Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Московском Патриархате отвергают аргументацию Румынской Церкви в защиту «Бессарабской митрополии» 26.03.2008 В Русской Православной Церкви детально опровергли ряд богословско-исторических аргументов, выдвинутых в последнее время Румынским Патриархатом в защиту статуса " Бессарабской митрополии " и " епархий " в ее составе. " При рассмотрении аргументации, изложенной в упомянутых документах (Румынского Патриархата с ноября 2007 г. по февраль 2008 г., посвященных " Бессарабской митрополии " ), выявляется ряд ее несоответствий общепризнанной православной традиции " , - говорится в заявлении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, опубликованном на его официальном сайте. В Московском Патриархате напоминают, что все канонические установления, когда-либо принятые Православной Церковью, " неизменно являются эталоном для урегулирования спорных церковных вопросов " и в связи с этим выражают несогласие с заявлением румынской стороны, что ряд правил Вселенских Соборов не имеют универсального характера и потому не применимы к церковной ситуации в Молдавии. Также в Русской Церкви не согласны с попыткой Румынского Патриархата применить " этническую трактовку 34-го Апостольского правила к церковной ситуации в Республике Молдове " и заявить о том, что молдавские верующие " в большинстве своем румыны " и поэтому должны окормляться румынским духовенством. " Общеизвестно, что принцип формирования Церквей по этническому признаку никогда не был одобрен полнотой Православия, ибо не соответствует самому духу Христианства " , - считают в ОВЦС, отмечая при этом, что " румыны составляют всего 2,2% населения Молдовы " . В целом же желание разделить православную паству в одной стране по этническому или политическому признаку " способно лишь затруднить дело православного свидетельства и пастырства " , отмечают в Московском Патриархате.

http://drevo-info.ru/news/4700.html

В октябре 1909 г. Константинопольский патриарх Иоаким III обратился к Российскому Синоду с просьбой об увеличении суммы, выдаваемой афонским монастырям из доходов, получаемых с бессарабских имений этих монастырей с 2 / 5 до 3 / 5 с тем, чтобы 2 / 3 этой дополнительной суммы были назначены исключительно на нужды Константинопольского Патриархата. С точки зрения МИДа, и на сей раз удовлетворение ходатайства патриарха не представлялось желательным. Существующий порядок распределения доходов с бессарабских имений основывался на законах 9 марта 1873 г. и 21 мая 1876 г. и, следовательно, всякое изменение этого порядка могло быть произведено только законодательным путем, «Возбуждение же ныне перед законодательными учреждениями подобного вопроса могло бы повлечь за собой общий пересмотр помянутых законов и отразиться на материальном положении восточных духовных установлений, что, конечно, нежелательно в интересах нашей церковной политики на Востоке. Независимо от сего, и при настоящем порядке распределения доходов, монастыри-собственники получают весьма значительные суммы, ежегодно к тому же увеличивающиеся, и материальное положение этих монастырей вполне удовлетворительно, что, между прочим, подтверждает императорский посол в Константинополе. Наконец, в настоящий момент дарование Вселенской Патриархии просимой ею льготы представляется не совсем желательным в связи с оценкой современной деятельности ее по отношению к России». 292 Слухи о предстоящем перераспределении доходов с бессарабских имений вызвали бурное обсуждение в греческой прессе, прежде всего в патриаршем органе’Εκκλησιαστικη ‘Аληθεια. Газета выразила опасение, что русское правительство впредь намерено не посылать доход свято-гробскому братству, а при помощи особой комиссии расходовать его на содержание и просвещение арабов Палестины. Размеры ежегодных доходов достигают 25000 тур. лир. Комментируя это сообщение, И. И. Соколов , как и за два десятилетия до него Т.И. Филиппов, выступил защитником интересов Восточных Патриархатов. «У нас, – писал он, – обычно относятся к грекам пренебрежительно и с осуждением и пользуются каждым удобным случаем ударить лежачего, но надо же, наконец, принять во внимание, что дело идет о святой Восточной Церкви, касается православия, имеет отношение к народу, с которым мы связаны вековыми культурными узами». 293

