В таком костюме женщины являются и на радения, мужчины же, как и все хлысты, на радения надевают на себя длинные белые рубахи и широкие шаровары. Все участвующие в радениях, как мужчины, так и женщины, должны быть непременно босыми. Во второй половине прошлого столетия многие монтаны, недовольные главарями за их крайнее увлечение хлыстовством и желая руководствоваться только правилами Никифорыча, почитаемого ими за «первого человека», отделились от секты и образовали свое собственное общество беседников или беседчиков, подобно тому, а, может быть, и в связи с тем, что произошло и в казанском хлыстовстве. По докладу самарского миссионера о. Матюшинского, сделанному на 3-м всероссийском миссионерском съезде, бывшем в Казани в 1897 году, самарские беседники имеют в своих общинах почти монастырское устройство: носят темное платье, живут, обыкновенно, большими общинами, причем, над женщинами настоятельствует мужчина, а над мужчинами – женщина. В свои общины беседники стараются завлечь, под видом обучения грамоте или рукодельям, девочек-сироток, по преимуществу, и, притом, красивых: рябых или кривых в общины не принимают. Беседники, как и монтаны, стараются казаться усердными к церкви православной: неопустительно посещают все богослужения, являются в храм до звона, охотно жертвуют на украшение храма большие суммы, любят быть попечителями и церковными старостами, к духовенству весьма почтительны и всячески стараются расположить к себе приходских священников, наоборот, при помощи всевозможных интриг, вредят тем, которые вздумали бы уличать их в принадлежности к сектантству. Радения у них совершаются редко, с большими предосторожностями и только в небольшом кругу избранных. Обычные же моления свои они называют «беседками»; на них они поют православные церковные песнопения и читают акафисты или особые каноны. При общинном устройстве секты, рядовые члены ее работают на главаря даром – «ради спасения души». Члены секты не имеют своей воли: во всем и даже в противозаконных действиях они беспрекословно повинуются руководителю своему. Главари беседников любят производить сборы пожертвований на Афон и другие святые места, причем, большая часть сборов утаивается ими в свою пользу. Брак беседчики отрицают, и в случае поступления в их секту женатых, последние дают клятву «жить с женами, как с сестрами».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

п.); 8) нехождение на крестины и свадьбы, брезгливое отношение к акту рождения детей, к родильнице и к самим новорожденным; 9) называние друг друга уменьшительными именами и 10) особенная любовь к сластям. 104 Разделение хлыстовщины на толки Признавая единственным источником вероучения учение своих хлыстов и пророков, из которых каждый выдает свое учение за откровение Св. Духа, хлысты не имеют твердого объединяющего начала и, следуя за вожаком, легко могут изменять свои верования. Поэтому неудивительно, что как только некоторые из их пророков, пользуясь своим авторитетом в корабле, стали допускать отступления даже от основных пунктов хлыстовского учения и вводить существенные изменения в богослужебном культе 105 , а проповедники рационалистических сект начали усиленно распространять среди хлыстов рационалистические и даже атеистические идеи, в хлыстовщине началось сильное брожение и дробление на толки. 106 Из числа этих толков наиболее известны следующие: а) «Серые голуби» или «Божии голуби» – секта, существующая в Самарск. губ.; занесена она сюда в 30-х г.г. XIX ст. из Сибир. г., Ардатов. у. От хлыстов «серые голуби» отличаются только тем, что вступают в брак церковный, родят детей, но законных жен считают ниже прислуг и имеют «сестриц», с которыми живут «христовой любовью», т. е. в незаконной связи, а кроме того, устраивают свои радения обязательно с пятницы на субботу и Пасху празднуют вместе с евреями. 107 б) Беседники. Секта «беседников» или «чернецов и черничек» появилась в Самарской губ. в 30-х гг. XIX ст.; занесена она сюда из с. Прислонихи, Сибирской губ. В настоящее время «беседники» встречаются в Казанской, Оренбургской в Астраханской губ., на Кавказе и почти во всей южной России. 108 По характеру своего учения и культа, секта «беседников» представляет собой «несколько реформированное и упрощенное хлыстовство». От хлыстовщины она отличается, главным образом, тем, что не разделяет учения о перевоплощении, предсуществовании душ и душепереселении. В основу религиозно-нравственной жизни «беседников» положено начало аскетизма. Живут они большими общинами, имеющими чисто монастырское устройство, причем над мужчинами начальствует женщина, а над женщинами – мужчина, и носят темное платье. Затем, признавая важное значение за девством и безбрачием, брака, однако, не отвергают. 109 Радения у них совершаются редко, с большими предосторожностями и лишь в кругу избранных, 110 а чаще всего бывают беседки (отсюда – беседники), т. е. такие молитвенные собрания, на которых читается Св. Писание, жития св. подвижников, поучения св. Димитрия Ростовского , Тихона Задонского и др., с пояснениями и толкованиями, и поются православные церковные песнопения н особые канты. 111

