Изображения эти находили себе место главным образом в кодексах лицевых Евангелий, потом в позднейших стенописях, обыкновенно в виде целых групп; на иконах же, в смысле отдельных и самостоятельных сюжетов, встречаются лишь очень немногие из них, например притча о блудном сыне, беседа с самарянкой, Вифезда и некоторые другие; да и этих изображений на иконах древних греческих нам не доводилось видеть; они обычно являются на русских иконах, надписываемых «триодь» 1438 , и это надписание прямо указывает повод к выделению их из ряда других однородных сюжетов: они выделяются потому, что примыкают к церковному году, вызывающему интерес к таким изображениям. Сводя в группы чаще других повторяющиеся изображения этого рода, остановимся прежде всего на группе изображений, выражающих разные моменты учения Иисуса Христа, Его бесед, речей, наставлений, обращенных к апостолам, народу и отдельным лицам; затем рассмотрим группу чудес Иисуса Христа. Классификация эта основана на сходстве основных признаков между изображениями, входящими в состав той или другой группы, и на отличии признаков одной группы от другой. Она обнимает всю совокупность важнейших иконографических форм середины Евангелия. Она возможна ввиду указанного преобладания здесь византийского шаблона. Схема, в которую укладывается обширная масса материала, относящегося к учению Иисуса Христа, очень проста. На первом плане картины всегда находится личность Спасителя, замечаемая наблюдателем с первого взгляда не только по общеизвестному типу Его, но и по положению в составе целой композиции: это одно из важных преимуществ византийской школы перед школой нового художественного реализма, которая часто в сложных композициях стушевывает личность Спасителя, выдвигая на первый план второстепенные подробности картины. Поразительный пример такого материалистического отношения к чуду Евангелия дал знаменитый венецианский художник Паоло Веронезе в своей луврской картине «Брак в Кане» (см. ниже). Византийский учитель Христос, согласно с богослужебным и придворным церемониалом, сидит на троне, в обыкновенных одеждах – тунике и иматии; вся его фигура дышит величием и властной всепокоряющей мудростью; в левой руке Его свиток – эмблема учительства, правой Он делает жест, выражающий в большинстве случаев не только обычный ораторский прием внушения, но и благословения; говорим «в большинстве случаев», так как не можем допустить, чтобы он имел такое значение, например, в сцене проклятия смоковницы, в беседе с неверующими фарисеями, в картине искушения в пустыне и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Посмотрим на предмет беседы. Каким образом эта женщина, безнравственная, неспособная на взгляд других к воспринятию божественного откровения, каким образом она избрана Христом для сообщения ей высочайших истин? Нужно иметь понятие о нравственности того времени, чтобы видеть, на какую высоту Христос ставит своею беседой самарянку. Какой тогдашний человек мог бы понять, что Богу прилично поклонение духом и истиною? А эти слова Бог высказывает простой женщине. Богочеловек глубоко проникал в природу человека; Он знал, что в человеческой природе есть такие стороны, для которых тогдашнее богопоклонение было недостаточно, которых оно не могло удовлетворить. Даже ум, и тот не мог питаться теми формами богослужения, которые были в то время употребительны у иудеев; эти формы, хотя сами по себе достопочтенные и происхождения божественного, но вечно продолжаться в человечестве они не могли, так как они 6ыли чем-то хрупким, чем-то материальным. Нужно было создать новую религию, вечную, такую, почва для которой была бы в самом человеке. Христос находит эту почву в глубине человеческого духа, почему и самарянка является ему способною к истинному богопочтению. Возможны ли такие расчёты для человека обыкновенного?.. Стало быть, Христос – то Лицо, которое было выше всего человечества. В призвании самарянки к истинному богопочтению, к поклонению Богу духом и истиною, высказалось то начало, которое мы положим в основание нашей речи о жизни Иисуса Христа: только тот может быть назван, как божественный Основатель, кто во всей глубине, высоте и широте поймет человеческую природу, т.