Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо « I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. 1241). Извод со страждущими показан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. 1217(64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. 1218(147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и мн. др. (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

http://pravenc.ru/text/182259.html

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru На месте заключенияСтолбовского мираустановлен Поклонный крест 4 ноября, по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова Многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери. Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным. В РНБ прошла выставкарукописных Евангелий Этой выставкой в главном здании Российской национальной библиотеки завершилось празднование 950летия самого раннего памятника древнерусской книжности - Остромирова Евангелия (см. «ВЖ» 6 за 2007 год). В день открытия выставки, 29 октября, посетители могли увидеть подлинник Остромирова Евангелия. Обычно в Рукописном отделе исследователям выдают лишь факсимильное издание, потому что хранение манускрипта требует определенной температуры и влажности. По этой причине и на сей раз Остромирово Евангелие было лишь на несколько часов выставлено для общего обозрения. Всего на выставке было представлено 64 рукописных книжных памятника. Для тех, кто не смог побывать на выставке, создана интернет-версия каталога www.nlr.ru/exib/gospel/

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

В 1885 году оно снова было повторено настоятелем Старорусского Спасопреображенского монастыря о. архимандритом Мардарием, и на этот раз на него было обращено внимание Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, к которому Старорусские граждане, во главе с о. архимандритом Мардарием, дважды обращались со своею просьбою, и Его Высочество, в именном рескрипте (см. Прибавл. к Церковным Ведом. 1888 г. стр. 1022) на имя г. Синодального Обер-Прокурора от 29-го октября 1887 г., просил об удовлетворении ходатайства граждан г. Старой Руссы. Святейший Синод, получив от Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Новгородского, сообщение, что со стороны настоятеля и братии Тихвинского Богородицкого монастыря, в котором находилась чудотворная икона, препятствий к ее перенесению в г. Старую Руссу не имеется, ходатайство Староруссцев признал уважительным и определением своим, 2-го мая 1888 года, предоставил г. Синодальному Обер-Прокурору испросить на сие Высочайшее соизволение. Государь Император, в 7-й день того же мая, доклад Святейшего Синода изволил утвердить. Велика была радость граждан г. Старой Руссы, когда они узнали о Высочайшем соизволении на возвращение иконы. После напутственного молебна, совершенного в Спасопреображенском монастыре о. архимандритом Мардарием, в Воскресенье 21 августа, весьма многие поспешили в Тихвин, для участия в торжестве перенесения чудотворной иконы. Большинство от станции Чудово (131 верс.) до Тихвина шли пешком. Придя в Тихвин за несколько дней раньше и воздавши поклонение Царице Небесной в Тихвинском Большом монастыре, Старорусские граждане посетили и другие монастыри: Введенский женский монастырь в самом городе Тихвине, в котором покоится четвертая опальная супруга Иоанна Грозного, Царица Дария Алексеевна, из рода бояр Колтовских, тридцать лет подвизавшаяся здесь в подвигах поста и молитвы, Николо-Беседный монастырь, находившийся в 3-х верстах от г. Тихвина, основанный в 1515 году на том месте, где Пресвятая Богородица, явясь с Святителем Николаем простому богобоязненному пономарю, беседовала с этим рабом Божиим, Антониев Дымский монастырь, основанный в XIII веке учеником великого угодника Божия Преподобного Варлаама Хутынского, пр. Антонием Дымским, в котором нетленные мощи сего Угодника Божия почивают под спудом; наконец, соборный храм Преображения Господня, в котором находится чудотворный образ Стокгольмской Божией Матери, прославившийся чудотворениями в XVII веке. Приготовляясь к получению бесценного сокровища, даруемого Царицею Небесною в лике древней чудотворной иконы своей, многие из Староруссцев освятили себя при той или другой святыне Тихвинской таинствами покаяния и причащения св. Христовых Таин, чтобы таким образом быть более достойными шествию с великою святынею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

