На храмовом образе св. Предтеча Иоанн изображен с крыльями, как во исполнение пророчества (Мал. 3,1), так и в означение его равноангельской жизни, и во всегдашнее воспоминание тамошним насельникам о подражании бывшему, подобно им, человеком, а пожившему по-ангельски. В верхнем поясе иконостаса, по частям, изображен лик Апостолов, идущих на проповедь Евангельскую. Иконостас сей устроен иждивением Тульского помещика Павла Николаевича Хрущова; иконы, его составляющия, писаны в Твери, на сумму, пожертвованную Почетным Гражданином Д.В. Брюзгиным. Первоначальный же иконостас Скитской церкви был пожертвован Преосвященным Епископом Филаретом, тот самый, который он устроивал для своей домовой Архиерейской церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре. Настоящий иконостас, кроме золоченой по белому полю резьбы, украшен во всю свою вышину колоннами Коринфского ордена, позолоченными при последнем обновлении церкви в 1860 году, – когда также были, частью исправлены по прежним очеркам, а частью написаны вновь св. изображения, украшающие плоский потолок и стены лепообразной церкви. На потолке изображена св. Троица, окруженная ликом Херувимов, Серафимов и Ангелов; из которых два держат знамение нашего спасения, Животворящий Крест; один изображен с кадильницею, другие держащими в руках орудия достопокланяемых страстей Христовых. Под карнизом, с южной стороны, в пяти, красиво обрамленных, местах изображены: 1) Воскресение Христово, 2) Осязание Фомы, 3) Явление Ангела Мироносицам, 4) Исцеление разслабленного при купели Силоамской, и 5) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи; под ними, возле южных дверей, изображен св. Пророк Илия. С северной стороны, под карнизом (в симметрии с южною): 1) Беседа Спасителя с Самарянкою при колодезе, 2) Исцеление брением слепорожденного, 3) Рождество Предтечи Господня, 4) Явление Ангела Захарии в олтаре кадильном и 5) Воскресение Лазаря; под ними, возле северных дверей – изображена св. Равноапостольная Мария Магдалина. На западной стене, над входной дверью, Собор Преподобных Отцев: Исаия отшельник, Феодор Студит, Марк подвижник, Симеон новый Богослов, (в средине) Иоанн Лествичник, Сергий Радонежский, Елеазар Анзерский, Пафнутий Боровский и Нил Сорский; возле них – к северной стороне: Св. Исаак Сирин и Макарий Египетский; ниже их: Варсануфий Великий, Преподобный Иоанн (пророк) и среди их Авва Дорофей. По другую сторону двери на той же стене: копия с знаменитой картины Иванова – явление миру Христа Спасителя; – копия несколько измененная (изменение состоит главным образом в прикрытии приличною одеждою фигур, представленных на картине Иванова обнаженными – для живописного эффекта). А на южной стене, в том же юго-западном углу, во всю стену изображен так называемый Собор св. Иоанна Предтечи Господня, то есть, крещение им во Иордане приходивших к нему.

