Баптистерий в Пизе. 1153–1265 гг. В К-поле известны немногочисленные, отдельно стоящие Б. (напр., Малый Б. собора Св. Софии, VI в.). C кон. V в. и в Византии, и в Зап. Европе обычной практикой стало Крещение детей, и большие, отдельно стоящие Б. утратили актуальность, купели стали располагать в нартексе. После этого особые здания для Крещения в визант. мире строили редко и в основном на периферии, где требовалось крестить многочисленные группы взрослых (Золотая ц. в Преславе, Болгария; Успенский собор кон. XI в. в Киево-Печерской лавре). На Западе судьба Б. особенно резко изменилась в связи с разделением таинств Крещения и конфирмации детей. В ср. века отдельные Б. продолжали по традиции строить в Италии и отчасти в Англии и Франции (самый известный - ц. Сен-Жан в Пуатье - был построен в галло-рим. период, позже служил капеллой аббатства и приходской церковью). При Меровингах Б. возводили при мн. церквах-мартириях, причем использовали различные планы (крестообразные, трифолийные, октагональные, круглые). К XIII в. традиция совершения таинства Крещения в праздник Пасхи была утрачена, и Б. как особый массовый архитектурный тип исчезает. Только в Италии (Флоренция, Пиза и др. города) в XII-XIII вв. продолжают возводить совершенные в архитектурном отношении, отличающиеся роскошным убранством Б. Лит.: DACL. Vol. 2. Р. 382-469; Davies J. G. The Architectural Setting of Baptism. L., 1962; Khachatrian A. Les baptistères paléochrétiens: (Plans, not. et bibliogr.). P., 1962; idem. Origine et tipologie des baptistères paléochrétiens. Mulhouse, 1982; Grabar A. Le baptistère paléochrétiene. Milhouse, 1980; Khrouchkova L. Les baptistères paléochrétiens du littoral oriental de la Mer Noire//ЗРВИ. 1981. Т. 20; Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов: к вопросу об истоках//Russia Mediaevalis. 1992. Vol 7. N 1. Р. 23-38. Л. А. Беляев Росписи Б. Наиболее ранние дошедшие до нас фрески в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250). В аркосолии под киворием, где находилась купель, изображен Добрый Пастырь, одна из самых распространенных в раннехрист. искусстве композиций, на стене - «Жены-мироносицы у гроба Господня» (в белых одеждах, с сосудами и горящими факелами в руках идут ко гробу Господню, изображенному в виде прямоугольного здания с двускатной кровлей, над к-рым 2 звезды). Фрагментарно сохранились сцены «Исцеление расслабленного», «Христос и ап. Петр, идущие по водам» и «Самарянка у колодца Иакова». Потолок был расписан звездами по синему фону. Предполагается, что Крещение могло совершаться и в катакомбах (П. Бурже) . На это, в частности, указывает тематика росписей - напр., «Беседа Христа с самарянкой» в кубикуле F в катакомбах на Виа Латина, сер. IV в.

http://pravenc.ru/text/77506.html

И гора Гаризим, и колодец Иакова были святынями как для иудеев, так и для самарян. Но правоверные иудеи презирали самарян настолько, что даже не разговаривали с ними. Неудивительно, что центральной точкой, вокруг которой развертывается беседа, стал острый вопрос об истинности богопочитания. Для самарянки важна историчность, исконность традиции — она неизменно ссылается на своих предков: на отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь (Ин. 4:12); на то, что отцы наши поклонялись Богу на этой горе (Ин. 4:20)… Спаситель отвечает на вопросы с божественным смирением и любовью. Он не отвергает ветхозаветную традицию, и не заявляет, что Он больше праведного Иакова, как то предположила в насмешку самарянка. Он не доказывает истинности богопочитания в Иерусалиме и не обличает бойкую собеседницу в идолопоклонстве и невежестве, как поступил бы, возможно, оскорбленный иудейский законоучитель. Он лишь с кротостью открывает ей превосходство воды живой (Ин. 4:10) над водою из колодца патриархов; Евангелия — над ветхим Законом во всяком его понимании; Христова благовестия — над сводом правил и заповедей; дара благодати Христовой — над даром ветхозаветной праведности. Наконец, отвечая на вопрос о Мессии, то есть о Христе, он говорит ей так прямо, как не говорил и апостолам: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4:26). Так в повествовании евангелиста Иоанна библейский колодец Иаковль преображается в бездонный символ богопознания, в глубочайший духовный образ личной встречи со Христом. Святые отцы и, в частности, святитель Иоанн Златоуст, толкуя евангельский образ воды живой, навсегда утоляющей жажду, видят в ней благодать Святого Духа. Вода оживляет мертвое и иссохшее, для жителя пустыни она означает очищение и новую жизнь. Так благодать Святого Духа очищает и животворит всякого верующего в Церкви, давая ему силы принимать, любить и познавать Христа. Если мы хотим, чтобы эта благодать сделалась в нас источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), она должна стать для нас мерилом жизни во Христе. И всякий христианин, приобретший ее, должен каждодневно отдавать себе отчет: не потерял ли я остроту и живость духовного восприятия повседневности, не оскудело ли мое сердце любовью Христовой, не превратилась ли моя духовная жизнь в свод омертвелых привычек, правил и установлений?

