Подпишитесь на наш Телеграм Двое жаждущих: беседа с самарянкой о Воде Живой Протоиерей Владимир Хулап: жажда объединяет Христа и самарянку. Она показывает, что у Бога и у человека намного больше общего, чем мы можем себе представить на первый взгляд. Бог, который не исполняет желания, должен быть сожжен? Мария Пискунова: фильм «Амадей» Милоша Формана как отражение святоотеческого учения о грехах. Страх, одиночество, нереализованность — или искренняя любовь к Богу? Топ-10 потребностей, ведущих к воцерковлению Евгения Новосельцева: потребности и эмоции, которые мы не признаем, не принимаем, могут нами неосознанно управлять. Человек думает, что пришел в храм от чистой любви к Богу, а через несколько лет в разочаровании уходит, не понимая причину. Бог является ключом нашей цельности Митрополит Антоний Сурожский: когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет. Когда Бог отвечает молчанием Протоиерей Димитрий Сизоненко: бывает гораздо важнее не искать внешнюю силу, Бога всемогущего, а понять, что ты, оказавшись рядом с человеком в беде, сам можешь совершить нечто удивительное по человеческой глубине и насыщенности. Не люба миру правда Господня: феномен священноисповедника Виктора (Островидова) Григорий Шеянов: 2 мая (19 апреля ст. ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Триады о Кьеркегоре: к 210-летию частного мыслителя, иронического теолога, изощренного писателя Владимир Шалларь: несколько точек входа в творчество великого христианского философа. Добавили собрание сочинений Ивана Тургенева, а также соответствующие аудиокниги: Иван Тургенев — один из столпов «великой русской литературы», интересный тем, что, в отличие от других«великих русских писателей» (Гоголь, Достоевский, Толстой), религиозность Тургенева — крайне неоднозначная тема: антирелигиозный писатель? не интересующийся религиозными проблемами? — дискутируемый вопрос, вот несколько мнений:

http://blog.predanie.ru/article/proza-i-...

Председатель ОВЦС сослужил Блаженнейшему Митрополиту Тихону за Божественной литургией в кафедральном соборе Православной Церкви в Америке 15 мая 2017 г. 19:06 14 мая 2017 года Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Вашингтона. Предстоятелю Православной Церкви в Америке сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн , епископ Санта-Розский Даниил. В богослужении также участвовали члены делегации Русской Православной Церкви на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан: заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич и проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин); клирик Патриарших приходов в США протоиерей Ярослав Лутошкин, а также клирики Николаевского собора. За богослужением молился бывший представитель Православной Церкви в Америке в Москве протопресвитер Даниил Губяк. По окончании чтения Евангелия митрополит Иларион произнес проповедь: «Христос Воскресе! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о встрече Спасителя с самарянкой и их беседе. Очевидно, что беседа эта, случившаяся по дороге через Самарию в Галилею, близ города Сихарь, произвела большое впечатление на апостолов, потому что евангелист Иоанн передает ее содержание в подробностях. Сохранились изображения этой встречи и в древнейших христианских катакомбах, что еще раз говорит о том, какое значение имел этот евангельский сюжет для первых христиан. Самаряне родственны иудеям по происхождению, языку и культуре, но в вере между ними были глубокие различия: признавая Закон и Пятикнижие Моисеево, самаряне были склонны и к почитанию языческих богов. По этой причине иудеи, вернувшись из Вавилонского плена, не допустили их к восстановлению Иерусалимского храма, и самаряне построили себе свой храм, на горе Гаризим. Это место было выбрано ими не случайно: гору Гаризим, вместе с горой Гевал, избрал Моисей для ежегодного чтения Закона всему собранию народа Израилева (Втор. 27:12). Здесь же, у подножия Гаризим, сохранился до наших дней и тот древний колодец, который, по преданию, был высечен еще ветхозаветным патриархом Иаковом, и у которого самарянская женщина встретила Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/4893608.ht...