http://sobory.ru/article/?object=05222

Об этом всякий может судить по луне; она, будучи гораздо больше звезд, кажется близкою для каждого из обитателей вселенной, рассеянных по всей земной широте. Так скажи же, как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? Это самое дает разуметь и евангелист, говоря: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф. 2:9 ). Видишь, сколько доказательств на то, что эта звезда была необыкновенная, и явилась не по законам внешней природы. 3. Но для чего она явилась? Для того, чтобы обличить нечувствительных иудеев, и лишить их – неблагодарных – всякого способа к оправданию. Так как цель пришествия Христова была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе, и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая чрез чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, – Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемуся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков. Бог сделал это для того, чтобы дать им вернейший способ убедиться, если будут благоразумны, или лишить всякого оправдания, если будут упорны. В самом деле, что могут сказать в свое оправдание иудеи, не принявшие Христа после столь многих пророческих доказательств, видя волхвов, которые по явлению только звезды приняли Его, и поклонились явившемуся? Итак, с волхвами Бог поступил так же, как с ниневитянами, к которым послал Иону, так же, как с самарянкою и хананеянкою. Потому и сказано: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят» и: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит» род сей ( Мф. 12:41–42 ), – потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему. Ты спросишь, для чего Бог привел волхвов к Христу таким явлением? А как же бы надлежало? Послать пророков? Но волхвы пророков не приняли бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По краям сени было по три херувима на каждой стороне и по углам стояли четыре ангела: два с трубами и два с рипидами; на самой кровле сени с восточной и западной сторон был устроено по одному деревянному голубю с позолоченными сияниями. Жертвенник находился в северном полукружии и устроен был на подобие шкафа с стеклянными дверцами. В верхней части жертвенника было изображение Распятия Господня, над жертвенником трехугольник с сияниями - солнцем, луною и звездами, а внизу жертвоприношение Авеля и Канна. В иконостасе южнаго придельнаго Преображенскаго храма, кроме местных икон, во второй линии были в клеймах восемь изображений из истории Страданий Христовых и образ Усекновения главы Иоанна Предтечи. Над диаконскими дверями две шестиугольных иконы с ликами пророков. В верхней части иконостаса в двух клеймах лики пророков и праотцев, и в двух киотах изображения входа Господа во Иерусалим и Воздвижения Честнаго Креста. В панелях под местными иконами были 9 разных изображений из евангельской истории, напр.: Уверение Фомы, блудница, помазавшая ноги Спасителя миром, беседа Христа с Самарянкою, плавание Апостолов по Галилейскому озеру со Христом и др. Иконостас главнаго Троицкаго Собора был четырехъярусный, столярной гладкой работы, выкрашен зеленою краскою, исключая карнизов, - рам у икон и киотов, которые были вызолочены. Во втором ярусе, кроме обычных икон, у южной стороны были образа: „1) Егда рече Господь к жидам, кого ищете“. 2) „Егда бияху Его связаннаго прегибающе колена“, и у северной: омовение ног и отвержение Петра. Над тайною вечерию находился образ Спасителя в молении, а над последним трехугольник с золоченым сиянием и в нем надпись: о Феос. По обеим сторонам южной (диаконской) двери на особых косяках стояло по ангелу; из них один держит лестницу, другой - губу и трость, у северной двери - один с молотом, другой - с гвоздием. У ближайшаго к иконостасу столпа с правой стороны устроено было офицерское место с решеткою; у соответствующаго же столпа с левой стороны стояла кафедра для проповедников о нескольких ступеньках, поддерживаемая резною фигурою человека.

http://sobory.ru/article/?object=28912

По утверждению обители Священным синодом, первой настоятельницей монастыря стала игуменья монахиня Серафима (Санталова), игуменство которой длилось недолго. Вскоре настоятельницей обители была назначена монахиня Мария Магдалена (Кашкина). Сбор средств на развитие монастыря вёлся с первых дней назначения игумена Севастиана настоятелем храма. Средства и помощь поступали от прихожан храма, от духовных чад отца Севастиана. Поступали средства и от личного сбора от населения. Несколько послушниц выезжали и уходили в разные города Украины, России, Белоруссии. Это был нелёгкий труд. Часто поруганные, униженные и оскорблённые, и в холод и в зной, и в дождь и в ветер, хранимые Богом, они прошли от северных рубежей Украины до южных берегов Крыма и до Дальнего Востока в России. Это был подвиг. На собранные и пожертвованные средства в 1997 г. был построен и освящён первый монашеский жилой корпус для насельниц обители, восстановлено здание для трапезной и кухни, построены вспомогательные помещения и хозяйственный двор. Усердные молитвы и старания по восстановлению и развитию Свято-Борисо-Глебской женской обители были отмечены Богом. Милость и благословение Божье монастырь ощутил вновь. Так 18 июля 1997 г. после проведения Божественной литургии и молебна в честь преподобного Сергия Радонежского, игумен Севастиан, выйдя из храма, водрузил свой крест в землю и сказал: «здесь будет колодец». Приглашённые специалисты после тщательных исследований и измерений с удивлением вынуждены были подтвердить правильность выбора источника подземных вод. Но какое было удивление специалистов, когда выяснилось, что в этом месте, у храма, стекаются три ключа подземных вод. Вырытый колодец был освящён игуменом Севастианом. К радости насельниц монастыря, паломников и мирян, вода этого Богом определённого колодца имеет не только освежающий, приятный вкус, ног она целебна. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется. Каждый может легко представить, что у монастыря большая потребность в воде: в приготовлении пищи, для различных хозяйственных работ, для полива посаженных клумб, первых угодий. Ранее в воде монастырь испытывал большую нужду и неудобства. Приходилось носить воду из села в вёдрах на коромыслах. Сейчас проблема с водой в прошлом. По мере необходимости она используется во всех потребностях монастыря, её берут паломники, приходят и боголюбивые миряне из села. Всем хватает. Позднее в благодарение к милости Божьей и по благословению игумена Севастиана харьковским художником Николаем Масемой был расписан колодец. Центральными росписями колодца являются изображения Евангельских повествований: «беседа господа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой», святые страстотерпцы Борис и Глеб и образ нерукотворного Спаса. О нём дальнейший рассказ.

