«...Малороссия, – указывает Патриарх Тихон митрополиту Молдавскому Пимену [Джорджеску ] в грамоте от 23 мая (5 июня) 1918 г. 1396), по поводу захвата Кишинёвской епархии, – присоединена была к Московскому государству в 1654 году, но это не помешало её Церкви оставаться в течение 32 лет под юрисдикцией Константинопольского Патриарха»... Вполне был прав Патриарх Тихон, не признавая перехода Кишинёвской епархии под власть Румынской Церкви. «Малороссия, – пишет он митрополиту Пимену, – присоединена была к Московскому государству в 1654 году, но это не помешало её Церкви ещё в течение 32 лет после означенного политического акта оставаться под юрисдикцией Константинопольского Патриарха; невзирая на неоднократные просьбы Московской церковной и светской власти о передаче Киевской Митрополии в ведение Московского Патриарха, Вселенские Патриархи долго не уступали Москве своих прав над Малороссией, пока, наконец, Патриарх Дионисий не решил этого вопроса в благоприятном для Русской Церкви смысле на нарочито созванном для этого Соборе». Вполне правильно и заявление Патриарха Тихона в послании Румынскому Синоду, что «пределы юрисдикции Поместных Церквей устанавливались всегда известными каноническими нормами, нарочитыми соборными определениями или взаимным соглашением отдельных Церквей...» Вполне согласно с канонами и историческими прецедентами Патриарх Тихон в своей упомянутой грамоте митрополиту Пимену указывает на необходимость узнать при решении вопроса о Бессарабской епархии волю её народа и клира. «Представляется вполне естественным и даже необходимым, – пишет он, – запросить ныне бессарабский церковный клир и народ, как и в каком виде они хотели бы определить ныне внутреннюю жизнь своей Церкви и установить Её отношение к Русской и Румынской Церквам. Ни та, ни другая не могут, конечно, взять на себя ответственности за решение судьбы Бессарабской Церкви, не выслушав предварительно голоса двухмиллионного православного населения края... Этот голос населения лучше всего мог бы быть выражен через местный Собор или епархиальное Собрание, которое должно быть нарочито созвано для обсуждения будущего положения и устройства Бессарабской Церкви». А послание Патриарха Тихона по тому же вопросу Румынскому Синоду указывает, как на признак антиканоничности присоединения Бессарабии к Румынской Церкви, на несогласие с этим актом епископов Кишинёвской епархии... (ср. послание Карловацкого Синода от 16/29 июля 1924 г. – Церковные Ведомости. 1924. 15/16. С. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По части судебной разбирательства и решению синода подлежат: 1) жалобы на епархиальных начальников и епархиальные консистории, 2) жалобы на членов синода; 3) исследование неправильных действий членов синода, 3) исследование неправильных действий членов синода и епархиальных начальников, 4) все производящие в епархиальных консисториях и поступающие в синод по апелляции дела по бракам и о неподлежащих светскому суду преступлениях священно- и церковно-служителей, о тяжбах этих последних между собой и проч. Армяно-григорианская церковь в России делится в правительственном отношении на шесть епархий: Нахичеванскую и Бессарабскую, Астраханскую, Эриванскую, Грузинскую, Карабахскую и Ширванскую. Епархиальные начальники назначаются Государем Императором из духовных сановников армяно-григорианского исповедания. Они определяются и увольняются Высочайшими указами. При вступлении в должность они дают присягу на верность подданства и службы. Армяно-григорианские епископы – полные духовные начальники своего исповедания. Они посвящают в различные степени духовного сана: но в архимандриты производить не иначе, как с разрешения патриарха. Епархиальные начальники, по обозрению вверенных им епархий, представляют синоду подробный отчет о своих действиях, а по окончании года – общий отчет о делах своей епархии. Им содействуют в управлении делами консистории, а в некоторых епархиях кроме них и духовные правления. Часть 2: Церковное управление § 91. Содержание церковной власти Власть церковная по своему началу, содержанию, целям и существенным средствам есть власть духовная, состоящая: 1) в праве религиозного учения (potestas magisterii), 2) в праве религиозного освящения (potestas ministerii) и 3) в праве управления в обширном смысле (potestas jurisdictionis), т. е. установления и соблюдения в обществе верующих известного порядка и внешней дисциплины, сообразной с существом и целью церкви. 1. Право религиозного учения (potestas magisterii) § 92. Проявления учащей власти: соблюдение и распространение церковного учения Содержание права церковного учения состоят в соблюдении, распространении и охранении истин христианской религии, данных в Божественном откровении. Соблюдаются эти истины в их первобытной чистоте посредством живого предания, органом и хранителем которого служит весь епископат. В обыкновенном состоянии (in statu quo) епископат является пространственно разделенным; но, если требуют обстоятельства, он может выразить свой голос по делам веры или на соборе, или через письменные сношения поместных церквей между собой. В том и другом случае епископат не создает новых пунктов веры, а только аутентически выражает и разъясняет, что содержит вся церковь , как несомненно апостольское предание. Формулированное таким образом, учение церкви называется догматом. Догматические определения вселенской иерархии настолько же и потому же обязательны для всех членов церкви, насколько и почему обязателен для них божественный авторитет откровения и его хранительницы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛАРИССЫ [клариссинки; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары], католич. жен. монашеский орден, основанный католич. св. Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев КЛАРК Джеймс (1836-1895), брит. филолог, религ. писатель, богослов; представитель протестантизма, пресвитер Церкви Англии КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства КЛЕОПА (Илие) (1912-1998), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви КЛЕОПА (Кикилидис) (1866-1929), митр. Назаретский (с 1922), архиеп. Диокесарийский (1921-1922), церковный историк, агиолог КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации

