Имя старца Онуфрия не прикрепилось к обители — ее стали именовать по самому знаменитому игумену и возобновителю монашеской жизни преподобному Макарию Жабынскому. О нем известно немного. Святой поселился на месте бывшей обители. К отшельнику постепенно стягивалась братия, он стал их игуменом. Был восстановлен Введенский храм. По преданию, однажды, когда святой Макарий вышел из обители в лес и немного поднялся на холм, он нашел умирающего от жажды человека. Это был поляк, сильно отставший от военного отряда интервентов и заблудившийся в белевских лесах. Святой указал ему путь к реке, но у того не было сил дойти до нее. Сжалившись, преподобный Макарий с верой и молитвой к Богу ударил по земле посохом, и из земли забил источник чистой питьевой воды. Родник впоследствии снискал особое почитание в народе. Даже в советские годы местные жители сохранили предание о чудесных исцелениях у Жабынского источника. Это все, что известно о преподобном Макарии Жабынском. Как преданный Богу ­монах, он нес подвиг поста и молитвы, работал над благоустройством монастыря, наставлял братию. Из таких ежедневных трудов и состояла его святая, праведная и подвижническая жизнь. Второе восстановление обители Преподобный Макарий скончался в ­январе-феврале 1623 года, и вскоре место его погребения стало почитаться братией и паломниками. Однако к концу XVII века монастырь вновь пришел в запустение. Исследователи полагают, что это связано со старообрядчеством. Жабынь могла быть одним из пристанищ для беглых раскольников. Здесь некоторое время жил бывший настоятель Николо-Беседного монастыря возле Тихвина игумен Досифей, который впоследствии постригал в монашество боярыню Феодосию Морозову. А одной из наставниц белевских старообрядцев была инокиня Мелания, руководившая Морозовой. Возрождение Жабынской пустыни после трех десятилетий запустения началось в начале XVIII века благодаря митрополиту Сарскому и Подонскому Илариону (†1720) и его ризничему иеромонаху Тихону. Отец Тихон был насельником Жабынской пустыни до ее закрытия, и именно ему митрополит Иларион поручил ее возродить. В обители поселились около тридцати насельников и трудников. Из Озерска была перенесена чудотворная медная икона Божией Матери «Знамение». У отца Тихона были планы по обновлению храмов, открытию ярмарки, возделыванию новых угодий.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

«Возлюбленный о Господе, Честнейший о. Диакон, Феодор Симеонович! Приветствую тебя с совершившимся пятидесятилетием твоего усердного, честного и доброго служения в священно-диаконском сане. – Тем искреннее и сердечнее мое приветствие, чем памятнее для меня начало твоего служения в священном сане. Вступление твоё на настоящую службу совершилось, как и сам ведаешь, не без моего участия. Возблагодарим-же, возлюбленный, и прославим вкупе Господа, даровавшего тебе, по Своей неизреченной благости, пройти полувековое поприще служения Церкви Божией беспреткновенно, хотя и не безболезненно, и не без скорбей и печалей семейных. Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас»… —191— На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ея и Бог всех на кресте древяне распятся а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятой Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)». 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии Н. И. Субботина , который от 10-го числа писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николаевский Вяжищский , 2 кл., в 12 в. от Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания мон. неизвестно; в XIV в. он уже существовал. В летописи упоминается в первый раз в 1411 г. В соборном храме покоятся под спудом мощи пр. Евфимия, архиеп. Новгородского (см. 11 мар.); здесь же находится чудотворная икона святителя Николая, современная основанию мон. Николаевский Моденский , 3 кл., в 35 в. от г. Устюжны, на возвышенном песчаном бер. р. Мологи, близ устья впадающей в нее р. Моденки. Существовал в XV в. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по р. Мологе. Однажды близ того места, где теперь мон., плывших на судне неожиданно застигла такая сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех была неизбежна; но они обратились с молитвой к святит. Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от потопления хозяину судна во сне явился святит. Николай и повелел ему устроить обитель в честь его на бер. р. Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение, хозяин судна без промедления исполнил волю св. угодника и устроил названный мон. В мон. находится чудотворная икона святит. Николая, явившаяся в первые годы по основания мон. на бер. р. Мологи; с нею ежегодно совершается крестный ход из мон. в г. Устюжну, где она пребывает для поклонения с 12 окт. по 14 нояб. При мон. школа. К нему приписана Успенская Гурьева пуст., в 5 в. от мон., основанная в 1603 г. игуменом Гурием. Николо-Беседный , зашт., общ., в 3 в. от г. Тихвина. Основан в 1510 – 1515 г. вел. кн. Василием Иоанновичем, на месте явления Божией Матери со святит. Николаем клирику Георгию. В мон. находится древнего письма изображающая это чудесное событие Беседная икона «Явление Божией Матери клирику Георгию». В часовне мон. хранится весьма чтимый крест, сделанный из колоды, на которой сидела Божия Матерь при явлении Георгию; здесь же находится икона Господа Саваофа, написанная на доске из той же колоды. День явления Богоматери Георгию, 14 авг., празднуется в мон. с особенной торжественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Завсектором Музея истории СПбГУ, выпускающий редактор журнала " София " Нина Жервэ рассказала о монастырях Тихвина в записках путешественников и паломников конца XVIII - начала XX века. Были выделены основные темы, интересующие паломников: история города Тихвина, его общественная жизнь, организация городского управления. Но прежде всего Тихвин знаменит своими монастырями и Тихвинской иконой Божией Матери. Сведения об укладе монастырской жизни, церковных праздниках и паломничествах занимали центральное место в путеводителях. Прозвучала информация о Тихвинском Успенском Богородицком , Тихвинском Введенском девичьем , Николо-Беседном и Антониево-Дымском монастырях. Об истории восстановления Святогорской обители и ее современном состоянии рассказал учитель русского языка и литературы школы 288 Адмиралтейского района, составитель житий святых XX века Святогорской лавры Олег Евдокимов. В докладе была раскрыта история Святогорской обители с момента поселения монахов в пещерных кельях до развития крупного духовного центра, получившего статус лавры. Олег Валерьевич поведал много интересных фактов об укладе и традициях монашеской обители, ее положении в связи с современной политической ситуацией. Особое внимание было уделено раскрытию исторической роли Свято-Успенского собора, подвижнической жизни наместников и братии святой обители, истории многочисленных пещерных скитов, чудотворной иконе Божией Матери " Святогорская " и другим почитаемым иконам. Также в этой секции прозвучали доклады об истории взаимоотношений композитора Александра Архангельского и мецената Федора Неронова, соотношении уставного и келейного чтения в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре в конце XV - начале XVI столетий, митрополите Антонии (Вадковском) и его роли в истории Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря . Вторая секция была посвящена религиозно-философским вопросам. На обсуждение были вынесены вопросы