е. кто поймет всю глубину, высоту и широту морального сознания человечества. Беседа Иисуса Христа с самарянкою так много высоких сторон представляет в Лице Иисуса Христа, что на ней следует остановиться с полным вниманием. И во-первых, многозначительно для нас то обстоятельство, что Иисус безразлично относится к личности, с которою ведет беседу. Христос – такое высокое Лицо, и безразлично относится к тому, кто и как Его слушает! Ренан называет это унижением и ставит Ему в укор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Например, сцена «Пир в доме Симона фарисея» (клеймо 16) приведена раньше, чем «Воскрешение Лазаря» (клеймо 19). Если здесь ошибка возможна, то вряд ли может являться случайностью нарушение последовательности при обращении к сочинению одного и того же евангелиста: «Изгнание торгующих из храма» (клеймо 14 – Лк. 19:45–46 ) также приведено раньше, чем «Пир в доме Симона фарисея» ( Лк. 7:37–50 ) и «Вход в Иерусалим» (клеймо 20 – Лк. 19:28–37 ). Вторая особенность: в правом вертикальном ряду сосредоточены все сюжеты, повествующие о целительной деятельности Христа. Причем они объединены по два в одном клейме, что уже само по себе говорит об интересе художника к теме божественного врачевания (клеймо 11 «Исцеление слепорожденного и расслабленного», клеймо 15 «Исцеление кровоточивой и двух бесноватых», клеймо 17 «Исцеление десяти прокаженных и сына некоего мужа»). Следующая интересная черта: между этими клеймами помещен на первый взгляд чужеродный сюжет – «Притча о лепте бедной вдовицы» (клеймо 13). Нарушение хронологической последовательности только в вертикальных рядах клейм объясняется тем, что художник использовал не привычный способ последовательного изложения сюжетов, а более редкий (хотя и давно известный) принцип – их сопоставления и противопоставления. Обращение Холмогорца к этому приему, видимо, не случайно. Все сюжеты, повествующие о чудесах исцеления (в правом вертикальном ряду клейм) размещены напротив сцен, рассказывающих о прощении Христом грешников – исцелении от греха. При этом здесь не просто делается сопоставление недугов – греха с телесными и душевными, а намеренно выявлена их однородность. Так, первая пара сюжетов – клеймо 10 «Беседа Христа с самарянкой» и клеймо 11 «Исцеление слепорожденного и расслабленного» – отражает идеи духовного прозрения человека и прощения греха. Клейма 14 («Изгнание торгующих из храма») и 15 («Исцеление бесноватых и кровоточивой») – это очищение храма и храма души, то есть тела человеческого. Сцены 16 («Пир в доме Симонапрокаженного: грешна жена умащает ноги Христа миром и отирает их своими волосами») и 17 («Исцеление десяти прокаженных и сына некоего мужа») – призрение грешницы и воздаяние любви к Богу и веры в него 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Господь, будучи кроток, тем не менее не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Святые отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» 2 . Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову»(Ин. 4:39–41). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, относимся к заблуждающимся внимательно и с любовью. Известная притча о добром самарянине (см.: Лк. 10:30–37) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих. Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин»(Лк. 17:16). Евангельское учение о самарянах и есть евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…»(Ин. 8:48).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/25/tolko_...

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:56 ). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» (Комментарий блж. Феофилакта на Лк.9:56 .). Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ( Ин.4:39-41 ). Известная притча о Добром Самарянине ( Лк.10:30-37 ) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта – самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих. Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» ( Лк.17:16 ). Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» ( Ин.8 , 48).

http://radonezh.ru/analytics/samaryane-i...

Читается во вторник 16-й недели по Пятидесятнице. В этом 28 зачале Евангелия Марка, содержится продолжение беседы Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками и обличение их (см. зач. 27-е). Мк.7:5 . Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Объяснение сего см. в объяснении 3 ст. Мк.7:6 . Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Мк.7:7 . но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ). О вас лицемерех. Лицемеры, это – которые стараются в своих действиях показывать себя не такими, каковы они на самом деле – показывают себя нравственно и религиозно хорошими, а на самом деле не таковы. Сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече (далеко) отстоит от Мене, то есть, например, молятся только одними словами, произносимыми языком, без сердечного чувства; исполняют только внешние обряды, не стараясь войти в дух, в духовное значение их; служат Богу только одним наружным образом. т. е. телом, без внутреннего, – духовного и сердечного расположения; благочестивы только на словах, а не на деле. Поэтому всуе, т. е. тщетно, без пользы для себя, чтут Меня (Мя): так как Бог ищет не внешнего только служения, но, главным образом, внутреннего. Бог есть дух, сказал Иисус Христос в беседе с Самарянкой, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться духу и истине ( Ин.4:24 ). Учаще учением, заповедем человеческим. Здесь разумеется предание, которого держались сами фарисеи и которому учили и других. Мк.7:8 . Ибо вы, оставивши заповедь Божию держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Мк.7:9 . И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Мк.7:10 . Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать, смертию да умрет ( Исх.20:12, 21:17 ). Мк.7:11 . А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, т.е., дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2 . Некоторые черты устройства самарянской общины и самарянского культа. Теократическое устройство самарянской общины: самарянское священство и левитство. Культ на Гаризиме. Самарянские праздники: суббота, Пасха и другие. Синагогальное богослужение самарян. Обрезание, брак, погребальные обряды. 3. Общая характеристика самарянства и отношение его к иудейству . Иудейство и самаританизм по их сущности. Древность самарянского толкования Моисеевых законов. Самаританизм и саддукейство. Самаряне и караимы. Общая оценка самаританизма с точки зрения иудейства. 4 . Самарянские секты . Оценка мнения об особенной склонности самарян к сектантству вообще и гностицизму в частности. Сведения о самарянских сектах: Досифей и Досифеяне, Симон волхв, Менандр, другие секты. 5 . Самаряне и христианство . Об отношении Господа Иисуса Христа к самарянам вообще. Евангельские повествования об отношении Господа к самарянам: беседа с самарянкой, негостеприимное самарянское селение, послание семидесяти учеников, притча о милосердом самарянине, исцеление десяти прокаженных. Проповедь дьякона Филиппа и основание среди самарян Христовой Церкви. Последующая судьба христианства у самарян. Приложения. I. Образцы самарянской письменности. II. Талмудический трактат о самарянах. Предисловие. Тема о самарянах для библиолога, каковым является автор настоящей работы, представляет большой научный интерес: о самарянах и самарянстве идет речь во многих отделах ветхозаветных и новозаветных книг; у самарян сохранились имеющие важное значение для библейской критики тексты Пятикнижия; история самарян, вообще, в течение нескольких столетий протекала параллельно истории библейского Израиля, и потому изучение первой может уяснить многие пункты последней. Но и помимо сказанного, судьба самарян, хотя они не играли роли в истории всемирной, представляет нечто достойное внимания исследователя. Случайно возникшее, не бывшее никогда особенно многочисленными и сильным, в себе, самом, по-видимому, носившее источник разложения, оригинальное самарянское племя пережило, однако, могущественные народы древнего мира. С удивительною твердостью оно выдержало напор двух с половиною тысячелетий и, устояв среди многочисленных катастроф, разражавшихся над Палестиной, дожило до наших дней, представляя теперь как-бы забытый временем памятник глубочайшей древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В итоге исследования пневматологии Четвертого Евангелия с помощью метода хиастического анализа, использовав адекватные православной догматике результаты современных научных работ, можно заключить следующее: – Несмотря на отсутствие прямого именования, неявное свидетельство о Духе имеется уже в Прологе Евангелия; – Первое явное именование Святого Духа встречается при Крещении Господнем, когда евангелист использует понятный образ видимого мира для пояснения духовной реальности; – В Беседе с Никодимом достигается терминологическая точность иоанновской догматики, свойственная всему тексту Евангелия; – Рождение от воды в контексте этой Беседы следует считать необходимым условием вхождения в Царство Божие, включающим человеческое произволение, а рождение от Духа – достаточным, содержащим произволение Божие; – Богословие второй главы Евангелия готовит нас к восприятию центральной догматической мысли всего Евангелия об очищении храма тела человека, о его разрушении и восстании со Христом в Духе; – Вспоминая представления о Духе в Пятикнижии и у послепленных пророков, можно понимать иоанновское выражение «Бог есть дух» ( Ин. 4:24 ) из Беседы с Самарянкой в смысле высшего Бытия, устремленного к тому, чтобы быть познаваемым в своих действованиях, чтобы обрести поклонников в духе и истине; – Беседа о Хлебе Жизни содержит неявный пневматологический пассаж (о том, что верующий во Христа не будет никогда жаждать), где говорится о той жажде, которую утолит Дух, благодатью возбуждая веру во Христа; – В этой Беседе впервые явно звучит тема евангельского конфликта Духа и дел плоти, который усугубляется в последующих беседах Господа; – Вопрос пунктуации для пневматологического отрывка из Беседы Господа в Преполовение праздника Кущей ( Ин. 7:37–40 ) имеет догматический смысл; – Христологическая пунктуация с учетом хиазма данного отрывка, включающего стих 7:40, находит подтверждение в святоотеческой экзегезе; – Логии о Духе в Прощальной Беседе Господа имеют ярко выраженный хиастический характер, а содержание их посвящено только Святому Духу и Его действованиям, что дает нам основание предполагать их независимое существование до написания основного текста;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