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако общеизвестно, что принцип формирования Церквей по этническому признаку никогда не был одобрен Полнотой Православия, ибо не соответствует самому духу христианства. Ведь во Христе «нет ни еллина, ни иудея» (Кол. 3. 11). 34 Апостольское правило нельзя понимать в том смысле, что каждый народ должен иметь епископов того же этнического происхождения. Это правило упорядочивает жизнь в каждой Церкви согласуя действия ее епископов и их единого Предстоятеля (см. соответствующие толкования Зонары, Вальсамона и Аристина), что очевидно и при его сопоставлении с другими правилами, в том числе с 9 правилом Антиохийского Собора: «В каждой области епископам надлежит знать предстоящего в митрополии епископа согласно издревле господствующему правилу отец наших». В 1872 году доктрина этнофилетизма (оправдывающая принесение церковных интересов в жертву национально-политическим) была осуждена Поместным Константинопольским Собором при участии восточных Патриархов. Стремление применить этническую трактовку 34 Апостольского правила к церковной ситуации в Республике Молдове, со ссылкой на то, что православные верующие этого государства «являются в большинстве своем румынами, и они, согласно вышеуказанному правилу, должны иметь своенародных священнослужителей и иерархов, находящихся в общении с Матерью-Церковью, соответственно, с Румынской Православной Церковью», тем более неуместно, что, по данным государственной переписи, проведенной в 2004 году, румыны составляют всего 2,2% населения Республики Молдовы. При этом православными являются и молдаване, и русские, и украинцы, и гагаузы, и болгары, составляющие вместе более 96% населения Республики. Вызывает недоумение утверждение о том, что «епархии автономной Бессарабской митрополии были реактивированы с юридической точки зрения на канонической территории автономной Бессарабской митрополии без отрицания права на существование русской митрополии Кишиневской и всея Молдовы», а «сосуществование обеих православных митрополий в Республике Молдова объясняется сегодня тем, что данная территория не является более составной частью ни румынского, ни российского государства, а представляет собой новое, независимое государство».

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Начиная с 2004 года было принято более 15 совместных программ и соглашений Белорусского Экзархата с министерствами и другими государственными учреждениями. Соответствующие документы подписаны также на уровне епархий, областных властей и Минской мэрии. Среди реализуемых документов о совместной деятельности — одобренная в 2007 году Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви. Этот документ, помимо прочего, признает, что «светский характер образования в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения». Церковно-государственное соработничество отмечено взаимной открытостью и искренностью, единой заботой о благе народа Беларуси и о сохранении его братских отношений с народами, скрепленными с ним общими узами исторической судьбы, в первую очередь с народами России и Украины. Государственная власть проявляет должное внимание к нуждам верующих, уважает историческую роль Православия в Беларуси, содействует воссозданию порушенных храмов и монастырей, культурной, просветительской и социальной миссии Церкви. Среди примеров активной помощи государства в осуществлении церковного образовательного служения можно особо отметить финансовую поддержку Минской Духовной академии, что, в частности, позволяет обеспечить зарплату преподавателей. В Молдове государство взаимодействует с Православной Церковью во многих областях, оказывает активную поддержку строительству и восстановлению храмов, различным церковным инициативам. Контакты с высшим государственным руководством и региональными органами власти отличаются искренностью и взаимопониманием. Заключены соглашения о сотрудничестве с министерствами обороны, внутренних дел и культуры. В каждой воинской части и в каждом формировании МВД есть храмы или молитвенные комнаты, за которыми закреплены священнослужители. Следует отметить неоднократно заявленную высшим государственным руководством готовность поддержать каноническое Православие перед лицом попыток искусственно оторвать верующих от родной для них Церкви и переподчинить их общины так называемой Бессарабской митрополии в составе Румынской Церкви. Некоторые попытки такого рода были поддержаны рядом политиков-радикалов. К сожалению, беспрепятственная регистрация новых епархий «Бессарабской митрополии» показала некоторую непоследовательность действий представителей власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/429982/

