении, напр., ходатайствовали раскольники г. Пскова, Солецкого посада и некрасовские казаки. На ходатайство первых Государь Император 5 января 1845 года Высочайше повелеть соизволил: «раскольникам г. Пскова и Солецкого посада объявить, что законом дозволяется открыто исправлять духовные требы только лицам духовного звания, по церковным правилам для того уполномоченным, а потому и домогательство их о формальном дозволении избранным из среды их гражданам исправлять требы, как совершенно неуместное и противное церковным и гражданским уставам, не может быть удовлетворено» 375 . Некрасовцам, просившим о «дозволении им отправлять богослужение по правилам старообрядческой секты и иметь своих священников», было отвечено, что «по учрежденному в государстве порядку, может быть определен к их церкви, по их избранию, священник, рукоположенный архиереем, который будет совершать богослужение... по правилам единоверческих церквей: ибо других священников в государстве нет, а лица, исправляющие у раскольников духовные требы, не признаются священниками»... Но при этом «особо и секретно» бессарабскому губернатору предписывалось, «для оказания возможного снисхождения и покровительства» некрасовцам «не мешать им отправлять богослужение по своим обрядам» 376 ...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010