г) Придел во имя св. священномученика Антипы. Престол первоначально освящен 1827 года 23 июня, а по исправлению внутренности церкви вновь освящен в 1852 году. На горнем месте образ коронования Божьей Матери. В разных местах алтаря находятся небольшие, незамечательные иконы. Предалтарный иконостас устроен в 1826 году, а поновлен в 1852 году на монастырскую сумму. Иконостас деревянный, одноярусный, столярной работы, крашеный белой краской; на царских дверях резьба, сияние вверху, посредине иконостаса и карнизы золоченые; шириной шесть аршин десять с половиной вершков, вышиной три аршина два вершка. На царских вратах вверху четвероконечный крест с терновым венком и между колонками лиственные венки, золоченые. Между колонками овальные образа Благовещения Пресвятой Богородицы. По правуй сторону царских врат: 1) местный образ Нерукотворного Спаса, и 2) храмовый образ священномученика Антипы, в серебряно-золоченой ризе, мерой в четыре вершка, древнего письма. Образ сей благоговейно чтится местными жителями, особенно страждущими зубной болью. По левую сторону царских врат: 1) местный образ Беседный Божией Матери и 2) северные двери с образом св. Мелхиседека – царя Салимского. В нижней церкви находится: а) одно бронзовое паникадило; б) 9 лампад апплике для возжжения свечей; в) две серебряных и три апплике лампады для возжжения масла и г) два шестисвечника бронзовых и 9 подсвечников апплике. 2. Церковь во имя св. Иоанна Златоустог о Предполагаемая теплая церковь во имя св. Иоанна Златоустого начата стройкой в 1860 году, и ныне устроена вчерне по проекту академика Горностаева; она – каменная, продолговатая, о двух главах, крытая железом на месте прежде бывшей каменной Златоустовской церкви, длиной 13½ саженей, шириной 7 саж. ½ арш. О существовании прежней Златоустовской церкви впервые упоминается в переписке 1628 года. В последующие годы в ней была общая братская трапеза; потом в ней помещались уездное и приходское духовные училища и наконец в 1815 году за совершенной ветхостью она была разобрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Освящен поклонный крест у деревни Столбово ноября 2007 В день народного Единства 4 ноября у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова многострадального в Тихвине. В день народного Единства 4 ноября у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери. Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Поклонный Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным. Столбовский мир был заключен 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово близ Тихвина между Россией и Швецией. По условиям мирного договора, России были возвращены новгородские земли с городами Новгород и Старая Русса. Однако Россия лишалась выхода к Балтийскому морю: территории с городами Корела (Кексгольм), Копорье, Ям, Орешек, Ивангород отошли Швеции. Екатерина Самойленко Поделиться 28 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=190...

Троицким собором (святой заслоняет его своей фигурой), уделив внимание лишь Успенскому и надвратной «строгановской» церкви Иоанна Предтечи. «Конечно, старообрядец не мог в то время позволить себе свободно посетить Троице-Сергиев монастырь, — объясняет На­талья Комашко. — Но преподобного Сергия-то он почитал! И, работая над иконой, он, несомненно, держал в руках какие-то изображения обители, в которых, скорее всего, не сумел выделить главные и второстепенные детали». Другой старообрядец — второй четверти XIX века — пишет святителя Алексия Московского на фоне совершенно фантастического града, не похожего ни на один из исторически известных кремлей Первопрестольной. Возможно, этот мастер также не бывал в старой русской столице. Впрочем, в данном случае он, скорее всего, зафиксировал на иконе собственное идеалистическое представление о ней, соединив его с авторской фантазией на тему Небесного Иерусалима. Наконец, еще одна интересная разновидность экспонатов — «иконы места», связанные с чудесными видениями, явлениями чудотворных образов, важными историческими событиями. Поскольку сами они легко атрибутируются историографически, то тут не обходится без дополнительных «декораций», несущих важную смысловую нагрузку и эстетическое наполнение — кропотливо выписанных деталей естественного ландшафта и природного фона. Конечно, русский пейзаж здесь поэтически условен. Он представляет собой скорее иконографический образ рая — будь то образ праведного отрока Артемия Веркольского с поражающей святого молнией, или массивные деревья с явленной Оковецко-Ржевской иконой Божией Матери «Прозрение очес», или поваленный ствол, на котором восседали встреченные тихвинским пономарем Юрышем Богородица со святителем Николаем (впоследствии на этом самом месте основали Тихвинский «Беседный» монастырь). Здесь же выставлены крайне редко демонстрируемые в публичных экспозициях иконы преподобных Мефодия Пешношского, Корнилия Комельского, Корнилия Палеостровского, Космы Яхромского и Геннадия Костромского и Любимоградского, блаженного Симона Юрьевецкого и многих других прославленных для местного почитания святых, даже имена которых известны далеко не каждому православному человеку.