Состоялась встреча Патриарха Алексия с Президентом В.В. Путиным 10 июня 2005 г. 15:12 Президент В.В. Путин поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с юбилеем и подарил Святейшему Патриарху картину — копию работы академика Семирадского «Беседа Христа с самарянкой». В свою очередь Патриарх Алексий преподнес в дар Президенту подарочное издание книги «Патриархи Московские и всея Руси». Два уникальных подарочных экземпляра были специально изготовлены для Святейшего Патриарха и Президента России в художественных мастерских Русской Православной Церкви «Софрино». В ходе полуторачасовой беседы были обсуждены различные вопросы, касающиеся сотрудничества Православной Церкви и государства. Участие в социальных программах, сохранение культурных ценностей, поддержка наших соотечественников за рубежом — это сферы, в которых деятельность Русской Православной Церкви находит понимание и всестороннюю поддержку государства. Президент России В.В. Путин, в частности, сказал: «Позвольте мне сердечно поприветствовать Вас, поздравить и высказать слова самого искреннего уважения и благодарности за то, что Вы и Русская Православная Церковь делаете для межконфессионального согласия и духовного возрождения нашей страны. Я знаю, как непросто приходится Церкви, особенно, трудно было в первые годы возрождения, когда она выходила из разрухи. Знаю, как непросто было верующим православным людям. Я никогда не забуду, Ваше Святейшество, наши разговоры с Вами, именно об этом, когда Вы неоднократно возвращались к трудному положению рядовых граждан нашей страны — прихожан Русской Православной Церкви и верующих других конфессий. Церковь, как никакая другая организация, чувствует это, поскольку работает с людьми. Церковь ближе всего к людям, дает людям надежду, и этот настрой на моральную поддержку очень важен для нас. Я хочу Вас поблагодарить за то, что Вы делаете и внутри страны, и на международной арене, что для нас тоже важно, поскольку это укрепляет и делает более эффективными усилия нашей страны на международной арене, повышает международный авторитет России.

http://patriarchia.ru/db/text/24296.html

Фото: public domain      Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина-самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудеем, просит у нее пить. Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, как его нужно просить. Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться. Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь, — богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущено нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества и, главное, приблизиться к Богу.

http://pravoslavie.ru/139607.html

Беседа с самарянкой Мы читаем об этом накануне Великого поста . Но вспоминать об этом стоит во все дни года. А именно – о добрых делах, могущих поставить человека одесную Христа на Страшном суде. Там, помните, ни слова о грехах. Там речь идет о практической и всем доступной добродетели: накормить, приютить, одеть, посетить в больнице или месте заключения. Этот нехитрый перечень несомненно добрых дел есть одновременно целый революционный переворот сознания. В том дело, что карать-то нужно закоренелых грешников и неисправимых злодеев. Так ведь? Так! – отвечает ленивая и чуждая благодати бытовая мысль. Но все не совсем так, и этот Евангельский текст говорит нам о том, что для билета в ад в один конец достаточно всего лишь отсутствия практических дел милосердия. Не говори: «Я ничего не отнял». Говори, что ты отдал. Не говори: «Я никого не раздел». Скажи, кого ты одел от своих трудов. И так во всем остальном. Ты не отнимал хлеб. Молодчина! Но если не кормил никого, то будь любезен, стань налево, среди козлищ. Христос показывает, что Он не обязан вести скрупулезный учет твоих и моих поползновений и падений. Он и это сделает, если захочет. Ему слава! Но в данном месте Писания Он желает найти практическую добродетель в душе. Если ее нет, то отсутствие грехов – не гарантия безопасности. Даже при отсутствии грехов пустой в добродетели человек отсылается в огонь вечный к диаволу и аггелам его. Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку как воздух Говорят: «Я ничего плохого не делал». Но если кусок земли имеешь, то ведь не хвалишься, говоря: «У меня здесь ничего не растет». Наоборот, разбей огород, посади деревья или цветы. Сделай что-то. Земля украшенная и обработанная, а не пустующая хвалит хозяина. То же и с бедной душенькой. Итак, ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку как воздух. А чтобы подстегнуть душу к простому и необходимому доброделанию, усмотрим Христа Спасителя, усмотрим лично Его во всех или в большинстве поименованных состояний, взывающих к милости.

