Лицемерно относятся хлысты, также, к богослужению, таинствам и обрядам Православной Церкви. Они чаще православных посещают богослужения; но в душе относятся к нему с презрением и кощунственно. Когда заблаговестят в церковные колокола, хлысты с насмешкою говорят, что медь не знает, за что ее бьют. В храме, во время богослужения, – говорят хлысты, – делают то же, что и в театре: туда ходят только на свидание или мотают головами. Хлысты, по-видимому, почитают св. иконы, имеют их в своих домах и даже во время своих радений возжигают пред ними свечи и лампадки. Но не нужно забывать, что хлысты почитают иконы по своему и держат в своих домах лишь те иконы, почитание которых они умеют примирить со своими верованиями; так, напр., под изображениями Божией Матери они разумеют не Пресв. Деву Марию, а своих лжебогородиц: казанскую икону Божией Матери они считают за изображение своей Аграфены Китаевны; смоленскую зовут Дарьей Ефремовной, тихвинскую – Устиньюшкой, грузинскую – Евфросинией Степановной. В таком же смысле почитают они иконы Божией Матери – Владимирскую, «Троеручницу» и «Взыскание погибших». Нерукотворенный образ Спасителя, находящийся в военной часовне у ворот Казанского кремля, они считают за своего лжехриста Китая Лукьяновича. О других хлыстовских иконах нами было сказано раньше. Хлысты принимают таинство крещения Православной Церкви, но – только ради метрической записи родившихся детей; на самом же деле, они признают лишь свое «крещение Духом Святым». Миропомазание и елеосвящение они называют «печатью антихриста»: иногда они причащаются в церкви, но, выйдя из церкви, выплевывают св. дары на землю и топчат их ногами, брак и священство отрицают совершенно; исповедуются у священника, говоря только одно: «грешен батюшка» 50 ; лжепророки, впрочем, позволили им и нагло лгать на исповеди, ссылаясь на слова Христа: «лжще, Мене ради» 51 . Интересен отзыв немецкого протестантского ученого, профессора Геринга о русских хлыстах. «Хлысты, – говорит он 52 , – ничуть не представляют собою той безвредной секты, какою иногда ее признавали; напротив, это – самый гибельный яд, который в конец разрушает жизнь и силы народа. Но, как ловко они умеют скрывать свои мерзости, доказывает следственная комиссия, назначенная Александром I в 1818 году, которая засвидетельствовала, что «Православная Церковь должна признать хлыстов своими вернейшими и благочестивейшими чадами, в веровании которых нет ничего, заслуживающего порицания». Иначе – замечает немецкий ученый – и быть не могло. Ведь к этой секте принадлежали: и бывший с 1803 г. обер-прокурор Св. Синода Алексей Голицин и министр внутренних дел, граф Кочубей».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Чтимый Тихоновский колодец, расположенный за правым клиросом храма, в 60-х гг. XIX в. «оправили в изящный деревянный сруб, выкрашенный голубой краской, и выложили жестью. К нему сделали о шести ступенях сход до самой воды», новые подземные желоба. «Вода проведена была под полом храма и южной стеной в открытый наружный водоем с небольшим фонтаном, выложенный тесаным камнем, а оттуда - в закрытые купальни, из которых - в пруд» ( Геронтий (Кургановский). 1873. С. 6). В 1873 г. в алтарях Богородице-Тихоновской ц. была возобновлена настенная живопись и устроены новые «изящной работы» позолоченные резные иконостасы. Приделы были освящены заново: малые (в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи, во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских) - в кон. сент. 1873 г., главный, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,- 4 авг. 1874 г. С юж. стороны храма была пристроена отапливаемая каменная галерея. Частые перестройки привели к утрате первоначального облика церкви, однако в вост. ее части «массивные столбы, подпирающие большой и тяжелый купол, сами стены необычайной прочности и массивности - все это оставалось величаво и несколько мрачно. Середина храма между столбами вмещала ок. 200 молящихся; северная часть, отделенная столбом и железной решеткой, назначалась собственно для иночествующих сестер. Алтарь выдавался на восток полукружием; южная, правая часть церкви, сильно углубленная, лежащая 9-ю ступенями ниже всего церковного помоста, заключала в себе самый колодезь,- вместилище не одного, а двух или даже трех родников... Купол темен, а верхние круглые окна тесны, как бойницы крепостной стены. В вечернее время при слабом мерцании немногих светильников, эти тяжелые своды, эти темные пространства со столбами наводят отрадные воспоминания о тех таинственно чудесных временах, когда крепкая и живая вера соединяла христиан для богослужения в подземельях и катакомбах» ( Токмаков. 1897. С. 5). В особом киоте перед правым клиросом, при колодце, находилась чудотворная икона Божией Матери (XVIII в.), принесенная в дар «одним из рода Викулиных» при основании храма. Образ украшали сребропозлащенная риза и жемчуг. Среди чтимых святынь - икона св. блгв. кн. Александра Невского с изображенными позднее святыми, подаренная митр. Исидором (Никольским) Беседная икона Божией Матери . К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