, Значение в деле нашего спасения немощей человеческих принятых Христом Поучение в неделю о самарянине Иисус утружден от пути, седяше на источнице ( Ин. 4:6 ) В сегодняшнем Евангельском чтении содержится беседа Иисуса Христа с Самарянкою. Случай к беседе был такой: Иисусу Христу, возвращавшемуся из Иерусалима после праздника Пасхи, надлежало идти в Галилею; Он избрал путь в Галилею чрез Самарянскую область. Был шестой час, по нашему счету двенадцатый дня. Иисус Христос, утомленный длинным переходом и изнемогая от полуденного зноя остановился у колодца, близ города Сихаря. Сюда пришла из города за водою женщина. Христос попросил достать Ему из колодезя воды, для утоления жажды. Это подало повод к беседе с нею, которая кончилась тем, что не только она уверовала в Него, но и приглашенные ею сограждане. Как могло случиться, что Иисус Христос утомлялся, нуждался в отдыхе и испытывал жажду? Ведь Он Бог , о Котором сказано, что Он не взалчет, ниже утрудится ( Ис. 40:28 ). Не мог ли Он чудесным образом укреплять Свои телесные силы? Ведь для других Он творил же чудеса. Зачем же Ему было не только принять человеческую плоть, но с нею и все человеческие немощи? К чему такое уничижение и смирение? Все это нужно было для умилостивления Бога, прогневанного нашими грехами. Если бы человек не согрешил, он свободен был бы от болезней, от немощи, от голода и жажды. Все подобные состояния явились как последствия греха, как наказания за него. Иисус Христос был безгрешен, ибо не наследовал первородного Адамова греха, как зачатой во чреве Девы Марии от Духа Свята, а не от человеческого семена; но Он добровольно подверг себя всем последствиям греха, даже смерти. Он принял на себя наказание за чужую вину для того, чтобы освободить от этой вины людей. Невинный принял на себя ответственность за виновных, явив в сем случае необычайное смирение. Люди, когда провинятся пред кем-нибудь, смиренно испрашивают у него прощения и выражают готовность понести за свою вину наказание. Все мы тяжко провинились пред Господом Богом и несем за свою вину наказание. Но наша вина пред Господом так велика, что для заглаждения ее недостаточно никакого за нее наказания. Нашею виною нанесено бесконечно великое оскорбление бесконечно великому Богу. Потребно было бесконечной цены удовлетворение правосудию Божию, и таковое удовлетворение мог дать только Единородный Сын Божий. Посему Он не только принял зрак раба, но вместе все немощи человеческого естества, кроме греха, для того, чтобы сим уничижением спасти человека от гнева Божия и от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что же сказать о восстановлении души, которое несравненно чудеснее телесного? Драгоценно телесное здравие, но гораздо драгоценнее душевное: оно во столько крат драгоценнее, во сколько душа превосходнее тела. Телесная природа, без всякого сопротивления, всюду водится мановением Создателя: напротив, душа, будучи властна сама в себе и свободна в своих действиях, не всегда покоряется Богу. Он не хочет, насильно и против воли, сделать душу добродетельной и святой (ибо, где нет произволения, там нет и добродетели). Надобно убедить душу, дабы по свободной воле она сделалась доброю. И вот от чего исцеление души несравненно труднее врачевания тела! Но Господь совершил и это, изгнав из души всякое зло. Как недужным телам Он не только возвращал здравие, но и поставлял их в совершеннейшее благосостояние: так и души не только освобождал от крайнего растления, но и возводил на самую высоту добродетели. Мытарь сделался Апостолом; гонитель, хулитель и досадитель явился проповедником вселенной, волхвы оказались учителями иудеев, разбойник стал жителем рая, блудница прославилась величием своей веры, Самарянка (другая блудница) открылась проповедницею между своими согражданами, и, собрав их всех, привела ко Христу; Хананейская жена верою и молитвою испросила душе дочери своей освобождение от злого демона. Равно и другие, еще худшие сих, люди, как скоро присоединялись к сонму учеников Христовых, тотчас избавляемы были от телесных и душевных недугов, и вместе получали здравие и пламенную любовь к добру. Притом, не два только или три, не пять или десять, не двадцать или сто человек, но целые области и народы, с великой готовностью, делались проповедниками веры Христовой. А кто может изобразить высокую мудрость повелений, совершенство небесных законов, святость равноангельского жития?! Господь предписал нам такой образ жизни, положил для нас такие законы, что, исполняя их, мы можем, сколько нам свойственно, уподобиться Ангелам, и даже Самому Богу, хотя бы прежде были грешнее всех человеков. Итак, Евангелист, обнявши взором все чудеса, совершенные Господом над телами, душами и стихиями, представив в уме своем заповеди, сии неизреченные и пренебесные дары, законы, нравы, наставления, обетования, и, наконец, страдания Иисуса Христа, изрек эти дивные и многознаменательные слова: и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010