http://pravoslavie.ru/112960.html

Вопрос: В евангелие от Иоанна, описано, что первый Апостол сам последовал за Иисусом Христом, будучи при этом учеником Иоанна Предтечи. А в других Евангелие написано, что Христос призвал своих первых Апостолов, в то время как они ловили рыбу. Хотелось бы также спросить Вашего совета, какие толкования можно почитать по вопросам некоторых расхождений в Евангелиях, чтобы не отрывать Вашего времени подобными вопросами, так как я уверен, что ответы на подобные вопросы есть и известны многим. Заранее огромное спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Земное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось три года. Только на втором году Своего служения после второго хождения в Иерусалим на Пасху Он избрал 12 апостолов (Мф.10:2; Мк.3:16; Лк.6:14) – самых близких учеников, которых Он  готовил проповедовать Благую Весть и свидетельствовать миру о Воскресшем Учителе. Все предшествовавшее этому время постепенно формировался и расширялся круг Его последователей, из которых Он и избрал апостолов. То, что рассказывает евангелист Иоанн Богослов в начале (1:35-51) можно назвать встречей и знакомством двух будущих апостолов со своим Учителем. Имя одного – Андрей (1:40). Поэтому он получил звание Первозванный. Имя другого не названо, но исследователи уверенно полагают, что это был Иоанн Богослов, никогда не называющий себя по имени в рассказах о тех событиях, в которых участвует. Из дальнейшего повествования евангелистов видно, что они, узнав об Иисусе и приобретя первые знания об Его учении, вернулись к своим обычным занятиям – рыбной ловле. Нужно было, чтобы прошло некоторое время, и эти первые ученики стали окончательно способными стать постоянными спутниками, а позже принять крест апостольского служения. После встречи Иисуса на Иордане с первыми последователями были события, которые подробно описывают евангелисты. В Канне Галилейской Господь превратил воду в вино (Ин.2:1-11). Затем Он ходил в Иудею на праздник Пасхи и изгнал торжников из храма (Ин.2:13-25). В Иерусалиме Спаситель беседовал с Никодимом (Ин.3:1-21). Затем была встреча и беседа с самарянкой в городе Сихарь у колодца  Иакова. После возвращения в Галилею Иисус второй раз посетил Кану Галилейскую, а затем пришел в Капернаум, где исцелил сына царедворца (Ин.4:46-54). Капернаум Спаситель избрал местом своего пребывания. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Проходя близ моря Галилейского,  Он увидел четырех рыбаков (Симона, Андрея, Иакова и Иоанна). Теперь Господь призвал этих первых Своих последователей оставить прежние занятия и идти за Ним.     Согласованию четырех Евангелий уделяют внимание все авторитетные экзегеты: святитель Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт, Евфимий Зигабен, еп. Михаил (Лузин), архиеп. Аверкий (Таушев), Б.И.Гладков. Есть специальный труд: Блаж. Августин. Согласование Евангелистов. 6 октября 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ» «Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в. «Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в. название иконографического сюжета, в основе к-рого лежит евангельский рассказ о встрече Спасителя с самарянкой около колодца Иакова (Ин 4. 4). В раннехрист. искусстве это одна из самых распространенных композиций, имеющая сотериологическое значение. Изображение буквально следует тексту: представлены молодая женщина, достающая из колодца сосуд с водой, и стоящий по др. сторону колодца обращающийся к ней Иисус Христос. Наиболее ранние примеры - роспись в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250; сохранилось только изображение самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина, IV в., рельефы саркофагов, резная пластина кафедры Максимиана, VI в. (Архиепископский музей. Равенна). Начиная с VI в. композиция неск. меняется - Христос изображается сидящим у колодца, самарянка со вниманием слушает Его (мозаики ц. Сант-Аполлинаре Нуово, VI в., Равенна, миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56, 586 г., миниатюра из Слов Григория Богослова (Назианзина) - Paris. gr. 510, 880-883 гг.). Сцена повторяется почти без изменений в миниатюрах лицевых Евангелий, росписях и иконах XII-XIV вв., причем усиливается акцент на учительном значении сцены (в росписи алтарного свода новгородской ц. Феодора Стратилата, 80-е гг. XIV в.). Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/78226.html