http://pravenc.ru/text/182473.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 4 ноября, по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери.  Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным.  Справка: Столбовский мир между Россией и Швецией был заключен 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина. По условиям мирного договора, России были возвращены новгородские земли с городами Новгород и Старая Русса. Однако Россия лишалась выхода к Балтийскому морю: территории с городами Корела (Кексгольм), Копорье, Ям, Орешек, Ивангород отошли Швеции. «Вода живая», 07.11.2007

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-07/1...

7) Копия с чудотворной иконы Коневской иконы Божией Матери, что в бывшем мужском Деревяницком монастыре, а ныне женской общине, в которой благостнейшим попечением Высокопреосвященнейшего Исидора Митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского устроено и открыто в 1875 году женское училище для детей духовного происхождения; 8) Икона Введения в храм Божией Матери в Введенской, что близ Хутыня монастыря, церкви; 9) Старорусская икона Божьей Матери в г. Старой Руссе; 10) Икона св. Великомученицы Параскевы Пятницы, что в Десятопятницкой церкви Боровичского уезда, называемая простым народом «Пятницею в головах»; 11) Икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Рождественском погосте Валдайского уезда; 12) Святителя и чудотворца Николая в Беседном Николаевском монастыре Тихвинского уезда и т. п. 13) Образ преподобного Михаила Малеина, в кладбищенской Христорождественской церкви. Желательно приобрести возможные сведения и касательно этих и других подобных сим св. икон с тою целью, чтобы в случае потребности нового издания указателя икон, поместить в нем таковые сведения. Заключение к месяцеслову и указателю святыне Новгородской. В заключение сего месяцеслова и указателя, нельзя, с одной стороны, не поскорбеть о том, что, по недостатку источников, сведения о некоторых святых угодниках Божиих и чудотворных иконах вышли так кратки, что не могут считаться удовлетворительными, а с другой стороны, нельзя не порадоваться тому, что из сей книжки для всякого желающего может быть сряду очевидно, как велико обилие святыни в Епархии Новгородской! В каждом почти уезде её имеются ознаменованные святынею храмы Божии или часовни, в которых открыто и под спудом почивает свыше 50-ти святых угодников Божиих и сохраняется около 30-ти чудотворных икон, кроме тех еще, которые, по неимению сведений, не могли войти в состав указателя их, как и было выше упомянуто. В особенности богат святынею Новгород и в нем по преимуществу пункт Кремлевский, к которому принадлежит древнейший храм св. Софии-Премудрости Божией, – этот обильный кивот или вместилище той и другой святыни, а также и состояния при нем в Кремле церкви и часовни с чудотворными иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