http://e-vestnik.ru/culture/ikony_mesta_...

В сказаниях о Тихвинской иконе Божией Матери есть сюжет о том, как в 1383 году Пресвятая Богородица явилась пономарю Георгию в Тихвине на месте строительства храма в честь Ее чудотворной иконы. Божия Матерь предстала сидящей на сосновой колоде в сиянии небесного света. Вместе с Пресвятой Девой пономарю явился также святитель Николай Чудотворец в епископском облачении. Божия Матерь милостиво беседовала с церковнослужителем Георгием, поэтому и ее образ получил название Беседного. В конце XIX столетия еще сохранялись остатки росписей храма, сделанные под руководством Н.И. Новикова: фигуры апостолов у свода и Семь небес с образом Бога Отца в куполе. Этот храм, как писал А. Ярцев, «является главным хранилищем в Авдотьине памяти о своем устроителе и благотворителе: здесь покоится его прах, здесь – дары, принесенные им церкви, здесь его мысль и настроение выражены в «семи небесах», – слишком много всего, чтобы вспомнить о великом человеке и поклониться его могиле». Екатерина II еще в молодости отметила талант Новикова, назначив секретарем при составлении свода законов – «Нового Уложения». Выйдя в отставку после роспуска комиссии, Николай Иванович занялся издательской и просветительской работой, которая в итоге рассорила его с царицей. В 1769 году он стал выпускать сатирический журнал «Трутень», эпиграфом к которому стали строки поэта Сумарокова «Они работают, а вы их хлеб ядите». Главной задачей издания стало обличение пороков помещиков, указание на бедственное положение крепостных крестьян. На страницах «Трутня» Новиков заочно вступил в полемику с Екатериной II, из-за чего был вынужден закрыть журнал. В дальнейшем Новиков продолжал выпускать журналы сходной направленности: «Пустомеля», «Живописец». В 1780-е годы Николай Иванович арендовал типографию при Московском университете, и стал выпускать огромное количество книг и журналов. Его частная типография, по словам Витберга, вскоре превзошла все подобные государственные учреждения. Новиков создал целую систему сбыта литературы через книжные лавки, повсеместно пропагандируя просвещение. Им также было организовано многотомное издание «Древней российской вивлиофики» – сборника древнерусских исторических источников.