Беседа с самарянкой (см.: Ин 4, 1–54) Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.      Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным. В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

http://pravoslavie.ru/104234.html

Наконец и о последствиях беседы с Никодимом евангелист ничего не говорит, очевидно указуя тем на то, что Никодим мог и уверовать во Христа и сделаться врагом Его. И впоследствии, хотя он и правдиво и сочувственно относится ко Христу, но Евангелист не называет его учеником Господа, дажей тайным, как Иосифа из Аримафеи (7, 48–50, – 19, 38–39 ср. 12, 42–43). По преданию, Никодим сделался полным учеником Христа уже после вознесения. Беседа с Самарянкою, напротив, происходит в Самарии, в Сихемской плодоносной долине, у колодца Иаковлева, среди зеленеющих полей, залитых полнодневным сиянием солнца. Самарянка – это наивная, добродушная, простосердечная, конечно необразованная, полная сил поселянка, зашежшая быть может с полевых работ за водою к чтимому колодцу, – не совсем безупречного образа жизни, но благочестивая, исполненная веры в Мессию, как Устроителя новой религии и Нового Завета, и чистосердечно сознающаяся в своем грехе. Прервав непонятную для Самарянки речь о воде жизни, Христос открывает ей ее грех и вызывает в ней веру в Себя как Пророка, могущего научить ее истинному богопочитанию и религии. Наконец Господь прямо открывается Самарянке как Мессия-Христос: Я есмь, Говорящий тебе. Личность и слова Беседующего вызывают в Самарянке быструю и порывистую веру, наполняющую восторгом се ее духовное существо, так что она забывает даже о цели своего прихода к колодезю и, оставив водонос, бежит в город к своим землякам с радостною ветвью. Взволнованные словами женщины, жители Сихаря спешат к колодезю Иаковлеву и веруют, что Он истинно Спаситель мира Христос. Однако ж эта порывистая и быстрая вера не есть окончательная победа света над тьмою. Уверовав во Христа, Самарянка в то же время ищет еще себе опоры в общественном мнении, – ей нужно, чтобы и другие пошли и посмотрели человека, сказавшего ей все, что она сделала: не Он ли Христос? Также и другие жители Самарянского селения, поддавшись непродолжительному увлечению веры под непосредственным действием богочеловеческой личности Господа, могли потом утратить эту веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Сихем лежит к северу от горы Гаризим, в долине, которая отделяет ее от горы Гевал. Краткая историческая справка – Самария: Название Самария означает “сторожевое место” или “сторожевая башня”. Самарией называлась центральная область земли Ханаанской, граничащая с Галилеею на север и с Иудеею на юг. Здесь заключались уделы части колена Ефремова и Манассиина, а в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская. В области Арефсской находились город Кесария и гора Кармил, а в Наблусской – Сихем и город Самария. Имя Самарян носит тот народ, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Поселенцы царя смешались между собою и вступили в браки с дочерьми оставшихся Израильтян. Так Самаряне отличались как от Иудеев, так и от язычников. На горе Гаризим они соорудили свой собственный храм. Они приняли Пятикнижие Моисеево и вместе с тем делали себе языческих идолов. Самаряне также ожидали Мессию, что видно из беседы Господа с самарянкой. Сегодня Самаряне имеют список Пятикнижия Моисеева, написанный во времена начала жизни Израильтян в Земле Обетованной Авишуем ( 1Пар. 6, 45–50 ), четвертым первосвященником Иудейским, сыном Финееса, внуком первосвященника Елеазара, правнуком Аарона. Ныне на горе Гаризим находятся руины древнего храма и синагоги. 12 часов Ин. 4, 4–42 : Беседа с самарянкой 404 . Обращение самарян. Ин. 4, 43–45 : Следование Иисуса Христа в Галилею. Пророчество о служении в Галилеи: Ис. 9, 1–2 : “Прежнее время умалило землю Завулонову 405 и землю Неффалимову 406 ; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет”. Галилея Лк. 4, 14–15 : Начало проповеди в Галилее. Радостное восприятие слов Спасителя. 27 или 28 год по Р.Х. Кана Ин. 4, 46–54 : Исцеление 407 сына капернаумского царедворца 408 . 28 год по Р.Х. Назарет Лк. 4, 16–30 : Проповедь 409 Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить 410 Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010