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Савва Дмитриев и иконийский митрополит [писал? прим. корр.] свои письма к Никону в виде непринуждённого разговора с ним. Представление о письме как беседе между отправителем и получателем письма восходит к античной культуре 323 . Беседный характер переписки проявлялся в выработке и определённых требований к эпистолярному стилю, который должен быть близок к разговорной речи 324 и ориентироваться на дружескую беседу 325 . Так, Савва сам задаёт вопросы адресату и сам даёт на них предполагаемый ответ: «И что, какой порокъ хотять на теб найти? Да рекутъ, что оставилъ еси престолъ твой и отшелъ еси, И то нстъ рчъ». (Савва 1, л. 275об.); «Токмо что имамъ глаголати? Слава Богу!» (Савва 4, л. 283об.). Греки постоянно обращаются к патриарху: Афанасий называет его «Владыко мой святый» (Афанасий 1, л. 266об.) и «премудрый мой отче» (Афанасий 3, л. 271); Савва именует Никона «владыко мой» и «святйший мой владыко», «пресвятйший», «милостивый», «почтенный» и «богомудрый» «отче» (Савва 1, л. 275; 2, л. 277–277об.; 4, л. 284об.; 7, л. 286об.; 8, л. 287об., 290). Беседный характер письменного общения выражается и в том, как авторы вводят в ткань своего повествования цитаты из книг Священного Писания. Каждая ссылка на Библию обозначается традиционным способом: либо как указание на библейские книги вообще – «да услышит блаженный и благословенный глас Господа, глаголющий» (Афанасий 3, л. 271); «знаючи божественную проповдь, намъ глаголющую» (Савва 2, л. 278), либо в виде точной отсылки к конкретной книге Писания – «прости мене Богъ, понеже глаголетъ и апостолъ Павелъ во глав 15-й к Коринфомъ» (Савва 4, л. 284) и «Понеже и пророкъ Исаия пишетъ въ 5-й глав и глаголетъ» (Савва 8, л. 289об.); цитата может быть обозначена по имени автора книги – «Такоже и пророкъ Давидъ глаголетъ» (Афанасий 3, л. 271) и «якоже и пророкъ//Давидъ великим гласомъ воспваетъ и глаголетъ» (Савва 7, л. 286об.–287). Но главное, что постоянно отмечают авторы при цитировании Священных текстов, что слова Писания произносятся авторами библейских книг и участниками библейской истории (примеры в цитатах подчёркнуты мной. – С.С).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Беседники в Самарской же губ. – те же хлысты; учение этой секты занесено сюда тоже в 30 годах прошлого столетия из сели Прислонихи Сызранского уезда, Симбирской же губ. Свое название эта секта получила от «беседок», каковым именем сектанты называют свои радения. При общем с хлыстами учении и культе, «беседники» отличаются от них общинным устройством жизни, напоминающим устройство монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина; отличаются они ношением черного платья, почему народ именует их еще «чернецами» и «черничками», а также особенным показным исполнением обрядов и предписаний православной Церкви, неопустительным посещением храма и большими жертвами на его нужды, частым исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, особенным лицемерным уважением к духовенству и проч. Вообще это один из более осторожных и скрытных видов хлыстовской секты и потому особенно вредный для Церкви. «Мормоны самарские» появились в Самарской епархии в 40 годах прошлого столетия; основателем ее считают крестьянина села Александрова-Гая, Новоузенского уезда, Ивана Каныгина. Эта секта распадается на два толка: на собственно «мормонов» (в Николаевском и Бузулукском уездах) и «методистов» (в Новоузенском уезде). Оба названии даны обеим хлыстовским сектам произвольно и совершенно неудачно; первым – потому только, что они допускают, подобно американским «мормонам», многоженство, а вторым, вероятно, только вследствие отрицательного отношения к обрядам православия. В устройстве этих общин, очевидно, сказалось сильное воздействие молоканства и прыгунства, под влиянием которых мормоны завели у себя даже наименования своих должностных в общинах лиц: «рука», «нога», «глаз» и т. п., удержав общехлыстовские