Но фарисеи не вразумлялись и повторяли свою поистине адскую, богохульную клевету, и потому Господь теперь восстал против нее со всею силою и в то же время со всею свойственною Ему кротостью, научая и нас поступать кротко со врагами, и защищать себя со всяким долготерпением. И, прежде всего, Он доказывает Свою Божественность тем, что открывает их тайные помышления; имеющему беса несвойственно показывать столь великую кротость и знать тайны сердечные. Он не обличает их злобы, но опровергает их возражения, предоставляя их собственной совести обличить их во лжи: НО VICYC, ЗНАЯ ПОМЫШЛЕНИЯ ИХ, СКАЗАЛ ИМ: ВСЯКОЕ ЦАРСТВО, РАЗДЕЛИВШЕЕСЯ САМО В СЕБЕ, ОПУСТЕЕТЬ: И ВСЯКИЙ ГОРОД ИЛИ ДОМ, РАЗДЕЛИВШИЙСЯ САМ В СЕБЕ, НЕ УСТОИТ. Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то, значит, между ними явилось несогласие, распря, и они воюют один против другого; если же так, то их сила погибла и рушилась. И ЕСЛИ САТАНА САТАНУ ИЗГОНЯЕТ (не сказал: бесов, а сатану, показывая, что между ними находится великое согласие), ТО ОН РАЗДЕЛИЛСЯ САМ С СОБОЮ: КАК ЖЕ УСТОИТ ЦАРСТВО ЭТО? И будет ли князь бесовский помогать человеку против своих же бесов? Возможно ли такое человеколюбие со стороны того, кто есть человекоубийца искони? Видите сами, как спешно ваше обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Если человек сам во власти бесов, то как он может изгонять их? Притом же изгоняю бесов не один Я. И ЕСЛИ Я СИЛОЮ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА ИЗГОНЯЮ БЕСОВ, если по-вашему, допустить это, ТО СЫНОВЬЯ ВАШИ, например, Мои Апостолы и даже ваши собственные ученики, они то ЧЬЕЮ СИЛОЮ ИЗГОНЯЮТ? Чем же докажете, что не силою того же веельзевула? Но почему же вы не обвиняете их, а только Меня? Ясно, что делаете это по зависти. Если же они изгоняют силою Божией, то тем более Я. Мои ученики совершают это Моим именем. ПОСЕМУ, именно потому, что они, будучи сынами вашими, познали истину, а вы не захотели познать ее, ОНИ БУДУТ ВАМ СУДЬЯМИ, они обличат вас на суде Божией правды за эту клевету на Меня. ЕСЛИ ЖЕ Я ДУХОМ БОЖИИМ ИЗГОНЯЮ БЕСОВ, и притом не как обыкновенный человек, но со властию повелеваю им, как Сын Божий, ТО, КОНЕЧНО, ДОСТИГЛО ДО ВАС ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— О Мария! Ты всегда прогоняешь меня от этого жестокого для меня человека! Преподобный имел дар своими словами наставлять и утешать скорбящих. Один брат пришел к святому в печали и спросил: — Что мне делать, отче? Сильно смущают меня злые бесы: ем ли я, пью ли, или стою на молитве, — они внушают мне в сердце то ереси, то хулы тяжкие на Господа моего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь, и на святые иконы, боюсь я, что сойдет когда-нибудь огонь с неба и сожжет меня живым. Святой отвечал ему: — Приими, брат, мой совет. Когда море волнуется, какие оно поднимает волны и разбивает о камни; волны же опять возвращаются в море: так и помыслы злые, посылаемые диаволом, действуют на человеческую душу, и если человек послушает его совета и последует ему, то погибает, как погибли многие, покорившись ему. Если же кто в борьбе с дурными помыслами не уступает, а еще больше мужается и сопротивляется им, презирая беса, то злоба беса возвращается на него самого, человек же тот получает награду от Бога. И ты, чадо, терпи, сопротивляйся бесу молитвою и