христианской философии в исследованиях греческого профессора Василия Татакиса, а также исследовалось христианство Леонардо да Винчи. Один из докладов в своем названии заключал вопрос: " Может ли consensus patrum сообщать ложь? " - и был посвящен учебному пособию " Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас» На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ее и Бог всех на кресте древяне распятая а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятые Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)» 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии И. И. Субботина, который от 10-го числа писал мне: «Думал я писать Вашему Высокопреосвященству немедленно, как только скончался наш дорогой Виктор Дмитрич, но будучи уверен, что Вы помянете его и прочитавши телеграмму о его кончине в газетах, при множестве павших на меня хлопот, не мог доселе исполнить этого намерения. Да, не стало и этого украшения нашей Академии. Давно ли мы вместе сидели у него в гостиной и беседовали?! Умер он неожиданно, хотя старая болезнь и особенно непокидавшая его тоска по скончавшейся супруге 225 , давно внушали опасение за его жизнь, – умер, как воин с ружьем в руке, – еще накануне кончины вставал, конечно, с помощью других, чтобы подписать некоторые бумаги (но это была подпись умирающего, всех нас поразившая); вечером я довольно поговорил с ним и оставил его, по-видимому, не в опасном положении, но с утра настало ухудшение, и в 3 часа он тихо, незаметно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По числу крестных ходов среди городов епархии выделялся Тихвин: несколько раз в году они совершались из всех городских церквей в Большой Успенский мон-рь и затем вокруг него (в 3-й день Пасхи, 15 авг., 15 сент. («всемирная радость» - память освобождения монастыря от осады в 1613), 1 окт.). Трижды (в 6-й день Пасхи, 18 авг. и 27 нояб.) крестный ход следовал из монастыря в Знаменскую ц., дважды (на 5-й день Пасхи и 21 нояб.) - в жен. Введенский мон-рь, 9 мая - в Николаевский Беседный мон-рь. В Боровичах городские соборы и Духосошественский мон-рь дважды в год «обменивались» крестными ходами: из мон-ря они направлялись на престольные праздники соборов (летний - Троицкий и зимний - Введенский), из собора - на монастырские праздники (день Св. Духа и 23 окт.). В Ст. Руссе самый древним, очевидно, был крестный ход из Преображенского мон-ря в городской Воскресенский собор в Неделю о Фоме. Когда в 1805 г. в Преображенский мон-рь из Новгорода был передан ковчег с 50 частицами мощей, был учрежден крестный ход из собора в мон-рь с обнесением ковчега вокруг обители в 1-е воскресенье после Воздвижения. После холерной эпидемии 1848 г. было получено Высочайшее разрешение поднимать старорусский Чудный крест (устроен в 1655 во время «морового поветрия»; одновременный аналогичный крест сохр. в Ярославле в ц. Положения Ризы Божией Матери (Крестобогородская церковь)) и совершать с ним крестный ход вокруг города. Из-за особенностей географического положения города хождение совершалось в 3 дня: 8 июля обходили центральную часть города, в ближайшее после 8 июля воскресенье - Соборную сторону и 1 авг.- Заречную (Введенскую) сторону. Кроме того, 5 июля крестный ход направлялся из Преображенского мон-ря в упраздненный Кречев мон-рь. По Высочайшему разрешению, данному в 1857 г., 16 авг. был установлен крестный ход из городской Святодуховской ц. в рощу на берегу р. Порусьи (примерно в 7 км от города, т. н. Спасительский погост), к-рый особо привлекал отдыхавших на Старорусском курорте. В Кириллове с 1854 г. во время крестного хода 28 июля вокруг Кириллова Белозерского мон-ря и по городу носили местночтимую икону Божией Матери, «что чюдотворец Кирил с собою принес».