http://sobory.ru/article/?object=03878

Такое сожительство воспрещалось законом; поэтому, грозный обличитель грешников, Иоанн Креститель, упрекал Ирода в совершении явного беззакония. За это Иродиада смотрела на Иоанна, как на врага своего; она возненавидела его и задумала избавиться от него убийством. Сама она не имела власти казнить ненавистного ей Пророка; и потому употребляла все свое влияние на любившего ее Ирода, чтобы склонить его на убийство или казнь Иоанна. Ирод по временам поддавался её влиянию, но каждый раз останавливался: народ почитал Иоанна, и потому убийство его могло вызвать народное волнение; кроме того, Ирод побаивался и сам этого Пророка, считая его святым; он даже оберегал его иногда от ненависти к нему фарисеев; он любил беседовать с ним, и многое делал по его советам. Однако, он не устоял в борьбе с злобною Иродиадой и, в угоду ей, заключил Иоанна в тюрьму, в Махероне. Услышав о взятии Иоанна под стражу, Иисус Христос не захотел оставаться в Иудее, и пошел с учениками в Галилею. 20. Беседа с самарянкой. Ин. 4:1–42 Направляясь в Галилею со Своими учениками, Иисус Христос проходил через Самарию; и остановился Он около города Сихаря (Сихема), у колодца, который (по преданию) был вырыт Иаковом. Самария составляла прежде часть царства Израильского; но когда это царство было покорено царем Ассирийским, то большая часть населявших его евреев была отведена в плен в Ассирию; а на их место переселены были язычники из разных городов Ассирии. От смешения этих переселенцев с остававшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли из ветхозаветных книг только пятикнижие Моисея; поклонялись они Иегове, но не оставляли служения и своим богам. Они построили себе особый храм на горе Гаризиме, который был разрушен Иоанном Гирканом в 130 году до Рождества Христова. Евреи считали их хуже язычников, не принимали их в свое общество и не входили с ними ни в какие сношения. Остановясь у колодца Иакова, Иисус сел отдохнуть а ученики Его пошли в город купить пищи. В их отсутствие пришла из города женщина за водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Так беседа, которая начиналась со слов о воде, колодце, черпаке, внезапно оборачивается наставлением о духовной природе Божества и о умном, совершаемом в духе служении. Женщина сказала: знаю, что когда придет Христос, то Он возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я. Выражение “это я” способно произвести различное впечатление в зависимости от того, кто его произносит, например, твой школьный товарищ или учитель, коллега по работе или директор. Но услышать “это Я” от Бога не просто страшно и беспредельно величественно — есть колоссальная разница между человеческим “это я”, и тем, как “это Я” произносит Бог. «Это Я”, славянское “Аз есмь” — это имя, с которым в громе и молнии является Бог на Синае. “Это Я” (где Я с большой буквы) тождественно Богоявлению, и услышать его можно только в духе и истине, потому что все прочее не является этим Самым Божественным Я. Чуть позже, когда ученики, купив пищи, возвращаются ко Христу, они говорят: Равви, ешь. Но Господь отвечает им: у Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня. В чем же заключается эта воля? Воля Пославшего Меня, — говорит Господь в другом месте, — есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин 6:40). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Исполнить волю Отца — напоить живой водой, водой, текущей в жизнь вечную. Исполнить волю Отца — утолить жажду богопознания. Начиная беседовать с самарянкой, Господь сообразуется с человеческой природой, но сказать “это Я” Он может только как Бог. Во Христе нет никакого человеческого “я”; во Христе лишь одно Я, одна Личность — Божественная Личность Сына, предвечно рожденного от Отца. Если б ты знала дар Божий и Кто говорит с Тобой, — произносит Господь в начале Своей беседы. Сказав “это Я”, Он дает познать ей дар Божий — узнать в духе Того, Кто обращается к ней. И это познание целиком меняет жизнь человека. Вкусив воды жизни, Самарянка бросает свой водонос, бежит в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. А что она сделала? Что Он сказал ей? То, что она живет незаконно уже с шестым мужем. Спало бремя греха, и если раньше она боялась показаться на глаза, то теперь сама бежит к людям. Если раньше она скрывалась от стыда, то теперь она не хочет и думать о прошлом, но все ее мысли, вся ее радость в том, чтобы возвещать о Нем: пойдите, посмотрите, не Он ли Христос.