http://patriarchia.ru/db/text/4893608.ht...

Итак, в Евангелии неоднократно упоминается о людях, путешествующих в Иерусалим для поклонения и совсршения религиозных обрядов. Как мы видим, все Евангелие от Иоанна пронизано темой паломничества. Связь повествования с ветхозаветным культом Отмеченная нами роль Иерусалима как центра ветхозаветного богопочитания создаёт особый религиозный фон четвёртого Евангелия. Но этим связь повествования с ветхозаветным культом не исчерпывается. Обратимся к тем евангельским событиям, которые происходили вне иудейской столицы. В первой главе, по окончании пролога, рассказывается о свидетельствах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. К Иоанну, сыну священника Захарии ( Лк 1:67 ), приходят левиты и священники из Иерусалима, которым он указывает на Иисуса как на «Агнца Божия, который берет грех мира» ( Ин 1:29 ). В этом указании соединяются в одном образе ежедневная жертва за грехи народа Израилева ( Исх 29:38 – 42 ) и символика пасхального агнца. 4 ( Исх 12:11 – 13:1 ). На брачном Пиру в Кане Галилейской вода, налитая в каменные сосуды, «стоящие для очищений иудейских» (2:6), оказалась вином высшего качества. А причиной нового свидетельства Предтечи об Иисусе Христе послужил «спор учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25). Беседа с самарянкой происходит рядом с богослужебным центром самарян – горой Гаризим. Иисус так и не объяснил женщине, чем является та «вода живая», которую он ей пообещал (4:3 – 16). Диалог переходит к новой теме: где нужно поклоняться Богу – здесь, на горе Гаризим, или в Иерусалиме (4:20)? Себе как о Хлебе жизни, сходящем с неба, Иисус учил во время синагогальной службы в Капернауме (6:58 – 59). Воскрешение Лазаря приводит к совещанию синедриона, обеспокоенного дальнейшей судьбой храмового культа: «Этот человек много творит знамений? Если оставим это так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас храм и народ» (11:47 – 48). Следовательно, мы можем утверждать, что все события у евангелиста Иоанна соотнесены с ветхозаветным культом. Косвенным подтверждением этого являются слова Самого Иисуса Христа, сказанные Им на допросе у первосвященника Анны: «Я всегда учил в синагогах и в храме, где все иудеи собираются, и тайно не говорил ничего» (18:20). О делении Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Сколько участия, сколько теплоты высказал Он в беседе с нею. Но эта полная участия беседа Христа с самарянкою не единственное свидетельство любвеобильных и высоких отношений Его к женщине, не первое и не последнее свидетельство того человеколюбивого и заботливого внимания, с какими Он обращался к ней. Из священной Истории Нового Завета нам вполне известно, что многие благочестивые жёны, прозванные потомством „мироносицами”, были чуть ли не постоянными спутницами Спасителя и по ревности, по усердию были такими же учениками, как и св. апостолы. Имена некоторых учениц, прославившихся особенною, чрезвычайною любовью к евангельскому учению и особенною любовью и вниманием со стороны Спасителя, занесены на страницы священной летописи и увековечены в памяти всего христианского мира. Таковы, например, Марфа и Мария, сёстры Лазаря, Мария Магдалина и Мария Клеопова и мн. др. Благочестивые жёны не оставляли Спасителя даже и на пути Его к Голгофе. Евангельское повествование сохранило для нас те дышащие любовью слова Его, которыми Он под тяжестью креста утешал своих верных последовательниц, провожавших Его на вольные страдания. Подобно Спасителю и св. апостолы никогда не пренебрегали услугами и вниманием благочестивых жён. С равною любовью и готовностью проповедовали они им, как и мужьям, не делая никакого между ними различия, предлагали спасительные истины веры, и делали их сонаследницами обетованного блаженства точно так же, как и мужей 291 . Святая Церковь , верная заветам своего Божественного Основателя и славных проповедников Его Божественного учения, осталась верной этому примеру на протяжении всего своего исторического существования. И в учении и на практике она твёрдо и неуклонно держалась спасительного учения Христова, открывшего жене свободный путь в Царствие небесное наравне с мужем, и избавляющего её от того рабского гнёта, которым отягощал её прежде муж. Помимо этих исторических справок можно привести ещё прямые свидетельства из Св. Писания в пользу – только не унижения или ненависти, не презрения к женщине, а любви, чести и уважения к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Художник