наименования для своих вожаков – «пророк», «христос», «саваоф», «богородица» и т. п. Отличие «мормонов самарских» от «методистов» составляет их отношение к браку и образ жизни: в то время как первые, отвергнув брак, завели у себя многоженство, но ведут воздержанную, трезвую жизнь, вторые – отъявленное пьяницы и распутники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Когда появились хлысты в Казанской епархии, – трудно сказать, за отсутствием достоверных исторических свидетельств. Сами хлысты, на основании своих преданий, утверждают, что их секта появилась в Казани почти одновременно с ее происхождением, уверяя, что их «христы» и «богородицы» (напр., Китай Лукьянович и Аграфена Китаевна) действовали уже в качестве хлыстовских пропагандистов в конце 17-го века. Но этому преданию трудно верить. Можно, впрочем, с несомненностью утверждать, что в уездах Чистопольском, Спасском и Лакшевском хлыстовские общины существовали уже в 40-х годах прошлого столетия и были организованы хлыстовскими лжепророками Яковом Мурышевым и Игнатием Григорьевым, прибывшими туда из Воткинского завода Вятской губернии. Нужно заметить, что в Казанской епархии хлыстовство всегда выражалось в особенно грубой, изуверской форме. Там хлысты не только веровали в «живого саваофа», наезжавшего к ним, по временам, из Москвы, не только имели во множестве своих лжехристов, лжебогородиц, лжепророков и лжепророчиц, не только веровали в предсуществование и перевоплощение душ, – чему веруют все хлысты, – но на своих раденьях допускали всегда возмутительные и ужасные действия. О кровосмешениях и растлении малолетних нет нужды говорить. Но нельзя не отметить того, как совершается у них «причащение». Не довольствуясь огнем от семи свеч, который хлыст должен проглотить, взяв в рот горящие свечи и там их потушив, чистопольские и спасские хлысты употребляют еще особые сухарики, размоченные в воде московского «сударя-саваофа», которые, по словам достоверных лиц, причащавшихся этими сухариками, имеют красноватый цвет и очень сильно пахнут кровью. Мало этого. В с. Трех Озерах, Спасского уезда, хлыстов уличали в ритуальном убийстве восьмидневных мальчиков, для причащения их сердцем и кровью. Наконец, о казанских только хлыстах рассказывают, что они иногда приобщаются кровью девственницы а primo coitu с хлыстовским «христом» 79 . Дальше идти некуда. Поэтому неудивительно, что лучшие из хлыстов сами стали возмущаться теми мерзостями, которые были допускаемы на их собраниях, и протестовали против них. Дело кончилось тем, что некоторые хлысты, отвергнув причащение кровью младенцев и раденья, решили ограничить свои религиозные собрания исключительно молитвословиями, чтением книг Св. Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, и, таким образом, рядом с грубым хлыстовством, образовали особое общество беседников или беседчиков. Свои собрания они стали называть уже не радениями, а «беседами» или «беседками».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Интересен тип мормонского саваофа в с. Колывань, Самарского уезда. Это крестьянин с. Березового-Гая, известный под именем «Лукаши» (Поликарп) – «конокрада». Будучи прежде известным конокрадом, он, перейдя в мормоны, сталь неузнаваем: бросил пить водку, затворился в келлию и вот уже 7-й год лежит не вставая, на мягкой перине, как скопческий бог Селиванов, и вещает своим последователям о наступлении золотого века, когда Царя-царей будут выбирать шарами и православных мормоны будут избивать «о камень». Среди местных мормонов распространился слух, что лицо этого саваофа испускает особое сияние, почему будто бы при выходе из келлии этот главарь только стал закрывать свое лицо платком, похожим на церковный воздух. Келлия саваофа украшена картинами апокалипсического содержания. Народные толки о сем лжебоге вызвали расследование со стороны полиции в 1893 г., при чем лже-саваоф был выведен из келлии полицейским урядником, который снял с его лица упомянутый выше платок; мормоны при виде своего лже-бога подняли вопль, но в действительности на лице притворщика никакого сияния не оказалось. Кроме упомянутых толков хлыстовской секты известны толки паниашковцев и телешей. Первая секта представляет разновидность вышеупомянутого беседничества с тою особенностью, что последователи этой секты в числе способов к удалению из плоти злого начала (диавола, беса), по учению основателя ее, Паниашки, практикуют громкое испускание газов. (См. «Миссюнер. Обозр.» кн. 1 май 1897 г.). Секта телешей представляет разновидность беседничества с тою особенностью, что последователи ее, уподобляя себя Адаму и Еве в раю, допускали, при общем сожитии мужчин и женщин при радениях публичное хождение нагими. До 1893 г. хлыстов в Самарской епархии значилось только до 300 душ обоего пола, в настоящее же время их насчитывается около 5.000 душ обоего пола, каковая цифра возросла не вследствие новых отпадений, а в виду более точного показания со стороны приходского духовенства числа последователей хлыстовства. 