Поэтому огромное количество людей пришло помолиться и порадоваться вместе со Святейшим, отпраздновать 200-летие Кишиневской епархии. Чувствовался такой подъем в обществе. Визит патриарха активизировал Молдавию, ее культурную и научную жизнь, было проведено множество круглых столов, научных встреч, была задействована Академия наук. И конечно же, это был праздник общенародного торжества по обе стороны Днестра, что бывает в нашей жизни редко. Святейший патриарх как бы соединил эти два берега в этом едином торжестве. Радость от этого сих пор живет в нас. — Не обсуждался ли в ходе визита патриарха вопрос, связанный с образованием Бессарабской митрополии Румынской православной церкви на территории Молдавии и Приднестровья? — На территории Приднестровья Бессарабская митрополия активно практически не присутствует. Весь конфликт существует именно на нашей стороне и он носил и носит до сегодняшнего дня чисто политический характер. Румынские епархии ориентируются на тех людей, которые выражают свои национальные взгляды в том смысле, что у Молдавии с Румынией должна быть единая идея, единые цели и один патриарх. С того момента, когда стал разваливаться Советский Союз, подобные взгляды вообще упали на благодатную почву. Эти взгляды затронули некоторых пастырей, которые были болезненно озабочены национальными вопросами и были поддержаны политиками. Как мы теперь понимаем, это было, конечно, прямое вмешательство политики в церковную жизнь. Но на тот момент это казалось свободой, которая упала с неба сама. Ее даже добиваться не пришлось. Вдруг нам на голову падает эта независимость. Конечно — подъем, язык, уклад, государство! И вот возникает Бессарабская митрополия. Сегодня этот конфликт тлеющий, и, слава тебе Господи, не растущий. Визит патриарха обнажил эту картину. Патриарха встречало множество людей. Любят или не любят наши политики Москву и патриарха, они все пришли и протянули руку. И они понимают, что перед лицом народа должны выразить свои почтение и уважение. Это чувство политика — надо быть там, где народ. У Бессарабской митрополии ничего подобного нет. Существующее положение дел было без слов и обсуждений продемонстрировано всеми, кто был вокруг патриарха на торжествах.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-soedin...

Газета «Гардианул» в номере от 24 ноября отмечает, что принятие решения о каноничности «Бессарабской митрополии» «было отложено». Как и ожидалось, отмечает издание, эта первая после восьмилетнего перерыва встреча не внесла ясность ни в дискутируемую проблему, ни в отношения между двумя Церквами. Тем не менее, по мнению газеты, встреча в Болгарии, хотя и не дала заметных результатов, является все-таки некоторым успехом, хотя бы потому, что было достигнуто согласие о продолжении диалога «как между обеими запрутскими митрополиями, так и между двумя Патриархатами — Румынским и Русским». «Гардианул» завершает изложение темы кратким обзором эволюции взаимоотношений между Русской и Румынской Православными Церквами после создания «Бессарабской митрополии» в 1992 году, подчеркивая, что улучшение отношений между ними было постоянным желанием Бухареста. О том, что роль Румынской Православной Церкви в Молдавии продолжает оставаться «неясной», пишет 24 ноября и газета «Ромыния либерэ», сообщая, что на переговорах в Болгарии «Румынскому и Русскому Патриархатам не удалось достичь консенсуса в проблеме юрисдикции Румынской Церкви в Молдове». К проблеме автокефалии Православной Церкви в Молдавии возвращается в номере от 26 ноября газета «Зиуа», в статье «Бессарабская митрополия под угрозой исчезновения». Не менее красноречив и подзаголовок: «Патриархия для Владимиров с Востока: идея автокефальной церкви в Кишиневе ведет к исчезновению румынской митрополии. Воссоздание Бессарабской митрополии — единственный путь к объединению». Издание подчеркивает, что новость, поступившая на прошлой неделе из Болгарии, о предложении создать автокефальную митрополию в Кишиневе, встревожила румынскую православную церковную и светскую общественность. «Зиуа» пишет: «Подчиненная Румынскому Патриархату, Бессарабская митрополия была воссоздана Патриархом Феоктистом в 1993 году, получив признание Кишинева лишь в 2003, вследствие процесса, выигранного в Европейском суде по правам человека. Ее расформирование в пользу Молдавской митрополии практически означало бы ликвидацию единственного акта объединения, который удалось достичь Румынии после революции декабря 1989 года. Более того, этот ход пошел бы на пользу нынешнему президенту Владимиру Воронину, который, следуя примеру Владимира Путина , проявил в последние годы не одну инициативу по подчинению митрополита Владимира , иерарха московской Церкви, несмотря на собственную приверженность коммунистической идеологии. Воронин дошел до того, что в ходе одной из своих многочисленных встреч с иерархами Молдавской митрополии сказал, будто бы Иисус Христос был первым коммунистом на планете. Слова Владимира Воронина встретили понимание и в Бухаресте, где Владимир Тисмэняну (председатель комиссии, созданной румынским президентом Траяном Бэсеску для расследования преступлений коммунизма — «ИФ» ) недавно заявил, что коммунизм является «христианской ересью».