греческий, водворяя в искусстве красоту, остается все-таки консерватором в типах и сюжетах. Его искусство не поражает оригинальной новостью замысла: все в нем так же просто, ясно, определенно, как было и прежде, в то же время красиво и величественно. Качества панселиновой живописи пришлись по душе даже и афонским отшельникам, и вот почему протатская живопись доселе привлекает к себе всеобщее внимание агиоритов. Храм протатский не велик, но в нем обнаружила себя с достаточною ясностию школа Панселина. Общий распорядок стенной росписи напоминает старинные византийские приемы. Композиции изображений в своих основных чертах те же, что и в древних памятниках византийских, но они оживлены: следы оживление заметны в картине крещения Иисуса Христа, где присутствует живописная группа ангелов; Бог изрекает Свое свидетельство (рука); море и Иордан, олицетворенные в виде двух человеческих фигур, сидящих на рыбах, возвращаются вспять; а вдали видна проповедь Иоанна Предтечи с приближающимся к нему Иисусом Христом; в картине молитвы в саду Гефсиманском представлена группа спящих учеников, к которой приближается из-за горной скалы Иисус Христос: группа живописна, положения фигуры естественны и разнообразны. Очень хорошо скомпонованы также: введение Богоматери во храм в сопровождении дев, беседа с самарянкою, представленною в виде красивой, молодой женщины с распущенными волосами, с кувшином в руках. Красота отдельных типов превосходит решительно все, что мы знаем в этом роде из эпохи упадка и возрождения в греческих стенописях: всем известно прекрасное изображение Младенца Иисуса «Недреманного ока», неоднократно изданное в качестве образца панселинова стиля; прекрасен великомученик Пантелеймон, таковы же св. Феодор Тирон, Феодор Стратилат в воинских доспехах, прекрасен двенадцатилетний Иисус, поучающий в храме. В этой особенности дан противовес недостатку красоты в памятниках эпохи, предшествовавшей Панселину: для примера достаточно обратить внимание на нередицкие и староладожские копии с византийских живописей, где стремление сообщить молодым лицам суровую важность убивает красоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Название их «самарянами» произошло от города Самарии в Палестине, где они поселены были. У евреев время считалось не так, как считается теперь у нас. Счет часов дня начинался у них с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй – восьмому, третий – девятому и т. д., шестой – двенадцатому, девятый – третьему по-полудни. Беседа Иисуса Христа с Самарянкою началась тем, что Он просил у Самарянки пить. При этом Самарянка удивилась, как это Он, будучи Иудей, просит пить у нее, Самарянки. Что за причина этого удивления? Затем в разговоре Иисус Христос сам вызывается дать Самарянке воду живую. Что это за вода? Самаряне, как мы уже сказали, были полуеврейской и полуязыческой веры, потому Евреи и презирали Самарян, считали их нечистыми, как язычников, даже не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянка думала, что под живою водою Иисус Христос разумеет свежую ключевую воду. Но Иисус Христос «живою водою» называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в Царствие Небесном, как Он Сам объяснил ей далее в разговоре. Затем в беседе с Самарянкою Иисус Христос указал тайну её жизни – её замужество за пятерыми мужьями, из чего она конечно узнала, что Иисус Христос не простой человек, а пророк, и предложила Ему разрешить следующий религиозный вопрос: " Отцы наши, – т. е. Самаряне, – покланялись на этой (находившейся близ колодезя, где происходила беседа) горе, а вы, – т. е. Евреи, – говорите, что... должно поклоняться только в Иерусалиме». Что это за вопрос? И каким образом Самарянка могла быть в замужестве за пятерыми мужьями? Самарянка могла быть в замужестве за пятью мужьями таким образом, что они все скоро, один за другими, умирали, а у Евреев к тому же был закон, что жену, оставшуюся бездетною, должен брать за себя в замужество брат или ближайший родственник умершего её мужа. (Наш христианский Закон позволяет не более троебрачия). Вопрос же, предложенный Самарянкою Иисус Христу, касался того, чье богослужение лучше и угоднее Богу: самарянское или еврейское, так как у Евреев с Самарянами был спор об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Прежде всего мы видим, что христианское учение признает в женщине все те права и достоинства, какие свойственны человеку вообще. Так, в умственном отношении она стоит, по учению