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В молодости он много странствовал по монастырям и даже хотел принять монашество. Но, по желанию родных, женился и имел детей. Овдовев в 60-х годах прошлого столетия, он отправился на Афон, с целью принять монашество. Из Афона он возвратился с удостоверением, что он принял схиму, с именем Андрей. На родине его встретили с большим почетом и уважением, как подвижника и схимника. Он избрал для своего жительства с. Квашниковку. Пожертвования стекались к нему со всех сторон и в большом количестве. Панияшка устроил общину, которую мечтал преобразовать в монастырь. В его доме стали происходить ночные собрания с чтением книг Св. Писания, житий святых, совершением вечерни, заутрени, часов, монашеского правила. Эти ночные сборища послужили причиной того, что Панияшка бил выслан из Квашниковки и водворен на родине в слоб. Покровской, где у него также был собственный дом. Сначала он очень усердно посещал церковные богослужения и на всех производил впечатление строгого подвижника. Но потом, вдруг, затворился у себя в доме и перестал не только ходить в церковь , но даже выходить на улицу. Весь свой дом он увешал иконами сверху донизу, а в углу большой комнаты поставил икону Божией Матери, пред которою зажег неугасимую лампаду. «Народная молва о благочестивом житии Панияшки стала быстро распространяться по всем окружным селам, что привлекло массу телесно и душевно больных, каковых он не отказывался лечить своеобразными средствами, охотно принимая приносимые ему даяния. Лечение начиналось, обычно, совместной молитвой пред иконой Богоматери, после чего больному давался в рот елей, который брался ложечкой из неугасимой лампады, висевшей пред той же иконой Богоматери, которую он выдавал за чудотворную. Употребляемый елей принимался народом за причастие, и те, кому случалось выздоравливать, видели в этом чудесное проявление силы Божией, а в лице самого Панияшки – угодника Божия, целителя и чудотворца, о котором, естественно, распространялись самые выгодные для него слухи среди народа. Легковерный народ массами устремился к новоявленному чудотворцу за советами и молитвенным ходатайством, причем, иногда весьма щедро лились доброхотные приношения в пользу обожаемого молитвенника. Обаяние его личности, как схимонаха, притом, гонимого за благочестие, достигло огромных размеров» 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Переходим далее к следующему XVI веку, и здесь находим немало подобных же примеров. Вскоре по кончине преподобного Тихона (XV—1503) в основанной им Луховской обители ученики его построили церковь в честь святителя Николая, с того времени обитель и называется Николаевской. До нашего времени свидетельством этой древней любви иноков к святителю служит придел имени святителя в Крестовоздвиженском храме обители и чудотворный образ Угодника, хранящийся здесь. Какова история славы образа, мы не знаем, к сожалению. Может быть, и он идет от времен преподобного и вместе с мощами подвижника составляет драгоценнейшее наследие, оставленное обители преподобным. Кто не слышал о знаменитых Тихвинских монастырях, главным образом – славном Богородицком монастыре, известном многопрославленною иконою Богородицы Тихвинскою! Для нас в данном случае история этих обителей замечательна тем, что в своих преданиях о начале их она повествует о явлении двух величайших предстателей и заступников русской земли, Божьей Матери и святителя Николая Чудотворца, вместе, благочестивому иноку Юрышу (Георгию) в 1383 году. Не один и не два случая мы знаем явления людям Богородицы вместе с угодниками Божиими. Эта честь, которой удостаиваются святые от Божией Матери, свидетельствует о всей их славе и величии пред Богом и о силе их ходатайства за нас, грешных, пред Ним, Всемогущим, и пред Ней, Милосердной. Отсюда мы научаемся благоговению и молитвенному обращению к скорому в бедах помощнику чудотворцу Николаю. Согласно выраженной при этом явлении воле Богоматери создана Ее обитель, а на самом месте явления Ее со святителем построен Беседный Николаевский монастырь. Самое название свое этот последний получил от этого чудесного события – в память беседы Богоматери, сидевшей на срубленном дереве, с иноком Георгием. Первое основание здесь небольшой обители для иноков, с деревянной во имя Угодника церковью, можно относить еще к 1515 году. Потом на своем веку этот маленький монастырь перенес много всевозможных испытаний. Приходил он почти в полное запустение от бедности, потом несколько раз разрушался врагами и особенно много терпел от грабежа шведов. А затем снова и снова отстраивался. Снаружи обитель была обнесена каменной стеной с красивыми башенками. Внутри нее – главный храм – обширный