http://pravmir.ru/xristos-i-samaryanka/

Так вот, возвращаясь к беседе к самарянкой. Христос предлагает ей бросить это гнилое ведро, которым все равно воды не натаскаешь, и пойти вместе с Ним. И отец Сергий очень красиво эту историю повернул, сказав, что наше богословие часто похоже на тщательную реконструкцию и описание того самого ржавого ведра, которое мы исследуем со всех сторон. Мы исследуем его прочность, вот тут у него коррозия, вот тут вот такой изгиб, вот тут такой радиус. Мы тратим огромное количество времени и сил на то, чтобы зафиксировать то, без чего нас как бы призывают существовать дальше, и не просто спокойно, а в гораздо более лучшем состоянии. Вот так вот.  Возвращаясь к теме диалога. Вы предложили смотреть именно в суть вещей, но упомянули и тех, которым комфортно именно с этим ведром, комфортно с конструктором. И эти люди – тоже наши братья, наши сопричастники. Значит, все опять сводится к тому, что должен быть разговор. Вот чему я хотел сегодняшнюю нашу беседу посвятить – именно разговору, диалогу между людьми, которые по-разному смотрят. И как раз беседа с самарянкой дает отправную точку. Тем более, во вчерашнем чтении даже говорится, что Спаситель остался с самарянами и еретиками два дня и беседовал с ними. То есть мы видим, что все-таки у Христа есть диалог. Не просто идут два каких-то параллельных монолога, но Он отвечает, Он слышит и реагирует на то, что Ему говорят. И вот о ситуации с диалогом я бы хотел поговорить сегодня.  Да, конечно, с радостью. Что сегодня препятствует нам в диалоге? Я думаю, в первую очередь идеологизированность. Мы не сможем выстраивать диалог с другим человеком, когда в нашей голове уже есть все ответы на любые его вопросы. Диалог возможен, когда вы, условно говоря, вышли из вашего танка и тем самым обезоружили себя. Диалог возможен только из позиции определенной открытости и даже уязвимости, незащищенности. До тех пор пока вы под крепкой непробиваемой броней танка, никакого диалога не получится, потому что вы слишком в большой безопасности находитесь, вы боитесь другого человека, и вы никогда не вылезете из этого танка, зная, что вас могут застрелить. Но если вы вылезете, понимая, что есть такой риск, что ваш подстрелят, тем самым вы демонстрируете, что доверяете этому человеку и готовы даже, может быть, своей жизнью рискнуть, пробуя выстроить с ним отношения. Вот это есть подвиг доверия, подвиг веры. А когда диалогом называется односторонняя пальба из танка… Вообще-то, это не диалог, а военные действия, направленные на уничтожение противоположной стороны. 