новозаветному, ничуть не ниже мужчины. Божественный Основатель христианства, по повествованию святых евангелистов, признавал за ней одинаковую с мужчиной способность и право слушать и усвоять те высокие евангельские истины, которые необходимы для всех людей, и тем указывал в ней общечеловеческие достоинства. Тогда как прежде женщина открыто считалась неспособной в сфере высших знаний, Иисус Христос и женщинам раскрывает главные и важнейшие предметы Своего учения. Наилучший пример в этом отношении представляет продолжительная беседа Иисуса Христа с женой самарянкой ( Ин. 4, 1–42 ). Несмотря на некоторое непонимание и недоумения самарянки, столь естественные для нее в отношении духовных предметов, Спаситель с полным признанием за ней способности к духовному просвещению постепенно разъясняет ей таинственное значение нечувственной воды как источника духовной благодатной жизни; мало-помалу обнаруженным даром сверхъестественного ведения сокровенных тайн из жизни самарянки возбуждает в ней благоговение к Себе; затем преподает собеседнице возвышенные понятия о месте поклонения Богу, истинном и духовном служении Ему; и наконец сообщает ей, что таинственный собеседник ее есть Сам Мессия. В другой раз сестра Лазаря Марфа была посвящена Иисусом Христом в еще более высокие тайны Его учения: она узнает от Него, что Он есть Сам Бог, Источник вечной жизни для верующих, и силен разрушить смерть ( Ин. 11, 23–26 ). Как доказательство точного понимания христианских истин и женщиной, достойно внимания исповедание Марфой Иисуса Христа Сыном Божиим ( Ин. 11, 27 ), совершенно равносильное исповеданию Петра ( Мф. 16, 16 ). Затем, некоторая укоризна Марфе, предавшейся хозяйственной суетливости, хлопотам о приготовлении угощения Дорогому Гостю, и похвала Марии, с усердием слушавшей спасительное учение Иисуса Христа ( Лк. 10, 38–42 ), достаточно ясно показывают, что Спаситель для женщины прежде всего и выше всего поставляет высшие духовные интересы, удовлетворение существенным потребностям души, а не служение только обычным житейским интересам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Женщина же сказала: «у меня нет мужа». Тогда Иисус Христос сказал ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши покланялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризин , где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме». Иисус Христос ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу (Небесному). Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев (т. е. что до сих пор только у иудеев была истинная вера, у них одних богослужение совершалось правильное, угодное Богу). Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух (невидимый, бестелесный), и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» . Т. е. истинная и угодная Богу служба есть такая, когда люди покланяются Отцу Небесному не одним только телом и не одними только наружными знаками и словами, а всем своим существом, – всею душою, – истинно веруют в Бога, любят и почитают Его и, своими добрыми делами и милосердием к ближним, исполняют волю Божию. Услышав новое учение, Самарянка сказала Иисусу Христу: «знаю, что придет Мессия , то есть Христос ; когда Он придет, то возвестит нам все», т. е. научит нас всему. Тогда Иисус Христос сказал ей: «Мессия – это Я, Который говорю с тобою» . В это время вернулись ученики Спасителя, и удивились, что Он разговаривал с женщиною-самарянкою. Однако же ни один из них не спросил Спасителя о чем Он говорил с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

К числу картин на античные сюжеты, переосмысленных в христианском духе, относятся изображения Горгоны-Медузы, сцены из поэм Гомера, изображения Орфея с лирой. В раннехристианской литературе (в частности, у Климента Александрийского ) Орфей нередко выступал в качестве прообраза Христа: подобно тому как Орфей укрощал зверей игрой на лире, Христос покоряет людей через слово Евангелия. В то же время Орфей воспринимался как греческая параллель библейскому псалмопевцу Давиду. На фреске в катакомбах Домициллы Орфей изображен сидящим на камне с лирой в руках; вокруг него располагаются птицы и животные (голуби, павлин, змея, лошадь, лев, овца, черепаха, заяц), слушающие его пение. Фигура Орфея вписана в восьмиугольник, по краям которого расположены сцены декоративного характера, а также сцены из библейской истории: Даниил во рву львином, Моисей, изводящий воду из скалы, воскрешение Лазаря. Таким образом, в сознании живописца образ Орфея