4) Обсуждая вопрос о формах и видах гнусности современного хлыстовства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 . В одном месте новохлысты утверждают, что Бог есть во плоти человек; в другом, – что ангел есть во плоти человек. Но уже математики выставляют, как аксиому, что две величины, равные третьей, равны между собою. Значит, Бог есть только ангел. Итак, Бога у новохлыстов не спасли даже и «перегородки»: не будучи водою, Он, и как дух, сливается у них в одну массу с ангелами!.. Но ангелов бесчисленное множество и новохлысты разделяют их на три группы: видимых, невидимых и злых; следовательно, и богов много и между ними есть даже боги злые? 7 . С другой стороны, если Бог есть только во плоти человек и самобытно не существует; то ясно, что, собственно говоря, Бога вовсе нет, а есть только обоготворенные люди. Итак, перед новохлыстами разверзается страшная бездна грубого атеизма 8 . Бог есть дух, учат новохлысты, и каждое движущееся существо, даже козявка, имеет в себе «частицу Божества». Но разве дух может быть делим на какие-либо части? 9 От вечности, по учению новохлыстов, существовала какая-то бесформенная масса; откуда же она взялась? Кто ее виновник? Кто ее создал? 10 . Нельзя не спросить новохлыстов и о том, откуда они знают (и, притом, с подробностями), что происходило даже до сотворения мира и как был сотворен мир? Разве они получали сверхъестественные откровения? Но они решительно отвергают самую возможность чудес, а, следовательно, и возможность сверхъестественных откровений. Значит, все их учение есть плод праздной и пустой фантазии. Это, несомненно, сознают и сами сектанты, а потому, поставленный вопрос для них крайне неудобен. Православный миссионер спросил их однажды: «откуда вы узнали, что звезды – души праведников ваших и чем вы могли бы меня в этом убедить?» Пропагандист новохлыстовства ответил ему: «Ничем, потому что вы все равно не поймете, так как все это для вас закрыто, темно, а для нас совершенно ясно; мы видим их своим духовным оком. Если бы все были просвещены словом (т. е., учением новохлыстов), то все бы и видели их, как видим их мы». В этом ответе, очевидно, уже скрывается сознание, что все новохлыстовское учение основывается только на одной пустой и бесконтрольной фантазии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так, уже современный Иисусу Христу иудейский историк Иосиф Флавий в существенном подтверждает содержание наших евангельских рассказов, называя Иисуса Христа необычайным чудотворцем и не решаясь причислить Его к обыкновенным людям. Еврейский талмуд хорошо знает всю евангельскую историю, хотя и объясняет ее, конечно, по-своему. Но нам нужны факты, а не объяснения их. Он знает о рождении Иисуса Христа от Пресв. Девы Марии; он знает о бегстве Его во Египет; он не скрывает, что Иисус Христос творил необычайные чудеса, что Он даже воскрешал мертвых, хотя и объясняет эти сверхъестественные действия силою какой-то магии, подобно тому, как современные Христу иудеи объясняли их силою Веельзевула, князя бесовского; талмуд, наконец, знает и то, что тела Иисуса Христа на третий день после Его казни, во гробе не оказалось и, что по этому случаю апостолы, будто бы, распустили в народе молву о воскресении Христа из мертвых. Не проходит ли здесь пред нашими глазами в своих главнейших чертах вся евангельская история? Важное значение в руках миссионера, в данном случае, могут иметь и свидетельства римских языческих писателей (Тацита, Светония, Плиния Младшего), которые также удостоверяют, что Иисус Христос не был «простым и обыкновенным человеком». Нельзя оставить без внимания и свидетельства Тертуллиана , по которому римский император Август был хорошо знаком с жизнью Иисуса Христа и даже намеревался причислить Его к сонму римских богов, что, впрочем, сделал один из последующих императоров. Наконец, при помощи апологетики, миссионер может доказать хлыстам, что никакие перевоплощения «христов» ее нужны, так как евангельский Христос, истинный Бог и Спаситель наш, уже совершил все необходимое для спасения людей, где бы и когда бы они ни жили, это, по-видимому, признают