http://bogoslov.ru/article/6028639

Мессия пришел именно для спасения всех людей, а не для суда: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3: 17 ) (ср.: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» – Ин. 12: 47 ). Но суд все равно совершается. Господь возвращается к начальной теме беседы с Никодимом – о личной ответственности человека: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» ( Ин. 3: 18 ). Суд Божий неминуем, но он будет в конце веков, как окончательное осуждение грешников, как «процедура», выявляющая правду. До этого суд над неверием совершается самим неверием. Как это? «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3: 19–21 ). Приход Христа в мир, как и действия Бога до Боговоплощения, вызвали разделение среди людей на верующих и не принимающих Его; выбор людей и есть суд. Чем завершается эта беседа, не сказано, но Никодим еще дважды упоминается в Евангелии в ситуациях, говорящих за себя: когда при других членах Синедриона он защищает Христа ( Ин. 7: 50–51 267 ) и когда открыто участвует в погребении позорно Распятого ( Ин. 19: 39 ). 3.2. Беседа с самарянкой Не так много в Евангелиях приведено бесед Христа с женщинами, но и среди этих бесед встреча с самарянкой выделяется, так как собеседница не только женщина (а беседовать с женщинами еврейские законоучители считали делом весьма недостойным), но и иноплеменница. Самаряне – мерзость для иудеев, и если иудеи хотели кого-то грубо оскорбить, то могли назвать самарянином (см.: Ин. 8: 48 ). Наконец, самарянка сменила шестерых мужей и живет в блуде. Но, сравнивая эту встречу с беседой Господа с Никодимом, мы видим очевидный контраст – первый, знаток закона и правил благочестия, боится верно понять Христа, вторая же, будучи иноверной и грешницей, открыта для благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Во время беседы Иисуса Христа с Самарянкою, когда апостолы возвратились из города с купленною пищею, то удивились беседе Иисуса Христа с женщиною. Почему же это они удивились? Затем, когда апостолы предлагали Иисусу Христу пищу, то Он, отказавшись от пищи из-за великой обязанности проповеди Евангелия, высказал им следующие слова: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». Как понимать эти слова Иисуса Христа? Ученики удивились беседе Иисус Христа с Самарянкою и потому, что Иудеи избегали беседы с Самарянами по вражде своей с ними, и потому, что Иисусу Христу, как великому учителю, не шло по их понятию разговаривать с простою женщиною. В сказанных словах апостолам Иисус Христос сравнивает посев хлеба с проповедыванием Евангелия. Вы, – как бы так говорил Иисус Христос апостолам, – говорите, что жатву хлеба нужно ждать четыре месяца после посева. Не так в духовном посеве и жатве: Я сейчас посеял слово Евангелия, и жатва готова – взгляните, сколько Самарян идет сюда из города, и смотрите, как они скоро созрели для веры. Если бы случилось, что один посеял, а другой пожал хлеб, то они оба вместе не стали бы радоваться: посеявший стал бы жалеть, что трудился не для себя, радовался бы один пожинающий. В духовном посеве и жатве не так: тут радуются и получают награду и те и другие. Вам, – обращается Иисус Христос к апостолам, – предлежит проповедывать о Мне, но уже пророки приготовили народ к принятию сей проповеди . Таким образом, вам приходится не сеять, как это делали пророки, а уже жать – собирать плоды. Таким образом вот и Самарян приготовили к принятию Меня пророки: Я обратил к вере Самарянку, а вам остается продолжать дело обращения других Самарян, как бы собирать готовые плоды. Но не смущайтесь: и сеятели, и жнецы получат награду за свой труд на Небе и все вместе будут радоваться со Мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О САМАРЯНЫНЕ Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею ( Ин. 4, 5–42 ). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе). В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной» 584 . Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О СЛЕПОМ В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме ( Ин. 7:2, 10:22 ) даровал зрение слепорожденному ( Ин. 9, 1–41 ). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет» 585 . Песнопения службы повествуют и о другом чуде – о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010