http://pravenc.ru/rubrics/121236_148.htm...

181-182 182-213 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» 213-215 215-216 КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668 - 1728), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси 216-219 КЛАВДИАН мч. Никомидийский (пам. зап. 6 марта) - см. в ст. Виктор, Викторин, Клавдиан и Васса, мученики Никомидийские КЛАВДИАН мч. Памфилийский (пам. 3 февр.; пам. визант. и зап. 5 апр.) - см. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские 219-220 220-221 222-223 223-224 224-229 КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый 229-234 234-235 КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) 235-236 КЛАВДИЙ ЛИСИЙ упомянутый в кн. Деяния св. апостолов рим. военачальник, к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23) 236-237 237-244 244-247 247-248 КЛАВДИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог 248-250 КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор 250-252 252-256 256-258 КЛАР († 396/7), мон., ученик св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), св. (пам. зап. 8 нояб.) 258-260 КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс 260-265 КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» КЛИМЕНЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель КЛИНЦОВСКАЯ И ТРУБЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ от 29 мая 2013 г. в составе новоучрежденной Брянской митрополии КЛИРИК ОСТРОЖСКИЙ (кон. XVI - нач. XVII в.), правосл. антиуниат. полемист, участник острожского культурно-просветительского кружка, состоявшего под покровительством кн. Константина Константиновича Острожского КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та «КНИГА О ВЕРЕ» рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами КНИЖНАЯ СПРАВА процесс исправления церковнослав. богослужебных и четьих (в первую очередь Свящ. Писания) книг с целью кодификации текстов и церковнослав. языка

http://pravenc.ru/rubrics/121660_58.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение. Периодические издания «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ» иллюстрированный литературно-художественный и научно-популярный ж., выходивший в С.-Петербурге в 1895-1906 гг. ежемесячно ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению «ЗАПАДНОРУССКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ежемесячный педагогический ж., издававшийся в Киеве с янв. 1906 по май 1917 г. Киевским епархиальным училищным советом «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник» «ИСТИНА» газета и журнал старообрядцев-беспоповцев (1863-1868), единоверческий журнал (1868-1886) и ежегодник (1887, 1889) ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви»

http://pravenc.ru/rubrics/1865130_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. СМИ «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник» ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу

http://pravenc.ru/rubrics/121694_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. СМИ. Православные издания «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича)

http://pravenc.ru/rubrics/121698_2.html

В Кишиневе прошла презентация сборника документов по вопросу о «Бессарабской митрополии» 15 октября 2012 г. 13:25 8 октября 2012 года по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира в Кишиневской православной богословской академии прошла презентация недавно изданного в Молдове сборника «Восстановить единство: Позиция Русской Православной Церкви по вопросу " Бессарабской митрополии " . Документы и материалы» (составитель — В.И. Жосу). Документы отражают усилия Московского Патриархата и, в частности, самоуправляемой Православной Церкви Молдовы , направленные на преодоление последствий церковного раскола, который был вызван созданием в декабре 1992 года на территории Республики Молдова «Бессарабской митрополии» Румынского Патриархата . В сборнике также представлена история контактов между Русской и Румынской Православными Церквами по указанному вопросу. Включенные в сборник материалы, охватывающие период двух последних десятилетий, относятся к нескольким группам. Это определения Архиерейских Соборов, постановления и заявления Священного Синода Русской Православной Церкви, письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , адресованные Блаженнейшему Патриарху Румынскому Феоктисту . Как отмечается во вступительной статье издания, «касаясь самых разных аспектов истории отношений между двумя Церквами, эти письма, выдержанные в духе не только принципиальности, но терпения и христианской любви, помимо своей содержательной стороны, могли бы послужить и своеобразным пособием по церковной дипломатии». Важным источником информации стали и материалы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в том числе заявления Службы коммуникации ОВЦС, выражающие официальную позицию Русской Православной Церкви. Другую группу текстов составили документы Православной Церкви Молдовы. Это заявления и обращения ее Синода, указы и письма митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. В сборник включены и заявления клириков ряда благочиний Православной Церкви Молдовы с протестами против регистрации «Бессарабской митрополии» и с призывами к руководству страны исключить политическое вмешательство в жизнь Церкви и содействовать сохранению ее единства. Большинство документов опубликовано впервые.

http://patriarchia.ru/db/text/2528406.ht...

Епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл: Конфликт вокруг епархий «Бессарабской митрополии» будет исчерпан только после отмены их регистрации правительством Молдавии 28 февраля 2008 г. 12:02 «Последние заявления Румынской Патриархии не дают Молдавской митрополии Русской Православной Церкви оснований для обольщения или самоуспокоения», — заявил 27 февраля 2008 года в интервью корреспонденту ИА Regnum епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл. Ранее пресс-служба Румынской Патриархии заявила о том, что создание трех епархий на территории Молдавии, Приднестровья и Украины на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви. «После заявления Румынской Ратриархии о том, что создание трех епархий в составе " Бессарабской митрополии " на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви, многие в Молдавской митрополии Русской Православной Церкви поспешили обрадоваться, решив, что румынские церковные и политические деятели, а также политики-унионисты в Кишиневе осознали пагубность решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, — продолжил епископ Маркел. — Однако впоследствии стало очевидно, что мы не имеем ни морального, ни конституционного права самоуспокаиваться. Даже если Румынская Патриархия и решила " повременить " с созданием этих епархий, само существование " Бессарабской митрополии " является фактором, который представляет собой " яблоко раздора " . Это фактор, разделяющий молдавское общество и разводящий его по разные стороны баррикад. Существование " Бессарабской митрополии " не способствует консолидации молдавского общества и молдавской государственности. Действия РумПЦ направлены на то, чтобы лишить нас и церковного единства». По его словам, нынешняя ситуация в контексте последних заявлений Румынской Патриархии действительно напоминает некоторое затишье. «Не хотелось бы думать, что это затишье перед бурей. Мы надеемся, что румынская сторона действительно осознала необходимость сделать шаг назад от решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, которое создает прецедент расшатывания мирового Православия», — сказал епископ Маркелл.

http://patriarchia.ru/db/text/371097.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010