собор в честь святителя Николая Чудотворца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Нельзя не отметить в новоизраильском катехизисе некоторых выражений, которые не совсем ясны и определенны, так что возникает даже сомнение, как понимать их: заключают ли они в себе положительное учение новой секты или же попали в текст по невежеству и безграмотству составителя. Так, напр., в катехизисе говорится, что Бог, есть «физический закон природы». Эту фразу трудно понять. На собеседованиях с православными миссионерами новоизраильтяне ее никогда не высказывали. Быть может, она появилась «с ветру», а, быть может, в ней в грубой форме выражается какое-либо новое представление о Божестве, не известное системе лжеучения «старых» хлыстов. Другое выражение – «Бог непосягаемый»... Что оно означает? Употребляет ли его Лубков в смысле непостижимости существа Божия или придает ему какое-либо особое значение, – трудно сказать. Таково же выражение: «Дух Господень есть премудрость, первоисходящая от Отца», или: «Образ Христа нам дала художница-премудрость… Что это за «художница-премудрость» и в каком смысле Лубков называет Духа Господня «первоисходящей» премудростью, – из новоизраильского катехизиса не видно. Такою же неясностью отличается фраза Лубкова о том, что, родившись от Девы Марии, Христос презрел какой-то «стыд». Какой это стыд? – неизвестно. То же самое нужно сказать и о многих других выражениях новоизраильского катехизиса, напр., о девстве Божией Матери, о явлении Бога в пророках и т. п. Впрочем, все это такие частности в общей системе новоизраильского лжеучения, которые не могут причинить серьезного затруднения православному миссионеру. История секты «Беседничество» есть один из толков хлыстовской секты. Тем не менее, сами «беседники» упорно не желают смешивать себя с хлыстами, к которым они относятся даже с нерасположением. И они имеют на то некоторое право. Хотя «беседничество», несомненно, выделилось из хлыстовства, и потому, в своем учении имеет много общего с ним, но в нем, а еще более, в практической жизни беседников, есть такие особенности, которые, действительно, не позволяют смешивать его с хлыстовством и представляют основания для отделения его в самостоятельную секту. Беседничество не менее хлыстовства распространено по России; но особенно много беседников встречается в заволжских местностях: в губерниях Казанской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, а затем, на Кавказе и почти по всей Южной России. Но есть разница в учении и самых беседников. Здесь мы будем говорить только о беседниках Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Войдя в церковь не прямыми дверями, а прейдя инуде через пономарню», его преосвященство «несколько сконфузился», заметив в храме десятка три прихожан, и приложился к иконе божией матери». Дневник не объясняет, чего именно «сконфузился» владыка, «заметив десятка три прихожан», — показалось ли ему, что три десятка людей мало для его приезда и «иллюминации», в которую «превратился» по этому случаю храм; или ему уже до такой степени надоели сбегавшиеся ему навстречу люди, что один их вид приводил его в смущение? Дневник также ничего не сообщает, сказал ли что-нибудь архипастырь этому «малому стаду» верных? Видно только, что он «приложился» к иконе и осмотрел «превратившийся в иллюминацию» храм. А это очень жалко, потому что, как справедливо кем-то замечено, наши простолюдины особенно любят «вероучительное слово», просто и прямо обращенное к ним от высших лиц церковной иерархии, и некоторые из нынешних архиереев, нраву которых не претит это простосердечное желание, стараются не отказывать в этом (таков, например, преосвященный Модест, стяжавший себе своею беседностию aura popularis на Подлясье ). Но любители пышности смотрели на эти вещи иначе, и потому сношения архипастыря с «малым стадом» в Гореничах, может быть, были бессловесные. Иначе аккуратный записчик всего происходящего, отец Фока, не преминул бы отметить это в своих записях. Но он заключает сказание о сей встрече кратко словами: «простился, благословил и уехал». А затем следует неинтересная роспись «фургонов», на которых повезли конторщика, дьяконов и иподиаконов, в числе коих проименован отец Адий, с пояснительною аттестациею: «всеми презираемый». Маленьких певчих отец Фока пожалел, оставил у себя ночевать и уложил «всех покотом», а утром супруга отца Фоки накормила этих утомленных мальчиков «горячими пирогами с говядиной», за что они, оправясь от усталости, в благодарность хозяйке «запели несколько кантиков», а она им дала на орехи по «злотому» (то есть по пятнадцати копеек). Потом и этих ребят запаковали в фургоны и отправили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010