http://patriarchia.ru/db/text/329955.htm...

Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви Герб Бессарабской губернии Мы уже привыкли к резкому росту религиозного фактора в мировой политике. Мы привыкли к жестким противостояниям последних лет: в частности, не утихает и грозит разгореться с новой силой церковный раскол на Украине. Однако на карте православной ойкумены разгорается новый межцерковный конфликт – на этот раз территории Молдовы. 24 октября 2007 года Синод Румынской Православной Церкви заявил о создании в составе Румынской Патриархии семи новых епископатов. Три из них решено возродить на канонической территории Русской Православной Церкви. Речь идет о создании в рамках так называемой «Бессарабской митрополии» трех новых епископатов: Бельцкого, Южной Бессарабии, а также «епископата Дубоссар и всего Приднестровья». Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан назвал это решение «разбоем с большой дороги» и заявил в интервью агентству «Новый регион»: «Создание трех новых епископатов Румынской Церкви на территории Молдавии и Приднестровья является крестовым походом против Русской Православной Церкви и дестабилизирует внешнеполитическую обстановку во всей Европе». Таким образом, в очередной раз исключительно канонический спор, накладываясь на неразрешенный «замороженный конфликт», приобретает характер цивилизационного столкновения. На территории Молдовы столкнулись интересы Москвы и Бухареста, точнее – два геополитических проекта этих столиц. Этот скандал, как и церковный конфликт на Украине, возник не вчера и имеет свою давнюю историю. Православие сформировало молдавскую самобытность Современный герб республики Молдовы Сегодня во властной элите Молдовы, на всех парах стремящейся стать «интегральной частью европейской семьи народов», не особо принято вспоминать о том, что вся молдавская культура, система молдавских национальных ценностей, сам дух молдаван и их государственность в XIV веке сложились под воздействием Православия и Церкви как общественного института. Боле того, Православие стало той живой нитью, которая на протяжении долгих веков связывала молдаван с восточными славянами. Предки молдаван – волохи – восприняли христианство от славян, и церковнославянский язык изначально стал языком древней Молдавской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5182.html