http://sobory.ru/article/?object=01031

Прошел крестный ход " Путь Богородицы " июля 2020 В связи с санитарными ограничениями участники акции передвигались на автомобилях. Они молились за Божественной литургией в Николаевском морском соборе Кронштадта , откуда на машинах прибыли в Тихвинскую епархию. Маршрут прошел по территории трех районов области и объединил храм Рождества Христова в Надкопанье , храм преподобного Александра Свирского ,  Введено-Оятский монастырь , храм святителя Василия Великого , поклонный крест в деревне Имоченицы, место явления Божией Матери над Смолковой горой, Антониево-Дымский монастырь , Покровскую церковь в деревне Горка , Николо-Беседную часовню, храм святого праведного Иова Многострадального,  Тихвинский Введенский девичий монастырь . Шествие завершилось 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери , в Тихвинском Успенско-Богородичном монастыре . В рукописных " Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери " ее появление датируется 1383 годом. Икона семь раз появлялась перед очевидцами: на Ладожском озере, в погостах Смелково на реке Ояти, в Имоченицах, затем на " Кожеле на Куковой горе " , на горе над рекой Тихвинкой. На другом берегу на месте последнего ее явления была построена деревянная Успенская церковь, ставшая местом хранения святыни. В 1515 году в Тихвине был построен Успенский собор, ставший реликварием для иконы. Царь Иван Грозный основывал здесь в 1560 году Тихвинский монастырь. Во время оккупации Тихвина икона была увезена в Псковскую духовную миссию. Впоследствии образ был перевезен в Свято-Троицкий собор Чикаго. В 2004 году икона была возвращена на историческое место в Тихвинский монастырь. ИА " Вода живая " , 04-09.07.20 Поделиться Упоминания в новостях 26 апреля 2024 7 апреля 2024 28 января 2024 23 января 2024 5 января 2024 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 11 сентября 2023 4 апреля 2024 2 апреля 2024 24 марта 2024 29 февраля 2024 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Из Тихвина приехал протоиерей Сергий Филонов, настоятель храма Иова Многострадального, к которому приписана часовня, стоящая на месте бывшего Беседного монастыря. 27 августа совершается празднование «Беседной» иконе Божией Матери, а из записок игуменьи Таисии мы знаем, что что на монашество ее благословил духовный отец, известный старец архимандрит Лаврентий Валдайский именно «Беседной» иконой Богородицы. Удивительным образом первый постриг возрождаемой Леушинской обители пришелся на праздник «Беседной» иконы Божией Матери. Мы были рады, что отец Сергий привез из Тихвина чтимый список этой иконы. Также в постриге сослужили протоирей Илья Осокин, который в Гатчинской епархии возрождает Вохоновский Мариинский монастырь; протоиерей Николай Груздев из поселка Карташевская Гатчинской епархии; иеромонах Киприан из Александро-Свирского монастыря. Постриг вызвал живой интерес всех, кто неравнодушен к истории Леушинской обители. Приехала настоятельница Тихвинского Введенского женского монастыря игуменья Тавифа. Это тот самый монастырь, где начинала свой монашеский путь игуменья Таисия, приняв там иноческий постриг. Прибыла также настоятельница Пятогорского женского монастыря Гатчинской епархии монахиня Феофания. И конечно, особо молилась о новопостригаемых наша старшая сестра, назначенная недавно, монахиня Евфросиния. Первыми постриженницами стали секретарь нашего подворья Екатерина Владимировна Ковина и прихожанка Татьяна Ивановна Ушакова. Екатерина Владимировна является кандидатом филологических наук, научным сотрудником музея Достоевского - глубокий человек, обладающий многими способностями, которые она посвящает Богу, теперь посвятив Ему всю свою жизнь. В постриге она была наречена именем Аркадия. Татьяна Ивановна Ушакова всю жизнь проработала воспитателем детского сада и стяжала детскую незлобивость, кротость и радость. Ей исполнилось 60 лет, выход на пенсию стал для нее монашеским постригом. В иночестве Татьяна Ивановна была наречена Ангелиной. Почему именно эти имена? Потому что, когда был учрежден Леушинский монастырь и совершался первый постриг, сама игуменья Таисия первую постриженницу нарекла Ангелиной в честь Ангельских небесных сил бесплотных, в память об особой помощи и покровительстве монастырю Архангела Михаила. Мы решили последовать примеру игуменьи Таисии и первую постриженицу возрождаемой Леушинской обители также назвали именем Ангелина.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/29/ch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010