постом, и он скоро убежит от тебя, берегись клеветы и гнева, они всего более вызывают хулы. Так, наставив брата, отпустил его с миром. Не был лишен преподобный и дара исцелять недуги. Пришла к нему какая-то женщина с зубной болью и умоляла святого исцелить ее. Он сказал ей: — Мы люди грешные и скверные, и не можем тебя исцелить, если Сам Бог не умилосердится над тобою. И с этими словами Нифонт пошел в церковь, помолился и, взяв масла из лампады перед иконою Пресвятой Богородицы, помазал лицо больной по всей опухоли, — и тотчас боль прекратилась; исцелившись, женщина та ушла, славя Бога. И другую женщину, доставлявшую ему ранее пищу, когда она сделалась больной и была близка уже к смерти, он исцелил молитвою, и она стала здорова. Прозорливыми очами он видел и души человеческие, по исшествии их из тела. Однажды, стоя в церкви святой Анастасии на молитве, он поднял глаза к небу и увидел отверстые небеса и много ангелов, из которых одни сходили вниз на землю, другие шли вверх, неся на небо человеческие души. И вот, видит он, идут два ангела вверх, неся какую-то душу. И когда приблизились они к блудному мытарству, вышли мытари-бесы и сказали с гневом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

О сотнике, который просил об исцелении своего слуги 21. Кто был исцелен Иисусом Христом не по своей вере, а по вере друзей? Расслабленный 22. Кто из учеников Иисуса Христа раньше был мытарем? Матфей 23. Фарисеи однажды сказали ученикам: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Что ответил Христос? Не здоровые имеют нужду во враче, но больные 24. Кому Иисус Христос сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя»? Женщине, которая прикосновением исцелилась от кровотечения 25. Сколько талантов простил царь рабу в одной из притч Иисуса Христа? 10 тысяч 26. Кто явился Иисусу Христу, Петру, Иакову и Иоанну на горе в Преображение? Моисей и Илия 27. Почему ученики не могли выгнать беса из отрока? По их неверию 28. Как изгоняются нечистые духи? Молитвой и постом 29. Самая знаменитая проповедь Иисуса Христа? Нагорная 30. Что из себя представляют 100 динариев? 255 г серебра 31. Кому Иисус Христос сказал такие слова: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» Женщине Хананеянке, которая просила из дочери выгнать беса 32. Кому сказал Иисус Христос: «Отойди от Меня, сатана!» Петру 33. Может ли человек сам искупить свои грехи? Нет 34. Кто из учеников видел Преображение Христа? Петр, Иаков, Иоанн 35. Кем был названный отец Иисуса Христа? Плотником 36. Откуда произошла поговорка: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем отечестве»? Когда Иисуса Христа не приняли в своем родном городе 37. Кто казнил Иоанна Крестителя? Ирод четвертовластник 38. Чем угодила дочь Иродиады царю Ироду? Танцем 39. Сколько коробов хлеба осталось после того, как Иисус Христос накормил 5000 человек? 12 коробов 40. Какой силой, по словам фарисеев, Иисус Христос изгонял князя бесов? Силой веельзевула 41. Какой единственный грех Бог не простит никогда? Хулу на Духа Святого 42. В чем состоит знамение Ионы? В том, что он находился во чреве кита три дня и три ночи 43. Что станет с человеком, освободившимся от нечистого духа, если он не примет Христа? Дух вернется, но не один, а со злейшими друзьями

http://azbyka.ru/deti/viktorina-po-stran...