см.: ДЬЯВОЛ. Беседная икона Божией Матери («Явление Пресвятой Богородицы и святителя Николая пономарю Юрышу») Событие, легшее в основу сюжета Беседного образа, изложено в «Сказании о явлении иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской». Согласно этому тексту, в 1383 в Тихвине был построен первый Успенский собор. Накануне его освящения местный пономарь Георгий, прозванный в народе Юрышем, отправился оповестить местных жителей о предстоящем празднике. Возвращаясь обратно, в 3-х верстах от дома, Юрыш почувствовал благоухание и увидел Пресвятую Богородицу, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руках, и свт. Николая Чудотворца, стоявшего рядом с Ней. В благоговейном страхе Юрыш пал ниц. Пречистая Дева повелела ему: «Иди, человек, отсюда за три поприща, где ныне строят церковь во имя Успения Богородицы и хотят поставить на церкви железный крест. И ты скажи священникам и христолюбивым людям, чтобы поставили крест деревянный. Ибо Я не хочу, чтобы на Моем храме был железный крест, но чтобы был деревянный в уверение свидетельства Господнего, что Господь, Сын и Бог Мой Иисус Христос ради спасения человечества был распят на кресте деревянном, а не железном». В случае неверия людей свт. Николай пообещал послать им знамение. Юрыш в точности исполнил повеление Божией Матери, но его слова остались без внимания. В день празднования Успения Божией Матери люди решили водрузить на главу собора железный крест. Во время работ внезапный вихрь сорвал мастера с крестом с купола. Рабочий чудом остался невредим. Потрясенные верующие вспомнили о предупреждении пономаря и установили на купол Успенского храма деревянный крест. Празднование иконы установлено 14/27 авг. накануне Успения Пресвятой Богородицы. Бессонница Болезненное состояние, которое, по народным понятиям, появляется у людей в результате воздействия нечистой силы, прежде всего женских демонических существ. Сон могли отобрать: ночница, полночь, полуношник, «бессонница», щекотиха-будиха, лесная баба, ведьма и др. Жители Смоленской губ. представляли себе ночницу в виде женщины в темном одеянии, которая неслышно проникает в дом, дотрагивается до спящего, отчего тот лишается сна. В Галиции считали, что «бессонница» в женском облике ходит по домам в ночь новолуния или накануне Андреева дня, нападая особенно часто на детей. Беспрестанный плач ребенка по ночам был для белорусов свидетельством того, что ночница посещает дом. Русские северных областей приписывали детскую болезнь «ночная плакса» воздействию злого духа, беса, домового. Если дитя не спит и плачет по ночам, то в Архангельской губ. говорили, что к нему пристал «полуношник», которого необходимо отогнать, или что «матенка-полуноценка» забавляется с ребенком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихвин. Николо-Беседный мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор /// Объект утрачен Соборная Никольская церковь - главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н.Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим». Храм хорошо вписался в более ранние постройки монастыря. Он был соединен с трехъярусной каменной колокольней, завершенной строительством в 1818 году под руководством иеромонаха Аркадия. Внутри храма были устроены иконостасы. Главный иконостас был выполнен в три яруса, украшен карнизами, витыми колонками и резными пилястрами и покрыт позолотою. Новые иконы для главного иконостаса был исполнены в византийском стиле осташковским мастером Н. Т. Глазуновым. Из старинных икон особо почитаемым был образ Господа Саваофа, по преданию,  сделанный из соснового обрубка, на котором восседала Богоматерь при чудесном явлении клирику Георгию. Он находился в резном киоте на правой стороне церкви. С левой стороны располагались иконы апостолов Петра и Павла, а также Тихвинская икона Божией Матери. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. http://www.pravenc.ru/text/78230.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53322

В росписи церкви прор. Илии в Ярославле  на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам " Всех скорбящих Радость " московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников. Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве . Чтимый образ " Живоносного Источника " дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, " Умягчение злых сердец " ; Иерусалимская, " Взыскание погибших " ) и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона " О Всепетая Мати " , представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение " Живоносного Источника " как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов " Живоносного Источника " , в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие  . 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

В скиту находилась чудотворная трехчастная икона Божией Матери, именуемая «Утешение всех скорбящих», которая первоначально принадлежала патриарху Афанасию III Пантеларю, а в 1849 г. перешла к первому дикеосу 963 скита Виссариону. В Ватопедской обители хранятся многочисленные списки этой иконы, что свидетельствует о почитании, которым она пользовалась в XIX в. По русским иконам, находящимся в Ватопедском монастыре, мы можем проследить (без какого-либо перерыва) развитие иконописи России, увидеть общность иконографических типов и наиболее распространенных сюжетов. Иконография Пресвятой Богородицы, особенно почитаемой как в России, так и на Святой Горе, дает характерный пример. Списки Ее чудотворных русских икон, а также святогорских образов составляют значительную часть ватопедского собрания. Заслуживает упоминания то, что наименования большинства чудотворных икон Божией Матери в России происходят от топонимов, под которыми надо понимать либо место явления чудотворных икон, либо ту местность, с которой связано чудотворение, совершавшееся через них. Владимирская икона Божией Матери – это Константинопольский образ XII в., перенесенный в Россию в 1136 г. и с тех пор неразрывно связанный с историческими судьбами русского народа. Она представлена в Ватопедском монастыре, по крайней мере, десятью русскими списками, датируемыми концом XV в. Это показывает, насколько обширное распространение имело почитание этого чудотворного образа. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, написанная в соответствии с византийским типом Одигитрии, была перенесена на Русь в 1046 г. византийской принцессой Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Став святыней русского народа, она ограждала его от множества врагов. Несколько измененным видом Одигитрии является и икона Божией Матери Тихвинская, которая с XVI в. была одним из самых любимых типов богородичных икон. Современные исследования доказывают, что речь идет об иконе русской иконописной школы XIV в.; в Ватопедской обители хранится около десяти списков с нее. С Тихвинским образом связывается тип иконы Божией Матери «Беседная». Богородица изображается вместе со свт. Николаем в ризнице Тихвинской церкви и указывает ему, что не надо менять деревянный крест купола на металлический, потому что именно на деревянном кресте было распято Ее Чадо. Это изображение связывается с тем, что замена деревянных крыш древних храмов Северной Руси на металлические не нравилась народу, что и было запечатлено в иконописном сюжете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010