В письме, направленном 20 мая 1945 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим обещал, что будут предприняты все усилия для возвращения церковной собственности, вывезенной из Бессарабии бежавшими румынскими частями: «Мы слишком поздно узнали о некоторых фактах, имевших место во время войны, о чем искренне сожалеем и печалимся… Все, что было изъято в церквах Бессарабии и Приднестровья, должно быть возвращено. Контрольная комиссия по претворению в жизнь условий перемирия действует в этом духе, и дело споро продвигается в этом направлении». С тех пор и до 1992 года румынской стороной не было сделано ни одного заявления каких-либо претензий в отношении Церкви Молдовы. Поэтому, как отмечено в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года , согласно 17 правилу IV Вселенского Собора и 25 правилу VI Вселенского Собора, давно истек срок давности для возможных споров по данному вопросу. Тезис о том, что «переговоры о юрисдикционных правах Русской Православной Церкви в Молдавской Советской Социалистической Республике» не были проведены «по причине того факта, что данная территория уже была оккупирована Советским Союзом» и что «в тот момент советские коммунистические войска уже находились в Румынии с тем, чтобы навязывать тоталитарный коммунистический режим» представляется неубедительным, так как зачастую и в более суровых исторических реалиях осознание своей правоты позволяло Церквам твердо и последовательно отстаивать канонические позиции. Примером тому может служить и упомянутая выше реакция Всероссийского Патриарха святителя Тихона на незаконное отторжение от Русской Церкви Кишиневской епархии, проявленная в условиях кровавого антицерковного террора со стороны советской власти. В период, когда живые свидетели еще хранили в памяти все обстоятельства, связанные с учреждением и деятельностью «Бессарабской митрополии», ни у румынской, ни у русской стороны не возникало сомнения в неправомерности любых попыток ее «реактивации». Теперь же, за давностью лет, удобно использовать в качестве аргумента сам факт присутствия в прошлом румынской юрисдикции на территории Республики Молдовы и Украины, а сомнения в его законности относить к разряду исторических гипотез.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. Выразив решительное несогласие с данными постановлениями, Синод Русской Церкви предупредил, что в случае их дальнейшей реализации неизбежны тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. Отмечено, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви, и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. Также участники заседния напомнили, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». Председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Антонию поручено дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/6110137.ht...

В Тираспольской и Дубоссарской епархии обеспокоены намерением Румынской Церкви учредить новые епархии на территории Молдавии и Приднестровья 30 октября 2007 г. 11:39 Духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии назвало незаконным решение Священного Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три собственные епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье). Об этом корреспонденту ИА Regnum сообщили 29 октября в пресс-службе Тираспольско-Дубоссарской епархии. По данным румынского издания Romania libera 24 октября в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынского Патриархата семи новых епархий. В частности, в Бессарабской митрополии (учрежденной несколько лет назад на канонической террритории Русской Православной Церкви) решено восстановить Бельцскую (бывшую Хотинскую) епархию, епархию Южной Бессарабии с центром в Кантемире и епархию Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих. В связи с решением румынского Синода поздно вечером 27 октября в здании епархиального управления Тираспольско-Дубоссарской епархии состоялось экстренное совещание под председательством епископа Юстиниана , в работе которого приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности Приднестровья Юрий Сухов, сотрудники Министерств государственной безопасности и внутренних дел, заведующий кафедрой отечественной истории Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета профессор Николай Бабилунга. В ходе совещания все присутствующие разделили озабоченность епископа Юстиниана «сохранением церковного мира и единства приднестровского народа». Было принято решение «об объединении усилий священноначалия Тираспольской епархии, представителей исполнительной власти и общественных организаций, историков, политологов, которые должны быть направлены на предотвращение возможного разделения общества по национальному признаку». «К сожалению, характер действий Синода Румынской церкви заставляет думать, что именно этого результата он предполагает достичь», — уточнили в пресс-службе. В тот же день епископ Тираспольский и Дубоссарский провел внеочередное заседание епархиального совета. Духовенство единодушно признало «незаконными» действия Румынской православной церкви и выразило полную поддержку епископу Юстиниану в его усилиях, направленных на «предотвращение церковного раскола и нарушение мира среди верующих». Было принято решение о срочном созыве всего духовенства Тираспольской епархии на внеочередное епархиальное собрание, которое состоится 30 октября в Дубоссарах. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/314716.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010