неотделим от истории спасения. В этой фреске древний живописец воплотил в красках раннехристианское понимание античной философии и мифологии как «детоводителя ко Христу». Наконец, заметное место в живописи катакомб занимают ветхозаветные и христианские сюжеты. Наиболее распространенные сюжеты из Ветхого Завета: Ной в ковчеге; жертвоприношение Авраама; Иона, поглощаемый китом; Иона, выбрасываемый китом на берег; Даниил, окруженный львами; Моисей, изводящий воду из скалы; Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной. В числе новозаветных сюжетов: поклонение волхвов; беседа Христа с самарянкой; воскрешение Лазаря; насыщение народа хлебами и рыбой. Некоторые притчи Христа, в частности о сеятеле, о десяти девах, также нашли отражение в живописи катакомб. Если рассматривать катакомбы как единый ансамбль, а в их настенных росписях видеть единую программу, то центральной фигурой этой программы оказывается Христос. Изображения Христа в катакомбах могут быть разделены на три категории: символические (в виде агнца, Доброго Пастыря и т.д.); в виде молодого человека греко-римского типа, с короткими волосами и без бороды (условно назовем этот тип изображения Христа «античным»); в виде человека средних лет с бородой и удлиненными волосами (назовем этот тип «иконографическим»). «Античный» тип Христа присутствует во фресках II–IV веков, в частности в сцене беседы Христа с самарянкой из катакомб на Виа Дино Компаньи; в мозаичной сцене воскрешения Лазаря из катакомб Домициллы; в изображении Христа с апостолами из тех же катакомб. «Иконографический» тип встречается в целом ряде других фресок начиная с конца IV века. Наиболее ранняя из известных науке подобных фресок находится в катакомбах Коммодиллы: здесь Христос представлен с длинной бородой, длинными вьющимися волосами; Его взор устремлен не на зрителя, а в сторону. Этот тип более позднего происхождения, чем «античный»: он получает широкое распространение в послеконстантиновскую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Владыка, вот вы сказали, – " утром встал, помолился " . Сейчас идет Рождественский пост, благословляется усиленно молиться, но мы, мирские люди, обычно оправдываем себя – нам некогда, мы так устали... У вас же – такой плотный график. А какое у вас молитвенное правило? – Часто приходится слышать такую фразу – " нужно вычитать правило " . Между тем в самом этом словосочетании заложена некая формальность, лишающая молитву духа общения. А ведь молитва – это в первую очередь общение. Приведу пример, – уж простите за такое сравнение, – того, как общаюсь с моей мамой. Она живет далеко, я не могу ее видеть часто, но каждый Божий день общаюсь с нею. Для этого достаточно молитвы, – я знаю, что и она обо мне молится, – и телефона. А также некоего внутреннего сосредоточения, когда в течение дня ты мысленно продолжаешь начатый утром по телефону разговор, а вечером заканчиваешь его – опять же по телефону. Опыт отношений между людьми вполне соответствует и нашему духовному опыту. Молитва " Отче наш " , глава Священного Евангелия, прочитанная утром, продолжают переживаться, пока ты едешь в машине или куда-то идешь. Евангельский образ сохраняется у тебя в сердце. Ты пытаешься найти ответы на вопросы, услышанные в сегодняшнем Евангелии и адресованные именно тебе. Продолжая размышление над словами Священного Евангелия, ты продолжаешь молиться, – это тоже молитвенное делание. И делание это очень сильно влияет и на твою, говоря светским языком, профессиональную деятельность. Ты готовишься к совещанию и готов расставить все точки над " i " , сделав это жёстко и строго, – а может быть, даже излишне строго. Но вот накануне утром ты читаешь Евангелие – беседу Христа Спасителя с самарянкой, – и этот образ, живя в тебе, всё меняет. Сколько смирения было у Христа Спасителя! Самарянка упрекает его – Ты ли со мной говоришь? А Он, несмотря на упреки, продолжает с ней общаться. И тут ты понимаешь: а ведь это смирение не только ради нее было, но и тебе сегодня – хороший урок. И вот, было готовый к схватке, ты приезжаешь на совещание, но начинаешь вспоминать этот образ, и совсем беседа идет по-другому. И вдруг ты делаешь еще одно открытие: пойдя в другом ключе, эта беседа принесла больше пользы, потому что ты не только высказал свое недоумение, но и помог человеку выкарабкаться из возмутившей тебя ситуации. Вот – иллюстрация, списанная со вчерашнего дня жизни.

http://religare.ru/2_98545.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010