Один из этих духов злобы, вселившийся в человека, предстал перед Иисусом в капернаумской синагоге. У Марка одержимый назван νθρωπος ν πνεματι καθρτ (буквально «человек в духе нечистом»). Лука употребляет выражение νθρωπος χων πνεμα δαιμονου καθρτου (человек, имевший нечистого духа бесовского) ( Лк. 4:33 ), а духа, вселившегося в человека, называет термином δαιμνιον («демон», «бес»). Рамой, в которую Марк вставляет эпизод с изгнанием беса из одержимого, является учительное служение Иисуса. Рассказ начинается с того, что Иисус вошел в синагогу и учил; все дивились учению Его, потому что Он учил их не как книжники, а как власть имеющий. Завершается рассказ удивлением свидетелей чуда и вопросом, который по чтению наиболее авторитетных рукописей звучит так: «Что это за новое учение со властью? и духам нечистым повелевает, и повинуются Ему» 177 . И в начале, и в конце рассказа употреблены термины «учение» (διδαχ) и «власть» (ξουσα). Однако если в первом случае речь идет собственно об учении Иисуса, то во втором оба термина относятся к только что проявленной Иисусом власти над нечистыми духами. Позже в своем Евангелии Марк расскажет о том, как, когда Иисус был в храме Иерусалимском, к Нему приступили первосвященники и старейшины народа с вопросом: Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? ( Мк. 11:28 ). Вопрос иудеев приводят и два других синоптика ( Мф. 21:23 ; Лк. 20:2 ). Во всех трех повествованиях Иисус не дает прямого ответа. Между тем для Марка ответ очевиден с самого начала: власть, которую получил Иисус, проистекает непосредственно от Бога. Эта власть проявляется и в том, как Он говорил, и в том, что Он делал. Очевидно, что евангелист не отделяет два аспекта деятельности Иисуса один от другого: Его учительное служение сопровождается чудесами, которые, в свою очередь, подтверждают истинность Его учения. Евангелист не уточняет, в какой момент бес вступил в диалог с Иисусом: произошло ли это после того, как Иисус закончил Свое поучение, или Его поучение было прервано криком беса. Последнее представляется вполне вероятным. В то же время очевидно, что бес проявил себя не сразу по приходн Иисуса в синагогу: в течение какого-то времени Иисус учил, люди слушали Его, а бес молчал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Немым часто называется тот, кто не говорит; но называется также и тот, кто не слышит, а вернее тот, кто не слышит и не говорит. Кои отроду не слышат, те и не говорят. Это с ними бывает по необходимости. Ибо мы говорим то, чему научаемся чрез слышание. Когда кто не слышит, тот по всей вероятности и не говорит. Разве у кого слух повредился впоследствии, от болезни, тому ничто не препятствует говорить. Приведенный ко Христу был в обоих отношениях нем: и на язык, и на ухо. Он есть образ человеческой природы, которая, будучи одержима от бесов, не способна была ни к слышанию слов Божиих, ни тем более к пересказыванию. Но Господь, придя и изгнав бесов, то есть страстные и бесовские дела, сделал то, чтобы мы не только говорили, но и проповедовали истину.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Однажды изгнанный из человека бес может возвратиться и снова войти в человека. Это происходит, когда покаявшийся и Богом помилованный грешник вновь возвращается к своему старому греху. Тогда и бес возвращается в свой старый дом 187 . Исцелив расслабленного, Иисус сказал ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин. 5:14 ). Слово «хуже» (χερον) употреблено также и применительно к человеку, из которого вышел нечистый дух. Оно указывает на то, что и болезнь, и одержимость могут вернуться, причем в более тяжелой форме, если человек после исцеления будет грешить. Мы уже говорили о связи между болезнью и грехом. Существует ли связь между грехом и одержимостью? Ни в одном из рассказов об изгнании беса евангелисты не говорят, при каких обстоятельствах и по какой причине бес вселился в человека. Иисус в Своей проповеди тоже не касается этой темы. Однако Он объясняет, при каких обстоятельствах бес может вернуться в человека, из которого вышел. Говорит Он об этом иносказательно, в форме притчи, но смысл этой притчи достаточно ясен, особенно при сравнении ее со словами, обращенными к бывшему расслабленному. Согласно христианскому пониманию, бес не может войти в человека по своей воле, без какой бы то ни было вины со стороны человека. Как правило, бес входит во внутренний дом человека, то есть в его душу, если человек сам приоткрывает для него какую-то щель или форточку. Путем, по которому бес проникает в человека, является постоянно и сознательно совершаемый грех . Колдовство, магия, гадания и прочие суеверия тоже несут в себе такую опасность, поскольку при их помощи человек вступает в прямое соприкосновение с бесовским миром. Изгоняя нечистого духа, Иисус полностью освобождает человека от его власти. Возвращая человеку его изначальную идентичность, Иисус восстанавливает его личность в ее первозданной целостности. Однако дальнейшая судьба исцеленного во многом зависит от него самого. Освобождение от беса произошло без его воли, потому что его воля была всецело подавлена бесом. Но для того, чтобы сохранить дом от повторного вторжения демонических сил, необходимы вера и трезвение, согласно словам апостола Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою… ( 1Пет. 5:8–9 ). 3. «Легион имя мне»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако главное для нас здесь другое – тема антихриста. Сатана представлен здесь в виде мелкого беса – наполеоновского секретаря-сочинителя заведомо лживых либо неполных бюллетеней, шедевром из которых по праву может считаться бюллетень после переправы через Березину, когда Великой армии уже почти не существовало: «Здоровье Его императорского величества в полном порядке». В Священном Писании и Предании сатана выступает как отец лжи: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», – говорит Христос фарисеям (Ин. 8: 44). Излишне напоминать, что образ человекоубийцы и лжеца в высшей степени подходит Наполеону. Образу «мелкого беса», казалось бы, противоречит в стихотворении слово «князь», однако стоит вспомнить, что маршалы и помощники императора Наполеона получали пышные титулы герцогов и князей , так что сатана вполне может быть представлен и как секретарь, и как маршал Наполеона. Но антихрист действует не один: ему поспешествует лжепророк (см.: Откр. 13: 1–4, 11–14). Против Бога и святых в Апокалипсисе воюет двоица зверей, так и в стихотворении В.Л. Пушкина против России воюют Наполеон и сатана. И, наконец, слова «Я даже обойтись могу без погребенья» могут относиться не только к нечестивому правителю, недостойному даже похорон , но и к антихристу, который живым будет брошен в озеро огненное: «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20: 10). Отгремели бои наполеоновских войн, но тема Наполеона из русской литературы не исчезла. Для А.С. Пушкина она оставалась актуальной и в 1820-е годы. В стихотворениях «Наполеон» (1821), «Зачем ты послан был…» (1824) дается амбивалентная, внутренне противоречивая оценка Наполеона: Зачем ты послан был и кто тебя послал? Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель? Зачем потух, зачем блистал, Земли чудесный посетитель?..

http://pravoslavie.ru/34380.html

Однако призывание имени Христа, необходимое в подобных случаях, не является достаточным: Господь сообщает Свою победоносную силу только тем, кто этого достоин; Он ниспосылает эту силу призывающему Его в соответствии с силой его веры и чистотой сердца. Вспомним отрывок из Евангелия, где рассказывается, как ученики не могли освободить припадочного от одержащего его беса. После того как Христос изгнал беса, ученики спросили Его: «Почему мы не могли изгнать его?» – Иисус же сказал им: «по неверию вашему» ( Мф. 17:19–20 ). И чтобы заставить нас постичь необходимость безусловной веры и ненарушимой приверженности, Христос добавляет: никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня ( Мк.9:39 ). «Авва Питирион, ученик аввы Антония, говорил: “Кто хочет изгонять демонов, должен сначала укротить страсти, [которые в нем]”» 384 . Если же тот, кто хочет заниматься экзорцизмом, недостаточно полно соединился со Христом путем очищения от страстей и осуществления добродетелей, бесовская сила может обернуться против него, как свидетельствует пример иудев-экзорцистов, приводимый в Книге Деяний ( Деян.19:13–17 ): они стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» Но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян.19:1,15–16 ). На самом деле святой Павел, апостолы и святые в силу своей святости вкладывают необходимую силу в призывание имени Христа; только через нее и власть Его может распространяться через них. Помимо чистоты, смирение есть та добродетель, которой в первую очередь должен обладать экзорцист и без которой он ничего не может сделать 385 ; потому что только когда человек признает собственную беспомощность и откажется от самого себя, Христос может сделать его Своим вместилищем и облечь его, именем Бога Отца и Святого Духа, Божественной силой. Наконец, экзорцист должен быть глубоко проникнут любовью к ближнему и действовать не с какой бы то ни было корыстью, но из чистого сострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Он, как премудрый и провидящий, не вначале и при первом случае избавляет от бедствий, но когда усилятся все меры врагов и когда делами доказано бу­дет терпение подвижников Его, тогда и являет собственную помощь, чтобы никто не мог говорить, будто они потому решают­ся на опасности, что уверены, что с ними не случится ничего неприятного. Поэтому Он некоторым и попускает терпеть бедствия, по своей неизреченной премудрости, а некоторых из­бавляет от них, чтобы ты из всего познал чрезмерное че­ловеколюбие Его, и то, что Он, соблюдая для них большие на­грады, часто попускает усиливаться бедствиям. Так Он посту­пил и здесь. После такого чуда и благодеяния, которое оказали изгнавшие бесстыдного беса, Он попустил им получить удары и быть посаженными в темницу, потому что отсюда особенно и открылась сила Божия. Поэтому-то блаженный Павел и говорил: «потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ; и еще: «когда я немощен, тогда силен» , — называя не­мощью непрестанные искушения (2Кор.12:9-10). Но, может быть, здесь кто-нибудь недоумевает, почему они изгнали беса, который не говорил ничего противного им, но еще делал их известными. Потому что он много дней кричал, говоря: «сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16:17). Не удивляйся, возлюбленный: и это было делом благоразу­мия апостольского и благодати Духа. В самом деле, он не го­ворил ничего противного им, но дабы, чрез это сделавшись достойным доверия, бес не мог и в других делах увле­кать людей более простых, для того апостол заградил ему уста и изгнал его, не допустив ему говорить то, что выше его достоинства. Это сделал он, подражая своему Господу, потому что и к Нему приступая говорили: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк.4:34); однако Он изгонял говоривших так. А совершалось это в обличение бесстыдных иудеев, которые, видя каждый день происходившие чудеса и бесчисленные зна­мения, не верили, между тем как бесы признавали и испове­довали Его Сыном Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3308...

Перед Своим Вознесением на Небо, он прямо сказал своим ученикам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян.1:8–9 ). Только искупленное Кровью Иисуса Христа, человечество оказалось способным принять дар Святаго Духа и начать возрождать те отношения, которые были между Богом и человеком еще до грехопадения. Но теперь восстановление человечества происходило не по образу и подобию падшего Адама (Первого Человека); теперь в Своем Истинном Человечестве Сын Божий восстанавливал нас и Своим Истинным Божеством. Сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47–49 ). Но пока Господь Иисус Христос наставляет перстных ради их будущности Небесной. И далее мы читаем: Мф.17:21 . «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Прекрасно истолковал этот стих блаж. Августин Иппонийский , он пишет, что молитва необходима нам и для избавления от собственного зла. Вслушаемся в слова его наставления: « Итак, в этой главе Господь призвал нас к молитве, когда заметил, что ученики из-за неверия не смогли изгнать этого беса. Призывая нас к молитве, Он заключил: «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Если человек молится так, что он может изгнать чужого беса, то насколько больше нужно молиться, чтобы избавиться от собственной жадности? Насколько больше, чтобы избавиться от собственного пьянства? Насколько больше, чтобы избавиться от тяги к роскоши? Насколько больше, чтобы избавиться от собственной грязи? Настолько велики грехи, эти, что если останутся в человеке, то не позволят ему войти в Царство Небесное ». Да! Самый опасный для нас грех – это тот, который поселился в нашем собственном сердце и не хочет покидать его. Самые опасные бесы – это те, которые хороводят вокруг нас, и как менеджеры предлагают то один, то другой грех (им хорошо известны наши вкусы и пристрастия); но так же, как и современные менеджеры, они готовы дать все в кредит, и если не дай Бог, придется расплачиваться, то они признают только один вид валюты, только один тип кредитной карты, это наша собственная бессмертная душа; которая каждым грехом и духовной оплошностью будет разрываться по живому. Но при этом нельзя забывать, что дьяволу и его менеджерам – агентам, нужна твоя и моя душа ЦЕЛИКОМ. И здесь только пост и молитва , молитва и пост, соединяющие разодранные части нашей души у ног Христа Спасителя, могут даровать нам дар исцеления, преображения и преосуществления из состояния чад гнева в состояние Чада Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010