отчасти и сами хлысты, и что со всею решительностью доказал, в особенности, Ап. Павел, возвестив верующим во Христа, что «Он одним приношением (Себя в жертву Богу) навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ), о чем он пишет и в других местах: 1Кор. 8:6 ; Рим. 5:11, 13, 17 ; Еф. 4:5 ; Евр. 9:26, 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не хочу, чтоб меня святым считали». Он же учил, что целомудрие девицы есть тяжкий грех , так как оно заставляет ее гордиться и превозноситься перед другими де вицами. Удивительно, что этот бесшабашный разгул половых страстей в хлыстовстве имеет какую-то демонически-притягательную силу, подавляющую все доводы разума. Один бывший хлыст, обратившийся потом в Православие, вот что сообщил православному миссионеру: «У меня была жена красивая, а когда я поступил в хлысты, мне дали некрасивую; свою я отпустил, позволил ей жить с другим, – и поверьте, г. миссионер, нечистая сила меня сильно тянула к незаконной, хотя и некрасивой, жене… к родственницам тоже… Я полагаю, что здесь не иначе, как бесовская сила действует. Теперь, слава Богу, все прошло» 23 . Отвергнув законный брак, хлысты допустили даже на своих «радениях» такие противонравственные и отвратительные действия, как «свальный грех», без разбора возраста и родства. Основатель хлыстовства запретил своим последователям употребление спиртных напитков. «Ничего хмельного не пейте» (заповедь 5-я). И справедливость требует сказать, что хлысты вообще ведут жизнь трезвую и постоянно ставят в укор православным их пьянство и разгул. Позднейшие лжехристы и лжепророки пошли дальше своего первоучителя и запретили хлыстам даже пить чай и кофе, есть картофель и лук, курить и нюхать табак. Старики исполняют и это требование; о молодежи, впрочем, того же сказать нельзя. Молодые хлысты открыто в трактирах пьют чай, не отказываются от сахара, а иногда – и от вина. «Без этого нынче нельзя, – говорят они – особенно, когда дела с людьми делаешь, никак не обойдешься». Впрочем, в последнее время, но некоторым местностям, и старики-хлысты не всегда строго соблюдают заповедь Данилы Филипповича о неупотреблении хмельного. О саратовских хлыстах, напр., пишут 24 , что они очень много пьянствуют, приносят водку даже на свои «раденья» и там напиваются до потери сознания. Но пусть будет это исключением! Данила Филиппович не дал хлыстам заповеди о неядении мясной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так будет и после нас». «Мы и сами знаем, – жаловался известный арзамасский лжехристос Радаев, – что не сходны иные наши поступки с писанным законом и нам тяжело и скорбно так поступать. Но что же нам делать? Своей воли не имеем. Сила, во мне действующая, не дает мне покою ни днем, ни ночью, водит меня туда и сюда». Ясно, что основатель хлыстовства – Данила Филиппович, – бросивший книги Св. Писания в Волгу, был логически последователен. Действительно, нужно избирать одно что-либо: или Библию, или хлыстовство. Современное состояние хлыстовства В настоящее время хлыстовство охватило всю русскую землю. Нет той губернии, нет того уезда, в которых бы не было хлыстовства в той или другой форме. При этом, к прискорбию, нужно отметить, что, несмотря на все принятые меры борьбы, число его последователей не только не уменьшается, а даже непрерывно увеличивается. За последнее десятилетие почти в каждом всеподданнейшем отчете обер-прокурора св. Синода о состоянии русской Церкви говорится то же, что и в отчете за 1900 год: «Хлыстовство продолжает расти и умножаться; его руководители всевозможными способами, тайно и явно, пропагандируют свое лжеучение среди православных. Правда, в некоторых местах оно, по-видимому, ослабевает, но зато в других проявляет такую энергию в пропаганде своего лжеучения, что является более опасным для православия, чем другие секты». Тем не менее, точно определить число хлыстов, проживающих на всем пространстве русского государства, невозможно, по причине их скрытности и неискренности. Хлысты не поддаются точному учету статистики, ибо и после 17-го апреля 1905 года далеко еще не все хлысты заявили открыто о своей принадлежности к сектантству. Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что по количеству своих последователей хлыстовство должно занять первое место среди других сект. В этом отношении с ним не везде может равняться даже штундо-баптизм. Характеристической особенностью хлыстовства нашего времени является его распадение на множество разновидностей или толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010